Особенности педагогического общения

Особенности педагогического общения

Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется прежде всего в общении. И все многообразие жизни отражается в столь же бесконечном многообразии общения. Для облегчения анализа, изучения этого феномена все многообразие видов общения можно в самом первом приближении разделить на группы в соответствии с формами жизнедеятельности человека: общение в семье, в школе, на производстве, в сфере свободных отношений бытового характера (магазин, зрелищное учреждение и т.п.), общение в компаниях и группах непроизводственного характера и т.д.

Можно классифицировать виды общения по иному признаку:

1) функционально-ролевой (результатом такого типа общения является объединение усилий общающихся носителей социальных ролей); 2) личностный (сопереживание, эмоциональный контакт, понимание — результат общения в этом случае); 3) информационный (обмен информацией составляет главную цель и результат общения) (В.Г.Антонян).

Однако общение учителя с учениками практически невозможно отнести к какому-либо из этих типов: учитель и ученик -это носители социальных ролей, их отношения имеют личност-

1 См.: Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1980. — С. 97. 2 Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. — С. 83.

В значительной мере это характерно и для многих других существующих классификаций общения: педагогическое общение трудно или даже невозможно отнести к какому-либо из выделенных в них типов.

В определенной мере недостаток приведенных выше классификаций относительно педагогического общения преодолевается в классификации М. С. Кагана. Он выделяет материально-практический, духовно-информационный и практически-духовный типы общения’. Так называемые традиционные педагогические технологии в наибольшей степени соответствуют духовно-информационному типу общения. Однако общение учителя с учениками в условиях развивающего обучения, на основе личностного подхода опять-таки не укладывается в рамки этой классификации.

В самом деле, к какому из указанных типов общения можно отнести общение учителя с учениками в ходе выполнения лабораторной работы исследовательского характера, конструирования и моделирования на уроках труда в мастерских, проведения опытов на пришкольном участке? Ведь во всех этих случаях воспитатель и воспитанник занимаются практической деятельностью, обмениваются информацией в определенной изменяющейся эмоциональной атмосфере, придумывают, делают что-то в обстановке субъективного творчества.

Дело, конечно, не в оценке или хотя бы сравнительном сопоставлении различных классификаций, а в том, что любая из них дает возможность еще раз подтвердить исключительную сложность педагогического общения и фактическую невозможность поставить его в один ряд с каким-либо другим. Естественно, те или иные разновидности ущербного общения воспитателей с воспитанниками нетрудно ранжировать в системе любой типизации. Однако наша задача другая — рассмотреть педагогическое общение в его идеальном виде.

Чем же отличается педагогическое общение от других видов? Что ему присуще в большей мере, чем общению бытовому, например, или осуществляемому в производственных условиях?

Прежде всего, педагогическое общение, организуемое учителем -даже в тех случаях, когда его инициатором является воспитатель

1 См.: Каган М. С. Мир общения. — М., 1984. — С. 256.

Используя слово, тон голоса, мимику и др., воспитатель сообщает воспитаннику информацию и демонстрирует свое отношение к ней, к воспитаннику, к себе самому и ко всему миру. Это изменяет настроение, отношение, деятельность воспитанника, в результате которой формируются качества личности.

Таким образом, воспитатель воздействует на формирующиеся качества личности ее собственной деятельностью, направляя ее соответствующим образом и влияя тем самым на изменение тех или иных качеств, черт и т.п. личности. Почти так же, как хирург направляет свой скальпель, который держит в руках, на изменение органов или частей тела оперируемого. Следовательно, в педагогическом общении слово, жест, взгляд воспитателя — это, образно говоря, «руки», которые держат «скальпель» — деятельность воспитанника (его слова, чувствования, действия). Этот «скальпель» изменяет «части его духовного тела», формирует его духовное и физическое Я.

Ярким примером этого является общение матери с младенцем,

в котором не столько смысл обращенных к ребенку слов, сколько их эмоциональная окраска и несловесное выражение любви к нему составляют воспитательную силу матери.

У воспитателя «скальпель» — деятельность воспитанника — не внешний, чужеродный по отношению к воспитуемому инструмент, а достояние самой формирующейся личности, его чувства, его действия, его отношения, им контролируемое средство воспитания. Тем более контролируемое, чем более осознанно воспринимает он окружающий мир. В этом основа субъект-субъектных отношений в воспитании вообще и в педагогическом общении в частности. В этом же и суть важнейшего отличия педагогического

общения от всех других видов.

В значительной мере это качество присуще театральному общению. Но там оно неизбежно перерастает в демонстрацию профессионального мастерства артиста и имеет принципиально иное соотношение воздействующих средств на участников общения и

Другой особенностью педагогического общения является его воспитательный характер, оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.

Общение бывает непосредственным и опосредованным, т.е. в форме прямых контактов общающихся и через кого-то (другого человека, группу людей) или что-то (игрушку, компьютер и др.).

Опосредованность в педагогическом общении проявляется в двух отношениях. Во-первых, в отношении контактов между самими участниками общения: воспитатель может прямо обратиться к воспитаннику с просьбой, советом, требованием, вместе с ним выполнять какую-либо работу и т.п. или передать воспитаннику через кого-либо свое мнение, совет, организовать его деятельность, используя инструкцию, знания и умения другого воспитанника и т.п. Воспитатель организует деятельность воспитанников через актив. Его воспитательная и организаторская позиция в этом случае становится скрытой (так называемый принцип параллельного действия, по А.С.Макаренко).

Во-вторых, Опосредованность проявляется в том, что воспитатель направляет свои воздействия не на воспитанника даже в случае прямых контактов с ним, а на те знания, которые воспитанник должен усвоить, на качества личности, которые он должен фор-

В субъект-субъектном взаимодействии объектом деятельности воспитателя (и воспитанника) становятся усваиваемые знания, формируемые качества личности и отношения, по поводу которых осуществляется педагогическое общение.

Таким образом, опосредующим звеном, на которое направлены эмоции воспитателя, учителя, его оценочные суждения, отношения являются процессы, предметы, свойства и качества, достоинства и недостатки. Как бы через них устанавливает воспитатель контакт с воспитанником. Как в театре артисты устанавливают контакт со зрителями, обращаясь не прямо к ним, а к своим партнерам по сцене, выражая им, а не зрителям свою любовь, страдание, ненависть, так и опытный воспитатель обращается к воспитаннику косвенно. Только его «партнерами по сцене» являются не артисты или вообще другие люди, а знания, добродетели и пороки, положительные и отрицательные человеческие качества.

В этом заключается одна из особенностей педагогического общения, которое не всегда, но по большей части осуществляется не в форме прямого воздействия, а опосредованно, особенно при выражении отрицательных оценок и суждений, при решении задач развития самостоятельности и активности воспитанников.

Есть немало других классификаций разновидностей общения, в том числе и в зависимости от характера отношений между его уча-

Источник:
Особенности педагогического общения
2. Особенности педагогического общения
http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_selivanov/selivanov44.html

Особенности педагогического общения

2. Психологические особенности педагогического общения

В настоящее время проблема педагогического общения приобрела особую актуальность, так как она непосредственно связана с гуманистическими тенденциями, составляющими доминанту современного учебно-воспитательного процесса. Бесспорен и тот факт, что между продуктивностью педагогической деятельности, с одной стороны, и эффективностью педагогического общения характером и взаимодействия преподавателя со студентами, с другой, существует тесная взаимосвязь. В свою очередь, важнейшими особенностями педагогического взаимодействия современной высшей школы являются целостность, систематичность и непрерывность, постепенный переход от аудиторных форм общения к неаудиторным, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному характеру общения.

Чрезвычайно важно обеспечить формирование правильной системы взаимоотношений преподавателя и студентов, начиная с первого курса. Неправомерен при этом перенос школьных форм взаимоотношений учителей и учеников на ситуацию в вузе, в котором существуют принципиально иные формы обучения и контроля учебной деятельности, наконец, совершенно другой является вся вузовская атмосфера.

Важным социально-психологическим фактором, который придает всему педагогическому общению положительную эмоциональную окраску, существенно влияющую на продуктивность учебно-познавательного процесса студентов, является чувство профессиональной общности у студентов и преподавателей вуза с самого начала процесса обучения.

Условно можно выделить четыре группы преподавателей с точки зрения интенсивности их общения со студентами:

Первую группу составляют те преподаватели, которые свое общение со студентами ограничивают узкими рамками сугубо деловых вопросов (учеба, дисциплина) и не стремятся к более близкому общению.

Вторую группу составляют преподаватели, стремящиеся к близкому общению со студентами, но не достигающие его по различным причинам (отсутствие достаточного времени, симпатии студентов, их нерасположенность к преподавателю).

К третьей группе относятся те преподаватели, которые с уважением относятся к студентам, пользуются их доверием и симпатией, но по разным причинам общение с ними не имеет регулярного характера. Однако в случае возникновения у студентов определенных трудностей они обращаются именно к этому преподавателю.

Четвертая группа преподавателей. К ней относятся те, которые постоянно общаются со студентами. Их общение при этом отличается высокой степенью доверительности и интенсивности. Важнейшим условием этого является доверие студентов к преподавателю. А оно обусловлено его высоким профессионализмом и личностными качествами, такими как честность, порядочность, требовательность, справедливость и отзывчивость.

Педагогическое общение может носить фронтальный и диадический характер, то есть осуществляться в групповой или индивидуальной форме.

Случается и так, что ранимые, застенчивые преподавате­ли сознательно или бессознательно “уходят” в ситуации функ­ционально-ролевого общения, не желая никого впускать в свой внутренний мир или “не лезть в душу” другому, ограничиваясь обсуждением сугубо официальных вопросов.

Кроме типа темперамента, определенные затруднения у преподавателя в процессе индивидуального общения может вызвать также его элементарная неподготовленность, отсутствие необходимых умений и навыков работы с людьми в различных ситуациях общения.

Существует определенная структура педагогических воздействий со стороны преподавателя на обучаемых. Она включает различные виды воздействий, которые, в свою очередь, в значительной степени определяются уровнями деятельности преподавателя.

Основными видами педагогических воздействий являются:

Преобладание тех или иных видов педагогических воздействий, используемых преподавателем, необходимо рассматривать в соответствии с уровнями его деятельности и понимания студентов. Эти уровни могут быть как высокими, так и низкими.

Выявлено, что у преподавателей высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателей низкого уровня – воздействия дисциплинирующего характера. Это легко объяснить тем, что, если преподаватель не уделяет достаточного внимания организации деятельности студентов, то ему приходится впоследствии тратить силы и время на поддержание дисциплины. Иными словами, беспорядок на занятиях не является следствием какой-то изначальной человеческой склонности, а вытекает из недостаточной организованности учебного процесса.

При высоком уровне деятельности преподавателя среднее количество его педагогических воздействий за одно занятие производится меньше, но сами по себе они оказываются гораздо эффективнее.

Система вербальных воздействий у преподавателей высокого и низкого уровней деятельности отличается не только количественно, но и качественно. Преподаватели высокого уровня чаще всего используют следующие формы словесного воздействия (в порядке значимости): инструктирование, повышение интонации, называние фамилии, поощрение, юмор. Что же касается преподавателей низкого уровня, то, хотя у них повышение интонации и называние фамилии входят в число наиболее часто используемых воздействий, нельзя сказать, что юмор и поощрение – частые “гости” на занятиях. Еще менее характерно для них инструктирование, поскольку такие преподаватели больше дисциплинируют, чем организуют обучаемых.

Установлено, что преподаватель говорит на занятии в два раза больше, чем его студенты. Вместе с тем, известно, что эффективность обучения связана именно с уровнем собственной активности учащихся на занятии и, в более широком смысле, эффективность развития личности обучаемого. На занятиях у преподавателей высокого уровня студенты говорят в два раза больше, чем на занятиях у преподавателя низкого уровня.

Преподаватель играет определяющую роль в процессе педагогического общения. В то время, когда роль преподавателя как основного источника информации в настоящее время постепенно снижается в связи с расширением применения в учебном процессе телекоммуникационных средств, влияние его как личности, напротив, существенно возрастает. Вот почему успешное педагогическое общение и взаимодействие пре­подавателя со студентами требует наличия у него определенных психологических качеств и способностей. Как справедливо считает Л.Д. Столяренко, к основным из этих качеств и способ­ностей следует отнести:

— интерес к студентам и к работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, развитые коммуникативные качества;

— способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее ему умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, от индивидуаль­ных особенностей студентов;

— умение ощущать и поддерживать обратную связь в об­щении;

— умение управлять собой, своим психическим состояни­ем, своим телом, голосом, мимикой; умение управлять настро­ением, мыслями, чувствами; умение снимать мышечные зажимы;

— способность к спонтанности общения, то есть к не подготовленной заранее коммуникации и к импровизации;

— умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, вероятные последствия своих педагогических воздействий;

— хорошие вербальные способности: культура и развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

— владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учебную деятельность и поведение студентов в требуемом направлении;

— способность к педагогической импровизации. Она включает умение применять разнообразные средства воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, “приспособлений” и “пристроек”).

Важным профессиональным качеством преподавателя является также толерантность. Толерантность понимается как терпеливость, выносливость преподавателя по отношению к поведению обучаемых и коллег, терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий. Толерантность лежит в основе взаимного доверия и понимания. Она помогает предупреждать конфликты и преодолевать их возможные неблагоприятные последствия. Кроме того, толерантность способствует установлению и проявлению доброжелательности, помогает налаживанию психологического климата в группе, в отношениях между преподавателями и студентами.

Толерантность имеет решающее значение для всех профессий типа “человек – человек”. В педагогическом же общении она занимает особое место, так как с ней связаны эффективность познания личности обучаемого, продуктивность и результативность педагогического общения и деятельности.

Толерантность связана с двумя факторами. В одном слу­чае социально-психологическая терпимость (толерантность) может быть обусловлена низкой психической чувствительностью личности (черствый, холодный). Иными словами, в основе толерантности этого типа лежит откровенное безразличие. Другой путь терпимости личности – это специфика ее установок (каждый имеет право на свое мнение). Здесь повышение терпимости связано с формированием соответствующих установок личности, в данном случае личности преподавателя. Для иллюстрации сущности этого вида толерантности считаем уместным привести известные слова Ф. Вольтера “я в корне не согласен с вашими взглядами, но я готов жизнь отдать за то, чтобы вы имели право их высказывать”.

Установка преподавателя является важным психологическим фактором, определяющим эффективность педагогического общения. Под установкой принято понимать готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Выделяют два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам: позитивную и негативную.

Признаками негативной установки преподавателя на того или иного студента являются: преподаватель дает “плохому” студенту меньше времени на ответ, не использует наводящие вопросы и подсказки; чаще порицает, чем поощряет; не реагирует на удачные действия студента и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии.

При позитивной же установке преподаватель дольше ждет ответа на вопрос, в случае затруднения задает наводящий вопрос, поощряет улыбкой, взглядом; при неправильном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к студенту взглядом в ходе занятия и т.д. При таком подходе “плохие” студенты болезненно переживают необъективность преподавателя и гораздо реже обращаются к преподавателю, чем хорошие.

Могут затруднять педагогическое общение также и проявляющиеся иногда субъективизм и предвзятость преподавателя, его следование стереотипам, тесно связанным с типами его установок.

Субъективизм и предвзятость являются одним из следствий неумения или нежелания преподавателя преодолевать трудности в организации общения со студентами. Преподаватель может и не знать о своем субъективизме, но, тем не менее, проявлять его во взаимоотношениях со студентами, допуская тем самым серьезные педагогические ошибки, которые могут быть использованы студентами в своих целях, оттачивающими технику общения. Так, уровень владения техникой общения у студентов может оказать существенное воздействие на оценку знаний учебной дисциплины. Другими словами, умело используя развитую технику общения, студент создает иллюзию хорошего знания предмета, формирует у преподавателя положительное отношение к себе и тем самым способствует развитию и проявлению его субъективизма.

В работе со студентами субъективность оценок нередко связана с оценкой внешности студента. Так, распространены такие стереотипы: “этот – в очках, значит, умный”; “этот – спортивный на вид, значит, не очень умный” и т.д. Установка на внешность экономит педагогические усилия, связанные с познанием студентов, но часто приводит к заблуждениям, которые, в конечном счете, могут выливаться в серьезные педагогические просчеты. В результате складывается благоприятная или неблагоприятная для студента установка преподавателя на основании повода, который в действительности не имеет никакого отношения к реальному уровню его знаний.

Использование стереотипов, порождающих позитивные или негативные установки, также оборачиваются педагогическим субъективизмом преподавателя.

Преподаватели иногда сами формируют неуспешность студента за счет своего отношения к нему как к заведомо неуспевающему. В результате первого неудачного ответа студента у преподавателя может сформироваться отрицательная установка (как, впрочем, аналогичным путем и положительная). Вначале возникает предвзятость, на ее основе формируется и постоянно проявляется субъективизм, а дальше предпринимаются определенные действия для того, чтобы оправдать правомерность этой установки.

Вместе с тем, действие стереотипов не может быть однозначно оценено как негативное. В межличностном познании стереотипы играют негативную роль, если преподаватель жестко следует им, и если их влияние приобретает абсолютный характер. Положительное же значение стереотипы приобретают в том случае, если преподаватель, опираясь на них, дает лишь вероятностную оценку личности студента и стремится в ходе дальнейшего общения постепенно уточнять ее.

Субъективизм, стереотипизация, наличие определенных штампов и трафаретов, которые преподаватель использует в своем познании студента, приводят его на ложный путь педагогического общения. В связи с этим необходимо проверять всякую информацию и переоценивать предварительные установки, чтобы познать истинного человека, его плюсы и минусы и строить общение с опорой на плюсы, осознавая, что каждый человек в чем-то лучше других, в том числе и лучше тебя самого.

Важнейшую роль в педагогическом общении, в процессе познания преподавателем личности обучаемого играют механизмы децентрации и идентификации. Со способностью побороть свой эгоцентризм, взглянуть на ситуацию не со своей позиции, а глазами обучаемого, понять и принять его точку зрения, наконец, встать на его место и рассуждать с его позиции в существенной мере связаны адекватность, полнота и глубина познания его личности. Все это возможно благодаря не только изначальным педагогическим способностям, но и специальным умениям, которые могут быть сформированы в процессе профессиональной психолого-педагогической подготовки, благодаря тем приемам, правилам и техникам, которые существуют в педагогическом общении и взаимодействии.

Источник:
Особенности педагогического общения
Наукова бібліотека Буковина
http://buklib.net/books/36688/

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную, интеллектуальную функции, используя при этом всю свою совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.

В.А.Кан-Калик сформировал замечательные заповеди педагогического общения. Приведем некоторые из них:

1. При организации педагогического общения (ПО), нельзя исходить только из педагогических целей и задач. Организация ПО “от себя” замыкает педагога на своих педагогических заботах, из которых незаметно ускользает живой ребенок с его интересами.

2. В ПО нельзя ограничиваться одной функцией — информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный “репертуар” общения, т.е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений. И познания личности ребенка, и оказание воздействия.

3. В ПО наиболее эффективным является диалогический, демократический подход. Надо так выстраивать взаимоотношения с детьми, чтобы позиция взрослого как ведущего естественно вытекла из всей логики педагогического процесса.

4. Следует учиться видеть себя со стороны, как бы глазами детей.

5. Необходимо развивать в себе умение быть “психологическим камертоном”, т.е. стремиться хорошо улавливать психологическую атмосферу коллектива детей.

6. Нужно уметь слушать и слышать детей.

7. Необходимо развивать собственную компетентность для конструктивного решения конфликтов, возникающих в ПО.

8. Следует быть инициативным в ПО, т.к. инициатива в общении помогает успешно управлять познавательной деятельностью и организовывать сотрудничество.

9. При общении с детьми обязательно необходимо учитывать их возрастные, половые, индивидуально-психологические особенности;

10. Надо стараться преодолевать негативные установки по отношению к конкретным детям, т.к. они создают “барьеры” общения и мешают гармоничным взаимоотношениям.

11. Чаще улыбайтесь! Улыбка создает благоприятный психологический настрой, располагает к общению, вызывает стремление к работе.

12. Стремитесь, чтобы в процессе ПО чаще звучали одобрение, похвала, поощрение.

13. Следите за собственной речью, помните, что она — отражение вашей личности: не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевые ошибки учащихся.

Безусловно, ПО содержит в себе и “барьеры”, и затруднения, и конфликты. Преодоление этих негативных моментов требует от субъекта педагогической деятельности осознания и коррекции их причин. Этот процесс может осуществляться лишь при условии постоянной работы над собой, активных процессов самопознания, самовоспитания и самосовершенствования.

В заключение приведём основные обобщающие постулаты психолого-педагогической деятельности.

1. Уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности — относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе).

2. Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, “умственный аппетит” у других).

3. Передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их оставить, был готов их использовать в различных жизненных ситуациях и в своём самообразовании.

Данные постулаты могут реализовываться не только в профессиональной педагогической деятельности, но и в педагогической миссии в широком смысле — в воспитании своих собственных детей, в воспитании людей, которые окружают нас.

Источник:
Особенности педагогического общения
4.3. Особенности педагогического общения
http://txtb.ru/85/11.html

Психологические особенности педагогического общения

Психологические особенности педагогического общения

РГООУ «Боградская санаторная школа-интернат»

(на фоне слайда 2) Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Общение учителя с учениками занимает ведущее место в их взаимодействии. Учитель не сможет добиться значимых успехов в обучении, воспитании и развитии учащегося, если не сумеет расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения.

Через общение учитель организует поведение и деятельность учащихся, оценивает их работу и поступки, вызывает соответствующие переживания по поводу поступков.

Слайд 3 Педагогическое общение (в отличие от других видов) обязательно предусматривает решение педагогических задач, направленных на развитие и воспитание учащихся.

(на фоне слайда 3) то есть это навыки и приемы, содержанием которых является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений. Таким образом, педагогическое общение, особый вид творчества.

Слайд 4 Педагогическое общение находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

На работе и в жизни от нас все чего-то ждут. К нам предъявляют определенные требования в профессиональном и в личностном плане. А та позиция, которую мы занимаем в жизни, является определяющей в стиле общения, который влияет на результат нашей работы.

Слайд 5. Стили педагогического общения. (на фоне слайда) Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный стили.

При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.

При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.

При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.

Заметим, что в чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко. Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.

Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.

Сейчас мы предлагаем вам узнать, насколько вы общительны.

Слайд 6. Тест «Оценка общительности учителя» (Приложение 2)

Часто бывает так, что мы воспринимаем какую либо социальную группу, например этническую или возрастную, как целое, наделяя всех её представителей набором стереотипных характеристик.

Мы редко задумываемся, что каждый её представитель совершенно уникальный и неповторимый человек. Например, нам может казаться, что все подростки несносны, а все китайцы на одно лицо. Это так же, как если взять, например, мешочек грецких орехов, то и они на первый взгляд нам могут показаться как бы на одно лицо…

«Возьмите каждый, из мешочка, грецкий орех. Постарайтесь посмотреть на свой орех повнимательней, увидеть и ощутить его особые приметы и неповторимые признаки. Вашей задачей будет отыскать его потом в общей куче. У вас 1 минута».

Затем орехи обирают и перемешивают. После этого по команде каждый должен отыскать свой орех.

«Вряд ли еще недавно кто-нибудь из участников считал, что мешочек грецких орехов полон индивидуальностей. Но стоит внимательно присмотреться к самому обычному ореху, познакомиться с ним и становится ясно, что каждый из них неповторим. Так и у нас в жизни.

— Расскажите, по каким признакам, особым приметам, вам удалось опознать свой орех?

— Какую, по вашему мнению, отрицательную роль играет стереотипы?

— Могут ли стереотипы быть полезными?

Сейчас я вам предлагаю сыграть еще в одну игру. Для этого необходимо 6 человек. Участникам необходимо раздать шапочки, на которых напечатаны роли, которые в последствии им необходимо разыграть: не воспринимать в всерьез, спрашивать совета, игнорировать, хвалить, поддерживать, перебивать.

Сейчас вы закроете глаза, я на вас одену шапочку. Вы не будете видеть, что на ней написано. Играя свои роли нельзя озвучивать то, написано у других. В игре вы будете вести диалог и ваша основная задача — общаться с человеком, ориентируясь, на то, что у него написано, т.е. на его роль.

После распределения ролей, психологу необходимо дать дополнительную инструкцию, следующего характера: «На школу, в которой вы работаете, прислали две путевки на оплачиваемый отдых. Вам в течение 5 минут необходимо договориться, кто из вас отправиться отдыхать, решение должно быть единогласным. (Эту инструкцию можно изменять, для улучшения мотивации игроков).

— Каждого спросить, как он себя чувствует в этой роли?

— Какую роль он играл?

Обязательно поблагодарить за исполнение роли.

Искусству общения надо учиться, «но нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, если он откровенно говоря не любит детей и не любит профессию» А.А. Леонтьев.

Мы хотим предложить вам мудрые мысли и советы известных педагогов и психологов.

В педагогической деятельности необходимо использовать весь многочисленный репертуар общения: познание личности ребенка, соблюдение педагогического такта.

• Четко формулируйте конкретную задачу, которую вы решаете в общении и через общение.

• Продумайте стратегию и тактику общения, отберите возможные приемы взаимодействия на сознание и поведение детей.

• Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшее изменение в микроклимате класса.

• Избегайте штампов в общении с детьми: в манере вести себя, в стереотипных реакциях на поведение учащихся, в механическом следовании схеме разговора и т.п.

• Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам.

• Специально думайте над построением своих взаимодействий с трудными воспитанниками.

• Стремитесь, чтобы в процессе вашего общения с детьми чаще звучали одобрения и похвала, поощрение.

• Следите за собственной речью, помните, что она – отражение вашей личности.

• Умейте слушать детей, чаще улыбайтесь им.

• Старайтесь понимать эмоциональное состояние, переживание ребенка. Будьте эмпатом – принимайте чужие радости и печали как свои, и вы сможете предугадывать поведение людей.

Источник:
Психологические особенности педагогического общения
РГООУ «Боградская санаторная школа-интернат» (Семинар для педагогов школы)…
http://reg-19.ru/psikholog/2012-11-30/psikhologicheskie-osobennosti-pedagogicheskogo-obscheniya

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Мужчина телец как ревнует Как доставить наслаждение мужчине - тельцу Телец мужчина - это романтик, мечтатель с искоркой в… (6)

10 месяцев отношений поздравление парню Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?… (6)

Женщина близнецы крыса Близнецы в год Крысы Близнецы, рождённые в год Крысы, всегда в курсе последних событий и… (5)

7 месяцев отношений поздравления 7 месяцев отношений поздравленияПоздравления с годовщиной отношений, знакомства в стихах и Как хорошо с тобой… (5)

Как записать лучшего друга в телефоне Как в телефонной книге записать любимого человека Как в телефонной книге записать любимого человека/мужа? У… (5)

COMMENTS