Популярные записи:

500 причин почему я тебя люблю парню 100 причин, почему я люблю тебя 1. Счастье-это быть с тобой 2. С тобой никогда… (17)Романтические письма любимым Красивые эротические письма любимому мужчине - интимные посланияКрасивые эротические письма любимому мужчине - интимные послания… (8)Нежные слова любимому парню своими словами 25 красивых пожеланий спокойной ночи любимому Если вы не стесняетесь выражать свои чувства к своему… (6)Если мужчина любит замужнюю женщину его поведение Как влюбляются мужчины: признаки и их поведениеМужчины и женщины отличаются не только внешне, но и… (6)Как ведет себя девушка после расставания Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (4)

Основы психологии

Основы психологии

На сайте доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология».

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам человеческого взаимодействия, в том числе его совершенствования, который обусловлен, на наш взгляд, повышением самоценности общения в современной действительности.

Психодиагностическая работа — это одно из самых сложных направлений и форм деятельности практического психолога, которое требует специальной подготовки и сформированности диагностических, прогностических и организаторских умений специалиста.

Память – это способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Психоанализ — теория душевной жизни человека, а также метод ее исследования и лечения невротических расстройств. Психоанализ – понятие, введенное Зигмундом Фрейдом (1856–1939) для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств.

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основном основные причины возникновения конфликтов — это разные аксиологические (ценностные) установки коммуникантов.

Психология личности в первую очередь учит тому, что познав свою сущность, научившись увидеть проблему в самом себе и самостоятельно её исправить, научишься лучше понимать и эффективнее контактировать с другими.

а) Характеристика эмоции интереса Интерес — позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формирова­нии и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес — .

Насилие и ненасилие представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Возможные линии поведения человека перед лицом насильственно поддерживаемой социальной несправедливости можно свести к .

Собранный В. А. Крутецким материал позволил ему выстроить общую схему структуры математических способностей в школьном возрасте. Получение математической информации. Способность к формализованному восприятию математического материала, с .

Источник:
Основы психологии
На сайте доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности»,
http://www.psaffect.ru/

Основы психологии

3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н / Д: 200 0 . — 672 с.

В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология».

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей.

1.1. Задачи и место психологии в системе наук. 9

1.2. Отрасли психологии. 10

1.3. Методы психологии. 14

2. Понятие психики. 16

2.1. Психика и организм. 28

2.2. Психика, поведение и деятельность. 38

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ. 47

2. Фрейдизм, психоанализ. 69

3. Бихевиоризм. 70

3.1. Поведенческая концепция Б. Скиннера. 72

3.2. Теория социального научения. 74

4. Когнитивный подход в психологии. 78

4.1. Когнитивный подход к личности (Д. Келли). 81

5. Гуманистические теории личности. 86

5.1. Феноменологический подход Роджерса. 90

5.2. Теория личности Г.Тома. 97

6. Аналитическая психология К. Юнга. 98

6.1. Коллективное бессознательное и архетипы. 103

7. Трансперсональная психология. 111

7.1. Трансперсональный подход к человеку

Станислава Грофа. 113

8. Психогенетический подход Ч. Тойча. 127

Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. 136

1.1. Восприятие. 143

1.2. Внимание. 157

2. Закономерности памяти. 164

2.1. Расстройства памяти. 173

3.1. Развитие мышления в персоногенезе. 179

3.2. Понятие и представление. 189

3.3. Способы активизации мышления. 195

3.4. Расстройства мышления. 196

4. Воображение. 203

4.1. Виды воображения. 205

5.1. Виды речевой деятельности и их особенности..212

6. Интеллект. 214

6.1. Оценка интеллекта. 219

6.2. Креативность, или творческая одаренность. 222

6.3. Коррреляция между креативностью и индидуальными характеристиками. 226

Глава 4. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. 229

2. Самосознание. 236

2.1. Нарушения самосознания. 239

3. Взаимодействие сознания и подсознания. 240

4. Эмоциональные процессы и управление эмоциями. 243

4.1. Теории эмоций. 246

4.2. Стресс и фрустрация. 250

4.3. Физиологические механизмы стресса. 252

5. Воля как характеристика сознания. 255

5.1. Структура волевого действия. 257

6. Состояния сознания. 260

6.1. Нарушения сознания. 270

Глава 5. ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА, ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. 274

1.1. Свобода воли. 280

1.2. Общее и индивидуальное. 280

1.3. Психологическая структура личности. 282

2. Способности как проявление индивидуального в психике. 283

3. Типология темперамента. 287

3.1. Типы темперамента и их психологическая характеристика. 289

3.2. Роль темперамента в деятельности. 292

4. Конституционные типологии. 295

5. Диспозиционное направление и факторный анализ личности. 298

5.1. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией—интроверсией. 305

6. Типологический подход. 309

7. Характер, акцентуации характера и неврозы. 311

7.1. Акцентуации характера. 317

7.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации. 319

8. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности. 329

9. Типологии характера. 332

9.1. Классификация А. Ф. Лазурского. 332

9.2. Типология социальных характеров Фромма. 334

9.3. Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь). 341

9.4. Типология манипулятивных типов характера (Э. Шостром). 343

9.5. Типологические модели индивидуальных характеров. 348

9.6. Типологическая модель К. Юнга. 354

9.7. Типология психосоциотипов. 358

9.8. Сенсорная типология. 362

9.9. Психогеометрическая типология. 365

9.10. Клинические типологии личности. 367

9.11. От «комплекса неполноценности» к личностному росту. 372

9.12. Типы людей и «локус контроля». 377

9.13. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности. 378

10. Мотивация. 384

11. Психические состояния. 397

11.1. Агрессивность и агрессивное поведение. 400

Глава 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ. 412

1.1. Функции и структура общения. 412

1.2. Трансактный анализ общения. 417

1.3. Вербальные и невербальные средства общения. 419

1.4. Общение как восприятие людьми друг друга 423

1.5. Синтоническая модель общения. 429

1.6. Виды и техники слушания. 440

2. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения. 448

2.1. Межличностные отношения и взаимодействия. 450

2.2. Взаимодействие в группе. 462

2.3. Взаимодействие людей в неорганизованных группах. 477

2.4. Личность и группа: проблема лидерства и руководства. 480

Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. .496

1.1. Целеполагание в педагогике и педагогические принципы. 504

1.2. Основные понятия дидактики. 508

2. Психологические особенности обучения. 513

2.1. Стратегии формирования новых знаний и способностей. 518

2.2. Стратегия экстериоризации. 524

2.3. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения. 526

3. Структура педагогической деятельности. 537

3.1. Методологическая структура педагогической деятельности. 537

3.2. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность. 539

3.3. Основные дидактические концепции. 545

4. Виды, методы обучения и особенности традиционного обучения. 547

4.1. Программированное обучение. 553

4.2. Проблемное обучение и деловые игры. 555

4.3. Производственно-профессиональное обучение. 559

4.4. Инновационное обучение. 563

5. Педагогическое общение. 568

5.1. Стили педагогического общения. 569

5.2. Воспитание и его закономерности. 579

Глава 8. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 592

1.1. Развитие нервной системы. 596

1.2. Физическое развитие. 596

1.3. Половое развитие. 597

1.4. Когнитивное развитие. 599

1.5. Нравственное развитие. 605

2. Формирование и развитие личности. 607

2.1. Социализация личности. 607

2.2. Эпигенетическая теория развития личности Эриксона. 616

3. Психологические особенности возрастных периодов. 619

3.1. Кризис новорожденности. 621

3.2. Стадия младенчества. 623

3.3. Ранний возраст. 624

3.4. Кризис трех лет. 625

3.5. Дошкольный возраст. 627

3.6. Младший школьный возраст. 631

3.7. Подростковый возраст. 636

3.8. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста. 642

Источник:
Основы психологии
Скачать: Основы психологии. Столяренко Л.Д. (doc)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy165.htm

Основы психологии

Психология (греч. ψυχ? — душа, -λογ?α — ученье) — наука о психической деятельности, её закономерностях развития и функционировании.

Так, в первом, дословном своем значении психология — это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек. Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово «психология» относят и к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. д.

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе.

Ранние античные авторы часто уделяли внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла только классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля. В трактате «О душе» он дал развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

2 августа 1795 года в Англии королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов. Представители нового времени (например Декарт) считали что тело и душа имеют разную природу-это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Декарт.

Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.

Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.

Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.

Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И.П.Павлова и Э.Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

В Германии развивается гештальт-психология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).

В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальт-психология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии.

Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.

Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальт-терапия и др.).

Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.

Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.

Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.

Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.

На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.

Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.

В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в тоталитарные культы (саентология, лайфспринг).

В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной и приведённой в соответствие с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

Происходит бурный рост когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.

В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

Источник:
Основы психологии
Основы науки психология в кратком изложении.
http://psychoexp.ru/osnovi-psihologii.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

В прозе любимому Нежные слова в прозе любимомуСлова любимому самые нежные. – Кто сказал, что я живу без… (3)Если мужчина рак обиделся Если мужчина рак обиделся Раки сами по себе очень чувствительные с резко переменчивым настроением. Они… (3)Как записать лучшего друга в телефоне Как в телефонной книге записать любимого человекаКак в телефонной книге записать любимого человека/мужа? У многих… (3)

COMMENTS