Основные виды общения

Основные виды общения

Человек как личность может сформироваться только в общении с другими людьми. Непосредственное воздействие на его личность оказывают люди, с которыми он работает, отдыхает, играет, живёт. Все эти люди находятся в его психическом отражении, на каждого из них человек формирует определённый эмоциональный отклик и по отношению к каждому формирует уникальный тип поведения. Однако общение является не просто фактором формирования личности. Общение является условием формирования и развития всех познавательных процессов личности человека.

Интересными и не утратившими своей актуальности являются мысл Б.Г. Ананьева о речевом общении. Он подчёркивает, что особой и главной характеристикой речевого общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. С психологических позиций общение является компонентом всех видов деятельности, оно является тем условием, без которого невозможно всякое познание личности окружающей действительности. Б.Г. Ананьев помещает общение в триаду важнейших видов человеческой деятельности, наряду с познанием и трудом.

Основные характеристики речевого общения Б.Г. Ананьев рассматривает с точки зрения соотношения в них общественного и личного, указывая на то, что межличностное взаимодействие, каковым является общение, всегда определяется системой общественных отношений, в которые оно включено. При этом общение, замечает Б.Г. Ананьев, процесс столь же социальный, сколь и индивидуальный [4, с. 25].

Одна из основных проблем, связанных с общением, заключается в восприятии человека человеком в этом процессе. Эту проблемы поднимает А.А. Бодалев в своей работе «Восприятие и понимание человека человеком» [3]. В процессе общения, как отмечает А.А. Бодалев, достигается взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растёт способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах. По его мнению, достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении, говорит А.А. Бодалев, часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый располагает.

В процессе общения самым теснейшим образом связаны социальное и личное. Средства коммуникации, которыми пользуются субъекты в процессе общения, общественны по своему происхождению, но индивидуальны по употреблению. Таковой является речь — индивидуальное проявление важнейшего средства связи, созданного обществом, — языка.

Работы этих известных психологов, которые, без сомнения, внесли значительный вклад в психологическое понимание речи и остаются актуальными и заслуживающими внимания и в наше время.

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы — это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если — не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обме информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона — в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения — процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседика.

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

1. Общее представление об общении и его средствах

2.1. Невербальное общение

2.2. Деловое общение

2.3. Манипулятивное общение

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996

2. Межличностное общение: Хрестоматия по психологии. СПб., 2001.

3. Журавлев А. Л. Социальная психология: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. 416 с.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997

5. Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999

Источник:
Основные виды общения
ьное проявление важнейшего средства связи, созданного обществом, — языка.Все особенности, которые характериз
http://cat.lastdiplom.ru/work/14312/Osnovnye-vidy-obshheniya

Основные типы и виды общения

Общение – важная, сложная и многогранная часть человеческой жизни. Именно благодаря общению мы получаем все знания и сведения, без него невозможным бы стало развитие цивилизации в целом и каждого из нас в частности. Соответственно, служители различных сфер науки выделяют некую структуру и типологию общения, позволяющую хоть как-то систематизировать такое неоднозначное и вариативное явление.

В современном мире существует много различных классификаций общения, в основе которых лежит выделение схожести тех или иных признаков. Разберемся в основных из них.

Общение бывает межличностным. К этому типу относится непосредственный контакт людей, находящихся по каким-либо причинам в постоянных по численности парах или группах: дружеской компании, семье, школьном классе или университетской группе, трудовом коллективе и т.п.

Качественно другим типом общения является массовое, в ходе которого возникают случайные и непродолжительные контакты незнакомых до этого людей. К этому же типу общения относится и информация, доносимая до нас журналистами через средства массовой информации.

По средствам общения оно делится на следующие виды: вербальное, невербальное и паравербальное:

  • вербальное, или речевое, общение является наиболее привычным и распространенным. Каждый раз, когда мы вслух сообщаем кому-то какие-либо сведения, мы инициируем или продолжаем вербальное общение с этим человеком;
  • невербальное общение представляет собой язык жестов, мимики и тела. К нему относится все то, что мы не произносим словами, но демонстрируем своим видом: осанка, взгляд, поза, походка, тактильное соприкосновение;
  • паравербальное общение – это, в некотором роде, составная часть вербального, которая живет своей собственной жизнью. К паравербальному виду общения можно отнести тембр, интонации, громкость речи человека, особенности произношения им тех или иных звуков.

Также общение делится на императивное, манипулятивное и диалогическое. Императивное общение применяется людьми с целью установить авторитарный контроль над собеседником, являющимся партнером в какой-либо сфере трудовой деятельности. Чаще всего такое общение происходит между начальником и подчиненным.

Манипулятивное общение также предполагает навязывание собеседнику своей точки зрения, однако уже в процессе неформального общения и скрытым образом: такое возможно между друзьями или членами семьи. Диалогическое – это равноправное общение двух уважающих друг друга людей.

Источник:
Основные типы и виды общения
Правильное общение — важно для того, чтобы развиваться и успешно реализовываться в разных сферах. Чтобы научиться общаться нужно знать основные типы и виды общения — это поможет разобраться в приемах ведения беседы и создания отношений.
http://o-nei.ru/osnovnye-tipy-i-vidy-obshheniya

COMMENTS