Опросник шварца

Архив психологического форума на Флогистоне

Вы просматриваете архив «психологического форума» за 2002-2008 год. Форум закрыт для написания в него новых записей. Новый форум — здесь.

Посоветуйте, какие можно взять методики для исследования по теме "Ценностные ориентации людей, ищущих работу" (курсовая работа). Заранее благодарна.

Методика изучения ценностных ориентации направлена на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых для респондентов ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры направленности их жизнедеятельности и формируемых в процессе социализации путём интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Их особенность состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам происходит с помощью процедуры ранжирования или, некоторых версиях, парного сравнения.

Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практиче-скому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при ис-следовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотива-ции, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Мето-дика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методи-ки И. Г. Сенина [10].

 власть (Power) – социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;

 достижение (Achievement) – личный успех в соответствии с социальными стандартами;

 гедонизм (Hedonism) – наслаждение или чувственное удовольствие;

 стимуляция (Stimulation) – волнение и новизна;

 самостоятельность (Self-Direction) – самостоятельность мысли и действия;

 универсализм (Universalism) – понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;

 доброта (Benevolence) – сохранение и повышение благополучия близких людей;

 традиция (Tradition) – уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;

 конформность (Conformity) – сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;

 безопасность (Security) – безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Первая часть опросника («Обзор ценностей») представляет собой два списка слов, характеризующих в сумме 57 ценностей. Все они имеют ясную мотивационную цель и являются в той или иной мере значимыми для разных культур.

В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных.

Во втором списке содержатся инструментальные ценности, выраженные в виде прилагательных.

Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Используется шкала от –1 до 7. Чем выше балл в диапазоне –1,0,1, 2, 3,4, 5,6, 7, тем более важной представляется ему эта ценность.

Источник:
Архив психологического форума на Флогистоне
Вы просматриваете архив «психологического форума» за 2002-2008 год. Форум закрыт для написания в него новых записей. Новый форум — здесь . Посоветуйте, какие можно взять методики для
http://flogiston.ru/forum_old1/read.php?2,24568

Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности

Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности

В России известно несколько инструментов изучения индивидуальных ценностей: методика Рокича (терминальные и инструментальные ценности), опросник Ш. Шварца (базовые человеческие ценности, представляющие универсальные потребности людей), методики УСЦД и «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой (внутренние конфликты в «мотивационно-личностной сфере», в общечеловеческих ценностях, «ценностное ядро» личности), Морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной (терминальные ценности), «Диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой («идеальные ценности»).

Внутренняя содержательная структура ценностей определена только в тесте Ш. Шварца.

10 типов ценностей классифицируются по двум биполярным осям измерения: открытость изменениям (самостоятельность, стимуляция)–консерватизм (безопасность, конформность, традиции); самовозвышение (власть, достижения) –самотрансцендентность (универсализм, доброта). Гедонизм связан как с открытостью, так и с самовозвышением.

Методика «Ценностные ориентации » вар. 2 (О.И. Мотков, Т.А. Огнева)

Инструкция 1: Оцените, пожалуйста, значимость и степень осуществления возможных ценностей Вашей жизни по следующей 5-балльной шкале:

Очень высокая степень

Сначала Вы оцениваете значимость характеристики (ценности), зачеркивая одну из пяти цифр, соответствующую степени ее значимости, в Шкале «Значимость». Затем оцениваете степень ее осуществления, зачеркивая соответствующую вашему выбору цифру в Шкале «Осуществление». И так – каждую характеристику. Пожалуйста, оцените все характеристики, не делая пропусков. Сохранение тайны Ваших ответов гарантируется.

Инструкция 2: Оцените, пожалуйста, по той же 5-балльной шкале степень влияния различных причин на осуществление ваших возможных ценностей. Сначала — степень влияния «Внешних обстоятельств» на реализацию вашей возможной ценности № 1 «хорошее материальное благополучие», зачёркнув в соответствующем столбце одну из пяти цифр, связанную с вашим выбором. Затем оцените таким же способом влияние следующей причины «Мои природные данные» на осуществление данной ценности, и далее – влияние «Собственных усилий». Так вы оцениваете и все последующие ценности.

Будьте внимательны, не пропускайте ни одной причины и ни одной ценности! Сохранение тайны ваших ответов — долг проводящего исследование.

Цель методики: изучение степени значимости и реализации ценностных ориентаций (ЦО) личности, их индивидуальной и групповой структуры, конфликтности и атрибуции (приписывания) причин их осуществления.

Степень значимости и осуществления внешних и внутренних ценностных ориентаций.

Сначала определяются главные показатели ценностных ориентаций испытуемого:

1 – Значимость внешних ценностей (Ср А),

2 – Значимость внутренних ценностей (Ср Б),

3 – Реализация внешних ценностей (Ср В),

4 – Реализация внутренних ценностей (Ср Г).

С учетом ключа подсчитываются средние арифметические по каждому из четырех показателей Ср А, Ср Б, Ср В, Ср Г.

Например, Значимость внешних ценностей (Ср А) определяем по формуле: Ср А = ? (сумма баллов по шкале «Значимость» по №№ 1з, 3з, 5з, 7з, 9з) / 5. Т.е. сумму баллов по нечётным пунктам, соответствующим значимости пяти внешних ценностей, делим на 5. Далее подсчитываем среднее по показателю Ср БЗначимость внутренних ценностей (по шкале «Значимость» по чётным №№ 2з, 4з, 6з, 8з, 10з).

Аналогичным образом подсчитываем средние по показателям Реализации внешних ценностей Ср В и Реализации внутренних ценностей Ср Г (по шкале «Осуществление»).

Расчёт показателей конфликтности осуществления ценностей, разности между значимостью и реализацией внешних , внутренних ЦО, а также всех ЦО.

Конфликтность осуществления внешних ЦО: Квнеш = ср А – ср В.

Конфликтность осуществления внутренних ЦО: Квнут = ср Б – ср Г.

Конфликтность осуществления всех ЦО: = (Квнеш + Квнут) : 2. Кобщ

Примерные уровни конфликтности осуществления ценностей

Высоким уровнем конфликтности осуществления любого вида ЦО является разница между значимостью и реализацией ценностей в 1,5 и более балла: К ? 1,5б. Данные каждого испытуемого вписываются в общую таблицу (Мотков О.И., Огнева Т.А., 2008, с. 4).

При изучении атрибуции причин осуществления ценностей, т.е. субъективных оценок степени влияния каждой из предложенных причин на реализацию ценностей, выполняется Задание № 2. Оценивается влияние следующих причин

Мои природные данные (физические и психологические) — МПД,

Собственные усилия (по реализации ценности) – СУ.

Мои природные данные и Собственные усилия составляют внутренние причины осуществления ценностей, тогда как Внешние обстоятельства – внешние причины.

Анализируем оценки влияния изучаемых причин отдельно на реализацию внешних (А) и внутренних (Б) ЦО: А — №№ 1, 3, 5, 7, 9; Б — №№ 2, 4, 6, 8, 10.

Сначала определяем показатель влияния причины «Внешние обстоятельства» ВО на осуществление внешних ценностей А — средний балл в колонке ВО по пунктам А:

ВО А = ? (сумма баллов по шкале ВО по №№ 1, 3, 5, 7, 9): 5.

Аналогично вычисляем показатель влияния ВО на реализацию внутренних ценностей Б:

ВО Б = ? (сумма баллов по шкале ВО по №№ 2, 4, 6, 8, 10): 5.

Таким же образом в соответствующих колонках подсчитываем показатели влияния причин МПД и СУ на осуществление внешних и внутренних ЦО: МПД А, МПД Б, СУ А и СУ Б.

Затем определяем показатель влияния внешних обстоятельств ВО на реализацию всех ценностей А + Б: средний балл ВО по всем десяти ценностям:

ВО А+Б = ? (сумма баллов по шкале ВО по №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10): 10.

Аналогично определяем в соответствующих колонках показатели влияния причин МПД и СУ на реализацию всех ценностей, т.е. показатели МПД А+Б иСУ А+Б.

Показатель влияния внутренних причин на реализацию внешних ценностей А – это среднее арифметическое показателей МПД А и СУ А: Внут ПА = ( МПД А + СУ А) : 2.

Соотносим его с показателем влияния внешних причин ВО — с ВО А.

Аналогично подсчитываем показатель влияния внутренних причин на реализацию внутренних ценностей Б: Внут ПБ= ( МПД Б + СУ Б) : 2. Соотносим его с показателем влияния внешних причин ВО на реализацию внутренних ЦО, с ВО Б.

Далее определяем обобщённый показатель влияния внутренних причин МПД и СУ на реализацию всех ценностей А + Б: Внут ПА+Б= (Внут ПА + Внут ПБ) : 2. Соотносим его с показателем влияния внешних причин на реализацию всех ЦО — с ВО А+Б.

Нормативные данные групп по методике «Ценностные ориентации» (в баллах)

Ср А – значимость внешних ценностей;

Ср Б – значимость внутренних ценностей;

Ср В — реализация внешних ценностей;

Ср Г – реализация внутренних ценностей.

Данные по апробации методики «Ценностные ориентации»

Выборка: 22 студента 2-ого высшего образования ИП РГГУ, метод тест-ретест, период между 1 и 2 обследованиями – 2 недели, ранговая корреляция по Спирмену. Январь 2008

По всем четырём шкалам методики мы видим достаточно высокую интраиндивидуальную устойчивость результатов, высокую ретестовую надежность.

Связи с общим показателем психологического благополучия

Реализация внешних и внутренних ценностей у студентов

Данные о конфликтности осуществления ценностных ориентаций

В дипломной работе В.В. Бузяна, 2007, был проведен кластерный анализ данных по методике «Ценностные ориентации» 112 учащихся 10-11 классов школ и ПТУ г. Электростали МО. Были выявлены четыре кластера, определяющие различные структуры ценностей:

1 – «гипертимная» структура — равномерно высокие показатели значимости внешних и внутренних ценностей (чаще у девушек);

4 – «гипотимная» структура — все показатели равномерно низкие (чаще у юношей);

2 и 3 — характеризуются выраженной асимметрией показателей ценностей.

2 – «саморазвивающаяся» структура – характерно преобладание значимости внутренних ценностей над внешними, больше центрация на саморазвитии, на широких связях со всем миром, а не только с людьми. Наши данные показывают частую встречаемость данного соотношения у студентов, старшеклассников, бизнесменов.

3 – «самопрезентирующая» структура — преобладание значимости внешних ценностей над значимостью внутренних, больше ориентация на предъявление себя другим и на внешнюю оценку себя другими. Не встречается у студентов и старшеклассников. Выявлена только у менеджеров среднего звена, продавцов и парикмахеров с низкой общей конструктивностью личности.

В теории Диси, Райана описываются лишь асимметричные структуры ценностей. Показано существование у молодых людей большего числа выраженных структур ценностных ориентаций.

Источник:
Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/metodika_izucheniya_vneshnih_i_vnutrennih_cennostey_lichnosti

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Если пьяный мужчина говорит что любит Пьяный говорит, что любит, а трезвый не говоритСпрашивает: Татьяна Категория вопроса: Отношения Ответов на сайте:… (4)

Если мужчина лев пропал Какие признаки указывают на то, что мужчина-Лев влюблен?Какие признаки указывают на то, что мужчина-Лев влюблен?… (4)

Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (4)

Как ведет себя влюбленный начальник Секреты, как влюбить в себя начальника Итак, ты пришла на новое место работы и встретила… (4)

Фарматекс свечи после полового акта Свечи от нежелательной беременности после акта Защита от нежелательной беременности — важный и ответственный вопрос,… (4)

COMMENTS