Опросник шварца

Архив психологического форума на Флогистоне

Вы просматриваете архив «психологического форума» за 2002-2008 год. Форум закрыт для написания в него новых записей. Новый форум — здесь.

Посоветуйте, какие можно взять методики для исследования по теме "Ценностные ориентации людей, ищущих работу" (курсовая работа). Заранее благодарна.

Методика изучения ценностных ориентации направлена на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых для респондентов ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры направленности их жизнедеятельности и формируемых в процессе социализации путём интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Их особенность состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам происходит с помощью процедуры ранжирования или, некоторых версиях, парного сравнения.

Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практиче-скому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при ис-следовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотива-ции, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Мето-дика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методи-ки И. Г. Сенина [10].

 власть (Power) – социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;

 достижение (Achievement) – личный успех в соответствии с социальными стандартами;

 гедонизм (Hedonism) – наслаждение или чувственное удовольствие;

 стимуляция (Stimulation) – волнение и новизна;

 самостоятельность (Self-Direction) – самостоятельность мысли и действия;

 универсализм (Universalism) – понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;

 доброта (Benevolence) – сохранение и повышение благополучия близких людей;

 традиция (Tradition) – уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;

 конформность (Conformity) – сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;

 безопасность (Security) – безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Первая часть опросника («Обзор ценностей») представляет собой два списка слов, характеризующих в сумме 57 ценностей. Все они имеют ясную мотивационную цель и являются в той или иной мере значимыми для разных культур.

В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных.

Во втором списке содержатся инструментальные ценности, выраженные в виде прилагательных.

Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Используется шкала от –1 до 7. Чем выше балл в диапазоне –1,0,1, 2, 3,4, 5,6, 7, тем более важной представляется ему эта ценность.

Источник:
Архив психологического форума на Флогистоне
Вы просматриваете архив «психологического форума» за 2002-2008 год. Форум закрыт для написания в него новых записей. Новый форум — здесь . Посоветуйте, какие можно взять методики для
http://flogiston.ru/forum_old1/read.php?2,24568

Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности

Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности

В России известно несколько инструментов изучения индивидуальных ценностей: методика Рокича (терминальные и инструментальные ценности), опросник Ш. Шварца (базовые человеческие ценности, представляющие универсальные потребности людей), методики УСЦД и «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой (внутренние конфликты в «мотивационно-личностной сфере», в общечеловеческих ценностях, «ценностное ядро» личности), Морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной (терминальные ценности), «Диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой («идеальные ценности»).

Внутренняя содержательная структура ценностей определена только в тесте Ш. Шварца.

10 типов ценностей классифицируются по двум биполярным осям измерения: открытость изменениям (самостоятельность, стимуляция)–консерватизм (безопасность, конформность, традиции); самовозвышение (власть, достижения) –самотрансцендентность (универсализм, доброта). Гедонизм связан как с открытостью, так и с самовозвышением.

Методика «Ценностные ориентации » вар. 2 (О.И. Мотков, Т.А. Огнева)

Инструкция 1: Оцените, пожалуйста, значимость и степень осуществления возможных ценностей Вашей жизни по следующей 5-балльной шкале:

Очень высокая степень

Сначала Вы оцениваете значимость характеристики (ценности), зачеркивая одну из пяти цифр, соответствующую степени ее значимости, в Шкале «Значимость». Затем оцениваете степень ее осуществления, зачеркивая соответствующую вашему выбору цифру в Шкале «Осуществление». И так – каждую характеристику. Пожалуйста, оцените все характеристики, не делая пропусков. Сохранение тайны Ваших ответов гарантируется.

Инструкция 2: Оцените, пожалуйста, по той же 5-балльной шкале степень влияния различных причин на осуществление ваших возможных ценностей. Сначала — степень влияния «Внешних обстоятельств» на реализацию вашей возможной ценности № 1 «хорошее материальное благополучие», зачёркнув в соответствующем столбце одну из пяти цифр, связанную с вашим выбором. Затем оцените таким же способом влияние следующей причины «Мои природные данные» на осуществление данной ценности, и далее – влияние «Собственных усилий». Так вы оцениваете и все последующие ценности.

Будьте внимательны, не пропускайте ни одной причины и ни одной ценности! Сохранение тайны ваших ответов — долг проводящего исследование.

Цель методики: изучение степени значимости и реализации ценностных ориентаций (ЦО) личности, их индивидуальной и групповой структуры, конфликтности и атрибуции (приписывания) причин их осуществления.

Степень значимости и осуществления внешних и внутренних ценностных ориентаций.

Сначала определяются главные показатели ценностных ориентаций испытуемого:

1 – Значимость внешних ценностей (Ср А),

2 – Значимость внутренних ценностей (Ср Б),

3 – Реализация внешних ценностей (Ср В),

4 – Реализация внутренних ценностей (Ср Г).

С учетом ключа подсчитываются средние арифметические по каждому из четырех показателей Ср А, Ср Б, Ср В, Ср Г.

Например, Значимость внешних ценностей (Ср А) определяем по формуле: Ср А = ? (сумма баллов по шкале «Значимость» по №№ 1з, 3з, 5з, 7з, 9з) / 5. Т.е. сумму баллов по нечётным пунктам, соответствующим значимости пяти внешних ценностей, делим на 5. Далее подсчитываем среднее по показателю Ср БЗначимость внутренних ценностей (по шкале «Значимость» по чётным №№ 2з, 4з, 6з, 8з, 10з).

Аналогичным образом подсчитываем средние по показателям Реализации внешних ценностей Ср В и Реализации внутренних ценностей Ср Г (по шкале «Осуществление»).

Расчёт показателей конфликтности осуществления ценностей, разности между значимостью и реализацией внешних , внутренних ЦО, а также всех ЦО.

Конфликтность осуществления внешних ЦО: Квнеш = ср А – ср В.

Конфликтность осуществления внутренних ЦО: Квнут = ср Б – ср Г.

Конфликтность осуществления всех ЦО: = (Квнеш + Квнут) : 2. Кобщ

Примерные уровни конфликтности осуществления ценностей

Высоким уровнем конфликтности осуществления любого вида ЦО является разница между значимостью и реализацией ценностей в 1,5 и более балла: К ? 1,5б. Данные каждого испытуемого вписываются в общую таблицу (Мотков О.И., Огнева Т.А., 2008, с. 4).

При изучении атрибуции причин осуществления ценностей, т.е. субъективных оценок степени влияния каждой из предложенных причин на реализацию ценностей, выполняется Задание № 2. Оценивается влияние следующих причин

Мои природные данные (физические и психологические) — МПД,

Собственные усилия (по реализации ценности) – СУ.

Мои природные данные и Собственные усилия составляют внутренние причины осуществления ценностей, тогда как Внешние обстоятельства – внешние причины.

Анализируем оценки влияния изучаемых причин отдельно на реализацию внешних (А) и внутренних (Б) ЦО: А — №№ 1, 3, 5, 7, 9; Б — №№ 2, 4, 6, 8, 10.

Сначала определяем показатель влияния причины «Внешние обстоятельства» ВО на осуществление внешних ценностей А — средний балл в колонке ВО по пунктам А:

ВО А = ? (сумма баллов по шкале ВО по №№ 1, 3, 5, 7, 9): 5.

Аналогично вычисляем показатель влияния ВО на реализацию внутренних ценностей Б:

ВО Б = ? (сумма баллов по шкале ВО по №№ 2, 4, 6, 8, 10): 5.

Таким же образом в соответствующих колонках подсчитываем показатели влияния причин МПД и СУ на осуществление внешних и внутренних ЦО: МПД А, МПД Б, СУ А и СУ Б.

Затем определяем показатель влияния внешних обстоятельств ВО на реализацию всех ценностей А + Б: средний балл ВО по всем десяти ценностям:

ВО А+Б = ? (сумма баллов по шкале ВО по №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10): 10.

Аналогично определяем в соответствующих колонках показатели влияния причин МПД и СУ на реализацию всех ценностей, т.е. показатели МПД А+Б иСУ А+Б.

Показатель влияния внутренних причин на реализацию внешних ценностей А – это среднее арифметическое показателей МПД А и СУ А: Внут ПА = ( МПД А + СУ А) : 2.

Соотносим его с показателем влияния внешних причин ВО — с ВО А.

Аналогично подсчитываем показатель влияния внутренних причин на реализацию внутренних ценностей Б: Внут ПБ= ( МПД Б + СУ Б) : 2. Соотносим его с показателем влияния внешних причин ВО на реализацию внутренних ЦО, с ВО Б.

Далее определяем обобщённый показатель влияния внутренних причин МПД и СУ на реализацию всех ценностей А + Б: Внут ПА+Б= (Внут ПА + Внут ПБ) : 2. Соотносим его с показателем влияния внешних причин на реализацию всех ЦО — с ВО А+Б.

Нормативные данные групп по методике «Ценностные ориентации» (в баллах)

Ср А – значимость внешних ценностей;

Ср Б – значимость внутренних ценностей;

Ср В — реализация внешних ценностей;

Ср Г – реализация внутренних ценностей.

Данные по апробации методики «Ценностные ориентации»

Выборка: 22 студента 2-ого высшего образования ИП РГГУ, метод тест-ретест, период между 1 и 2 обследованиями – 2 недели, ранговая корреляция по Спирмену. Январь 2008

По всем четырём шкалам методики мы видим достаточно высокую интраиндивидуальную устойчивость результатов, высокую ретестовую надежность.

Связи с общим показателем психологического благополучия

Реализация внешних и внутренних ценностей у студентов

Данные о конфликтности осуществления ценностных ориентаций

В дипломной работе В.В. Бузяна, 2007, был проведен кластерный анализ данных по методике «Ценностные ориентации» 112 учащихся 10-11 классов школ и ПТУ г. Электростали МО. Были выявлены четыре кластера, определяющие различные структуры ценностей:

1 – «гипертимная» структура — равномерно высокие показатели значимости внешних и внутренних ценностей (чаще у девушек);

4 – «гипотимная» структура — все показатели равномерно низкие (чаще у юношей);

2 и 3 — характеризуются выраженной асимметрией показателей ценностей.

2 – «саморазвивающаяся» структура – характерно преобладание значимости внутренних ценностей над внешними, больше центрация на саморазвитии, на широких связях со всем миром, а не только с людьми. Наши данные показывают частую встречаемость данного соотношения у студентов, старшеклассников, бизнесменов.

3 – «самопрезентирующая» структура — преобладание значимости внешних ценностей над значимостью внутренних, больше ориентация на предъявление себя другим и на внешнюю оценку себя другими. Не встречается у студентов и старшеклассников. Выявлена только у менеджеров среднего звена, продавцов и парикмахеров с низкой общей конструктивностью личности.

В теории Диси, Райана описываются лишь асимметричные структуры ценностей. Показано существование у молодых людей большего числа выраженных структур ценностных ориентаций.

Источник:
Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/metodika_izucheniya_vneshnih_i_vnutrennih_cennostey_lichnosti

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Техника проникновения в сознание другого человека Проникновение в пространство, время и чужое сознание На главную Информация Рекомендуем К сверхъявлениям ментального типа,… (2)

Как права человека связаны с его потребностями Все самое интересное об Организации Объединенных НацийОрганизации Объединенных Наций В 2007 году 113 миллионов детей… (1)

Осенний интерьер Как сделать осенний декор дома Красиво украшенный дом способен не только поднять настроение, но и… (1)

Коррекция бровей карандашом Как правильно накрасить брови карандашом в домашних условиях Образ девушки считается завершённым, когда в нём… (1)

1000 причин почему я тебя люблю Шаблон - 101 причина почему я тебя люблю - парню: Оформление своими руками Шаблон "101… (1)

COMMENTS