Описание глаз человека

Глазные симптомы, Симптомы заболеваний глаз

С трудом различаете предметы вдали? Быстро устают глаза при работе за компьютером или чтением книги? Возможно, это проявление симптомов заболевания глаз!

Более подробную информацию можно получить из материалов в данном разделе.

При выявлении у себя признаков недуга органов зрения незамедлительно обратитесь к врачу!

Поэтому любые глазные симптомы, должны послужить поводом для срочного обращения к квалифицированному офтальмологу. Ведь платой за промедление в некоторых случаях может быть полная и необратимая потеря зрения.

В настоящее время одним из самых распространенных поводов для консультации офтальмолога служит ощущение песка в глазах у пациента. Как правило, подобный дискомфорт чаще всего возникает у пациентов, которые носят контактные линзы или принимают некоторые виды лекарственных препаратов, а так же много работают за компьютером.

Хотя иногда такие симптомы заболеваний глаз могут служить признаком расстройств совсем иного характера и развития болезней некоторых внутренних органов (артриты, болезни щитовидной железы и многие другие).

Глазные симптомы очень разнообразны, достаточно широко известен такой вид дисфункции глазного аппарата как изменение поля зрения. В общепринятом смысле существует два типа подобного нарушения зрительной функции. Первый тип называется сужением границ поля зрения, а второй характеризуется скотомами, или выпадениями зрительного пространства очагового характера.

Повышенное глазное давление нарушает процессы метаболизма зрительной системы, и чем оно выше, тем выше риск разрушения клеток сетчатки. О повышенном давлении в глазном яблоке могут свидетельствовать такие симптомы заболеваний глаз, как быстрая утомляемость, частые головные боли и другие дискомфортные ощущения.

Специалисты рекомендуют людям, достигшим сорокалетнего возраста контролировать данный параметр и измерять давление хотя бы раз в несколько лет.

При повышенном глазном давлении или спазме сосудов сетчатки, а так же вследствие изменения хрусталика или стекловидного тела могут возникнуть периоды затуманивания зрения.

Наиболее часто такие глазные симптомы возникают у гипертоников или людей подверженных частым головным болям, так же подобное состояние может стать следствием отравлений некоторыми химическими веществами или нервного перенапряжения. Периоды затуманивания обычно длятся от нескольких минут до часа.

Болевые ощущения в области глаза могут возникать по самым разным причинам, от простого переутомления глазных мышц, до серьезных заболеваний самого глаза или нервных окончаний, а так же сосудов и тканей окружающих и питающих глаз.

В данном случае необходима немедленная консультация квалифицированного офтальмолога, который сможет установить причины заболеваний глаз и назначить эффективное лечение.

Маленькие плавающие точки — мушки перед глазами, появляющиеся периодически, как правило, чаще всего характеризуют возрастные изменения зрительной системы. В медицине такой эффект называется деструкцией стекловидного тела (ДСТ). Хотя люди страдающие близорукостью находятся в группе риска и могут наблюдать подобное явление в достаточно юном возрасте.

В некоторых случаях изменений в стекловидном теле пациент может наблюдать даже искры или молнии перед глазами. Как правило, подобные симптомы заболеваний глаз могут быть связаны с рядом причин типа отслойки заднего отдела в стекловидном теле, мигреней, разрывов сетчатки, наличия астероидных телец, макулярного отека, депозитов слезной жидкости, изменений циркуляции крови в сосудах и многого другого.

Если вы постоянно чувствуете в области глаза дискомфорт, связанный с присутствием постороннего предмета, то к врачу обратиться стоит немедленно. Ведь данный симптом может быть следствием как некоторых глазных заболеваний, типа энтропиона (когда ресницы растут внутрь глаза и постоянно его раздражают), так и действительно какой-либо механической глазной травмы при помощи инородного тела.

Подобные глазные симптомы могут быть обусловлены расширением кровеносных сосудов в области глазного яблока. Причин такого состояния может быть достаточно много, от попадания пыли или загрязнений, до аллергических реакций на внешние раздражители и стрессовых ситуаций.

Многим знакома ситуация, когда утром нет возможности открыть глаза из-за присохшей желтовато-коричневой корочки. Если выделения из ваших глаз к тому же сопровождаются припухлостями и болевыми ощущениями, стоит бить тревогу немедленно, ведь данное состояние может быть следствием инфекционного заболевания, которое необходимо серьезно лечить.

При воздействии различных раздражающих факторов, а так же при аллергии на крем или другие косметические средства веки могут сильно чесаться, доставляя тем самым существенный дискомфорт своему владельцу. Так же подобное состояние может свидетельствовать о том, что в ваших ресницах поселился паразитирующий клещ.

Отеки век могут носить как врожденный характер и являться просто физиологической особенностью, так и свидетельствовать о развитии некоторых заболеваний.

Иногда веки могут отекать как следствие простудных заболеваний или применения кремов содержащих слишком много масел и жиров.

Обусловлено данное состояние скоплением слишком большого количества жидкости в клетчатке, расположенной вокруг глаза.

Неправильное питание или пренебрежение элементарными правилами гигиены может спровоцировать, такие глазные симптомы, как выпадение ресниц. Так же подобный процесс может стать следствием аллергии на косметические средства или внешние раздражители.

Причиной подобного симптома может стать как воспалительный процесс, так и обыкновенная усталость или перенапряжение. Причем воспалительные процессы могут быть самого различного происхождения от бактериального и вирусного типа, до аллергического характера.

Подобное нарушение зрения или фотофобия (светобоязнь), как его называют, может развиваться вследствие воспаления глазного яблока, а точнее его переднего отдела. Выражается данное состояние в повышенной чувствительности к естественному и искусственному освещению.

Процесс непроизвольного выделения слезной жидкости из глаза может свидетельствовать о нарушении функционирования зрительной системы. В основном различают два типа подобного состояния: гиперсекретный вид, который характеризуется избытком слезной жидкости и ретенционный вид, который связан с нарушением отвода слезной жидкости.

Курина слепота, связанная с ухудшением зрения в условиях недостаточной освещенности доставляет дискомфорт многим людям. Такое нарушение может носить как наследственный характер, так и приобретаться в течение жизни.

Кратковременное двоение в глазах может развиваться вследствие хронической усталости и сильного перенапряжения зрительной системы, хотя в некоторых случаях данное состояние может свидетельствовать о некоторых заболеваниях головного мозга или о микроинсульте.

При нарушениях связанных с кровяным давлением в артериях позвоночника может появляться импровизированная пелена перед глазами. Так же подобное расстройство зрения может стать единственным симптомом внутреннего кровотечения или поражения нервных центров токсическими веществами.

Лечение заболеваний глаз, независимо от симптомов может проводиться только под контролем специалиста. Помните, что зрение самый ценный дар, который необходимо беречь на протяжении всей жизни.

Источник:
Глазные симптомы, Симптомы заболеваний глаз
Основные симптомы заболеваний глаз: мушки перед глазами, песок в глазах, покраснение глаз, слезоточение. Глазные симптомы — причины и методы лечения.
https://www.zrenimed.com/index/eye_simptoms/0-58

Методическая разработка по русскому языку на тему: Урок русского языка

Методическая разработка по русскому языку на тему:
Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение.

ТЕМА: Развитие речи. Описание внешности человека.

Глаза — зеркало души.

Помочь уч-ся формировать наблюдательность и внимание к окружающим их людям.

Научить ребят через внешность постигать внутренний мир человека, его характер, настроение, находить главное /неповторимое/ в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1 .Репродукции картин:

Н.А.Тропинин «Голова мальчика»

Ф.С .Рокотов «Портрет Струйской»

Леонардо да Винчи «Джоконда «

А.Г. Веницианов «Захарка

Б.М.Кустодиев «Голова девочки»

Л.М.Герасимов «Портрет дочери»

Н.Лисянского « Улыбка Джоконды».

Глаза — зеркало души.

Коли очи светятся, душа чиста.

По когтям да по зубам зверей знать, а человека по

I. Объявление темы урока.

I I. Слово учителя.

Давайте присмотримся, друг к другу, когда мы разговариваем на переменах. Излишняя жестикуляция, бегающие, маловыразительные, не умеющие сосредоточиться глаза и непременно громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир. С болью в сердце замечаем, что редко кто способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее или лицо учителя, слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Мы разучились смотреть друг другу в глаза.

При чтении, какого — либо литературного произведения вы, наверное, обратили внимание на то, что, описывая своих героев, автор обычно даёт нам читателям, представление об их внешности, возрасте, росте, фигуре, лице, волосах, одежде, походке и т.д. Но в большинстве случаев центром внимания делают глаза человека. И они не случайно привлекают к себе взоры людей. По глазам человека, по их выражению можно определить настроение, состояние человека, его чувства, мысли, желания, вообще характер. Не зря глаза издавна называют зеркалом души. Ведь, заглянув, в глаза человека, можно угадать самые сокровенные его чувства, мысли, даже в том случае, когда человек пытается их скрыть.

Определить, о портретах, каких литературных героев идёт речь в данном отрывке.

1 . Что такое литературный портрет?

портрет — (француз.) изображение.

литературное произведение — изображение внешности героя (его лицо, фигура, одежда) в произведении.

2. Для чего он вводится в художественное произведение

Для того, чтобы представить себе человека, понять его настроение, душевное состояние.

• Итак, послушаем отрывки и ответим на вопросы:

Какие элементы внешности использованы автором при описании героев?

Что сразу бросается в глаза?

«Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из
ослепительного, сверкающего льда! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не
было ни тепла, ни мира.»

х .К. Андерсен «Снежная королева»

вдоль щели внимательных глаз!

Все серые, карие, синие глазки —

Смешались, как в поле цветы

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты».

Н.Некрасов «Крестьянские дети»

Это имя, как и его обладатель, покрыто тайной. Жюлю Верну потребовался
человек гордый, молчаливый, но сама внешность, особенно глаза, большие
темные задумчивые, свидетельствуют о высоких душевных порывах. « это
самый совершенный образ мужской красоты, его чёрные глаза смотрят с
холодной решительностью, бледность его кожи говорит о хладнокровии, голова
его гордо поднята».

Ж.Верн «Капитан Немо»

«Взгляните в глаза стрекозе сидящей на веточке. Если сможете, осторожно приблизиться к ней, то взглянете и удивитесь. Глаза не просто большие. Они огромные, круглые и гладкие, как бока глобуса. Сверкают на солнце, отражают весь мир: зелёный лес, жёлтую дорогу и бесконечное небо. (по Плешакову)

• Какие же могут быть глаза?

Внимательными, задумчивыми, смотреть с холодной решительностью, отражать весь мир, сиять, как звезды, но не излучать ни тепла, ни мира.

Чтение отрывков, подготовленными учащимися.

Обогащение речи учащихся тематической лексикой, необходимой для данного компонента внешности человека.

a. Существительные, обозначающие глаза человека:

— глаза, очи, гляделки (простонародное).

b. Глаголы, характеризующие:

глаза человека: могут гореть, сверкать, светиться, сиять.

движение век, ресниц, зажмурить, заморгать.

c. Прилагательные, причастия, характеризующие:

— цвет глаз: карие, голубовато-серые, бирюзовые, васильковые.

форму глаз, разрез, очертания: большие, огромные, крупные, квадратные, длинные, узкие, миндалевидные, монгольские.

физическое состояние глаз, характер взгляда: блестящие, искромётные, лучистые, сияющие, яркие, ясные, прозрачные, заспанные, заплаканные, усталые, опухшие.

выражение глаз, раскрывающие характер, чувства, настроение человека: бездумные, беззаботные, весёлые, живые, жизнерадостные, задорные, грустные, добродушные, добрые, кроткие, благодарные, виноватые, ласковые, испуганные.

Определить, какие глаза на рисунках (карандаш)

• Определить, какие глаза на иллюстрациях.

• Свой взгляд демонстрируют, остальные угадывают.

Глаза — самая выразительная деталь на лице. Глаза — зеркало души.

Но не цвет, и форма обычно интересует нас, а наполненная глубина глаз, их выражение. М. Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я с боку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. Видали вы когда — нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трубно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

• Ещё ничего, не зная о судьбе героя, о чём мы можем догадаться?

— О тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.

• Поговорим о глазах собеседника.

Как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза — ключ к пониманию нашего настроения, нашей души. Народная мудрость гласит: « В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое — то преступление или думает его совершить».

записать в книжечки.

а какие же глаза у этого человека? — бегающие, виноватые.

Да, не зря говорят: «Смотри мне в глаза».

IV. Пословицы и поговорки о глазах.

( сначала с доски, потом свои читают дети)

V. Рассматриваем «Портрет Струйской» Рокотова.

Уже знаменитый художник Рокотов в 1772 году написал портрет пензенского помещика Николая Еремеевича Струйского и его жены. Сам Струйский восхищался до исступления, но при этом все привычки крепостника — самодура. Его жена Александра Петровна, вышедшая замуж в 14 лет, в отличии от своего эксцентричного супруга была натурой цельной. Близкий к семье Струйских князь И.М.Долгорукий очень нежно отзывался о ней.

«Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан я бы был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Струйская была бабушкой известного поэта Полежаева. Она оказалась единственной из семьи, у кого поэт находил ласку и заботу. Безусловно, что и Рокотов находился под обаянием её личности и нежной красоты».

Образ Струйской, созданный Рокотовым отличается редким обаянием, целомудрием, возвышенностью.

• Как же она изображена?

— её лицо с чуть прищуренными глазами. Смотрят откуда — то издалека, смотрят серьёзно, немного грустно.

— кажется, что причастна к тайне.

• Что же является загадкой в портрете Струйской?

VI. Слушаем стихотворение Заболоцкого «Портрет».

( у каждого на столе стихотворение)

Любите, живопись, поэты!

Лишь ей, единственной , дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза — как два тумана,

Её глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

• На что же обращает внимание Заболоцкий? Что является загадкой в портрете?

— Глаза. Таким образом, эта деталь портрета и нашла отражение в стихотворении, но через описание «прекрасных глаз» поэту удалось передать всю сложность духовной жизни героини, которая ещё юна, но познала мглу неудач.

• Называет ли Заболоцкий цвет глаз?

-Нет. Он говорит о состоянии глаз. Полуулыбка, полувосторг, полуиспуг. И это усиливает ощущение загадочности взгляда.

• Как ещё подчеркивает состояние глаз, цвет. Её глаза — как два тумана,

Её глаза — как два обмана.

• Если Заболоцкому плохо, если приближается гроза, о чём он вспоминает?

— О её прекрасных глазах.

VII. Рассматриваем «Портрет Н.Н.Гончаровой»

Когда я смотрю на лица красавиц прошлого века, то слышу тихую музыку. Меня удивляют их глаза — пленительные, одухотворённые. И повороты нежных шей. Грация станов. Теплота и отточенность черт, неужели это чудо утеряно и безвозвратно? Ведь красивые лица наших современниц отчего — то не озарены внутренним светом вдохновения, не отмечены загадкой. Вечной Женственности. Почему? Нам нужно серьёзно задуматься над тем , что делает красоту красотой!

VIII. Описание внешности.

Описание внешности — один из самых трудных видов описания.

• Попробуем описать самих себя.

(отыщем самую особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц)

Для чего нужно уметь отличать особые приметы? Например: в розыске человека.

Какой характер носит обычно такое описание?

— деловой характер: без эмоций, отступлений, предельно точно, лаконичными.

(Потерялся мальчик 4-х лет. Зовут Сережа. Одет в спортивный костюм зелёного цвета. Без головного убора. На правой щеке, ближе к подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается. Нашедших просим сообщить).

• Что нужно развивать в себе?

— надо развивать с детства наблюдательность, зрительную память, умение отличать самое яркое, особенное, индивидуальное.

IX. Составление словесного портрета.

Представим себе, нас просят помочь составить словесный портрет.

• Что из текста надо оставить?

Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задумчивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье в красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое «эскимо». Увлекается коллекционированием марок. Любит петь весёлые песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой Машей. У неё есть кошка Мурка.

• Каков недостаток этого текста?

— непоследовательность описания внешности.

План составления словесного портрета.

Основная мысль описания (замысел).

Что во внешности выделяется для раскрытия замысла (компоненты внешности).

Яркие, незабываемые портретные детали.

Языковые средства, использованные для описания.

X. Работа с карточками.

( На карточках фотографии и индивидуальные задания с учётом интересов и склонностей ребят. С карточками можно долго обсуждать ситуации.)

Лена — гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только что она

закончила выступление на бревне. А что скажут судьи?

• Опиши выражение девочки. Какие у неё глаза? О чём она думает?

Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулку сам. Сколько интересного вокруг!

• Опиши выражение Максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение.

Юра. Он не слушал объяснения учителя. А когда его спросили правило, то .

• Опиши выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние. Растерялся, испуганное лицо, настроение.

XI. Описание портрета соседа по парте.

Описание портрета соседа по парте с использованием составленной заранее портретной лексики.

( Карие, серовато — голубые, обаятельный, очаровательный, прелестный, брюнет, блондин, шатен, белёсый, белобрысый. Улыбка? Какая?)

XII. Слова Л.Толстого

«Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли -все покажет». Доброжелательное, озарённое улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи «Джоконда».

XIII. Слушаем стихотворение Н.Лисянского «Улыбка Джоконды».

Летел в её улыбку камень,

Вонзили нож по рукоять.

Посмотрит тёмными зрачками

И улыбается опять.

Из Лувра выкрали.

И даже на Пикассо упала тень,

Но вновь она на вернисаже

Улыбкою встречает день.

Смеялись флейты, пели скрипки

На всех сеансах год подряд,

Чтоб вызвать этот миг улыбки,

Непостижимый этот взгляд.

Умолкло всё, Всё притаилось

На всех ветвях, на всех кустах,

Когда улыбка появилась

У Монны Лизы на устах.

Постичь до дна улыбку надо,

Чтоб увидать в её венце

С улыбкой на худом лице.

Левша, он сам сработал раму,

Сам врезал в раму вензеля,

С тех пор улыбкой этой самой

Джоконда властно и коварно

Сквозь линзы стекол четырёх

Глядит с улыбкой лучезарной

Давно на умниц и дурёх.

Смеётся флейта, плачет скрипка

-Не расставались, будто с ней,

А легендарная улыбка

Меж тем с годами все ясней.

Не меркнет и не угасает,

Светлее дня, сильнее тьмы

Джоконда, видно, что — то знает,

Чего ещё не знаем мы.

IX. Лицо — зеркало души.

Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. Вы думаете, мы встречаемся, когда пожимаем, друг другу руки или раскланиваемся, или шляпу приподнимаем. Нет, раньше, за секунду до того, за мгновенье.

Когда встретились и перекрестились взгляды, когда вас обмело нежностью или холодом, ненавистью или равнодушием. И ни при чём тут, слова и рукопожатия — уже всё сказано: встретились души, узнали друг друга и обрадовались или остались вполне чужими.

И зеркало, и язык души, гораздо более красочный, чем язык слов, неуловимый и точный: и как себя не сдерживай, всё равно выскажешься в сотую долю секунды — и хорошо, а что скрывать — то.

Фонозапись. «Мамины глаза».

Итог урока. На дом : сочинить мини сочинение ( на основе личных наблюдений) «Мой друг( подруга) в минуту радости ( гнева)».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок предусматривает использование мультимедийного проекта, что позволит учителю не только обеспечить освоение темы учащимися, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на у.

Показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях.

Урок-проект по теме «Описание внешности».

Данную презентацию можно использовать при подготовке к сочинению-описанию внешности человека.

Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся.

Разработка урока русского языка с использованнием инновационных технологий.

Источник:
Методическая разработка по русскому языку на тему: Урок русского языка
Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение.
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/11/25/urok-russkogo-yazyka-temarazvitie-rechi-opisanie-vneshnosti

Описание глаз человека

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

ОПИСАНИЕ ЛИЦА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КАК ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

Е.Ф. БАЖИН, Н.А. ГАНИНА, Т.В. КОРНЕВА

Психологии познания людьми друг друга принадлежит одно из ведущих мест в ряду проблем, наиболее интенсивно разрабатываемых в последнее время психологической наукой [2]. Среди широкого круга вопросов, относящихся к области восприятия и познания людьми друг друга, существенный интерес представляет тематика, связанная с изучением экспрессии человека, ее восприятия и интерпретации. Внимание к проблеме экспрессии связано прежде всего с особой ролью выразительных движений в коммуникативном процессе. Через выразительные движения раскрывается внутреннее содержание человека, и потому именно экспрессия является одним из основных источников информации о психических свойствах человека. Решающая роль экспрессивных свойств в формировании представления о другом человеке доказана в многочисленных экспериментальных исследованиях [2], [3], [11].

Велико разнообразие выразительных движений человека, однако наиболее существенным элементом экспрессии безусловно являются выразительные движения лица. В этой связи А.А. Бодалев называет лицо «важнейшим инструментом общения» [3]. Однако в ряде экспериментальных исследований показано, что существуют значительные индивидуальные различия в точности идентификации мимики, связанные с такими характеристиками воспринимающего субъекта, как пол, возраст, профессия, личностные особенности и др. [7].

Способность к пониманию экспрессии складывается в условиях конкретной практики общения, развитие и совершенствование данной способности является важнейшим условием оптимизации коммуникативной деятельности человека. Известные слова А.С. Макаренко о необходимости развивать умение «читать на человеческом лице» содержат мысль о возможности целенаправленного обучения, и «. это чтение может быть описано в специальном курсе» [8].

Вопрос об обучении навыкам расшифровки экспрессии, имеющий большое практическое значение для целого ряда прикладных отраслей, связан с проблемой изучения семантики выразительных движений и затем с исследованием их вербальной трансформации. Задача воплощения социально-психологического тренинга, социоперцептивных способностей, и в частности способности к пониманию экспрессии лица, зависит от накопления широкого запаса разнообразных и семантически определенных, хорошо систематизированных введений — впечатлений о человеческом лице. Представляется, что одна из наиболее полных и адекватных моделей для подобного тренинга может быть создана посредством специального анализа описаний лица и его отдельных элементов, приводимых в произведениях художественной литературы.

Писатели благодаря своей специфичной одаренности традиционно считаются своеобразными экспертами по вопросам понимания людей и их внутреннего мира [15]. Интересное экспериментальное подтверждение данного мнения содержится в работе, посвященной сравнительному анализу описаний людей в мемуарах писателей, художников и инженеров [16]. Было показано, что именно писатели дают наиболее полные и объективные портреты и характеристики описываемых людей и, что особенно важно, значительно чаще других отмечают особенности экспрессии.

Цель настоящего исследования заключалась в изучении основных закономерностей словесного отображения лица человека известными писателями, а также в выявлении типичных для каждого писателя, или его «индивидуальных», вариантов изображения лица и его экспрессии.

В настоящем исследовании текстовый массив был составлен из отрывков художественных произведений 20 русских и советских писателей объемом в 200 тыс. знаков. Общий

объем массива, состоящий из 60 отрывков, содержит 12 млн. знаков.

Процедура анализа заключалась в следующем: из текста выбирались все определения (упоминания), использованные автором для описания лица и отдельных его элементов. Таким образом, был получен первичный общий список всех упоминаний о лице (всего 10 149). Этот список был представлен 2539 терминами. Анализ данных терминов показал, что они описывают лицо в целом и его 13 отдельных частей: лоб, брови, веки, ресницы, глаза, скулы, щеки, нос, ноздри, рот, губы, зубы, подбородок, а также две интегративные экспрессивные конструкции: взгляд и улыбку. Всего, таким образом, анализу было подвергнуто 16 различных категорий описания лица. Распределение упоминаний и терминов относительно определяемого предмета приведено в табл. 1.

КОЛИЧЕСТВО УПОМИНАНИЙ И ТЕРМИНОВ, ОПИСЫВАЮЩИХ ЛИЦО И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

Количественное распределение терминов (см. табл. 1) относительно разных элементов лица отражает общую закономерность в описании лиц: наибольшая их часть (25%) описывает лицо в целом, 19,5% терминов являются определениями глаз, 18% терминов описывают взгляд, 10,5% — улыбку. Таким образом, можно констатировать наличие главных (основных) пунктов описания лица, к которым относится лицо в целом, взгляд, улыбка, глаза. На эти пункты приходится 85% от общего количества упоминаний о лице. Данное распределение, полученное из анализа общего текстового массива, в целом оказалось характерным для каждого из изучавшихся текстов: оно не менялось значительно как при изучении различных текстов одного автора, так и при сравнении текстов разных авторов.

Целью следующего этапа количественного анализа первичного списка упоминаний о лице являлось составление базисного терминологического словаря. Для этого определялся коэффициент распространенности каждого термина по формуле (1,6):

где Д — коэффициент распространенности: слова, n — количество авторов (20); xi —частота слова у каждого автора, F — общая частота слова,

На основании этого коэффициента проводилось ранжирование терминов по частоте их употребления, а затем проводился их синонимический анализ с использованием Словаря синонимов русского языка и Словаря современного русского языка [12], [13]. В результате базисный словарь составили 113 наиболее употребимых терминов с коэффициентом распространенности не менее 0,30 (при этом учитывалась суммарная распространенность синонимических рядов).

Совместное проведение синонимического и частного анализов позволило в ряде случаев выделить наиболее характерные, заметные экспрессивные движения, присущие тому или иному элементу лица. Так, например, наибольшее количество упоминаний о бровях падает на синонимическую группу с центральными словами «сдвинутые» и «поднятые». Отраженные в данных терминах выразительные

движения по существу исчерпывают экспрессию бровей. Нос описывается в терминах, передающих форму и величину (длинный, большой), преимущественно экспрессивное значение имеют термины, описывающие ноздри (побелевшие, раздувшиеся). Таким образом, частотно-синонимический анализ позволил выделить как основные характеристики отдельных элементов лица, так и их специфические экспрессивные особенности.

Следующий этап в изучении описаний мимической экспрессии, содержащихся в художественной литературе, заключался в проведении классификации терминов на основании их лексико-семантического значения. Наиболее четко выделились две группы терминов. Первая группа включила термины, описывающие физические характеристики лица: особенности его формы, величины, поверхности кожи, возрастно-половые, конституциональные, национальные и другие признаки. Например, лицо — асимметричное, квадратное, крошечное, морщинистое, бронзовое, старческое и т.п.

Вторую, самую многочисленную группу (в нее вошли 60,2 % всех терминов) составили термины, передающие эмоциональное состояние персонажа. Эти термины были разделены на три подгруппы: а) термины, прямо называющие эмоции (например, глаза — злобные, счастливые, тревожные); б) термины-метафоры, имеющие собственное эмоциональное значение (лицо — кислое, пустое, тяжелое, звериное, железное и т. п.); в) термины, описывающие моторику лица и внешнее выражение вегетативных проявлений, т. е. косвенно свидетельствующие о наличии эмоциональных переживаний (например, глаза — бегающие, неподвижные, блестящие, покрасневшие и т.п.).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ ПО ИХ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ (в %)

Из табл. 2 видно, что такие элементы лица, как лоб, ресницы, скулы, нос, зубы, подбородок, в основном описываются при создании физического портрета персонажа. Передача эмоционального состояния осуществляется с помощью основных экспрессивных признаков, имеющих интегральный характер: лицо в целом, взгляд, улыбка. В этом случае чаще употребляются прямые названия эмоций. Для косвенной передачи эмоций используются описания экспрессии бровей, век, щек, рта, губ.

Сравнение полученных данных анализа текстов с результатами экспериментального исследования процесса восприятия человека человеком [3] показало, что испытуемые в последнем, характеризуя экспрессию непосредственно воспринимаемого человека, также

чаще всего выделяют общее выражение его липа и глаз. Сравнительная частота упоминаний о других элементах лица вполне соответствует данным, полученным при анализе текстов художественной литературы.

УПОМИНАНИЯ О ЛИЦЕ (в %) В ТЕКСТАХ РАЗНЫХ АВТОРОВ

Вторая часть исследования была посвящена изучению индивидуальных (авторских) вариаций в пределах общих закономерностей описания лица посредством сопоставления различных изучаемых эмпирических показателей в художественных текстах. Список авторов, чьи тексты анализировались в настоящем исследовании, приводится в табл. 3.

Прежде всего обращает на себя внимание факт наличия значительных авторских различий относительно количества упоминаний о лице и его элементах. Максимальное общее количество упоминаний было отмечено в текстах Куприна (870 упоминаний), Горького (721). Наименьшее количество упоминаний о лице содержится в текстах Лескова (177 упоминаний), Симонова (259). Таким образом, различия весьма значительны — максимальное значение превышает минимальное в пять раз. По-видимому, эти различия связаны с существованием индивидуальных способов отражения человека и его переживаний, заключающихся в преимущественном описании лица или каких-то других элементов экспрессии: голоса, жестов, позы, впечатления о человеке в целом.

Другое выражение индивидуальных вариаций способов изображения лица и его экспрессии было найдено при сравнении процентных распределений количества упоминаний о различных элементах лица, а также при сравнении текстов разных авторов. Такие авторы, как Лесков, Симонов, Соболев, Шолохов при описании мимической экспрессии чаще используют термины, относящиеся к лицу в целом. У Шолохова, например, термины

данной категории составляют 51% от общего количества упоминаний о лице, что значительно превышает средний показатель (34,3±7,9%). Соответственно другие элементы лица Шолохов описывает реже других авторов — так, всего 11,7% упоминаний касается глаз, в то время как средний показатель равен 22,3±6,4%. Другие писатели (Булгаков, Гарин-Михайловский, Горький) большее внимание уделяют описанию глаз и взгляда. Основным элементом портретов, созданных Достоевским, является взгляд — каждое третье упоминание о лице описывает взгляд персонажа. Чехов и Эренбург значительно чаще других авторов обращаются к описанию улыбки, рта, губ. Два наиболее различающихся распределения количества упоминаний о различных элементах лица показаны на рисунке.

Можно думать, что подобные различия в описании лица, а именно большее количество упоминаний о каком-либо элементе лица по сравнению со средним количеством упоминаний для всей группы изучавшихся авторов, отражают не только индивидуальные особенности писателя в передаче эмоционального состояния персонажа, но и проявление некоторой избирательности восприятия, которая лежит в основе «индивидуальной манеры видения» [2].

Статистический анализ полученных результатов выявил наличие реципрокной зависимости между частотой упоминания о лице в целом и отдельных его элементов, что, в свою очередь, может быть связано с проявлением более общей закономерности, сказывающейся в преимущественно обобщенном, синтетическом восприятии и описании экспрессии (Шолохов, Лесков, Соболев, Симонов), и, напротив, в преобладании аналитического способа изображения (Бунин, Булгаков, Горький, Чехов, Эренбург).

Авторское своеобразие способа художественного изображения человека ярко отражается в характере портретов персонажей, а именно в преобладании в них описаний физических характеристик лица и его экспрессии.

Представляется интересным сопоставить результаты исследования художественных текстов, приведенных в табл. 3, с данными уже упоминавшегося исследования А.А. Бодалева [3], где говорилось об индивидуальном своеобразии восприятия и приводились факты существования индивидуальных порогов различения изменений экспрессии. Свойственная некоторым людям особая заостренность, фиксированность восприятия на выразительных характеристиках поведения определяет их своеобразие как субъектов познания других людей.

Упоминания об элементах лица в текстах Шолохова (——) и Эренбурга (- — — — -)

Элементы лица: 1 — лицо, 2 — лоб, 3 — брови, 4 — веки, 5 — ресницы, 6 — глаза, 7 — взгляд, 8 — скулы, 9 — щеки, 10 — нос, 11— ноздри, 12 — улыбка, 13 — рот, 14 — губы, 15 — зубы, 16 — подбородок

Приведенные портретные описания в определенной степени иллюстрируют сделанное предположение о существовании синтетических и аналитических способов отражения лица. Несомненно, что портреты из произведений

Мамина-Сибиряка, выполненные с высокой степенью детализации, с использованием описаний мелких, в среднем редко упоминающихся элементов лица являются отражением аналитического способа восприятия и изображения лица. Интересной особенностью портретов Достоевского помимо их обобщенности и высокой эмоциональной насыщенности является использование в них импрессивных эмоциональных терминов, описывающих лицо через эмоциональное впечатление о нем другого человека.

Таким образом, изучение текстов художественной литературы позволило установить некоторые формы выражения индивидуальных особенностей писателей в отражении лица. Первая из них связана с общим количеством упоминаний о лице, что свидетельствует о степени фиксированности восприятия на данном элементе внешнего облика. Вторая — с индивидуальными предпочтениями в выборе фиксируемых элементов, которые, в свою очередь, могут определяться преимущественно аналитическим или синтетическим способом восприятия и описания лица. С последним, вероятно, связана и третья форма выражения индивидуальных особенностей в отражении лица, состоящая в том, что существуют характерные пропорции в количестве упоминаний о физических и эмоциональных характеристиках лица.

Проведенное исследование позволяет считать метод контент-анализа текстов художественной литературы достаточно результативным для изучения процесса восприятия людьми друг друга. Необходимо подчеркнуть большие потенциальные возможности данного метода как в плане исследования различных вопросов социальной перцепции, так и для изучения проблемы общения в целом. Высочайшие вершины психологизма, достигнутые в произведениях классической литературы, являющихся концентрированным выражением достижений художественного способа познания человека, делают их богатейшим объектом научных исследований [4].

1. Алексеев Г. М. Некоторые вопросы теории и практики статистической лексикографии.— В кн.: Статистика текстов. М., 1969. С. 23.

2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. — 200 с.

3. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. — Л., 1965.— 123 с.

4. Днепров В. Идеи, страсти, поступки. — Л., 1978.— 384 с.

5. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 12-ти т. Т. 1. — М., 1982. С. 325.

6. Зубов Т. Е., Зубов А. В., Чапля А. Н. Способы оценки лексического пополнения учебников по иностранным языкам. — В кн.: Лингвистика и автоматический анализ речи. Минск, 1974. С. 122.

7. Лабунская В. А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица. — В кн.: Психология межличностного познания. М., 1981. С. 54—65.

8. Макаренко А. С. Соч. Т. V . — М., 1958. С. 268.

9. Мамин-Сибиряк Д. Н. Собр. соч. Т. 1. — М., 1980. С. 50.

10. Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып. 1.— М.; Л., 1973.— 130 с.

11. Панферов В. Н. Внешность и личность. — В кн.: Социальная психология личности. Л., 1974. С. 106—114.

12. Словарь синонимов / Под ред. А.П. Евгеньевой. — Л., 1975. — 648 с.

13. Словарь современного русского литературного языка. Т. 1 —17. — М.; Л., 1950—1965.

14. Смысловое восприятие речевого сообщения. — М., 1976.— 262 с.

15. Социальная психология / Ред. Е.С. Кузьмин, В.Е. Семенов.— Л., 1979. С. 288.

16. Шульц С. П. Особенности представлений и понятий о других людях у писателей, художников, инженеров. — В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975. С . 331—332.

17. Berelson В . Content Analysis. In: Handbook of Social Psychology. V. 1. Ed. by Linzey. Addison-Wesley Publishing Co, Inc. 1959. P. 517.

Источник:
Описание глаз человека
ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ОПИСАНИЕ ЛИЦА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КАК ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ Е.Ф. БАЖИН, Н.А. ГАНИНА, Т.В. КОРНЕВА Психологии
http://www.voppsy.ru/issues/1984/842/842142.htm

(Visited 17 times, 1 visits today)

Популярные записи:


500 причин почему я тебя люблю парню 100 причин, почему я люблю тебя 1. Счастье-это быть с тобой 2. С тобой никогда… (2)

Как психологически уничтожить человека Как морально унизить человека? Убить словом Найти слабое место недруга Первое, на что стоит обратить… (2)

Мужчина-вдовец как строить с ним отношения Выйти замуж за вдовца: растопить сердце любовью Повторный брак – это само по себе пугающее… (2)

Психология почему человек не обращается по имени Почему мужчина не называет женщину по имени?Имя – это идентификация человека. Считается, что оно определяет… (2)

Стоит ли писать бывшему Можно ли писать парню первой: советы психологовПисать парню первой решается не каждая девушка, поскольку есть… (2)

COMMENTS