Нравственное воспитание детей

Духовно–нравственное воспитание ребёнка в современной семье

В семье начинается воспитание, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится последующая жизнь человека, его общественная деятельность.

Только духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалоге с детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений формирующейся личности ребёнка, а в том, чтобы развить его духовные способности, пробудить в нем готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.

Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль родителей как избирательного «передатчика» детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужной или вредной информации, приносимой извне.

Отмечая роль семьи как доминантного фактора духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только одного понимания родителями и семьёй в целом своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровень духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания. Именно она призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, высокую нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию.

Духовно — нравственное воспитание ребёнка в современной семье

Крепкие здоровые, духовные семьи- мощное государство.

В Древней Руси подлинное образование неразрывно было связано с православием. «Сверхцелью» педагогического процесса, неразрывно связанного со всей жизнью общества, выступало приобщение человека к Богу, направление его на путь истинный, на путь спасения. Эта цель могла быть достигнута как путем познания, так и путем дел (образа жизни). В православной традиции приоритет отдавался второму пути, хотя первый не отвергался. Этот кодекс состоял из трех наук, или строений: то были строение душевное — учение о долге душевном, или спасении души, строение мирское — наука о гражданском общежитии и строение домовое -наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в древней Руси».

От того, какие «первые главные» слова слышит ребенок дома: «мама, тятя, Бог» или «деньги, нажива», зависит его будущее. По мнению русского философа И.А. Ильина, воспитание, а, следовательно, и образование детей есть не что иное, как пробуждение их «бессознательного чувствилища к национально-духовному опыту. ». В своей работе «Национальное воспитание — путь духовного обновления» он писал: «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки — скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного».

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства . Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Роль семьи в формировании и развитии личности

У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Одна из ведущих функций семьи — воспитательная, которая включает в себя не только целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и на всю систему взаимоотношений внутри семьи, формирующих личность подростка, поощряющих одни и смягчающих другие типы поведения.

Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Какими бы прекрасными ни были наши детские сады, самыми главными в формировании у детей разума, мысли, являются мать и отец. Их сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей.

Труд над ребёнком, как основа воспитания, был заповедан ещё евреям в Писаниях Ветхого завета. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его», — говорится в книге Премудрости Иисуса Сына Сирохова (30, 13) Дух семьи — это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребёнка. Отсюда существует теснейшая связь души родителей и детей. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь души родителей с душой детей». «Яблочко от яблони недалеко падает», так гласит народная мудрость». их личность.

Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров — все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. . Реальные поступки — вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и нравоучения.

Справедливость этой пословицы подтверждается вновь и вновь: ребёнок с младенчества во многом повторяет своих отца и мать. И благо, если родители живут благочестиво – это высокий залог того, что ребёнок день за днём наблюдая их жизнь, подражая им, также навыкает благочестию и живёт духовной жизнью. . Часто мы путаем, считая, что воспитывать – это влиять. А воспитывать — это питать и душу, и плоть, и дух.

Понятие семьи в современном обществе

Сейчас семья переживает тяжёлые времена, и не только в России, но и во всём мире. В условиях нашего времени семья всё хуже реализует свою главную функцию- воспитание детей, проблемы семьи обострились до крайности. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм, пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей. Вопросы спасения семьи и духовно – нравственного воспитания детей уже не раз рассматривались на самом высоком церковном уровне. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года принял Социальную концепцию Церкви, где вопросы охраны семьи, материнства и детства были обозначены как первоочередные задачи церковного служения в миру.

В Священном Писании сказано, что главой семьи является муж, он должен почитать Бога, жена должна смиряться перед мужем, а дети должны почитать своих родителей. Мы же видим, что муж перестал чтить Бога, жить по Его воле и стал проявлять непослушание. Следствием этого стало то, что жена оказывает непослушание своему мужу. А у двух непослушных людей вырастает третий непослушный – ребёнок. Сейчас очень много проблем и трагедий оттого, что дети не почитают , не уважают, не хотят слушать родителей, которых Бог дал, чтобы они сохранили чадо, привели к благочестивому духовному житию. Поэтому надо понимать, что семейная жизнь — это прежде всего духовная жизнь. Только человек духовный может правильно строить отношения с другим человеком, воспитывать своих детей.

Православную семью называют «малой Церковью. В ней, по примеру Церкви, существует своя , домашняя иерархия: отец слушается Бога, мать – отца, дети – отца и мать. Таково живое семейное древо, правильно растущее, с крепкими корнями и зелёными ветвями. Во главу угла в семейных отношениях должен быть поставлен дух взаимопонимания и любви, который проповедует Церковь и выражением которого является внешняя церковная жизнь. В отношениях между родителями и детьми не должно быть места недоверию, обману, недоброжелательству. Но доверие и любовь совершенно не исключают принципа послушания и дисциплины – крепкого фундамента воспитания. В виде преамбулы можно сказать, что православная семья в современном мире – это товар штучный. Православных людей на свете не так много. Они ичисляются сотнями, а уж православных семей и того меньше.

В наши дни в светском семейном воспитании господствует другой принцип – демократический принцип равенства родителей и детей. Бытует мнение, пришедшее к нам из так называемых «свободных» стран, что ребёнок -это саморазвивающаяся личность, которая должна расти «раскрепощённой», не встречая в своём развитии никаких «преград». Ребёнку, которого воспитывают по этой системе, всё дозволено, любые его прихоти и желания тут же удовлетворяются. Так, некоторые родители проявляют свою любовь к детям, всё им разрешая: часами смотреть телевизор, гулять (а точнее болтаться) на улице сколько захотят. Вообще, — делать всё, что им заблагорассудиться.

Православная Церковь категорически не преемлет такой установки. Наша культурная традиция воспитания, складывавшаяся в течении веков способствует раскрытию личности ребёнка не путём вседозволенности и непомерного развития его «я», а вопреки им – путём обучения воздержанию.

Главное, если вкратце определить суть национальной православной системы воспитания, — это стремление ввести ребёнка во взрослую жизнь узкими вратами послушания и воздержания, которые впоследствии дадут ему возможность самостоятельно противостоять злу вне и внутри себя. Только такое воспитание научит ребёнка правильно ориентироваться в мире, правильно строить отношения с людьми, а быть может, защитит его и от психических срывов и заболеваний.

Модная ныне вседозволенность и так называемое « свободное воспитание» приводит прежде всего к тому, что нарушаются правильные иерархаические отношения в семье, ребёнок совершенно перестаёт уважать родителей, начинает говорить с ними пренебрежительно, позволяет себе оскорблять их достоинство, а в подростковом возрасте просто отворачивается от них.

Почему подросток отторгается от домашнего очага? Опять же в силу того, что развращённый вседозволенностью, он стремиться всё к новым наслаждениям, к новым, не испытанным ещё ощущениям. В подростковом возрасте в нём всё сильнее действуют страсти, с которыми он не привык бороться.

3. Задачи и основы семейного воспитания

Когда же должен начинаться труд над душой ребёнка? С того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру — к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

В первый год жизни ребенка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиенические условия. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности ребенка должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, ребенок в семье получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни воспитание ребенка строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Дошкольники и младшие школьники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.

В ответ на вопрос: «Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста? о. Александр Ельчанинов пишет так: « В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию. Сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное даёт урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви, это напитает их на всю жизнь».

1.Игумен Георгий (Шестун) Православная семья. – Москва: Издательство «Воскресная школа», Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений,2005. – 272с.

2.Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. Издательство «Христианская жизнь» Клин 2076.

3.Подвиг семейного воспитания. – М.; Храм Трёх Святителей на Кулишках, 2000. – 288с.- (Уроки воспитания)

4.Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. М.; «Центр БЛАГО», 1997. – 144с

5.Священномученик Владимир митрополит Киевский и Галицкий. Азбука православного воспитания. Издательство ООО «Аксиос», 2002г. Православное братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

6.Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы» М., 1996

7.Щеголева Е.В. Как воспитать ребёнка православным. 300 мудрых советов родителям. – М.; Издательский Совет Русской Православной Церкви. Издательство «Даръ», 2006. – 288с.

Электронный журнал «Образование Ямала»

Вход на сайт

Чтобы получить доступ к закрытым частям сайта, нужно зарегистрироваться. Это просто и займет всего минуту.

Я уже зарегистрирован на сайте.

Входите, а если вы забыли пароль — мы вам поможем его вспомнить

Я новый покупатель.

Расшифровка смысла слогана буквально в двух-трёх предложениях. Расшифровка смысла слогана буквально в двух-трёх предложениях.

Нравственное воспитание в семье

23 сентября 2012 . Раздел Дом и семья

Нравственное воспитание ребенка происходит, прежде всего, в семье. Именно семья является первой социальной «ячейкой», в которую попадает ребенок после рождения и именно в ней переплетены все естественно-биологические и социально-психологические связи родителей и детей. Д.С. Лихачев писал, что привязанность детей к семье формируется не путем лекций и наставлений, ее не создать нарочно; она создается той атмосферой, которая царит в семье. Важность этих связей чрезвычайно велика для нравственного воспитания ребенка, именно благодаря им, происходит психическое и социальное развитие личности ребенка, начиная с самого раннего возраста.

Семейная микросреда передает растущему малышу социальный опыт и знания, накопленный предыдущими поколениями, нравственный опыт самих родителей. Ребенок с раннего возраста усваивает нормы поведения своих родителей и в соответствии с ними строит свои отношения с близкими людьми, а затем, усвоенные отношения, переносит в социум. От первичного нравственного опыта зависит, как будут строиться отношения со сверстниками, педагогами, соседями. Именно в семье ребенок учится соотносить свои поступки с интересами других людей, учитывать их желания и взгляды на ту или иную проблему, проявлять заботу об окружающих.

Нравственное воспитание ребенка зависит от личного примера родителей

В основе всякого обучения лежит способность детей к подражанию. Так же и в нравственной сфере. У маленького ребенка отсутствует жизненный опыт, знаний ему не хватает, поэтому он подражает взрослым. Он прекрасно чувствует атмосферу семьи, отслеживает характер нравственных отношений между папой и мамой: степень уважения друг к другу, согласия, чуткости. Ребенок воспринимает тон и характер их разговоров, замечает то, как родители разрешают возникающие конфликты и трудные жизненные ситуации. Все наблюдения и впечатления ребенка от внутрисемейной жизни ложатся в основу его собственного поведения и становятся критерием отношения к окружающему миру.

Становясь взрослее, дети уже выходят за рамки семейного опыта, их знания жизни расширяются и у них начинают формироваться свои определенные взгляды и суждения. Так, в подростковом возрасте дети уже более критично оценивают поступки своих родителей и не все принимают, как образец для подражания. Здесь многое зависит от родительского авторитета в глазах ребенка.

Нравственное воспитание в семье заключается в усвоении моральных понятий о добре и зле, в формировании нравственных чувств и эмоций, а главное – в возникновении нравственных потребностей и убеждений. В чем они заключаются:

Отзывчивость – как первая ступенька нравственного воспитания. Ее нужно воспитывать еще до сложившихся понятий добра и зла, чувства долга и социальной ответственности. Умение чувствовать состояние и потребности другого человека, сочувствие его затруднениям, сопереживание, желание облегчить его страдания – то, что делает ребенка чутким, сердечным человеком. Именно в семье нужно научить ребенка заботиться о тех, кто находиться рядом, поступаться своими желаниями ради другого. Помните строки из стихотворения «Мама спит, она устала, вот и я играть не стала…».

Нравственная установка на добро: «Никогда никому не вредить – стараться приносить максимум пользы». Ее формируют в сознании ребенка с самого раннего возраста.

И еще важна одна нравственная потребность, которую важно заложить в душу ребенка: «О добре не нужно говорить — добрые поступки следует совершать».

Таким образом, нравственное воспитание заключатся в том, что бы в жизни родителей слово не расходилось с делом. Только тогда они своим примером сформируют нравственные качества и у своих детей.

Прививать ребенку нравственность можно и в игровой форме. Посмотрите подборку игр на развитие нравственных качеств у ребенка/

Источники:
Духовно–нравственное воспитание ребёнка в современной семье
Образование Ямала — это ежеквартальный информационно-методический журнал, созданный по инициативе Департамента образования ЯНАО. Цель нового издания — дать педагогической общественности округа современное и доступное средство массовой информации, которое позволит каждому учителю, сотруднику методических служб, директору и завучу школы поделиться своими мыслями и опытом и одновременно узнать о том, чем «дышат» его коллеги на другом конце Ямала.
http://yamal-obr.ru/articles/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-rebenka-/
Нравственное воспитание в семье
Семейная микросреда передает растущему малышу социальный опыт и знания, накопленный предыдущими поколениями, нравственный опыт самих родителей. Ребенок с раннего возраста усваивает нормы поведения своих родителей и в соответствии с ними строит свои отношения с близкими людьми, а затем, усвоенные отношения, переносит в социум.
http://www.kraskizhizni.com/edu/game/676

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (6)

Психология почему человек не обращается по имени Почему мужчина не называет женщину по имени?Имя – это идентификация человека. Считается, что оно определяет… (5)

Как стать счастливым книга Как стать счастливым Как стать счастливым Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе… (5)

История болезни по психиатрии органическое… История болезни, F-20Дата рождения и возраст: 15 сентября 1958 года (45 лет). Адрес: прописан в… (5)

1000 причин почему я тебя люблю Шаблон - 101 причина почему я тебя люблю - парню: Оформление своими руками Шаблон "101… (5)

COMMENTS