Невербальные сигналы

Виды невербальных сигналов

Невербальные сигналы— материальные, чувственно восприни­маемые действия общающихся, включая действия с предмета­ми, несущие для собеседников вполне определенный, закреп­ленный данной культурой смысл.

Среди невербальных сигналов различают симптомы, символы и знаки (собственно невербальные сигналы).

Симптомы— невербальные явления (движения, действия), бес­сознательно проявляющиеся в деятельности человека и отража­ющие психическое или физическое состояние участника общения.

Симптомы преимущественно представляют собой мимические движения и их сочетания (симптомы страха, радости, удоволь­ствия, задумчивости и т.д.).

Символы— невербальные явления, являющиеся носителями так называемого социального символизма — символического зна­чения, приписываемого обществом определенным предметам, действиям, явлениям.

Социальные символы непосредственно не участвуют в комму­никации, но они несут коммуникативно релевантную информа­цию, опосредованно включаясь в процесс обмена информацией между людьми.

Примеры социальных символов: иномарка, норковая шуба, собственная вилла — зажиточность, короткая стрижка — символ «крутизны», длинные волосы у мужчин — артистическая профес­сия и т.д. Социальные невербальные символы имеют ярко выра­женную национальную специфику.

Знаки,или собственно невербальные сигналы,— автоматизировано или сознательно продуцируемые невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл, стандартное значение, с целью передачи этого значения собе­седнику.

Невербальные знаки включают:

• знаки языка телодвижений (взгляд, мимика, поза, стойка, движение, походка, осанка, посадка, физический контакт, манипуляции с предметами);

• знаки организации пространства общения (проксемические знаки);

• знаки отсутствия говорения (молчания).

Многие невербальные явления могут иметь как знаковую, так и симптоматическую функцию, а также могут играть и опреде­ленную символическую роль в общении, поэтому четко разграни­чить невербальные сигналы далеко не всегда удается. Однако, как правило, тот или иной сигнал имеет основную функцию, и по этой функции его можно отнести к определенному разряду.

Если невербальный сигнал чаще продуцируется сознательно, он относится к знакам (собственно сигналам), если чаще бессоз­нательно — к симптомам. Тем не менее в ряде случаев разграниче­ние оказывается условным.

Среди невербальных знаков самую большую группу составля­ют жесты.

Жесты— значимые движения тела.

Жесты подразделяются на следующие:

· эмоционально-оценочные — выражают оценку чего-либо в ходе общения (собеседника, его действий, слов, окружаю­щих предметов, событий, третьих лиц) — огорченная отмашка рукой, кулак как угроза, руки к груди как знак просьбы и др. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, посколь­ку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (уда­рить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

· указательные — выделяют предмет в коммуникативной ситуации, ориентируют собеседника в пространстве (указание пальцем, ладонью, головой). Скажите, можно ли выполнить приказания: «Отк­рой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нель­зя!» В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место — рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования — по оче­реди, через одного;

· риторические — имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части вы­сказывания, текста в целом. Риторические жесты могут подчерки­вать ритмический рисунок высказывания, коммуникативно значи­мое членение речи (взмахи рукой, движение ладоней к аудитории).

Понаблюдайте за выступающими по телевидению, по­смотрите, как часто говорящий в такт речи размахива­ет рукой.

Произнесите, например, пословицы: Говорит, что воду цедит; Строчит, как из пулемета,сопровождая их ритмическими жестами.

Произнося первую пословицу, мы делаем несколь­ко замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растя­нуто. Во втором случае производим частые вертикаль­ные движения ребром ладони правой руки, напоми­нающие рубку капусты.

· игровые — шуточные, используемые для игры, развлечения («нос», рожки при фотографировании);

· вспомогательные — жесты, используемые преимуществен­но в качестве физической помощи себе или собеседнику в кон­кретной ситуации (поддержать под руку, приложить ладонь ко лбу козырьком от солнца);

· магические — используются в суеверных, магических це­лях (скрещивание пальцев, осенение крестным знамением).

Существуют определенные нормы жестов, которых следует придерживаться.

1. Соответствие ситуации. Телесные движения должны со­относиться с темой выступления, размером и составом аудитории. Официальная тема, небольшая аудитория, люди старшего возрас­та требуют уравновешенных, относительно ограниченных телесных движений.

2. Физическая координация. Все телесные движения должны быть скоординированы между собой. Человек может показаться смешным, если он прижимает локти к бокам и двигает только ки­стями рук и т.п.

3. Словесная координация. Телесные движения должны быть син­хронизированы со словами, которые они призваны подкреплять. Недостаток такой координации может выглядеть комично.

4. Динамичность. Движения должны быть «живыми», спон­танными, естественными. Начинающему оратору надо научиться контролировать естественные движения для выражения или под­крепления мыслей.

5. Разнообразие. Любые телесные движения, особенно жесты, должны постоянно варьироваться. Однообразные движения регист­рируются аудиторией и в конечном итоге становятся отвлекающими. Случайный или бессмысленный жест, используемый умеренно, не вредит коммуникации, но если он постоянно повторяется, то может повлиять на результат речи. Человек обычно не замечает своих ес­тественных жестов, поэтому начинающий оратор должен восполь­зоваться посторонней помощью или возможностями видеоаппарату­ры, чтобы оценить характер и уместность своих жестов.

Обучение технике самопредставления и самопрезентации с учетом норм телесных движений — кропотливый процесс, который должен осуществляться под руководством педагога. Например, известные биз­несмены и популярные политики говорят и держатся безупречно именно потому, что берут уроки у специалистов, которые учат их ходить, сто­ять, произносить слова, пожимать руки, соболезновать, смеяться.

Источник:
Виды невербальных сигналов
Невербальные сигналы — материальные, чувственно восприни­маемые действия общающихся, включая действия с предмета­ми, несущие для собеседников вполне определенный, закреп­ленный данной культурой
http://sdamzavas.net/2-39190.html

Невербальные сигналы

Сегодня информация — главный ресурс человечества. Обмен информацией — процесс, к которому можно свести большинство ныне существующих профессий и специальностей.

Я уже писал о правильном подходе к восприятию информации. В сегодняшней статье речь пойдет еще об одном факторе, определяющем эффективность человеческого общения — невербальных сигналах.

Для начала немного популярной психологии, которая, надеюсь, не покажется вам скучной.
Однако если вы знаете значение терминов “вербальный”, “невербальный”, “надвербальный”, то можете смело пропустить следующие несколько абзацев.

Когда мы общаемся с кем-либо, наш собеседник воспринимает входящую информацию по трем каналам: вербальному, невербальному и надвербальному.

То есть, какие слова произносим, как строим предложения. В общем все, что относится к лексической, логической и грамматической составляющей речи.

Мимика, жесты, поза, движения, взгляд — все это имеет отношение к невербальному каналу восприятия информации. С натяжкой можно сказать, что невербальный канал — это эмоциональная составляющая нашей речи.

К этому каналу относится все, что связано с нашим голосом — громкость (амплитуда), частота, интонации. Иногда этот канал также называют паравербальным, что скорее всего указывает на некую мистическую составляющую.

Каким же образом информация распределяется между перечисленными каналами? Все ли они одинаково важны? Для того, чтобы дать ответ на это вопрос, давайте представим 100% информации в виде круглого пирога, который «съел», то есть воспринял наш собеседник.
На приведенной ниже диаграмме я указал примерное распределение каналов по степени важности.

Обратите внимание на то, что львиную долю информации (70%) человек воспринимает невербально. Выражаясь простым языком: “Не столько важно, что мы говорим, сколько как мы это делаем.”
Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, а невербальный — для демонстрации межличностных отношений. В некоторых случаях невербальный канал используется вместо словесных сообщений. Именно о внешних признаках межличностных отношений пойдет речь в этой статье.

Те из вас, кто читал “Психологию лжи” П.Экмана могут смело пропустить еще несколько абзацев. В своей книге Экман практически на каждой странице говорит о необходимости рассматривать поведение человека только в изменении. Это означает, что мы не можем делать никаких вывод по собственно невербальному поведению человека, рассматривать можно исключительно изменение поведения.
Конечно, Экман пишет об этом в контексте состояния стресса, которым является ложь. Однако это верно и для коммуникации как таковой.
Пытаясь считать посылы, скрытые в невербальных сигналах, о которых речь пойдет ниже, обращайте внимание на контекст, а именно: общий психологический портрет собеседника, отношение к теме беседы, внешние факторы (время и место беседы), предполагаемый результат беседы и так далее.

Все невербальные сигналы мы для простоты разделим на 4 группы: мимика, жесты, позы, ориентации (то есть дистанция, расположение и т.д.)
Я не буду останавливаться на мимике по одной причине — ярко выраженная мимика подсознательно понятна каждому, о всех остальных мимических микровыражениях вы можете прочитать в книге все того же Экмана “Unmasking The Face”.
Итак, позы. (По Смирнов С.Д. Богатый мир движений // Вопросы психологии. — М.: 2000, №6)

Наконец, несколько слов об ориентациях. Скорее всего вы уже слышали выражение “зона комфорта”. Оно подразумевает дистанцию, на которой одному человеку удобно общаться с другим. Величина этой дистанции зависит от плотности населения региона проживания человека и, для европейской части России, составляет приблизительно 70 — 80 см.
Что касается расположения в пространстве, то выделяют 4 основных способа сделать это. Они проиллюстрированы ниже.

Наиболее эффективной с точки зрения коммуникации является позиция №3 “Угловая”. Дело в том, что здесь не происходит так называемого “столкновения взглядов”, как, например в фронтальной позиции, когда собеседники смотрят прямо друг на друга. Вместе с тем, взгляды собеседников направлены в одну сторону, что очень важно.

Все невербальное общение является подсознательным, поэтому контролировать его сложно. И все же контролю оно подается, однако это нужно делать с большой аккуратностью. Самое главное в эффективной невербалике — естественность.

Будьте естественны, искренне интересуйтесь своим собеседником и темой разговора, и тогда ваше невербальное поведение будет показывать вашим партнерам, что вы человек, с которым можно иметь дело! Удачи!

Источник:
Невербальные сигналы
Сегодня информация — главный ресурс человечества. Обмен информацией — пр…
http://bigideas.ru/posts/8/275

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Что нельзя говорить мужчине близнецу Чего нельзя говорить мужчинам – как сохранить уважение и любовьЧего нельзя говорить мужчинам – как… (2)

Если мужчина рак обиделся Если мужчина рак обиделся Раки сами по себе очень чувствительные с резко переменчивым настроением. Они… (2)

Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (2)

11 месяцев отношений поздравления любимому 11 месяцев отношений поздравления любимому 11 Месяцев отношений поздравления любимому своими словами Любимый, мы с… (2)

Фарматекс свечи после полового акта Свечи от нежелательной беременности после акта Защита от нежелательной беременности — важный и ответственный вопрос,… (2)

COMMENTS