Популярные записи:

Как ведет себя девушка после расставания Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (17)500 причин почему я тебя люблю парню 100 причин, почему я люблю тебя 1. Счастье-это быть с тобой 2. С тобой никогда… (14)Если мужчина любит замужнюю женщину его поведение Как влюбляются мужчины: признаки и их поведениеМужчины и женщины отличаются не только внешне, но и… (14)Как ведет себя влюбленный начальник Секреты, как влюбить в себя начальника Итак, ты пришла на новое место работы и встретила… (11)Прикосновения мужчины к женщине значение Дотрагивание (значение прикосновений) Человеку нужно, чтобы до него дотрагивались, пишет в своей книге «Дотрагивание» антрополог… (10)

Может ли человек проявиться как личность вне общества

История в школе

Конспект вводного урока по обществознанию, 8 класс

Все люди от природы стремятся к знанию

Наука есть систематизированное знание.

Цель: — познакомить учащихся с курсом обществознания, сформировать представление о человеке и о человеческом отношении ко всему окружающему;

— развивать навыки определения и объяснения понятий;

— развивать умение работать в составе небольшой группы;

— формирование осознания личного участия и ответственности за успех совместной работы;

— решать проблемные задания, умение высказать и аргументировать свою точку зрения.

Новые термины: гуманный, гуманизм, гуманное общество, философия, социология, политология, экономика, правоведение, культурология, история, социальная психология, этика, эстетика, этнография, экология.

Оборудование: учебник п/р Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, раздаточный материал на каждого ученика: таблица «Общественные науки», текст рассказа В.В. Вересаева «Легенда»; листы ИЛО №1 на каждого ученика (домашнее задание).

Работа в группах. Задание 1. запишите слова-ассоциации к слову «обществознание». Сгруппируйте их и составьте кластер.

Задание 2. Какие разделы включает обществознание?

Группы готовят сообщение о том, что, по их мнению, будет изучаться в этих разделах.

1-я группа – Личность и общество

2-я группа – Духовная культура

3-я группа – Экономика

4-я группа – Человек в обществе (Социальная сфера)

5-я группа – Личность и государство (политика, право)

Задание 3. Науки об обществе. Работа с таблицей «Общественные науки».

Знакомятся с перечнем наук, изучающих общество и с их определениями.

Задание: Составьте свой вариант определения каждой науки, тот, который, по вашему мнению, вам лучше запомнится (отрабатывается навык определения понятия по алгоритму: «понятие = ключевое слово + признаки», например: этика – наука о морали и нравственности).

Задание 4. Беседа по вопросам:

— Что значит «гуманный»?;

— Что такое гуманизм?

— Что означает понятие «гуманное общество»?

— сформулируйте принципы гуманного общества.

Задание 5 . Прочитайте рассказ В. В. Вересаева «Легенда», проанализируйте и сделайте вывод о том, почему моряки больше не улыбались. (раздается только первая часть рассказа до слов «Мне представляется….»).

— Придумайте и запишите своё продолжение истории, поведанной Вересаевым.

После ответов учащихся, зачитывается и обсуждается вывод автора по этой проблеме (окончание рассказа).

II. Подведение итогов работы групп. Рефлексия. Какое задание вызвало наибольшее затруднение? Почему? Как думаешь это исправить? Как ты оцениваешь свою работу в составе группы? Выставление оценок.

с.4-5; §1, заполнить ИЛО №1

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека, как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Гуманный – проникнутый добротой, любовью к человеку, уважением к человеческой личности, направленный на благо других.

Гуманное общество – это такое общество, которое взяло за основу своего развития принципы гуманизма. Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится личность человека как высшая ценность, поэтому в гуманном обществе права каждого человека на свободу, счастье и реализацию абсолютно равны.

Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю оставшуюся жизнь они никогда уже не улыбались.

Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живет, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждем – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.

Кла?стер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Источник:
История в школе
Конспект вводного урока по обществознанию, 8 класс, гуманный, гуманизм, гуманное общество, философия, социология, политология, экономика, правоведение, культурология, история, социальная психология, этика, эстетика, этнография, экология.
http://teacher-history.ru/novosti/konspekt-vvodnogo-uroka-po-obshhestvoznaniyu-8-klass

Может ли человек проявиться как личность вне общества

Кто я? Сколько помнит себя человечество, столько же и пытается ответить на вечные вопросы — о смысле жизни, смерти и бессмертии человека, его уникальности и возможности внеземных форм жизни и разума; об ответственности и о космическом предназначении человека и человечества; о надежде на будущее, перспективах человека, прогрессе человечества. В определенный период своей жизни люди задумываются над этими вопросами, содержание и смысл которых зависит от возраста человека. В юности чаще всего задумываются над тем, кто я? Каков я? Кем и каким быть?

Зачем любить и ненавидеть,

Растить цветы и звезды видеть,

Зачем искать, зачем терять,

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чем смысл жизни заключен,

В чем заключен ее закон?

И не дает покоя мне,

Моей усталой голове

Один мучительный вопрос:

Зачем родился я и рос?

Подумайте и попробуйте ответить на эти вопросы самостоятельно, результаты размышлений обсудите с товарищами.

Вопрос «Кто я?» возникает не случайно. Сравнение себя, своих качеств с другими людьми позволяет молодому человеку сделать некоторые открытия, увидеть свое внутреннее и внешнее «я». «Когда я думаю о себе, я чувствую гордость», «когда я думаю о себе, я порой ужасаюсь». Каждый человек может отыскать в себе в одно и то же время и хорошее и плохое. Но когда молодой человек задумывается о себе, то пытается представить, как он будет выглядеть, когда станет взрослым.

Поэтому вопрос «Кто я?» подразумевает в юности оценку не столько имеющихся черт, сколько перспектив и возможностей: кем я стану, что случится со мной в будущем, как и зачем мне жить? Действительно, очень трудно себя оценить, если вы в разные мгновения своей жизни то чувствуете себя очень взрослыми и опытными (у Лермонтова: «Не правда ль, кто не стар в осьмнадцать лет, тот, верно, не видал людей и свет. »), а то вдруг хотите быть очень юными и даже маленькими.

Зачем я? Начиная с оценки своего тела, внешности, поведения, способностей, мечтаний о будущем, молодые люди переходят к «поиску себя» в выборе профессии, в которой могут быть реализованы способности, достигнута жизненная цель. Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. Вопрос не очень простой, с одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой — нередко порождается неудовлетворенностью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества.

Вам уже известно, что человек отличается от животных и разнообразием своих потребностей, их способностью к расширению. Всякая удовлетворенная потребность порождает новые, более совершенные потребности, высшими из которых являются потребности в творчестве, в развитии своих способностей, нравственном совершенствовании, в гуманных поступках. И в то же время, если «удовлетворять все желания человека, но отнять у него цель жизни, он станет несчастным и ничтожным существом» (К. Д. Ушинский).

Сделайте самостоятельно вывод о связи цели жизни человека и его сознательного отношения к своим потребностям. Вспомните разговор о потребностях разумных и неразумных.

Человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной. Воплощение на деле своих благородных целей позволяет человеку стать творцом не только собственной судьбы, но и всего общества. Не в этом ли смысл, высшее назначение жизни человека?

Можно ли смысл жизни отождествлять с чем-то конечным, свершившимся (например, стать врачом или артистом; занять руководящее место; обзавестись каким-то набором вещей)? Могут ли быть счастливы все люди? Что вы думаете по этому поводу? Как связаны между собой понятия смысла жизни и счастья человека?

Что будет после меня? Многие считают, что смысл жизни открывается человеку через совершение добрых дел, следование идеалу, веру в этот идеал, в добро, в любовь, стремление стать лучше.

Оборотной стороной вечного вопроса о цели и смысле жизни является вопрос о смысле смерти, ибо, вероятно, нет человека, который не задумывался бы о своей жизни в связи с тем, что она конечна. Неужели есть смысл и у этого трагического явления? Процессы смерти одних клеток и рождения других непрерывно совершаются в организме. Вне жизни смерть не существует, а значит, и не имеет смысла. «Мы ценим жизнь и дорожим ею именно потому, что она небесконечна. Главное в том, чтобы нить жизни не оборвалась, пока не соткана вся пряжа, чтобы светильник не гас, пока в нем еще есть огонь» (В. Ц. Урланис).

У этой проблемы есть две стороны: общественная и индивидуальная (личная).

Рассматривая первую сторону, обычно имеют в виду следующее: человек страшится смерти, если не ощущает себя частицей человечества, искусственно ставит себя над ним. Общество, человечество существует лишь в процессе непрерывной смены поколений (связь между которыми, как вы узнали раньше, обеспечивает культура). Именно осознание себя частицей целого — общества, всего человечества дает возможность правильно понять вопрос о смерти (отдельного человека) и бессмертии (человечества). Смертный человек-частица бессмертного рода. Это, так сказать, оптимистическая точка зрения: хотя человек и умирает, но он получает бессмертие в роде человеческом, в потомстве и творческом наследии человечества, в его культуре — материальной и духовной.

Вторая, личная сторона проблемы смерти не такая оптимистическая и остро переживается человеком. Все люди смертны, но для каждого человека смерть — бедствие, которое настигает его как ничем не оправданное насилие, даже если человек покорно принимает его. И дело здесь не в количестве прожитых лет. Ученые считают, что естественной смерти не бывает: человек умирает от конкретной причины (болезнь, несчастный случай и т. д.), а лучший способ продления жизни — не укорачивать ее. (Подумайте, так ли это. Какие конкретные способы продления жизни вам известны?)

Сознание неизбежности конца жизненного пути заставляет людей особенно ценить время своей жизни, наполнять смыслом каждое ее мгновение.

Иначе рассматривают проблему смерти и бессмертия различные религии. Для них характерна вера в бессмертие души. Несмотря на различные представления о том, что происходит с душой после физической гибели тела, о том, куда переселяются души умерших, все религии так или иначе связывают судьбу души с земными деяниями человека.

Философы разных эпох также задавались вопросом о сущности смерти. Одни считали ее превращением в иные формы жизни, другие связывали смерть с гибелью какой-либо части человека, имеющего несколько составляющих, при сохранении бессмертия человеческого рода, третьи считали космическим злом, иные считали смерть абсурдом. Так или иначе, нет однозначного ответа на вопрос: что будет после меня? Человек во все времена искал и продолжает искать смысл жизни, смысл смерти и бессмертия.

Человек, индивид, личность. Задумываясь над вопросом «Кто я?», человек может согласиться со множеством определений. Среди них — имя (я — Мария, Глеб, Ольга Петровна. ), род занятий (ученик, студентка, домашняя хозяйка, политический деятель, ученый, изобретатель. ), черты характера (веселый, задумчивый, предприимчивый, добрый, смешливая. ) или увлечения (любитель музыки, заядлый болельщик, поклонник лирической поэзии, коллекционер. ). Нередко человек определяет себя через принадлежность к одному из народов (я — русский. ) или ко всему человечеству (я — землянин) и т. п.

Если проанализировать возможные ответы на вопрос «Кто я?», можно выделить различные признаки. Многие признаки могут быть выделены у всех людей: все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности с применением искусственно созданных орудий труда. Признаки, характеризующие человека как одного из немногих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей — индивид (от лат. individuum — отдельный человек). Индивид — это самая общая характеристика человека. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.

Среди признаков человека есть и те, которые свойственны конкретному человеку, одному-единственному (отпечатки пальцев, тембр голоса и т. д.). Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от других, по этим признакам человека нельзя перепутать с другими. Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нем говорят: «Это яркая индивидуальность». Особенно дорожат этой характеристикой люди творческого труда — писатели, поэты, художники, актеры, музыканты. Для художника-творца важно именно индивидуальное начало. Только сравнивая себя с другими людьми, человек может выявить свою индивидуальность. Следовательно, индивидуальность — характеристика человека в обществе.

Еще один признак, присущий только человеку, — быть личностью. Слово «личность» не зря является однокоренным к словам «лицо», «лик», «облик». Понятие «личность» непременно связывают с существованием общества. Личность несет в себе определенные ценности, качества, которые общество признает значимыми, важными, необходимыми. Стать личностью — это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности. Именно в деятельности человек может реализовать многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др.

Подведем итог. Призвание, назначение, задача всякого человека — развивать свои способности, творить добро. Сознание собственной необходимости людям, оценившим наш реальный вклад в общее дело,— высшее счастье для человека.

Основные понятия

  • Человек, личность, смысл жизни.
  • Источник:
    Может ли человек проявиться как личность вне общества
    Обществознание. Боголюбов. Учебник для 8-9 классов
    http://www.tepka.ru/Obschestvoznanie_8-9_Bogolyubov/7.html

    Может ли человек стать человеком вне общества?

    Ну а кем же он еще может стать — гномом? эльфом? джунгарским хомячком?

    Птицы! Покайтесь в своих грехах публично.

    Ну а кем же он еще может стать — гномом? эльфом? джунгарским хомячком?

    Нет, человек не может быть вне общества, даже если он сам и не способен поддерживать такую связь, то остаются остальные члены общества, которые должны за него отвечать, заботиться и т.д.

    Прошлым летом мы с Германцем где-то вскользь коснулись схожей проблемы: "если человек выглядит как Вася и ведет себя как Вася — означает ли это, что он Вася?", но потом разговор ушел в сторону и больше не представилось повода к нему возвратиться. Давайте попробуем копнуть вглубь, не всё ж нам с вами потешаться над людьми, застывшими в бронзовом веке.

    Птицы! Покайтесь в своих грехах публично.

    Правило Арнольда Тойнби

    В вопросах религии очень легко ввести человечество в заблуждение и очень трудно вывести из него.

    Правило Арнольда Тойнби

    В вопросах религии очень легко ввести человечество в заблуждение и очень трудно вывести из него.

    Имхо, это абсурд из разряда *может ли КРЫЗ стать КРЫЗом?*. Извиняйте, но если Вы – КРЫЗ, то Вы уже КРЫЗ. Вы не можете им стать, а можете только оставаться или перестать быть. Потому что понятие «становиться» подразумевает переход в некую иную категорию и обретение прежде не присущих объекту свойств («Может ли гусеница стать бабочкой?» — Да, но без гарантий. «Может ли бабочка стать ласточкой?» — С гарантией, что нет.)

    Поэтому я бы модернизировал Ваш вопрос, разделив его на два смысловых слоя:

    — может ли человек оставаться человеком вне общества? («обязан ли деградировать Робинзон?»)

    — может ли человек самостоятельно стать полноправным/полноценным/адекватным/… членом человеческого общества? («не являемся ли все мы «мауглями», каждый своих джунглей?»)

    Птицы! Покайтесь в своих грехах публично.

    Источник:
    Может ли человек стать человеком вне общества?
    Ну а кем же он еще может стать — гномом? эльфом? джунгарским хомячком? Птицы! Покайтесь в своих грехах публично. Ну а кем же он еще может стать — гномом? эльфом?
    http://www.evangelie.ru/forum/t84631.html

    Направленность личности

    К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. «Психология»

    «Высшая школа», Москва, 1977 г.

    Книга приведена с некоторыми сокращениями

    Психологический облик складывается из врожденных задатков и опыта, определяющих своеобразие протекания психических процессов и состояний, ставших под влиянием направленности личности не только ее отдельными свойствами, но и общими качествами: характером и способностями.

    Дееспособность, как главнейшая из черт личности, обусловливается тем, что она проявляется и формируется в процессе направленной деятельности личности совместно с окружающими людьми, в постоянном общении с ними.

    Сознание своей роли в обществе определяется участием в общественных делах, оценкой полезности этого участия окружающими и самооценкой результатов своей деятельности.

    Личность — объект изучения не только психологии. Социология, история, искусствоведение, эстетика, этика, педагогика, медицина, юридические и другие науки с разных сторон, в различных связях и отношениях также изучают личность. Психология рассматривает сущность ее психических свойств, состояний и процессов, а также закономерности ее изучения и формирования. Поэтому определение личности, даваемое психологией, только уточняет ее более общее определение для всех наук, ее изучающих.

    Личность — человек как сознательное, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Вне общества личности нет, так как каждый человек формируется как личность только в обществе, коллективе и проявляется в общении с другими людьми. Коротко говоря, личность — это человек как носитель сознания.

    О личности спящего человека ничего сказать нельзя. Но едва человек начнет действовать, как сраву же начнут проявляться различные свойства и особенности его личности. Чем активнее деятельность человека, тем отчетливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Черт личности очень много (см. приложение 3). В русском языке более 1,5 тыс. слов, их обозначающих (в грузинском — более 4 тыс). И не все черты личности могут быть обозначены одним словом.

    Разобраться в их обилии было бы невозможно, если бы личность не имела динамическую функцинальную структуру и все особенности каждой личности не укладывались бы в четыре необходимые и достаточные для этого ее подструктуры. Эти давно уже изученные и ставшие главами учебников психологии подструктуры, находясь в иерархической взаимосвязи, одновременно являются и уровнями личности, на которые накладываются способности и характер (1).

    Две особенности уровней личности имеют особое значение для педагогов. Во-первых, это постепенная социализация свойств этих подструктур (. ) Во-вторых — закономерная зависимость этих подструктур со все более усложняющимися видами формирования их свойств. Ведь воспитание, как высший вид формирования личности в целом и свойств ее высшей подструктуры, невозможно без обучения, которое осуществляется на основе упражнений, требующих повторений, необходимых и достаточных только для тренировки.

    Одинаковые по внешнему проявлению недостатки в деятельности учащегося могут быть следствием разных причин, заложенных в каждой из четырех подструктур личности. Так, брак или даже несчастный случай, вызванный «невнимательностью» учащегося, может фактически быть следствием: недисциплинированности, небрежности как моральных качеств; отсутствия знаний и навыков распределения и переключения внимания при выполнении данной работы; неустойчивости внимания как особенности этого процесса, свойственной данному учащемуся; затруднения в переключении внимания, определяемого инертностью нервных процессов.

    1. Подробней об этом см.: Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1965 и 1971; Платонов К.. К. Адаскин Б. И. Об изучении и формировании личности учащегося. М, 1966; Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1972, с. 63—84.

    Помимо различных отдельных свойств четырех основных и рядоположенных подструктур личности, в ней есть и то индивидуально-своеобразное сочетание существенных черт личности учащегося, которое определяет ее общие качества: характер и способности. Им ниже посвящены отдельные темы.

    1. Каждый ли человек является личностью?

    2. Что такое — личность?

    3. Из чего складывается психологический облик личности?

    4. Почему личность не существует вне общества?

    5. Какие подструктуры имеет структура личности?

    Характеризуя направленность личности в целом, нужно обращать внимание на следующие ее общие качества (. )

    Уровень — это общественная значимость направленности человека. Только общественно значимые цели, побуждающие его к деятельности, могут обеспечивать высокий уровень направленности его личности и тем положительно влиять на другие ее качества. В общественной направленности человека проявляется его моральный облик. Высокий уровень общественной направленности называют идейностью личности, формируемой в процессе коммунистического воспитания.

    Широта направленности не должна становиться дилетантством, разбросанностью, когда человек необоснованно начинает считать себя всезнайкой. Среди широкой направленности, большого круга интересов должен быть центральный, главный, интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.

    Для учащегося — это совершенствование производственного мастерства.

    Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она может иметь весьма большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечетких влечений, через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности.

    Устойчивость направленности личности характеризуется ее протяженностью во времена. Это качество направленности личности в первую очередь связано с настойчивостью как проявлением воли.

    Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

    В основе направленности человека лежат его потребности. Биологические — отражающие нужду его организма в еде, воздухе, воде и тепле. Исторически сложившиеся в человеческом обществе материальные потребности: пища, одежда, жилье. И духовные: познавательные, моральные и эстетические, творческие.

    Потребности тесно связаны с эмоциями; так, слабо выраженные потребности связаны с влечениями. С них начинается иерархия форм направленности личности.

    Влечение — малодифференцированное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие четко понимаемой, осознанной цели.

    Желание — более высокая форма направленности, при которой человек осознает то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления.

    Интерес — еще более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию.

    Склонность — стремление к определенной деятельности. На основе интересов и склонностей формируются идеалы.

    Идеал — форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить. Мерилом и образцом для советских людей всегда служит образ великого Ленина.

    Мировоззрение — это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Мировоззрение каждого конкретного человека определяется в конечном счете его общественным бытием, поэтому оценивать его надо прежде всего в сопоставлении с коммунистическим мировоззрением. В противоположность активному существует пассивное мировоззрение, называемое миросозерцанием.

    Сочетание мышления и воли в поступках человека приводит к переходу мировоззрения в убеждения как высшую форму направленности личности. Мировоззрение и убеждения учащегося определяют его моральные качества.

    Мораль — понятие, обобщающее отражения в общественном и индивидуальном сознании нравственных явлений. Моральные свойства личности, моральные убеждения, моральные чувства — отражение нравственных норм и вместе с тем регулятор нравственных поступков данной личности. Нашему обществу свойственна коммунистическая мораль, лежащая в основе коммунистического воспитания.

    Моральные качества весьма отчетливо проявляются, в совести личности. Совесть — нравственная самооценка человеком своих поступков. Спокойная совесть, угрызения совести — эти чувства возникают у человека при сравнении своих поступков с принятыми v им нравственными принципами и нормами поведения. Надо различать учащихся, морально невоспитанных и неправильно морально воспитанных, аморальных.

    Бессовестный в точном смысле этого слова — человек, знающий нравственные нормы общества, в котором он живет, считающий их правильными, но только для других, а не для себя, и потому не испытывающий угрызений совести при самооценке своих поступков, противоречащих известным ему нравственным нормам. В отличие от бессовестного безнравственный не считает эти нормы обязательными ни для себя, ни для других, хотя теоретически знает их.

    Совесть тесно связана со стыдом. Стыд — это моральное чувство, переживаемое как унижение, тягостное беспокойство, неудовлетворенность собой, сожаление о совершенном поступке и осуждение его. Стыд может возникнуть и при воспоминании о содеянном, причем как «за себя», так и «за других». Чувство стыда наиболее отчетливо проявляется в застенчивости как черте личности, определяемой повышенной стыдливостью, а отсутствие его — в бесстыдности.

    Моральный облик человека раскрывается в его поступках. Иногда одного поступка достаточно, чтобы увидеть моральный облик учащегося. Но, как правило, он раскрывается только в сопоставлении поступков, совершаемых в различных областях деятельности.

    1. Что входит в понятие «направленность личности»?

    2. Перечислите общие качества направленности личности.

    3. Перечислите формы направленности в их иерархии.

    4. Что называется мировоззрением и миросозерцанием?

    5. Что такое мораль?

    Эти объективные отношения, отражаясь сознанием, принимают форму отношения как свойства сознания, как психического явления, входящего в структуру всех форм направленности. Отношения личности группируются в ряд форм, имеющих иерархию (. )

    Они более всего определяют характер, но могут быть и относительно мало выраженными свойствами личности, еще не ставшими чертами характера.

    По отношениям человека к другим людям, к коллективу, к обществу выделяют такие черты личности, как общительность, или широкая и поверхностная или избирательная, и противоположная ей замкнутость, могущая быть результатом безразличного отношения к людям или недоверия к ним, но, возможно, являющаяся и следствием глубокой внутренней сосредоточенности, откровенность и противоположная ей скрытность, а также чуткость, товарищество, и вежливость и коллективизм, обеспечивающий правильные взаимоотношения как в учебе, так и в совместном выполнении производственных и общественных обязанностей.

    По отношениям человека к самому себе выделяют чувство собственного достоинства, правильно понимаемую гордость и связанную с ней самокритичность, скромность и противоположное ей самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость (иногда бывающую результатом большой скромности, а иногда большого самолюбия), эгоцентризм (склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания), эгоизм (склонность заботиться преимущественно о своем личном благе).

    По отношениям человека, к своему делу и труду выделяют прежде всего инициативность, настойчивость, трудолюбие (и противоположную ему лень), любовь к преодолению трудностей (и, наоборот, боязнь трудностей), добросовестность, аккуратность, которые в их обобщенном положительном проявлении представляют собой коммунистическое отношение к труду.

    По отношению к труду учащихся можно разделить на деятельных и бездеятельных. Для первых типичны активность, целеустремленность, настойчивость. Для вторых — пассивность, созерцательность. Но иногда бездеятельность личности объясняется (но отнюдь не оправдывается) глубокой внутренней противоречивостью человека, еще не «определившегося», не нашедшего своего места в жизни, в коллективе и, следовательно, еще плохо воспитанного.

    Вся гамма отношений личности (. ) не остается у каждого «при себе», а, взаимодействуя с отношениями других личностей в группе, образует сложную систему межличностных отношений. Последние так и должны изучаться — через отношения личностей.

    Изучая направленность учащегося, его потребности, интересы, склонности, стремления, являющиеся мотивами его деятельности и отношений, следует прежде всего выявить положительные черты его личности. На фоне положительного лучше видны отрицательные психические свойства и состояния. К тому же устранять отрицательные черты можно только через развитие положительных личных качеств.

    Если направленность личности выражается в ее действиях и поступках, порождаемых мотивами, а мотивы обусловливаются потребностями, то формирование направленности следует начинать с формирования потребностей и мотивов поведения.

    1. Какие черты личности определяют отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу?

    2. Какие черты личности определяют отношение человека к себе?

    3. Какие черты личности определяют отношение человека к своему делу и труду?

    4. С чего надо начинать воспитание отношений учащегося к профессии, учебному предмету и отдельным занятиям?

    Источник:
    Направленность личности
    Психологические основы обучения. Основные методы психологии. Психические процессы
    http://www.detskiysad.ru/ped/ped242.html

    (Visited 1 times, 1 visits today)

    Популярные записи:

    Что можно написать про лучшую подругу Почему я люблю подругу? 100 ПричинБлизкая подруга всегда разбавит яркими красками самый хмурый день. Именно… (9)Нежные слова любимому парню своими словами 25 красивых пожеланий спокойной ночи любимому Если вы не стесняетесь выражать свои чувства к своему… (8)Если мужчина признается в любви пьяный Если мужчина пьян и признаётся в любви, стоит ли верить?Если мужчина пьян и признаётся в… (8)

    COMMENTS