Моральные качества личности

Виды способностей

Моральные качества личности, как все свойства направленности, не имеют задатков совсем и формируются только в процессе воспитания. Но и способности, имеющие задатки, развиваются из них далеко не непосредственно. Из задатков хорошего слуха могут в процессе развития личности в зависимости от условий жизни сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться в художественные способности и в способности часовщика.

Задатки и способности.

Многие буржуазные ученые считают, что способности врожденны и передаются по наследству. Сторонники этой теории утверждают, что среди массы посредственностей выделяются немногие семьи одаренных людей, где способности передаются из поколения в поколение. По данным некоторых буржуазных «исследователей», эти «гнезда талантов» всегда принадлежат к привилегированным классам, в то время как в массе трудового

народа способных людей якобы почти нет. Нетрудно видеть, что такая концепция обусловлена желанием буржуазных ученых научно доказать врожденную неполноценность простых людей и природную одаренность богатых и знатных, чтобы тем самым оправдать их право руководить народными массами и эксплуатировать их. Ясно, что ничего научного в выводах этих «ученых» нет и быть не может.

Но существует и резко противоположная точка зрения на способности, которая полностью отрицает, врожденные данные и считает, что все зависит только от воспитания и от условий, в которых человек растет, развивается, работает. Эту крайнюю точку зрения тоже нельзя признать правильной. Если быть последовательным, то, согласно такой теории, у каждого человека можно развить поэтический талант, как у Пушкина, или способности к живописи, как у Репина.

Гоноболин полагал, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, а они бывают различными у людей уже при рождении. У каждого человека есть природные задатки, т.е. особенности мозга, высшей нервной деятельности, анализаторов, и от этого зависит известная предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей [1].

Природные анатомо-физиологические задатки и составляют физиологическую основу способностей. Совокупность задатков, которые затем развиваются в способности, называется одаренностью человека.

Но эти природные задатки еще не являются исчерпывающими условиями успешной деятельности. Задатки надо развивать, а это может произойти только к процессе деятельности.

Кроме того, задатки

многозначны, т.е. в зависимости от деятельности на основе задатков, при соответствующих условиях могут развиваться разные способности. Так, при наличии хорошего слуха и чувства ритма один человек может стать композитором, другой – хорошим исполнителем, третий – дирижером, четвертый – музыкальным критиком и т.д.

Задатки – только как бы «дремлющие» силы, потенциальные возможности человека, которые так и не удастся «пробудить», выявить, использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. А для таких занятий необходимы социальные условия: материальное положение, окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможность обучения и т.п. В.Г. Белинский писал, что создает человека природа, но развивает и образует его общество.

У некоторых людей при благоприятных условиях очень рано развиваются способности. Обычно ранее всего проявляется одаренность к музыке и живописи. Так, М.И. Глинка еще в возрасте 3–4 лет очень любил такую игру: он ударял палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). При этом, к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые было приятно слушать. Впоследствии этот мальчик стал великим русским композитором. Несколько позднее, чем одаренность к музыке и живописи, у людей обнаруживаются литературные способности, но у некоторых талантливых поэтов и они проявляются очень рано. Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасов начали писать стихи, когда им еще не было и десяти лет. Довольно рано (обычно в детском возрасте) обнаруживаются и способности к математике.

В психологической науке до сего времени нет системы, которая установила бы единую четкую связь между нашими мыслями и характером, ощущениями и памятью, вкусом и темпераментом, восприятием и способностями, между этими и всеми другими прояв .

Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Селье.[[4]] За описанной динамикой уровня активизации физиологических ресурсов четко прослеживаются связи с перестройкой функциональных систем обеспечения дея .

Маленькие умственно отсталые дети, поступающие в специальные дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть. Они однообразно манипулируют игрушками независимо от их функционального назначения. Так, ребенок совершенно одинаково .

Источник:
Виды способностей
Моральные качества личности, как все свойства направленности, не имеют задатков совсем и формируются только в процессе воспитания. Но и способности, имеющие задатки, развиваются из них далеко не
http://www.psychonia.ru/demas-425-6.html

Профессионализм как нравственная черта личности

Профессиональная этика — это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает: — отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; — нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; — взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; — особенности профессионального воспитания.

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов , присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса,

Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

Источник:
Профессионализм как нравственная черта личности
Профессиональная этика — это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует
http://azps.ru/articles/et/et3.html

Собрание в 7 классе — Роль семьи в развитии моральных качеств

"Роль семьи в развитии моральных качеств"

Классное родительское собрание в 7 классе

" Роль семьи в развитии моральных качество подростка "

Составлено Н. А. Бобовкиной

Цели: 1) познакомить родителей с результатами исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств подростка;

2) побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.

Участники: родители учащихся 7-го класса, классный руководитель.

Подготовка: (проводится анкетирование родителей с целью определения уровня комфортности ребенка в семье.

Отвечая на вопросы, вы имеете право выбрать одно приоритетное качество

1 Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живете

а) хорошей организации быта,

б) радости общения,

в) покоя и защищенности.

II Что более всего заботит вас в семье?

а) здоровье детей;

б) хорошая учеба;

в) трудовое участие детей в жизни семьи.

III Одинок ли ваш ребенок в семье?

IV Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?

V Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным; встретить любовь,

в) иметь много друзей,

г) реализовать свои интеллектуальные возможности

VI Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

VII Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?

VIII Что для вашего ребенка вечер дома?

а) радость общения, возможность быть самим собой,

в) мучение и пытка

Оформление, оборудование и инвентарь. На доске записана тема собрания и слова Я. Корчака: «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить».

1. Вступительное слово классного руководителя. Уважаемые родители! Сегодня в нашем классе очередное родительское собрание. Оно занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьезностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросом: каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?

Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем моральной воспитанности, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков. В своей книге «Мир детства: Подросток» авторы, рассматривающие данную проблему, предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующих семью, следующие:

а) гармоничность отношений в семье;

б) особенности воспитательных усилий родителей.

Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей. В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.

Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, Отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием, в таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: Лень, упрямство, лицемерие

Третья группа семей. Наиболее характерная их черта — конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».

Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания — полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка — его взгляды, его отношение к людям — в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок — это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.

Как избежать конфликтов в семье. Как не вырастить эгоиста, хама? Как правильно построить воспитание? Предлагаю вам доклад, подготовленный на основе рекомендаций психологов.

Доклад классного руководителя «Роль родителей в нравственном воспитании детей»

В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми».

В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.

Что включает в себя понятие «нравственный человек»?

Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, то есть трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость.

Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство и т. д.

В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения.

Слово родителей, сказки о добре и зле, первые книжки о жизни животных и растений — все это порождает первоначальные представления детей о морали.

Слово родителей глубоко западает в сознание ребенка, если оно сказано спокойно и доброжелательно, без наставительного тона, который даже маленьким детям неприятен, а у подростков вызывает ожесточение и упрямство.

Лучше всего вместе с ребенком обсуждать, размышлять о явлениях природы и поступках людей, искать им оценку, то есть вести его к самостоятельному выводу.

Родители учат детей понимать и переживать свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи из повседневной жизни.

Вот мальчишки влезли на дерево и разорили птичье гнездо; погибли птенцы, а их мать с криком кружит около дерева. Ребенок должен пережить ее страдание и осудить этих мальчишек.

Вот у дерева кто-то ободрал кору, и из ствола сочится сок. Дерево «плачет», оно может засохнуть и погибнуть. Родители залепили рану, закрасили ее краской, спасли дерево, а их ребенок получил первый пример помощи слабому и нуждающемуся. Он не будет потом ломать ветки деревьев, не будет разорять птичьих гнезд.

Это чувство он перенесет и на людей. Если мать не пройдет мимо бедной старушки, просящей милостыню, и подаст ей монетку, если в семье собирают вещи, книги, продукты для помощи пострадавшим при пожаре или теракте, то ребенок получает пример милосердия и в будущем не пройдет мимо нуждающегося человека, а поможет ему.

Известно, как горячо дети реагируют на события, которые развертываются в книге, на экране телевизора, в кино или театре. Они дают советы любимому герою, разделяют с ним радости и печали, награждают гневными репликами его врагов. Дети не должны видеть на экране бессмысленную жестокость, кровь, убийства, грубое поведение людей, нецензурные слова и выражения. Это глубоко ранит их психику, закладывает семена животного варварства в их неокрепшие души.

Задача родителей — оградить детей от просмотра таких фильмов и чтения таких книг. Надо учить детей тому, что добро должно побеждать зло, что если в кино Чапаев погиб, утонул в реке, то все равно за него отомстили его товарищи по оружию: они разбили отряд белогвардейцев и победили!

В каждой семье родители учат детей выполнять различные обязанности: содержать в порядке свои вещи, соблюдать определенный режим дня, уважать товарищей и взрослых. Все эти поучения должны подкрепляться поступками, делами.

Пример. Мать говорит, что со сверстниками надо дружить, делиться игрушками, помогать им в трудных делах. Но приходит к сыну соседский мальчик, просит дать ему фломастеры — нарисовать рисунок к уроку. Мать говорит, что фломастеры забрал в школу старший брат. А когда после ухода соседа сын с удивлением говорит ей, что фломастеры никто не забирал, что они лежат у него на полке, мать отвечает: «Соседи — люди богатые, небось купят сыну. Нечего раздавать свои вещи. У них воды не допросишься!». Вот так она дала своему ребенку урок нечестности, жадности, корыстолюбия.

Или еще примеры. Подросток должен идти с классом на воскресник, а друг купил ему билет на футбол. Как ему поступить? Один отец скажет: «Ничего не случится, если ты не пойдешь на уборку школьного двора, там и без тебя полно детей будет». А другой: «Ты не придешь, другой не придет, третий. Тогда кто же за ваш класс сделает всю работу? Нельзя бросать товарищей в беде». И сын усвоит этот урок на всю жизнь.

Дочка принесла с улицы чужую куклу, спрятала ее среди своих игрушек. Когда мать увидела куклу и спросила, откуда она взялась, дочка ответила, что ее дала ей подружка, поиграть. Мать на этом успокоилась и больше не вспоминала, не провери­ла, так ли это было на самом деле. Затем были еще чужие вещи, которые также кто-то якобы давал дочери. Через несколько лет дочка стала красть деньги у детей в школе, а потом и дома. Вот только тогда родители всполошились и забили тревогу. А начало этому положила та первая кукла. Если бы мать пошла с девочкой к ее подружке, то выяснила бы, что подружка не давала куклу ее дочке, что дочь просто взяла ее без разрешения. Меры были бы приняты вовремя, и дурной привычки красть у девочки не сформировалось бы.

Особенно внимательно надо следить за денежными операциями в семье. Часто детей посылают в магазин за мелкими покупками: хлеб, молоко, соль и т. п., сдачу обычно не проверяют, мелочь отдают детям в копилку. Но могут возникнуть такие ситуации, когда дети пытаются схитрить, оставить себе больше, чем положено.

Пример. Мальчик 11 лет не отдал матери всю сдачу и сказал, что продавщица не дала. Мать пошла в магазин и выяснила, что это не так. Она не стала на сторону сына, а провела с ним беседу о том, что продавщица вернула ей деньги, но у этой продавщицы теперь будет недостача, ее могут наказать, уволить с работы. А у нее двое маленьких детей, кто будет их кормить? «Ты очернил и обидел человека». И мальчик сознался, что деньги он собирает на альбом для марок и что сдачу он присвоил. Мать убедила его пойти в магазин, попросить прощения и вернуть деньги. Ребенку это стоило больших усилий, но этот урок он запомнил на всю жизнь.

Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг.

В чувстве совести гармонично сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми и перед самим собой. О совести можно знать, но быть бессовестным. Совесть лишь тогда является стражем нашего поведения, когда она живет в нашей душе. Это тонкая работа ума и сердца, она проявляется в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении.

Оставаясь наедине с самим собой, человек должен подвергать свои дела мысленному отбору, анализу, сравнению с лучшими человеческими качествами и поступками, должен давать оценку своему поведению. Не зря говорится, что самый строгий судья — это совесть человека. Плохо, когда совесть спит. Воспитание совести, стыда, ответственности, долга — одна из самых утонченных сфер духовного и нравственного воспитания.

Трудность в том, что ребенок должен научиться спрашивать с самого себя за свои дела и поступки. У него должен быть голос внутреннего «Я». Надо внушать ему, что его видят и тогда, когда, казалось бы, никого вблизи нет и никто на него не смотрит. Совесть — это как бы человек внутри него, который все замечает и оценивает. И надо, чтобы ребенок привык с ним советоваться, при­слушиваться к нему.

Родители, оценивая поведение или какое-либо дело своего ребенка, должны видеть, по какому побуждению он трудился — по велению совести, то есть в силу сознания того, что ему верят и он хочет оправдать доверие, или же только в силу требований взрослых, контроля с их стороны или страха наказания.

Очень важно внушить детям, что главное — не страх физического наказания, а страх сделать кому-то больно, не оправдать чье-то доверие, лишиться уважения товарищей. Нужно приучить ре­бенка стыдиться своих дурных поступков. А это делается на примерах, которые подают ему старшие члены семьи.

Хорошо, когда отец говорит: «Пойду помогу соседке вскопать огород, она уже старая, а помочь некому» — и берет с собой сына.

Плохо, когда мать говорит дочке: «Возьми трубку, и если это тетя Лена, то меня нет дома. Я ей должна денег и не хочу с ней разговаривать».

Необходимо, чтобы в семье было время для разговора с детьми «по душам». Обычно это время перед сном, когда мать садится к сыну или дочери на кровать и спрашивает обо всем, что произошло с ними за день: что интересного было на уроках, как вели они себя на перемене, что делали их одноклассники в столовой, кто дежурил в классе, что сказала о них учительница, какой рассказ по чтению обсуждали, с кем играли во дворе, в какие игры, кто был капитаном при игре в футбол и какую роль сын играл в команде? Смотрели ли они по телевизору передачи? Какие, о чем? Что понравилось, что нет? Как помогали дома по хозяйству? И т. д.

Дети младшего школьного возраста охотно идут на контакт с родителями, задают массу вопросов, советуются с ними. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком — потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.

Такие беседы в дальнейшем станут необходимы подростку. Он будет советоваться с родителями, как поступить в том или ином случае. В старших классах сын или дочь уже будут выбирать профессию, и тут советы родителей им крайне необходимы, так как именно родители лучше всех знают физические и умственные способности своих детей. Зная свои финансовые возможности, они могут просчитать, сумеет ли сын или дочь трудоустроиться в будущем с этой профессией, сможет ли достаточно зарабатывать, чтобы содержать свою семью.

В городе, особенно крупном, многие люди разобщены, здесь в одном доме, в одном подъезде люди могут жить годами и не знать друг друга. Это дает почву для различных отклонений в моральном плане. Никто не узнает и никто не осудит! Здесь намного труднее вести воспитательную работу среди молодежи. Много раз личных соблазнов: игровые клубы, дискотеки, бары и т. д. В этих условиях задача семьи, школы и общественных органов — не оставлять подростков без постоянного внимания и контроля, находить время, желание, нужные слова и аргументы для оценки событий и поступков. То, что будет упущено в нравственном воспитании в детстве, превратится в большую беду в будущем. Итак:

1. Мораль, или нравственность, — это форма общественного сознания, которая включает в себя совокупность норм и правил поведения людей.

2. Нравственность человека включает в себя несколько компонентов. Это, во-первых, знание человеком того, как надо себя вести в том или ином случае. Во-вторых, соблюдение этих правил в своем поведении. И в-третъих — способность человека оценивать свои или чужие поступки и действия.

Этические нормы поведения человечество вырабатывало на протяжении всей своей истории. Эти нормы были отражены в различных религиозных учениях: христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме и в еще более древних учениях, как, например, конфуцианстве в Китае, которому насчитывается более 5000 лет.

В разных вариантах там отражены такие основные правила и заповеди, как: не убий, не укради, чти отца своего, и т. д.

Вот как выглядят моральные нормы, изложенные выдающимся украинским педагогом Василием Александровичем Сухо-млинским в его книге «Рождение гражданина» (Издательство «Молодая гвардия», Москва, 1979 г.):

1) Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания — это радость и слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки вопросом: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы окружающим вас было хорошо.

2) Вы пользуетесь благами, созданными другими людьми. Люди дают вам счастье детства, отрочества, юности. Платите им за это добром.

3) Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Идя в школу, вы идете на работу. Так делайте ее хорошо, со старанием и прилежанием.

4) Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Помогайте в беде товарищу. Уважайте, почитайте мать и отца. Они дали вам жизнь, они воспитали вас, они хотят, чтобы вы стали честными гражданами своей страны, людьми с чистым сердцем, ясным умом, доброй душой, золотыми руками.

5) Не будьте терпимы к людям, которые стараются жить за счет отца и матери. Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах своей страны, своего народа.

6) Человек отличается от животного своим сознанием, умением мыслить и говорить. Ему присуща духовная деятельность, которая включает не только самоуглубление и самоанализ, но и творческий труд по самосовершенствованию. Не давайте своей душе лениться. Не будьте равнодушными в различных сферах жизни общества и государства: в политической, этической, эстетической и др. Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия совершаются многие преступления против человечества. Будьте активны в любых гражданских делах. Пусть вашим девизом станут слова: «Если не я, то кто это сделает?». Возьмите за правило слова Н. А. Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от забот,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет!

Уважаемые родители! Я думаю, что наш сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и практический характер. И такой практической стороной нашего собрания может стать обсуждение тех наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в процессе воспитания ребенка, и составление свода правил поведения родителей в этих ситуациях.

Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформулировать причины конфликтов:

— непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;

— чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости. Взрослыми они еще будут»; в результате в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;

— разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;

— отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»;

— чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность» — частые напоминания о прошлых «грехах» ребенка.

Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье — ребенок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.

2. Обсуждение конфликтных ситуаций в семьях. Обмен опытом.

3. Задание для родителей.

Готовясь к данному собранию, я встретил в книге Н И. Дереклеевой «Организация родительских собраний» формулу, в которой были зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Эта формула является результатом анализа возникновения конфликтных ситуаций, о которых мы с вами говорили раньше. Попытайтесь ее расшифровать (пятиминутная музыкальная пауза). Вопрос родителям: у кого что получилось?

1-й закон — единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2-й закон — закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон — закон трудового участия каждого члена семьи.

4-й закон — закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.

4. Заключительное слово классного руководителя. Дорогие папы и мамы! Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребенка.

5. В качестве решения родительского собрания все родители получают памятки с законами воспитания ребенка в семье. (См. Приложение)

1. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1986.

2. Ковалева Л. Е. Микроклимат семьи. М., 1979.

3. Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. М., 1979.

4. Дереклеева И.И. Организация родительских собраний в 1 — 11 классах. М., 2000.

5. Корчак Я. Избранное. Киев, 1983

6. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1982.

7. Мир детства: Юность/ Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988.

8. Спиваковская А. С Как быть родителями. М., 1986.

9. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1981.

Источник:
Собрание в 7 классе — Роль семьи в развитии моральных качеств
Собрание Роль семьи в развитии моральных качеств подростка
http://www.ladlav.narod.ru/sobr7_moral.htm

(Visited 9 times, 1 visits today)

Популярные записи:


10 месяцев отношений поздравление парню Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?… (3)

Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (3)

Как ведет себя девушка после расставания Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (3)

В добрый час розов В добрый час Петр Иванович Аверин — доктор биологических наук, 50 лет. Анастасия Ефремовна —… (3)

Невербальное общение взгляд Значение взглядов - как реагировать на собеседника Как правило, при встрече люди сперва несколько секунд… (3)

COMMENTS