Личностные качества педагога

Ваш психолог

Анализу влияния личностных особенностей на эффективность педагогической деятельности учителя посвящено большое количество исследований (В.А. Кан-Калик,1987; Н.А. Аминов,1988; В.Ф. Когуров, 1985; А.И. Альберт,1976; Н.Д. Левитов,1935; Б.М. Теплов, 19 61; Н.В. Кузьмина, 1985, Ю.К. Бабанский, 1984; В.А. Сластенин, 1976; Р.Берне,1986; В.Кессель, 1982; В.Н. Козиев,1980; И.Б. Жуванов,1993; М.Ю.Тюлин,1994; Р.С. Рахматуллина, 1996; В.В. Чистяков, 1995; Ф.М. Юсупов, 1991; Л.Н. Захарова,1991; М.В. Никешичев, 1989; и др.) .

К числу наиболее существенных личностных качеств многие исследователи относят общительность (Кан-Калик В.А., Кессель В., Кузьмина Н.В., Эннуло Я., Тихолаз Т.М.,1995). Так Кан-Калик (Кан- Калик В.А.,1987) называет общительность ядром личности учителя.

В исследовании М.Р. Битяновой, посвященном изучению личностных особенностей классного руководителя(Битянова М.Р.,1991), получены следующие данные — группа факторов общительности, не влияет на результат взаимодействия, более того высокие показатели по фактору А (общительность) отрицательно сказываются на результате.

¦ Эти данные противоречат широко распространенному мнению о

чрезвычайной важности коммуникативных качеств для успешного протекания педагогического общения. Общительность обеспечивает успех в профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт. Однако в исследовании М.Р.Битяновой, также как и исследовании Е.И.Рогова (Рогов Е.И.,1995), указывается на нежелательность аффектотимии (высокие показатели по фактору А), так как личность с высокими оценками по данному фактору подвержена аффективным переживаниям, характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня. Излишнюю общительность Е.И.Рогов относит к деформированности личности, вызванной спецификой педагогической деятельности (Рогов Е.И.,1995).

Данный вывод представляет для проводимого нами исследования значительный интерес. Смежность профессий педагога и психолога позволяют выдвинуть предположение об отрицательном влиянии высоких показателей по фактору А на эффективность психодиагностической деятельности, так как грозит эмоциональным сгоранием и профессиональной личностной деформацией в условиях постоянного общения с большим количеством людей.

Как в зарубежной, так и в отечественной психологической литературе стрессоустойчивость, терпимость, эмоциональная устойчивость считаются очень важными качествами педагога (Аминов Н.А., 1988; Ко-гуров В.Ф., 1985; Кащенко В.П.,1994; Fontana D.& Abouserie R., 1993, Scheuch К.,1989, Т. Gregory, 1972) . Отмечая необходимые для педагога дефектолога свойства, В.П.Кащенко в качестве положительных называет большую выдержку, терпение (Кащенко В.П.,1994). При этом к отрицательным качествам автор относит раздражительность, возбудимость, демонстративность. Высокие показатели по фактору С (эмоциональная устойчивость) положительно коррелируют с успешностью руководства классным коллективом старшеклассников (Битянова М.Р., 1993) . Высокая стрессоустойчивость отмечает учителей высокого профессионального мастерства по сравнению с учителями низкого мастерства (Баранов А.А., 1995).

Некоторыми исследователями подчеркивается отрицательная роль высокой тревожности в педагогической деятельности (Альберт А.И., 1976; Юсупов И.М.,1991; Аминов Н.А., 1988; Когуров В.Ф.,1985). Т.Грегори отмечает, что повышенная тревожность препятствует осуществлению творческого педагогического процесса (Gregory Т.,1972). Причинами тревоги учителя Т.Грегори считает чрезмерное сосредоточение на деталях своего поведения, боязнь изменения своего образа Я, зависимость от оценки со стороны. Кстати, Т.Грегори помимо констатации данного факта предлагает программу психотренинга, позволяющую учителям учиться преодолевать эти трудности и целый ряд других, препятствующих эффективному взаимодействию с детьми. Таким образом, низкий уровень тревожности свойственен более эффективным учителям.

Ряд исследователей одним из важнейших качеств педагога, влияющих на эффективность педагогической деятельности, называют эмпатию (Юсупов И.М., 198 8; Гаврилова Т.П., 197 5; Борисенко СБ., 1988; Жучева Е.А., Тюлин М.Д.,1994 и др.). Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений и является ключевым фактором успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и прежде всего в обучении и воспитании» (Рогов Е.И., 1995, с. 277) . Таким образом эмпатия рассматривается как профессионально важное качество педагога.

Адекватная самооценка позволяет учителю строить свои взаимоотношения с учениками более эффективным способом, необходимым в процессе обучения и воспитания (Тюлин М.Д., 1994; Р.Берне, 1986; Чистяков В.В.,1995; Аминов Н.А.,1988; Когуров В.Ф.,1985; Кессель В., 1982).

В исследовании М.Р. Битяновой получены данные о влиянии самооценки на успешность управленческой деятельности (Битянова М.Р., 1991) . Профессиональные педагогические навыки, способствующие адекватному восприятию различных социально-психологических феноменов взаимодействия, развиты тем лучше, чем адекватнее общая личностная самооценка педагога, чем меньше он проявляет склонность к авторитарным способам взаимодействия с другими людьми.

Некоторые авторы в качестве психологических особенностей, влияющих на эффективность деятельности, выделяют рефлексию (Петровский В.А., 1995, Hamachek,1969) . К педагогической рефлексии относят осознание воспитателем мотивов своей деятельности, умение отличать собственные проблемы и ошибки от проблем воспитанников, способность к эмпатии и децентрации, прогностическую способность (Петровский В.А., 1995). А это непосредственно связано с уровнем адекватности самооценки, осознанности.

Таким образом эффективность педагогической деятельности связана с таким личностным качеством как ответственность, причем ответственность рассматривается не как абстрактное качество, а как многопризнаковое ( поликомпонентное) образование, включающее в себя функциональное единство конкретных мотивационных, эмоциональных, когнитивных, операционных, регуляторных и результативных характеристик, которые составляют его внутреннюю природу и структуру. Положение о многомерно-функциональной организации личностного свойства, с нашей точки зрения, представляет интерес для изучения влияния определенных характеристик ответственности на диагностическую деятельность психолога.

дистимность (Симонов В.П.,1995).

На связь личностных особенностей с эффективностью педагогической деятельности указывает Л.М. Митина (Митина Л.М., 1998) . Выделяя два пути профессионального становления — адаптивный и развивающий, автор отмечает, что для каждого типа педагога характерны свои личностные особенности, хотя и те и другие стремятся к эффективному осуществлению своей педагогической деятельности.

При адаптивном поведении педагог чх руководствуется принципом экономии сил и пользуется наработанными алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенными в штампы, шаблоны, стереотипы» (Митина Л.М.,1997, С.31). Таким педагогам с увеличением стажа работы свойственно резкое снижение интегральных характеристик личности, таких как направленность, компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость, возникают предпосылки для снижения профессиональной активности, роста, невосприимчивость к новому.

Возможно, именно для педагогов с адаптивной моделью труда свойственны выделяемые Е.И. Роговым, Н.А. Аминовым личностные деформации: доминирование, назидательность, завышенная самооценка, догматичность взглядов, отсутствие гибкости, излишняя общительность, говорливость, синдром эмоционального сгорания (Рогов Е.И.,1995; Аминов Н.А., 1988).

Педагогам, чье профессиональное становление осуществляется по развивающему пути, свойственна когнитивная, эмоциональная, поведенческая гибкость, стремление к самовыражению, творческая самореализация, они нацелены на развитие личности ребенка, его активности и способности к изменениям. Следовательно, такая личностная черта как гибкость — эмоциональная, когнитивная, поведенческая, оказывает существенное влияние на эффективность педагогической деятельности, а также препятствует развитию профессиональной деформации.

Выделяя психологические качества эффективных педагогов, некоторые авторы ( Юсупов И.М.,1991) различают два блока личностных качеств: типичных, характерных для всех эффективных педагогов, как консерваторов, так и новаторов, и второй блок составляют качества, характерные только новаторам. Указывается, что именно личностные особенности новатора обеспечивают эффективное использование им своих новых технологий (Юсупов И.М., 1991, с.53). Первый блок -типичные качества для преподавателей: низкая расторможенность или повышенная сдержанность, значительная социализированность, склонность к принятию существующих социальных норм, относительно высокая совестливость, т.е. внутренняя установка на безоговорочное соблюдение существующих моральных норм (Юсупов И.М.,1991.).

Подводя итог проведенному анализу психологической литературы, посвященной изучению влияния личностных качеств на эффективность педагогической деятельности, можно выделить следующие качества: невысокая общительность, низкая тревожность, высокая эмоциональная устойчивость, адекватная положительная самооценка, высокий уровень ответственности, высоко развитая способность к эмпатии, рефлексии, гибкость эмоциональная, когнитивная, поведенческая. Учитывая смежность профессий педагога и психолога, указанные личностные качества учителей целесообразно рассматривать как возможно желательные для практического психолога.

Источник: Юдина, Елена Витальевна Соотношение личностных качеств практического психолога и эффективности диагностической деятельности[Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук : 19.00.01 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки)

Источник:
Ваш психолог
Личностные качества успешного педагога.
http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/1743-lichnostnye-kachestva-uspeshnogo-pedagoga

Влияние личностных особенностей педагога на его профессиональную деятельность

Влияние личностных особенностей педагога на его профессиональную деятельность

Противоречия, существующие в сфере профессиональной деятельности современных педагогов, определяют несомненную актуальность данного вопроса, ведь он касается великой силы воздействия личности педагога на развитие подрастающего поколения и требуют изучения и исследования.

  • Объект исследования – профессиональная деятельность педагога в современной образовательной практике.
  • Предмет исследования — педагогические умения и совокупность личностных качеств педагога как необходимое условие успешной профессиональной деятельности.
  • Цель исследования – выявление у педагогов базовых личностных качеств, способствующих осуществлению успешной профессиональной деятельности.

Успешность профессиональной деятельности педагога определяется постановкой целей и задач воспитательно-образовательной работы с детьми адекватно современным запросам, подбором наиболее эффективных методов и приемов для их реализации, и, главное, достижением тех результатов, которые были запланированы. Качество достигаемых результатов зависит от личностных характеристик педагога, его педагогических умений, компетентности.

Личностные качества педагога проявляются через педагогические умения: гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, прогностические и специальные умения.

К гностическим умениям относят группу умений, с помощью которых педагог изучает ребенка, его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия, коллектив в целом, воспитательные возможности семьи. Изучение ребенка – основа понимания педагогом его внутреннего мира. Педагогу важно развивать у себя эмпатию, умение “влезть в шкурку ребенка”, как говорила Н.К. Крупская. Она дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенствования воспитания и обучения.

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования целостного педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому ребенку с учетом особенностей его развития. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев, праздников и тому подобное.

Организаторские умения включают в себя мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения. Мобилизационные умения – привлечение внимания детей и развитие у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности, формирование потребности в знаниях. Информационные умения – изложение учебной, познавательной информации, а также формирование у детей навыков ее самостоятельного поиска. Развивающие умения – определение “зоны ближайшего развития” детей, создание условий для развития у детей познавательных процессов, чувств и воли; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления; развитие индивидуальных особенностей; осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников, привитие устойчивого интереса к учебной, познавательной деятельности; организация совместной творческой деятельности для развития социально значимых качеств личности.

Состав прогностических умений можно представить как выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения, предвидение результатов, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов педагогического процесса, педагогическое прогнозирование. В данную группу умений можно включить и рефлексивные умения. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности себя, но и выяснение того, насколько и как другие знают и понимают “рефлектирующего”, его личностные особенности, эмоциональные реакции. Это способность к самоанализу проделанной работы, оценке результатов, соотнесению их с поставленной целью.

Группа специальных умений включает в себя умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из бросового материала, показывать кукольный театр и проявляется в творчестве. Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и с коллективом, с родителями, с коллегами по работе, с администрацией образовательного учреждения. Они проявляются в установлении педагогом быстрого контакта с разными людьми в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка, толерантности, оптимизма. Эти умения помогают воспитателю, учителю расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, коллектива родителей, педагогического коллектива. Организация общения требует от педагога владения технологией осуществления коммуникаций: владение словом, правильная дикция, правильное дыхание, мимика и жестикуляция, умение управлять своим телом, регулировать свое психическое состояние, владеть техникой интонирования для выражения разных чувств.

Межличностное взаимодействие в педагогическом процессе включает внутреннюю (педагогическое отношение) и внешнюю (педагогическое общение) стороны.

Каждая форма общения и воздействия оказывает особое влияние на развитие личности ребенка. Воспитанники педагога — “демократа” значительно чаще проявляют стремление к творчеству, оригинальности, самостоятельности, коммуникабельности, нежели дети, воспитывающиеся у “автократа”. Пагубное воздействие авторитарности может выразиться и в депривации (подавлении через отсутствие стимуляции) потребности детей в эмоциональном контакте со взрослыми, которая так необходима ребенку. В общении с детьми авторитарный стиль не просто нежелателен, а недопустим.

Таким образом, данные личностные качества и умения как профессионально значимые и обязательные, реализуясь в деятельности педагога, обеспечивают ему успешность в профессиональной сфере, что подтверждают практические исследования.

В рамках курсового проектирования студентами Бийского педагогического колледжа осуществлено исследование базовых личностных качеств воспитателей одного из детских дошкольных учреждений г.Бийска. Изучались личные дела воспитателей, проводились целенаправленные наблюдения за работой воспитателей на занятиях, при проведении режимных процессов, на праздниках и развлечениях, использовались диагностические методы: тесты и опросы на выявление эмпатических способностей, уровня общительности, интеллектуального развития, на определение уровня профессионализма педагога в целом и др.

Каков педагог, таковы его воспитанники, поэтому результативность профессиональной деятельности напрямую зависит от личностных особенностей педагога. Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими, способность найти верное применение своим силам и возможностям в коллективном педагогическом творчестве обеспечат ее успешность.

Список литературы

  1. Андриади И. А. Основы педагогического мастерства. – М., 1999.
  2. Большая современная энциклопедия “Педагогика”. /Под ред. Е. С. Гапацевич. – Минск, 2005..
  3. Морозова О. П. Хрестоматия по педагогике. В 2-х ч. – Барнаул,1999.
  4. Назарова Н. М. Специальная педагогика. – М., 2000.
  5. Подласый И. П. Педагогика.– М., 2001.
  6. Роботова А. С. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002.
  7. Смирнов В. И. Общая педагогика. – М.. 1999.
  8. Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 2000.
  9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — М., 1980.
  10. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – М., 1978.

Источник:
Влияние личностных особенностей педагога на его профессиональную деятельность
Какими же личностными и профессиональными качествами должен обладать педагог? В статье предпринята попытка получить ответ на этот вопрос. Исследование посвящено проблеме влияния личностных качеств педагога на его профессиональную деятельность.
http://festival.1september.ru/articles/516696/

Личностные качества педагога

Глава 1. Общая характеристика личностных качеств педагога……………5

1.1. Понятие «личностные качества педагога»………………………5

1.2. Профессиональная компетентность

и педагогическая центрация………………………………………7

Глава 2. Коммуникативные навыки педагога и их роль

в педагогическом общении………………………………………..10

2.1. Личностные и профессиональные качества,

необходимые для педагога при общении с аудиторией……….10

2.2. Педагогический такт как компонент нравственной

Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.

Исследователи [9, C.38; 14, C.45-46] отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притя¬заний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого — руководителя лаборатории различны.

Э.Ф. Зеер [2, C.111-112] дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

— способность делать учебный материал доступным;

— творчество в работе;

— педагогически-волевое влияние на учащихся;

— способность организовать коллектив учащихся;

— интерес и любовь к детям;

— содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

— способность связать учебный предмет с жизнью;

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает — это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

1.2. Профессиональная компетентность и педагогическая центрация

Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является педагогическая центрация.

Центрация — это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса [10, C.117].

Выделяются 6 типов центрации:

— конформная — центрация на интересах, мнениях коллег;

— эгоцентрическая — центрация на интересах, потребностях своего Я;

— гуманистическая — центрация на интересах детей (педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся);

— центрация на интересах, требованиях администрации (характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности);

— центрация на интересах родителей (встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников);

— методическая, или познавательная — центрация на содержании, средствах и методике преподавания [12, C.88-90].

Рассмотрим результаты диагностического исследования современной проблемы сформированности профессиональной направленности личности, проведенного О.Н. Шахматовой и Э.Ф. Зеером [3, C.56-59].

Ниже приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.

Тип педагогической центрации:

— на интересах родителей,

2. Профессиональная компетентность.

2.1. Педагогическая компетентность.

2.2. Психологическая компетентность.

2.3. Социально-коммуникативная компетентность:

— стремление к согласию,

— нетерпимость к неопределенности,

3. Педагогически значимые качества.

3.1. Логическое мышление.

3.2. Творческий потенциал.

3.5. Социальный интеллект.

4. Педагогически нежелательные качества.

Таким образом, мы видим, что основой данной диагностики профессиональной компетентности стали профессиональные типовые задачи и ситуации, а также профессионально-педагогические умения.

в педагогическом общении

при общении с аудиторией

1) интерес к людям и работе с ними, наличие потреб¬ности и умений общения, общительность, коммуникатив¬ные качества;

2) способность эмоциональной эмпатии и понимания лю¬дей;

3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспе¬чивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индиви¬дуальных особенностей студентов;

4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5) умение управлять собой, своим психическим состо¬янием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышеч¬ные зажимы;

6) способность к спонтанности (неподготовленной ком¬муникации);

7) умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8) хорошие вербальные способности: культура, разви¬тость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естествен¬ных переживаний педагога и педагогически целесообраз¬ных переживаний, способных повлиять на студентов в тре¬буемом направлении;

10) способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различ¬ных приемов воздействия, «приспособлений» и «при¬строек»).

Средства повышения эффективности воздействия [17, C.89-91]:

— «приспособления» — система приемов (мимичес¬ких, речевых, психологических): одобрение, совет, недоволь¬ство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, до¬верие, пожелание и пр. (до 160 видов);

— «пристройки или достройки» — приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому чело¬веку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;

— усиление воздействия через повышение голоса в на¬чале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; рез¬кая смена способов общения.

В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения [15, C.356-358]:

1) естественный тип: плодотворные импровизацион¬ные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;

2) напряженно-преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление воз¬никшей трудности;

3) преднамеренно-уклончивый тип: сознательное ук¬лонение педагога от преодоления неожиданной педагоги¬ческой ситуации («не заметить»);

4) непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;

5) эмоциональный срыв: педагог действует бесконт¬рольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управ¬лять собой или скрывать свои чувства;

6) неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесо¬образные переживания и действия.

Источник:
Личностные качества педагога
Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое — это область научног
http://spb-tei.ru/2008/06/16/lichnostnye-kachestva-pedagoga..html

Личностные качества педагога

Требования к личностным качествам педагога. ………………………….3 3. Профессиональная компетентность. ……………………………………. 5 4. Педагогическая центрация. ………………………………………………. 6 5. Анализ результатов диагностического исследования. ……………………7 6. Заключение. …………………………………………………………………15 7. Список литературы. ………………………………………………………. 17 Введение. Положение о важной, определяющей роли педагога в

процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое — это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших

впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес

«научную подготовку учителя» и «личный учительский талант». Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь

Источник:
Личностные качества педагога
Работа на тему «Личностные качества педагога» в категории «Психология».
http://www.referat.ru/referat/lichnostnye-kachestva-pedagoga-18460

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Если пьяный мужчина говорит что любит Пьяный говорит, что любит, а трезвый не говоритСпрашивает: Татьяна Категория вопроса: Отношения Ответов на сайте:… (4)

Если мужчина лев пропал Какие признаки указывают на то, что мужчина-Лев влюблен?Какие признаки указывают на то, что мужчина-Лев влюблен?… (4)

Какие слова говорить мужчине чтобы влюбить его в себя 5 слов, чтобы влюбить в себя мужчину Если женщина не знает, какие качества нравятся мужчине,… (4)

Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (4)

Как ведет себя влюбленный начальник Секреты, как влюбить в себя начальника Итак, ты пришла на новое место работы и встретила… (4)

COMMENTS