Личность человека

Личность человека

Девушка была организмом. Становится — личностью.

Человек как личность — это человек, имеющий свое, живущий по-своему. Начало личности: «Я сам!» В соответствии с мужским взглядом, развитая личность — человек с внутренним стержнем, выбравший свободу и свой путь. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Не каждый человек живет, как личность. Другой очень распространенный образ жизни — образ жизни организма. Основная разница этих двух способов бытия в том, что для человека-личности естественно жить с помощью разума и воли, думая и принимая решения. Это не значит, что у человека-организма нет разума и воли: разум и воля у него есть, но он пользуется ими не часто, разуму предпочитая впечатления и предубеждения, а воле — внутренние чувства и эмоции^.

На работе, где включать голову является частью трудового функционала, а волю заменяют инструкции и распоряжения руководства, разница между человеком-личностью и человеком-организмом может быть незаметна. Она проявляется тогда, когда люди выходят из учреждения, когда начинается личная жизнь. Если человек, оказавшись на воле, начинает руководствоваться не своим разумом и ценностями, а чувствами и эмоциями, это образ жизни организма.

Девушка звонит молодому человеку, потому что не может не звонить, хотя понимает, что звонить сейчас — глупо. Молодой человек покупает бутылку, потому что его организм требует алкоголя. Другое дело, когда девушка считает внутренне обязательным контролировать свои эмоции и импульсы, когда молодой человек идет на фитнес или на учебу не потому, что это ему очень хочется, а потому, что он это себе наметил и это соответствует его планам на жизнь. Это — образ жизни человека-личности.

У человека-личности, кроме эмоций и потребностей, есть разум и воля, он думает и принимает решения. Чувства, эмоции и потребности для личности – это только фон, который может помогать, может мешать, но не более. Чувства могут когда-то вспыхивать и гаснуть, но за свои поступки отвечает человек, личность. Личность управляет своими эмоциями, чувствами и потребностями, а не наоборот. Для человека-личности свою внутреннюю жизнь осознавать – мало, свою внутреннюю жизнь нужно налаживать. Своими эмоциями можно и нужно управлять, потребности – воспитывать и выстраивать в ту иерархию, которая соответствует его представлению о должном.

Человек-организм ищет в себе энергию, человек-личность энергию в себе создает. Человек как организм разбирается, что ему хочется, человек как личность смотрит, что сейчас нужно, и заботится о том, что свое надо подкрепить энергией желания, чтобы нужное ему — хотелось.

Заметим, как правило дело это не сложное.

У развитой личности есть то, что ей дорого: ее ценности, из ценностей вытекают ее цели, цели разворачиваются в планы, планы конкретизируются в порядок дел, после чего личность – действует. Это не значит, что у человека-личности нет эмоций и привычек, просто все свои эмоции и привычки такой человек оценивает, воспитывает и корректирует. Ему служат эмоции и привычки, а не он им.

Человеку-личности естественно ставить себе высокие цели, решать большие задачи. Личности живут скорее как Мастеровые, они не ищут, а делают, создают, формируют. Что сами себе сделают, то у них и будет.

Ценности – те звезды, которые определяют направление жизни человека, как личности. Ценности — это всегда внешнее: его дом или страна, его родители или дети, любимая или любимый. А также его проекты, его работа, его миссия — то большое, ради чего он живет, что придает его жизни смысл, а не только удовлетворение.

Удовлетворение чувствует организм, когда потребляет себе нужное. Когда человек делает то, что считает должным, он начинает уважать себя и переживает гордость.

Задачи свободы, развития и созидания понятны только человеку как личности. Личность может ставить цели, выходящие за рамки ее существования.

Личность строит себя и свою жизнь, развивая себя и меняя обстоятельства вокруг себя. При этом направленность личности на себя основной не является: развитая личность занята собой лишь в той мере, в какой она заботится о любом жизненном инструменте. Основная направленность развитой личности – занятость не собой, а делом, другими людьми и жизнью. Личность – заботится и любит, отвечая за результат. Величина, мера личности — насколько человек своей личностью оказывает влияние на людей и жизнь.

Источник:
Личность человека
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/chelovek-lichnost

Понятие о личности человека

Понятия личности человека и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает не психику, сознание вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности.

Личность — это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.

Из определения видно, что понятие личности нельзя отождествлять с понятием человека, индивида. Новорожденный ребенок еще не личность. Психически больные люди временно утрачивают существенные черты личности, а при тяжелых психических заболеваниях происходит «распад» личности.

Чтобы стать личностью, человек должен достичь определенного уровня психического развития.

Носителем качеств сформированной личности является взрослый психически здоровый человек.

Однако вопрос о влиянии общества на формирование личности человека значительно сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Общественные условия, в которых живут люди, многообразны и отличаются разной степенью общности. Существуют социальные условия, которые сохраняются всегда и всюду, где живут люди, например общение людей посредством языка, необходимый обществу производительный труд, наличие орудий труда и созданных трудом материальных и духовных ценностей. Эти условия существования личности относятся к общечеловеческим.

Но существуют и условия меньшей общности, например те, которые характерны для определенного исторического времени. Трудовая деятельность людей, характер общения между ними, орудия труда и прочее были разными при первобытнообщинном строе, в эпоху рабства, феодализма и т. д. Опять-таки, и рабство, и феодализм, и капитализм имеют разные формы и стадии развития, территориальные варианты.

В классовом обществе человек принадлежит к определенному классу и нации, что неизбежно влияет на формирование его личности.

Но даже люди, принадлежащие к одному классу, нации, живущие в одном государстве, городе или селе, занятые одним видом труда, имеют свою, еще более конкретную, узкую социальную среду: они воспитываются в семьях, различных по составу, традициям, материальному и культурному уровням, имеют разных друзей, разные обязанности. Между формирующейся личностью и окружающими людьми устанавливаются разные взаимоотношения, которые меняются в зависимости от возраста ребенка.

Кроме того, человек не пассивно воспринимает все эти влияния разной общности и содержания. По мере увеличения жизненного опыта, накопления знаний и умений, развития самостоятельности он все активнее сам воздействует на людей и некоторые обстоятельства жизни, усиливая или ослабляя их влияние на себя, свою личность.

В протекании каждого психического процесса и действия сказывается их обладатель — определенный человек, личность.

В структуру личности входят некоторые природные ее свойства (своеобразие конструкции тела, врожденные свойства нервных процессов, задатки, состояние органов чувств и органов речи к моменту рождения). Однако врожденные и наследственные факторы, будучи природной основой для формирования психики человека, не влияют на поведение личности непосредственно, а только через те конкретные социальные отношения, в которых развивается личность. Известно, что подросток с очень некрасивым лицом, сильными дефектами речи, взрослый человек карликового роста чувствуют и ведут себя иначе, чем другие дети и взрослые.

Важнейшим условием существования и развития личности и вместе с тем наиболее характерной чертой, выражающей сущность личности, является ее активность, которая представляет собой способность личности воздействовать на окружающий мир с целью его изменения, с целью созидания.

Личность — активный участник деятельности общества, прежде всего трудовой деятельности.

Какие дела данный человек считает для себя жизненно важными, насколько серьезно его отношение к труду и общественным обязанностям, кто он — творец, инициатор или только исполнитель, доводит ли начатые дела до конца, как переживает успехи и неудачи, как относится к товарищам по совместной деятельности — все это характеризует личность человека.

Источником активности личности служат его потребности, интересы, убеждения, моральные чувства, страсти, влечения, привычки, установки. Побуждения к активности у человека могут быть различными по степени осознанности, по значимости их для личности и по общественной ценности.

Реальное положение личности в обществе отражается в ее сознании.

Единство личности сохраняется при переживании не только настоящего, но также прошедшего и будущего.

Личность осознает себя и во времени, отличая свои воспоминания и стремления от воспоминаний и стремлений других людей.

Личность занимает в системе доступных ей социальных отношений определенное положение, или позицию, которая практически реализуется в виде социальных ролей, выполняемых человеком в различных общественных группах и ситуациях.

Каждый человек может одновременно входить в состав нескольких социальных групп, таких, как семья, производственный коллектив, общественно-политическая организация, спортивная команда и пр.

В этих объединениях он выполняет разные роли, разные социальные функции: в семье — роль отца или матери, главной обязанностью которых является воспитание детей; на производстве — роль начальника цеха, социальная функция которого состоит в организации труда рабочих и т. п. Члены социальных групп, в которые входит личность, ожидают от нее выполнения определенных обязанностей и определенной формы поведения. Поэтому социальные группы оказывают существенное влияние на формирование индивидуальных качеств личности. Через роли человек вовлекается в жизнь общества, усваивает социальный опыт, изменяется, совершенствуется и вместе с тем сам оказывает активное влияние на других людей и их деятельность.

Личность может «вжиться» в свою роль, привыкнуть к ней. В других случаях, наоборот, некоторые из ролей тяготят ее. Возможны также случаи конфликтных переживаний при выполнении различных социальных ролей .

С понятием социальной роли тесно связано понятие притязаний личности. Притязания личности — это те роли, которые она считает для себя возможными и желаемыми, и результаты (цели), которых она хотела бы достичь. Уровень притязаний человека можно выявить, предлагая ему задачи разной трудности. Один человек сразу же берется за трудные задачи, другой предпочитает легкие. Существует и такой тип притязаний, когда человек стремится не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. В этом случае он выбирает задачу или очень легкую, или очень трудную: выполняя легкую задачу, он обязательно добьется успеха, а выполняя очень трудную, имеет возможность сослаться на ее чрезмерную трудность, и его самолюбие не пострадает.

Уровень притязаний личности зависит от нескольких факторов:

  1. от реальной трудности заданий;
  2. от значимости этих заданий (и всей деятельности) для личности с учетом отношений к ней некоторых людей (товарищей, учителей);
  3. от переживания успехов и неудач в прошлом при выполнении подобных задач;
  4. от самооценки и всего склада личности.

Так, есть люди, уровень притязаний которых сдвигается только вверх; у других сдвиги в уровне притязаний отсутствуют вне зависимости от результатов выполнения заданий; у третьих он все время меняется, «подстраиваясь» к уровню предшествующего выполнения задач того же типа и др. (исследование А. И. Самошина). Бывает и так, что уровень притязаний снижается. Ученик, попавший в число неуспевающих, вначале глубоко переживает свои неудачи, а затем, если ему вовремя не помочь, свыкается с новой ролью и может снизить уровень притязаний в достижении учебных целей.

Характеризуя личность взрослого или ребенка со стороны уровня притязаний, следует выяснить, насколько притязания приемлемы для общества по содержанию целей, которых добивается субъект, а также насколько они действенны.

Успехи и неудачи в достижении целей личность переживает с присущей ей глубиной и силой. Эти переживания наиболее выражены в конфликтных ситуациях и при существовании преград («барьеров»), которые реально непреодолимы или кажутся таковыми данному лицу. У некоторых людей в подобных случаях возникает устойчивое психическое состояние, называемое фрустрацией (см. «Эмоции и чувства»). Это состояние протекает в активной или пассивной форме. При активной форме фрустрации у человека наблюдается повышенная раздражительность, обидчивость, гневливость, стойкое упрямство, злобливость, агрессивность. При пассивной форме — замкнутость, «уход в себя», неуверенность в своих силах, самобичевание, безразличие к событиям окружающей жизни. Наличие фрустрации говорит о неблагополучии в жизненной позиции человека и требует чуткого, внимательного отношения к нему, продуманного педагогического подхода.

Показателем высокого развития личности является ее устойчивость по отношению к случайным влияниям других людей и обстоятельств. Устойчивость личности возможна лишь при господстве высокоморальных мотивов поведения и деятельности над всеми другими мотивами. Их прежде всего и надо воспитывать у человека с ранних лет его жизни.

Человек не рождается на свет с уже сложившимися свойствами своей личности и с готовыми отношениями к миру. Личность каждого человека формируют другие люди и обстоятельства жизни. С известного возраста развитие личности зависит также и от собственных усилий ее в самовоспитании.

Развитие личности всегда происходит в определенных социальных условиях: экономических, идеологических, бытовых. Ведущую роль в этом процессе выполняет общественно организованное обучение и воспитание.

Развитие человека в личность идет в следующих направлениях.

Идеалом человечества всегда была всесторонне развитая личность

Т. е. человек, в котором гармонически сочетается «духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство» . При построении современного общества воспитание всесторонне развитых людей становится реально осуществимой практической задачей.

Источник:
Понятие о личности человека
Понятие о личности человека , отношение личности человека к обществу. социальная деятельность человека.
http://net22.ru/ponyatie-o-lichnosti-cheloveka/

Презентация на тему: Человек — личность 6 класс

Обществознание Человек — личность План урока:1. Что такое личность.2. Индивидуальность — плохо или хорошо?3. Сильная личность — какая она? д/з §2 Выполнить задания в ТПО №5-6 стр. 9

Что такое личность?

Что такое личность?Не может быть душа одного цвета, а ум – другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержана, то и ум будет ясным…Луций Анней Сенека (4 до н. э., Кордуба — 65, Рим) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.

Что такое личность?Личность – совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни, в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.Сознание – отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет,о чем мечтает.

Что такое личность? Задание: прочитайте текст учебника на стр. № 17Найдите в тексте слова, подтверждающие, что выражение «он не личность» неправильно.Как вы думаете, важно ли такое качество человека, как его умение оценивать свою деятельность?Какие качества необходимы человеку для умственной деятельности, а какие — для физической?

Индивидуальность – плохо или хорошо?Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, уникальность.

Индивидуальность – плохо или хорошо?У вороныПять птенцов,ПятероВеселых сорванцов.ПятероУселись на суку.Каждый Проглотил по червяку.ЧетвероСказали:Карр, спасибо!А один:Ах, мамочка,Ку-ку!

Сильная личность – какая она?3 октября 1965 года попал в автомобильную аварию и получил сложнейший перелом ноги. Перенёс 29 операций, затем снова начал тренироваться. В 1970 году прыгнул на 2,09 м.Валерий Брумельсоветский легкоатлет (прыжки в высоту), заслуженный мастер спорта СССР (1961).Олимпийский чемпион (1964), серебряный призёр Олимпийских игр (1960). Чемпион Европы (1962 г., 2,16 м). Чемпион СССР (1961—1963). Установил 6 рекордов мира (последний в 1963). Чаще Брумеля никто из мужчин не устанавливал мировых рекордов в прыжках в высоту.В 1961-63 признан лучшим спортсменом мира.

Сильная личность – какая она?Воспитанники Нижнеломовского детского дома-интерната для детей с физическими недостатками (Пензенская область) Виктор Кочкин и Даниил Анастасьин покорили зрителей и строгое жюри шоу «Минута славы» исполняя сложнейший брейк-данс

Сильная личность – какая она?Премьер-министр В. Путин,, также высоко оценил выступление ребят. В финале за ребят проголосовали почти 22 процента телезрителей «Олицетворением мужества» назвала ребят ведущая проекта, Юлия Ковальчук. «Примером силы духа, силы жизни", как сказал А.Олешко, стали юноши для всех людей. А А. Масляков после первого же выступления конкурсантов неоднозначно выказал свою симпатию конкурсантам и отметил, что они поистине достойны главного приза.

Задание №1 Составь предложение из рассыпавшихся словРождается, существо, как, социальное, как, человек, биологическое, развивается.Человек рождается как биологическое существо, развивается — как социальное.

Задание №2 выбери верное суждение. Устно объясни свой выбор.А. Понятие индивид и индивидуальность означают одно и тоже.Б. Без общества индивид не может стать индивидуальностью.Верно только А.Верно только Б.Верны оба суждения.Оба суждения неверны.

Задание №4 Недавно на телеэкранах с успехом прошел телесериал «Не родись красивой». Героиня телесериала Катя Пушкарева от природы не обладала внешней красотой. Однако, благодаря знаниям, упорству, доброте, сумела добиться успехов в жизни.Напиши несколько советов подростку, который считает себя некрасивым, поэтому несчастным. Как стать привлекательной личностью?

Источник:
Презентация на тему: Человек — личность 6 класс
Обществознание Человек — личность План урока:1. Что такое личность.2. Индивидуальность — плохо или хорошо?3. Сильная личность — какая она? д/з §2 Выполнить задания в ТПО №5-6 стр. 9 Что такое
http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/chelovek-lichnost1.html

Что такое личность человека?

В современном обществе люди до сих пор не могут точно определиться, что такое личность человека; какой человек личность; кто является личностью, а кто нет…

Дошло до того, что в школьном учебнике выявили неправильное определение понятия «личность», показывающее, что далеко не каждый человек может быть личностью, тем самым как бы умаляя, принижая и дискредитируя некоторых людей, особенно детей и лиц с ограниченными возможностями.

Личность (англ. personality; от лат. persona — маска актера; роль, положение; лицо, личность). В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

В гуманистических философских и психологических концепциях личность — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества (см. И. Кант). При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы:

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства нервной ссистемы, органические побуждения, влечения, потребности и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.

В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются дифференциальной и возрастной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, геронтологией, психоэндокринологией и сексологией.

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.

Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются главным образом в социологии и социальной психологии, этнопсихологии, истории психологии.

В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни.

Изучением всех этих проявлений личности занимается общая психология личности; разные аспекты этих проблем освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитической и гуманистической психологии.

В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется метафизическая схема детерминации развития личности под влиянием 2 факторов: среды и наследственности.

В рамках культурно-исторического системно-деятельностного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития личности. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут получить личностное развитие.

Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, она несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре.

Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

В рамках системно-деятельностного подхода личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности.

Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в личность исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых.

Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими умениями). Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.

Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития.

В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит 3 фазы своего становления в ней как личность:

  • 1-я фаза — адаптация — предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам этой общности.
  • 2-я фаза — индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением личности к максимальной персонализации.
  • 3-я фаза — интеграция — определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности.

В случае если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляции личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.

Когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него возникают качества конформности, зависимости, робости, неуверенности.

Если на 2-й фазе развития индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности, лживости.

При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой группе у индивида формируются гуманность, доверие, справедливость, требовательность к себе, уверенность в себе и др. и т. п. В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, соответствующие личностные новообразования закрепляются, складывается устойчивая структура личности.

Особо значимый период в возрастном развитии личности — подростковый возраст (отрочество) и ранняя юность, когда развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.

Первоначально оценивая окружающих, личность использует опыт подобных оценок, вырабатывая самооценку, которая становится основой самовоспитания. Но потребность в самопознании (прежде всего в осознании своих морально-психологических качеств) не может быть отождествлена с уходом в мир внутренних переживаний.

Рост самосознания, связанный с формированием таких качеств личности, как воля и моральные чувства, способствует возникновению стойких убеждений и идеалов. Необходимость в самосознании и самовоспитании порождается, прежде всего, тем, что человек должен осознать свои возможности и потребности перед лицом грядущих изменений в его жизни, в его социальном статусе.

В случае если между уровнем потребностей личности и ее возможностями наблюдается существенное расхождение, возникают острые аффективные переживания.

В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего, оценка родителями, педагогами и сверстниками. Это предъявляет серьезные требования к педагогическому такту родителей и учителей, требует индивидуального подхода к каждой развивающейся личности.

Проводимая в РФ с середины 1980-х гг. работа по обновлению системы образования предполагает развитие личности ребенка, подростка, юноши, демократизацию и гуманизацию учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений.

Т. о., происходит изменение цели воспитания и обучения, в качестве которой выступает не совокупность знаний, умений и навыков, а свободное развитие личности человека. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели.

В этих условиях на первый план выступает задача формирования базовой культуры личности, которая позволила бы устранить в структуре личности противоречия между технической и гуманитарной культурой, преодолеть отчуждение человека от политики и обеспечить его деятельное включение в новые социально-экономические условия жизни общества.

Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения личности, понимание самоценности человеческой жизни, ее индивидуальности и неповторимости. (А. Г. Асмолов, А. В. Петровский.)

Добавление ред.: Почти общепринятый перевод слова личность как personality (и наоборот) не вполне адекватен. Personality — это, скорее, индивидуальность. В петровские времена персоной называли куклу.

Личность — это selfhood, selfness или self, что близко к русскому слову «самость». Более точного эквивалента слову «Личность» в англ. яз. не существует.

Неточность перевода далеко не безобидна, ибо у читателей создается впечатление или убеждение, что личность подлежит тестированию, манипулированию, формированию и пр.

Извне сформированная личность становится наличностью того, кто ее сформировал.

Личность — не продукт коллектива, адаптации к нему или интеграции в него, а основа коллектива, любой человеческой общности, не являющейся толпой, стадом, стаей или сворой. Общность сильна разнообразием личности, конституирующих ее.

Синонимом личности является ее свобода вместе с чувством вины и ответственности. В этом смысле личность выше государства, нации, она не склонна к конформизму, хотя не чужда компромисса.

В российской философской традиции личность есть чудо и миф (А. Ф. Лосев); «Личность же, разумеемая в смысле чистой личности, есть для каждого Я лишь идеал — предел стремлений и самопостроения…

Дать же понятие личность невозможно… она непонятна, выходит за пределы всякого понятия, трансцендентна всякому понятию. Можно лишь создать символ коренной характеристики личности…

Что же касается до содержания, то оно не может быть рассудочным, но — лишь непосредственно переживаемым в опыте само-творчества, в деятельном само-построении личности, в тождестве духовного само-познания» (Флоренский П. А.).

М. М. Бахтин продолжает мысль Флоренского: когда мы имеем дело с познанием личности мы должны вообще выйти за пределы субъект-объектных отношений, какими субъект и объект рассматриваются в гносеологии. Это нужно учитывать психологам, использующим странные словосочетания: «субъектность личности», «психологический субъект».

По поводу последнего откровенно язвил Г. Г. Шпет: «Психологический субъект без вида на жительство и без физиологического организма есть просто выходец из неизвестного нам света… стоит его принять за всамделишного, он непременно втянет еще большее диво — психологическое сказуемое! Сегодня философски и психологически подозрительные субъекты и их тени все чаще блуждают по страницам психологической литературы. Бессовестный субъект, бездушный субъект — это, скорее всего, не вполне нормально, но привычно. А душевный, совестливый, одухотворенный субъект — смешно и грустно. Субъекты могут репрезентировать, в т. ч. всякие мерзости, а личность — олицетворяют.

Не случайно Лосев связывал происхождение слова личности с ликом, а не с личиной, персоной, маской. Личность, как чудо, как миф, как единственность не нуждается в экстенсивном раскрытии. Бахтин резонно заметил, личность может выявить себя в жесте, в слове, в поступке (а может и утонуть).

А. А. Ухтомский был, несомненно, прав, говоря, что личность — это функциональный орган индивидуальности, ее состояние. Следует добавить, личность — состояние души и духа, а не почетное пожизненное звание.

Она ведь может потерять лицо, исказить свой лик, уронить свое человеческое достоинство, которое усилием берется. Ухтомскому вторил Н. А. Бернштейн, говоря, что личность — это верховный синтез поведения. Верховный!

В личности достигается интеграция, слияние, гармония внешнего и внутреннего. А там, где есть гармония, наука, в т. ч. и психология, умолкает.

Итак, личность — это таинственный избыток индивидуальности, ее свобода, которая не поддается исчислению, предсказанию. Личность видна сразу и целиком и тем отличается от индивида, свойства которого подлежат раскрытию, испытанию, изучению и оценкам.

Личность есть предмет удивления, преклонения, зависти, ненависти; предмет непредвзятого, бескорыстного, понимающего проникновения и художественного изображения. Но не предмет практической заинтересованности, формирования, манипулирования.

Сказанное не означает, что психологам противопоказано размышлять о личности. Но размышлять, а не определять или редуцировать ее к иерархии мотивов, совокупности ее потребностей, творчеству, перекрестью деятельностей, аффектам, смыслам, субъекту, индивиду и т. д. и т. п.

Приведем примеры полезных размышлений о личности А. С. Арсеньев: Личность — это человек надежный, слова и дела которого не расходятся друг с другом, который сам свободно решает, что ему делать, и отвечает за результаты своих действий.

Личность — это, конечно, бесконечное существо, дышащее телесно и духовно. Для личности характерно осознание конфликта между моралью и нравственностью и первенство последней. Автор настаивает на ценностном, а не монетарно-рыночном измерении личности.

Т. М. Буякас выделяет другие черты: Личность — это человек, вставший на путь самоопределения, преодолевающий потребность искать опору во внешней поддержке. У личности появляется способность полностью опираться на себя, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытой и готовой к любым новым поворотам своего жизненного пути.

Личность перестает зависеть от внешних оценок, доверяет себе, находит внутреннюю поддержку в самой себе. Она свободна. Никакое описание личности не может быть исчерпывающим. (В. П. Зинченко.)

Если Вы внимательно читали выдержку-цитату из психологического словаря, то Вам наверное стало ясно, что еще никто не смог дать однозначное и четкое определение понятию ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

Главное, ясно одно, что каждый человек, будь то взрослый, мужчина или женщина, ребенок, старик или инвалид, является личностью, а значит имеет право быть любимым, значимым и уважаемым в обществе.

Читайте журнал психолога, и проходите тесты на качества и черты личности, а не на ее существование вообще…

Источник:
Что такое личность человека?
В современном обществе люди до сих пор не могут точно определиться, что такое личность человека; какой человек личность; кто является личностью, а кто нет
http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychologiya/chto-takoe-lichnost-cheloveka/

COMMENTS