Культура запада

Бердяев Н

*) Доклад, читанный в Studio franco — russe на французском языке 27 апреля 1930 г. в Париже.

**) Слово цивилизация я здесь употребляю во французском смысле, т. е. тождественном слову культура.

Лишь в эпоху Ренессанса начинается изоляция и замыкание Запада и как бы выпадение Востока из исторической динамики. Кристаллизуется западная гуманистическая культура, которая сознает себя вернувшейся после «

но. Тоже нужно сказать и о Востоке. Восток русский, православно-христианский, восток мусульманский, восток индусский, восток китайский — все это совершенно разные миры. Очень мало есть сходства между Poccией и Индией. Индуизм не знает истории, не знает личности, отрицает боговоплощение. Христианская Россия подобно древнему Израилю обращена к смыслу истории и изживает ее, как трагедию, верит в боговоплощение, ждет второго пришествия, мучительно изживает проблему человеческой личности и её судьбы.

И приобщившись к культуре, в лице русских людей, стоящих на высоте культуры, Россия мучительно сомневается в оправданности культуры. Есть ли культура подлинное

романтична лишь душа. Русскому духовному типу не совсем свойственен ни классицизм, ни романтизм, ему свойствен особого рода религиозный реализм. Русское творчество пытается проникнуть в самую глубину жизни, глубину бытия, открыть правду о человеке, которая есть правда о Боге, а не достигнуть совершенных форм, закрывающих правду жизни, правду о человеке и Боге. Пусть это Восток, ибо Запад почитает прежде всего форму и стремится к совершенству формы боле чем к самому бытию. Но это есть Восток, который помнит, что самым глубоким его истоком является Библия и Иерусалим. Еще недавно вы, французы, имели замечательного писателя, который помнил об этой истине и который близок русским мотивам, хотя и был типичным латиняном. Но вы его мало оценили. Я говорю о человеке Апокалипсиса, Л. Блуа. Он не боялся еще рисковать, как боятся люди закованные в цивилизацию.

Люди русского Востока или Востоко-Запада, как я пред-

Источник:
Бердяев Н
*) Доклад, читанный в Studio franco — russe на французском языке 27 апреля 1930 г. в Париже. **) Слово цивилизация я здесь употребляю во французском смысле, т. е. тождественном слову культура.
http://www.odinblago.ru/path/23/5

Культура запада

В исторической и философской литературе, в публицистике вот уже полтора века оживленно обсуждается вопрос о характере русской культуры и русского менталитета в контексте их взаимодействия с культурами Запада и Востока. Вспомним «славянофилов» и «западников», обратим внимание на аналогичные им идеологические группировки сегодня и мы без труда поймем, что спорящие стороны, как правило, не стремятся ограничить себя узкими рамками теории: их концепции устремляются в политику и находят свое прямое отражение в стратегии и тактике авторов и сторонников очередных реформ, нацеленных на догоняющее развитие России, равно как и в деятельности их противников. Отсюда — повышенная актуальность данной проблемы в современных российских условиях.

Что же представляет собой русская культура, русский менталитет (и, следовательно, к какому типу цивилизационного развития тяготеет Россия)?

Если иметь в виду «славянофилов» и «западников», то вырисовываются, казалось бы, две альтернативные концепции:

1. Россия идет совершенно самобытным путем, узловые точки ее культуры, менталитета, исторического поведения не имеют ничего общего ни с западным, ни с восточным вариантами. Поэтическое выражение эта концепция нашла в знаменитом четверостишии ф. Тютчева:

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать

В Россию можно только верить.

Обнаружив несомненную самобытность отечественной культуры и менталитета, эта концепция бескомпромиссно абсолютизировала их «русскость».

Как реакция на категоричность «славянофильства» и «западничества» вполне логично должна была родиться еще одна концепция. И она появилась:

Особое место в культурно-историческом развитии России евразийцы отводят роли «азиатского элемента» — «степной стихии, дающей мироощущение „континента-океана“». Азиатское воздействие глубоко вошло в ткань русской политической культуры, впитавшей в себя централистско-деспотическую организацию государства, подчинение общества государству, стремление к экспансии. Широко повлияли на Россию и бытовой уклад степного Востока (разумеется, не только монгольского, но и скифо-сарматского), психологическая установка на коллективность.

Читатель, несомненно, обнаружит в концепции евразийства солидное рациональное зерно, которое необходимо учитывать, размышляя над происходящим сегодня в России, а тем более осуществляя ее практическое реформирование.

Источник:
Культура запада
В исторической и философской литературе, в публицистике вот уже полтора века оживленно обсуждается вопрос о характере русской культуры и русского менталитета в контексте их взаимодействия с
http://eurasialand.ru/txt/sotsio/194.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Романтические письма любимым Красивые эротические письма любимому мужчине - интимные посланияКрасивые эротические письма любимому мужчине - интимные послания… (1)

Починить дверной замок Замена и ремонт замков Минск Замена замков в Минске осуществляется мастерами нашей организации круглосуточно, профессионально,… (1)

Если мужчина признается в любви пьяный Если мужчина пьян и признаётся в любви, стоит ли верить?Если мужчина пьян и признаётся в… (1)

Ведущий Александр Белов стал отцом Шоумен и модель Ульяна Белова стали родителями. 25-летняя супруга подарила мужчине сына. Сейчас семья принимает… (1)

Как играть в империю страсти Elvenar - градостроительная игра в стиле фэнтези Warlords of Aternum - Настоящая стратегия и напряженные… (1)

COMMENTS