Коррекция тревожности

Диагностика школьной тревожности и ее коррекция с целью преодоления тревожности у детей

Диагностика школьной тревожности и ее коррекция с целью преодоления тревожности у детей

1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы

1.1 Понятие о тревоге и тревожности

1.2 Причины возникновения и последствия школьной тревожности у детей

2 Экспериментальные исследования по диагностики и коррекции школьной тревожности

2.1 Психодиагностические исследования

2.2 Анализ результатов провиденной работы

Список используемых источников

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

По мнению авторов (Л.И. Божович, В.С. Мухиной, и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога — фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.

Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров и другие, является психологический микроклимат в классе.

Для маленького ребёнка школа – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с одноклассниками, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Бросается в глаза существование целого ряда зловещих терминов для обозначения эмоциональных нарушений ребенка-школьника: школьная дезадаптация, школьный невроз, страх школы и т.д. Зачастую школа лишь выявляет, как лакмусовая бумажка, особенности ребенка, сформированные в семье. Тем не менее, нельзя не признать, что характер обучения в том виде, в каком оно имеет место во многих школах, содержит целый «букет» факторов, способных вызвать, развить и углубить тревогу у учащегося.

Поэтому актуальность исследования школьной тревожности ее диагностики и коррекции остается неизменно острой на протяжении всего развития психолого-педагогической науки и практики.

Цель исследования – апробировать систему работы по снижению уровня школьной тревожности у учеников.

Объект исследования – детская школьная тревожность и причины ее возникновения.

Предмет исследования – диагностика школьной тревожности и ее коррекция с целью преодоления тревожности у детей.

В соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Познакомиться с понятием о тревоге и тревожности.

2.Исследовать причины возникновения и последствия школьной тревожности.

3. Изучить методики диагностики и психокоррекции школьной тревожности.

5. Провести экспериментальную работу по изучению школьной тревожности.

6. Проанализировать результаты исследования.

В основу исследования положена гипотеза о том, что для устранения тревожности у детей школьного возраста необходимо создать благоприятный климат в классе, усовершенствовать детско-родительские отношения, развить адекватную самооценку у школьника, выработать методы и приемы поведения в определенных ситуациях, а это возможно при условии:

а) создания обстановки эмоционального комфорта и психологического благополучия ребенка в классе и семье;

б) изучения особенностей школьного поведения;

в) комплексного использования средств и методов психолого-педагогической коррекции в системе школьных отношений.

1.Проанализировать и обобщить теоретические и практические основы психолого-педагогической литературы.

2. Диагностическая и коррекционная деятельность.

3. Количественная и качественная обработка результатов.

4. Аналитическая деятельность.

Практическая значимость работы состоит в разработке коррекционной программы по преодолению тревожности у детей в системе школьных отношений.

Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка используемых источников и приложений.

В первой главе рассматриваются причины возникновения и последствия школьной тревожности для детей.

Во второй главе рассматривается методы диагностики и коррекции школьной тревожности, а также материалы исследования, проводимые по диагностике и коррекции школьной тревожности

Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: Л.С. Выготского [7], И.В. Дубровиной[11], А.И. Захарова [13], Е.Б. Ковалёва [16], В.С. Мухиной [23]

1.1 Понятие о тревоге и тревожности

Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику .

По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.[24, С. 251]

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.[12, С. 26]

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

— с процессом обучения – школьная тревожность;

— с представлениями о себе – самооценочная тревожность;

— с общением – межличностная тревожность.

Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.[40, С.259]

И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.

Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности.

Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность [31, С.99]

Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность…

Источник:
Диагностика школьной тревожности и ее коррекция с целью преодоления тревожности у детей
Содержание Введение 1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 1.1 Понятие о тревоге и тревожности 1.2 Причины возникновения и последствия школьной
http://c-mk.ru/diagnostika-shkolnoj-trevozhnosti-i-ee-korrekciya-s-celyu-preodoleniya-trevozhnosti-u-detej/

Коррекция тревожности

Повышенная тревожность — это психологическая особенность человека, которая выражается в его склонности часто испытывать сильную тревогу по малозначительным поводам. Такая форма тревожности нуждается в коррекции.

Тревожность является диффузным, крайне неприятным и смутным ощущением опасения чего-либо, сопровождающимся телесными ощущениями пустоты в подложечной области, чувством стеснения в груди, сердцебиением, потливостью, головной болью. Типичным является также беспокойство и невозможность оставаться на одном месте.

Тревожность – настораживающий сигнал, предупреждающий о надвигающейся опасности, что заставляет человека принять меры, чтобы справиться с опасностью. Тревога отличается от страха следующими особенностями: страх – это реакция на опасность известную, внешнюю, определенную и непротиворечивую по своей природе; тревога – это реакция на опасность, неизвестную, внутреннюю, смутную или противоречивую по своей природе.

Разделение страха и тревоги психологически оправдано. Эмоции, возникающие при быстром приближении машины или землетрясении, в корне отличаются от смутного дискомфорта при встрече новых людей в незнакомой обстановке. Первый пример носит острый характер, а второй – хронический. Для страха также характерна быстрая смена эмоций: ужас – паника – полная дезориентация.

Для всех эмоций, включая и тревожность, существует три уровня. В восходящем порядке имеется нейроэндокринный уровень, двигательно-висцеральный уровень и, наконец, уровень осознанного понимания. Зачастую человек не осознает причин своей тревожности. Тревожность на низком уровне предупреждает об опасности травмы, боли, беспомощности, возможном наказании, нависающей угрозе разрыва с любимым, карьере, социальному положению. Таким путем она подсказывает, что следует предпринять, чтобы предупредить опасность или, по меньшей мере, ослабить ее последствия. Психика человека выработала специальные защитные механизмы для противодействия тревоге, но об это мы поговорим в следующей статье.

Анализируя состояние человека, необходимо отличать нормальную тревожность от патологической. Пациенты с нормальной тревожностью могут поддаваться успокаивающим словам, простым отвлекающим действиям или краткосрочной психотерапии. Патологическая тревожность более интенсивна и осознается не только самим человеком, но и членами семьи, друзьями. И это уже болезнь! Такая тревожность нуждается в коррекции.

Для коррекции тревожности требуется индивидуально подобранная медикаментозная терапия в сочетании с психотерапией и ТЭС-терапией. Среди патологических тревожных состояний выделены различные типы: панические атаки, фобии, обсессивно-компульсивные расстройства, посттравматические стрессовые расстройства и расстройства в виде генерализованной тревожности.

В заключение хочу сказать, что с возрастом, особенно у пожилых людей, уровень тревожности всегда высок, и связано это с болезнями, беспомощностью, ослабленной адаптацией к постоянно изменяющимся условиями жизни.

Запись на консультацию к психотерапевту: (812) 528-16-33, 778-53-49, 235-00-32, 755-14-12, 921-85-10

Наш адрес: СПб, ул. Ропшинская, д. 19/40 (5 минут от станции метро Чкаловская) – Центр лечения алкоголизма “Норма”.

Источник:
Коррекция тревожности
Повышенная тревожность часто становится причиной психосоматических заболеваний и таких расстройств, как неврозы, депрессии, фобии, панические атаки. Поэтому требуется квалифицированное лечение для коррекции тревожности.
http://medcentrnorma.ru/archives/6896

Коррекция тревожности

Коррекция тревожности глухих детей младшего школьного возраста

Челябинский государственный педагогический университет

Современная действительность, характеризуемая увеличением стрессов и повышением эмоциональных негативных реакций, приводит к возникновению тревожных состояний не только у взрослых, но и у детей. Специалисты отмечают увеличение количества тревожных детей, детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет эмоциональное развитие детей, и такое его проявление как тревожность усиливается. Понимая тревожность как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, можно отметить у глухих детей младшего школьного возраста достаточно выраженный уровень тревожности и преобладание таких единиц тревожного поведения как напряженность, скованность, повышенная суетливость, плаксивость, нервозность.

Несмотря на то, что в специальной педагогике и психологии накоплен достаточный опыт по обучению и воспитанию глухих детей, аспект изучения именно тревожности глухих младших школьников остаётся слабо изученным и представляет собой важную проблему, которая имеет большое социальное и научное значение. Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области специальной психологии, но и, прежде всего, родителей и педагогов детей с нарушением слуха, т.к. затрагивает воспитание ребенка и в школе-интернате, и в семье.

Специальное воспитание и обучение обеспечивает всестороннее развитие духовных и физических сил детей с недостатками слуха, вооружение их знаниями основ наук, подготовку к труду и жизни в среде слышащих. Специальное воспитание и обучение глухих детей немыслимо без существования комплексного воздействия. Анализ содержания деятельности СКОУ I вида позволяет отметить, что комплексное воздействие включает в себя и работу, направленную на коррекцию тревожности глухих детей младшего школьного возраста, которая осуществляется всеми специалистами, в частности учителем — дефектологом, учителем начальных классов и воспитателем.

Учитель — дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей, использует различные специальные игровые приемы, направленные на снижение тревожности глухого школьника: артикуляционная гимнастика с использованием упражнений: «Рот на замок» — упражнение поможет ребенку научиться напрягать и расслаблять губы и нижнюю челюсть, изображая, как выглядит в действительности образное выражение «Рот на замок!». Можно чередовать ее с аналогичной игрой «Слон», когда ребенок вытягивают губы вперед трубочкой, изображая хобот слона, а затем расслабляет их.

Учитель начальных классов организует коррекционно-развивающую среду на занятиях, осуществляет индивидуально-дифференцированный подход к глухим школьникам с особенностями психического развития, применяет специальные средства по преодолению тревожности глухого младшего школьника: для достижения успеха необходимо, чтобы педагог видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие), что особенно важно при работе с тревожными детьми; педагог должен часто хвалить ребенка, но дети всегда должны знать, за что их хвалят, и понимать, что похвала — это не просто отражение настроения учителя, а оценка его конкретной деятельности.

Воспитатель организует выполнение детьми режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам. Систематическая работа, постепенное увеличение нагрузки и дополнительные занятия, тренирующие мелкие мышцы кистей рук (лепка, рисование, работа с конструктором и т. п.), обязательно дадут результат также и по снижению уровня тревожности.

Коррекция высокого уровня тревожности предполагает работу в следующих направлениях: применение ролевых игр, игр на телесный контакт, специальных игр, проведение упражнений на релаксацию, технику глубокого дыхания, работа с родителями.

Своевременная коррекция повышенного уровня тревожности позволит снизить негативные тенденции формирования тревожной личности и усиления их при наступлении кризиса подросткового возраста.

Полуянова У.В. КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научный электронный архив.

Источник:
Коррекция тревожности
Заочные электронные конференции
http://econf.rae.ru/article/5157

Программа — Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Новое время диктует новые вопросы. И пожалуй чаще всего люди задают сегодня вопрос: “ Почему?” Многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и каких языков должен знать ребёнок . Но разве не всё равно , какими и в каком количестве знаниями будет владеть ученик на выходе из школы , если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что российское общество пребывает в состоянии глубокого социально- экономического, духовно- нравственного кризиса. Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.

Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого . Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:

  • наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;
  • владение рефлексией , как средством познания себя;
  • наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.

По результатам публикаций и опросов населения, проведённых за десятилетний период следует , что на протяжении последних лет число неудовлетворённых жизнью устойчиво удерживается на уровне 73-75 %, в то время как прекрасное настроение отмечают только 3 % опрошенных. По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться ещё в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего , установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники нахождения положительных эмоций. У ребёнка, выросшего среди счастливых родителей, на 10-20 % больше шансов самому стать счастливым.

Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа по укреплению психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии .

Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений в центр педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

Созданная мной программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи . В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы , которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей , где включаются упражнения по коррекции страхов или даже целые занятия .Данная программа полностью направлена на работу с различными страхами , возникающими у детей дошкольного и школьного возраста.

Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

Задачи программы:

  • Снизить тревожность.
  • Усилить “ Я” ребёнка.
  • Актуализировать чувство страха.
  • Повысить психический тонус ребёнка.
  • Осуществить контроль над объектом страха.
  • Повысить уверенность в себе.
  • Критерии эффективности программы:

      повышение уверенности в себе;
    • снижение тревожности;
    • снижение количества страхов;
    • улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

    1 этап – диагностический.

    Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.

    Диагностика:

    1. Тест “Страхи в домиках”
    2. Тест “ Кактус”
    3. Тест “ Тревожности” ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников.
    4. Филипс- тест для младших школьников.

    Цель : информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.

    Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

    Цель: определение эффективности коррекционной работы.

    Методы и техники , используемые в программе:

      Релаксация.

    Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

  • Концентрация.

    Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

  • Функциональная музыка.

    Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

  • Игротерапия.

    Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

  • Телесная терапия.

    Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

  • Арт-терапия.

    Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

  • Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т .е 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет). В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у детей постарше. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.

    Условия проведения занятий :

    1) принятие ребёнка таким какой он есть;

    2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

    3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

    4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

    5) игра не комментируется взрослым;

    6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

    Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это ,прежде всего , возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание .

    В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

    1 блок – развлекательные ( контактные) – 1занятие – включает объединение детей , задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.

    2 блок – коррекционно – направленные + обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе) , обучение.

    3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные.

    Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.

    Структура игрового занятия.

    Ритуал приветствия – 2 минуты.

    Разминка — 10 минут.

    Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

    Подведение итогов- 6 минут.

    Ритуал прощания – 2 минуты.

    Тематическое планирование занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

    Источник:
    Программа — Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
    В последнее время всё чаще и чаще психологу приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать , если ребёнок дерётся, боится отвечать у доски, ему трудно учиться, он не может усидеть на месте и 10 минут…? Многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этих вопросов и активно спорят по поводу того, сколько и каких языков должен знать ребёнок. Но разве не всё равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ребёнок, если в душе его не будет мира. Если он не будет жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей долгое время оставалось вне внимания взрослого. По данным опроса специалистов детских садов и школ в первую очередь встаёт проблема нарушений психологического здоровья детей: это возникающие эмоциональные проблемы — страхи, неуверенность в себе, тревожность, агрессивность, застенчивость, расторможенность и т. д., таким образом, в зону риска попадают 30- 40 % детей. Поэтому данная программа: " Коррекция страхов и тревожности у детей", является маленькой частичкой в решении проблем психологического здоровья у детей.
    http://festival.1september.ru/articles/210413/

    (Visited 1 times, 1 visits today)

    Популярные записи:


    Если мужчина козерог игнорирует Если мужчина игнорирует женщину, не отвечает на смс, она ему безразлична?Если мужчина игнорирует женщину, не… (5)

    1000 причин почему я тебя люблю Шаблон - 101 причина почему я тебя люблю - парню: Оформление своими руками Шаблон "101… (4)

    10 месяцев отношений поздравление парню Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?… (4)

    Романтические письма любимым Красивые эротические письма любимому мужчине - интимные посланияКрасивые эротические письма любимому мужчине - интимные послания… (4)

    Что можно написать про лучшую подругу Почему я люблю подругу? 100 ПричинБлизкая подруга всегда разбавит яркими красками самый хмурый день. Именно… (4)

    COMMENTS