Концепции развития личности

Концепции развития личности

Концепции развития личности – это конкретные способы понимания и объяснения развития личности человека. Сегодня существуют различные альтернативные концепции развития, которые описывают личность индивида как объединяющее единое целое и объясняют различия между субъектами.

Понятие личностного развития намного шире, чем простое вырабатывание возможностей и способностей. Знание психологии развития личности позволяет понять саму суть натуры человека и его индивидуальности. Однако современная наука на данный момент не может предложить единой концепции развития личности индивида. Силами, которые способствуют развитию, подталкивая его, являются внутренние противоречия, присущие процессу развития. Противоречия состоят из противоположных конфликтующих начал.

Постепенное становление личности субъекта – это не простое совпадение различных случайностей, а процесс, обусловленный закономерностью развития психики индивидов. Под понятием развитие понимают процесс качественных и количественных изменений в психике, духовной и интеллектуальной сфере индивида, в организме в целом, которое определяется воздействием внутренних и внешних обстоятельств, неуправляемых и управляемых условий.

Люди всегда стремились изучить и понять такие закономерности, разобраться в характере формирования психики. И по сей день, эта проблема не менее актуальна.

В психологии издавна существовали два направления теорий о движущих силах развития личности и ее становления: социогенетическая и биологизаторская концепция развития личности.

Первая концепция показывает развитие личности вследствие прямого воздействия социальными окружающими факторами среды. Эта теория игнорирует собственную активность прогрессирующего индивида. В этой концепции человеку отводят пассивную роль существа, которое всего лишь адаптируется к среде и обстановке. Если следовать этой концепции, то остается необъяснимым тот факт, что в одних и тех же социальных условиях вырастают абсолютно разные индивиды.

Вторая теория исходит из личностного развития, обуславливаемого, главным образом, наследственными факторами. Именно поэтому процесс личностного развития носит самопроизвольный (спонтанный) характер. Основываясь на этой теории, предполагали, что человек с рождения предрасположен к определенным особенностям эмоциональных проявлений, темпу проявлений действий и к конкретному комплексу мотивов. Например, одни от рождения имеют склонность к преступлениям, другие – к успешной административной деятельности. Согласно этой теории изначально в индивиде заложено природой формы и содержание его психической деятельности, определены стадии психического развития, порядок их появления.

Биологизаторская концепция развития личности отображается в теории Фрейда. Он полагал, что личностное развитие, главным образом, имеет зависимость от либидо (интимные влечения), которое проявляется с раннего детства и сопровождается конкретными желаниями. Психически здоровая личность формируется только при условии удовлетворения таких желаний. В случаях неудовлетворения желания личность становится склонной к неврозам и другим отклонениям.

Такая концепция, как и социогенетическая, представляют личность, которая изначально лишена активности.

Таким образом, следует сделать вывод, что описанные концепции невозможно принять за основу понимания и объяснения закономерностей личностного развития. Ни одна из этих концепций не может выявить основные силы, которые управляют развитием личности.

Поэтому, безусловно, на формирование личности субъекта влияют биологические и социальные факторы, такие как: окружающие обстоятельства и условия, наследственность, образ жизни. Это все сопутствующие факторы, так как доказано многими психологами, что личностью не рождаются, а становятся в процессе ее развития.

Однако и по сей день существует множество различных взглядов на развитие личности.

Психоаналитическая концепция относится к развитию, как к адаптации биологического естества субъекта к социальной жизни, выработке у него конкретных средств удовлетворения потребностей и защитных функций.

Концепция черт основывается на том, что абсолютно все черты личности вырабатываются прижизненно. Данная теория настаивает на том, что процесс зарождения, преобразования, стабилизации черт личности подчиняется другим, небиологическим факторам и законам.

Биосоциальная концепция развития личности представляет человека как биологическое и социальное существо. Все его психические процессы, такие как: ощущение, мышление, восприятие и другие, обусловлены биологическим происхождением. А интересы, направленность, способности индивида образуются в результате воздействия социальной среды. Биосоциальная концепция развития личности рассматривает проблему соотношения социального и биологического в личностном развитии.

Гуманистическая концепция развития личности трактует личностное развитие как непосредственно становление «Я» субъекта, утверждения его значимости.

Сегодня так и осталась самой загадочной проблема познания природы самого человека. Историю возникновения различных теорий личностного развития следует условно разделить на этапы: этап формирования психоанализа (Фрейд, Адлер, Юнг), этап гуманистического объяснения психоанализа в контексте частичного его одоления – гуманистическая концепция развития личности (Эриксон, Маслоу, Роджерс, Фромм), этап теории личности (А. Менегетти) – современная психология.

Остановимся подробнее на последнем этапе – концепции личности Менегетти. Автор данной концепции говорит о том, что наука психология познает индивида на всех уровнях, при этом изучая и скрытые аспекты бытия субъекта. Базисом его концепции является понятие семантики.

Он предполагал, что бытие в конкретном теле проявляется в условиях конкретной семьи, обрастая рядом разнообразных признаков, сохраняя себя как субъекта с неизменной величиной Н.

Данная величина представлена интеллектом, т.е. структурой жизнедеятельности, эмоциональным полем, результатом осознанного восприятия. Он воспринимал человека, как следствие такой разумной деятельности. Также в величину Н входит и гуманистический личностный потенциал. К ниму относятся: возникновение творческих импульсов, позитивные и негативные конфигурации личностного развития. При этом позитивные конфигурации развивают личность индивида, а негативные, наоборот, блокируют развитие. Именно это он и считал единственным признаком моральности с точки зрения психологической науки. «Я» — это сознательная часть структуры Ин-се, а все остальное относится к бессознательному, которое оказывает более фундаментальное влияние на жизнь индивида. Именно в области гуманистического потенциала и зарождаются комплексы.

Комплексы формируются в результате характера любви, которую получает индивид с рождения. Они формируются на протяжении первых лет жизни и обуславливаются любовью родителей, которые всегда отягощены собственным бессознательным потенциалом, что непосредственно воздействует на ребенка. Психическое строение комплексов остается с индивидом, не развиваясь на протяжении всей жизни. Однако, все равно при этом являясь неотделимой частью личности.

Комплекс воздействует на личность на протяжении жизни, искажая абсолютно все ее проявления, т.е. действуя как «лже-Я». Следовательно, получается, что «Я» не хватает энергии, так как она уходит на его «лже-Я». При этом истинное «Я» совсем не может контролировать проявление комплексов, однако любой комплекс управляет действиями «Я». Поэтому основная задача психологии лежит в том, чтобы помочь личности постигнуть всю ее структуру, которая может залегать глубоко в подсознании.

Так как по мере того как «Я» растет и взрослеет, ему все больше нужна энергия, которую «Я» забирает у комплексов. Целью развития личности, Менегетти считал стремление к целостности Ин-се. Он утверждал, что изначально познание образуется на телесном уровне. Это происходит потому, что и животное, и человек обретают информацию из окружающих условий, только человек еще и обладает разумом. В идеале возможности «Я» должны развиться до полной их реализации. Рождение и актуализация «Я» должны длиться непрерывно. Это объясняет онтопсихология концепцией иммагогии. Дословно данный термин обозначает действие внутри меня (во мне). Корни данного понятия лежат в медитациях, йоге и гипнозе. Иммагогия означает проникновение в бессознательное, в так называемый осознанный сон. Именно с ее помощью и можно достигнуть полного осознания «Я».

Сегодня наиболее актуальной остается концепция развития личности, предложенная Менегетти. Однако у всех ранее существовавших теорий личности есть некоторые общие видения: первичным является детерминированность поведения субъекта, корни которого лежат из детского опыта, но взгляды во взрослой жизни у субъекта могут быть различными.

Главным в формировании смысловой характеристики человеческой жизни является его отношение к другим субъектам или социуму в целом. Именно отношение и составляет сущность жизни человека. Вся жизнь субъектов зависит от отношений с другими людьми, от стремлений индивида к отношениям, какие конкретно отношения способен индивид устанавливать.

Воспитание является неотъемлемой частью образования и концепции духовно-нравственного развития личности. Именно благодаря семейному воспитанию и школьному образованию происходит процесс приобщения к культурным и моральным ценностям социума. Необходимо привить детям способность проживать в культурном социальном пространстве. Такое пространство должно отвечать интересам и потребностям учащихся, тем самым толкая их на созидание и осуществление принятых нравственных ценностей.

В нынешних условиях акцент в концепции духовно-нравственного воспитания делают на целенаправленность воспитательного процесса, а также на универсальную этику, а это означает, что нужно не допустить сведение воспитания к узко национальным, корпоративным, групповым и другим интересам. Следует воспитывать развитую личность по всем направлениям культуры, религии, касаясь абсолютно всех социальных классов и групп, этносов.

Важно сочетание в воспитательном процессе целенаправленности универсальных ценностей людей и опоры на традиционные, национальные духовные ценности социума. Данное сочетание должно лечь в основу жизнедеятельности нынешнего социума, а также в основу оптимального диалога между разными сообществами, группами.

Смещение ориентации происходит с внешних ограничений моральности на внутренние установки нравственности и направленность субъекта в сторону приумножающейся роли нравственных установок в качестве внутренней саморегуляции личности, а не в сторону моральности, которая больше представляет собой внешние регуляторы поведения.

Важна проблема способности личности к самоопределению, целенаправленности на смысловую и ценностную составляющую воспитательного процесса. Она должна заключаться в том, чтобы учащийся сам смог вырабатывать ценностные смыслы посредством приобретения нравственных знаний, их эмоционально прочувствовать, опробовать на персональном опыте построения взаимоотношений с другими индивидами и окружающей средой, и занять активную позицию в таком процессе. Именно усвоение, постепенность развития, приобретение опыта и знаний поведенческих отношений должно составлять базис духовно-нравственного развития.

Целью духовно-нравственного развития является воспитание и развитие грамотных, высоконравственных, культурных личностей, обладающих общечеловеческими и национальными ценностями индивидов, деятельность которых направлена на созидание.

К общечеловеческим ценностям причисляют принимаемые всеми людьми ценности в условиях абсолютно любых общественных и исторических изменений развития цивилизации. К ним относят: равенство, добро, красоту, жизнь, сотрудничество и другие. А национальные ценности определяются общечеловеческими, воспринятыми субъективным сознанием через национальную культуру и национальное самосознание.

Эриксон полагал, что элементы личности и ее структура складывается постепенно в процессе социального развития и, как следствие, является продуктом такого развития, результатом всего пути индивида.

Эриксон отрицает возможность индивидуальности развития отдельной личности, но при этом, не отрицает индивидуальности как отдельного понятия. Он убежден в том, что для всех субъектов существует общий план их развития и полагает, что само личностное развитие длится на протяжении всей жизни субъектов. Наряду с этим он выделяет определенные стадии развития, каждая из которых решает конкретную дилемму.

Одно из главнейших понятий в концепции Эриксона – это эго-идентичность. Он полагал, что все личностное развитие субъекта целенаправленно на поиск именно этой эго-идентичности. Однако основной акцент ставится в период юности.

«Нормативный кризис идентичности» — является основным моментом в становлении личности в переходном периоде подростков. Кризис тут рассматривается как поворотная, критическая точка развития. В этот период у подростков одинаково обостряются как приумножающийся потенциал, так и уязвимость. Подростковая личность становится перед выбором двух альтернатив, одна из них ведет к негативному поведению, другая к позитивному.

По Эриксону основной задачей перед субъектом в юности становится вырабатывание чувства идентичности, которое идет в противовес неопределенности личностной роли «Я». В этот период подросток должен ответить себе на вопросы: «Направленность моего дальнейшего пути», «Кто я?». Именно в поиске этой самой идентичности подросток определяет важность действий, вырабатывает конкретные оценочные нормы своего и других людей поведения.

Данный процесс неразрывно связан с осознанием собственной компетенции и ценности. Одним из методов решения дилеммы идентичности лежит в примерке различных ролей. Основной опасностью, по мнению Эриксона в процессе идентификации является возможность появления размытости «Я», которая возникает, как следствие одолевающих сомнений в какую сторону направить свой жизненный путь. Следующей причиной опасности процесса самоидентификации является недостаточность материнского внимания. Также частыми причинами таких опасностей может быть несогласованность методов и принципов воспитания у родителей, что создает для ребенка благоприятную атмосферу неопределенности и, как следствие, чувство недоверия.

Идентичность по Эриксону является важным условием психического здоровья индивида. Если идентичность не сложилась, то такая личность будет чувствовать себя потерянной, не найдя своего определенного места в социуме. Согласно Эриксону идентичность — это характеристика зрелости личности.

Основным вкладом Эриксона в концепцию развития считается его теория о стадиях развития личности.

Первая стадия – это младенчество, соответствующая стадии оральной фиксации Фрейда. Основным в этот период является вырабатывания доверия и уверенности. Формирование доверия к социуму целиком зависит от способности со стороны матери передать ребенку чувство постоянства переживаний и узнаваемости.

Следующая стадия – автономность. Ребенок пытается «встать на ноги» и отстраниться от попечителей. Малыш начинает говорить «нет». Если родители стараются поддержать его проявления независимости и защищают от негативного опыта, то формируется здоровое воображение, способности сдерживания себя и уступки своему телу. Основная задача данного периода лежит в выработке баланса между ограничениями и дозволенным, приобретением навыков самоконтроля и самостоятельности.

Следующая стадия– инициатива. В этой стадии появляется установка – «Я — то, что я буду» и вырабатывается установка «Я — то, что я могу». В данном периоде ребенок старается активно познать мир, который его окружает. С помощью игры моделирует различные социальные роли и приобретает обязанности и новые дела. Главным в этой стадии является развитие инициативности. Также происходит идентификация половой принадлежности.

Четвертая стадия. В этой стадии могут развиться такие качества как: трудолюбие или неполноценность. Ребенок учится всему, что может облегчить и подготовить его к взрослой жизни (например, целеустремленности).

Пятая стадия (от 6 до 11 лет) – школьный возраст. Идентичность формулируется в «Я — то, чему я научился». Данный период характеризуется приумножающимися возможностями ребенка к самодисциплине и логическому мышлению, возможностью взаимодействия со сверстниками, согласно установленным правилам. Основной вопрос «Способен ли я?».

Следующая стадия – это стадия идентичности или ролевого беспорядка (11-18лет). Характеризуется переходом от детского возраста к взрослому. Данный период ведет к физиологическим и психологическим изменениям. Основной вопрос «Кто я есть?».

Следующая стадия — это ранняя взрослость. Вопросы в этой стадии обращаются к образу «Я». Характеризуется самозавершенностью и развитием близких взаимоотношений с другими людьми. Основной вопрос – «Могу ли я иметь интимные отношения?».

Седьмая стадия – это взрослость. Приносит более устойчивое ощущение себя. Теперь «Я» выражается в отдаче во взаимоотношениях, как дома, так и на работе и в социуме. Появилась профессия и дети. Основные вопросы: «Какое значение имеет моя жизнь сегодня?», «Что я дальше буду делать в жизни?».

Восьмая стадия – поздняя взрослость или зрелость. Характеризуется принятием своей роли и себя в жизни в глубоком смысле осознания, пониманием своего личностного достоинства. Работа закончилось, появилось время для размышлений и внуков.

Основным направлением в концепции развития личности Эриксона лежало рассмотрение социального приспособления индивида в процессе его взросления и развития.

В своей концепции Выготский трактовал социальную среду не как «фактор», а как «источник» личностного развития. Воздействие среды обуславливается переживаниями ребенка.

Ребенок развивается двумя переплетенными путями. Первый лежит в естественном созревании. А второй – через овладение культур, способами мышления и поведения. Вспомогательными способами формирования мышления и поведения являются системы символов и знаков, например, письмо или язык.

Именно овладение ребенком связи между значением и знаком, применении речи влияет на возникновение новых функций психических процессов, которые и отличают поведение человеческой личности от животного.

Вначале взрослый, используя конкретное средство, управляет ребенком и его поведением. При этом направляет ребенка на совершение какой-либо непроизвольной функции. Далее, на следующем этапе, ребенок применяет к себе такие способы управления, которые взрослые использовали по отношению к нему. Теперь ребенок применяет их к взрослым. Именно таким образом согласно Выготскому каждая функция психики проявляется в процессе развития дважды – первый раз как коллективная деятельность, а во второй — в качестве мышления ребенка.

Интериоризуясь «натуральные» функции психики преобразуются, приобретая автоматизированность, произвольность и осознанность. После этого становится возможным и обратный процесс – экстериоризация, т.е. вывод наружу результатом мыслительной деятельности. Такой принцип получил название «внешнее через внутреннее».

Личность Выгосткий представлял как социальное понятие, так как она объединяет в себе надприродное и историческое в человеке. Такое понятие не может охватить все приметы индивидуальности, но может поставить знак равенства между детской личностью и его культурным развитием. В процессе развития индивид осваивает собственное поведение. Личность не может быть врожденной, но может возникнуть в процессе культурного развития. Путем присвоения выбранных форм и способов в деятельности, которые исторически сложились, происходит развитие ребенка. Поэтому обязательным в процессе личностного развития становится ее образование и обучение.

Обучение является своеобразной движущей силой развития. Однако это не означает, что обучение становится тождественным развитию. Оно просто образует область ближайшего развития. Такая область обуславливает функции, которые еще не созрели, но уже находятся в процессе развития, определяет дальнейшее развитие ума. Феномен области ближайшего развития подтверждает ведущую роль обучения в развитии умственной деятельности.

В процессе такого развития личность индивида проходит определенный ряд изменений, которые имеют социальную природу. Вследствие накопления новых возможностей, разрушения одного социального условия и появление другого, устойчивым процессам развития на смену приходят критические периоды жизни индивида, в которых происходит бурное создание психологических образований. Таким кризисам характерно единство негативной и позитивной сторон. Они играют роль своеобразных ступеней в дальнейшем развитии ребенка.

Появившиеся в любом периоде образования качественно изменяют функционирование психики личности. Например, возникновение подростковой рефлексии полностью перестраивает психическую деятельность.

Источник:
Концепции развития личности
Концепции развития личности – это конкретные способы понимания и объяснения развития личности человека. Сегодня существуют различные альтернативные концепции развития, которые описывают личность индивида.
http://psihomed.com/kontseptsii-razvitiya-lichnosti/

Концепция развития личности

Личность как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Фазы роста и развития в жизни человека. Социализация личности и периоды её развития. Анализ процесса формирования эгоидентичности. Стадии социализации в отечественных и зарубежных теориях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Социализация личности и периодизация ее развития

Список использованной литературы

Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки — вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества — стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.

На сегодня основными функциями теорий личности являются:

1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какие-либо классы наблюдаемых, взаимосвязанных явлений

2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.

1. Развитие личности

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития, является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я — концепция индивидуума — и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении — под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности.

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие — физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д., — показывает, какой сложной является проблема развития человека.

2. Социализация личности и периодизация ее развития

Выделяют следующие стадии социализации:

Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом.

Изменение себя, «стать как все».

Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

1. Младенчество (0-1г.) — этап «доверия к миру»

Эмоциональное общение со взрослыми

А — освоение норм отношения между людьми

2. Раннее детство (1-3 г.) — этап «самостоятельности»

Б — усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами

3. Дошкольное детство (3-6-7 лет) — этап «выбора инициативы»

А — освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми

4. Младший школьный возраст (6-11 лет) — этап «мастерства»

Б — освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной сферы личности

5. Подростковый (11-14 лет)

Общение со сверстниками

А — освоение норм отношений между людьми

6. Юношеский (14-18 лет) — этап самоопределения «мир и я»

Б — освоение профессиональных знаний, умений.

7. Поздняя юность (18-25 лет) — этап «человеческой близости»

Трудовая деятельность, профессиональная учеба

А,Б — освоение норм отношений между людьми и профессионально- трудовых умений

8. Этап человеческой зрелости

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Психосоциальная концепция развития личности разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности.

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция одиночество.

7-я — центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития, если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные-отрицательные выходы из каждой стадии приведены в таблице 2.

Стадии и положительные-отрицательные выходы из каждой

+ окончательная форма эгоидентичности «принятие

Источник:
Концепция развития личности
Личность как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Фазы роста и развития в жизни человека. Социализация личности и периоды её развития. Анализ процесса формирования эгоидентичности. Стадии социализации в отечественных и зарубежных теориях.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00017320_0.html

Образование в Поволжье

Аналитический взгляд на онтогенез человеческого индивида показывает, что дело касается процесса, интегрирующегося в себе самом и составляющего внутренне сложное единство нескольких уровней смен развития. Опираясь на это, можно различать развитие на уровне физического созревания, психического развития, психосоциокультурного развития и личностного саморазвития.

Таким образом, психическое развитие, с одной стороны, детерминировано биологически созреванием, поскольку оно носит признаки и процессуальные характеристики, общие в большей или меньшей степени для всех людей. С другой стороны, оно детерминировано единичным, конкретным опытом индивида, вытекающим из его взаимодействия со средой, поскольку несет на себе признаки и процессуальные характеристики, присущие только данному индивиду. Развитие психики, следовательно: а) является единством биологического и приобретенного опытом, б) единством общего и особенного, в) реализуется в первую очередь на уровне совершенствования психической регуляции отношения организма к среде и г) касается организма как целого.

Правильность тезиса о сложной, заложенной во взаимодействиях среды и организма обусловленности психического развития можно доказать, например, исследованиями свойств темперамента индивида.

Для развития психики детей важно уже с первых дней искать и формировать дополняемость темперамента и воспитательных влияний. В ней основа гармонического, здорового развития ребенка. Иначе говоря, в ней условие для того, чтобы психика эволюционировала в своей позитивно развивающей регулятивной функции. Конфликты между типом темперамента и стилем воспитания ведут к нарушениям психики, расстройствам отношений, поведения, неудачам в школе и т.п.

Развитие является дальнейшим, более высоким уровнем эволюционных изменений, строящихся на обоих низших уровнях. Индивид в процессе своей онтогенетической эволюции продвигается от созревания через эволюцию психики к развитию. Развитие присуще только человеку и взаимосвязано с общественно-культурным масштабом его жизни. Оно комплексно, многогранно опосредовано эволюционными явлениями (фактами) биологосоциокультурного характера.

Если созревание было охарактеризовано как явление сверхиндивидуальной значимости, основанное на общих закономерностях биологической фиксации видового опыта, если эволюция психики была охарактеризована прежде всего регулятивным воздействием индивидуального опыта, то развитие — это опять-таки явление, в котором решающим выступает выходящий за рамки индивидуальных масштабов общественно-исторический опыт, который становится ведущей детерминантной формой онтогенеза.

Иначе говоря, если созревание было первоначально задано непосредственной реализацией внутренней биологически закодированной программой эволюционных онтогенетических изменений, если становление характеризовалось прежде всего опосредованностью эволюционных изменений, индивидуальным опытом на уровне психики и использования ее функций во взаимодействии организма и среды, то развитие в несколько раз больше опосредовано сверхиндивидуальным общественно-историческим опытом, включающимся в индивидуальную психику и устанавливающим качественно новый уровень ее функционирования. Психика, таким образом, становится основой индивидуализирующей субъективизации общественно-исторического опыта и социализирующей объективизации индивидуального опыта.

Развитие личности — это наивысший уровень развития. Его характерные признаки типичны и для предшествующего уровня, но доминантным становится то, что индивид сам программно, активно и целенаправленно нацелен на возможности своего собственного саморазвития и ищет творческие пути его осуществления. Он становится решающим субъектом своего личного развития. А поскольку речь идет об уровне развития личности во взаимосвязи с решаемой проблематикой понимания ученика, то это заключается в такой сознательной и направленной педагогически и психологически обоснованной организации формирующих развитие влияний школы, чтобы школьник мог активно и творчески использовать их как цели и средства своей собственной саморазвивающей деятельности. Проще говоря, речь идет о том, чтобы школьник, в сущности, учился (прямо или косвенно) сам себя развивать.

Некоторые концепции развития личности рассматривают пять признаков, определяющих это развитие: опосредованность содержанием культуры; опосредованность знаковой (языковой) системой; опосредованность деятельностью; опосредованность межличностными и социальными отношениями; продуктивный характер.

Культура чаще всего определяется как единая и при том внутренне дифференцированная, исторически возникшая и воздействующая на будущее система продуктов человеческой деятельности.

Культура имеет свою общественно-историческую обусловленность, заданную как ее связью с данной общественно-исторической формацией, так и логикой собственной эволюции как относительно самостоятельного феномена.

Важным аспектом явлений культуры является их ценностно-нормативная сторона — прямое или косвенное указание, направляющее к выражению того, что и как должно быть в интересах общества, которое данную культуру продолжает. Наиболее резкое различие культурных явлений вытекает из вычленения: а) материальной культуры, включающей человеческий труд по преобразованию природы, исторически возникшую систему детерминирующих материальных условий жизни людей и т. д.; б) социальной культуры, включающей исторически возникшие формы упорядочения отношений между людьми, формирующие систему детерминирующих социальных условий жизни людей; в) духовной культуры, включающей исторически возникшую, внутренне дифференцированную систему знаково-объективизированных продуктов умственной деятельности и формирующей систему детерминирующих идеологических условий жизни людей.

Источник:
Образование в Поволжье
Аналитический взгляд на онтогенез человеческого индивида показывает, что дело касается процесса, интегрирующегося в себе самом и составляющего внутренне сложное единство нескольких уровней
http://www.my-volga.ru/content/kontseptsii-razvitiya-lichnosti

Основные концепции развития личности

Процесс формирования и развития личности с давних времен изучался различными науками, такими как философия, психология, педагогика. Многие известные ученые задавались вопросом, что движет развитием личности, какие факторы влияют на ее формирование. Результатом их научных изысканий стало множество концепций и теорий, раскрывающих данную тему.

Все существующие теории, каждая с разной стороны, позволяют ответить на многие вопросы и найти причину формирования тех или иных качеств определенного индивида. Почему одни члены общества становятся успешными, а другие остаются всю жизнь в тени? Можно ли оказывать влияние на развитие, и при помощи каких методик осуществлять это влияние?

На сегодняшний день выделяется две основные концепции развития личности:

  • биогенетическая (биологическая);
  • социогенетическая (социальная).

Биологическая концепция рассматривает человека как существо по сути своей природное, и любое поведение объясняет влиянием присущих ему от рождения инстинктов, влечений и потребностей.

Основными приверженцами такой теории были австрийский психолог Зигмунд Фрейд, английский натуралист Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл и другие.

на первый заказ!

Социальная концепция предполагает, что среда является основополагающим фактором в развитии человека, помогающем человеку социализироваться.

Именно этой теории придерживались британский педагог Джон Локк, советский психолог Лев Семенович Выготский, советский педагог Антон Семенович Макаренко и другие.

Существует так же концепция, объединяющая два описанных выше подхода – биосоциальная. Сторонники биосоциальной концепции считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность формируются под влиянием среды.

Остановимся подробнее на каждой из этих концепций.

Основными идеями биологической концепции являются:

  • психическое развитие человека обусловлено этапами исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит биологическому фактору, в частности наследственности;
  • детерминанта поведения – это созревание человеческого организма, а развитие – лишь комплекс количественных изменений индивида;
  • наличие биологической связи между ребенком и обществом;
  • воспитание и социальная среда создают условия (положительные или отрицательные) для развития наследственных черт индивида;
  • недопустимо вмешательство в природу ребенка.

Внутри биогенетической концепции существует множество теорий развития. Одна из них принадлежит З.Фрейду. Его психодинамическая теория (психоанализ) развития заключается в том, что инстинкты, порождающие либидо (желания) являются основным источником развития личности. Энергия либидо может быть положительной и отрицательной в зависимости от направленности. В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не получило выхода, энергия становится разрушающей и проявляется в виде агрессии. Согласно теории Фрейда между желаниями человека («оно») и морально-этическими ограничениями («сверх-я») идет постоянное взаимодействие, борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность («я»). Схематичное изображение теории З.Фрейда представлено на рисунке 1.

Эпигенетическая теория Е.Эриксона также несет в своей основе биологическую концепцию. По Эриксону развитие личности – это социальное приспособление в процессе взросления. Для него среда была лишь фактором, в котором развивается человек. Выделение и описание восьми основных стадий развития является важнейшим достижением его теории.

Знаменитая теория оперантного обусловливания Скиннера строится на основе работ И.П.Павлова, анализирующего условные рефлексы. Основа у этой теории биологическая. Несмотря на большое количество недостатков в этой концепции, а в частности занижение роли среды, социума, она имела определенные достижения:

  • создание основы идеи развития личности;
  • описание важности роли активности для саморазвития;
  • определение роли игры в жизни ребенка, рассмотрение игры как подготовки для будущего;
  • положено начало развитию теории научения личности;
  • начало изучения биологического фактора в развитии личности, что явилось толчком для развития генетики и психогенетики.

Социогенетическая концепция возникла в 19 веке и, по сути, явилась ответом на биологическую.

Теоретические основы данной концепции заключаются в следующем:

  • развитие личности – это в первую очередь результат влияния окружающей среды, который является решающим фактором в развитии;
  • основой становления личности является воспитание и обучение;
  • развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

Основные идеи, которые рождает социальная концепция, отражаются следующими формулировками:

  • ребенок в социальной концепции представляется чистой доской;
  • социальные нормы усваиваются в процессе развития;
  • анализ окружающей социальной среды дает знание об индивиде;
  • ребенок пассивно воспринимает внешнюю среду, воздействующую на него.

Так же, как и в биологической концепции, в социальной развивается множество теорий. Одной из самых известных является теория социального научения. Ученые придерживающиеся этой теории считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. В рамках этой теории Миллер дал четкое обоснование процессам личностной социализации.

Социальная концепция получила широкое распространение в Советском Союзе в 20-30-х годах двадцатого столетия. Согласно утверждениям советских ученых только 10% в процессе развития ребенка определяется инстинктами и наследственностью. Остальные 90% — это результат влияния среды.

Говоря о социогенетической концепции нельзя не сказать о теории предложенной Выготским. Он считал среду основным источником развития личности. Два очень взаимосвязанных направления развития человека выделял Выготский. Это естественное созревание и овладение способами поведения, мышления, а также культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.

Основным достижением социогенетической концепции можно считать выяснение значимости среды для становления и развития личности.

Источник:
Основные концепции развития личности
Из этой статьи вы узнаете об основных концепциях развития личности.
http://author24.ru/spravochniki/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/osnovnye_koncepcii_razvitiya_lichnosti/

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:


10 месяцев отношений поздравление парню Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?… (2)

Сколько сохраняется отек живота после полосной операции Отек на животе после абдоминопластики ОТВЕТ: Абдоминопластика — объемная операция, направленная на улучшение эстетики передней… (2)

Мужчина стрелец игнорирует Мужчина стрелец - как понять что он влюблен? Когда избранником женщины становятся стрелец, она может… (2)

Если мужчина называет дорогая Если мужчина называет дорогая Известно, что мужчины любят называть своих любимых ласковыми прозвищами. Некоторые считают,… (2)

Я парень хочу мужчину Хочу переспать с парнем, причем в пассивной ролиЗдравствуйте, я не гей. скорее всего бисексуал, очень… (2)

COMMENTS