Конструктивное мышление

Динамика развития конструктивного мышления

Динамика развития конструктивного мышления. Конструктивная деятельность является формой наглядно-действенного мышления (А.Р. Лурия). Умение решать конструктивные. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемАлла Оношкина

Презентация на тему: » Динамика развития конструктивного мышления. Конструктивная деятельность является формой наглядно-действенного мышления (А.Р. Лурия). Умение решать конструктивные.» — Транскрипт:

1 Динамика развития конструктивного мышления

2 Конструктивная деятельность является формой наглядно-действенного мышления (А.Р. Лурия). Умение решать конструктивные задачи отражает определенный уровень развития пространственных представлений. При осуществлении конструктивной деятельности ребенок должен осуществить сложную аналитико-синтетическую деятельность.

3 А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова выделяют две формы конструктивной деятельности: 1. при которой процесс конструирования определяется структурой образца; 1. непосредственная, или репродуктивная, при которой процесс конструирования определяется структурой образца; 2. более сложная, так как задание представлено в виде нерасчлененной модели, и для осуществления постройки необходимо предварительно перешифровать «элементы непосредственного обозрения» в «элементы конструкции». 2. опосредствованная, или продуктивная, более сложная, так как задание представлено в виде нерасчлененной модели, и для осуществления постройки необходимо предварительно перешифровать «элементы непосредственного обозрения» в «элементы конструкции».

4 С целью исследования уровня и динамики развития конструктивного мышления всем детям предлагается выполнить 10 заданий по методике Кооса.

7 С целью изучения динамики развития конструктивного мышления и выявления взаимозависимости между уровнем сформированности пространственных представлений и понятий и развитием конструктивного мышления целесообразно проведение с детьми с ЗПР эксперимента по методике «Колумбово яйцо»

8 Методика «Колумбово яйцо»

9 Задание 1 – «Елочка и грибы»

10 Задание 2 – «Пирамида»

11 Здание 3 – «Кукла»

12 Задание 4 – «Петух»

13 Исследование конструктивного мышления посредством методики Кооса, включающей геометризованные конструкции, и методики «Колумбово яйцо», содержащей конструкции, имеющие предметную соотнесенность, позволяет понять причины, затрудняющие осуществление конструктивной деятельности детьми с ЗПР.

14 Общее заключение по данным исследования конструктивного мышления у детей с ЗПР Исследование показывает, что недостаточная сформированность пространственных представлений является одной из основных причин, затрудняющих решение конструктивных задач. Трудности в вычленении соответствующих форм, расположении конструкции на плоскости листа и стола, устанавлении симметричности, тождественности частей фигур, в соотнесении по величине элементы конструкции и элементы образца, осуществлении перешифровки на 180° конструктивных элементов и т.д. Несформированность пространственных понятий обнаруживается при необходимости дать вербальный отчет о проделанном.

15 Дети с ЗПР к началу школьного обучения характеризуются низким уровнем сформированности пространственных представлений и конструктивного мышления (неумение самостоятельно анализировать и синтезировать модели, использование нерациональных способов решения конструктивных задач, неумение осуществить контроль собственной деятельности) Дети с ЗПР к началу школьного обучения характеризуются низким уровнем сформированности пространственных представлений и конструктивного мышления (неумение самостоятельно анализировать и синтезировать модели, использование нерациональных способов решения конструктивных задач, неумение осуществить контроль собственной деятельности)

17 За четыре года обучения : совершенствуются процессы пространственного анализа и синтеза совершенствуются процессы пространственного анализа и синтеза совершенствуются способы решения — от метода проб и ошибок к действию рациональным способом. совершенствуются способы решения — от метода проб и ошибок к действию рациональным способом. постепенно ограничивается и оказываемая ребенку помощь. постепенно ограничивается и оказываемая ребенку помощь. значительно сокращается время, затрачиваемое на выполнение всех заданий. значительно сокращается время, затрачиваемое на выполнение всех заданий. появляются признаки личностной зрелости, проявляющиеся в деятельности и поведении. появляются признаки личностной зрелости, проявляющиеся в деятельности и поведении.

18 Проведенное в динамическом аспекте исследование конструктивного мышления и пространственных представлений у детей с ЗПР убедительно свидетельствует о необходимости осуществления специальных коррекционных мероприятий.

19 Формы, методы и результаты коррекционной работы

20 подготовка детей к учебной деятельности, требующей от них не только свободной ориентировки в пространстве, но и владения основными пространственными понятиями, подготовка к восприятию математики, к овладению графическими умениями и навыками. Цель коррекционно-воспитательной работы — подготовка детей к учебной деятельности, требующей от них не только свободной ориентировки в пространстве, но и владения основными пространственными понятиями, подготовка к восприятию математики, к овладению графическими умениями и навыками.

21 Коррекционная работа по развитию пространственных представлений строится с учетом сформированности пространственного восприятия и требований программы. Она осуществляется в игре и в процессе различных видов деятельности: рисования, лепки, конструирования, гимнастики; в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями.

22 К началу школьного обучения у детей должны быть сформированы представления : о пространственных признаках предметов (форме, величине) о пространственных признаках предметов (форме, величине) о направлениях в пространстве о направлениях в пространстве о пространственных отношениях между предметами о пространственных отношениях между предметами

23 I. Задачей первых этапов обучения является, соотношение их размеров и конструктивной связи частей предметов. I. Задачей первых этапов обучения является анализ и обобщение формы предметов, соотношение их размеров и конструктивной связи частей предметов.

25 При формировании представлений о величине и форме используется различного рода конструирование (А.Р. Лурия и Н.Н. Поддьяков): свободное конструирование свободное конструирование конструирование по образцу конструирование по образцу конструирование по условиям конструирование по условиям

26 II. Следующим этапом коррекционной работы является формирование куда входит умение ориентироваться в «правом» и «левом» на плоскости листа и т.д. Формирование этих представлений осуществляется в процессе рисования, лепки, гимнастических упражнений, в игровой деятельности и т.д. II. Следующим этапом коррекционной работы является формирование представлений о направлениях пространства, куда входит умение ориентироваться в «правом» и «левом» на плоскости листа и т.д. Формирование этих представлений осуществляется в процессе рисования, лепки, гимнастических упражнений, в игровой деятельности и т.д.

27 Для формирования представлений о направлениях пространства применяются разнообразные гимнастические упражнения, в значительной мере способствующие совершенствованию общей и мелкой моторики. Эти занятия направлены на развитие таких умений, как различение сторонности, преодоление «зеркальности» при выполнении упражнений, а также способствуют общему упорядочению поведения и воспитанию произвольного внимания.

28 В процессе формирования представлений о направлениях пространства вводятся и автоматизируются такие понятия, как «правый — ле­ вый», «назад — вперед», «выше — ниже», «сверху — снизу», «вертикаль­ный», «горизонтальный» и т.д. Большое внимание уделяется развитию умения ориентироваться в сторонах предмета, находящегося перед учеником: определять ориентиры на листе бумаги, в тетради, на доске, на изображениях, определять верх и низ, правую и левую стороны и т.д.

29 III. Формирование представлений о III. Формирование представлений о пространственных отношениях между предметами. Пространственные отношения не имеют своего конкретного образа, невидимы и трудны для восприятия. Пространственные отношения не имеют своего конкретного образа, невидимы и трудны для восприятия. Овладение умением определять пространственные отношения между предметами тесно связано с пониманием сложных логикограмматических конструкций с предлогами и наречиями. Овладение умением определять пространственные отношения между предметами тесно связано с пониманием сложных логикограмматических конструкций с предлогами и наречиями.

30 На продуктивность выполнения заданий положительное влияние оказывает: o ситуация соревнования; o поощрение, похвала; o проведение занятий в форме игры; o красочные пособия; o частая смена заданий (через15-20 мин);

Источник:
Динамика развития конструктивного мышления
А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова выделяют две формы конструктивной деятельности: 1. при которой процесс конструирования определяется структурой образца; 1. непосредственная, или репродуктивная, при которой процесс конструирования определяется структурой образца; 2. более сложная, так как задание представлено в виде нерасчлененной модели, и для осуществления постройки необходимо предварительно перешифровать «элементы непосредственного обозрения» в «элементы конструкции». 2. опосредствованная, или продуктивная, более сложная, так как задание представлено в виде нерасчлененной модели, и для осуществления постройки необходимо предварительно перешифровать «элементы непосредственного обозрения» в «элементы конструкции».
http://www.myshared.ru/slide/844250/

Конструктивное мышление

Одним из главных направлений организации математического развития ребенка дошкольного возраста является целенаправленное развитие конструктивного мышления.

Понятие «конструктивное мышление» состоит из понятия мышления и его определения — конструктивное.

По мнению Р.С. Немова, мышление — это процесс обобщенного познания человеком действительности, т.е. получения общих знаний о ней на уровне понятий. Это высказывание надо понимать так: знания, которые человек приобретает в результате мышления, представляют собой не знания всевозможных частных свойств предметов и явлений, а обобщенные знания о самом главном и существенном, что характеризует эти предметы и явления [17, с.269].

Согласно точке зрения Н.В. Белкина, мышление представляет собой психический процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности, основанный на раскрытии связей и отношений между предметами и явлениями [2, с.178].

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения ребенком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. То есть, в процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности, творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов [8, с.79].

Математическое мышление — это прежде всего умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.

Характеристику математического мышления Ю.М. Колягин рассматривает в следующих аспектах [10, с.138]:

- содержание (основные типы математического мышления и мыслительные операции);

- формы математического мышления;

- личностные качества человека, занимающегося математикой.

Развитие математического мышления дошкольников связано с овладением математическими понятиями и с развитием конструктивного мышления.

Конструктивное мышление представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.

Под конструированием, вслед за А.В. Белошистой, будем понимать вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений. Под обучением конструированию А.В. Белошистая понимает формирование общих конструктивных умений и развитие на этой базе конструктивного стиля мышления. Цель обучения конструированию — научить первичным приемам моделирования на самом простом наглядно-действенном уровне, т.е. уровне, соответствующем наглядно-действенному мышлению детей 3-5 лет и образному мышлению детей 6-10 лет [5, с.262].

Конструктивное мышление — умение видеть объект в целом и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение видеть объект как бы прозрачным, видеть невидимые линии и части, а также мысленно поворачивать объект, «смотреть» на него с разных сторон, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать) [5, с.263].

Конструктивное мышление тесно связано с пространственным мышлением, под которым понимается умение строить модель в уме и мысленно выполнять ее преобразования по заданным параметрам (перемещения, сечения, трансформации). Таким образом, в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое является частью математического стиля мышления [5, с.263].

При таком подходе к процессу формирования пространственного мышления дошкольника появляется возможность формировать базу первоначальных образов понятий (образов памяти) и образов способов действий (образов операций) через доступную ребенку деятельность конструирования с вещественными моделями. Процесс интериоризации этой деятельности как в виде отдельных операций, так и общих способов действий будет способствовать накоплению запаса образов, стимулирующих развитие пространственного мышления ребенка.

Рассматривая конструирование как частный, специфический вид такого общего способа деятельности с математическими понятиями и отношениями, как моделирование, предполагается выстроить формирование конструктивных умений у ребенка в процессе моделирования изучаемых математических понятий и отношений. С другой стороны, возможность воплощения изучаемого понятия или отношения в вещественной модели (макете, конструкции) позволяет сформировать у ребенка адекватное представление об абстрактном объекте на наглядно-действенном уровне и наглядно-образном уровне, что является наиболее соответствующим его возможностям и потребностям.

При реализации конструктивного подхода к математическому развитию дошкольников необходимо привести конструктивную деятельность ребенка в соответствие с требованиями к построению учебных моделей понятий и этапами формирования умственных действий. Наиболее удобным математическим содержанием для реализации данной задачи является материал геометрического характера. Этот материал позволяет построение двухэтапного использования конструктивной деятельности ребенка с геометрическими образами (вещественного и графического).

Базой для развития пространственного мышления являются пространственные представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов в трехмерном пространстве. Пространственные представления — это образы памяти или образы воображения, т.е. пространственные характеристики объектов: форма, величина, взаимоположение составных частей, расположение их на плоскости или в пространстве [19, с.105].

Пространственное мышление представлено двумя видами деятельности: создание пространственного образа и преобразование этого образа в соответствии с задачей [25, с.260].

При создании любого образа наглядной основой, на базе которой он возникает, может выступать и реальный предмет, и его графическая (рисунок, чертеж, график) или знаковая (математические символы) модель.

Уже созданный образ в процессе оперирования с ним мысленно видоизменяется.

Для создания запасов представлений (образов памяти) необходимо достаточно большое количество заданий на восприятие и оценку внешних характеристик объектов. При выполнении заданий на распознавание ребенок пользуется этим запасом, воспроизводя по памяти виденные им ранее образы. Данный запас является также основой для создания образов воображения. Они являются новыми образами, возникающими после мысленной переработки заданного материала.

Образ воображения — это новый образ, созданный на основе имеющихся представлений. Создание такого образа и является шагом (актом) процесса пространственного мышления. Поток таких образов есть процесс пространственного мышления.

Поскольку наличие пространственного мышления — это одна из характеристик математических способностей, его необходимо формировать и развивать, в частности, через формирование конструктивного мышления ребенка. Необходимо формировать базу первоначальных образов и способов действий с ними через доступную ребенку деятельность конструирования с вещественными моделями. Процесс интериоризации этой деятельности будет способствовать накоплению запаса образов, развитию пространственного мышления.

Таким образом, в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое является частью математического стиля мышления.

Развивать конструктивное мышление можно в разных видах деятельности, но наибольшие возможности имеет математика, так как она развивает математическое мышление, т.е. умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения. В процессе обучения математике используется материал геометрического характера, который позволяет построение двухэтапного использования конструктивной деятельности ребенка с геометрическими образами (вещественного и графического).

Источник:
Конструктивное мышление
Одним из главных направлений организации математического развития ребенка дошкольного возраста является целенаправленное развитие конструктивного мышления. Понятие «конструктивное мышление»
http://studbooks.net/1872295/pedagogika/harakteristika_konstruktivnogo_myshleniya

Конструктивное мышление

«Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем более он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление», Герберт Спенсер

«Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, — размышление, второй, самый легкий, — подражание, третий, самый горький, — опыт», Конфуций (Кун-Цзы)

Стратегическое мышление и планирование неотъемлемо связано с двумя способами мышления. Эти два способа мышления называются конструктивное мышление и созидательное (креативное) мышление. Они являются начальными этапами стратегического мышления.

Никто не может мыслить стратегически, если он не может мыслить конструктивно. Тот, кто научился конструктивно и созидательно мыслить, только тот может перейти на уровень стратегического мышления.

Слово «конструктивное» исходит от слова «конструктив», а оно, в свою очередь, от слова «конструкция». Конструкция обозначает «стройка» или «строение». Конструктивное мышление обозначает стройное, выстроенное мышление. Когда человек говорит конструктивно, это означает, что он говорит слаженно, стройно, системно, аналитически. Также можно сказать, что человек может стройно мыслить.

К сожалению, очень мало людей могут мыслить стройно, конструктивно, по порядку.

Что означает «стройно мыслить?»

Допустим, мы собираемся строить здание. Сначала мы возводим фундамент. И уже на него мы накладываем какие-то кирпичи и т.д. Любое строительство предполагает архитектуру, проект, эскиз, чертеж, по которому строится данное сооружение.

Для чего нужен проект? Проект необходим для того, чтобы стройно, согласованно, системно строить.

Без такого планирование любое дело ожидает катастрофа. То же самое и в жизни человека, ведь без планирования у него в голове получается «каша». Такой человек говорит сразу обо всем. Особенно женщины склонны выражать свои эмоции, чем логику, ведь им хочется говорить о наболевшем, и когда говоришь об этом – не всегда речь выглядит стройно.

К сожалению, у нас царит хаотичное мышление. И даже, когда мы ставим правильные цели, порой, проходит намного больше времени, чем нужно, чтобы достигнуть ее.

Задумаемся о том, как мы мыслим: конструктивно или хаотично? И мы обнаружим, что хаотично, то есть обстоятельства контролируют наше мышление. Наш мозг и наши мысли – под контролем всего: что пришло в голову, о том и думаем.

Можно всего этого избежать, и не нужно попадать под влияние обстоятельств.

Великие люди, творцы истории, люди, которые меняют свой мир, которые ведут общество, отличаются тем, как они думают. Они научились приводить в порядок свой мозг, они научились конструктивному мышлению, то есть научились думать конструктивно.

Чтобы жить конструктивно, нужен чертеж, то есть план, по которому надо идти к цели. Представьте себе: научиться так жить, чтобы прямо мыслить по плану! То есть, не позволяя себе отвернуться ни направо, ни налево, а мыслить только по намеченному. Мыслить, держась за эту линию, цель; дисциплинировать себя так, чтобы не выйти из намеченной линии, из намеченного образа мыслей – вот, что значит мыслить конструктивно.

Архитекторы, строители понимают, что слово «конструктивно» обозначает не просто «стройно», но и «слаженно». При конструировании одна часть стройно накладывается на другую…, чтобы получился запланированный образ, объект.

Люди, которые думают конструктивно, допускают только те мысли, которые приводят к созданию определенного образа, объекта. Они не позволяют себе принять мысли, которые не войдут в общую конструкцию, имидж, который они наметили в своей голове. Это значит, до того, как начинать думать над какой-то конструкцией, они уже поставили задачи перед собой.

Итак, человек, который не имеет привычки ежедневного планирования, не сможет думать конструктивно. Человеку, который не планирует день, недели, не планирует месяц, год, не получится думать конструктивно, потому что он не знает, куда он идет. При таком его образе мыслей он и не может знать, куда идти,утнего вообще нет намеченных целей.

Что такое планирование дня? Это в блокноте записанный план на текущий день (рано утром, или поздно вечером на следующий день), в результате которого вам будет уже легче отбирать те мысли, которые способствуют тому, чтобы ты пришел к этой цели. С утра вы начинаете уже думать о плане, который вы записали на день. Это держит вас в правильном фокусе. То есть вы строите намеченную цель, «собирая» ее составные конструктивно.

Некоторые люди просыпаются и не знают, о чем думать. Поэтому они начинают жить по плану совсем другого человека; их также начинает «грузить» своими мыслями дьявол. В результате кто-то другой постоянно распоряжается их жизнью, или случай, или обстоятельства. И все это потому, что они не научились конструктивно думать.

Конструктивно думать – значит, мыслить согласно какой-то намеченной задачи. Эта задача должна быть поставлена на каждый день, на каждую неделю, на месяц, на 3 месяца, на полгода, год, 5 лет и т.д. И ты заставляешь себя мыслить только конструктивно, в направлениях твоей намеченной цели, отбрасывая все лишнее. И все твои мысли подчинены твоей поставленной цели.

Конструктивное мышление — стройное, слаженное, согласно намеченной задачи, цели. Люди, которые достигли чего-то в жизни, одержали эту первую победу – научились мыслить конструктивно.

Сначала они выяснили для себя направления, о чем они вообще в жизни думают: «я думаю только о Боге», «я думаю только о призвании», «я думаю о том, что только хорошо для моей семьи» и т.д. Немного, 4-5 тем. Если мы будем с вами думать обо всем подряд, это может закончиться пагубно. Надо определить для себя свою границу мышления. И тогда вы можете быть более эффективны. Но когда вы во многих темах по чуть-чуть, и ничего конкретного, ничего определенного, то вы будете бежать с одной темы на другую всю жизнь.

Но если вы определили для себя, какие сферы мышления вы допускаете, тогда дьявол не сможет украсть вашу жизнь, мысли, время.

Конструктивное мышление, прежде всего, позволяет вам стать хозяином своей жизни. Пока вы не начнете писать планы на каждый день и подчинять свои мысли этим планам, все будут руководить вами, но только не вы сами. Давайте станем хозяевами своего мыслительного дома, своей жизни, своей судьбы, начав конструктивно думать. Когда человек конструктивно мыслит, он уже не «летает в облаках», а конкретно, целенаправленно изо дня в день, из недели в неделю, каждый месяц живет исполнением ежедневных планов для достижения целей. И утром, в молитве Богу, Бог добавляет пути, мысли к достижению этих целей.

Все действия, инициативы такого человека помогают ему реализовать поставленную им цель, способствуют решению общей задачи. Бог не даст новые идеи человеку, пока Он не убедится в том, что этот человек постоянно реализовывает свои идеи по достижению поставленной задачи. Только когда вы исчерпали свои идеи, вы вправе просить у Бога дать вам Его идеи.

Конструктивно мыслить – значит делать только то, что способствует продвижению ваших целей.

Все в жизни начинается с образа мыслей. Определите себе 3, максимум 5 направлений, которые Вы допускаете в свою жизнь. Например: «Мои отношения с Богом», «Мои отношения с семьей», «Мое отношение к призванию», «Куда я иду», и всему другому не давайте места в своей голове.

Созидать свою жить – это наша ответственность. Строить конструктивно свою жизнь – это задание Бога нам, это Божье доверие.

Бытие 1 глава — все, что делает Бог, стройно, последовательно. В каждый день Он делал то, что запланировал на этот день. У Бога намечено планирование на неделю, по дням, намечен ожидаемый результат.

Какой результат, какой вывод, какой продукт я ожидаю к концу недели (месяца, года)? – вопрос, который входит в конструктивный образ мышления. Будущего у Вас не будет, если Вы пошагово его не распишите.

Подсказки, которые помогут Вам составить план на 10 лет:

1. Вы созданы Богом.

2. Он создал Вас для Себя.

3. Первый Ваш приоритет – это явить и распространять Бога, Его Царство.

Конструктивное мышление – это первый этап созидательного мышления, вместе они приводят к стратегическому мышлению. Для того, чтобы начать стратегически мыслить, надо сначала мыслить конструктивно. Следующий, второй этап – это созидательное, или креативное мышление.

Креативное мышление – это способность думать созидательно.

Мы — часть Бога, Его творение. Качества Создателя тоже присущи нам. Это значит, мы можем придумывать, можем созидать. Созидательное, или креативное мышление как раз и выражает этот процесс. Мы сосредоточены на том, чтобы наши мысли работали на достижение конечного продукта. Это значит, придумывать что-то новое: новые идеи, решения в достижении поставленной цели. Думать созидательно – это умение, это навык, который формируется. Креативное мышление не позволяет мозгам просто «стоять» без дела, застаиваться, пустеть. Наоборот, оно заставляет думать постоянно. Все, что видит такой человек, стало объектом или интригой, которая его толкает придумывать что-то другое. «Могу ли я применить это к чему-то?».

Оно позволяет всему, что видит человек, помочь ему, чтобы придумать решения, дела, действия для достижения поставленных целей в жизни. Такие люди никогда не бывают ленивыми, свободными. Они не ходят без блокнота для записей, а записывают все свои идеи.

Для чего нужно креативное мышление? Чтобы новые идеи пришли к человеку, чтобы новые способы достижения увидеть и осуществить.

Если вы не знаете, чем заняться или что делать, это значит, вы не научились конструктивно думать.

Каждый день я заставляю себя придумывать что-то, и, причем, делаю все, чтобы осуществлять эти идеи! В молитве с Богом я тоже думаю. У меня всегда под рукой блокнот и ручка.

Конструктивное мышление – это способность придумывать новые идеи, продукты, пути решения; придумывать их постоянно, согласно намеченным целям. Записывайте идеи для достижения целей, ставьте для них сроки достижения.

Бог – наш Творец, Он создал нас, чтобы мы также были творцами. Он поставил нас творить там, где мы находимся. Заметьте, все открытия были сделаны на основании наблюдений и изучений предыдущих открытий.

Прослушать аудио-запись этого учения можно здесь.

1. Что такое конструктивное мышление? (Напишите 10 вариантов)

2. Сделайте анализ своей жизни.

Как я жил до сих пор, и насколько присутствовало (отсутствовало) это качество – конструктивное мышление в моей жизни? (оцените в процентном соотношении)

3. Какие мои 4-5 глобальных целей (направлений), согласно которым я живу, и вне которых я не позволяю себе думать?

4. Какой вы видите свою жизнь через следующие 10 лет (2010-2020 гг.) по всем намеченным направлениям? Опишите словами ожидаемую картину того, что должно быть.

5. Какой объем нужно выполнить за каждый год по всем намеченным направлениям?

6. Сложите показатели, чтобы в целом получился общий результат, соответствующий вашим ожиданиям (вашей картине)

7. Распишите объем за год по месяцам, неделям, дням.

Источник:
Конструктивное мышление
«Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем более он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление» , Герберт Спенсер «Три пути у человека, чтобы разумно поступать:
http://www.godembassy.org/main/pastor-sandej-adeladzha/item/4460-konstruktivnoe-myishlenie.html

Конструктивное мышление

  • Представьте себе компанию из восьмерых критически настроенных мужей, восседающих за круглым столом и обсуждающих возможность усовершенствования городского водоснабжения. Ни один из этих блестящих умов, как бы он ни «блистал» в иной ситуации, не может вступить в дискуссию до тех пор, пока кто-нибудь из присутствующих не выдвинет позитивной идеи. Как только это произойдет, критика получит возможность вступить в свои права. Но кто же из критиков решится внести позитивное предложение? Кто из них позволит себе выступить с предложением, которое обречено немедленно стать мишенью критических замечаний его коллег?

    Критический настрой в рассмотрении каждой проблемы необходим, но довольствоваться только им одним невозможно. Я категорически не согласен с утверждением, будто критического склада ума достаточно для верной ориентации в жизни. Иногда приходится слышать замечания, будто критический настрой составляет отличительную особенность западного образца мышления. Особенность – вполне возможно; здесь важно – с чем сравнивать. Но в любом случае это вовсе не означает, будто критицизм – единственная присущая западному мышлению черта. Любая однобокость в развитии человеческого мышления непременно вела бы к его деградации.

    Критический настрой характерен для мышления в черной шляпе. В главе, посвященной этому головному убору, я говорил, что человек, его надевающий, должен сыграть свою роль до конца: он обязан подвергать критике всех и вся с максимально доступным его характеру пылом. Это важный момент в подходе к рассмотрению любого вопроса, и его следует отработать со всей тщательностью.

    Напротив того, мышление в шляпе, символизирующей радужные настроения, призвано в каждом деле искать соответствующие ее расцветке радужные перспективы и подводить под них логическое обоснование. Под астральным знаком шляпы солнечного цвета рождаются идеи, предложения и предположения. Позже мы увидим, что зеленая шляпа, символизирующая творческое мышление, также играет существенную роль в разработке новых идей.

    Под сенью желтой шляпы формируется конструктивное мышление, поскольку всякое созидание связано с позитивным отношением к делу. Нечто новое для того и предлагается, чтобы внести какие-либо улучшения независимо от того, будет ли это решение конкретной проблемы, усовершенствование чего-то уже существующего или использование благоприятной возможности. В каждом случае предложение несет в своей основе какое-либо конкретное изменение к лучшему.

    Желтошляпный тип мышления в определенной степени представляет собой мышление реактивное, знакомое нам по предыдущим главам, в которых мы с вами рассуждали о типах мышления в общем и целом. Говоря о реактивности мышления, я имею в виду тот факт, что оно – мышление – призвано включаться в работу и непосредственным образом реагировать на возникновение той или иной ситуации; в данном случае – отвечать на предложенное стечение обстоятельств целенаправленным поиском позитивных моментов и тем самым уравновешивать критический взгляд на вещи, присущий мышлению в черной шляпе.

    Человек, надевающий желтую шляпу, выискивает в каждой конкретной идее исключительно положительные моменты и делает это с такой же настойчивостью, с какой человек в черной шляпе обращает внимание только на моменты негативного порядка. Человек в желтой шляпе стремится провести выдвинутый план в жизнь, и потому я рассматриваю желтошляпный тип мышления как конструктивный, созидательный, в противовес черношляпному образу мыслей, направленному на то, чтобы не дать идее дальнейшего развития, оставить все как есть, и потому – деструктивному.

    – Чтобы улучшить обеспечение населения водой, мы можем соорудить на протекающей вблизи города реке дамбу, создав водохранилище, способное удовлетворить потребности населения в запасах питьевой воды.

    – В пятидесяти милях отсюда, в горах, находится высокогорное озеро. Вода в нем отличается природной чистотой. Мы могли бы проложить водопровод, и вода из озера будет поступать сюда, в долину, под собственным давлением.

    – При пользовании туалетом на ополаскивание лица или мытье рук каждый житель за один раз расходует в среднем около восьми галлонов воды. Существуют проекты, предполагающие уменьшить расходование воды до одного галлона за один раз, в результате чего удалось бы сэкономить до тридцати галлонов в день в среднем на одного человека, или девять миллионов галлонов в день в расчете на город с трехсоттысячным населением.

    – А если задействовать метод повторного использования воды? Я слышал, что существуют технические процессы очистки воды, позволяющие окончательно решить проблему водоснабжения. Если хотите, я могу собрать по этому вопросу все необходимые сведения.

    Каждый из приведенных примеров представляет собой конструктивное предложение. Когда такое предложение внесено, его следует рассмотреть с позиции мышления в желтой шляпе, чтобы подготовить зародившуюся идею к испытанию на прочность под огнем критических замечаний человека в черной шляпе.

    • Наденьте свою желтую шляпу и внесите конкретное предложение. Чем больше вариантов у нас наберется – тем лучше.

    • Джон, что вы можете нам предложить? Каким образом мы можем справиться с этой проблемой? Надевайте-ка вашу желтую шляпу.

    Здесь кто-нибудь из присутствующих – в соответствии с общим сценарием – может заметить, что предложения по решению проблем с водоснабжением должны исходить от специалистов, а не от дилетантов. Если участники круглого стола все как один – специалисты своего дела, тоже не беда: один из них может сознательно взять на себя роль сомневающегося во всем неспециалиста, подвергающего критическому осмыслению каждую высказанную его коллегами мысль. Такая политика очень распространена в большой политике: специалисты выдвигают предложения, а политический деятель подвергает их всестороннему критическому рассмотрению. Он играет роль любителя, случайно затесавшегося в ряды сильных мира сего и потому склонного во всем сомневаться и чего-то недопонимать.

    Вот и людям, далеким от политики, весьма полезно применить ту же стратегию – поиграть в обмен мнениями между экспертами, выплескивающими фонтаны идей, и во всем сомневающимися недоумками-любителями, засыпающими их глупейшими – но весьма полезными по своей сути – вопросами. Это тем более полезно, что решение любого вопроса даже в политике все равно остается за профессионалами.

    Как же появляются на свет предложения и предположения? Откуда они берутся? Каким образом человек, надевающий желтую шляпу, приобщается к миру идей и творческих планов?

    Это сложный вопрос, и на страницах предлагаемой книги нет места для подробного рассмотрения различных методик творческого проектирования и глобального разрешения проблем. Этому посвящены другие мои работы.

    Нам важно понять другое: предложения, выдвинутые человеком в желтой мыслеварительнои шляпе, вовсе не обязательно должны соответствовать уровню специалиста. Они могут представлять собой как верный способ разрешения возникшей проблемы, так и всего лишь намек на такую возможность – что угодно, способное привести к конкретному результату.

    Когда желтая шляпа направила процесс варения мыслей в русло созидания конструктивных идей и пробудила в человеке потребность к рассмотрению их достоинств, дальнейшее развитие идеи уже не представляет большой сложности.

    • Снимите вашу черную шляпу. До сих пор вы брали на себя роль оценщика предлагаемых идей. Попробуйте теперь предложить что-нибудь сами.

    • Надев желтую шляпу, я отчетливо вижу, что одним из способов разрешить возникшую проблему является принятие нами решения о продаже технической воды частным предпринимателям по рыночным ценам.

    • Нет, нам еще рано надевать черные шляпы. Я вовсе не считаю, что мы рассмотрели все перспективы, которые перед нами открывает принятие этого предложения. Да, нам придется потратить известную сумму денег на консультации специалистов, но, если мы все хорошенько обдумаем, дальнейшая разработка проекта должна себя оправдать. Главное – ясно себе представить все возможные области его применения. И здесь речь идет об использовании конструктивного мышления в желтой шляпе.

    Итак, мышление в желтой шляпе отвечает за «порождение» конструктивных идей и очерчивание открываемых ими радужных перспектив. Двум этим аспектам сопутствует чрезвычайно важный – третий: он заключается в дальнейшем развитии выдвинутой идеи. Для этого требуется нечто большее, нежели умение вынести привычную нашему разуму оценку ситуации, при формировании которой задействуется реактивный тип мышления. Здесь необходим конструктивный образ мыслей. Речь идет о дальнейшей работе над предложением – его доработке, усовершенствовании и доведении до «степени внедрения в жизнь».

    Под «совершенствующим аспектом» мышления в желтой шляпе понимается направленный поиск и исправление присутствующих в идее недостатков, обнаруженных с помощью мышления в черной шляпе. Как мы уже отмечали, черношляпный тип мышления как раз и предназначен для поиска недостатков, но в его обязанности не входит их исправление.

    • Если мы передадим функцию городского водоснабжения в руки частного предпринимательства, это может привести к тому, что новые владельцы постепенно сумеют добиться монопольного права на установление отпускных цен на воду для предприятий-потребителей.

    • Мы могли бы оградить себя от подобных перспектив проведением жесткой ценовой политики путем создания определенного «коридора» цен для потребителей. Таким «коридором» могли бы служить верхняя и нижняя границы цен на воду из расчета ее нынешней отпускной цены с поправкой на инфляцию.

    • Я хочу еще раз подчеркнуть, что для конструктивного аспекта мышления в желтой шляпе вовсе не требуется исключительной одаренности. Здесь важно только желание изложить приходящие в голову мысли и идеи, даже если на первый взгляд они кажутся ничем не примечательными.

    Источник:
    Конструктивное мышление
    «Заставить вещи работать как надо». Предложения и предположения. Представьте себе
    http://www.braintools.ru/article/6735

    (Visited 12 times, 1 visits today)

    Популярные записи:


    Как ведет себя девушка после расставания Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (4)

    Еротичні смс Еротичні смс На ухо тихо прошепчу, Как сильно я тебя хочу! Хочу ласкать тебя руками… (4)

    Если мужчина называет моя радость Зайка моя»: как тебя называет твой парень и что это значит?«Зайка моя»: как тебя называет… (4)

    Лучший возбудитель для мужчин: открываю секрет Сказав «А», стоит сказать и «Б», верно? Недавно опубликовал заметку о лучшем способе возбудить женщину.… (3)

    1000 причин почему я тебя люблю Шаблон - 101 причина почему я тебя люблю - парню: Оформление своими руками Шаблон "101… (3)

    COMMENTS