Компоненты общения

Библиотека психолога

Важнейшей характеристикой личности специалиста высшей образовательной квалификации выступает педагогическая направленность. Под ней принято понимать систему целей и установок, стремлений и эмоциональных реакций, идеалов и убеждений человека, выражающих его отношение к педагогическим аспектам профессиональной деятельности и определяющим образом влияющих на ее содержание и результаты. В содержании педагогической культуры она выражается следующими компонентами: педагогическим интересом; склонностью к педагогической деятельности; стремлением к педагогическому труду; системой профессиональных специфических отношений; педагогическими убеждениями. Определяющим показателем педагогической направленности выступают педагогические убеждения – сплав знаний, чувств и воли руководителя структурного подразделения.

Педагогическая направленность менеджера (специалиста) тесно связана с другим качеством – педагогической эрудицией. В ее содержании, как составной части педагогической культуры, важную роль играют психолого-педагогические знания о личности, его темпераменте, характере, интеллекте, природе зарождения конфликтов в структурном подразделении (группе, коллективе), путях их предупреждения и разрешения, средствах, методах и способах взаимодействия с личностью, путях самовоспитания, самообразования и др.

Успешное решение сложных педагогических задач в профессиональной деятельности не возможно без творческого подхода. Педагогическое творчество выступает как специфическое качество, основанное на закономерностях психологии и педагогики. Оно направлено на совершенствование и развитие методических систем, разработку новых условий и форм, идей и опыта, средств и способов обучения. Педагогическое творчество руководителя также предусматривает выработку оригинальных приемов воздействия на личностную сферу сотрудников и подчиненное подразделение в целом.

В основе педагогического мастерства руководителя лежит высокий уровень развития его нравственных качеств, диалектическое мировоззрение. Проявление им творчества в профессиональной деятельности обусловлено наличием совокупности развитых качеств, прежде всего творческого мышления, профессиональных и психолого-педагогических знаний, педагогических способностей. Не менее значимы навыки и умения профессионального обучения и воспитания подчиненных, чувство нового и ответственности за педагогические последствия принимаемых решений, педагогическое лидерство и др.

Педагогические качества, составляющие ядро профессиональной деятельности руководителя, проявляются, реализуются и развиваются в его работе. На это важное обстоятельство указывал в свое время С.Л. Рубинштейн. «Мое сознание в своей внутренней сущности, — писал он, — опосредовано объективными связями, которые устанавливаются в общественной практике и в которые я включаюсь, вхожу каждым актом своей деятельности, практической и теоретической. Каждый акт моей деятельности и я сам в нее тысячами нитей вплетен, многообразными связями включен в объективные образования исторически сложившейся культуры, и мое сознание насквозь опосредовано ими» [1].

Важнейшей характеристикой педагогической деятельности руководителя является ее педагогическое целеполагание. Под ним понимается система целей и установок, определяющих педагогическое содержание деятельности, ее направленность на решение задач профессионального обучения и воспитания сотрудников. В нем находит свое выражение педагогическая направленность личности руководителя и его педагогическая предрасположенность. В его основе лежат мотивы – внутренние силы, которые побуждают его к активности в учебно-воспитательном процессе структурного подразделения. Налицо тесная взаимосвязь мотивации личности (убеждения, взгляды, чувства, интересы, желания, стремления) и характера совершаемых действий.

Целеполаганием профессиональной деятельности руководителя во многом обусловливается стиль его педагогической деятельности. Обычно под ним понимают способ осуществления педагогических действий, отличающийся совокупностью своеобразных элементов. В этом плане различают стиль работы, стиль поведения, стиль воспитания, стиль руководства и т.д. Для характеристики стиля педагогической деятельности руководителя наиболее приемлема первая из этих сторон. В этой составной части профессиональной педагогической деятельности специалиста высшей образовательной квалификации находят выражение такие компоненты педагогической культуры, как педагогическая эрудиция, педагогическое творчество и педагогическое мастерство.

Профессиональная деятельность осуществляется в процессе общения и поведения руководителя. Эта сторона педагогической деятельности является важнейшей характеристикой профессиональной деятельности. Педагогическая направленность общения предполагает умение руководителя продолжать выполнение основной задачи профессиональной деятельности, используя различные формы и методы своей работы. Ее содержание тесно связано с педагогической направленностью и мастерством менеджера (специалиста).

В профессиональной деятельности руководителя общение занимает особое место и является его обязанностью, ибо сама природа педагогической деятельности немыслима без общения. В то же время это не просто контакты, а важная форма социально-психологического взаимодействия людей. Путем общения в профессиональной деятельности осуществляется обмен информацией, формируются установки личности, ее позиция, правила и приемы поведения и т.д. Общение выполняет важнейшую функцию обратной связи в профессиональной деятельности руководителя, благодаря чему он из первоисточника черпает необходимую информацию о настроениях сотрудников, их мнениях, потребностях, интересах и т.д.

Формирование педагогических отношений требует от руководителя личностного самосовершенствования в процессе своей профессиональной деятельности. Этот процесс осуществляется по двум основным направлениям.

Во-первых, самовоспитание. Как составная часть формирования педагогической культуры менеджера (специалиста) в ходе его профессиональной деятельности, оно представляет собой процесс целеустремленной и систематической работы, направленной на формирование у себя положительных и устранение отрицательных качеств.

Во-вторых, самообразование. В педагогическом аспекте оно является процессом целеустремленной работы руководителя по расширению и углублению не только своих профессиональных, но и педагогических знаний, совершенствованию имеющихся навыков и умений учебно-воспитательной работы.

Организационной формой, в которой решаются задачи самосовершенствования, выступает самостоятельная работа руководителя. Ее основными видами в плане педагогической деятельности являются: самостоятельное изучение педагогической литературы; анализ педагогического опыта; самоупражнения и самотренировки во владении педагогической техникой, элементами взаимодействия с сотрудниками в процессе совместной профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность руководителя находит свое законченное выражение в ее эффективности, под которой понимается конечный результат, достигнутый менеджером на том или ином ее отрезке и полученный с помощью профессиональной самооценки.

Педагогическая культура как сложное интегральное явление характеризует личность руководителя, степень овладения им педагогическим опытом, накопленным в обществе, и реализации его в своей повседневной профессиональной деятельности. Анализ данного явления показывает его сложность по содержанию, включающую внутреннюю и внешнюю составляющие в виде личного педагогического опыта и индивидуального стиля педагогической деятельности. Ядром педагогической культуры руководителя выступает собственно личность с ее индивидуальностью и неповторимостью, которая формирует соответствующую технику педагогической деятельности.

Источник:
Библиотека психолога
Важнейшей характеристикой личности специалиста высшей образовательной квалификации выступает педагогическая направленность. Под ней принято понимать систему целей и установок, стремлений и эмоциональных реакций, идеалов и убеждений человека, выражающих его отношение к педагогическим аспектам профессиональной деятельности и определяющим образом влияющих на ее содержание и результаты.
http://www.libpsyx.ru/?Article=128

Компоненты общения

Интерактивный и перцептивный компоненты общения

Интерактивная сторона общения рассматривает характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В социальной психологии сложилось специальное направление, которое рассматривает интерактивную сторону общения как исходный пункт всякого социально-психологического анализа. Это направление — символический интеракционизм — связано с именем Г. Мида.

Выясняя социальную природу человеческого Я, Мид пришел к выводу, что становление Я происходит в ситуациях общения, которое понимается не как совокупность реакций людей на мнения друг друга, а как совместная деятельность. В процессе совместной деятельности формируется личность, осознающая себя, причем не просто используя других людей как зеркало, а действуя совместно с ними.

О возможностях и типологии совместной деятельности писали К. Томас и Р. Килменн, выделяя следующие пять основных стилей поведения:

Основу классификации составляют два независимых параметра:

1) стремление к реализации собственных интересов, достижению своих целей;

2) мера, в которой учитываются и реализуются интересы другой стороны.

1. Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения.

Такое поведение возможно для продавца, если исход взаимодействия (заключение сделки) для него не особенно важен, либо если ситуация слишком сложна, и ее разрешение потребует много сил у участников, либо у него не хватает власти для решения ситуации в свою пользу.

2. Конкуренция (противоборство) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: власти, принуждения, других способов давления на оппонентов, использования зависимого положения. Если продажа понимается продавцом как управление потребителем, а конкретная ситуация воспринимается как крайне значимая — как вопрос победы или поражения, то это предполагает настойчивую позицию по отношению к покупателям в случае их сопротивления.

Ограничителями такой позиции могут выступать планы долгосрочного сотрудничества с клиентом, когда локальный выигрыш продавца может обернуться для него поражением.

3. Приспособление (уступчивость). Действия продавца направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с клиентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда предмет разногласия более существен для клиента, чем для продавца. Такая стратегия используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с клиентом, чем отстаивать свои собственные интересы.

Естественным ограничителем применения этой стратегии является то, что клиент привыкает к такой стратегии и при следующем взаимодействии будет ожидать именно приспособления продавца к собственным интересам, его уступок. Такое положение будет трудно исправить.

4. Сотрудничество означает, что продавец активно участвует в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. При таком подходе обычно проводятся переговоры, цель которых — всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов и продавца, и покупателя.

5. Компромисс. При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что продавец и покупатель имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период.

Как отмечалось выше, для продажи как эффективной коммуникации необходимо взаимопонимание между участниками этого процесса — продавцом и покупателем. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Последнее позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения — близость, привязанность, выражающиеся в чувстве дружбы, симпатии, или же напротив — конфронтации, соперничества, неприязни. В любом случае особое значение имеет процесс восприятия одним человеком другого в процессе общения, называемый перцептивной стороной общения.

Социальная перцепция — это процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Осознание себя через другого человека включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явле-нием — эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании. Эмпатия — стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека.

Социальными психологами отмечаются следующие факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми люди, за которыми ведется наблюдение, заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека. Оно проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ строго определенные личностные качества, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5. Эффект «ореола». Проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств.

6. Эффект «проецирования». Заключается в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.

7. «Эффект первичности». Проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию.

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Однажды высказанные суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

10. «Эффект последней информации». Проявляется в том, что, если вы получили негативную информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения о нем.

Стремление найти объяснение поведению человека (каузальная атрибуция) оказывается включенным в систему закономерностей, которые также оказывают влияние на понимание людьми друг друга.

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен, и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных равновероятностных возможностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других, в склонности считать, что поведение соответствует диспозициям.

5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение придерживается точки зрения, что люди, а не ситуации являются причиной событий. В то же время индусы в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее, они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией, а также установки. Установка это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Источник:
Компоненты общения
Курс: Психологические основы коммерческой деятельности Рассмотрена сфера исследований психологии коммерции, краткая истори
http://www.madrace.ru/psichologiya-kommertsii/kurs-psichologicheskie-osnovi-kommercheskoy-deyatelnosti/interaktivniy-i-pertseptivniy-komponenti-obscheniya

Компоненты общения

Структурные компоненты психологии коллектива

Шириев Айдын Абузар оглы,

диссертант кафедры психологии Бакинского государственного университета.

Психология коллектива как целостное социально-психологическое образование часто фиксируется в понятиях «психологическая атмосфера», «социально-психологический климат» и т.д. Формой целостности психологии коллектива является ее структура, понимаемая как единство и определенная упорядоченная взаимосвязь отдельных компонентов. В совместной деятельности люди неизбежно вступают в контакт, общаются. Контактное общение — неотъемлемый элемент жизнедеятельности любого первичного коллектива и его духовных потребностей [1, с.154]. Здесь возникает непосредственный обмен взглядами и идеями, проявляются различные формы взаимоотношений людей друг с другом — симпатии, антипатии и т.д.

Межличностные отношения являются одной из сторон психологических отношений, оказывающих исключительно большое влияние на поведение военнослужащих. Система таких отношений в силу своей внутренней обусловленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба, неприязнь и другие чувства между людьми в коллективе) складывается порой стихийно, она менее зрима и организационно не оформлена. Отметим, что в системе управления ей не всегда уделяется должное внимание, хотя система межличностных взаимоотношений весьма и весьма значима и нуждается в более пристальном внимании и систематическом управлении [3, с.136].

В процессе общения возникают и развиваются различные социально–психологические явления и процессы: взаимные требования и внушения, происходят постоянные общие взаимные оценки. Сопереживание и сочувствие, психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж – таков их неполный перечень. Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности. Рассмотрим некоторые из них.

Соперничество весьма действенно как стимулятор активности личности. Уже сам общественный контакт вызывает соревновательный дух и своеобразное повышение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную дееспособность отдельных лиц. Офицеру–воспитателю полезно знать и учитывать социально–психологические закономерности соревнования, распознавать критерии, по которым соревнуются между собой люди, контролировать, направлять этот процесс.

Самоутверждение возникает на основании потребности личности в общении с другими, в самопознании, одновременно оно является одним из психологических рычагов самосовершенствования, развития личности. В связи с самоутверждением личности в среде себе подобных может возникать множество разнообразных ситуаций, отражающихся не только на одной личности, но и на коллективе в целом, на его сплоченности, результативности деятельности. В процессе самоутверждения в коллективе могут, например, стихийно складываться порой мелкие, так называемые неофициальные группы. Работа с ними – задача руководства. Незнание офицером–руководителем закономерностей самоутверждения личности в коллективе приводит, как правило, к промахам и изъянам в работе с людьми.

Система реальных жизненных взаимоотношений в коллективе является для каждого отдельного человека элементом той непосредственной социальной среды, в которой развивается его сознание. А длительное существование определенного способа взаимоотношений человека с окружающими людьми формирует определенные черты его характера. Взаимоотношения в воинском коллективе играют большую роль в его сплочении, организованности, повышении боевой готовности, в укреплении дисциплины [5, с 149].

С учетом весьма значимой роли, которую играют взаимоотношения в воспитании воинов, в развитии их психики, сознания, общевоинские уставы уделяют этому огромное внимание. Достаточно сказать, что Устав внутренней службы начинается с главы «Военнослужащие и взаимоотношения между ними». Всякий воинский коллектив воздействует на каждого индивида, прежде всего путем предъявления к нему определенных требований, постоянным контролем и оценкой его поступков, поведения. Большая роль в этом принадлежит коллективному мнению, которое, выступая в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения и т. п., контролирует и корректирует поступки и поведение людей в соответствии с требованиями коллектива. Исследователи различают четыре формы проявления коллективного мнения:

1. Коллективное мнение – один из компонентов морально–психологического климата первичной воинской группы подразделения. Следует однако иметь в виду, что коллективное мнение может оказывать на личность не только положительное, но и отрицательное влияние.

В воинских уставах подчеркивается, что в интересах повышения боеготовности и укрепления организованности и порядка в воинских коллективах офицеры–руководители должны всемерно использовать силу общественности, создавать обстановку нетерпимого отношения к нарушителям воинской дисциплины. Отсюда понятно, что каждый офицер–руководитель, как руководитель коллектива, должен постоянно формировать общественное мнение коллектива, всемерно повышать его идейное содержание, не допускать двойственности, стремиться сделать его единым [6, с. 234].

2. Коллективные (групповые) настроения – важнейшая составная часть психологии коллектива. Как совместные переживания тех или иных событий, фактов, коллективные настроения усиливают чувства отдельных людей. Поэтому практическое значение коллективных настроений велико. Они влияют на поведение и деятельность, на работоспособность людей [6, с. 423]. При этом одни настроения (энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема) способствуют успеху коллектива. Другие же (состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство), напротив, резко снижают возможности коллектива.

Коллективные настроения оказывают сильное поведение на воинов, отражаются на уровне дисциплины и организованности мелких воинских группах, на эффективности их труда. Офицер – воспитатель должен всегда учитывать это в своей работе и, опираясь на актив, вести борьбу за хорошее настроение коллектива.

3. Коллективные традиции – значимый элемент морально–психологического климата коллектива. По меткому замечанию А. С. Макаренко, «традиции являются для коллектива тем социальным клеем, который скрепляет его в единое целое, а вместе с тем придает ему своеобразие и неповторимость» [8, с. 127]. Велика роль традиций в воспитании личности в коллективе, ибо человек усваивает привычки и обыденные представления об общественном бытии, характерные для его социального окружения, естественно и незаметно для самого себя.

4. Управление коллективной дисциплинированностью. Успех применения коллективного оружия и надежное выполнение боевой задачи зависят от сознательности и безупречной дисциплинированности каждого воина, входящего в боевой расчет, экипаж, дежурную смену. Поэтому в воинских коллективах проблемой номер один является укрепление дисциплины, повышение организованности, личной и коллективной ответственности военнослужащих за совершенствование боевой готовности [9, с.160]. Воинские коллективы, как правило, отличают высочайшая степень организованности и дисциплины, взаимной требовательности, принципиальности, взаимной ответственности и взаимовыручки, войскового товарищества и братства в отношениях, внутренней сплоченности, мобильности, постоянной внутренней готовности к самопожертвованию во имя интересов Родины.

Дисциплинированность – включает себя такие качества, как исполнительность, аккуратность, и т.д. Она должна проявляться у военнослужащего постоянно, войти в привычку. Поэтому офицер–воспитатель должен принять необходимые меры по развитию личности воина в целом, предоставляя ей максимум условий для приобретения положительных привычек и стереотипов поведения.

5. Предупреждение и преодоление конфликтов. Любой конфликт нарушает нормальное течение жизни воинского коллектива. Вот почему весьма важно уметь предотвращать их, а если они все же возникли, то быстро и эффективно разрешать, стараясь при этом направлять их энергию к сплочению коллектива. Всесторонний анализ конфликтов и конфликтных ситуаций обеспечивает их своевременное предупреждение и оперативное устранение, а вместе с тем способствует улучшению нравственного воспитания личного состава.

Как видим, основные компоненты психологии коллектива весьма сложны и включают в себя большое число элементов. Каждый структурный компонент своеобразен. Он имеет свою характеристику. Поэтому при общей структуре психология каждого конкретного коллектива своеобразна и неповторима. Своим содержанием структурные компоненты питают, наполняют психологию коллектива как целого, определяют его «индивидуально–психологические» особенности.

Таким образом, анализ и управление коллективным мнением и настроением, умение создавать в подразделении единство мыслей и чувств, предупреждать конфликты и устранять эмоциональные противоречия, формировать коллективную требовательность и дисциплину, развивать прогрессивные традиции – вот те направления, которые способствует сплочению личного состава и повышению боевой готовности подразделения.

1. Шихарев П.Н. Современная социальная психология: Учебное пособие для вузов. СПб.: Речь, 2002.

2. Дисциплина. Коллектив. Боеготовность: Методическое пособие. / Под ред. И.Г.Позднякова. М.: Институт военной истории, 1989.

3. Культура взаимоотношений военнослужащих: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Н.Ф.Карасева. М.: Воениздат, 1990.

4. Шапарь В.Б. Психология войн и конфликтов. Ростов, Феникс, 2005.

5. Агеев В.С. Межгрупповые взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990.

6. Военная психология: Учебник для военных училищ / Под ред. В.В.Шеляга, А.Д.Глоточкина, К.К.Платонова. М.: Воениздат, 1972.

7. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Академия, 2007.

8. Макаренко А.С. Соч., т. V. М.: Наука, 1977 .

9. Малопурин И.И. Психологические основы обучения воинов Сухопутных войск. М.: Воениздат, 1983.

Поступила в редакцию 14.01.2010 г.

Источник:
Компоненты общения
Структурные компоненты психологии коллектива Шириев Айдын Абузар оглы, диссертант кафедры психологии Бакинского государственного университета. Психология коллектива как
http://jurnal.org/articles/2010/psih1.html

Компоненты общения

Как видим из материала, изложенного выше, собственно общения словами еще не наступило. Был взгляд, ощущение, эмоция, которые основывались не на основе услышанного, не на словесных, вербальных сигналах, идущих от другого. Эксперты в области общения продемонстрировали, что несловесные аспекты коммуникации (именно они) передают от 80 до 90 % всего объема сообщаемой информации, и лишь 20-10 % приходится на слова, которыми мы обмениваемся.

Наука о невербалике молодая, она начала развиваться в конце 19 — начале 20 века. Большинство исследователей в этой области считают, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, смыслов, в то время как невербальный канал применяется для “обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется взамен словесных сообщений. Т.е. он чрезвычайно важен и значим. Рассмотрим, какие сообщения посылаем мы другим, ничего при этом не произнося.

Т.е. одежда наша — не только информация о нашей личности, она есть средство воздействия на окружающих, с помощью которого мы можем быть восприняты как успешные личности или нет, уверенные или неуверенные, толковые или глуповатые, инициативные или исполнительные, “свои” или “чужаки”. Женщина хотела получить работу. И хотя ей советовали одеть платье, когда пойдет на собеседование, она обиделась и пошла в брючном костюме. Собеседование оказалось неудачным для нее, и на работу ее не взяли. Конечно, никто ей не сказал, что именно брюки, ее внешний вид — причина отказа. Но в принципе именно так оно и было.

Нужно тщательно выбирать одежду, особенно тогда, когда от встречи зависит что-то важное в вашей жизни, когда исполнятся или нет ваши надежды (прием на работу, встреча с родителями жениха и невесты и др.). И не надо в этих случаях действовать по принципу “Я всегда так выгляжу. И теперь не стану меняться. Пусть это кому-то не нравится — это их проблемы”. Такие рассуждения вряд ли помогут. Возможно, некоторое время вы будете чувствовать себя комфортно, но потом возникнет ситуация, которая станет проигрышной для вас. Конечно, есть люди, для которых стиль одежды имеет огромное значение и с практической точки зрения и как символ независимости. Если сохранение индивидуальности так важно для вас, не стремитесь туда, где существует кодекс одежды.

И еще одно замечание относительно одежды. В последнее время часто мелькает фраза: “Он (она) сменил(а) свой имидж”. Меняя стиль одежды, человек как бы говорит окружающим о том, что что-то изменилось и в нем самом. Личностные изменения всегда отражаются во внешнем облике, в манере одеваться. И наоборот, если вы хотите что-то изменить в себе, меняйте стиль одежды. Психотерапевты используют этот прием при работе с людьми, которые длительное время не могут выйти из депрессии. Начните с внешних изменений, и они приведут к внутренним: изменится восприятие самого себя, самооценка. Перефразируя известное высказывание, можно утверждать: “Покажи мне свой гардероб, и я скажу тебе, кто ты и как ты себя оцениваешь”. Одежда — один из важнейших сигналов, которые человек посылает окружающим о себе.

Рукопожатие — это самый первый и часто единственный физический контакт с другим человеком. Хорошее рукопожатие можно описать двумя словами: краткое и крепкое. Кисти рук, сжав друг друга, замирают на мгновение. Контакт, фиксация — секунда, две — рука разжата. Но эти секунды чрезвычайно важны. Они часто задают тон общению, определяют дальнейшие отношения между собеседниками. Видов рукопожатий множество, но, как правило, через рукопожатие передается один из трех типов возможных взаимоотношений:

— превосходство. Во время властного рукопожатия рука захватывает руку другого человека таким образом, что ваша ладонь развернута вниз. тем самым вы сообщаете другому человеку, что хотите главенствовать, доминировать в процессе общения с ним, вести, управлять ситуацией;

— покорность. Во время подчиненного рукопожатия вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх. Это бывает, когда вы хотите отдать инициативу другому человеку или позволяете ему чувствовать себя хозяином положения, когда вы согласны быть ведомым;

— равенство. Во время такого рукопожатия обе руки приветствующих друг друга людей в вертикальном положении. Собеседники признают равенство друг друга, испытывают друг к другу уважение и как бы говорят: “Мне нравится этот человек. Мы с ним будем хорошо ладить”.

Пожатие с применением обеих рук сразу выражает искренность, доверие или глубину чувств. Такое пожатие возможно только между людьми, испытывающими особый эмоциональный подъем в момент пожатия, между близкими друзьями, родственниками, старыми приятелями.

Названные варианты рукопожатий включают бесконечное множество нюансов, оттенков чувств и отношений, которые передают коснувшиеся друг друга кисти рук. Они очень важны для продолжения контакта с человеком. Недаром, если мы неприязненно относимся к кому-то, в ком-то разочарованы, мы избегаем этого контакта. Существует выражение — “Я ему руку не подам” — которое выражает крайнюю степень недовольства кем-то. И есть предложение руки и сердца — свидетельство уважения, любви, нуждаемости в чьей-то близости.

Но если уж мы протягиваем руку для рукопожатия, важно помнить, что важнейшим положительным компонентом при этом является открытый взгляд в глаза собеседника.

— деловой. Представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Направив свой взгляд (конечно, мягко, а не в упор) на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что вы настроены по-деловому;

— социальный. Во время социального общения глаза смотрят на символический треугольник на лице человека, расположенный на линии глаз и области рта. Если ваш взгляд опускается ниже глаз другого человека, создается атмосфера социального общения — свободного, доверительного, когда вы не чувствуете особой зависимости от партнера;

— интимный. Этот взгляд проходит через линию глаз и спускается ниже подбородка на другие части тела собеседника. При деловых переговорах он неуместен; он принят и ожидаем, когда им обмениваются мужчины и женщины, заинтересованные друг другом;

— искоса. Этот взгляд используется для передачи интереса (и тогда сопровождается слегка приподнятыми бровями и улыбкой) или враждебности (если сопровождается опущенными вниз бровями и нахмуренным лбом).

Взглядов великое множество. Любому типу взгляда можно придать любой из эмоциональных оттенков — от любви, дружелюбия, искренности до ненависти, неприязни, презрения. То, что мы чувствуем, отражается в нашем взгляде. Поэтому и говорят, что глаза — зеркало души. Взгляд труднее всего контролировать, именно в нем отражается то, что на самом деле думает или чувствует наш собеседник, говорит он правду или лжет. Если глаза собеседника “бегают”, если он отводит глаза при разговоре с нами — это важный сигнал, что в отношениях что- то не так. Недаром, когда мы хотим знать истину, мы говорим: “Посмотри мне в глаза!”. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации.

Зоны и территории.

Общаясь, люди располагаются относительно друг друга в пространстве. Так вот, насколько далеко или близко находятся собеседники друг от друга — тоже очень информативно. Каждый человек имеет личную пространственную территорию, которую можно разделить на четыре четкие зоны. Знание этих дистанций при правильном их использовании благоприятно влияет на характер общения:

— интимная зона (от 10 до 40 см). Из всех зон самая главная, поскольку именно ее человек чувствует как продолжение его собственного тела и охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте с нами: детям, родителям, супругам, близким друзьям, любимым. Вторжение посторонних в эту суверенную зону расценивается как неуместное посягательство. Наша напряженность и раздражительность в общественном транспорте в немалой степени вызваны необходимостью терпеть посторонних людей в своей интимной зоне;

— личная зона (40 см — 1,2 м). На этом расстоянии обычно разговаривают люди, которые хорошо знакомы и доверяют друг другу. Это расстояние, которое обычно разделяет нас на дружеских вечеринках и официальных приемах;

— социальная зона (1,2 м — 2 м). На таком расстоянии мы стараемся держаться с людьми, которых знаем, но которые нашими близкими друзьями не являются (коллеги по работе, работники сервисных служб и т.д.);

— общественная зона (от 2 и более метров). Когда мы адресуемся к большой группе людей, когда мы хотим безболезненно и тактично выйти из пространства общения или воздержаться от него, тогда мы стараемся установить эту дистанцию.

Мы обычно ощущаем себя удобно и производим благоприятное впечатление, когда стоим или сидим на дистанции, подходящей для данной ситуации. Чрезмерно удаленное, как и слишком близкое положение отрицательно влияет на результаты общения.

Ноги, жесты ног также несут информацию о состоянии человека. Беззаботно — открытая посадка (ноги широко расставлены) часто интерпретируется как бесцеремонность. Если ноги и ступни ног при сидении сомкнуты — это говорит о боязни контакта, недостатке уверенности, внутреннем напряжении. Если во время разговора носки ног направлены в сторону собеседника — это говорит о заинтересованности предметом беседы, вовлеченности в нее, если носки ног “отворачиваются” — собеседник не интересуется содержанием разговора, его внимание рассеивается и вряд ли стоит продолжать разговор.

Позы — тоже сигналы, расшифровывая которые, мы можем многое узнать о человеке. Как человек сидит, как он стоит, разговаривая с нами — все это мы можем наблюдать и анализировать. Есть позы превосходства, агрессии, внимания, скуки, подчиненности, уступчивости, силы.

Жесты и позы человека — красноречивый язык общения. Психологи не без основания считают, что легче изменить свое мировоззрение, чем свой индивидуальный способ подносить ложку ко рту.

Интонация — это вокальная мимика, и ей в общении принадлежит также важное место. Известен реальный факт из жизни М. Твена. Он появился на приеме, устроенном в его честь, слишком поздно и рассказал хозяйке дома, которая ожидала от него извинений: “Милостивая государыня, я чрезвычайно сожалею о том, что пришел с таким опозданием. Но я должен был еще свернуть шею своей старой тетке, а это занятие длилось несколько дольше, чем я поначалу предполагал”. На что хозяйка дома ответила ему: “Как мило, что вы все же пришли”. Т.е. хозяйка ожидала извиняющегося тона и услышала его. Содержание объяснения ее совершенно не интересовало. Таким образом, интонация оказалась важнее, чем смысл того, о чем говорят.

Интонация — средство обогащения нашей речи. Она расцвечивает ее, придает дополнительный, глубокий смысл простой фразе. Человек, умеющий “играть голосом”, наверняка имеет больше шансов быть понятым и услышанным собеседником.

Итак, мы познакомились с некоторыми невербальными сигналами общения. Особенность этого языка в том, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения.

Источник:
Компоненты общения
9.2. Невербальные компоненты общения
http://txtb.ru/85/27.html

COMMENTS