Популярные записи:

500 причин почему я тебя люблю парню 100 причин, почему я люблю тебя 1. Счастье-это быть с тобой 2. С тобой никогда… (17)Романтические письма любимым Красивые эротические письма любимому мужчине - интимные посланияКрасивые эротические письма любимому мужчине - интимные послания… (8)Если мужчина любит замужнюю женщину его поведение Как влюбляются мужчины: признаки и их поведениеМужчины и женщины отличаются не только внешне, но и… (6)Нежные слова любимому парню своими словами 25 красивых пожеланий спокойной ночи любимому Если вы не стесняетесь выражать свои чувства к своему… (6)Как ведет себя девушка после расставания Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (5)

Коммуникационный процесс

Коммуникационный процесс

Учебно-методическое пособие. Пенза: Изд. ПГУ, 2003

Коммуникационный менеджмент – это научное управление потоками

информационного взаимодействия людей, их групп, общественных и политических формирований с целью решения стратегических и тактических задач в развитии общественных отношений.

В пособии рассказывается о хорошо зарекомендовавших себя в зарубежной и отечественной практике технологиях, методах и процедурах, позволяющих оказывать регулирующее воздействие на коммуникацию, управлять ею, и, тем самым, формировать соответствующее общественное мнение и поведение публики.

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Коммуникационный менеджмент», а также тем, кто решил сделать карьеру в области политического и административного управления, маркетинга, паблик рилейшнз и рекламы.

Учебно-методическое пособие является электронной версией книги:

Коммуникационный менеджмент: Учебно-методическое пособие. Электронная версия. Рева В.Е. Пенза: Изд. ПГУ, 2003.

Глава 1 Общие представления о дисциплине «коммуникационный менеджмент»

1.1. Коммуникационный менеджмент как предмет изучения

1.2. «Потоки информационного взаимодействия»: что это такое?

1.3. Принципы и этические нормы коммуникационного менеджмента

1. 4. Социальная сфера коммуникационного процесса

Глава 2 Коммуникационный менеджмент как процесс

2.5. Объекты и субъекты коммуникаций

2. 6. Что происходит в данный момент?

2.7. Что необходимо изменить, сделать?

2.8. Кто, где, как именно, когда должен это сделать?

2.9. Как идут дела, какие возникли проблемы, что делать дальше?

Глава 3. Механизмы управления коммуникациями

3.10. Виды и средства коммуникационного процесса

3. 11. Методы коммуникационного менеджмента

3.12. Имидж компании – единица коммуникации

3.13. Специалисты, обеспечивающие коммуникационный процесс

Глава 4. Особенности управления информационными потоками внутри фирмы

4.14. Информационно — психологические каналы связей с персоналом

4.15. Роль коммуникаций в формировании корпоративной культуры.

4. 16. Слагаемые информационных компонентов "уважения к личности"

Глава У. Коммуникационный процесс во внешней сфере организации

5.17. Управление коммуникациями в период избирательных кампаний (политический менеджмент)

5.18. Коммуникационный менеджмент в международной деятельности

5.19. Менеджмент Интернета и компьютерных сетей

5.20. Управление инвестиционными связями

Примерный перечень тем научно-исследовательских работ по проблемам коммуникационного менеджмента

В последнее время в России появилось немало публикаций, как переводных, так и на русском языке, где обстоятельно рассматриваются профессиональные различные направления в управленческой деятельности: финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, производственный менеджмент и т.д.

Заметное место в литературе отводится вопросам управления персоналом – кадровой менеджмент. Однако практически нет публикаций о формах и методах работы по установлению эффективных отношений между менеджерами и публикой, по управлению коммуникационными процессами, происходящими во взаимоотношениях властных структур и широкой общественностью. Исключением является одна книга Зверинцева А. Б.

Причин недостаточного внимания роли и значении управления коммуникациями в настоящее время немало:

Во-первых, Западный и Восточный менеджмент давно прошел бум интереса о

необходимости управления связи с публикой на всех уровнях: от главы государства до бригадира бригады. Для зарубежных управленцев уже стало аксиомой необходимость внедрения целого арсенала форм и методов работы по управленческому воздействию на информацию, идущую с «верхов» и поступающую из «низов», используя при этом целый арсенал средств и методов скрытого управления людьми.

Во — вторых, для России управление коммуникационными связями с

общественностью – это пока не совсем понятный атрибут, поскольку в национальном сознании общества превалирует понятия «руководить», «принуждать», а не «управлять», «убеждать». Многие привыкли к тому, что коммуникации с персоналом по распространению идеологии и политики партии реализуются силами партийных органов КПСС и ее аппаратов. КПСС не стало, партий образовалось много, но они периодически решают только одну задачу — завлечь избирателей проголосовать за своего кандидата.

В масштабах страны коммуникационные процессы носят не скоординированный характер, поскольку нет объединяющей идеи и не понятно, куда и зачем мы идем. Долго это продолжаться не может. Речь идет о необходимости создания института коммуникаторов, которые сумеют научной основе управлять всеми коммуникационными процессами в обществе во благо и интереса народов России.

В – третьих, объявленный переход к рынку через систему сложившихся в

общественном сознании стереотипов авторитарных отношений, — занятие, мягко говоря, бесперспективное, тем более, что в государстве не выработаны механизмы по подготовке и переподготовки кадров для работы в новых экономических и социальных отношениях, ликвидации управленческой безграмотности. Коммуникационный менеджмент во многом призван обеспечить решение и этой проблемы.

В-четвертых, никаких коммерческих сделок, подлинно демократических

выборов, ни какого взаимопонимания между руководством и общественностью, как в масштабах страны, так и в рамках отдельной фирмы достигнуть нельзя без эффективной целенаправленной коммуникации. Только она, управляемая профессионалом, обеспечит надежное взаимопонимание и сотрудничество сторон.

В — пятых. Если «Связи с общественностью» являются базовой исследовательской дисциплиной и профессией, то коммуникационный менеджмент это базовая прикладная дисциплина для специалистов по связям с общественность и является одной из ряда ее специализаций.

Обозначенные выше обстоятельства определили цели настоящего издания. В

учебном пособии раскрываются зарекомендовавшие себя в зарубежной и

отечественной практике технологии, методы, принципы, средства, процедуры,

позволяющие оказывать регулирующее воздействие на коммуникацию, управлять ею, объединенные общим названием — коммуникационный менеджмент.

Процессы управления информационными потоками условно в пособии

разделены на два уровня: «внешние» — связи с общественностью, с клиентами,

инвесторами, конкурентами, с органами государственного и межгосударственного управления, с общественно-политическими движениями, и «внутренние» — это связи с персоналом фирм, предприятий.

Цели и задачи пособия, определили его структуру и содержание. Оно состоит из пяти глав и 20 параграфов. В конце каждого из них помещены вопросы для

самопроверки полученных знаний. Пособие предусматривает возможность

тестирования по всему курсу с автоматическим получения оценки.

Главное предназначение пособия — помочь коммуникатору (а это, прежде

всего, специалисты по связям с общественностью!) правильно проанализировать проблемную ситуацию, выбрать соответствующую оптимальную стратегию, спланировать и организовать проведение коммуникационных программ в той или иной организационной структуре.

Пособие адресована студентам, обучающимся по специальности «связи с

общественностью» и «реклама». Оно может быть полезным всем тем, кто связан с процессами управления людьми, работникам СМИ, рекламно — информационных отделов, а также тем, кто делает свою карьеру в сфере бизнеса или политики.

При подготовке пособия автор использовал итоги исследований, выводы и идеи других ученых, исследователей и практиков. Список использованных при написании пособия источников помещается в конце настоящего издания.

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Источник:
Коммуникационный процесс
Учебно-методическое пособие. Пенза: Изд. ПГУ, 2003 Коммуникационный менеджмент – это научное управление потоками информационного взаимодействия людей, их групп, общественных и политических
http://www.aup.ru/books/m745/

Коммуникационный процесс

В основе межличностной коммуникации лежат различные мотивы, цели и задачи ее участников. В качестве детерминанты этого вида коммуникации могут выступать передача или получение какой-либо информации, побуждение партнера к совершению действий, намерение изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку и т.д. В зависимости от этих факторов принято выделять несколько моделей межличностной коммуникации.

• Кодирование — превращение сообщения в символическую форму.

• Сообщение — информация, идея, ради которой осуществляется коммуникация. Оно состоит из символов, может быть устным, письменным или визуальным.

• Канал — путь физической передачи сообщения, средство, с помощью которого передается сообщение. Он может быть межличностным и массовым.

• Декодирование — расшифровка сообщения, которая в результате различных помех может быть более или менее адекватной.

• Получатель — объект, которому передается сообщение. Им так же может быть как отдельный человек, так и организация.

• Обратная связь — принятое сообщение вызывает у получателя какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении.

• интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;

• гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;

• аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;

• нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;

• семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;

• практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

• формирование умений и навыков для успешной социокуль-турной деятельности;

• формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

• обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями; 4, • изменение мотивации поведения;

Источник:
Коммуникационный процесс
Культурология теория история школы и направления
http://www.countries.ru/library/intercult/mkmod.htm

Коммуникационный процесс

Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя людьми и более. Его основная цель – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. В коммуникационном процессе выделяют четыре основных элемента:

  • Отправитель – лицо, передающее информацию;
  • Сообщение – информация, закодированное с помощью символов;
  • Канал – средство передачи информации;
  • Получатель – лицо, которому предназначается информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы:

Коммуникативный поток может двигаться в горизонталь­ном и вертикальном направлениях. Вертикальные направление подразделяется на нисходящее и восходящее.

Нисходящее направление – это когда коммуникационный поток движется от более высокого уровня управления к более низкому (постановка задачи, описание работ, приказ, распоряжение).

Восходящее направление — движение информации от более низкого уровня управления к более высшему уровню в иерархии организации. Используется в качестве обратной связи подчиненных с руководителем (информация о результатах и возникающих проблемах).

Коммуникации имеют различные типы: внутриличностная, межличностная, коммуникация в малой группе и общественная.

Внутриличностная коммуникация – это коммуникация, возникающая внутри самого индивида. Это то, когда индивид говорит сам с собой. Он являет одновременно и посылающей и принимающей стороной, его мысли и чувства создают послание, а мозг действует как канал для обработки этих мыслей и чувств.

Межличностная коммуникация – это коммуникация с другим человеком.

Коммуникация в малой группе. Коммуникация в малой группе возникает тогда, когда небольшое количество людей (малая группа до 30 человек) собирается вместе с какой-то целью.

Общественная коммуникация. В общественной коммуникации посылающий передает послание аудитории (большой группе более 30 человек). Коммуникации можно классифицировать по следующим видам:

  • внешние и внутренние;
  • одноканальные и многоканальные;
  • устойчивые и неустойчивые;
  • формальные и неформальные;
  • ситуационные и постоянные;
  • мнимые и реальные;
  • организационные и социально-психологические;
  • экономические.

Тот или другой вид коммуникаций, в системе управления, используется в зависимости от целей деятельности и потребности в том или другом виде коммуникационных сетей.

По характеру восприятия информации, коммуникации делятся на прямые или целевые (цель сообщения заложена в его тексте), косвенные (информация заложена скорее «между строк») и смешанные.

В процессе организационной деятельности персонал организации имеет отношение в большей степени с организационными коммуникациями.

Организационные коммуникации – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Они служат необходимым инструментам в координации деятельности по всей вертикали и горизонтали управления, позволяет получать необходимую информацию.

К числу наиболее распространенных форм организационных коммуникаций относятся:

  • устная форма передачи информации;
  • письменная форма передачи информации;
  • электронная форма передачи информации.

Исходя из масштабов, организационные коммуникации делятся на две большие группы: коммуникации между организацией и ее средой; коммуникации между уровнями управления и подразделениями. Взаимодействие в организации может быть прямым и косвенным.

Определенную роль играют также коммуникации с неформальными группами. Часто мнения, складывающиеся в неформальных группах и поступающие к руководителям по неформальным каналам, дают возможность принимать более правильные решения или предупреждать конфликтные ситуации.

В современной концепции менеджмента предполагается, что намного полезней для организации не разрушать неформальные коммуникационные сети, а понять и использовать эти каналы для усиления официальной организационной коммуникации.

Коммуникации имеют такие важные характеристики как стиль, структура и потребности.

Коммуникационный стиль представляет собой способ построения коммуникаций, поведения, отношений с другими людьми. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностных коммуникациях, так же как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает представить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным стилем.

Коммуникационная структура — это совокупность каналов, с помощью которых взаимодействуют субъекты управления. Такого рода структура может быть глобальной, когда охватывает организацию в целом, и локальной, если относится только к одной ее части, например, подразделению.

К коммуникационным потребностям организации могут быть отнесены как потребности в информации (новых сведениях, уменьшающих неопределенность знаний относительно какого-либо объекта), так и собственно коммуникационные потребности, т.е. потребности в общении или сплочении вокруг организации общественности, а также потребность в эффективной обратной связи.

Организация коммуникаций — главная сфера успешной деятельности предприятия. Эффективно работают те руководители, которые умеют создавать коммуникативное пространство и оптимальные коммуникационные сети.

Коммуникативная сеть представляет собой определенное соединение участников коммуникации с помощью информационных потоков. Такой подход рассматривает коммуникационные отношения между субъектами, как отношения, построенные соответственно на потоках посланий или сигналов. Причем здесь не имеет значения удалось ли передать смысл послания, однако коммуникативная сеть может увеличить или сократить время разрыва между посланием и полученным значением.

Структуры коммуникативных сетей могут быть различными. Наиболее распространенными являются: цепочная, звездная, иерархическая, многосвязная, веерная, круговая.

Осуществление коммуникаций в организации или в группе приводит к выполнению следующих функций коммуникации, из которых ни одна не имеет приоритета над другой:

  • информативной функции — передача истинных или ложных сведений, играющей определенную роль в процессе принятия решений, так как позволяет предоставлять необходимую информацию для принятия решений, для идентификации и оценки возможных вариантов решений;
  • мотивационной функции — побуждение работников к исполнению и улучшению работы путем управления их поведением, убеждения, внушения, просьб, приказов и т. д.;
  • контрольной функции — отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;
  • экспрессивной функции — способствование эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и удовлетворение социальных потребностей.

Таким образом, коммуникации отражают не только процесс передачи и получения информации, но и также ее восприятие, понимание и усвоение.

Одна из главных сфер возникновения проблем в организациях — неэффективные коммуникации. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих целей. Значит, эффективные коммуникации являются условием успешной работы любой организации. Соответственно эффективность управления персоналом пропорциональна эффективности коммуникационных процессов в организации.

Источник:
Коммуникационный процесс
Для наиболее лучшего понятия коммуникации её следует рассматривать в процессе.
http://infomanagement.ru/lekciya/Kommunikacioniy_process

Коммуникационный процесс

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Управление, по высказыванию Н. Винера, это не что иное, как посылка сообщений, которые эффективно влияют на их получателя. Основным требованием для принятия эффективного управленческого решения или, по крайней мере, для понимания истинных масштабов проблемы является наличие соответствующей информации.

Сегодня проблема, как правило, заключается не в том, что для принятия решений не хватает информации, а в том, что среди массивов несвязанной информации необходимо найти данные, необходимые для эффективного управления. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Информация в самом широком смысле обозначает сообщение, т.е. любой сигнал о каком-либо событии, об изменении значения некоторой переменной состояния системы.

Большой вклад в изучение природы информации внесла теория информации — раздел кибернетики, занимающийся математическим описанием и оценкой методов передачи, хранения, извлечения и классификации информации. Согласно данной теории информация трактуется как уменьшение неопределенности в отношении ожидаемых событий.

При передаче данные проходят ряд фильтров, вследствие чего часть из них теряется. На первом этапе сообщение поступает в канал связи. Канал связи — это часть материальной среды, по которой передается сообщение (но это не обязательно канал связи в физическом смысле). Физический фильтр (синтаксический фильтр) обладает заданной пропускной способностью. Если орган управления (или отдельный сотрудник) не в состоянии воспринимать все поступающие сообщения, то часть из них теряется вследствие так называемого физического шума. Далее данные проходят семантический фильтр, где обеспечивается понимание сообщения. Все непонятные данные будут потеряны вследствие семантического шума. Посредством прагматического фильтра оценивается полезность данных, и та часть сообщения, которая не будет признана полезной для решения задачи, теряется из-за прагматического шума.

Таким образом, информация — это новые сведения, которые переданы, восприняты, поняты и оценены как полезные для решения тех или иных задач.

В современных теориях менеджмента понятие «информация» эквивалентно понятию «явные знания», т.е. знания, которыми люди могут свободно обмениваться с помощью слов или других способов общения (изображений, звуков, жестов).

Процесс управления рассматривается как процесс восприятия, преобразования и передачи информации. Основой управления является принятие решений, которые основаны на использовании информации. Степень обоснованности решений зависит от полноты, достоверности и своевременности информации. Само решение является новой информацией, которая доводится до исполнителей в виде приказов, планов, нормативов, а также импульсом к дальнейшим действиям.

Критерии результативности информации в управлении следующие :

— количество (полнота) информации;

— релевантность (содержательная значимость, отсутствие факторов прагматического характера);

— точность (качественная дифрагментированность, недвусмысленность) информации;

— надежность (гарантия правильности, отсутствие синтаксических и технических ошибок);

— понятийность (кодирование в одной системе, отсутствие семантических ошибок);

— актуальность (своевременность представления, скорость передачи);

— гибкость (приспособленность к различным способам передачи).

Цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.

При этом выделяют четыре базовых элемента коммуникационного процесса :

1) отправитель — лицо, генерирующее идеи, объем информации, собирающее и передающее ее;

2) сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов;

3) канал связи — средство передачи информации;

4) получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Процесс обмена информацией реализуется следующими этапами

1. Зарождение идеи: отправитель решает, какую идею следует сделать предметом обмена.

2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова или символы (вербальное оформление), а также жесты, мимику (невербальное оформление). Кодирование превращает идею в сообщение, т.е. кодирование можно представить себе как операцию упаковки. При коммуникации важным является соответствие идеи и канала связи.

3. Передача. Она может осуществляться устными или письменными сообщениями непосредственно от одного лица к другому или посредством почты и других каналов связи (телефон, компьютерные сети и т.д.).

4. Декодирование — перевод символов сообщения в мысли получателя. Особо следует подчеркнуть: обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, осуществив действия, которые ждал от него отправитель. По ряду причин получатель может придать иной, чем предполагал отправитель, смысл сообщению.

Значительное улучшение обмена информацией происходит при использовании в коммуникационном процессе обратной связи. В этом случае отправитель и получатель меняются коммуникационными ролями.

Общение — это межличностный или групповой процесс, в основе которого лежит обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, оценками, чувствами, установками (результатами интеллектуальной, психоэмоциональной деятельности).

Общение в управлении осуществляется постоянно и в различных формах.

Общение может быть :

— официальным, в рамках служебных отношений, и неформальным, например, во время обеда;

— дружеским и враждебным;

— доступным для понимания и сложным для восприятия;

— четко организованным и беспорядочным;

— эффективным (если достигнуты цели) и неэффективным.

Процесс общения включает ряд элементов :

— намерения — определяются преимущественно целями, которые ставятся перед общением; внимание — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект;

— восприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий человеку отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Общение должно происходить на основе доступных для понимания сообщений;

— запоминание — процесс понимания и сохранения в памяти (простое запоминается скорее, чем сложное; логичное — скорее, чем бессистемное; известное — скорее, чем неизвестное; конкретное — скорее, чем абстрактное, и т.д.);

— участие — деятельность по совместному выполнению чего либо, которая может также рассматриваться как обратная связь.

Совершенствование искусства общения включает:

— четкую формулировку идей и сообщений перед началом их передачи (необходимо обдумать и четко представить проблемы, идеи, варианты решений и т.д.);

— внимательную работу над смыслом текста сообщения (необходимо исключить термины и понятия, не являющиеся общепринятыми, непонятными);

— обеспечение соответствия языка, поз, жестов, выражений содержанию передаваемых сообщений;

— проявление сочувствия, сопереживания, умение поставить себя на место человека, с которым происходит общение;

— установление обратной связи (необходимо задавать уточняющие вопросы и т.д.).

Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.

Эффект большинства посланий создается невербальной информацией. Считается, что он обеспечивается в наибольшей степени выражением лица (50—55%) и тональностью голоса (35—40%). Особенно это проявляется в случаях, когда словесная часть сообщения отправителя противоречива. Получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.

Типы невербальной коммуникации :

— движения тела (жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы);

— личные качества (строение тела, рост, запах тела, манера одеваться и т.д.);

— манера помещения себя в пространстве (дистанционная близость в общении и т.д.); организация физической среды (дизайн помещения, освещенность, шум и т.д.);

— использование времени (опоздания, ранний приход, склонность заставлять себя ждать, соотношение времени и статуса и т.п.). Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют об эмоциях участников коммуникационного процесса. Невербальной информацией трудно манипулировать и ее трудно скрывать в любой межличностной коммуникации.

Обратная связь позволяет улучшить обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум. Тем не менее, шум в системе присутствует всегда вследствие различных причин.

1. Языковый барьер, т.е. использование при обмене информацией языка, непонятного получателю. В любую организацию сегодня поступает разнообразная информация, которая включает термины из различных специализированных языков. Они могут быть малоизвестными и даже неизвестными.

Современные организации объединяют работников разных специальностей со своими специфическими языками. В подразделениях часто вырабатываются новые слова и новые значения старых слов. Почти все специалисты вырабатывают свой собственный технический жаргон.

Язык многих специальных документов, приказов, постановлений, инструкций и т.д. бывает, неудобочитаем из-за обилия канцеляризмов.

Письменную речь правильно понимать труднее, чем устную. При личном общении люди стараются излагать свои идеи, ориентируясь на слушателя, его реакцию. Отправителю письменного сообщения невозможно оценить реакцию получателя и степень понимания им смысла информации.

2. Компетенция участников обмена информацией, которая проявляется:

— через предвзятость, т.е. неприятие работниками фактов, не соответствующих сделанной ранее оценке ситуации и уже выработанному решению;

— специализацию работников, которая часто делает их кругозор узким. Многие специалисты способны видеть только близкие им стороны проблемы. Необходимо шире информировать персонал организации о целях ее деятельности, имеющихся проблемах, разъяснять смысл принятых решений и т.д.

3. Различие статуса работников (статус — положение индивида в системе общественных отношений) и самозащита инициатора информации. Различия работников по статусу препятствуют обмену информации как снизу вверх, так и сверху вниз.

В некоторых организациях менеджеры высшего звена постоянно лишены доступа к информации, нужной для принятия важных решений. Когда в компании существует практика хвалить подчиненных исключительно за хорошие новости, работники начинают отбирать, какую информацию представлять, а какую следует скрыть или придержать. Сообщения, идущие вверх, обычно «подслащиваются»: благоприятные сведения выпячиваются, а ошибки и неудачи затеняются и приукрашиваются. Хорошие сведения скорее сообщаются наверх, чем информация об ошибках. Поэтому у руководителей складывается картина более благополучная, чем это есть на самом деле.

У руководителей также создается нереальная картина морального состояния и подлинных мнений подчиненных. Вежливое обращение с руководителем при личном общении отражает в наибольшей степени соотношение должностей, а не реальное мнение работников.

В свою очередь информация, идущая сверху вниз, также приукрашивается. Руководители объясняют свое поведение и действия в свете собственной мудрости и благосклонности по отношению к подчиненным.

Эти искажения затрудняют получение объективной картины дел в организации.

К предложению, идущему снизу вверх, относятся не с таким вниманием, как к предложению, идущему сверху вниз. Предложение подчиненных может, рассматривается на высшем уровне как вызов должностному положению руководителя. Главная причина игнорирования сведений, поступающих от низкого по статусу персонала, заключается в психологической незрелости высокопоставленных лиц.

4. При передаче информации по горизонтали внутриорганизационные барьеры возникают вследствие конкуренции между подразделениями за ресурсы.

5. Географическое расстояние между участниками обмена. Современные крупные организации имеют свои филиалы или отделения в разных частях страны или за рубежом. Развитие средств связи позволяет осуществить достаточно эффективное управление всей организацией. Вместе с тем передача информации по почте, по телефону, электронной почте хотя и происходит быстро, но не может заменить личного общения.

Устная связь по телефону как ближайший аналог личному общению обходится дорого и утрачивает важные оттенки живой речи (выражение лица, жесты).

Ежедневный личный контакт стимулирует общение. В силу географического фактора работники утрачивают эти возможности и возникают трудности в определении, какая информация нужна.

Обмен информацией между центром и периферийными подразделениями, с одной стороны, оказывается слишком большим, а с другой — все меньше соответствует местным условиям и остается неусвоенным.

6. Влияние другой работы. В обычной рабочей ситуации работнику не хватает времени и он устанавливает приоритеты в отношении предъявляемых к нему требований. Он чаще уделяет времени рабочим ситуациям, требующим немедленного вмешательства, чем составлению отчетов. Постоянные требования давать сведения о своей работе вызывают у него недовольство, так как он расценивает их как обвинение в недобросовестности.

Во многих организациях информационная работа считается канцелярской и отодвигается на второй план.

7. Специальные ограничения в распространении информации, к которым относятся:

— защищенность (право на информацию, секретность, защита систем обработки данных);

— персонификация (информация только для определенных лиц);

— допустимость средств связей (только телефон, личная встреча и т.п.);

— предельная пропускная способность каналов информации (количество каналов, скорость передачи, допустимость, емкость и быстродействие памяти).

Задача функционирования информационной системы заключается в том, чтобы, во-первых, информация попала по назначению, во-вторых, не была использована нежелательным образом. Ограничения доступа к данным, особенно коммерческого, финансового, технического характера, по мере перехода на более низкие ступени организационной иерархии обусловлены как наличием проблемы безопасности, так и опасениями, что данные будут неправильно использованы.

Эффективность коммуникационных процессов зависит от многих факторов.

1. Необходимо определить потребность в информации. При этом следует обеспечить понимание работниками, как будет использоваться информация, и правильное направление информационных запросов.

Существует два основных подхода к поиску информации :

— активный, когда определенный набор данных ищется либо непосредственно, либо опосредованно, например, с помощью сотрудника библиотеки. Этот подход на языке носителей информационных технологий называется « pull » — «вытягивание»;

— пассивный, когда сотрудник оповещает свое подразделение или организацию в целом, какая ему требуется информация « push » — «выталкивание»).

Действенность последнего зависит от того, насколько серьезно запрос будет воспринят другими членами организации, а также от уровня развития внутренних корпоративных сетей (интранетов).

2. Персонал должен быть осведомлен о наличии информации, т.е. должны быть указатели, каталоги, телефонные справочники, навигаторы и т.д., а также возможность обращения к профессионалам для получения сведений о накопленных в организации знаниях. Содействие в поиске информации обеспечивается введением в организации новых должностей специально для помощи тем, кто занят поиском информации (например, кибертекари), а также привлечением экспертов для фильтрации информации.

3. Обеспечение доступа к информации. Для получения информации методами необходимо обеспечить пользователю наиболее удобные средства и поддерживать баланс между этими методами.

4. Система коммуникаций в организации должна характеризоваться завершенностью и полнотой, что означает, что обеспечен доступ как к централизованно управляемой, так и индивидуально создаваемой информации. Создаются структуры и методы повторного использования данных.

Для совершенствования коммуникаций рекомендуется :

— обеспечить управление информационными потоками в организации, т.е. четко представлять потребности в информации всех уровней управления и организовать потоки информации в соответствии с этими потребностями;

— использовать при передаче сообщений параллельно несколько каналов связи (например, письменную и устную речь);

— проявлять постоянное внимание к процессам обмена информацией (встречи с подчиненными, обсуждение предстоящих перемен, отчеты по результатам контроля);

— организовать системы обратных связей (опрос работников, система сбора предложений от работников, ротация кадров);

— практиковать выпуск информационных бюллетеней;

— обеспечить повышение квалификации работников управления;

— использовать современные информационные технологии (видеоконференции и т.д.).

Для успешного осуществления коммуникации менеджеры должны руководствоваться следующими правилами:

1. Перед коммуникацией четко определить идеи, вкладываемые в послания. Необходимо учитывать цели и установки тех, кому направлено послание, и тех, кого оно касается.

2. Проанализировать истинную цель каждой коммуникации. Следует определить самую важную цель, а затем адаптировать язык, интонацию и подход в целом с тем, чтобы все они способствовали достижению поставленной цели. Не следует добиваться слишком многого одной коммуникацией.

3. Проанализировать все физическое и человеческое окружение при любой коммуникации. Большое значение имеют: выбор времени коммуникации, личная или иная форма коммуникации, социальный климат в организации, в подразделении и т.д. Коммуникация должна постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.

4. При планировании коммуникации необходимо консультироваться с другими сотрудниками; часто важно добиваться участия других сотрудников. Это может придать дополнительную убедительность и объективность сообщению. Часто те, кто оказал помощь в планировании коммуникации, окажут ей активную поддержку.

5. Следует обратить самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения. Это сказывается на позиции людей, которым направлено сообщение.

6. Следует воспользоваться возможностями, когда они представляются, включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя. Подчиненные с большей готовностью откликаются на такие сообщения.

7. Необходимо устанавливать коммуникацию не только на сегодняшний день, но и на будущее. Хотя коммуникация направлена на решение в первую очередь непосредственных задач, она должна быть организована с учетом прошлого опыта и соответствовать долговременным интересам и целям организации.

Четкое распределение обязанностей в коллективе

Формирование профессиональных компетенций

Источник:
Коммуникационный процесс
Коммуникационный процесс, информация как основа коммуникационного процесса, информация в системе управления, этапы коммуникационного процесса, деловое общение, невербальная коммуникация, препятствия обмену информацией, управление коммуникациями в организациях.
http://center-yf.ru/data/Menedzheru/Kommunikacionnyi-process.php

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Что чувствует девушка когда хочет парня Безусловно, самый лучший способ понять, что женщина хочет секса - это когда она подходит и… (3)Психология почему человек не обращается по имени Почему мужчина не называет женщину по имени?Имя – это идентификация человека. Считается, что оно определяет… (3)Если мужчина признается в любви пьяный Если мужчина пьян и признаётся в любви, стоит ли верить?Если мужчина пьян и признаётся в… (3)

COMMENTS