Популярные записи:

500 причин почему я тебя люблю парню 100 причин, почему я люблю тебя 1. Счастье-это быть с тобой 2. С тобой никогда… (36)Если мужчина любит замужнюю женщину его поведение Как влюбляются мужчины: признаки и их поведениеМужчины и женщины отличаются не только внешне, но и… (12)Как ведет себя девушка после расставания Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (10)Романтические письма любимым Красивые эротические письма любимому мужчине - интимные посланияКрасивые эротические письма любимому мужчине - интимные послания… (9)Нежные слова любимому парню своими словами 25 красивых пожеланий спокойной ночи любимому Если вы не стесняетесь выражать свои чувства к своему… (8)

Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы

АНДРЕЙ РОДИОНОВ

На необитаемом острове не живем. Нас окружает большое количество других

людей. От умения правильно и эффективно взаимодействовать с ними многое

зависит. Поэтому, для общения с каждым, есть своя индивидуальная маска.

Играется определенная социальная роль. Жизнь — театр, а люди — актеры.

Круг нашего общения может состоять всего из нескольких человек, а может

из сотен, тысяч и миллионов человек. Как правильно вести себя с каждым?

Необходимо быть адекватным к другому человеку. Вести себя так, как он

ожидает в рамках отношений, сложившихся между вами. А также быть собой.

Социальная роль — это определенная модель вашего поведения по отношению

к другому человеку. И такая роль обязательно подразумевает минимум двух

участников, определяется положением в обществе и семье, вашей профессией,

сферой интересов и кругом общения.

Примеры социальных ролей: преподаватель и студент, отец и дочь, коллега,

врач и пациент, друг, продавец и покупатель, муж и жена, бабушка и внук,

а также сотни других.

СПИСОК СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

Возьмите ручку и лист бумаги. В течение 10 минут записывайте все роли,

в которых вы по жизни бываете. Записывайте все, что придет в голову.

Далее, по окончании времени, проанализируйте получившийся список.

Из него необходимо выбрать 5-9 ключевых социальных ролей, которые

вы «играете» чаще всего. Роли можно «укрупнять» и «детализировать».

— Общую роль «автор» раскладываем на роли «копирайтер» и «блоггер».

Получившийся список из 5-9 ролей следует переписать в порядке

приоритетности. Надо определить, какая социальная роль самая

важная в вашей жизни и какую можно смело ставить на последнее

место. Могут возникнуть трудности, но сделать это необходимо.

Я рекомендую вам внести в свой список роль «личность», сразу

поставив ее на первое место. «Личность» — это ваше отношение

к самому себе. Это способность обеспечивать себя материально,

заботиться о своем здоровье, развиваться интеллектуально.

Если вы будете враждовать со своим «Я», будете ругать себя

и тихо ненавидеть — вы никогда не сможете построить с другим

человеком гармоничных отношений. Он просто будет «считывать»

подсознательно ваш негатив. Это не пойдет на пользу.

Обязательно добавляйте в список роль «личность». Помните

замечательные слова: «Возлюби ближнего своего как самого

себя»? Смысл прост — пока ты не полюбишь себя, не сможешь

по-настоящему полюбить кого-то другого.

Вот пример моего личного списка социальных ролей:

КАК БЫТЬ ИДЕАЛЬНЫМ…?

Теперь, имея на руках готовый список, задайте себе вопрос

«Как быть идеальным…?». Вместо многоточия подставляйте

по очереди роли. Подумайте, как вам необходимо себя вести

в каждой социальной роли, чтобы другой человек считал вас

идеальным или приближенным к идеалу.

Все мысли и соображения запишите на лист бумаги. Если есть

такая возможность, обсудите свои предположения именно с тем

человеком, для которого данная, конкретная роль «играется».

Это простое, казалось бы, упражнение очень сильно повлияет

на вашу жизнь и отношения с людьми. Обязательно попробуйте.

Copyright © 2011 – Родионов Андрей Юрьевич.

Перепечатка статьи только с разрешения автора.

* Нажимая кнопки «Нравится», вы попадаете в группу Друзей проекта.

* Нажимайте «Нравится», высказывайте свое мнение в комментариях.

Конечно, личность начинается с самоуважения, роли мы играем

в жизни разные и с людьми сталкиваемся очень разными, чтоб особо не мудрить, можно проще сформулировать:

Будь доброжелательным к каждому, относись к людям так, как хотелось бы, чтобы к тебе относились, не настаивай на своем мнении, не учи жить других, не лезь с советами, не выспрашивай, жди и радуйся, если человек с тобой поделится своими мыслями.

Это подходит при дружбе и любви, всё верно. А на работе

зависит от статуса: и выспрашивай, и советуй, и прикажи,

и проконтролируй выполнение рабочей задачи. Так что и от

этого никуда не деться.

Честно говоря, раньше я даже не придавала значение выражению «Жизнь — театр, а люди — актеры». Но с недавнего времени поняла, что это так. Составила список своих социальных ролей. Очень интересная и полезная статья. Спасибо, Андрей!

Статья интересная, согласна с Татьяной, по-большей степени.

И как верно и то, что наша жизнь театр, в котором каждый играет свою роль. Но мы, люди, изначально неидеальны. Меня, допустим, не сильно волнует, что думают обо мне. Я знаю, какая я. И если изначально я понравилась человеку, то как правило он остаётся

и дальше такого же мнения обо мне. Знаете как говорят: будь проще и люди к тебе потянутся.

Я думаю список ничего не изменит. Это будет фальшь. Сколько

ни объясняй человеку каким быть, он всё равно останется таким как есть. Ну хоть тресни!

Кристина, поверьте, иногда приходится меняться. Жизнь заставит или обстоятельства!

Мы с самого детства начинаем жить под разными масками!

С одними мы общаемся так, с другими по-другому, нежели с первыми. Хотя, это и есть смысл жизни, играть свою роль!

«Жизнь – театр, а люди – актеры». Наша жизнь — лишь череда

постоянно меняющихся декораций, цель каждого — пройти свой путь, не потеряв своего лица и чистоты души. «Поэтому, для общения с каждым, есть своя индивидуальная маска», — это действительно работает. Но. Как не стать лицемером?! Предлагаю подумать над этим вопросом.

Когда-то один виртуальный психолог сказал мне, что с каждым животным он общается на его родном языке. Я подумала, а что будет, если он вдруг ошибётся в определении «животного»? Мы люди и какие-бы маски не надевали, внутренняя суть всё равно вылезет на поверхность. В общении со мной грязным животным оказался именно он, а я осталась при себе.

А теперь ответ на Ваш, Ольга, вопрос. Чтобы не стать лицемером — не надо надолго заигрываться и притворяться

не тем, кем ты есть на самом деле. И Вы очень правильно сказали: «Цель каждого – пройти свой путь, не потеряв

своего лица и чистоты души».

А как человек становится лицемером? Когда он замышляет одно, а внешне преподносит другое – для сокрытия или достижения первого. Признается ли лицемер в этом? Если бы мог признаться, то он не был бы лицемером. А вот чтобы не стать таковым, нужно проверять себя – а честно ли это, не будет ли мне стыдно за это? Лучший способ не впасть в порок – поступать наоборот. Что является антонимом лицемерию? Искренность?

Я согласна с Кристиной. Переделывать других «под себя» — дело неблагодарное и «опасное», ведь в ответ можно услышать: «Ишь, какой(ая) умный(ая)! Ты сначала сам(а) делай все правильно, а потом уже командуй!» (с перечислением твоих недостатков). И если на это нечего возразить, то остается очень неприятное чувство.

Я, например, могу только раз сказать человеку, чтобы он что-то сделал, но ни в коем случае не настаиваю на своем: хочешь — делай так, как я говорю, не хочешь — дело твое.

С недавних пор у меня появилась роль «бабушка». Первое время не могла привыкнуть к этой роли и званию — бабушка. Сейчас очень даже комфортно себя чувствую в этой новой роли!

А ещё хорош дублирующий список несовершенств. Скажем, роль троечника имеет свои плюсы, их стоит знать, чтобы в роли троечника не заниматься самоистязанием.

Интересно, Елена, какие это плюсы имеет роль троечника?

Переделать себя невозможно. Временно — да. В длительных отношениях характер, натура, темперамент, воспитание проявятся. Так что, не надо разочаровывать людей. Лучше,

я думаю, быть самим собой, соблюдая элементарные нормы поведения.

Валентина, но нам жизнь предлагает роль невесты, жены, матери, дочери, бабушки. Неужели не надо менять роль?

Так и быть всю жизнь в детской роли?

Я думаю, что любой профессиональный артист, исполняющий разные роли, не сможет блестяще сыграть то, что не близко ему по духу. Если ты в душе вечный ребёнок, то как же ты можешь сыграть стервозную суку, например? На эту характерную роль найдут наиболее подходящую кандидатуру. Так что Валентина права: не надо разочаровывать людей. Лучше быть самим собой. А чтобы быть самим собой — не надо притворяться, тогда и в жизни встретишь именно тех людей, которые будут близки тебе по духу и с которыми сможешь найти общий язык, будучи в любой роли.

Андрей, Вы очень практичный психолог. Все коротко и ясно.

Вас приятно читать. Пишите и пишите статьи. И как я раньше

не вступила в ваш клуб. Видимо от того, что много интересных проектов и все хочется посмотреть. Сейчас я играю роль довольного читателя, и с удовольствием.

При знакомстве или в новом коллективе с самого начала надо правильно себя позиционировать, конечно таким, как ты есть, иначе потом неловко будет выйти из затруднительного положения.

Мы все по жизни играем разные социальные роли. И у каждой роли свой сценарий. И только Личность актера (то есть нас с вами) способна оживить каждую из них и внести свою индивидуальность.

Почему, все-таки, жизнь – театр? Почему некоторые дела наши — игра? Может, потому что от нас ждут запрограммированных действий, а личное участие, творческий подход не востребованы? Поэтому и приходится соответствовать требованиям. Когда

это касается работы, то еще можно понять. Но когда речь идет

о личных взаимоотношениях, почему я должен соответствовать чьим-то запросам?! Ведь когда любишь, то принимаешь человека таким, какой он есть. А если не принимаешь, а пытаешься его переделать под себя, то что это за отношение? Не надо путать

с содействием личного роста! Для личного роста предоставляют свободу действий плюс те средства, которые «взращивают».

А если Вам говорят: «Я хочу, чтобы ты», то этот карабас считает Вас марионеткой в своем балаганчике. Подыгрывать ли ему? Поэтому рост, развитие пропорциональны свободе выбора, действий. А вынужденность дает только приспособленчество. Почему я написал об этом? Есть устойчивые рефлексы восприятия слов. Роль, театр вызывают ассоциации забавы, досуга, сказки, которая есть ложь. Но не жизни! И соответственно происходит развитие – несерьезное, безответственное, временное. А потом мы удивляемся. Почему в жизни все не так? Так, может, сразу задать правильный тон? Не роль, а отношения? Не маска,

а искренность? Не шаблоны, а творчество? Не массовка,

В театре роль актера прописана от А до Я. Но и там

исполнители позволяют себе некоторые вольности.

Не говоря уже о том, что каждый раз, выходя на сцену,

они проживают жизнь своего героя по-новому. Реальная

жизнь состоит из сплошных импровизаций.

«Но когда речь идет о личных взаимоотношениях, почему

я должен соответствовать чьим-то запросам?! Ведь когда

любишь, то принимаешь человека таким, какой он есть.

А если не принимаешь, а пытаешься его переделать под

себя, то что это за отношение?»

Мы, конечно, принимаем человека таким какой он есть,

когда любим. Но в процессе совместной жизни все равно

приходиться подстраиваться под друг друга, уступать,

считаться с мнением и интересами друг друга, искать

точки соприкосновения. Одни называют это — переделать

под себя, я называю это — достигнуть взаимопонимания.

«Может, потому что от нас ждут запрограммированных действий, а личное участие, творческий подход не востребованы?»

На работе наши действия прописаны функциональными обязанностями. А вот отношение зависит от нашего творческого потенциала. Творческие люди все равно будут делать свою работу, выходя за рамки шаблонов, потому что по-другому не могут.

«Почему некоторые дела наши – игра?»

Потому что игра — основной вид деятельности у детей.

Мы должны все успеть наиграться в детстве. Не всем это

удается. Вот и вылазить эта «недоигранность» во взрослой

жизни. С другой стороны, в психологии и в других сферах

деятельности существуют «деловые игры» — тренинги,

на которых моделируются и анализируются ситуации,

связанные с определенной сферой деятельности.

Так что, игра — это очень серьезно.

Серьезное или несерьезное отношение к жизни, каждого

из нас, зависит от многих факторов: образования; интеллектуального, духовного развития; семейных традиций, в которых вырос человек; профессии, которая дает тебе возможность уверенно стоять на ногах; понимания меры ответственности за свою жизнь и жизнь близких тебе людей. Многие люди живут в мире иллюзий, боясь выйти из своей скорлупы.

Есть известный принцип: ты – мне, я – тебе. Поможешь мне, помогу и я тебе. А кто-то помог ближнему не думая о будущих дивидендах, а потому, что стало жалко, видя его страдание.

1-й пример – роль, расписанная по сценарию, а 2-й – отношение, рожденное ситуацией. А что выберете для себя Вы?

Я думаю, в жизни есть все. И помощь по обоюдной

договоренности и помощь, потому что ты не можешь не помочь. И хорошо, что люди помогают друг другу. В моей жизни приемлемы оба варианта.

«Если вы будете враждовать со своим «Я», будете ругать себя

и тихо ненавидеть – вы никогда не сможете построить с другим человеком гармоничных отношений. Он будет «считывать» подсознательно ваш негатив. Это не пойдет на пользу».

Андрей, можно уточнить? О каких именно отношениях идет речь? Деловых, партнерских? Тогда, конечно, «хромой» ненадежен для победы в забеге. А если для личных, то напрашивается вопрос:

чем и на чем именно строятся личные отношения? Если умом

с уважением за достоинства, достижения (дела), то это товарищество (на расстоянии). Если сердцем с любовью за характер (каков он целиком), то это дружба. Если для безликих, партнерских отношений, то твои советы практичны. А если

для дружбы, тогда возникает другой вопрос. А дружба программируется? Можно ли и нужно ли писать сценарий

для личных близких отношений? Именно для отношений,

а не объективного личностного роста. Интересно узнать

мнение всех читателей. Спасибо.

Давайте перейдем на простой язык и попробуем взглянуть

на заданную тему традиционным взглядом. Ответственность за то, что обязан делать по статусу (то есть роль). Есть сыновний и родительский долг, есть гражданский и супружеский долг, есть профессиональный долг. Долги, сплошные долги. Существует некий общий стандарт поведения человека в обществе, семье.

Это – определенная планка поведения, ниже которой опускаться нельзя. С детства нас воспитывают, ориентируя на ее уровень. Если не дотягиваешь, то это как-то безнравственно. Но если ты превзошел заданный уровень, то про планку можно уже забыть. Это как возраст: до 16 лет ты – несовершеннолетний с определенными ограничениями, а потом ты – полноценный гражданин. Поэтому все советы по соответствию нормам относятся к недозревшим или опустившимся – наметить цель для достижения. А те, кто встал на путь развития, — каждый своим темпом идет вперед.

Считаю, советы не относятся к ним. Скажете: век живи – век учись. Если с детства Вам правильно привили навык к самообразованию, то Вы сами больше других заинтересованы в нем и не имеете нужды в подстегивании; а если человек инертен, то прежде его нужно «вылечить» от этой напасти, а потом он сам, как и все, устремится к своей цели. Потому что рост, развитие – это естественное состояние человека. Но как вы считаете (вопрос

ко всем): нужно ли программировать для окружающих будущие формы поведения, если они переросли общие стандарты? Дальнейший рост сверх общих шаблонов должен происходить свободно или по ожидаемым окружающими предпочтениям? Есть

ли место творчеству, гениальности, будущности в нашей жизни? Или лучше спокойнее прожить как все?

Источник:
АНДРЕЙ РОДИОНОВ
На необитаемом острове не живем. Нас окружает большое количество других людей. От умения правильно и эффективно взаимодействовать с ними многое зависит. Поэтому, для общения с каждым, есть
http://www.rodionov.by/?p=1642

Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы

Что такое общество? Из первой темы этого курса мы узнали, что возникновение человека и возникновение общества — это единый процесс. Нет человека — нет общества. Нет общества — нет и человека. Можно возразить: Робинзон Крузо, попав на необитаемый остров, оказался вне общества, но был человеком. Однако те, кто думает таким образом, забывают: Робинзон смог выжить только потому, что обладал знаниями, опытом различных видов деятельности, кроме того, он нашел некоторые предметы с погибшего корабля. И знания, и трудовые умения, и предметы — все это продукты общества. Вспомним, что ни один ребенок, выросший среди животных, так и не стал человеком. У него не было знаний, трудовых навыков, он не умел пользоваться предметами, созданными в человеческом обществе.

Что же мы называем обществом?

В повседневной жизни обществом иногда называют группу людей, которые входят в чей-то круг общения; обществами называют также некоторые добровольные объединения людей для какой-то деятельности (общество книголюбов, общество Красного Креста и т. д.).

В науке обществом называют часть мира. В него входят не только все ныне живущие люди. Общество понимается как непрерывно развивающееся. Значит, оно имеет не только настоящее, но и прошлое, и будущее. Поколения людей, которые жили в далеком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно. Ими созданы города и села, техника, различные учреждения. От них живущие сейчас люди получили язык, науку, искусство, практические умения. Если бы было не так, то каждое поколение вынуждено было бы начинать с изобретения каменного топора.

Итак, общество — это все человечество в его истории, современности и перспективе. Объединение людей в общество не зависит от чьего-то желания. Вступление в человеческое общество происходит не по заявлению: каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества.

Ученые в древности понимали общество как совокупность отдельных людей. На деле же структура общества сложна. В него входят большие и малые группы людей. Прежде всего это первичные коллективы. Родившийся человек оказывается в семейном коллективе. Затем он входит в учебный, трудовой и другие официальные коллективы, а также неофициальные, неформальные (например, приятельские компании).

Если общество представить как целостный организм, то первичный коллектив — это клеточка организма. Существуют также и большие группы людей, которые отличаются рядом общих признаков. Вы знаете, что в древних обществах были рабы, рабовладельцы, крестьяне, ремесленники, складывались народности, а при капитализме — и нации.

Между разнообразными группами людей, первичными коллективами существуют различные связи и отношения. Каждый человек входит в ту или иную общественную группу, принадлежит к той или иной нации, является членом нескольких коллективов. И он неизбежно вступает в существующие общественные отношения. Эти отношения — характерная черта общества. В ходе развития меняются общественные отношения, меняется и облик общества. Вам известно, что общество в Древней Греции и Древнем Риме отличалось от первобытнообщинного, а капитализм отличается от феодализма. Эти изменения в обществе были связаны с возникновением новой техники и новых способов хозяйственной деятельности, с иными, чем прежде, отношениями людей в процессе производства, с переменами в отношениях различных общественных групп к государственной власти, в их сознании.

Основные сферы жизни общества. Общество можно подразделить на четыре области, или сферы. Слова «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественно-научном или математическом смысле. Эти слова позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

Политическая сфера жизни общества включает в себя политику, государство, право, связь между ними, отношения людей по поводу власти.

Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.

Внутри общества на каждом этапе развития все его элементы (производство, техника, наука, язык, большие группы людей, первичные коллективы), все отношения между людьми (производственные, межгрупповые, межнациональные, семейные, бытовые, политические, духовные), все четыре сферы взаимосвязаны и составляют единое целое, т. е. конкретное общество, имеющее определенный облик.

На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы, т. е. правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества. Эти нормы могут иметь форму дозволения, т. е. разрешения вести себя определенным образом; предписания, т. е. указания на требуемые действия; запрета, т. е. указания на действия, которых не следует совершать. Иными словами, социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К числу древнейших социальных норм относятся обычаи. Вы хорошо знаете обычаи празднования Рождества и Нового года. Распространены также обычаи гостеприимства, уважения к старшим и др. Этим нормам следуют огромные массы людей.

К наиболее значимым относятся моральные и правовые нормы, с которыми вам предстоит встретиться в следующей части этого учебника. Здесь же отметим, что общество через социальные нормы дает каждому человеку образцы поведения. Для каждого человека социальные нормы служат мерой его поведения, которой он руководствуется. А для общества нормы являются критерием оценки этого поведения. Нарушение любых социальных норм в обществе осуждается, а нарушение некоторых из них может повлечь за собой строгие санкции: лишение свободы и другие наказания.

Ступени развития общества. Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Если рассматривать в первую очередь средства, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыт, накопленный в таком производстве, то можно увидеть три ступени в развитии общества: аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество. Для первой ступени — аграрное общество — характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа — жрецам либо церкви и армии.

Вспомните общества Древнего мира, а затем средневековые. В этих обществах появляются города, ремесла, торговля, деньги, письменность. Но семья остается основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях. В этом обществе появляется эксплуатация человека человеком.

Из курса истории вы знаете, что с изменениями общества менялась жизнь людей. И на каждом этапе истории существовали общества, которые различались своим устройством и условиями жизни людей. Так, положение гражданина в республике отличается от положения подданного в абсолютной монархии.

А в одном и том же обществе положение человека зависит от его принадлежности к той или иной социальной группе, классу, сословию (приведите примеры из истории).

Итак, задумаемся: должен ли человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают? Или люди должны преобразовывать эти условия, делая их более удобными для своей жизни?

Основные понятия

  • Общество, основные сферы жизни общества, аграрное, индустриальное, постиндустриальное общества, социальные нормы.
    1. Каково значение научного понятия «общество»?
    2. Что представляют собой общественные отношения?
    3. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?
    4. Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета?
    5. Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы?
    6. Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?
    1. Докажите, что возникновение человека и возникновение общества — процессы, неразрывно связанные друг с другом.
    2. Выскажите свое мнение в отношении утверждения: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумайте, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.
    3. Английский писатель Р. Оуэн писал: «В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а только возможность и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет, и воспитания, которое он получает в семье и обществе».

    Объясните, почему в одном и том же обществе способности человека могут получить большее или меньшее развитие.

    Источник:
    Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы
    Обществознание. Боголюбов. Учебник для 8-9 классов
    http://www.tepka.ru/Obschestvoznanie_8-9_Bogolyubov/17.html

    Роль морали в жизни человека и общества

    Человек удивителен тем, что, несмотря на то, что он вынужден руководствоваться биологическими потребностями и инстинктами, ему подвластны и другие механизмы поведения, которые отсутствуют у животных. У общества, сформированного людьми, есть определенные моральные правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы жить цивилизованно.

    Мораль оказывает значительное влияние на развитие всех сфер общественной жизни. Это обусловлено тем, что человек способен подвергать моральной оценке любую сторону общественной жизни. Поэтому мораль имеет вес в политической, религиозной, экономической, духовной и научной области современного общества.

    Существуют определенные нормы правила и нормы поведения, которые обязывают людей вести себя определенным образом, в зависимости от ситуации. Это объективно продиктовано необходимостью сосуществовать в коллективе и вести совместную жизнь с другими людьми. Поэтому мораль оказывает существенное влияние на жизнь людей разных стран, профессий и увлечений.

    В обществе мораль действует на основе трех элементов — моральной деятельности, морального сознания и нравственных отношений. Особенностью морали в обществе является то, что в ее сознании выражается некий шаблон или алгоритм поведения человека.

    Общество признает определенный стереотип поведения правильным и наиболее оптимальным на данный этап времени. Поэтому о морали говорят, как об своеобразной коллективной воли людей, которые и представляют собой общество.

    Созданные системы правил, требований и оценок нацелены на то, чтобы согласовать между собой все индивиды общества и обеспечить им мирное сосуществование.

    Моральная оценка является актом обоснования и выявления моральной ценности определенных поступков или намерений, которые определяют сознательную человеческую деятельность. Моральная оценка заключается в том, что высказывается мнение, которое выражает одобрение или неодобрение по отношению к поступкам других людей.

    Важную роль моральная оценка играет в сфере нравственных отношений, так как она исполняет роль моральной санкции. Она может создавать социальную значимость и наделять ценностью определенные феномены в обществе, и наоборот – лишать их веса и сделать малоэффективными.

    Зачастую о понятии морали говорят, как о регуляторе деятельности. На первый взгляд, тяжело представить, как такое абстрактное понятие, как мораль, может быть существенным регулятором человеческой деятельности.

    Ведь не существует определенных институтов и учреждений, которые бы создавали и контролировали нормы морали. Но, тем не менее, регуляционная функция является одно из основных функций морали. В данном случае мораль выступает в роли способа регулирования поведения большинства людей в обществе.

    Также она определяет саморегулирование поведения индивида. Есть несколько видов регуляции, например, административный или правовой, но мораль, как регулятор деятельности, уникальный и особенный.

    Он не нуждается в подкреплении законами или карательными органами. Средство регулирования происходит через усвоение индивидами определенных принципов и норм поведения в обществе.

    Источник:
    Роль морали в жизни человека и общества
    Человек удивителен тем, что, несмотря на то, что он вынужден руководствоваться биологическими потребностями и инстинктами, ему подвластны и другие механизмы поведения, которые отсутствуют у
    http://www.nado5.ru/e-book/rol-morali-v-zhizni-cheloveka-i-obshchestva

    Социальная роль

    Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

    2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на

    3. то, что видят («Я уверена, что им нравится моя новая прическа»);

    4. того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других («Видимо, я буду всегда так причесываться»).

    Возвышенные умы молчат или возражают против целого, а великие умы творят сами, никого не осуждая». Но иногда, чтобы установить с «педагогом» добрые отношения можно подыграть ему: «Как тонко Вы чувствуете человека!», «Вы поразительно догадливы».

    Однако ему необходимо напоминать, что он сам должен быть примером для товарищей, не опускать руки при неудачах, рассматривать любую жизненную неприятность как наковальню, на которой куется успех.

    Остановить его очень трудно. Если есть возможность, доставьте ему удовольствие, послушайте его.

    Но не теряйте бдительность, не рассказывайте о себе. Рассказчик может исказить то, что вы ему сказали, беседуя с другими людьми. Исказить так, что вы не узнаете того, о чем сами говорили.

    • когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

    • исполнения этой роли (игры).

    • Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

    • функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

    • общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

    • поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

    • обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

    • устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;

    • совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

    • социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

    • существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;

    • система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

    • открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

    • представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

    • предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

    • набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

    По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

    По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

    По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

    В нем женщины, мужчины — все актеры.

    У них свои есть выходы, уходы.

    И каждый не одну играет роль».

    Социальная политика государства — это комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.

    2) социальная защита граждан;

    3) развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания;

    4) молодежная политика.

    — образование — формирование интеллектуального потенциала нации, способного активно влиять на развитие экономики, науки и культуры, создание рациональной сети учебно-воспитательных учреждений, обновление и расширение материально-технической базы, развитие многовариантной системы профессионального образования и др.;

    — культура — повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление и обновление материально- технической базы и др.

    3-й — социальная демография;

    4-й — потребление населением материальных благ и платных услуг;

    5-й — жилищно-коммунальные условия жизни населения;

    6-й — развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

    7-й — транспорт и связь;

    8-й — охрана здоровья населения;

    9-й — рабочее, нерабочее и свободное время;

    10-й — организация и условия труда;

    11-й — состояние и охрана окружающей среды.

    (МЗП), размер заработной платы, выплаты из общественных фондов потребления и др.;

    — социальное обеспечение — размер и условия предоставления пенсий, пособий, льгот на услуги здравоохранения, жилищно-коммунальное обеспечение и др.;

    — социальная демография — удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения в его общей численности, рождаемость, смертность людей, среднее количество детей и др.;

    — потребление населением материальных благ и платных услуг — потребление продовольственных товаров, обеспеченность товарами длительного пользования (холодильниками, легковым автотранспортом, телевизорами и т.д.), радиоэлектронными средствами связи и др.;

    — жилищно-коммунальные условия жизни — количество жилой и общей площади на одного жителя, обеспеченность горячей и холодной водой, отоплением и др.;

    — развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания,

    — обеспеченность столовыми, парикмахерскими и др.;

    — транспорт и связь — транспортная подвижность населения, средняя продолжительность и протяженность поездки одного пассажира, количество установленных телефонных аппаратов на 1000 жителей и др.;

    — охрана здоровья населения — средняя продолжительность жизни, обеспеченность лечебными учреждениями и др.;

    — рабочее, нерабочее и свободное время — продолжительность рабочего дня, время, связанное с восстановлением жизнеспособности, и др.;

    — организация и условия труда — коэффициент занятости трудовой деятельностью, уровень загрязнения воздуха в производственных помещениях, наличие ионизирующих излучений, степень механизации ручного и тяжелого физического труда и т.д.;

    — состояние и охрана окружающей среды — выбросы вредных веществ в воздушный бассейн, обеспеченность питьевой водой и др.

    2. Рост средней заработной платы опережает рост ВВП (ВНП). В этом случае спрос на товары превышает предложение и, тем самым, возникают предпосылки к увеличению инфляционных процессов, снижению социальной стабильности в обществе.

    3. Рост средней заработной платы меньше по сравнению с ростом ВВП (ВНП). Имеет место затоваривание рынка продукцией.

    — создание благоприятных условий и участие государственных институтов (учреждений) при разрешении трудовых споров;

    — оказание опосредованного воздействия на процесс переговоров по заключению коллективных договоров, т.е. моральное убеждение сторон в необходимости установления размера оплаты труда исходя из национальных интересов и общего благополучия нации.

    — nсовокупность обычаев, традиций и правил поведения;

    — формальную и неформальную организацию;

    — совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

    — обособленный комплекс социальных действий.

    — образцы, или правила, поведения;

    — устные и письменные традиции.

    — символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

    — утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

    — устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

    — идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

    2. Институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Фактически это несколько в иной форме повторяет предыдущую характеристику, но не вполне совпадает с ней. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем вне и независимо от его сознания и того, что дано ему в его ощущениях.

    3. Институты обладают принудительной силой. До некоторой степени эта характеристика подразумевается под двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что институт существует объективно и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. Нравится нам это или нет, добровольно или против наших желаний, осознанно или неосознанно, но мы все же вынуждены выполнять предписания и правила, составляющие содержание практически любого из социальных институтов, в рамках которых протекает наша жизнь. В противном случае могут наступить негативные санкции.

    4. Институты обладают моральным авторитетом. Институты не просто поддерживают себя принудительной силой. Они провозглашают свое право на легитимацию – т. е. оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.

    5. Институты обладают качеством историчности. Почти во всех случаях, переживаемых индивидом, институт уже существовал до того, как он родился, и будет после того, как он умрет. Значения, воплощенные в институте, аккумулировались в течение долгого времени несметным числом индивидов, чьи имена и лица никогда уже не будут извлечены из прошлого.

    Основными характеристиками социального государства являются демократическая форма правления, правительственные субсидии на обеспечение благосостояния населения, коллективные гарантии социальной поддержки, защита рыночной системы хозяйствования, всеобщность здравоохранения, полная занятость трудоспособного населения, значительная доля расходов работодателей на социальное обеспечение, развитая система ?енсий, пособий и т.п.

    б) системы ценностей, характерной для данного общества.

    б) роль собственника;

    в) роль потребителя;

    д) роль члена семьи.

    2) меж ролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

    3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

    2. восприятие ситуации;

    3. уровень притязаний;

    4. установки. Статус и нормы — через требования организации; Стимулирующее подкрепление через;

    6. коммуникативную компетентность. Исполнение роли определяется удовлетворенностью трудом.

    • психофизиологический потенциал (генетические задатки, темперамент, работоспособность);

    • творческий потенциал (интеллектуальные и познавательные способности);

    • коммуникативный потенциал (способность к сотрудничеству и взаимодействию);

    • нравственный потенциал (ценностно-мотивационная сфера, воззренческие ориентации).

    2. самого работника, насколько его самооценка близка к истине.

    2. По уровням: рациональные, эмоциональные, упорядоченные и неупорядоченные (массовидные);

    3. По динамике: динамичные, статичные, динамо статичные; 4. По содержанию: осознанные и неосознанные.

    — особенности социально-психологических явлений в больших группах (массовидные социально-психологические явления: этнические, классовые, профессиональные, правовые, политические, религиозные, нравственные и эстетические);

    — социально-психологические проблемы личности (социально-психологические качества личности, социализация личности, социальные установки личности, роль личности в группе).

    2.Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

    3. Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

    4.Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

    5.Анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

    6.Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

    7. Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

    II. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.д.);

    III.Специальные, собственные методы социальной психологии:

    1.Методы воздействия (социально-психологические тренинги);

    2. Методы социально-психологического исследования:

    а) Методы обработки информации (общенаучные методы);

    б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др.).;

    IV. Частные методики. Взаимосвязь методов социально-психологического исследования.

    2. Способ получения. Роли бывают предписанными и завоеванными. Это зависит от необходимости роли определенному человеку. Например, роль женщины, мужчины, пожилого человека не требует каких либо усилий, эта роль получается автоматически. А вот статус студента, учителя, водителя – достигаем, каждому из этой категории необходимо приложить некоторые усилия для получения этого статуса.

    3. Степень формализации. Деятельность человека может протекать произвольно или в жестких рамках. Одни виды соц. ролей требуют строгого регламента, правил поведения, другие не предполагают каких-то запретов и рамок. Например, отношения нарушителя правил дорожного движения с сотрудником ГИБДД будут строго формальными.

    4. Мотивация. В качестве мотивации может быть рассмотрена любая выгода: общественное благо, личная прибыль и т.д. Какую бы роль не представила нам жизнь, важно уметь нести ее с достоинством и служить примером для окружающих.

    • воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

    • в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;

    • появляется коррекционное воспитание;

    • складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;

    • меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

    • растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

    • набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;

    • воспитательные организации различных видов и типов;

    • системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;

    • набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;

    • ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания — детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).

    • подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

    • обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры и способствование ее преемственности и обновлению;

    • способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально — профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутренней сплоченности общества);

    • социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;

    • адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.

    Источник:
    Социальная роль
    Социальная роль, социально экономическая роль, социальные роли человека, социальные статусы и роли, социальные роли личности, роль социальной сферы, роль социальных институтов, роли социального педагога, роль социальных факторов, роль социальной политики, социальные роли подростка, социальные роли в семье, структура социальной роли, социальная роль конфликта, социально психологические роли, виды социальных ролей, социальная роль образования, роль социального страхования, роль социального воспитания, роль социальных ценностей, характеристика социальной роли, социальная роль науки.
    http://center-yf.ru/data/stat/Socialnaya-rol.php

    (Visited 1 times, 1 visits today)

    Популярные записи:

    Что можно написать про лучшую подругу Почему я люблю подругу? 100 ПричинБлизкая подруга всегда разбавит яркими красками самый хмурый день. Именно… (6)В прозе любимому Нежные слова в прозе любимомуСлова любимому самые нежные. – Кто сказал, что я живу без… (6)Как определить фригидность Фригидность Фригидность – это сексуальная дисфункция, которая имеет массу причин. Рассмотрим виды данного расстройства, факторы… (6)

    COMMENTS