Какую роль должны играть в обществе моральные и правовые нормы

Какую роль должны играть в обществе моральные и правовые нормы

Какую роль должны играть в обществе моральные и правовые нормы

Содержание поступка и характер его оценки

Если бы мотив был единственным субъективным фактором, оп­ределяющим содержание поступка, то результат последнего по своей моральной значимости никогда не мог бы расходиться с мотивом. Поскольку же случаи такого расхождения являются фактом, остается допустить, что, помимо этического мотива, на поступок и его результат влияют и какие-то другие силы, ко­торые необходимо принять во внимание для их объяснения. Понятия борьбы мотивов, морального выбора, свободы воли, явля­ющиеся традиционным в этике, со всей очевидностью указывают на то, что в психологической детерминации поведения участвует отнюдь не один единственный этический мотив. Иначе – с чем бы ему пришлось вести борьбу и какой смысл было бы гово­рить о выборе и свободе: моральный поступок совершался бы автоматически, без выбора и преодоления препятствий, а зна­чит, без участия воли, осуществляющей свободу морального выбора и действия.

Все другие факторы относятся к области, которую можно на­звать внеэтической («внеморальной»). Их отличительной чертей является то, что сами по себе они не определяют этической на­правлен­ности поведения, не делают его моральным или немо­ральным. Например, способность испытывать чувство страха пе­ред опасностью сама по себе ни моральна, ни аморальна, то есть до известной степени морально нейтральна. В зависимости от ситуации она может играть как положительную, так и отрица­тельную роль; страх перед наказанием может помешать осуще­ствлению преступного намерения, но страх может помешать и выполнению долга. Так же обстоит дело и со знаниями, которые могут использоваться и в интересах добра, и в интересах зла.

Знающий аудитор-профессионал может провести аудиторскую проверку на высоком уровне, а может и ловко «обстряпать дело», т.е. войти в сговор с обслуживаемым клиентом и мастерски сокрыть выявленные искажения и нарушения. По моральной значимости прежде всего следует выделить личные потребности и интересы, соображения личной выгодности или невыгодности поступка, соответствующие влечения, чувства, симпатии и антипатии и т.п., которые могут выступать в каче­стве мотивов, определяющих отношение личности к моральной цели.

Этическая и внеэтическая сферы побуждений не разделены непроходимой границей, они влияют одна на другую, в частности в процессе формирования побуждений. Влечения и желания раз­виваются под контролем разума, от которого существенно зави­сят характер каждого из них и его место во всей системе по­буждений.

Глубокое влияние на формирование потребностей, желаний, стремлений оказывает моральный идеал. Моральный идеал – представление, в котором предъявляемые к людям моральные и нрав­ственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, воплотившей в себе наиболее высокие моральные качества (добродетели). Он побуждает к то­му, чтобы соразмерять удовлетворение желаний и сами желания с общественными возможностями, с общим уровнем жизни, с собственным трудом, с требованиями морали. Удовлетворение тех или иных желаний не должно вступать в конфликт с общим стремлением к личному счастью и к счастью других людей, всего общества. Следовательно, желания должны быть нравственно вос­питанными, каждое из них должно включать моральный элемент.

Наиболее прямо на поведение воздействуют импульсивные желания, аффекты, которые могут толкнуть на такие поступки, на которые человек в обычном состоянии никогда бы не решился. В общем же и целом действие потребностей на поведение опосредуется интересом, соображениями выгодности или невы­годности поступка для создания условий, обеспечивающих удов­летворение собственных потребностей и потребностей других людей.

Личный интерес, прежде всего, личная материальная заинте­ресованность – это, несомненно, моральное побуждение, ибо непосредственной целью этого побуждения служит благо от­дельной личности. Целью более высокого морального побуждения яв­ляется согласование личного блага с общественным. Направление реализации личного интереса в условиях рыночных отношений не противоречит стремлению личности участвовать в создании общественного блага. По­буждая к труду на благо общества, личный интерес выступает в качестве мотива, действующего в одном направ­лении с мо­ральным мотивом, следовательно, поддерживающего и усиливаю­щего действие послед­него. Поскольку личный интерес сочетается с моральным побуждением, он приобретает морально положи­тельное значение. В какой-то мере он может возмещать отсут­ствующий моральный мотив, обеспечивая полезный для блага общества результат.

Известно, какую специфическую роль личная материальная заинтересованность в труде играла в социалистическом и коммунистическом строительстве. В условиях социализма она соединяла человека, участвующего в общем труде, с коллективом, способствовала формированию у него сферы коллективистского сознания. Считалось, что если личный интерес был главным стимулом трудовой деятельности, то он имел внеморальный, сугубо прагматический характер. Если же личный интерес дополнялся моральным стимулом, по отношению к которому он для многих отступал на второй план, хотя и продолжал сохранять существенное стимулирующее значение, то такой личный интерес приобретал моральное значение.

Если интерес противостоит морали, он носит сугубо эгоистический характер. Борьба между эгоистической и моральной тенденциями – основное содержание борьбы мотивов в процессе морального выбора. Интересы, противостоящие основам общественной жизни, а значит, и прин­ципам общественной морали, довольно разнообразны. Это, например, интересы мошенника, совер­шившего подлог, искажение отчетности, сокрытие размеров прибыли, причем делающего это умыш­ленно, в корыстных целях. Именно с такими формами отклоняющегося от социальных норм поведения нередко сталкиваются при проведении проверок аудиторы.

В качестве особого фактора поведения выступают моральные знания и убеждения. Моральное убеждение – рациональная основа нравственной деятельности личности, позволяющая ей созна­тельно совершать тот или иной поступок. Знания и убеждения каждого человека играют роль своеобразного, относительно самостоятельного фактора, влияющего на его отношение к моральной цели. Для аудиторов они являются требованиями как норм их профессиональной этики, так и нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность.

Так, система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:

а) соблюдение профессиональными сотрудниками аудитор­ской организации требований неза­висимости, честности, объек­тивности, конфиденциальности и профессиональной этики;

б) укомплектование аудиторской организации профессио­нальными сотрудниками, обладаю­щими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

в) поручение аудиторских заданий профессиональным со­трудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

г) получение сотрудниками при недостатке опыта или зна­ний в конкретных обстоятельствах соответствующих консульта­ций как внутри аудиторской организации, так и вне ее.

Противопоставление морального рациональному нередко основывают на том, что мораль может вступать в противоречие тем, что «выгодно», «целесообразно», «наиболее полезно». Это действи­тельно так вовсе не потому, что сама мораль нецелесообразна. Как было показано раньше, мораль полезна в определенном отношении, именно в аспекте согласования, сочетания личного и общест­венного. Но то, что полезно в одном отношении, в силу противоречивости общественной жизни может прийти в столкновение с полезным в каком-либо другом отношении. Отсюда не следует, что само оно не обладает полезностью.

Источник:
Какую роль должны играть в обществе моральные и правовые нормы
Курс: Аудиторская деятельность и проблемы морального выбора и моральной оценки Рассмотрены сущность и структура морального выбора
http://www.madrace.ru/etika-auditora/kurs-auditorskaya-deyatelnost-i-problemi-moralnogo-vibora-i-moralnoy-otsenki/soderzhanie-postupka-i-charakter-ego-otsenki

Нравственное и правовое воспитание

Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Нравственное воспитание тесно связано и с правовым воспитанием масс. Главная цель правового воспитания состоит в целенаправленном формировании социалистического правосознания, глубокого уважения к законам социалистического государства.

«Уважение к праву, к закону должно стать личным убеждением каждого человека»,— так определил Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии цель правового воспитания трудящихся на современном этапе.

Воспитание уважения к закону основывается на общем укреплении общественной дисциплины всеми морально-политическими и правовыми средствами. В развитом социалистическом обществе требование высокой дисциплины, нетерпимость к любым отклонениям от норм права и социалистической нравственности стало достоянием подавляющего большинства советских людей. Это с новой силой подтвердило всенародное обсуждение проекта новой Конституции СССР. Характеризуя предложения, поступившие в ходе этого обсуждения, Л. И. Брежнев говорил: «Получены тысячи предложений сказать в Конституции, что всякое уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества. Люди требуют строже наказывать прогульщиков, любителей нетрудовых доходов. Нельзя не поддержать эти справедливые соображения»

Воспитание советских людей в духе высокой сознательной дисциплины, активного участия в делах общества и государства, непримиримости к антиобщественным явлениям составляет важную задачу формирования политической и правовой культуры, активной нравственной позиции у каждого советского человека.

Правовое воспитание — составная часть идеологической работы партии по формированию научного мировоззрения трудящихся и коммунистической морали.

Комплексный подход к постановке всего дела воспитания в полной мере относится и к правовому воспитанию, которое целесообразно строить не по принципу организации лишь лекций и бесед юридических работников, а в тесном взаимодействии с политическим, нравственным, трудовым воспитанием.

Связь правового и нравственного воспитания выражается во взаимном влиянии воспитательных воздействий, направленных на выработку навыков отношений между людьми, устойчивых убеждений и потребностей поступать в соответствии с нормами социалистического права и коммунистической нравственности, на выработку понимания и усвоения людьми двух взаимопроникающих форм социального регулирования поступков, необходимых во всякой деятельности.

В чем же состоят особенности взаимодействия правового и нравственного регулирования и воспитания?

Нравственное регулирование носит всеобщий характер в том смысле, что принципы и нормы нравственности, непосредственно выражающие социальную необходимость регулировать взаимоотношения людей, сочетая интересы общества и личности, охватывают все стороны общественной жизни. Этические начала распространяются и на правовое регулирование, лежат в основе права и правовых отношений.

Это качество нравственности как всеобщей духовной основы всякой деятельности людей имеет важное значение для нос питания нового человека в социалистическом обществе. Именно в таких высоких нравственных качествах личности, как преданность делу коммунизма, интернационализм, товарищеская взаимопомощь, добросовестное отношение к труду и социалистической собственности отражаются достижения реального социализма в формировании нового человека.

Право и правосознание охватывают более узкий круг отношений между людьми и их взаимоотношений с обществом и государством, чем нравственность. Право меньше, например, вторгается в сферу личной жизни. Тем не менее большая

часть отношений социалистического общества регулируется одновременно и правом, и нравственностью, что обусловливает их тесное взаимодействие между собой и соответствующее сочетаний задач и методом морального и правового воспитания. Так, участие трудящихся в деятельности органов государственной власти, в хозяйственной деятельности опосредствуется и правом, и нравственностью. Поэтому в сознании советских людей добросовестное отношение к труду, политическая и хозяйственная активность и многие другие социальные поступки оцениваются одновременно и как моральный долг, и как юридическое право гражданина.

Наиболее глубоким источником тесного взаимодействия права и нравственности в социалистическом обществе является их идейно-классовое единство, которое является важной опорой воспитания личности в духе идеалов коммунизма.

Идейно-классовое единство права и морали выражается в общности их основных принципов, в том, что как право, так и нравственность являются выражением передового сознания и воли советского народа. В условиях развитого социализма это единство приобретает новые черты: оно выражает широкую нравственную, внутреннюю поддержку права всем народом.

Для антагонистического классового общества такое единство права с нравственными взглядами и нормами всех крупных социальных групп недостижимо в силу непримиримости классовых противоречий. Поэтому ни одно буржуазное государство не в состоянии обеспечить прочную нравственную базу законодательства, какая возникает в социалистических государствах и возрастает по мере упрочения и развития социализма. О прочности этой базы красноречиво свидетельствует обсуждение проекта новой Конституции СССР всем советским народом, ее одобрение, небывалая политическая активность всех слоев трудящихся нашего общества.

Нравственное регулирование необходимо во всех областях общественной жизни. Но это не означает, что оно является достаточным для регулирования всех сторон даже наиболее важных отношений классового общества. В некоторых аспектах право как специфически классовый регулятор, опирающийся на силу государства, играет роль важнейшего регулятора общественных отношений.

В классово антагонистическом обществе моральные основы поведения представителей разных классов выявляют свою непримиримую противоположность в многообразных формах классовой борьбы. С притязанием на роль единственного, обязательного для всего общества регулятора поведения выступает право как воля господствующего класса, выражаемая и охраняемая государством.

В социалистическом обществе достигнуто социально-политическое и идейное единство народа. В нем действует единая социальная система морали — коммунистическая нравственность рабочего класса, ставшая достоянием всех классов, социальных групп и наций общества. Тем не менее в моральном сознании отдельных людей и моральной практике взаимоотношений между ними еще сохраняется влияние чуждой социализму индивидуалистической морали, противопоставление личного общественному; имеют место аморальные, антиобщественные поступки.

Еще не все члены общества овладели принципами и нормами коммунистической нравственности. Не все общественные отношения могут строиться только на основе нравственного регулирования.

«…Не впадая в утопизм, нельзя думать,— отмечал В. И. Ленин,— что, свергнув капитализм, люди сразу научаются работать на общество бег всяких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена капитализма не дает сразу»

Отсюда следует, что, охватывая наиболее широкую сферу отношений в социалистическом обществе, коммунистическая нравственность, без сочетания с другими средствами нормативного регулирования, не обеспечивает полного регулирования всех сторон и элементов этих отношений. Так, обеспечивая добросовестное отношение к труду со стороны подавляющего большинства граждан, моральные нормы могут оказаться недостаточными для воздействия на лентяев, систематических нарушителей трудовой дисциплины. Для этого и существуют правовые нормы, закрепляющие трудовой распорядок как обязательный для всех без исключения работников и устанавливающие меры государственного принуждения для лиц, систематически его нарушающих.

Известно, что при социализме распределение труда и распределение продукта между членами общества объективно требуют правового регулирования со стороны государства, поскольку продукты делятся «по работе», поскольку необходимо, охраняя общую собственность на средства производства, охранять равенство труда и дележа продукта.

Социалистическое общество вынуждено также правовыми мерами охранять интересы трудящихся от посягательств тех лиц, которые не желают жить честным трудом, которые совершают правонарушения. В борьбе с антиобщественными явлениями социалистическое общество не может ограничиться одними мерами нравственного характера. Здесь наряду с воспитанием и убеждением необходимы и меры государственного принуждения, использование силы закона.

Наконец, в ряде случаев, например в трудовых и имущественных отношениях, в области расчетов между предприятиями и т. п., права и обязанности сторон не могут быть определены только на основе норм коммунистической нравственности, а требуют конкретизации в единообразных, формально-определенных нормативах, свойственных праву. Как показывает вся хозяйственная практика социализма, без четкой правовой регламентации руководство хозяйством обходиться не может, а при ее ослаблении терпит значительный ущерб.

В регулировании отношений по труду, имущественных отношений, в руководстве хозяйством, в борьбе с антиобщественными явлениями большая роль принадлежит и коммунистической морали, таким ее проявлениям, как новые формы бригадной ответственности и борьба за высокое качество продукции, новые формы взаимоотношений между предприятиями, которые регулируются нормами нравственности. Широко применяются и средства общественного, морального воздействия на нарушителей правопорядка.

Отсюда можно сделать вывод, что социалистическое право и коммунистическая нравственность тесно взаимодействуют во всех главных сферах общественной жизни, регулируют различные, часто не совпадающие или не полностью совпадающие сферы общественных отношений. Тем самым правовая и моральная формы регулирования в социалистическом обществе, единые по своей сущности и цели, дополняют друг друга, в совокупности воздействуя на все главные стороны социального поведения людей.

В правовой и философской литературе обычно указывают на такие отличия правового воздействия, как его внешне официальный характер (внешнюю обязательность); большую конкретность правовых норм по сравнению с нравственными и обеспеченность их средствами государственного принуждения. Отмечаются также более широкая сфера действия и более широкие исторические рамки существования морали по сравнению с правом.

Право, воздействуя на те же отношения, что и мораль, фиксирует в них прежде всего практическую, «деловую» сторону. Конечно, и в праве выражены непосредственно моральные критерии (обязанность добросовестно относиться к труду, защита Отечества как священный долг гражданина и т. п.). Однако специфическими критериями права выступают не сами по себе справедливость, совесть, честь, а основанные на них конкретные варианты возможного и должного поведения.

Правовые нормативные критерии поведения представляют собой как бы конкретные выводы для данной практической ситуации из политических, хозяйственных, социальных, идейных устоев социалистического общества. Одним из главных идейных устоев социалистических правовых норм является их соответствие требованиям коммунистической морали.

Таким образом, в отличие от моральной оценки обязательным элементом правовой оценки того или иного поступка служит соотнесение его с требованием закона (или подзаконного акта). Согласно категориям правосознания, поступок может быть законным или незаконным (правомерным или неправомерным); разрешаемым государством, поддерживаемым и поощряемым им (совершение такого поступка составляет юридическое право лица); предписываемым государством (со вершение его составляет юридическую обязанность); запрещаемым законом (совершение подобного поступка является правонарушением).

В правовой литературе можно встретить утверждение, что главными категориями правосознания, выражающими его специфику, являются юридические права и обязанности. Конечно, вполне возможно рассмотреть каждый поступок в сопоставлении с правами и обязанностями человека, установив, что, например, приобретение в собственность предметов личного потребления составляет право гражданина, что гражданин имеет право поступить на работу, получать ежегодный отпуск, в надлежащих случаях— пенсию и пособия и т. п. Точно так же можно выразить содержание правосознания в виде представлений об обязанностях.

Однако кроме юридических каждый человек имеет моральные и иные общественные права и выполняет соответствующие обязанности. Какие права и обязанности являются юридическими -об этом можно судить, только сопоставив соответствующие акты возможного поведения с законом, с выраженной в нем государственной волей народа. Поэтому именно соответствие закону (законность, правомерность) является исходной категорией правосознания и даваемых им оценок поступкам и общественным учреждениям.

Из сказанного вытекает, что необходимым элементом правосознания являются знания, представления о действующем законе. При совпадении основной сущности правовых и нравственных критериев (оценок) поведения в социалистическом обществе, о котором шла речь выше, полностью они все же не совпадают, что и является источником относительной самостоятельности правосознания и его социальной ценности.

Действительно, правовое воспитание могло бы рассматриваться как часть нравственного, как усвоение личностью нравственных оценок и установок в области правового регулирования, если бы не вырабатывались в правовой практике особые критерии. Так, оценки преступления социалистическим правосознанием и коммунистической моралью не тождественны по своей форме и критериям. Правовое сознание дает оценку преступлению как действию, посягающему на советский общественный и государственный строй, на иные интересы социалистического общества и личности. Критерием нравственной оценки преступления является его антигуманный, антисоциальный характер.

Следовательно, существуют специфические черты правового регулирования отношений в социалистическом обществе, и отсюда вытекают особые задачи правового воспитания. Однако организационные формы правового воспитания, его методы в основном соответствуют формам и методам нравственного воспитания. Это пропаганда (устная и печатная) права, правовое просвещение трудящихся на различных уровнях; индивидуальная воспитательная работа по предупреждению правонарушений и перевоспитанию правонарушений; участие трудящихся в правовой практике. Правовое воспитание и нравственное тесно связаны между собой.

Педагоги, юристы и представители иных отраслей знания правильно подчеркивают необходимость сочетания правового воспитания с нравственным. В особенности важным является соединение правового воспитания с нравственным в средних школах, в работе с молодежью. Это подтверждается проведенными в нашей стране исследованиями правосознания молодежи, выявившими, что большинство подростков и молодых правонарушителей, оценивая значимость поступков, исходят из ложных нравственных критериев — ложного товарищества, боязни обвинения в «трусости» и т. п. Правовое воспитание молодых людей должно сочетаться с политическим и нравственным, преследовать единые цели.

Вместе с тем разработанные сейчас программы, учебные и методические пособия по предмету «Основы советского государства и права» уделяют еще недостаточно внимания нравственным проблемам соблюдения законности, борьбы с преступностью. Важно продумать вопросы методики преподнесения материала, специального заострения внимания школьников на проблемах гуманизма, вопросах служения интересам трудящихся. Познание социальной ценности права, правосудия, правомерного поведения раскрывается для человека прежде всего и глубже всего именно через этические категории как наиболее общее выражение общественных взаимосвязей. Так, право и правомерное поведение ассоциируются со справедливостью, преступление — со злом, правосудное решение — с благом и т. д. Поэтому наиболее доступным и общезначимым для обыденного сознания является именно нравственная оценка правовых явлений.

Наряду с совершенствованием учебной программы важно всемерно развивать различные формы посильного активного участия школьников и работающей молодежи в охране общественного порядка, охране природы, использовать различные виды детского и молодежного самоуправления для выработки навыков общественной дисциплины, соблюдения порядка, сохранения общественного имущества. Изучение простейших правовых норм, как показывает опыт, помогает укреплению нравственных установок школьников, пробуждает интерес к проблемам общественной жизни, моральной практики отношений между людьми.

Правовая пропаганда должна не сводиться к простой информации о законодательстве, а сочетаться с усвоением нравственных и политических основ советского законодательства. Главная задача широкого воспитания масс состоит не в том, чтобы дать профессионально-юридические знания каждому гражданину, а в том, чтобы сформировать потребность знать и соблюдать основные требования закона. И достичь этого можно, только конкретно раскрывая политическое значение советского права, преимущество его основных институтов перед буржуазными.

Система пропаганды, обучения правовым знаниям в трудовых коллективах необходима для воспитания нравственных основ отношения к закону, поскольку глубокое восприятие личностью на нравственном уровне требует не случайного ознакомления с отдельными правовыми требованиями, а известного «упражнения сознания» для выработки внутренней солидарности с принципами и ведущими положениями социалистического права в целом.

Нравственные убеждения личности, дополняемые требованиями правосознания, знанием правовых норм, образуют наиболее глубокий сплав этико-правовых установок, становящихся своеобразным «внутренним» кодексом личности в условиях социализма, где развитие личности, благо человека приобретает значение высшей ценности. Воспитанию уважения к закону должно способствовать повышение уровня правового знания, что позволило бы соединить воспитание правовых и нравственных ценностей коммунистического отношения к общественному долгу, к общественному порядку и законности в развитом социалистическом обществе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник:
Нравственное и правовое воспитание
Нравственное воспитание тесно связано и с правовым воспитанием масс. Главная цель правового воспитания состоит в целенаправленном формировании социалистического правосознания, глубокого уважения к законам социалистического государства. В условиях развитого социализма создается возможность более полного, всестороннего
https://pro-psixology.ru/nravstvennoe-vospitanie-vkomunizme/162-nravstvennoe-i-pravovoe-vospitanie.html

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ — раздел Политика, ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Исследование Природы, Структуры И Функций Юридической Практики Дает Возможнос.

Исследование природы, структуры и функций юридической практики дает возможность выделить те ее типы (виды, подвиды), стороны и элементы, которые необходимо совершенствовать и качественно улучшать.

Особую значимость в настоящее время приобретают вопросы совершенствования правотворческой практики, поскольку именно с ее помощью формируется нормативно-правовая база радикального экономического, политического и иного преобразования российского общества, вводятся в правовую систему качественно новые средства, формы и методы юридического воздействия на происходящие в стране процессы. Нельзя, например, серьезно говорить о развитии рыночных отношений без достаточно разработанного и эффективного гражданского, торгового и (финансового законодательства.

Изменения в механизме правового регулирования, расширение договорных отношений между различными субъектами права, сферы правовой саморсгуляции, переход от ограничительно-запретительных способов воздействия на частную жизнь к общедозволительным, а в публичной области – к разрешительному порядку деятельности государственных органов и должностных лиц требуют новых подходов ко всей концепции правотворчсства, пересмотру всего ныне действующего законодательства, приведению его в соответствие с международными нормами о правах человека и другими актами международного права.

Необходимо, чтобы в законах и других нормативно-правовых актах находили наиболее полное отражение идеи свободы и ответственности, гуманизма и справедливости, равенства и безопасности, господства права и солидарности. Качество и эффективность рассматриваемой разновидности практики в значительной мере зависит также от реального воплощения в конкретной деятельности компетентных органов правотворческих принципов научности и демократизма, гласности и законности, целесообразности и экономичности, оперативности и др.

Сложившаяся в России социально-экономическая, политическая и национальная ситуация, обстановка в сфере образования, культуры и духовной среды в целом требуют повышения темпов законодательной деятельности, скорейшего принятия основополагающих законов. Однако это не должно идти в ущерб их качеству. Многие недавно изданные законы, указы Президента и акты Правительства в этом плане подлежат существенной критике. Опыт правотворческой и правопри-менительной деятельности показывает, что некачественные и противоречивые законы подрывают авторитет издавшего их органа и всего законодательства, порождают правовой нигилизм, трудно реализуются, обрастают массой разъяснений, ведомственныхинструкций, которые сводят на нет суть основного акта.

Большую роль в создании гармоничной правовой системы общества призвана играть правосистематизирующая практика, т.е. деятельность (сформированный на ее основе опыт) по сбору, упорядочению и приведению в стройную систему разнообразных правовых актов (нормативных, правоприменитсльных, интерпретационных и др.). Эта практика существенно влияет на качество и эффективность правотвор-ческой и правопримснитсльной деятельности, уровень законности и правопорядка в обществе.

Глубокие преобразования во всех сферах жизни общества, интенсификация правотворческой деятельности государственных органов и хозяйствующих субъектов на федеральном и местном уровнях, обострение криминогенной ситуации в стране требуют издания кодифицированных актов по основным отраслям и институтам права, улучшения методики и результативности обобщений материалов правоприме-нительной и праворазъяснительной практики, скорейшего внедрения в правовую систему компьютерной техники, организации банков разнообразной юридической информации, российской и региональной справоч-но-информационных правовых служб, создания единой схемы учета, инкорпорации, консолидации и кодификации законодательства и т.п.

Если определить главные, стратегические направления в области правоприменительной практики, то они сводятся к тому, чтобы поднять на качественно новый уровень работу всех правоприменительных органов, существенно активизировать их деятельность по охране интересов личности, обеспечению экономической безопасности и общественного порядка, защите потребительского рынка, профилактике правонарушений, борьбе с преступностью.

Важными представляются проблемы укрепления законности и правопорядка, искоренения формализма и бюрократизма в деятельности правоохранительных органов, улучшения их материально-технического и финансового обеспечения, работы с кадрами. Особенно актуальны

вопросы комплектования, правильной расстановки, воспитания, юридического обучения, социальной и правовой защищенности сотрудников.

Дальнейшего углубления требует судебно-правовая реформа. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118), судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Необходимо уточнить компетенцию, задачи и функции прокуратуры, активизировать ее контрольно-надзорную и координирующую роль в системе правоохранительных органов.

Так же, как и в отношении суда, в законе о прокуратуре нужно определить конкретные меры юридической ответственности за вмешательство в деятельность прокуратуры, игнориронапие выносимых ею предостережений, представлений и протестов, изменить методы правового воздействия па нарушителей закона (сейчас прокурор выступает в качестве просителя: «прошу восстановить законность», «устранить имеющиеся недостатки» и т.п.). Повышение авторитета прокуратуры будет способствовать стабильности правопорядка и формированию правового государства в России.

Совершенствование органов внутренних дел связано с тремя основными задачами: профилактикой правонарушений, обеспечением общественной безопасности и порядка, борьбой с преступностью. Отсутствие должной нормативно-правовой (полноценных Уголовного, Уго-ловно-процессуального кодексов и т.п.), материально-технической и финансовой базы, медленные структурные изменения в различных звеньях органов внутренних дел, недостатки в работе с кадрами, слабая социальная и правовая защищенность сотрудников и ряд других субъективных и объективных причин-условий не способствуют эффективному решению поставленных перед этими органами задач.

Пути совершенствования правореализационной практики граждан выражаются в формировании у них осознанного уважения к праву и закону, соблюдению своих обязанностей, законных интересов других лиц и организаций, привычки к законопослушному и активному поведению, элементарных умений и навыков самостоятельно и оперативно находить, уяснять и использовать в своей практической деятельности нужные нормативно-правовые предписания, знать основные формы юридической защиты своих прав.

Рост правовой активности граждан объективно обусловлен их занятостью в производственной деятельности, их ролью в политической, культурной и других областях общественной жизни, конкретными социально-правовыми ситуациями и другими важнейшими факторами. Это следует учитывать при организации и осуществлении правового просвещения и обучения населения.

Тема 23. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Н.И. Матузов)

Источник:
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Политика ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c9/4e0mk/p47/

Роль гендерных норм в современном информационном пространстве

Роль гендерных норм в современном информационном пространстве

Одним из инструментов, помогающих человеку ориентироваться в повседневно возникающих событиях, являются социальные нормы. Социальные нормы — это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. В современном мире темп жизни заметно увеличился, а поток информации возрос, поэтому нормы имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, способствуют пониманию происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений.

Роль социальных норм в коммуникационных процессах крайне велика: они закрепляют информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д.; позволяют людям обмениваться информацией, понимать друг друга, участвовать в совместной деятельности, вырабатывать общие взгляды, одинаковую ценностную ориентацию, единое мировоззрение; ускоряют возникновение поведенческой реакции на основе, прежде всего эмоционального принятия или непринятия информации, объяснению и оправданию социальных отношений, сохранению и трансляции культурно-исторического опыта.

Социальные нормы, определяемые по половому признаку, являются установками ожидания, которые определяют, как мужчина и женщина должны действовать согласно нормам, принятым в данном обществе.

В каждом обществе существует различные роли мужчины и женщины в соответствии с их полом. « Быть мужчиной » подразумевает играть определенную социальную роль, «быть женщиной» — играть другую. Мы живем в культуре, где мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины — другими, где гендерные отличия считаются природными; поэтому мы принимаем гендерные нормы и следуем им.

По мнению Ш.Берн: «Объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, интересы в соответствии с биологическим полом.»1 Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми гендерными ролями.

Гендерные роли есть те задачи и сферы деятельности, которые общество закрепляет за каждым полом. Гендерные нормы и гендерные роли воздействуют друг на друга. Нормы устанавливают те задачи, которые должны быть выполнены мужчиной или женщиной, а ежедневное наблюдение за выполнением этих задач со стороны мужчины и женщины подтверждают действительное существование этих гендерных норм.

Усвоение гендерных норм происходит в рамках моральной социализации и включает в себя усвоение устойчивых представлений о поведении в той или иной ситуации мужчин и женщин, устойчивых образов морального облика мужчин и женщин.

В результате постепенного усвоения гендерных норм человек начинает ориентироваться в сфере отношений между полами, у него формируются устойчивые представления не только об образах мужчины и женщины (характерных моральных качествах и т.д.), но и о тех ролях, которые мужчина и женщина должны играть в обществе.

Коммуникационные процессы играют важную роль в формировании гендерных норм. Это, прежде всего, вербальная коммуникация с другими людьми, а также — непосредственный опыт с объектом установки, «невербальная коммуникация».

Другими словами , часть этих социальных норм внедряется в сознание через телевидение и популярную лите¬ратуру, ряд других мы получаем непосредственно, например, испы¬тывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения.

Учитывая вышесказанное мы можем сделать вывод,что гендерные нормы могут формироваться искусственным и естественным способом.

1) искусственный способ — через целенаправленную деятельность СМИ, любого рода пропаганды, как на уровне сознания, так и на уровне бессознательных процессов;

2) естественный способ — в этом случае норма представляет собой аккумулированный разрозненный индивидуальный и групповой опыт, отражающий относительно общие, повторяющиеся в нем свойства и особенности явлений. Это своего рода бессознательная культурно-коллективная переработка, которая предполагает существование уровня переработки информации, где процесс протекает в рамках культуры и по законам данной культуры, причем сам процесс индивидом часто не осознается. Этот процесс отражает определенные исторические национально-культурные формы общественного сознания, выраженные как в виде научного знания, так и в виде житейских представлений. Иными словами, социокультурная среда является одной из ведущих детерминант социальных норм.

Однако когда ситуация социального контекста меняется, то человек тоже может измениться. Современная ситуация интересна тем, что сейчас идет изменение многих существовавших до сих пор моральных гендерных норм. Конечно, моральные гендерные нормы в силу выполнения ими многих необходимых функций не могут полностью исчезнуть. Культура способна смягчать или усиливать ранние, биологически заложенные гендерные различия, а поскольку культура постоянно меняется, вполне логично ожидать, что и величина гендерных различий тоже будет меняться. Многие существующие гендерные нормы уже не отвечают изменившимся социально-культурным условиям ХХ века, прежде всего, претерпевшему изменения социально-правовому статусу женщин (например, если женщина начинает зарабатывать деньги, возглавляет крупные компании).

Как и формирование, изменения моральных гендерных норм идут двумя способами — искусственным и естественным, или под информационным и нормативным давлением.

Гендер находится под сильным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что — женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Теория нормативного и информационного давления частично объясняет, каким образом мы учимся этим нормам и что заставляет нас придерживаться их.

Так как личность человека формируется в процессе повседневного общения с окружающими, то культура определенного общества принимается человеком не как нечто внешнее, извне навязанное, но как состоящая из моделей соответствующего поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются постольку, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни. Вследствие этого коммуникационные процессы оказывают решающее воздействие на формирование, функционирование и изменения гендерных норм.

Список используемой литературы:

1.Шон Берн. Гендерная психология. М.,Олма Пресс,2002

Источник:
Роль гендерных норм в современном информационном пространстве
Требования к теоретическим моделям психологии. На наш взгляд, любое теоретическое построение психологии должно обладать тремя качествами, для того, чтобы адекватно отражать своей предмет
http://psysis.ru/?Rolmz_gendernyh_norm_v_sovremennom_informacionnom_prostranstve

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Как отправиться в романтическое путешествие, не… Как отправиться в романтическое путешествие, не выезжая из города Ведущая проекта «Идеальный выходной» Диана Ходаковская… (4)

Смс о расставании с любовником Расставание с любовником, когда это нужно? как расстаться с любовником эгоистом Расставание с любовником, когда… (3)

Мужчина телец как ревнует Как доставить наслаждение мужчине - тельцу Телец мужчина - это романтик, мечтатель с искоркой в… (3)

Зависимость от жизни семейной эссе Высказывания о семейной жизниСемейная жизнь есть вмешательство в личную жизнь. Карл Краус Чтобы оценить семейное… (3)

Если мужчина козерог не звонит Если мужчина козерог не звонитЧеловек, которого я люблю - козерог. Между нами много что было.… (3)

COMMENTS