Как проявляет себя человек в группе

Как проявляет себя человек в группе

Люди, среди которых живет человек, представляют собой различного рода групповые объединения субъектов, которые, осуществляя совместную деятельность, создают материальные и духовные ценности, необходимые для нормального существования каждого человека. Личность, как самостоятельное и активное существо, может жить и проявлять себя только в группе себе подобных существ, между которыми существуют внутренние связи, объединяющие людей в различного рода сообщества, существующие в определенное время и в определенном пространстве. Группа — это сообщество людей, объединенных внутренними связями и отношениями, возникшими в процессе совместной деятельности и совместного проживания. Совместное бытие — это специфический для людей образ жизни.

Включение индивида в совместное бытие с другими людьми может происходить как закономерно, так и случайно. Закономерно, например, индивид включается в жизнь семьи в силу появления на свет от родителей. Случайно он становится членом другой группы благодаря тому, что начинает контактировать с некоторыми представителями этого сообщества. Но для того, чтобы личность стала членом группы, она должна быть принята ею. Равноправным членом группы субъект становится только тогда, когда его действия и поведение оцениваются как полезные для группы.

Принадлежность личности к группе основана на наличии у нее общего признака, присущего всей группе. Таким общим признаком может быть: профессия, пол, возраст, место проживания, а также наличие общих интересов, увлечений, взглядов, культурных и духовных ценностей и т. д. Общность — это основной признак, лежащий в основе всех групповых объединений людей.

Впервые общность людей возникает на основе наличия родовых связей между родичами, где все равны и их объединяет совместное проживание, забота о продолжении рода и защита своей территории. Все личности, принадлежащие к этой общности, объединены между собой родовыми связями и составляют неструктурированное объединение, существующее под названием “Мы”. Неструктурированные общности людей, противопоставляющие себя другим сообществам, отражаются в сознании личности “Мы” и “Они”. Такие неструктурированные сообщества людей, где существуют родовые связи, где все равны и объединены совместным проживанием, получили название “коммунитас”. С этой точки зрения любое групповое объединение, не имеющее определенной структуры, может называться коммунитасом. Коммунитас — это социум в его нерасчлененном виде, то есть объединение людей недифференцированное по социальным признакам.

В развитом обществе, где существуют социальные связи между субъектами, возникают групповые общности, имеющие определенную социальную структуру, определяющую социальный статус каждой личности в группе. В таких сообществах существуют самые разнообразные взаимоотношения между индивидами: прагматические, психологические, социальные, культурные, духовные, эмоциональные, интеллектуальные, ролевые и др.

Среди этих отношений наиболее важную роль в развитии личности играют культурные и духовные связи, существующие в групповых объединениях. Под их влиянием индивид становится одухотворенным существом, для которого важнейшее значение начинают иметь культурные и духовные ценности, существующие в обществе. Эти ценности не существуют в готовом виде, они создаются людьми в процессе совместной жизни и становятся основным фундаментом для возникновения и существования групповых объединений и основой для установления прочных связей между членами группы.

Духовное начало в любой общности всегда основано на совместной практической деятельности, в процессе которой создаются материальные предметы, необходимые для жизни общества. Осуществляя трудовую деятельность совместно с другими людьми каждая личность вносит определенный вклад в создание материальных ценностей, в которых отражена степень участия ее в жизни того сообщества, к ко — торому она принадлежит. Совместный труд делает личность трудолюбивой, общительной, внимательной, отзывчивой, ответственной не только за себя лично, но и за деятельность всех членов трудовой группы.

То как личность может проявлять себя в группе зависит от той роли, которую она добровольно берет на себя или которую ей навязывает группа. Если роль соответствует возможностям личности, то у индивида начинают проявляться качества, одобряемые группой. В противном случае она начинает негативно относиться к субъекту, который не справляется со своей ролью.

В группе личность не только проявляет себя, но и находит защиту от посягательств субъектов, недоброжелательно относящихся к ней как внутри группы, так и за ее пределами. Если вся группа начинает негативно относиться к какому-либо ее члену, то он становится изгоем “гадким утенком”, которого все могут безнаказанно обижать. И все же такой субъект не покидает группу, а остается в ней, хотя и терпит насмешки и издевательства. Это объясняется тем, что человек общественное существо и он не может существовать отдельно от людей. Потребность быть с людьми заставляет его искать контакты с себе подобными и таким образом, удовлетворять эту потребность. В противном случае его ждет одиночество и изоляция от общества.

Проблема одиночества является для личности самой острой среди других проблем, с которыми она сталкивается. Одиночество может быть временным и постоянным. Временное одиночество наступает после разрыва отношений с прежними друзьями или родственниками. Иногда прежние отношения восстанавливаются, если же это не происходит завязываются отношения с другими людьми. Длительное одиночество возникает в том случае, когда личность в течение долгого времени не может установить связи с другими людьми, так как они не представляют никакого интереса для нее. Одиночество всегда тяжело переживается людьми. Одинокого человека часто охватывает тоска, подавленность, опустошенность, скука, безысходность и т. д.

Как видим, личность не может жить и развиваться вне конкретной группы людей, к которой она принадлежит. Влияние группы на личность является разносторонним и очень важным, так как она выполняет по отношению к личности целый ряд важных функций: объединения, социализации, прагматизации, экспрессивности и поддержки.

Источник:
Как проявляет себя человек в группе
16.1. Личность в группе
http://txtb.ru/144/55.html

Как проявляет себя человек в группе

7.1. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Группы в организации необходимы для выполнения определенных функций и решения определенных задач. Если группа не обладает необходимыми свойствами, она не сможет эффективно выполнять поставленные перед ней задачи. Если группа не соответствует заданным параметрам, то следует либо изменить ее характеристики (качественные или структурные), либо расформировать данную группу и создать новую в соответствии с выбранными параметрами. Практика показывает, что не всегда есть возможность замены существующей группы на новую, поэтому возникает необходимость изменять группу и соответственно заменять членов группы.

Чтобы изменить поведение людей, необходимо понять, что такое поведение, и определить наиболее эффективный способ воздействия на конкретного человека или группу людей.

К анализу и изменению характеристик поведения человека возможно несколько подходов:

• онтогенетический – изменение функций организма или психики в течение индивидуальной жизни (периодизация жизненных циклов);

• филогенетический – изменение свойств на протяжении жизни одного или нескольких поколений;

• культурологический – изменение свойств человека под воздействием смены моды, культуры, уровня благосостояния, развития техники, образования;

• психотерапевтический – изменения, вызванные психотерапевтическим воздействием.

Консультанту и менеджеру необходимо знать все уровни изменения поведения человека, так как это позволяет находить адекватные способы реагирования на возникающие управленческие ситуации.

Одним из интересных, но еще недостаточно изученных подходов к пониманию личности и поведения человека, дающим большие возможности, является гуманистический подход, основанный в 1962 г . К. Роджерсом и А.Маслоу

К.Роджерс и А.Маслоу, опираясь на опыт предшественников и свои исследования, провозгласили следующие ведущие принципы:

1. Основное внимание следует уделять личному опыту человека. Основной вопрос для каждого: «Кто Я?»

2. Личностный выбор, творчество и самоактуализация являются основными темами исследования.

3. Ценности должны занимать первое место при выборе объекта исследования.

4. Основная ценность – достоинство человека. В своей основе человек хорош. Главное — понять человека, а не контролировать его или предсказывать его поведение.

В русле гуманисттической психологии используется метод так называемых «групп личностного роста». Одна из разновидностей этого метода основана исключительно на принципе самораскрытия. Люди собираются на многочасовые групповые сессии и «пробиваются» к своему подлинному «Я». Раскрываясь перед другими, рассказывая о своих глубоких и значимых переживаниях, откровенно говоря о тех чувствах, которые они друг у друга вызывают, участники таких групп начинают лучше видеть, понимать и чувствовать самих себя, освобождаются от неадекватных психологических защит и барьеров самовосприятия, искажающих их образ «Я». Психологические изменения, происходящие с человеком при таком общении в группе, хорошо иллюстрирует простая схема, получившая название «окна Джохари», по имени психолога, ее предложившего (рис. 7.1).

Я

Не знают обо мне

Рис. 7.1. Окно Джохари.

Эта схема представляет собой как бы карту сомосознания, составленную с точки зрения доступности и видения своего «Я» как самим человеком, так и другими людьми. Человек начинает открывать своим партнерам по общению в такой группе то, что он обычно скрывал от других людей, но знал о себе сам. Другие участники таких групповых сессий дают ему обратные связи, когда говорят ему о том, что вызвал в них его рассказ, что они к нему почувствовали, как они его воспринимают и т. п. Если человек способен принять эти обратные связи, не отторгая, а лишь прислушиваясь к себе, к тому, что они, в свою очередь, вызывают в нем, то:

расширяется открытая область как за счет того, что он скрываемое делает открытым, так и за счет обратных связей;

другие открывают ему то, что видят в нем, но он сам о себе не знал;

происходит психологическое «чудо»: человек начинает видеть то, о чем ни он, ни другие и не подозревали; его «Я» начинает проявляться свободнее и «слепая» область также начинает осознаваться.

Следовательно, самораскрытие, открытие себя другим людям помогает человеку открывать себя себе самому.

Но такие внутренние процессы совершаются только при определенных условиях, т. е. тогда, когда люди, которым раскрывается человек, принимают его таким, каков он есть, не пытаясь его исправить, похвалить или осудить то, что он рассказывает о себе или как проявляет себя в группе. Обратная связь этих людей должна быть безоценочной. Тогда создается групповая атмосфера внешней психологической безопасности, когда ослабевают внутренние барьеры и механизмы защиты. «Я» становится свободнее, а проявление человека — спонтаннее. В такой атмосфере можно не играть роли, не надевать маску и без страха смотреть даже на самые неожиданные проявления своего «Я», т. е. можно самому принять себя таким, каков ты есть. Но, чтобы все это произошло, от человека требуется самая «малость» – рискнуть и раскрыться.

Источник. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1996. – С. 58.

Теория и практика гуманистического подхода ориентирована на актуализацию внутренних ресурсов человека, на его самореализацию. Человек не всегда представляет, какие действия ведут к росту, но он всегда предпочитает прогресс, а не регресс. На поведение людей оказывают влияние как биологические, так и средовые факторы, но намного важнее собственная роль и собственный выбор человека.

Источник:
Как проявляет себя человек в группе
7.1. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Группы в организации необходимы для выполнения определенных функций и решения определенных задач. Если группа не
http://www.bibliotekar.ru/upravlenie-5/61.htm

Как проявляет себя человек в группе

Выступая в ролях управляющего, дипломата, инноватора и просто человека, менеджер, прежде всего, проявляет себя как лидер.

Лидерские действия в современном менеджменте превалируют во всех сферах действия профессиональной деятельности руководителя любого ранга.

Лидерство – это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации саамы эффективным способом.

Лидер влияет на окружающих главным образом по 2м социально-психологическим каналам::

· по каналу авторитета

· по каналу харизматических свойств.

В жизни это проявляется в добровольном признании исключительности лидера, что характеризуется в неуклонном следовании за ним, копировании его действий и поведения.

Как только в организации появляется какая-либо группа, в ее структуре рождается свой лидер. Лидер необходим группе как символ единения, как опора в сложном взаимодействии с руководством и другими группами. По мере разрастания функций группы и расширения ее сфер деятельности складывается иерархия лидеров. Тут начинают действовать «формальные» и «неформальные» лидеры. Первые получают полномочия руководить людьми, вторые становятся лидерами по признанию окружающих. Подлинным лидером, способным вести за собой людей, становится тот, кто обретает у людей всеобщее признание. Окружающие воспринимают такого лидера по 4 моделям:

· «один из нас» — предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы

· «лучший из нас» — лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал

· «воплощение добродетелей» — лидер является носителем общечеловеческих норм морали. Лидер разделяет с группой ее социальные ценности и готов их отстаивать

· «оправдание наших ожиданий» — люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки.

В деятельности лидера на первом плане должна стоять ориентация на человека.

Влияние лидера на психологический климат и трудовой настрой рабочей группы может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому процессом лидерства необходимо управлять. Процедура управления включает в себя:

· Учет психологических закономерностей функционирования группы

· Учет предписанных группе целей производства

· Создание комбинации из неформальных и навязанных действий.

Менеджер, становясь лидером, осуществляет свои управленческие функции через призму неформального лидера. Лидерство оказывается включенным в систему управления по трем направлениям:

1. Организация и коррекция деятельности работников:

· Постановка ясных целей

· Выполнение роли ведущего

2. мотивирование деятельности подчиненных:

· воодушевление целенаправленного поведения

· удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей

· увлечение людей своим примером

· создание групповой синергии

3. обеспечение представительства группы:

· представление интересов группы за ее пределами

· поддержание равновесия между внутренними и внешними потребностями группы

Источник:
Как проявляет себя человек в группе
Выступая в ролях управляющего, дипломата, инноватора и просто человека, менеджер, прежде всего, проявляет себя как лидер. Лидерские действия в современном менеджменте превалируют во всех сферах де…
http://personups.ru/otvety-k-gosu-po-upravleniyu-personalom/47-ponyatie-liderstva-osobennosti.html

Определение группы и их классификация

Группа – это общностей людей, которая создается на основе некоторых факторов: совместной деятельности, особенностей организации, социальной принадлежности.

Все группы делятся на две категории: большие и малые социальные группы. В большие социальные группы входят люди, которые создают собой определенную часть общества – профессиональные группы, социальные слои, этнические сообщества, возрастные группы.

Так ярким примером большой группы, основанной на возрастных показателях, является группа пенсионеров. К числу малых групп принадлежат семья, соседские общности, дружеские компании. Основой малых групп являются межличностные отношения их членов.

Человек является основным звеном каждой социальной группы. Принадлежность к социальной группе благоприятно воздействует на человека. Как малые, так и большие группы способствуют развитию его личности.

Так благодаря группе, человек социализируется, что благоприятно влияет на его существования, а также облегчает воспитание будущих поколений. Именно в группе человек может полноценно заниматься своей деятельностью – этому способствуют как конкуренция, так и командный дух.

Принадлежность к социальной группе удовлетворяет экспрессивные потребности человека в получении одобрения, уважения и доверия.

Социальные законы группы – это устойчивые правила поведения членов больших и малых групп, которые необходимы для их взаимосвязи. Законы групп не возникли сознательно – они образовались в ходе исторического развития социальных групп.

Так человек, сам того не осознавая, придерживается основных законов той или иной социальной группы. Законы групп необходимы для того, чтобы максимально эффективно улучшать положение членов групп, а также осуществлять управление над ними.

Зачастую, члены каждой социальной группы имеют общие цели, которые направляют их совместную деятельность. На этой почве возникает командный дух группы. Командный дух группы присущ как большим, так и малым группам.

Благодаря командному духу, члены групп могут консолидировать свои усилия, объединить свою деятельность ради того, чтобы все интересы и цели группы были достигнуты.

Источник:
Определение группы и их классификация
Группа – это общностей людей, которая создается на основе некоторых факторов: совместной деятельности, особенностей организации, социальной принадлежности. Все группы делятся на две категории:
http://www.nado5.ru/e-book/opredelenie-gruppy-i-ih-klassifikatsija-chelovek-v-gruppe-zakony

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Электрофорез с бромом Бром и препараты брома Соли брома при введении в организм стимулируют тормозные процессы в коре… (3)

Семья эссе Пример эссе о семье на конкурс На что и клад, коли в семье лад. Семья-это… (3)

Секс в 16 норма или нет Как вы думаете с какого возраста можно начинать встречаться с парнями? первый ухажер у меня… (2)

Ромашка от метеоризма Метеоризм, вздутие живота, повышенное газообразованиеМетеоризм, вздутие живота, повышенное газообразование Состояние, которое возникает при усиленном образовании… (2)

Долго ли мужчины страдают после расставания Вам интересно, как переживает расставание мужчина? Из материалов этой статьи читатели смогут узнать о том,… (2)

COMMENTS