Как побороть похоть

Как бороться с гордостью? Семь советов от Отцов Церкви

Как бороться с гордостью? Семь советов от Отцов Церкви

Святитель Игнатий Брянчанинов к этому пороку относит целый комплекс поступков, мыслей и переживаний, от презрения к ближнему до ереси.

Пожалуй, кратко охарактеризовать гордость можно, перефразируя слова древнего философа: «Я – мера всех вещей». Опасность гордости даже не в том, что я считаю себя самым лучшим. Дело в том, что я вижу события, других людей, даже Самого Бога только своими собственными глазами – и считаю, что мое зрение стопроцентно.

А мое зрение как минимум ничуть не лучше, чем у всех остальных. И, между прочим, хуже всего мне видно самого себя. Своя голова кажется центром вселенной – а ведь это только моя вселенная, ограниченная и маленькая…

1. За советомк Библии

Преподобный Ефрем Сирин

Лучшие советы по борьбе с грехом может дать Сам Бог. Преподобный Ефрем Сирин в качестве «врачевства против гордости» предлагает чаще перечитывать «места Писания, направленные против неё»:

«Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).

«Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал.6:3).

«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15).

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

«Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его» (Пс.135:23-24).

«Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» (Пс.114:5).

«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.16:5).

К рекомендованным преподобным Ефремом Сириным стихам можно добавить общеизвестное: «Бог гордым противится а смиренным дает благодать» (Иак.4:6), «в устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их» (Притч.14:3), «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16) и другие цитаты.

Святитель Николай Сербский

Строго говоря, нам нечем гордиться. Святитель Николай Сербский еще раз напоминает притчу о рабе, выполняющем свои обязанности:

«Как можно скорее предавай забвению свои заслуги и труды. Стыдно тебе, если пчела и муравей превзойдут тебя в этом. Плод гордости за свои заслуги – злоба, ссоры и вражда между людьми, а за ними – неизбежное чувство ненужности и отчаяние. Видел ли ты когда-нибудь пчелу и муравья в отчаянии? В самом деле, стыдно, если они лучше людей исполняют заповедь Христову: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10)».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин тоже рекомендует приписывать успех своих трудов Богу и поясняет:

«Я говорю это не с тем, чтоб, уничижая человеческие усилия, хотел отклонить кого либо от заботливого и напряженного труда. Напротив я решительно утверждаю, что совершенство без них ни как не может быть получено, и ими одними без благодати Божией оно никем не может быть доведено до надлежащей степени. … Благодать Божия сообщается только трудящимся в поте лица».

3. Математический метод борьбы с гордостью

«Но я же делаю много хорошего, правильного и доброго!» – станет защищаться гордец. И будет неправ. «Много» – это сколько? А если сравнить с количеством грехов?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн Кронштадтский так и советует поступить:

«Когда придет тебе в голову безрассудная мысль – сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления всеблагого и праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей сравнительно с ними, все равно что нет».

Еще более распространенный спор, чем дискуссия о природе гордости – где граница между смирением и унижением? Правда ли, что христианину должно быть присуще исключительно «чувство собственного недостоинства»?

Нет, неправда. И граница очень проста: унижают человека против его воли, а смиряется он сам. Смирение – активное состояние. Митрополит Антоний Сурожский говорит о нем:

«Когда мы ищем смирения, мы можем ставить перед собой вопрос: как мы относимся к тому, что Господь нас посылает в ту или иную обстановку? С внутренним миром или с протестом, с разборчивостью? “Я не этого хочу, я хочу другого – почему Ты меня сюда послал? Я хочу добра, Ты должен был послать меня в ту обстановку, где все вокруг добрые и будут меня вдохновлять, помогать, нести на руках; почему Ты меня посылаешь в обстановку, где все – мрак, где все – плохо, где все – дисгармония?”

Эта наша обычная реакция, и это один из показателей того, что наша реакция не смиренна. И когда я говорю “смиренна”, речь не о том, чтобы чувствовать себя или сознавать себя как бы побежденными: “Что же я сделаю против воли Божией – смирюсь”. Нет, не побежденность, а активное смирение, активная примиренность, активный внутренний мир делают нас посланниками, апостолами, людьми, которые посланы в темный, горький, трудный мир, и которые знают, что там их природное место или благодатное место».

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник рекомендует смирение как средство борьбы с гордостью:

«Людям гордого нрава полезнее всего быть в повиновении, проводить житие грубейшее и презреннейшее… Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и пропитание подаянием».

Понятное дело, что самостоятельно лечить гордость нищетой или послушанием — и жить в нищей семье или в унизительном рабстве – вещи разные. Во втором случае смирение тоже может быть полезно (или вредно – с какой стороны посмотреть), но к искоренению гордости это никакого отношения не имеет.

Святитель Феофан Затворник, которого сложно обвинить в экзальтированности и нетрезвости, дает совсем радикальный совет – наказывать себя за гордость, в том числе и физически. Собственно, изначально это совет против гнева:

«Найдите веревку – толстенькую – и идите к сестре. Положив ей поклон земной, скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою веревкою отдуй меня хорошенько. Можете меру назначить – пять, десять ударов, только бы чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош».

Святитель Феофан Затворник

Мы все-таки живем не в монастыре в XIX веке, а в миру полтора столетия спустя. Если мы предложим ближнему пороть нас за проявления гордости, в лучшем случае это вызовет у него недоумение. А вот наказывать себя самостоятельно и без членовредительства не помешает.

Выполнил задание начальника и задрал нос – откажись от футбольного матча. Поглядела свысока на неряшливо одетую коллегу: «То ли дело мой безупречный вкус!» – никакого десерта…

Отцы Церкви часто говорят о пользе слез, и у современного человека это вызывает непонимание. В чем польза сентиментальных рыданий – даже покаянных?

Святые не сентиментальны. Они умеют жестко обличать грех, проповеди их зачастую грозны. Слезы нужны совсем не для умильных переживаний и не для сокрушения о своей тяжелой жизни и несправедливости. Слезы – это признание своего несовершенства.

Святитель Николай Сербский уподобил гордость растению, выросшему на иссохшей земле. Сокрушенное сердце поднимает влажные (слезами увлажненные) пласты земли ради того, чтобы душа принесла новый плод. Плач сочувствия и покаяния – вот ключ к исцелению сухой и черствой гордости.

«Для созидания райской пирамиды не нужны слезы яростного гнева и слезы сожаления о потерянном или не полученном богатстве земном, – поясняет святитель. – Евангельские слезы – это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Евангельские слезы – это те слезы, что горюют о потерянном Рае. Евангельские слезы – это те слезы, что смешиваются со слезами детей и страдальцев. Евангельские слезы – это те слезы, что смывают вред, который нанесли мы небесной Любви».

Вернемся к началу. Наше зрение слабо, мы неверно оцениваем себя и других, посему полностью доверять себе – гордость, тягчайший грех.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Наш современник архимандрит Кирилл (Павлов) уподобляет гордого человека слепорожденному из Евангелия – получив исцеление от Спасителя, он исцелился и духовно и уверовал в Него. Напротив, люди, не желавшие принять благодать Христа, фарисеи, обвиняли Его в совершении чудес бесовской силой. Это проявление уже не простой, а сатанинской гордости.

«Слепотствующий душой по гордости и упорству есть самый несчастный человек, добыча ада, исчадие сатанинское, напитанное гордостью и злобой отца своего диавола. Это-то и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными же чудесами. Нет таковому прощения ни в сем, ни в будущем веке», – подчеркивает отец Кирилл.

Действительно, сознательное отвержение Христа – Бога – итог гордости, фактическая цель ее. Так что самое надежное средство в борьбе с этим недугом – взирать на Того, Кто может его исцелить. «Во всем нам нужно стремиться подражать тому, как поступал Господь, как учит нас тому Евангелие».

Источник:
Как бороться с гордостью? Семь советов от Отцов Церкви
Можно ли победить гордость? Задаем этот вопрос духовно авторитетным людям разных эпох
http://www.pravmir.ru/kak-borotsya-s-gordostyu-sem-sovetov-ot-ottsov-tserkvi/

Посмертные фото

Посмертные фото — самый пугающий обычай Викторианской эпохи

Посмертные фото (они же — post mortem) — это пугающий тренд Викторианской эпохи, который в те времена казался совершенно обыденным. С появлением дагеротипов, даже у относительно небогатых слоев населения появилась возможность делать портреты. Но многие использовали новейшее изобретение не столько для того, чтобы запечатлеть свой образ, сколько для того, чтобы оставить память об умерших близких. Жутковатый трюк заключается в том, что умершему пытались придать максимально естественную позу, словно он и не отправился в мир иной. Тогда отношение к смерти было другим и родственники не видели ничего ужасного в том, чтобы нарядить усопшего, прикрепить его к штативу, нарисовать глаза поверх настоящих (или влить специальный раствор, чтобы они блестели как живые) и позировать с ним на протяжении десятков минут.

Уильям Андерсон, солдат армии конфедератов

Люди здесь выглядят намного более жутко, чем покойник — они расфокусированы из-за того, что двигались во время съемки

Мертва девочка слева

Со стороны процесс съемки выглядел так

Монахиня из Палермо, Сицилия

Луи II, король Баварии

Скорбящий муж за погибшей женой

Большое семейство, собравшееся вокруг «прилегшей» на полу родственницы

Глаза здесь выглядят такими выразительными, потому что зрачки — нарисованные

Посмертное фото делали даже любимым псам. Хотя есть вариант, что девушка слева тоже мертва

Дженет Глекмейер. Фото сделано спустя 9 дней (!) после смерти

На этом фото трудно понять, кто из сестер живая, а кто нет. Мертва та, что стоит (обратите внимание на ее более темные руки)

Больше всего в этих фото пугает даже не сам факт того, что на них изображены мертвецы (в конце концов, все люди с фото тех времен, так или иначе, уже мертвы). Гораздо больше неуютное и тревожное ощущение вызывает понимание того, что раньше к умершим относились иначе, сама смерть в сознании людей была совершенно иной. К погибшим действительно относились так, словно они все еще где-то здесь, рядом, и дагеротип навсегда сможет удержать хотя бы какую-то их часть.

Карлики, похоть, моряки и богема — фото ночной жизни Кейптауна, сделанные вышибалой

Женщины, похожие на трансвеститов, карлик, танцующий с полицейским, танцы, похоть и апартеид — все это чад кутежа кейптаунских баров конца 60-х. Южноафриканский фотограф Билли Манк был вышибалой в самых злачных заведениях Кейптауна 1967-69 годов. Попутно он решил стать летописцем ночной жизни родного города и фотографировал все самое интересное, что попадалось ему в барах и дансхоллах.

  • Раньше люди настолько боялись шотландцев, что одевались ими на Хеллоуин, пугая соседей, а костюмы тыквы уступали по популярности только костюму куклуксклановца. Все это можно узнать из старых хеллоуинских открыток, которые сами по себе представляют отдельный жанр не то хоррора, не то комедии. Мы собрали 20 самых странных и диких антикварных открыток и попытались понять, какого […]

  • Очередное доказательство того, что инуиты — самая стильная нация на Земле

    Первые европейские покорители Арктики ожидали встретить на крайнем севере безжизненную ледяную пустыню. Однако, согласно их свидетельствам, здесь они к своему удивлению обнаружили «невероятно стильных парней в таких клевых очках, что не стыдно было бы носить самому Вильгельму IV». С тех пор инуиты (а это были именно они) считаются самой стильной нацией на планете.

    Источник:
    Посмертные фото
    Посмертные фото (post mortem) — самый странный тренд в искусстве XIX века. Мертвецов фотографировали так, словно они живы, и это выглядит жутко
    http://disgustingmen.com/art/postmortem-photo

    Приемы для борьбы с блудной страстью

    За последнее время к нам поступило очень много писем с различными вопросами о борьбе с блудной страстью. Я решил объединить все письма и сделать единую подборку советов святых Отцов отвечающих на главный вопрос — как побороть блудную брань?

    Советы от владыки Игнатия (Брянчанинова)

    Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и не законно, в одно тело. По этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди, при непременном условии,чтобы покаявшийся оставил его, но очищение и отрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтобы связь и единение, установившиеся между телами… и заразившие душу, обветшали и уничтожились.

    Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, помогает (в борьбе с блудным бесом) страдание в телесной молитве…

    Совет от святителя Тихона Задонского

    Блудную похоть надо пресекать памятью, что за этот грех сильно мучит и терзает совесть.

    Совет от аввы Дорофея

    Диавол из зависти воздвиг на тебя брань. Береги же глаза свои и не питайся до сытости. Вина употребляй немного, и то по немощи тела, если придется. Приобрети смирение, расторгающее все вражьи сети

    Совет от Иоанна Лествичника

    Кто телесными трудами и потами ведет брань с этим соперником (блудным бесом), тот подобен связавшему врага своего слабой веревкой… Кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами… Кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждой, тот подобен убившему своего противника и похоронившему его в песке.

    Кто одним воздержанием покушается утолить блудную брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, двигая одной рукой. Соедини с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы.

    Советы от Иоанна Кассиана Римлянина

    Если хотим законно подвизаться духовным подвигом и победить нечистого духа блуда… нужно надеяться не на свои силы (ибо это невозможно совершить человеческим усилием), но на помощь Божию. Ибо душа неизбежно терпит нападения от этой страсти до тех пор, пока не осознает, что она ведет войну, превышающую ее силы, и не может одержать победу собственным старанием и трудом, если не будет подкреплена помощью и защитой Господа.

    Но для всякого из нас, всеми силами подвизающегося против духа блуда, победа в том, чтобы не ожидать средства (к победе) от своего старания но от Бога.

    Советы от Иоанна Златоуста

    Взирающий на женщину с вожделением, будет ли он мирянин или монах, будет одинаково наказан за прелюбодеяние.

    Зачем засматриваешься на чужое лицо? Зачем стремишься в пропасть? Зачем ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза, прикрывай свое зрение, положи закон очам своим, послушай Христа, Который, угрожая, приравнивает безстыдный взгляд к прелюбодеянию

    Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам разжигает в себе пламя страсти и, делая душу пленницей страсти, вскоре приступает и к исполнению пожелания

    Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее; этого не воспрещает никакой закон. Если же будешь взирать на чужую красоту, то оскорбишь и свою жену, отвращая от нее взгляд, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону.

    Не говори: что в том, если я пристально посмотрел на красивую женщину? Если ты прелюбодействуешь в сердце, то скоро осмелишься совершить это и плотью.

    Прелюбодеяние есть следствие тщеславия, чувственного разжения и чрезмерного сладострастия.

    Если твой брат соблудил, не поноси его обидными словами, не насмехайся над ним. Ты не доставишь этим ему нимало пользы, но только повредишь ему.

    Совет от Нила Синайского

    Столп опирается на основание, а блудная страсть покоится на пресыщении

    Совет от Ефрема Сирина

    Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу к Господу

    Совет от Василия Великого

    Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем

    Советы от Аввы Исаии

    Блудная брань усиливается от пяти причин: от празднословия, тщеславия, многого сна, от склонности к красивой одежде, от пресыщения. Желающий отстранить от себя брань блуда пусть хранится от упомянутых поводов к ней… ибо страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи.

    Если тебя борет блудная страсть, удручай тело подвигами, со смирением припадая перед Богом, и обретешь покой

    Если ощущаешь в себе блудную брань, то непрестанно удручай себя бдением, голодом и жаждой, смиряясь перед всеми

    Советы Оптинских старцев

    Призывай молитвы подвизавшихся о чистоте, святую мученицу Фомаиду, святого Иоанна Многострадального, свя­того Моисея Угрина и молитвы отцов духовных и всех ма­терей; и вменяй себя худшею всех. Во время борьбы все сии средства полезны… N. скажи: когда смирится, тогда и брань утихнет — поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хоро­шим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога (преп. Макарий).

    М., когда совершенно не положится сохранять свои двери ограждениями о устнах своих, (то) иначе невозможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и мыслей любодейных, и от оных — скуки и уныния, и потом всепагубнейших помыслов отчаянности (преп. Лев).

    Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденною в помыслах, но опять же с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные мо­литвы домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне, старай­ся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого (преп. Амвросий).

    От блудной страсти молись преподобному Иоанну Мно­гострадальному и святой мученице Фомаиде, каждый день клади по три поклона. Молись и за тех сестер, к которым имеешь нерасположение, неравность. Как сказано: моли­тесь друг за друга, да исцелеете (преп. Иосиф).

    Блудные грезы бывают ночью во сне… Когда это слу­чится, должна класть 50 поклонов и читать: «Помилуй мя, Боже», — псалом (50) Когда блудные помыслы нападают, молись святой му­ченице Фомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву… (преп. Анатолий).

    Просишь меня сказать тебе средство, как избавляться от блудных помыслов. Разумеется, как учат святые отцы: 1-е дело — смириться, 2-е — не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3-е, главное, — потерпеть (преп. Анатолий).

    Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобою соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленая ты монахиня! Ее жжет справа огнем, а слева обдает холодною водою. Да, несмысленая ты, возьми воды и залей ею огонь! То есть потерпи немощную сестру! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом (поджегой) — гордостью и нетерпени­ем! Потерпи и спасешься! Пусть враг и плоть тебя теснят, но я не перестану твердить тебе псаломское слово: «по­терпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа!» (Пс. 26, 14) (преп. Анатолий).

    Святой Марк Подвижник говорит в своем законе ду­ховном: «корень похоти — любление похвалы и славы че­ловеческой». Усиливается же похоть, как говорят другие святые отцы, когда человек любит покой телесный (в пище, питии и сне) и особенно когда не хранит своих очей от предметов соблазняющих (преп. Амвросий).

    Те6я беспокоит неуместная брань плотская. Где дол­жна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряет­ся воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие. Пишешь, что в этой борьбе кажется тебе: кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало. Молись Царице Не­бесной и Ангелу-хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Также нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще более уси­лится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. — Это вернее (преп. Амвросий).

    Советы от Нила Сорского

    Не ты один пребываешь в этой духовной борьбе, но и все подвизающиеся с помощью Божией; ибо велика эта борьба, как свидетельствуют отцы. Она требует двойного подвига – души и тела, чтобы преодолеть это естество. Для этого нужно прикладывать больше усилий, трезвенно и неусыпно охранять свое сердце от помыслов и, имея страх Божий пред очами, не забывать данных нами обетов – пребывать в целомудрии и чистоте.

    Целомудрие же и чистота должны проявляться не во внешнем только житии, но и в сокровенном сердце человека, когда он хранит себя от скверных помыслов. Поэтому нужно всячески тщательно отсекать эти помыслы, побеждать их непрестанной молитвой Богу, как поступали святые отцы, различными способами, но едино по существу.

    Один из отцов много лет молился так: Изгоняющии мы ныне обыдоша мя; Радосте моя, избави мя от обышедших мя (Пс.16:9 и Пс.31:7). Иной же из отцов говорит Боже, в помощь мою вонми, и так деле (Пс.70:12 и след.). Иной же отец: Суди, Господи, обидящия мя и возбрани борющия мя, и прочее из псалма (Пс. 34). Призывай же на помощь святых, подвизавшихся в целомудрии и в чистоте, о которых свидетельствуют Писания. Когда же надлежит тебе вступить в особенно сильную духовную брань, тотчас встань, возведи очи и руки к небу, молись так: Ты силен еси, Господи, и Твой есть подвиг: Ты ратуй и победи в том, Господи, о нас (см., например, Пс.117:15-16), – и воззови ко Всесильному в немощах смиренными словами: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь(Пс.6:3).

    Таково предание святых. И если преодолеешь эти борения, то познаешь искусом, что, по благодати Божией, побеждаются эти помыслы всегда именем Иисусовым и нет более верного средства для победы.

    Сохраняй же себя от видения лиц и от слышания бесед, которые порождают страсти и восстанавливают против нас нечистые помыслы. Да сохранит тебя Господь. Это касается борьбы с блудными помыслами.

    Как сопротивляться хульным помыслам. Этот помысел – безстыдный и злой. Сильно докучает он и крепким, и нетвердым в вере; и не только ныне, но и издревле так было – являлся он великим отцам и святым мученикам, причем и в то самое время, когда хотели мучители пытать их и предать их смерти горькой, во имя исповедания веры в Господа нашего Иисуса Христа. Нужно одерживать победу над этим помыслом, считая источником его не душу свою, но нечистого беса полагая виновником этого помысла. Молись против хульного этого духа так: Отыди от мене сатана; Господу Богу моему поклоняюся, и Тому единому послужу; тебе же – хула твоя, на верх твой возвратится тебе; напишет и сию Господь; отступи убо от мене. Бог, создавый мя по образу Своему и по подобию, да упразднит тя.

    Если и после этого докучает этот помысел безстыдно, перенеси мысли свои на что-либо иное, Божественное или человеческое, в пределах подобающего.

    Сохраняй же себя от гордыни и стремись идти путем смирения; ибо говорили отцы, что от гордыни рождаются хульные помыслы (Лествица 23:34); бывают же они и от зависти бесовской. И как олень истребляет ядовитых змей (Лествица 26:199; 30:14), так, независимо от причины порождения помыслов, смирение оказывается губительным для этой страсти, и не только для нее, но и для прочих страстей. Так писали святые отцы

    Совет от святителя Феофана Затворника

    «Всякий, кто смотрит на женщину… уже прелюбодействовал с нею» (Мф. 5, 28). Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на женщин? Но ведь не просто «кто смотрит на женщину… прелюбодействует», а «кто смотрит с вожделением».
    Смотреть – смотри, а сердце держи на привязи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без всяких дурных мыслей. Женщин должно и любить, ибо из заповеди о любви к ближним не исключаются и они, но любовью чистой, которая помышляет о душе и духовном родстве, помимо всего прочего… В христианстве, как перед Богом «нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3, 28), так и во взаимных отношениях христиан. Во всех отношениях, ты скажешь, это трудно. Да, без борьбы не бывает, но борьба предполагает нежелание зла; нежелание же милостивым Господом вменяется в чистоту

    Анатолий Баданов
    администратор миссионерского
    проекта «Дышу Православием»

    Источник:
    Приемы для борьбы с блудной страстью
    Приемы для борьбы с блудными помыслами. Читайте об этом на "Дышу православием". Миссионерский православный портал
    http://dishupravoslaviem.ru/priemy-dlya-borby-s-bludnoj-strastyu/

    (Visited 3 times, 1 visits today)
  • Популярные записи:


    1000 причин почему я тебя люблю Шаблон - 101 причина почему я тебя люблю - парню: Оформление своими руками Шаблон "101… (4)

    Мужчина телец как ревнует Как доставить наслаждение мужчине - тельцу Телец мужчина - это романтик, мечтатель с искоркой в… (4)

    Как ведет себя девушка после расставания Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (3)

    Рецепты счастливых отношений Рецепт счастливых отношений «Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет свечи, сердечный друг вот-вот… (3)

    Как записать лучшего друга в телефоне Как в телефонной книге записать любимого человека Как в телефонной книге записать любимого человека/мужа? У… (3)

    COMMENTS