Как диагностировать психическое расстройство

Как диагностировать психическое расстройство

Симптомы расстройства личности

Большинство людей расценивают черты, характеризующие расстройство личности, как свои особенности.

Большинство окружающих людей раздражает его поведение и характер.

Поведение человека настолько непредсказуемо, что выглядит эгоцентричным, не зависящим от поведения окружающих.

Нарушения в мыслях, чувствах и действиях не случайны, а почти постоянны.

Люди с расстройством личности имеют прочную и жесткую картину нарушений в мыслях, чувствах и действиях. Это могут быть вычурные идеи о себе или других лицах, слишком интенсивные чувства или полное их отсутствие, проблемы в отношениях с другими людьми или импульсивность.

Влияние расстройства личности

Личностные характеристики человека, а именно, то, как личность находит свое выражение в широком диапазоне личностных и социальных ситуаций, влияет на взаимоотношения в семье, дружбе или на работе. Расстройства личности приводят к существенным ограничениям в личной и общественной жизни.

Примеры жалоб или симптомов:

Периодические конфликты с окружающими людьми

Неустойчивый образ жизни и отсутствие постоянной цели

Экстремальные перепады настроения и сильные эмоции

Агрессивное поведение и быстрая импульсивная реакция

Частое ощущение себя исключенными или отвергнутыми

Зависимый выбор в жизни, и неспособность оказывать влияние на других

Навязчивое стремление делать все в жизни идеально.

Как часто встречается расстройство личности?

Люди с расстройствами личности представляют собой весьма разнородную группу с разнообразными симптомами и различной степенью серьезности проблемы. Они составляют около 10% населения. Многие из них являются клиентами специалистов в области психического здоровья.

Установление диагноза "расстройство личности"

Расстройство личности не всегда легко диагностировать. Существует большая переходная зона между "нормальным" характером и "патологическими" отклонениями. Кроме того, при постановке диагноза "расстройство личности" следует тщательно изучить, нет ли у пациента каких либо других психических расстройств. С другой стороны, почти в каждом случае заболевания, характеризующегося как "расстройство личности", есть признаки различных расстройств личности.

Источник:
Как диагностировать психическое расстройство
Расстройства личности, как распознать расстройства личности, симптомы, лечение, помощь.
http://www.psyq.ru/rasstroystva-lichnosti/rasstroystva-lichnosti-kak-raspoznat.html

Как диагностировать психическое расстройство

Психиатрия занимает особое положение среди клинических дисциплин. Это определяется специфичностью ее методов и объекта познания (больного субъекта- болезненно измененной психики человека) и необходимостью использования методик психофизиологического, психологического и социологического исследований. Однако психиатрия при всей своей социальной и социально-психологической направленности остается медицинской наукой, опирающейся на достижения общей патологии и тесно связанной с другими клиническими дисциплинами. Идет интеграция знаний психиатрии с другими клиническими дисциплинами, например, психосоматическая медицина.

Отсюда становится ясным, что совершенствование знаний семиотики психических заболеваний диктуется не только требованиями каждодневной психиатрической практики и необходимостью повышения качества подготовки специалистов, включая последипломное усовершенствование, но и подготовку врача широкой практики, семейного врача.

В учебном пособии показаны роль и место общей психопатологии в диагностическом процессе, упорядочены и систематизированы сведения о семиотике психических заболеваний — от симптомов до позитивных и негативных синдромов, личности и основных формах ее патологии. Без нее невозможно изучение частной психиатрии, единство диагностического, терапевтического и социально- реабилитационного процессов в психиатрии.

В пособии обобщен богатый опыт наших предшественников работавших на кафедре психиатрии Самарского (Куйбышевского) государственного медицинского университета (института), и наш личный многолетний клинический и педагогический опыт.

2.Общая психопатология в свете современной методологии диагностики психических заболеваний.

Психиатрия — клиническая дисциплина, изучающая распространение, клинику, диагностику и лечение психических заболеваний, их этиологию, патогенез, организацию психиатрической помощи, социальные аспекты (вопросы реабилитации, психопрофилактики психических болезней и т. д.).

Традиционно психиатрию подразделяют на общую психиатрию (общую психопатологию, семиотику психических заболеваний), исследующую основные, свойственные многим психическим заболеваниям, закономерности проявлений и развития патологии психической деятельности (например, бред, галлюцинации, депрессию и т. п.), принципы классификации, методы исследования; и частную психиатрию, изучающую клинику, диагностику, лечение отдельных психических заболеваний, их этиологию и патогенез, организационные и социальные вопросы.

Диагностика психических заболеваний невозможна без методологического определения понятий. Различают целый ряд понятий в общем подходе к диагностике душевных заболеваний: норма, патология, болезнь (психическое заболевание), психоз, психическое расстройство (нарушение), невроз, расстройства личности.

Стереотип развития болезни может выступать в качестве общепатологического, свойственного всем болезням, в том числе психическим, и стереотипа нозологического, присущего отдельным болезням (Давыдовский И. В., 1962). Но стереотип соматической болезни более прост, при психическом заболевании стереотип касается не только “заболевания головного мозга, но и всего организма”, но и функции головного мозга — психики, создавая вместе клинический стереотип болезни, но и включает еще психологические (патопсихологические), личностные и даже микросоциальные нарушения.

Вот как представляет себе меру вероятности возникновения того или иного заболевания С. Б. Семичов (1987) (табл. 1).

Диагностика психических расстройств начинается с выделения ведущих симптомов, складывающихся в синдром, синдромы в нозологическую клиническую единицу — в болезнь. Без правильной диагностики невозможна правильная терапевтическая стратегия и тактика, реабилитационные и реадаптационные мероприятия. А без них невозможно правильное лечение, выздоровление, а следовательно, от них зависит судьба, а нередко и жизнь больного.

По мнению К. Е. Тарасова (1965), диагностику составляют три основных, неразрывно связанных друг с другом аспекта распознавания болезни: логический — специфика мышления врача в процесс установления диагноза; технический — разработка различных специфических методов обследования больного и семиотический— изучение диагностического значения симптомов и синдромов,

Идеальная норма (вероятность болезни — 0)

Гетеротипические акцентуации характера (с предрасположенностью к другим заболеваниям)

Гетеротипические конституциональные варианты (не располагающие к данному заболеванию)

Предпочтительный конституциональный тип, предрасполагающий к данному заболеванию

Предпочтительная акцентуация характера, предрасполагающая к данному заболеванию

Патос. Повышенный риск. Индивидуальное предрасположение

Предболезнь (вероятность болезни — 100%)

Болезнь (конкретная нозологическая форма)

Выделение признаков болезни (симптомов) — первый этап диагностики. Признак болезни — понятие клиническое, он связан, с одной стороны, с непосредственным восприятием врачом ее отдельных свойств и качеств у конкретного пациента. Выделение отдельных признаков и качеств у конкретного больного отражает эмпирически, чувственный уровень познания. Но выделение симптомов только начало диагностического процесса, далее следует их классификация, группирование, познание их взаимосвязи, т. е. они подвергаются клиническому анализу; терминологическому типированию и систематизации (выделению синдрома) — второй этап диагностики.

На третьем этапе диагностики формируется представление о синдромогенезе, синдромокинезе, синдромотаксисе. На этом уровне синдромы клинического уровня сопоставляются с синдромами соматического, неврологического, иммунологического, метаболического и других уровней и формируют не только клиническую “картину болезни”, но и раскрывают многие звенья патогенеза, что позволяет объединить их в диагностическую гипотезу.

На четвертом этапе на основании диагностической гипотезы идет уточнение как клинических, ранее “незамеченных” или невыявленных симптомов, так и параклинических феноменов, т. е. сопоставление причинно-следственных связей между особенностями психопатологической симптоматики и возможными этиопатогенетическими факторами — эндогенными, экзогенными, психогенными, следовыми, личностными, позволяющими не только провести завершающую диагностику, но и выстроить полностью обоснованную терапевтическую тактику.

На пятом этапе происходит анализ особенностей видоизменения симптоматики (усиление, углубление или послабление, смена ведущих синдромов) в процессе течения и лечения заболевания. Наконец, на последнем этапе уточнение диагноза по данным катамнестических наблюдений, установление возможных изменений личности, определение прогноза, выработка социальных и реадаптационных мероприятий, вторичной и третичной профилактики.

Симптом — начало всех начал в клинической медицине и в психиатрии, в частности. Симптом — это единичный, частный признак нарушения функций организма в общем клиническом проявлении психического заболевания, неблагополучия в психической сфере человека. Еще известный немецкий психиатр К. Крафт- Эбинг писал: “Отдельный симптом и его подробный анализ не могут привести нас к желаемой цели — к распознаванию болезни. Отдельный симптом приобретает значение только в совокупности и взаимосвязи с остальными симптомами — в симптомокомплексе”. Целостное, качественно новое представление о характере болезненного процесса может дать только совокупность симптомов (синдром), базирующихся на единых патогенетических механизмах.

Психопатологические симптомы делятся на позитивные и негативные. Позитивные обозначают признаки патологической продукции психической деятельности, появление признаков, которые не встречаются при нормальной психической деятельности (сенестопатии, галлюцинации, бред, тревога, страх, тоска, мания, психомоторное возбуждение и т. д.). Негативные соответствуют признакам обратимого или стойкого, прогрессирующего или регрессирующего ущерба, изъяна, потери, дефекта, утраты того или иного психического процесса из целостной психической деятельности, минус-симптом (гипомнезия, амнезия, гипобулия, абулия, апатия и т. п.). Позитивные и негативные симптомы в клинической картине болезни выступают в единстве, сочетании и имеют, как правило, обратно пропорциональное соотношение: чем более выражены негативные симптомы, тем менее — позитивные (фрагментарнее и бледнее).

Психопатологические симптомы не регистрируются с помощью существующих методик (что возможно только в отношении физиологических, биохимических и других компонентов психопатологических явлений), а также не воспроизводятся экспериментально. Они субъективны, хотя и являются производным страдающего материального субстрата (головного мозга). Следовательно, в психиатрической практике познающий субъект (врач-психиатр) исследует преимущественно субъективные проявления (психопатологические симптомы), но наряду с этим и объективную (сомато-неврологическую) симптоматику другого.

Психическая болезнь проявляется не единичным симптомом, а их набором. Структура и характеристика симптома зависят от рода заболевания (экзо-, эндо-, психо- и соматогенное происхождение или их сочетание), характера повреждения (воспаление, интоксикация, дегенерация и др.), особенностей нейрогуморальных механизмов, связанных с формированием комплекса признаков болезни, от особенностей личности и ее реагирования на отдельные симптомы и т.д. За каждым клиническим психопатологическим симптомом, выявляемым клинико-психопатологическим методом (глава 2), скрывается ряд симптомов другого более низкого уровня (физиологического, иммунологического, биохимического и др.. (табл. 1).

Патологические признаки и методы их выявления

( по Бухановскому А.О. с соавт.).

Иерархия уровней функционирования организма

Признаки соответствующих уровней патологического функционирования организма

Клинические: наблюдение, беседа, осмотр, изучение продуктов творчества, анамнез, экспериментально- психологические и нейропсихологические исследования и др.

Отражающие патофизиологические явления, в т.ч. высшей нервной деятельности)

Клинические и параклинические: физикальный (аускультация), неврологический, ЭЭГ, реоэнцефалогический, теомометрия и др.

Иммунологический и метаболический

Отражающие патоиммунные процессы нарушения метаболизма

Иммунологические, биохимические и т.д.

Структурный (образование и функционирование белков)

Структурные ( на уровнях молекулярном, органелл, клеточном, тканей, органов, систем)

Гистохимические, радиоизотопные, микроскопические, ультразвуковые, рентгенологические, физикальные (пальпация, перкуссия), антропометрические, эндоскопические, цитологические и т.д.

Обнаруживающие мутацию генов или хромосом

Генетические, цитогенетические, генеалогический, близнецовый и т.д.

Для более глубокого понимания структуры психопатологического синдрома следует разделять их на обязательные (среди них выделяются ведущие), дополнительные и факультативные симптомы.

Следовательно, разделение симптомов, образующих синдром, на ведущие, обязательные, дополнительные и факультативные позволяет отнести конкретное синдромальное образование к той или иной классификационной группе, а также выделить его в конкретный вид, определить форму, выраженность, типичный или атипичный вариант синдрома.

Психопатологические синдромы ни что-то застывшее, однообразное, а изменяющиеся структуры, что обозначается как синдромокинез (раздел семиотики). Но кроме возникновения, становления, развития и регресса психопатологического синдрома имеется и взаимосвязь синдромов (синдромотаксис). Каждое заболевание имеет свой предпочтитательный синдромотаксис,

До настоящего времени остаются актуальными выводы, сформулированные в 30-е годы А. С. Кронфельдом, в результате критического анализа многочисленных работ наиболее известных то время психиатров:

Вопрос о нозологической типизации психопатологических синдромов до настоящего времени не решен. Это особенно ярко проявляется в так называемом сужении или расширении диагностики отдельных психозов, например, шизофрении, в отсутствии четких дифференциально-диагностических критериев понятий “психоз”, “непсихотические состояния”, “невроз”, в возникновении в диагностике взаимоисключающих тенденций — к нозологическому догматизму или единому- психозу. Психопатологические синдромы не существуют вне нозологически самостоятельных болезней.

По этиологической принадлежности выделяют следующие группы психических заболеваний:

1. Эндогенные — хромосомные, наследственные или с наследственным предрасположением (мультфакториальные) болезни, патогенез которых формируется, в основном, изначально внутренними механизмами, сформированными генетически.

2. Экзогенные, при которых этиологический фактор, действуя из внешней среды (инфекции, интоксикации, механические травмы и др.), при взаимодействии с организмом вызывает его повреждение, в том числе головного мозга, обусловливая патогенез болезни. 3. Психогенные, где этиологическим фактором выступает психотравма — взаимодействие с личностью с неприемлемой для нее ситуацией в системе межличностных отношений.

Диагностика основывается на установлении различия между сходными по симптоматике н течению психическими заболеваниями с учетом явлений патоморфоза, в том числе лекарственного (патометаморфоз). Дифференциально-диагностические критерии: 1) особенности данных анамнеза; 2) возраст к началу болезни; 3) тип дебюта и темп его развития (острое, подострое, постепенное); 4) особенности клинических проявлений (ведущий синдром и его динамика, типичность и специфичность симптомов); 5) тип течения (прогредиентное, приступообразное, по типу реакции, развития, эпизода); 6) особенности выхода из болезненного состояния (ремиссия, светлый промежуток, дефектное состояние, его тип); 7) данные лабораторных исследований (биохимических, патопсихологических, электроэнцефалографических и др.); 8) данные сомато-неврологического исследования; 9) особенности отношения больного к своей болезни.

Патоморфоз — видоизменение клиники психических заболеваний. Различают: интерпатоморфоз — изменение соотношений между отдельными нозологическими единицами; интранозоморфоз — изменение клиники определенной болезни в пределах свойственных ей синдромов, последовательность их развития, соотношения между формами течения; интрасиндромальный патоморфоз — изменение симптоматики и ее выраженности; патометаморфоз — изменение клиники заболеваний вследствие использования современных методов лечения. Считают, что патоморфоз, помимо лечения, обусловлен комплексом социальных и биологических факторов. Однако в настоящее время успешно распознаются начальные нередко выраженные проявления психических заболеваний, в том числе так называемые атипичные, замаскированные, скрытые их формы.

В развитии заболевания различают дебют, инициальный период, этап развернутой клинической картины, этап ее стабилизации и исход. Дебют болезни — это первые признаки болезни, чаще кратковременные, невыраженные, но могут быть и ярко представлены в виде четкого психопатологического синдрома. Инициальный период — наличие неспецифических, непсихотических общесоматических, вегетативных, неврозоподобпых, психопатоподобных или аффективных расстройств с трудно выявляемой их нозологической предпочтительностью. На этапе развернутой клинической картины имеют место характерные для данной нозологической единицы синдромогенез, синдромокинез, синдромотаксис. Исходом может быть: полное выздоровление, светлый промежуток (интермиссия), ремиссия (редукция части позитивной симптома тики при сохранении негативной), глубокий дефект (необратимый негативный симптомокомплекс), смерть.

чаще психопатической, почвы; характеризуется постепенным, медленным накоплением психопатологических признаков (бредообразования, астенических, истерических черт и т. и.) без образования слабоумия. У лиц с последствием черепно-мозговой травмы, органического заболевания головного мозга возможны синдромы развития; 5) течение по типу эпизода — характеризуется острым началом, чаще с расстройством сознания, кратковременным течением и выходом в доболезненное состояние (например, сумеречное состояние).

В диагностическом процессе участвуют два субъекта — врач и больной. От правдивости второго и клинического мышления первого зависит правильная диагностика болезни. Определить сущность врачебного мышления пытались многие видные клиницисты. “Под клиническим мышлением, — пишут А. С. Попов и В. Г. Кондратьев, — понимается специфическая умственная деятельность практического врача, обеспечивающая наиболее эффективное использование данных теории и личного опыта для решения диагностических и терапевтических задач относительно конкретного больного. Наиболее важной чертой клинического мышления является способность к умственному воспроизведению синтетической и динамической внутренней картины болезни”.

В качестве общих требований к клиническому мышлению они выдвигают следующие:

К общим условиям, обеспечивающим эффективность врачебного мышления, указанные авторы относили высокий уровень знаний врача, их систематическое совершенствование и пополнение.

Таким образом, врачебное мышление — это творческий процесс, значительно отличающийся от мыслительных операций, выполняемых в своей профессиональной деятельности другими специалистами.

Алгоритм диагностического процесса

Источник:
Как диагностировать психическое расстройство
Психиатрия занимает особое положение среди клинических дисциплин. Это определяется специфичностью ее методов и объекта познания (больного субъекта- болезненно измененной психики человека) и
http://www.psycheya.ru/lib/semiotica/1.htm

Психические болезни

Среди прочих недугов психические заболевания занимают значительное место, и в современном мире им подвержено значительное количество людей. Данное состояние оказывает серьезное влияние на нервную систему человека. Психически больной человек лишается способности мыслить адекватно, не в состоянии эффективно общаться с окружающими, в том числе, не может принимать здравомыслящих решений. В том случае, если симптомы психического заболевания выражены в значительной степени, то больной не может нормально ориентироваться в повседневной жизни. Но следует знать, что в наше время возможности медицины очень велики, и даже тяжелые расстройства психики поддаются лечению.

Пациенты, которых интересуют такие подробности, как психические болезни список, должны знать, что прежде всего, подобные заболевания подразделяются по ряду основных видов. На первом месте, конечно, находится шизофрения. Это заболевание способно влиять на поведение людей, и характерно такими признаками, как мании, галлюцинации, и прочее. Нередко такое состояние длится на протяжении нескольких месяцев, при этом больной становится нетрудоспособным. Среди прочих признаков у пациента обнаруживается плохое настроение, депрессивные состояния, биполярные нарушения. При шизомоторных нарушениях больные имеют симптомы, схожие с шизофренией, их длительность от месяца и до полугода.

Среди психических болезней встречается и короткое психическое расстройство, для которого характерно возникновение кратковременных нарушений психики. Как правило, подобные явления возникают на определенную стрессовую ситуацию, к примеру, на смерть родственника или близкого человека. Выздоровление происходит примерно через месяц, хотя иногда такое состояние наблюдается и более длительное время. К психическим заболеваниям относятся и бредовые нарушения, притом пациент страдает маниями, имеющими отношение к обычной жизни. Такие проблемы могут длиться до месяца.

Причины психических заболеваний

Среди причин, вызывающих заболевания психики, специалисты нередко называют влияние химических веществ. Порой организм реагирует на определенные вещества очень индивидуально. В этом списке первые места занимают наркотики, алкоголь. У многих людей, принимающих их, возникает бессвязная речь, мании, бред, галлюцинации. Среди других болезней, оказывающих влияние на умственную деятельность человека, названы различные опухоли мозга, а также травматические поражения в области головы. При психических заболеваниях имеются определенные симптомы. Особенность в том, что во время течения болезни ее симптомы могут видоизменяться, поэтому установить, каким именно психическим нарушением страдает пациент, без специальных исследований бывает затруднительно.

Чаще всего, при психическом заболевании у больного возникают галлюцинации, бред. Лечение всегда обусловлено определенной симптоматикой. Психические проблемы имеют очень много специфических признаков, разобраться в которых способен лишь профессионал. Бывает, что человек теряет голос, его речь становится бессвязной, рассудок и мышление теряют остроту, наступает их помутнение. В то же время, больной ведет себя неадекватно, у него возникают проблемы общения, как с домочадцами, так и с коллегами по работе. Еще один признак психического заболевания – потеря интереса к личной гигиене, отвлеченная манера поведения, отсутствие эмоциональности. На возникновение психических заболеваний влияет огромное количество факторов, список очень велик.

Порой психическое заболевание обусловлено генетической предрасположенностью, наследственными признаками. И если известно, что у нескольких потомков имеется определенная психическая болезнь, например, шизофрения, то можно сделать вывод о наследственном происхождении болезни. Не стоит сбрасывать со счетов и такие причины, как серьезные перемены в жизни человека, некоторые факторы окружающей среды. Ученые выявили у больных с психическими заболеваниями дисбаланс химического состава мозга. Такие люди могут быть чрезвычайно гиперчувствительными, потому что их организм содержит избыток вещества, которое имеет название допамин. Оно представляет собой нейротрансмиттер, благодаря которому мозг несет информацию клеткам. Если возникает дисбаланс допамина, реакция мозга непредсказуема.

Лечение психических болезней

В настоящее время специалисты утверждают, что психические заболевания можно успешно лечить, но главным условием при этом является точное определение источника болезни. Существует статистика, согласно которой на земном шаре у каждого сотого жителя имеются различные заболевания психики. Их возникновение приходится на подростковый возраст, также психическим нарушениям подвержены люди в возрастной категории от двадцати и до тридцати. В том числе, одинаково часто болеют представители обоего пола. Приступая к лечению, и общаясь с новым пациентом, врач занимается изучением истории болезни, проводит полное обследование, таким образом, выявляя причину психического нарушения.

Чаще всего, бывает необходимо провести рентген мозга, исследовать кровь. Таким образом, можно диагностировать имеющиеся соматические заболевания, которые способны оказывать влияние на состояние психики пациента. Только после того, как исключается физическое воздействие, специалист выбирает методику лечения, которая оптимально подходит в каждом конкретном случае. Нередко врачи применяют методы лечения, основанные на антипсихотических средствах, также широко применяются психотерапевтические методы воздействия, которые включают в себя и индивидуальные сеансы. Важно помнить, что пациент, проходящий курс лечения от психического расстройства, всегда нуждается в поддержке родственников и членов семьи, поэтому близкие люди должны проявить терпение и понимание.

Источник:
Психические болезни
Психические болезни
http://www.psyportal.net/6977/psihicheskie-bolezni/

Тесты на психические расстройства как один из способов диагностики заболевания

Тесты на психические расстройства как один из способов диагностики заболевания

Под психическим здоровьем понимают слаженность и адекватную работу психических функций человека. Психически здоровой личность можно считать тогда, когда все её познавательные процессы находятся в пределах нормы.

Под психической нормой понимают среднестатистический показатель оценки познавательных функций, характерный для большинства людей. Психическая патология же считается отклонением от нормы, при которой страдают мышление, воображение, интеллектуальная сфера, память и другие процессы. Согласно статистическим данным, каждый пятый человек страдает психическим заболеванием, треть из них не подозревает о своей болезни.

К наиболее встречающимся психическим расстройствам можно отнести фобии, панические атаки, депрессии, алкогольные и психотропные аддикции, патологии пищевого влечения и расстройства сна. Для диагностики вероятных психопатологических отклонений существуют специальные тесты на выявление психических расстройств. Данные методики определяют склонность человека к тому или иному психическому заболеванию. Достоверный диагноз ставится психиатром на основе сбора анамнеза, патопсихологического наблюдения и скрининга вероятных психических отклонений.

Для того, чтоб диагностировать психическое заболевание, психотерапевту необходимо изучить внешний вид человека, его поведение, собрать объективный анамнез, исследовать познавательные процессы и соматоневрологическое состояние. Среди наиболее встречающихся тестов на психические расстройства выделяют определённую специфику исследования:

  • депрессивные расстройства;
  • уровень тревожности, страхи, приступы паники;
  • навязчивые состояния;
  • расстройства пищевого влечения.

Для оценки депрессивных состояний используют следующие методики:

  • шкалу Занга для самооценки депрессии;
  • шкалу депрессии Бека.

Шкала Занга для самооценки депрессии позволяет определить степень выраженности депрессивных состояний и наличие самого депрессивного синдрома. Тест состоит из 20 утверждений, которые необходимо оценить от 1 до 4, в зависимости от встречающихся состояний. Методика оценивает уровень депрессии от лёгкого её проявления до тяжёлых депрессивных состояний. Данный метод диагностики является довольно эффективным и достоверным, им активно пользуются многие психиатры и психотерапевты для подтверждения диагноза.

Шкала депрессии Бека также выявляет наличие депрессивных состояний и симптомов. Опросник состоит из 21 пункта, с 4 утверждениями в каждом. Вопросы теста заключаются в описании симптомов и состояний депрессии. Интерпретация определяет степень выраженности депрессивного состояния или его полное отсутствие. Существует специальная подростковая версия данной методики.

При оценке уровня тревожности, фобий и страхов пользуются следующими опросниками:

  • Шкала Занга для самооценки тревоги,
  • Опросник структуры актуальных страхов личности;
  • Шкала самооценки реактивной тревожности по Спилбергеру.

Шкала Занга для самооценки тревоги позволяет определить страхи и уровень тревожности респондента. Тест состоит из 20 вопросов, которые распределены по двум шкалам – аффективные и соматические симптомы. Каждому вопросу-утверждению необходимо присвоить уровень встречающихся симптомов, от 1 до 4. Опросник выявляет уровень тревожности или его отсутствие.

Опросник структуры актуальных страхов личности, предложенный Ю. Щербатых и Е. Ивлевой определяет наличие страхов и фобий у человека. Методика состоит из 24 вопроса, которые необходимо оценить по степени выраженности того или иного признака. Каждому вопросу соответствует шкалы с определённой фобией, например, страх пауков, темноты, смерти. Если испытуемый набрал более 8 баллов по одной из шкал, это может указывать на наличие у него определённой фобии.

Шкала самооценки реактивной тревожности по Спилбергеру определяет пациентов, больных неврозами, соматическими заболеваниями и тревожными синдромами. Опросник состоит из 20 суждений, которые необходимо оценить от 1 до 4. При интерпретации результатов тестирования не стоит упускать тот факт, что уровень тревожности значительно повышается перед важной, значимой жизненной ситуацией, например, при защите дипломной работы у студентов.

В качестве теста на выявление такого психического расстройства как навязчивый невроз используют:

  • Обессивно-компульсивную шкалу Йеля-Брауна.

Данный метод диагностики навязчивостей состоит из 10 вопросов и двух шкал. Первая шкала характеризует степень выраженности навязчивых мыслей, а вторая – действий. Шкалой Йеля-Брауна эффективно пользуются психиатры для определения выраженности обессий и компульсий у пациента. В психиатрических клиниках данную методику проводят каждую неделю, чтобы проследить динамику развития расстройства. Результаты опросника определяют выраженность навязчивого состояния от субклинического проявления до тяжёлых стадий.

При постановке диагноза при расстройствах пищевого влечения используют:

В 1979 году канадскими учёными был разработан тест на определение анорексии и булимии. Методика состоит из 31 вопроса, 5 из которых являются дополнительными. Испытуемый отвечает на прямые вопросы, и присваивает каждому ранг от 1 до 3. Если в результате исследования сумма баллов превышает 20, то у пациента высокий риск развития расстройства пищевого влечения.

Среди методик, определяющих склонность к тому или иному психическому заболеванию и психопатизации, выделяют:

  • Я-структурный тест Г. Аммона;
  • Тест акцентуаций характера;
  • Опросник определения уровня невротизации и психопатизации;
  • Тест Роршаха.

Я-структурный тест Гюнтера Аммона применяется для выявления неврозов, агрессивности и тревожности, фобий и пограничных состояний. Тест включает 220 вопросов и 18 шкал. Опросник помогает определить конструктивные или деструктивные черты и функции.

Тест Акцентуаций характера представлен несколькими модификациями, наиболее популярным вариантом является вариант методики, предложенный А.Е. Личко, отечественным психиатром и доктором медицинских наук. Под акцентуацией характера понимают – ярко выраженную черту характера, крайний предел психической нормы. Опросник состоит из 143 вопросов, определяющих тип акцентуированной личности. Данная диагностическая методика не является тестом на психические расстройства, она определяет психопатии и акцентуации. У психически здоровых людей акцентуации с возрастом сглаживаются, а при психопатологии – усиливаются и перерастают в расстройства, например, психоастенический тип акцентуаций часто проявляется при шизоидном расстройстве, а сенситивный тип – при навязчивом неврозе.

Опросник определения уровня невротизации и психопатизации исследует уровень агрессивности, склонности к неврозам и другим психическим расстройствам. Методика состоит из 90 вопросов и двух шкал (невротизация и психопатология). Данный тест часто используют психиатры для подтверждения диагностики неврозов.

Тест чернильных пятен Роршаха направлен на исследование когнитивной сферы, конфликтов и особенности характера личности. Методика состоит из 10 карточек, на которых изображены симметричные чернильные кляксы. Испытуемый должен описать, что он видит на картинках, какие ассоциации у него возникают, двигается ли изображение и т.д. Смыслом теста является то, что психически здоровый человек рассматривает и включает в работу воображения всё чернильное пятно, а личность с психическим отклонением оперирует частями рисунка, часто нелогично и абсурдно. Достоверный анализ данной методики проводит психотерапевт из-за сложности интерпретации и разнообразия теоретических основ Роршах-техники.

Однако ни одна из вышеперечисленных методик не может диагностировать психическое заболевание в полной мере. Достоверный диагноз ставит психиатр на основе клинических наблюдений, индивидуальных исследований, анамнеза и психодиагностических методик.

Источник:
Тесты на психические расстройства как один из способов диагностики заболевания
Самые часто применяемые тесты на психические расстройство. Ознакомительная информация и краткое описание тестов
http://onevroze.ru/testy-na-psixicheskie-rasstrojstva-kak-odin-iz-sposobov-diagnostiki-zabolevaniya.html

(Visited 8 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (2)

Цвет глаз евреев ВИА Мидгард-ИНФО Уникальный, научный труд, от выдающегося немецкого расолога Ганса Гюнтера. «Расология Еврейского Народа» описывает… (2)

Письмо любимому на ночь 25 красивых пожеланий спокойной ночи любимому Если вы не стесняетесь выражать свои чувства к своему… (2)

Письмо девушке чтобы вернуть Любовное письмо девушкеВ мире ещё остался небольшой процент романтичных и тонких натур, которых куда больше… (1)

10 месяцев отношений поздравление парню Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?… (1)

COMMENTS