Качества личности примеры

Влияние на людей с помощью харизмы

Влияние на людей с помощью харизмы. Харизматические качества

Сегодня для понимания динамики социального процесса наибольший интерес вызывает «харизматическое лидерство» . В наше время харизматическая теория лидерства активно используется для объяснения политических процессов развивающихся странах. Здесь часто происходило обожествление лидеров и превращение их в диктаторов.

Слово «харизма» происходит от древнегреческого языка и означает «притягивать к себе внимание». Оно восходит к слову «хариты», которым в древнегреческой мифологии именовались три богини красоты и изящества. Еще в Древней Греции люди, обладающие харизматическими качествами, счи тались любимцами богов, которые помогали своим избранникам добивать необыкновенных успехов.

Харизма есть не что иное, как притягательная сила, излучаемая личность; искусство завораживать других людей. Это объясняет, почему так расходятся мнения людей о том, кто обладает харизмой, а кто нет. Человек, в присутствии которого возникает чувство комфорта, к словам которого внимательно прислушиваются, который вдохновляет и увлекает за собой, в котором ее некая искра, обязательно наделен харизматическими качествами. Но каждому человеку свойственно индивидуальное восприятие другого. Чем больше обще на эмоциональном уровне человек обнаруживает у себя с другой личность тем больше он воспринимает ее как харизматическую. Если человек вызывает симпатию, если возникает ощущение духовной близости, партнеры испытывают большую готовность к открытым и искренним отношениям. Конечно при этом можно легче поддаться влиянию, особенно влиянию, выражающемуся в воодушевлении и мотивации.

«Политическая харизма» — одна из те категорий, дискуссии о которой идут практически постоянно. В них можно встретить и «за» и «против». Одни ученые говорят о неадекватности и нецелесообразности использования данного понятия, другие широко использую его в исследованиях современных политических процессов. Большая част объяснительных моделей феномена харизмы так или иначе основывается на подходе Макса Вебера, который ввел это понятие в научный оборот.

Концепция харизматической личности М. Вебера

Харизма, по Веберу, выступает основой одного из типов легитимного господства — харизматического (наряду с легально-рациональным и традиционным). Вебер указывает, что понятие «харизма» «применяется к определенному качеству личности индивида, благодаря которому он отличается от обычных людей и воспринимается как обладатель сверхъестественных, сверхчеловеческих или исключительных способностей». Также он поясняет, что «эти качества не свойственны обычному человеку, они приписываются божественному происхождению или воспринимаются как образцовые, благодаря чему индивид считается вождем».

Харизматическое господство, по Веберу, предполагает — со стороны подвластных — выходящие за рамки обыденной личную преданность, вызванную наличием особого дара или доблести у вождя, и доверие к порядку как его творению. В то же время харизматический тип господства опирается и на личные отношения между правителем и подчиненными, и в этом отношении они противостоят легально-рациональному как безличному.

Вебер достаточно осторожно говорит о правомерности требований вождя. Харизматиком является всякий, кто способен воздействовать на массу с большой эмоциональной силой. Это могут быть как пророки и мудрецы, так и демагоги. Однако обладание особыми качествами не гарантирует, что господство будет установлено, а лишь повышает шансы на подчинение. В концепции Вебера харизма не отождествляется с историко-психологической традицией «великого человека». Таким образом, основное внимание он уделяет не столько политическому вождю, сколько его управленческому штабу, и в особенности — тем отношениям, которые складываются между ними. Массы, по его мнению, иррациональны и эмоциональны. Политические мнения формируются главным образом «наверху», а не передаются лидеру избирателями в ходе делегирования полномочий. В итоге «народу» в политическом процессе отводится пассивная роль.

«Религиозная» концепция харизмы

Религиозная концепция харизмы строится на следующих основных положениях. Во-первых, подразумевается, что харизматический лидер действительно обладает особыми экстраординарными качествами, дарованными е «свыше». Необходимо отметить, что подобная вера всегда основана на факте личного переживания, которое невозможно доказать или проверить. Во-вторых, проводится четкое разделение «обладателей» харизмы в зависимости последствий их лидерства для общества.

Согласно религиозному подходу, подлинные харизматики в сфере политики в высшей степени моральны и религиозны, что отличает их от «псевдохаризматических». Так, Дороти Эммет критикует Вебера и сторонников е концепции за игнорирование различий между двумя типами:

1) лидер, который обладает «гипнотической» властью над последователями и получает от этого удовлетворение;

2) лидер, способный повысить силу воли подвластных его влиянию людей и стимулировать их к самореализации.

В религиозной концепции харизмы истинный харизматик, во-первых, обладает особой «вдохновляющей» способностью, то есть оказывает значительное влияние на людей, мобилизуя их на экстраординарные усилия и действия. Во-вторых, его экстраординарные способности находятся в зависимости от внутренних качеств, которые отличаются высшей моральностью и духовностью. В-третьих, побудительным мотивом выступает стремление «разбудить» мораль других людей, а не желание лидера стать объектом слепого послушания преданности. В результате происходит усиление воли последователей, которые остаются свободными для реализации собственных целей.

Теория Хауса (1977) — хороший пример интерактивного подхода. Он подчеркивает, что харизма связана с особым типом отношений между лидером и последователями. Последователи считают:

1) идеи лидера правильными;

2) безоговорочно принимают лидера;

3) чувствуют к нему привязанность, доверие;

4) эмоционально вовлечены в выполнение миссии организации;

5) ставят перед собой высокие цели;

6) полагают, что могут внести вклад в успех организации.

Данная теория рассматривает черты лидера, его поведение и ситуации, способствующие проявлению харизмы.

Черты харизматического лидера включают:

1) сильную потребность во власти;

2) высокую уверенность в себе;

3) убежденность в своих собственных представлениях. Поведение харизматического лидера предполагает прежде всего:

1. Управление впечатлением: лидер создает у последователей впечатление о своей компетентности. Примеры: разговор о прошлых успехах, проявление уверенности в себе и преуменьшение значения неудач как не относящихся к делу или тривиальных.

2. Предоставление примера, которое предполагает нечто большее, чем возможность копировать поведение или на его основе моделировать свое. Пример помогает разделять убеждения и ценности лидера и означает, что лидер может оказать значительное влияние на поведение, мотивацию и удовлетворенность последователей. Лидерство с помощью собственного примера может включать сверхурочную работу или использование делегирующего, консультативного стиля в формальных организациях. В неформальной группе, например в банде, это может быть кража, хулиганство или запугивающие действия.

3. Задание ожиданий высокого уровня, связанных с работой последователей. Выражение уверенности, что подчиненный может решить задачу; создание привлекательного образа будущего или видения, связанного с ценностями и надеждами последователей; актуализация мотивации последователей, соответствующей видению, путем апелляции к их стремлениям через воодушевляющие речи или регулярный контакт, который подчеркивает эмоциональную привлекательность перспектив работы. Это могут быть мотивы, в основе которых лежат потребности в достижении или присоединении, потребность достигнуть наивысших результатов в работе или нанести поражение врагу либо конкуренту.

Для возникновения харизматического лидерства должны быть соблюдены соответствующие условия. Харизматические лидеры полагаются на обращение к «идеологическим целям» последователей. Они связывают видение будущего или миссию с базовыми, глубинными ценностями, идеалами и стремлениями подчиненных. Хаус считает, что харизма с наибольшей вероятностью проявляется в стрессовых ситуациях, когда возникают повышенные нагрузки или кризисы, лидеры, отличающиеся выделенными выше чертами и формами поведения, с большей вероятностью будут замечены как харизматические. Таким образом, харизматическое лидерство будет свойственно скорее политическому лидеру в военное время или в период кризисов мирного времени, чем менеджеру на производстве.

Апеллировать к идеологическим целям работников особенно трудно, когда задача повторяется или не имеет для них большого значения. Но даже здесь тем не менее это возможно.

Было проведено несколько исследований, в которых предпринимались попытки проверить теорию Хауса и которые в целом подтвердили ее.

На концептуальном уровне в адрес теории Хауса высказывалась критика на том основании, что она определяет харизматическое лидерство, исходя из следствий или результатов, а не уделяет внимание тому, как оно воспринимается людьми. Проблема в том, что нехаризматические лидеры могут быть столь же эффективны, как и харизматические.

В исследовании Подсакоффа с коллегами (1990) последователей просили описать их менеджера путем заполнения опросника. У тех менеджеров, которые ясно формулировали свое видение будущего, моделировали желательные формы поведения и имели высокие ожидания относительно работы подчиненных (имели все три характеристики поведения харизматических лидеров), подчиненные больше доверяли своему начальнику, были более лояльны и более мотивированы выполнять дополнительную работу или брать на себя больше ответственности.

Интересное исследование харизматического лидерства было проведен Хаусом с коллегами относительно бывших президентов США (1991). Они пытались проверить следующие гипотезы теории Хауса:

1) харизматические американские президенты будут иметь высокую потребность во власти;

2) харизматическое поведение будет связано с эффективностью президентов

3) харизматическое поведение будет более распространено среди президентов последнего времени по сравнению с президентами из более отдаленного прошлого.

Они выделили 31 президента, которые, по крайней мере, два года продержались на своей должности в течение первого срока президентства. Затем Хаус с коллегами провели контент-анализ инаугурационной речи президентов касательно тем и образов, связанных с властью. Для оценки харизматического поведения президентов они изучили биографии членов кабинета, чтоб выявить, демонстрировали ли президенты высокий уровень уверенности в себе, веры в подчиненных, высокие ожидания от подчиненных и выраженную приверженность идеологии. Эффективность лидерства измерялась на основе оценок престижа и власти, которые были сделаны группой историков, а также анализа экономических и социальных решений президентов.

Данное исследование обеспечило надежные данные в поддержку теории Хауса. Потребность во власти в значительной мере предсказывала уровень харизматичности президентов. Харизматическое поведение, как и частота кризисов, было положительно связано с оценками эффективности президентов. Харизматическое лидерство чаще было связано с теми президентами, которые занимали пост в недавнем, а не в более отдаленном прошлом.

Диапазон качеств, входящих в понятие «харизма», достаточно широк. Ответ на вопрос о том, кого можно считать харизматической личностью, во многом зависит от субъективного восприятия. Харизматик всегда находится в центре внимания, он покоряет сердца, окружающие как завороженные внимают каждому произнесенному им слову, угадывают по глазам каждое его желание, его сотрудники ради него добиваются поразительного успеха. Он излучает уверенность и оптимизм, веру, воодушевление, и это находит отклик у окружающих. Харизматическая личность запрограммирована на достижение успеха — мысленный настрой на достижение успеха становится привычкой.

К харизматическим качествам относятся:

1) личная магнетически притягательная сила;

2) воодушевление, испытываемое от выполнения жизненной задачи;

3) отождествление себя с выполняемой работой (это производит впечатление, что человек находится на своем месте);

4) раскрытие собственных способностей;

5) уверенность в своих силах и душевное равновесие;

6) умение сосредоточивать свое внимание на самом главном;

7) коммуникабельность и умение устанавливать долговременные и прочие межличностные отношения;

8) умение мотивировать себя и других;

9) способность находить правильный подход;

10) умение ставить перед собой и другими четкие цели;

12) активность и энергичность, умение принимать решение;

13) умение служить образцом для подражания;

14) положительное восприятие жизни.

По материалам книги Л.В. Шалагиновой «Психология лидерства». С-Пб., 2007

Источник:
Влияние на людей с помощью харизмы
Диапазон качеств, входящих в понятие «харизма», достаточно широк. Ответ на вопрос о том, кого можно считать харизматической личностью, во многом зависит от субъективного восприятия. Для возникновения харизматического лидерства должны быть соблюдены соответствующие условия.
http://psyfactor.org/lib/charisma4.htm

Качества личности примеры

1.4. Социально-психологические феномены поведения личности в группе

Установки личности — это проявление неосознанных побуждений к деятельности. Теория установки была разработана в психологической школе Н.Д. Узнадзе, где впервые были экспериментально выявлены феномены когнитивных и практических установок. Например, если испытуемому несколько раз дают сравнить два неравных по величине объекта, а потом предъявляют еще два аналогичных, но равных объекта, то человек воспринимает их как разные по величине. У испытуемого возникает иллюзия неравенства одинаковых объектов, объясняющаяся тем, что восприятие объективно равных объектов происходит в условиях субъективной готовности ктому, что объекты будут неравными.

Встречая нового человека, мы сразу же относим его к определенной категории и строим свое поведение в соответствии со сложившимся стереотипом. Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека:

— позитивная установка побуждает нас переоценивать положительные качества и игнорировать слабые качества человека, то есть мы даем человеку большой аванс, проявляющийся в неосознанной доверчивости;

— негативная установка приводит к тому, что мы воспринимаем только отрицательные качества другого человека, выражая к нему недоверчивость, подозрительность;

— адекватная установка связана с пониманием того, что у каждого человека имеются как достоинства, так и недостатки; главное — как они сбалансированы и как оцениваются другим человеком.

Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрас

положенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти

установки лежат в основе типичных искажений представления о дру

гом человеке. Вот примеры некоторых искажений.

Искажения личностного восприятия

которые являются основой для психологических ошибок

руководителя в оценке деятельности подчиненных

«Эффект ореола» — влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если в группе или у руководителя сложилось мнение о человеке, что он очень хороший, то его плохой поступок расценивается как случайность. И наоборот, если все считают человека плохим, то хороший поступок этого человека расценивается также как случайность, Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут работать в данной группе, ибо хорошее не замечается, а плохое утрируется.

«Эхо» — неправомерное обобщение отдельных чергхарактера оцениваемого сотрудника. Например, если он обладает в какой-либо сфере деятельности хорошими способностями, то ему нередко приписываются и другие положительные черты, например трудолюбие и дисциплина, которыми он, может быть, и не обладает.

«Эффектпоследовательности, первичности» — на суждение о человеке (малознакомом) наибольшее влияние оказываютте сведения, которые предъявлены о нем в первую очередь. Оправдываться и доказывать, что все не так, значительно труднее. И наоборот, на суждение о чем-то или ком-то знакомом наибольшее влияние оказывает самая последняя информация (эффект новизны).

«Вера в первый взгляд» — бытует мнение, что первое впечатление является наиболее верным. Исследования показывают, что руководители часто рассматривают подчиненных через призму первого впечатления, которая односторонне преломляет все поступки и качества человека. Человек опирается на свои подсознательные ожидания и слабости. (Положительно оцениваются люди симпатичные и приятные в общении.)

Очень распространенным является «эффект авансирования» — человеку приписывают несуществующие положительные качества, а затем, когда сталкиваются с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.

И еще один эффект — «проекция на других людей собственных чувств», что вызывает ожидание соответствующего поведения по нашей модели. Очень часто встречается и проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого.

«Атрибуция» — руководитель подсознательно приписывает сотруднику способности или черты, которые он когда-то подметил у другого человека, напоминающего ему этого сотрудника.

Избирательность восприятия — подсознательно мы замечаем, осмысливаем и запоминаем только те явления, которые имеют для нас наибольшее значение или к восприятию которых мы в наибольшей степени подготовлены. Как следствие — руководитель часто замечает в оцениваемом сотруднике только то, что укладывается в уже сформировавшийся у него стереотип.

В качестве особого вида установки выделяют явление аттракции. Аттракция (букв, привлечение) — вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент привлекательности данного человека для других. На проявление аттракции влияют такие обстоятельства, как сходство характеристик партнеров по общению, близость, частота встреч, взаимопомощь и возникающие на этой почве положительные эмоциональные отношения. Поэтому аттракцию можно рассматривать как функцию эмоциональной регуляции межличностных отношений в группах, в которых аффективная сторона межличностных оценок значительно преобладает над рациональной ее стороной.

Конформизм (от позднелат. conformis — подобный, сходный)

-это осознанное или неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Понятие конформизма близко

к принятому понятию внушаемости. Но люди по-разному поддаются внушению со стороны группы или вообще не поддаются ему в силу присущей им степени внушаемости, конформности. От внушаемости как формы непроизвольного и некритического принятия чужого мнения конформизм отличается тем, что наряду с неосознанным подражанием может иметь и произвольные его формы. Конформизм — это податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства, даже если эта позиция ранее не принималась субъектом. Различают три типа конформизма.

! тип — это личная стихийная форма конформизма, который осуществляется по схеме «Майский жук — Дюймовочка», описанной в сказке X. Андерсена. Как известно, Майский жук искренне верил, что Дюймовочка очень красива, и влюбился в нее, но под влиянием своих собратьев-жуков он в ней разочаровался, ибо жуки сочли, что она некрасива, поскольку не похожа на личинку. В этом случае индивид проявляет внутреннее и внешнее согласие с группой без переживания какого-либо конфликта.

II тип — защитный конформизм, В этом случае человек, примыкая

к группе, ищет защиту от неприятностей, грозящих ему вне группы,

стихийно стремится к поддержке со стороны большинства.

III тип — условный, чисто внешний сознательный конформизм,

осуществляющийся по схеме «Новое платье короля». В этом случае

субъект соглашается с группой, большинством, хотя на самом деле

думает иначе. Он может демонстративно подчиняться навязываемому

мнению группы, чтобы заслужить одобрение или избежать порица

ния со стороны других входящих в группу лиц, успешнее сделать ка

Экспериментально конформизм изучается «методом подставных групп», который заключается в том, что специально собранная группа «давит» на отдельного индивида, побуждая его изменить свое первоначальное мнение. По скорости подчинения такому влиянию определяется уровень конформизма личности.

Согласно имеющимся научным данным, степень конформизма зависит от ряда факторов, к которым относятся: возраст — дети и подростки более конформны, чем взрослые; пол — женщины более конформны, чем мужчины; профессия — среди мужчин более конформны

армейские офицеры и менее конформны технические специалисты. Согласно данным американских социальных психологов, 80% людей в обществе являются конформистами разных типов.

Противоположное конформизму свойство — негативизм (нонконформизм) (от лат. negatio — отрицание), то есть немотивирован- . Ное поведение субъекта, противостоящее требованиям и ожиданиям других людей и социальных групп. Негативизм может проявляться как ситуативная реакция (у детей и подростков) и как черта характера личности. Это свойство может быть следствием потребности субъекта в самоутверждении, а также следствием эгоизма и отчуждения от нужд и интересов других людей. Психологической основой негативизма является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм обучения, на протест против традиций данной группы или утверждений конкретной личности. Крайним проявлением негативизма является упрямство, конфликтность личности.

Ригидность (от лат. rigidus — жесткий, твердый) — это затрудненность, а иногда и невозможность изменения субъектом ранее намеченных программ деятельности в условиях, объективно требующих определенных изменений. Различают несколько видов ригидности.

Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятия, представлений, эталонов памяти в изменившейся ситуации. Аффективная ригидность выражается в косности эмоциональных реакций на изменяющиеся объекты этих эмоций. Мотивационная ригидность проявляется в малоподвижной перестройке системы мотивов деятельности в новых обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения.

Уровень ригидности субъекта обусловлен взаимодействием его личностных свойств и особенностей групповых воздействий, включая степень сложности возникающих задач, их привлекательности для него, наличием опасности, монотонной деятельности и т.п.

В отличие от конформизма и негативизма как неосознанных стихийных проявлений личности в отношении к группе, существует общепризнанное в нашей отечественной психологии явление коллективизма

Коллективизм — это сознательная солидарность личности с традициями и требованиями группы. Человек занимает определенную позицию (либо позитивную, либо негативную) в группе не стихийно, а вследствие сознательной оценки соответствия групповых воздействий своим собственным убеждениям, проявляя тем самым принципиальность как важное морально-волевое качество личности.

Далее рассмотрим, на базе каких социально-психологических закономерностей строятся управленческие воздействия на персонал,

С увеличением численности группы ее эффективность возрастает до определенного уровня, При достижении некоторого «критического значения» величина группы перестает влиять на эффективность деятельности, а затем, при увеличении численности, эффективность снижается, например за счет взаимных помех.

По мере роста числа участников групповой деятельности индиви

дуальный вклад в итог общей работы уменьшается («эффект Рингель-

Таким образом, специалист по управлению персоналом и руководитель должны иметь в виду наличие для конкретного вида совместной деятельности определенной величины оптимума численности группы, что требует эмпирического исследования зависимости эффективности деятельности от этого параметра.

Внутригрупповые межличностные коммуникации

Сравнение эффективности «круговой» системы коммуникации (информация движется от одного члена группы к другому последовательно) и «лучевой» (существует общий информационный центр) показало, что «лучевая» коммуникативная сеть эффективнее. Наилучшие результаты для сложных задач — при «полной» сети (каждый обменивается информацией с каждым).

Относительно простые задачи лучше решает группа с сетью коммуникаций централизованного типа («лучевая»).

Таким образом, внутригрупповая коммуникация в процессе совместной деятельности может изменять ее эффективность, требует специального выявления источников искажения информации <см. следующий раздел), а также группового тренинга делового общения для его участников.

Авторитарный (жесткодирективный) стиль руководства усиливает агрессивные тенденции во взаимоотношениях членов группы <К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт).

В сплоченных группах лидер действует эффективнее, чем в менее сплоченных, так как сплоченность предполагает оптимальное и согласованное распределение функций между членами группы.

Большую эффективность показывает группа, руководители которой совмещают высокую степень контроля за деятельностью подчиненных, внимание к их личным нуждам и занимающие активную позицию, не стремящиеся «быть как все».

При увеличении размера группы от 4 до 8 человек в стиле руководства возрастают авторитарные тенденции.

В группах от 30 и более человек руководители чаще опираются на авторитарный стиль руководства, причем он воспринимается терпимее, чем в сравнительно небольших группах (Д. Хемфилл).

В условиях межличностных конфликтов в группе деятельность эффективнее при строгом (структурированном) стиле руководства.

Большую эффективность показывают группы при стиле руководства, для которого характерны: умение хорошо различать профессионально-психологические особенности подчиненных; стремление сохранять психологическую дистанцию между собой и подчиненными; поддержка непосредственных помощников в группе; поддержка вышестоящего начальства.

С учетом изложенного, а также особой роли руководства в организационных системах следует считать стиль руководства одним из наиболее серьезных факторов эффективности деятельности коллектива.

Межличностные отношения в группах

Влияние изолированности, автономности группы на межличностные отношения усиливается за счет ухудшения физических, средо-вых условий.

После длительных отношений сотрудничества конкурентное поведение воспринимается как более враждебное и, наоборот, переоценивается и степень дружелюбия кооперативного акта, осуществленного вслед за устойчивым прежде соревновательным или конфликтным поведением.

Максимальное внушающее влияние на индивида можетоказывать группа из трех человек.

Наименьшую конформность (отказ от своей точки зрения) показывают лица со слабой зависимостью от группы (автономные члены группы), а также и с сильным признанием этой группой (лидеры).

Единообразие оценок в группах с коллегиально-демократической системой отношений больше, чем в группах с авторитарными, строго нормированными отношениями, но адекватность оценок выше во втором типе групп, в силу особенностей коммуникативных связей (интенсивность обмена, некритичная положительная обратная связь при коллегиальных отношениях).

Близкие эмоциональные отношения могут ухудшить результаты совместной деятельности.

Существует оптимум межличностной контактности в отношении эффективности деятельности (рост эффективности до определенного уровня умеренно-положительной эмоциональной близости с последующим снижением).

Влияние на группу публично высказываемых мнений сильнее, чем при сообщении их письменно или с помощью каких-либо технических

Члены группы, значительно расходящиеся в своих оценках с большинством группы, как правило, более резко изменяют свои оценки в условиях адаптации к группе.

Внушающее воздействие больше в группе на раннем этапе развития или в группе малознакомых людей (диффузной группе), чем в коллективе, в связи с эффектом коллективистического самоопределения личности, готовой противопоставить себя группе.

У женщин конформность, как правило, выше, чем у мужчин.

Более внушаемы лица с инертной и слабой нервной системой.

Необходимым условием для внутригруппового межличностного влияния членов группы друг на друга (лидера на ведомых, руководителя на подчиненных) является наличие у них сильного чувства принадлежности к одной и той же группе.

Чем привлекательнее группа для ее членов, тем сильнее формирующее влияние, которое она может оказать на них.

При попытках изменить у членов группы установки, ценности или поведение, оказываемое группой, влияние тем сильнее, чем более эти установки связаны с основой привлечения члена в данную группу или ее привлекательности для него.

Чем выше престиж (эталонность, референтность) данного члена группы в глазах других членов, тем сильнее его влияние на них.

Усилия по изменению индивидов или частей группы, которые предполагают очевидное отклонение от сложившихся норм группы, вызывают большое сопротивление членов группы.

Значительное групповое давление на отдельных членов группы можно установить, создав общее у всех членов группы мнение о необходимости внутригрупповых или личностных изменений (при этом источник давления переносится в саму группу).

Все члены группы должны получить от руководителя информацию о необходимости перемен, планов и возможных личных последствиях изменений. Предупреждение возникающих слухов — фактор оптимизации жизни группы.

Изменения в одной части группы (для отдельных’членов) вызывают напряжения (позитивные или негативные переживания) в ее других частях. Переживания могут быть уменьшены только исключением, удалением изменения или осуществлением индивидуального приспособления (адаптации).

Общий успех обеспечивает более интенсивный рост уровня сплоченности группы.

В определенных случаях неудача может вести к большей сплоченности, чем групповой успех, то есть награда (моральная или материальная) не является необходимым фактором групповой сплоченности. Таким фактором может быть, например, добровольность членства в группе. (Чувство «общей судьбы».)

Совместная неудача может ухудшить межгрупповые отношения, если перед этим члены группы или микрогруппы находились в конкурентных отношениях.

Укрепление доверия членов группы друг к другу и прежде всего к ее лидеру (руководителю), повышает индивидуальный вклад в общую деятельность.

Общегрупповые мероприятия, в которых распределены роли членов группы по их организации и проведению, повышают чувство принадлежности к группе, способствуя росту сплоченности.

Принадлежность к группе, при подчеркивании ее положительных отличий от других групп, отвечая потребностям престижа, способствует сплоченности.

Групповая символика и знаки принадлежности к группе способствуют росту чувства сплоченности.

Существуют источники межгрупповых конфликтов, связанные с противопоставлением, бессознательной благосклонностью к членам своей группы и критически-конфликтным отношениям к членам других групп («ингрупповой фаворитизм»). Другие группы могут выступать в роли «козлов отпущения», агрессия против них снижает внутриличностную тревогу, если стиль руководства или условия блокируют значимые потребности и мотивы.

Возможно возникновение межгрупповой враждебности и агрессии в условиях соревнования, когда одна группа может стать победитель-

ницей только за счет другой (даже при наличии предшествующих дружеских чувств у членов обеих групп). При этом возникают негативные внешнегрупповые стереотипы и формы проявления агрессии, а также растут внутри групповая сплоченность и поддержка (М. Шериф).

Лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт — упразднить различия между группами.

Существует некритичное прогнозирование победы своей группы, а также тенденция объяснять успех своей группы внутригрупповыми факторами, а неудачу — внешними.

В условиях конкурентных форм межгруппового взаимодействия происходит изменение в восприятии и оценке лидера со стороны «ведомых» членов группы: предпочтение отдается более жестким, авторитарным лидерам.

В условиях конкурентных форм межгруппового взаимодействия обнаружена тенденция переоценки достижений тех членов группы, которые обладают более высоким психологическим статусом.

Обладание формальной или психологической властью в группе побуждает ее носителя запрещать обращение к внешнегрупповым альтернативам поведения и действий.

Отсутствие власти побуждает стремление справедливо распределять выигрыши в межгрупповых соревнованиях.

В условиях межгруппового соревнования выражающий наиболее экстремальные, крайние оценочные суждения о своей и чужой группе (соответственно положительные и отрицательные) приобретает более высокий внутригрупповой статус.

Присутствие другой группы как потенциального соперника:

а) увеличивает групповой уровень притязаний;

б) значимо увеличивает уровень продуктивности и успешности кол

Конкурентное взаимодействие повышает уровень рискованности принимаемых коллективных решений.

С ростом неуспеха группы в межгрупповом соревновании уменьшается количество взаимных положительных социометрических выборов и увеличивается количество отрицательных. Эта тенденция растет со стабильностью неудачи.

В группах-аутсайдерах существует более высокая точность в восприятии межличностных отношений (как своих, так и чужих), чем

в группах, достигших успеха в соревновании, особенно в истолковании негативных взаимоотношений. Потому что интерес в этих группах к межличностным отношениям оказывается сильнее.

Сформулированные выше закономерности получены в различных ситуационно-деятельностных условиях, в различном социокультурном контексте и могут служить общими ориентирами для работы специалиста по управлению персоналом, менеджера.

В отношении конкретной малой группы должно быть в обязатель

ном порядке проведено социально-психологическое исследование

эмпирических параметров совместной деятельности и определены

зависимости между факторами ее эффективности. Только полноцен

ное исследование обеспечит понимание характера, причин и законо

мерностей происходящих в коллективе явлений и позволит вырабо

тать наиболее оптимальный путь управления ими.

Источник:
Качества личности примеры
1.4. Социально-психологические феномены поведения личности в группе Установки личности — это проявление неосознанных побуждений к деятельности. Теория установки была разработана в
http://www.bibliotekar.ru/biznes-33/7.htm

Условия формирования нравственных качеств личности на примере жизни и деятельности леева

нравственных качеств личности

на примере жизни и деятельности

Ежегодно в нашем лицее проводится неделя «Менделеев – незаурядная личность!», посвященная великому русскому ученому. Здесь учащиеся имеют возможность в полной мере реализовать свои творческие способности – ребята сочиняют стихи, пишут сочинения на тему «Чему можно научиться у великого химика?». В творческих работах предпочтение отдается личностным качествам ученого. Наши лицеисты приняли активное участие в региональном конкурсе, посвященном приближающемуся

175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева.

Прививает интерес к химии, развивает творческие способности и совместная работа учителя и учащихся по изучению творческой биографии этого интересного человека. Ученики узнают Д.И.Менделеева не только как химика, но и как гражданина, патриота, воспитателя.

Актуальность постановки темы, заявленной в нашем исследовании, заключается в том, что жизнь Дмитрия Ивановича Менделеева, наполненная трудностями, в том числе и финансовыми, которые он смог преодолеть, не изменяя высокому призванию ученого, может стать наглядным примером служения науке и отечеству. Его биография служит образцом для всех, кто хочет связать свою судьбу с наукой. Вполне возможно, что знание жизненных принципов, которыми руководствовался Менделеев, поможет подрастающему поколению ученых выдержать трудности, встречающиеся на пути, остаться верными отечественной науке. Подобные знания расширяют общую компетентность учащегося, позволяют шире взглянуть на важные жизненные вопросы.

Цель. Исследование жизни Д.И.Менделеева с точки зрения формирования его человеческих, нравственных качеств.

1. Проанализировать исторические исследования жизни и деятельности Д.И.Менделеева.

2. Обобщить биографический материал.

3. Выделить условия формирования нравственных качеств, необходимых ученому-исследователю.

4. Смоделировать процесс формирования нравственных качеств личности ученого.

Существуют определенные условия, в которых формируются нравственные качества человека и ученого. Известный русский врач и педагог П.Ф.Лесгафт считал, что каждый ребенок, родившийся без патологии, может вырасти высоконравственной личностью, если ему будут созданы условия для воспитания и самовоспитания. По его мнению, личность человека формируется на основе того, что дала человеку природа (наследственность), что дала человеку окружающая среда и что человек сам из себя сделал.

В своей работе мы обратились к жизненному и научному пути одного из самых ярких русских естествоиспытателей – Дмитрия Ивановича Менделеева – и нашли подтверждение перечисленным выше факторам.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что окружающая среда стала важным фактором в развитии нравственных качеств Менделеева. Вполне возможно, что, если бы не принципиальность и настойчивость его матери, если бы не благоприятное окружение (дом родителей Д.И.Менделеева был центром духовной жизни Тобольска), исследовательская деятельность Менделеева могла бы быть менее масштабной. Общение со ссыльными декабристами посеяло в его душе семена раздумий, взошедшие идеей о благородном служении людям. Преподаватели, учившие Менделеева, подали пример любви и уважения к науке, бескорыстного служения Родине. Друзья (И.П.Сеченов, А.П.Бородин, А.И.Куинджи и др.) способствовали беспрестанному духовному поиску, помогали в решении философских проблем.

Влияние среды нисколько не умаляет заслуг самого ученого, ведь он воспринял все те нравственные законы, которые открыли ему его родители, друзья и наставники, и сделал их этической основой своей жизни, стал жить по этим законам и завещал их потомкам.

Человек с сильным характером, Дмитрий Иванович смог противостоять соблазнам, возвысить нравственность над богатством и популярностью. Он проявлял исключительное упорство в стремлении к достижению своих целей.

Было проведено тестирование в средних и старших классах: какие качества личности Менделеева являются значимыми для современных школьников. Тестирование в виде теста ранжирования показало, что современная школьная молодежь ценит Д.И.Менделеева как личность с такими нравственными качествами: трудолюбие, бескорыстие, честность, ум, целеустремленность, гуманизм, самообладание, смелость в творчестве, любовь к Родине. Главными в творческом развитии и становлении Менделеева ученики считают такие его нравственные качества: бескорыстие, честность, правдивость, целеустремленность, решительность и смелость.

Мы попытались воссоздать модель формирования личности Менделеева и влияния окружающей среды на формирование отмеченных выше качеств (схема).

Моделирование процесса формирования

нравственных качеств личности ученого

Также была проведена творческая работа «Менделеев – незаурядная личность» (см. далее).

Изучая литературу, мы убедились в том, какую широкую известность приобрело имя Менделеева и какую благодарную память сохранило о нем человечество, назвав его именем учебные заведения, промышленные предприятия, населенные пункты, химический элемент, морские суда и т.д. Например, первый советский вуз химико-технологического профиля был назван в его честь, также его имя дано подводному хребту в центральной части Северного Ледовитого океана.

Мы считаем, что данная работа может служить иллюстрацией идеи, согласно которой определяющую роль в формировании личности человека играет среда.

Кроме того, стоит отметить, что часто знания даются как совокупность фактов, однако знание, не имеющее нравственной основы, не может быть двигателем науки, прогресса. Настоящий ученый должен быть прежде всего порядочным, гуманным, чтобы его деятельность обернулась для человечества благом.

Наша работа поможет учителям воспитывать своих учеников, а родителям – своих детей, ученикам она может стать нравственным путеводителем не только в науке, но и в жизни.

Дмитрий Иванович Менделеев прожил долгую и интересную жизнь, наполненную истинной заботой о благосостоянии России. Патриотизм и вера в возрождение России, в том числе и через собственный кропотливый труд, являются заразительным примером для нынешнего поколения. И это, пожалуй, главный урок, который преподнес нам выдающийся ученый.

Закончить хотелось бы вещими словами Менделеева, обращенными к нам как его потомкам: «Посев научный взойдет для жатвы народной!»

Творческая работа учеников

«Менделеев – незаурядная личность»

Менделеев – великий русский ученый,

Химик и физик он был одаренный,

Много он сделал для нашей страны,

Труды его ценятся до сей поры:

Открыл он критическую температуру кипения,

Был членом семидесяти академий,

Периодическую систему элементов создал,

И добычу нефти он изучал.

Любил искусство и литературу,

Знал выдающихся деятелей культуры,

Заводы и фабрики он посещал

И знаниями своими их просвещал.

В первую очередь думал о том,

Чтоб жизнь России была прекрасна потом.

Он был и будет всегда для всех

Не знать его – грех.

Таблицу Менделеева знает каждый,

Открыл ее человек очень отважный.

Ученый этот – теоретик крупнейший,

Всю жизнь он считал химию наукой важнейшей!

Во благо народное он сочетал

Три фактора важных и ничего не упускал,

И путь правильный всегда искал.

Народонаселение, экономику и просвещение

Он считал важнейшими во всех отношениях.

Но все же лучшие годы жизни своей

Менделеев посвящал учению,

А студентов своих обучал большому терпению.

Лекциям всегда отдавался без остатка.

Искоренял в себе все недостатки.

Открыл он таблицу химических элементов.

На каждый вопрос знал массу ответов.

Великий ученый! Что тут сказать?!

Никогда не надо его забывать!

Родился и рос он в многодетной семье,

В сибирском не очень большом городке.

Любил он учиться и книги читать,

Что в трудное время сберегла ему мать.

Легко успевал он по точным предметам,

Но химию больше всего любил он при этом.

Он выбрал ее, и ей жизнь посвятил,

Очень многое он в этой науке открыл.

И все для науки и жизни бесценно,

Он жизнь свою прожил не зря! Несомненно!

Менделеев – великий химик.

Его знает каждый из вас.

Он сделал множество открытий,

Которые значимы сейчас.

Началось все с самого детства:

Химией Дмитрий был увлечен.

А когда подрос, отучился,

Созданием закона стал удручен.

Долго бился над этой работой,

И в один прекрасный миг

Весь мир узнал новость:

Периодический закон открыт!

Еще один труд, не менее интересный, –

Докторская диссертация о спирте с водой.

И стал Менделеев совсем известный.

Занялся работой другой.

Гидратную теорию растворов разработал,

Книгу «Основы химии» написал,

Внес ряд ценных предложений для развития металлургии,

Источник:
Условия формирования нравственных качеств личности на примере жизни и деятельности леева
нравственных качеств личности на примере жизни и деятельности Ежегодно в нашем лицее проводится неделя «Менделеев – незаурядная личность!», посвященная великому русскому ученому. Здесь
http://him.1september.ru/article.php?ID=200800404

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Как записать лучшего друга в телефоне Как в телефонной книге записать любимого человека Как в телефонной книге записать любимого человека/мужа? У… (2)

Если мужчина признается в любви пьяный Если мужчина пьян и признаётся в любви, стоит ли верить?Если мужчина пьян и признаётся в… (2)

Пограничное расстройство личности как жить ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИПограничные расстройства не носят четко выраженного характера и вызывают трудности в их категоризации,… (1)

Оценочный фрейм Оценочный фрейм Здесь обсуждаются темы знакомства, соблазнения и последующих отношений с женщинами. Здесь можно открывать… (1)

Не могу забыть парня с которым ничего не было Как забыть любимого мужчинуЗдравствуйте, читательницы женского журнала. Наверное, моя ситуация покажется вам очень глупой и… (1)

COMMENTS