Качества личности для достижения жизненного успеха

Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема

Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, адекватность усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализация его в обществе всегда и везде входила в орбиту размышлений философов, социологов, психологов, ученых, писателей.

Проблема личности напрямую связана с проблемой ее жизненного пути, с умением достигать поставленных целей, а также с проблемой поиска средств с помощью которых личность добивается жизненного успеха.

Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее в ряде работ общественных психологов.

Осознание необходимости обсуждения проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни.

Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов.

Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует.

Свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий. Дадим определение этих понятий:

Жизненный путь – процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирования устойчивой и одновременно пластичной структуры личности.

Стратегия жизни – способ организации жизненного процесса. Жизненная цель – представление об основных результатах или событиях, которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование. Жизненная перспектива – совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста. Личностная перспектива – готовность к будущему и настоящему. Жизненные задачи – реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях. Пространство и время жизни – пространство как свойство протяженности жизненного процесса; время – как свойство его регуляции. Инициатива – своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процессе их выполнения.

Ответственность – умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.

Стиль жизни – уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.

Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части – жизненной перспективы – становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни.

Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.

Первый подход, представленный работами отечественных авторов

(С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует жизненный процесс. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. По выражению С.Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывает между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.

Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни – как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.

На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются: порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или деривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др. Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказок, рассказов, историй, мифов, картин. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.

Информация по педагогике:

Кейс- технология- технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность технологии- это изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии произошло от от английского «case» — казус, запутанный или необычный случай. Структура процесса обучения по .

Современная социально-экономическая ситуация в стране характеризуется разномасштабными преобразованиями во всех сферах жизни, что сопровождается активными процессами разрушения привычных взглядов, убеждений, установок, ценностных ориентации и замещения их новыми. В профессиональной сфере это проявл .

Те перемены, которые происходят в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение ра .

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Источник:
Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема
Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, адекватность усвоения и воспроизводства культурных ценностей и
http://www.easilyeducation.ru/eidets-231-1.html

Ориентация на достижение жизненного успеха

Для успеха в жизни помимо долгосрочных стратегий человек должен иметь среднесрочные цели, ориентированные на 3—5 лет, — так называемые жизненные тактики. Примером может служить тактика: золотая медаль в школе — успешное прохождение ЕГЭ — поступление в престижный вуз — окончание с красным дипломом — начало карьеры. Именно они должны определять доминирующие виды деятельности, планирование времени, выбор и осуществление действий. Именно им приходится посвящать большую часть времени, отказывать себе в лишних развлечениях, постоянно обуздывать безалаберность и суету повседневности, вносить в текущую жизнь организованность и сбалансированность.

— план достижения достойной цели;

— совершенная техника решений профессиональных задач;

— эффективная результативность профессиональной деятельности;

— умение «держать удар» — преодоление сопротивления коллег, администрации, семьи в плане продвижения собственных новаций; «удар» может быть в виде попыток присвоения идей, результатов вашей работы.

— постоянно готовьтесь к изменениям в вашей жизни и не позволяйте прошлому «связывать вам руки»;

— вы должны быть деловитым и постоянно делать добро;

— делая себя необходимым для начальства, умейте вовремя остановиться;

— будучи «одиноким волком», Вы можете разрушить свою карьеру;

— расширяйте Ваши знания и управленческие навыки;

— учитесь гордиться своими достижениями;

— не делайте работу сами, а с помощью других;

— будьте готовы не уделять достаточно времени семье;

— интересы организации должны быть для вас превыше всего;

— учитесь создавать свой имидж, то есть образ привлекательного человека.

Источник:
Ориентация на достижение жизненного успеха
В словарях «успех» определяется как удача в достижении чего-нибудь, как хорошие результаты в работе или учебе, как общественное признание. В любом случае важнейшей …
http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=1977

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ.

Мальц Л.А., Федосеева А.М.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (про-ект №05-06-06109а)

Важнейшей жизненной ценностью личности является достижение успеха (социального, профессионального и т.п.). Ориентация личности на достижение успеха считается многими учеными непременным условием развития как личности, так и общества. Внешним показателем сформированности психологической компетентности будущего специалиста является жизненная успешность. В настоящее время в науке в достаточной мере не разработаны критерии оценки жизненной успешности специалиста.

Проблема жизненной успешности – наименее изученная область психологии. Отчасти эту область знания разрабатывает акмеология, но исследований явно недостаточно. Четкое определение критериев жизненной успешности педагога и их связь с компетентностью будет способствовать повыше-нию жизненной успешности как будущих, так и работающих педагогов.

На сегодняшний день очень сложно определить как само понятие «успешность», так и выделить те критерии, по которым ее можно отследить. В психологии накоплен достаточно обширный экспериментальный материал относительно факторов достижения успеха в конкретной деятельности (работы К. Левина, Ф. Хоппе, Д. Мак-Клелланда, Е.А. Серебряковой и др.).

В основном проблематика успеха рассматривалась в социологии (Гришин В.В.), в философии (Розенберг Н.В., Бабушкин В.У.). В отечественной психологи близкие темы затрагивались Бороздиной Л.В. (исследование уровня притязаний), Петренко В.Ф. и Лыбина Е.В. (анализ восприятия образа успешного человека), Трубецкая Г.В. и Спиваковская А.С. (феномен страха успеха). В акмеологическом подходе жизненная успешность определяется с точки зрения достижения общественной значимости.

В социологии успешность рассматривается как составляющая эффективного имиджа. Основной акцент сделан на оформлении образа социального успеха как важного ориентира в критически большом числе случаев осознанного целеполагания. Окончательное оформление конкретного имиджа идет на уровне социального обоснования модели поведения. В таком случае игровые, подражательные потребности человека реализуются с учетом образа желаемого социального успеха и давления глубинных комплексов и фобий. Имидж является в психике чем-то, напоминающим «встроенный социальный компас», указывающий на необходимость центрального образа желаемого социального успеха.

В.Н. Люсин отмечает, что понятие успеха не свободно от двусмысленности. В самом деле: что считать в этой жизни успехом? Субъективность оценок неизбежна. Как представитель филологии, он предлагает считать успехом и неудачей соответственно достижение и недостижение результата, необходимого и подразумеваемого внутри разбираемого нарратива по правилам фольклорного жанра. Для нашей работы его исследование интересно тем, что он рассматривает различные модели успеха, причем женский сценарий успеха отличен от мужского. Если в мужском варианте для достижения успеха необходимо проявлять активность, совершать подвиги и героические поступки, то для женского варианта существуют еще и пассивный сценарий успеха.

В школе Курта Левина проблема успеха изучалась в контексте проблемы целеполагания личности, а более конкретно – в связи с изучением уровня притязаний. В экспериментальных исследованиях учеников К. Левина – Ф. Хоппе, М. Юкнат – исследовались роль успеха и неудачи в конкретной деятельности, зависимость динамики деятельности от наличия – отсутствия успеха, связь успеха с притязанием, трудностью задач, самооценкой (уровнем «Я») личности.

Исследуя успех или неудачу в конкретной деятельности, Ф. Хоппе, так же как и В.Н. Люсин связывал их с достижением – недостижением результата, к которому стремился человек. Успех является важнейшим условием стимулирования и динамики деятельности. По мнению исследователя, деятельность прекращается после ряда неудач, если потеряна малейшая возможность прийти к успеху. Он обнаружил связь успеха с тенденцией поддерживать свою самооценку как можно выше, отсутствие успеха приносит урон уровню «Я».

В школе К. Левина обозначена также проблема переживания успеха, которая нашла свое развитие в работах Л. Фестингера, показавшего зависимость переживания успеха или неуспеха от зоны трудности задач и внутренней зоны возможностей человека: чем больше степень трудности задания внутри зоны возможностей испытуемого, тем больше валентность успеха на данном уровне трудности.

Чрезвычайно важным для понимания проблемы успеха являются выводы о том, что переживание успеха не связано жестко только со спецификой и качеством задач. Переживания успеха и неудачи возникают только внутри зоны возможностей субъекта и в действительности, которая личностно значима для индивида.

В зарубежной и отечественной психологической литературе существуют исследования личностных детерминант успешного поведения. К ним относят особенности органической конституции личности, интеллект, уровень мотивации, притязаний, самооценку, особенности ценностных ориентаций, локус контроля.

Если обратить внимание на понятие успеха, его можно рассматривать в узком и широком значении. Узкое значение сводится к пониманию оценки конкретного результата, достижения, значимости для личности. В широком смысле под успехом понимается жизненная успешность, которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать собственный потенциал.

Успех личности в контексте жизнедеятельности может выступать формой самореализации и приводит к субъективной удовлетворенности процессом жизни. В том случае, если личность ощущает себя успешной, повышается осознание своей способности и компетентности в управлении собственной жизнедеятельностью, разрешении жизненных трудностей, реализации поставленных целей. Иными словами, успешная личность осознает свою самоэффективность.

Понятия ответственности, успеха и самоэффективности являются взаимозависимыми детерминантами. По мнению А. Бандуры, которое мы полностью разделяем, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к получению желаемого результата.

Таким образом, проблема успеха нашла свое отражение в различных областях науки. В психологии данная проблематика в большей степени разрабатывалась зарубежными исследователями, в основном связывая ее с мотивацией достижения, с уровнем притязаний и самоэффективностью, с личностными детерминантами (самооценка, локус контроля). Отечественные исследователи в основном разворачивали уже имеющиеся идеи. Успех большинством исследователей определяется как личностно-значимые достижения и как социально оцениваемые достижения.

Обращаем внимание, что для успешного человека важна не только внешняя оценка его успешности («он достиг своей цели, он успешен»), но и его внутренняя («я достиг, чего хотел, я успешен»). Если человек не оценивает себя как успешного, то его успешность может стоять под вопросом.

В рамках нашей работы было необходимо рассмотреть такие вопросы как внутренние детерминанты успешности, в чем она проявляется и каковы ее критерии, для того, чтобы ее можно было экспериментально изучить.

В качестве критериев и приемлемых показателей успешности у студентов педагогического Вуза в рамках нашего исследования могут выступать:

объективные: успеваемость в профессионально ориентированных предметах; высокий статус в межличностных отношениях, в том числе среди взрослых; имидж (презентабельный внешний вид); положительные отношения в коллективе; общественное признание; одобрение (принятие) со стороны коллектива учителей или референтных людей;

субъективные: активное отношение к деятельности; уверенность в своих силах; удовлетворенность социальным статусом, реализация значимых ценностей; творческая адаптивность (готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая).

Проведенное исследование переживания состояния успешности студентов педагогического Вуза позволило сделать следующие выводы.

Социально успешные студенты более дифференцировано осуществляют выбор участников социального взаимодействия. Т.е. для них важно не просто быть рядом с «хорошим человеком», а именно результативность социального взаимодействия (будь то отдых или решение учебного задания). Это говорит о хорошем понимании разных личностных особенностей других, узкая специализированность качеств, необходимых для качественного выполнения различных видов деятельности.

Для группы социально успешных студентов характерна большая осмысленность жизни, ориентация на ценности профессиональной самореализации. В группе социально неуспешных ценностные ориентации носят конкретный характер. Характерным для данной группы являются традиционные, а также межличностные ценности.

Выявились гендерные различия по отношению к успеху. Для юношей более важна социальная оценка успешности, ориентированность на результат, для девушек – внутриличностные качества и переживания, процессуально-динамические характеристики успеха.

Таким образом, проведенное исследование позволяет выделить некоторые личностные детерминанты жизненной успешности студентов; в первую очередь, это стремление к самореализации и позитивное самоотношение, также важно умение видеть личностные достоинства других людей. Не менее важна внешняя оценка успешности человека. Для более выраженной достижительной мотивации необходимо четкое осознание критериев социальной оценки и стимулирующие условия образовательной среды.

Источник:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ
Требования к теоретическим моделям психологии. На наш взгляд, любое теоретическое построение психологии должно обладать тремя качествами, для того, чтобы адекватно отражать своей предмет
http://psysis.ru/?PSIHOLOGIChESKIE_KRITERII_ZhIZNENNOI_USPEShNOSTI_STUDENTOV…

Успех в жизни

Темы: личностный рост, активность, счастье и богатство, свобода, смысл жизни.

Существует ли понятие «преуспевающая личность» — выигрышное сочетание определенных черт характера, которое почти всегда приводит к успеху? Давайте узнаем, что представляет собой таинственная формула, желаемого всеми людьми, успеха и доступна ли она на самом деле каждому из нас? И в чем же заключаются принципы успеха.

Несколько лет назад в институте Гэллапа специалисты попытались изучить существующие глубинные истоки человеческого успеха. Им для этого проанализировать пришлось черты характера и позиции 1500 известнейших миру людей, выбранных наугад из справочника. Исследование позволило специалистам выделить перечень общих черт, которые встречались у наиболее преуспевающих участников данного профессионального опроса. Итак, перечислим основные них.

1. Здравый смысл. Как выяснилось, это самое распространенное качество, оно присутствовало у 61% всех опрошенных. Кроме того, сами участники подтвердили, что здравый смысл — действительно очень важный фактор их жизненного успеха.

Для большинства из участников это означает способность выдерживать конкретные суждения по поводу своих повседневных дел. Необходимо отбросить все ненужные, посторонние мысли и глядеть исключительно в корень каждого события. Возникает, соответственно, вопрос, а каково же происхождение этого здравого смысла. Человек рождается с этим качеством или нужно все же что-то делать для того, что оно проявилось? По мнению одного члена опроса, его, безусловно, можно в себе самостоятельно развить. Например, один из способов — просто учиться на опыте окружающих вас людей, а также на своих ошибках.

2. Полное знание своего дела. Вице-президент огромной промышленной компании утверждает: «Ничто так не способствует успеху, как истинное знание того, чем ты занимаешься. Это действительно снижает степень риска, да просто действует как некий страховой полис способностей. Однако, профессиональные знания ни в коем случае нельзя считать усовершенствованными. Процесс обучения должен продолжаться даже после достижения больших высот. Дабы постичь принципы успеха, нужно этого захотеть, а, уже добившись самого успеха, стараться удерживаться на завоеванных позициях. Расслабляться нельзя».

3. Полная уверенность в своих силах. Ведь все люди, достигшие настоящего успеха, рассчитывали исключительно на собственные способности и резервы. В данном случае эта уверенность обозначает не осознание того, насколько профессиональны вы, а наличие вашей решимости к самым смелым действиям. Утверждение подразумевает так же способность человека ставить перед собой высокие четкие цели и силу воли.

Дипломированный бухгалтер, который создал одну из крупнейших бухгалтерских компаний в США (на северо-западе), утверждает: «Формула успеха лично в моей сфере занятий — это не только моя гордость за то, что чем я занимаюсь, но и целеустремленность, выносливость, дабы отсидеть за работой все те часы, необходимые непосредственно для достижения целей».

4. Максимальный уровень развития – важнейшее условие для выдающихся достижений. В этой связи важна способность человека к быстрому постижению сложных концепций и их четкому анализу.

5. Способность доводить до конца каждое дело. Примерно 3/4 преуспевающих участников опроса считают себя «весьма деятельными» при выполнении каких-либо поставленных задач. Многие из них сказали, что им помогли стать таковыми три основных качества: усердие, безупречные рабочие навыки, организаторский талант.

Профессор физики свою формулу успеха складывает из следующего: «Максимальный упорный и напряженный труд + способность человека установить ритм этого труда для себя». Он признался, что работает в неделю по сто часов.

Кроме пяти перечисленных, другие факторы успеха тоже существуют:

• взаимоотношения с коллегами;

Постигайте принципы успеха. Если вы будете в себе развивать все эти черты, у вас обязательно появится возможность для достижения настоящего успеха. И верьте в то, что все же когда-то вы непременно прочтете и свою фамилию в известном справочнике под названием «Кто есть кто».

Источник:
Успех в жизни
Темы: личностный рост, активность, счастье и богатство, свобода, смысл жизни. Существует ли понятие «преуспевающая личность» — выигрышное сочетание определенных черт характера, которое почти
http://www.yourfreedom.ru/principy-uspexa/

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (2)

Цвет глаз евреев ВИА Мидгард-ИНФО Уникальный, научный труд, от выдающегося немецкого расолога Ганса Гюнтера. «Расология Еврейского Народа» описывает… (2)

Письмо любимому на ночь 25 красивых пожеланий спокойной ночи любимому Если вы не стесняетесь выражать свои чувства к своему… (2)

Письмо девушке чтобы вернуть Любовное письмо девушкеВ мире ещё остался небольшой процент романтичных и тонких натур, которых куда больше… (1)

10 месяцев отношений поздравление парню Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?… (1)

COMMENTS