Искусство должно учить любить добродетель

27 цитат: “Искусство любить”

В прошлом году, когда я обмолвилась, что выделяю понравившиеся цитаты в книгах, кто-то попросил ими поделиться. Тогда я не осмелилась, но в этом году я позволяю себе все. Может быть это станет для вас мотивацией, чтобы прочесть всю книгу, может какая-то мысль откликнется в душе и вдохновит на активные действия, может станет новым статусом в соцсетях.

Передать в 27 цитатах всю мудрость этой книги невозможно. И даже выбрать то, что нравится больше всего, я не смогла, потому что люблю в ней каждое слово. Привожу здесь эти отрывки, чтобы вы могли примерить ее на себя. Если какие-то строки откликнутся в вас, читайте всю книгу не раздумывая — в ней гораздо больше, чем я могу вам пересказать. И, наверное, это первый и последний раз, когда я вас попрошу, если не прочесть, то хотя бы пробежаться до конца. Ведь кроме любви к партнеру, тут и родительская любовь и любовь к себе и просто очень разумные мысли.

Эта установка, что ничего нет легче, чем любить, — продолжает оставаться преобладающей идеей относительно любви вопреки подавляющей очевидности противного. Едва ли существует какая-то деятельность, какое-то занятие, которое начиналось бы с таких огромных надежд и ожиданий и которое все же терпело бы крах с такой неизменностью, как любовь.

Первый шаг, который необходимо сделать, это осознать, что любовь — это искусство, такое же, как искусство жить: если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться любому другому искусству, скажем, музыке, живописи, столярному делу, врачебному или инженерному искусству.

Вопреки глубоко коренящейся жажде любви, почти все иное считается едва ли не более важным, чем любовь: успех, престиж, деньги, власть. Почти вся наша энергия употребляется на обучение достижению этих целей, и почти никакой — на обучение искусству любви.

Глубочайшую потребность человека составляет потребность преодолеть свою отделенность, покинуть тюрьму своего одиночества.

Сексуальное удовлетворение может вызвать состояние, подобное производственному или действием определенных наркотиков. Обряды коллективных сексуальных оргий были частью многих примитивных ритуалов. Кажется, что после оргиастического переживания человек может на некоторое время расстаться со страданием, которое во многом проистекает из его отделенности. Постепенно тревожное напряжение опять нарастает и снова спадает благодаря повторному исполнению ритуала.

Единение с группой является еще и ныне в современном западном обществе преобладающим способом преодоления отделенности. Это единство, в котором индивид в значительной степени утрачивает себя, цель его в том, чтобы слиться со стадом. Если я похож на кого-то еще, если я не имею отличающих меня чувств или мыслей, если я в привычках, одежде, идеях приспособлен к образцам группы, я спасен, спасен от ужасающего чувства одиночества.

Стадный конформизм обладает только одним достоинством: он стабилен, а не периодичен. Индивид осваивает образец приспособления в возрасте трех-пяти лет, и в последствие уже никогда не утрачивает контакта со стадом. Даже похороны воспринимаются человеком как свое последнее значительное социальное дело, совершаются в строгом соответствии с образцом.

Пассивная форма симбиотического единства — это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, — мазохизм. Мазохист избегает невыносимого чувства изоляции и одиночества, делая себя неотъемлемой частью другого человека, который направляет его, руководит им, защищает его, является как бы его жизнью и кислородом. Мазохист преувеличивает силу того, кому отдает себя в подчинение: будь то человек или бог. Он — все, я — ничто, я всего лишь часть его. Как часть, я часть величия, силы, уверенности. Мазохист не должен принимать решений, не должен идти ни на какой риск; он никогда не бывает одинок, но не бывает и независим. Он не имеет целостности, он еще даже не родился по-настоящему.

В противоположность симбиотическому единению зрелая любовь это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. Любовь — это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя.

Любовь — это активность, а не пассивный аффект, это помощь, а не увлечение. В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что любовь значит прежде всего давать, а не брать. Что значит давать? Хотя ответ на этот вопрос кажется простым, он полон двусмысленности и запутанности. Наиболее широко распространено неверное мнение, что давать — это значит отказаться от чего-то, стать лишенным чего-то, жертвовать. Именно так воспринимается акт давания человеком, чей характер не развился выше уровня рецептивной ориентации, ориентации на эксплуатацию или накопление. Торгашеский характер готов давать только в обмен на что-либо. Давать, ничего не получая взамен, это для него значит быть обманутым.

Некоторые делают добродетель из давания в смысле пожертвования. Они считают, что именно потому, что давать мучительно, человек должен давать; добродетель давания для них заключена в самом акте принесения жертвы.

Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим.

Уважение — это не страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова (геspicere = to look at) способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение, таким образом, предполагает отсутствие эксплуатации. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне.

Мужской характер может быть определен как способность проникновения вглубь, руководства, активности, дисциплинированности и отважности; женский характер определяется способностью продуктивного восприятия, опеки, реализма, выносливости, материнства. (Следует всегда иметь в виду, что в каждом индивиде обе характеристики смешиваются, но с преобладанием тех черт, которые относятся к «ее» или «его» полу»).

Ребенок берет какую-либо вещь и разбивает ее ради того, чтобы познать; или он берет живое существо, жестоко обрывает крылья бабочке, чтобы познать ее, выведать ее тайну. Жестокость сама по себе мотивируется чем-то более глубинным: желанием познать тайну вещей и жизни.

Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Ребенок старше шести лет начинает нуждаться в отцовской любви, авторитете и руководстве отца. Функция матери — обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца — учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком то общество, в котором он родился.

Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть тревожной, чтобы не заражать ребенка своей тревогой. Частью ее жизни должно быть желание, чтобы ребенок стал независимым, и, в конце концов, отделился от нее. Отцовская любовь должна быть направляема принципами и ожиданиями; она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной. Она должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы и, наконец, позволить ему стать самому для себя авторитетом и освободиться от авторитета отца.

Материнская любовь выражена библейским символом Земли обетованной, описана как «изобилующая молоком и медом». Молоко это символ первого аспекта любви, заботы и утверждения. Мед символизирует радость жизни, любовь к ней, и счастье быть живым. Большинство матерей способны дать «молоко», но лишь меньшинство дает также «мед». Чтобы быть способной давать мед, мать должна быть не только хорошей матерью, но и счастливым человеком, а эта цель достигается немногими. Воздействие матери на ребенка едва ли может быть преувеличено. Материнская любовь к жизни так же заразительна, как и ее тревога. Обе установки имеют глубокое воздействие на личность ребенка в целом: среди детей и взрослых можно выделить тех, кто получил только «молоко», и тех, кто получили и «молоко», и «мед».

Любовь должна быть по существу актом воли, решимостью полностью соединить жизнь с жизнью другого человека.

Эгоистичный человек любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, а на самом же деле он ненавидит себя. Отсутствие нежности и заботы о себе, которые составляют только частное выражение отсутствия созидательности, оставляет его пустым и фрустрированным. Он неизбежно несчастен и тревожно силится урвать у жизни удовольствия, получению которых сам же и препятствует. Кажется, что он слишком много заботится о себе, но, в действительности, он только делает безуспешные попытки скрыть и компенсировать свой провал в деле заботы о своем собственном «я».

Когда человек чувствует, что он не в состоянии придать смысл своей собственной жизни, он старается обрести этот смысл в ребенке. Но так можно ввергнуть в беду как самого себя, так и своего ребенка. Себя потому, что проблема существования может быть разрешена каждым человеком только внутри самого себя, а не при помощи посредника.

Так же как люди привыкли думать, что боли и печали надо избегать при любых обстоятельствах, так же они привыкли думать, что любовь означает полное отсутствие конфликтов.

Главный аргумент родителей [которые разлюбили друг друга], что они не могут разойтись, чтобы не лишать ребенка благодеяний единой семьи. Всякое тщательное изучение показало бы, однако, что атмосфера напряженности и несчастливости внутри «единой семьи» более вредна для ребенка, чем открытый разрыв — который по крайней мере учит, что человек в состоянии посредством смелого решения изменить непереносимую ситуацию.

Одно из самых важных условий это то, чтобы человек, играющий значительную роль в жизни ребенка, верил в его возможности. Наличие такой веры кладет различие между воспитанием и манипуляцией. Воспитание тождественно помощи ребенку в реализации его возможностей. Манипуляция противоположна воспитанию, она основана на отсутствие веры в развитие возможностей и на убеждении, что ребенок будет хорошим, только если взрослые вложат в него то, что желательно, и подавят то, что представляется нежелательным.

Когда человек чувствует, что он не в состоянии придать смысл своей собственной жизни, он старается обрести этот смысл в ребенке. Но так можно ввергнуть в беду как самого себя, так и своего ребенка. Себя потому, что проблема существования может быть разрешена каждым человеком только внутри самого себя, а не при помощи посредника.

Быть сосредоточенным в отношениях с другими людьми это значит, в первую очередь, быть в состоянии слушать. Большинство людей слушают других или даже дают советы, фактически не слушая.

By clapping more or less, you can signal to us which stories really stand out.

В духовной жизни всё начинается с любви

Беседа с о. Ермолаем состоялась при храме Киевского подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.

– Отец Ермолай, Вы на Святой Горе подвизаетесь уже более десяти лет. Расскажите, пожалуйста, что такое послушание? Как оно дается и как его стяжать?

– Как стяжать такую милость Божию, как смирение?

В духовной жизни всё начинается с любви. Вот я сам сейчас себе задам вопрос: «А как научиться любить так, чтобы благодать пришла?» Надо работать над собой через силу воли. Сразу не получится, потому что у нас множество страстей, грехов, стереотипов. С детства нас учат всему, кроме любви, к сожалению. И вся эта глыба зла, ненависти, духовного падения, греха скрывает ту маленькую пылинку любви, которая есть в нашем сердце, которая подарена Богом. Как это всё найти? Как из этого зерна вырастить огромное дерево любви? Это и есть подвижничество. Каждый день, каждый час, каждую секунду мы только об этом и должны думать. Думать, кому отдать свое сердце, кому сделать добро, как вырастить из ребенка настоящего человека, как родному человеку подарить тепло. Каждый шаг добра размягчает наше окаменевшее сердце. Мы должны использовать любую возможность, чтобы научиться любить. Для этого не надо начинать с понедельника, как мы любим делать: «вот с понедельника я с женой не буду ругаться», «вот в понедельник я сыну сказки прочитаю», «вот в понедельник я со своим начальником примирюсь»… Мы всё начинаем с понедельника, а можем до понедельника не только нашу душу погубить, а также души многих людей вокруг.

Господь сказал: «…кто соблазнит из малых сих, верующих в Меня, пусть тот лучше повесит себе мельничный жернов на шею и ввергнется в море» (ср. Матф. 18:6). Вот какая ответственность на нас лежит. Поэтому сию же секунду, не отлагая, мы должны начать учиться любить. Не важно, какое мы добро делаем – большое или мизерное, Господь нам Сам, по нашей духовной силе, всё предложит. Вот монах Ермолай немощен – Он ему даст возможность проявить маленькую любовь. Кто-то духовно силен – Он даст большой подвиг совершить. Главное – делать добро непрерывно.

И обязательно – любовь должна быть безусловной. Мы не должны любить из-за чего-то: «Вот чудный мальчик – мой сын, и я отведу его в зоопарк». Нет. Как я люблю своего сына, так я должен любить любого человека. Потому что мы все – едины в Боге, это аксиома, братья и сестры! Бесспорно, что мы части одного Бога. Пусть я родился за тридевять земель, а кто-то – за тридевять морей, всё равно мы из одного Источника. Это – неоспоримая истина. Поэтому не надо искать и выбирать по кровным связям или каким-то еще признакам, кому давать любовь, а немедленно дарить любовь первому встречному. Тогда, постепенно, шаг за шагом, сердце так умягчится, что мы сами превратимся в эту любовь. Тогда любовь будут излучать наши глаза, наши дела, всякое наше действие. И только в этом случае мы будете настоящими христианами. До этого всё наше исповедание – чистая формальность. Вот вам «рецепт» того, как стать смиренным.

– Отче, а как надо мыслить в тех случаях, когда человек делает кому-то очень больно? Избил или нанес непоправимое зло? Мы не сможем сразу научиться любить. Как заставить себя мыслить в таких случаях, чтобы не осуждать?

Конечно, с первого раза не получится, но постепенно, если будем прилагать старания, мы сможем. И самое главное средство в этом процессе – это молитва. Без молитвы невозможно научиться любить. Это наше основное оружие. Существует такое заблуждение, что молитва – это просьба. К примеру, просим: «Господи, дай мне миллион евро» или что-то подобное. Но молитва – это не просьба. Просьба – это лишь одно из следствий молитвы. Когда есть благоразумное дерзновение, ты просишь. А молитва – это состояние души в любви. Если такое состояние есть – то и молитва есть. Когда мы молимся в устремлении стать любовью, а не выпросить себе что-то, тогда и придет позитивное понимание – и зла, и добра, и всего происходящего. Иначе мы всегда будем озлобляться, будем буксовать на одном месте, и всё нам будет казаться в черно-белом цвете. Поэтому в духовной жизни молитва чрезвычайно важна, но молитва бескорыстная, абсолютно преданная Богу. Молитва – это доверие, это абсолютное единение с Божиим промыслом, что и есть состояние любви.

– Большинство наших близких выросли уже в постсоветское время. Если раньше, в годы атеизма, между людьми наблюдалась какая-то взаимопомощь, взаимовыручка, то теперь, несмотря на то, что открываются храмы, люди стали массово и свободно ходить в церковь, мы можем не любить друг друга, презирать друг друга. Хотя и называемся христианами. Как относиться к этому?

– К сожалению, это правда. Но опять же, братья и сестры, мы должны начинать с себя. Не надо засматриваться на то, что творится вокруг нас. Никогда ничего не изменится, а если и изменится, то все равно не будет нас устраивать. Единственное, что мы можем изменить – самих себя и соответственно наше отношение к происходящему.

– Что делать, когда в вере бывает охлаждение? Пропадает стимул каяться, молиться. Достигаешь физического и эмоционального комфорта и останавливаешься на достигнутом.

– Бывают моменты, когда благодать уходит. Такое время называется «моментом Богооставленности». Если мы пришли к вере в любви, то этот «момент Богооставленности» не накладывает на нашу душу тяжесть. Если же мы верим только ради физического и эмоционального комфорта, то в момент Богооставленности охлаждение веры и уход из Церкви неизбежны. Надо научиться любить в страдании. Христос страдал, любя нас. Нужно, подобно Христу, отдавать людям всего себя, это принесет такую радость, что вы забудете про «охлаждения веры», такие «охлаждения» вообще больше не наступят.

Но почему Господь попускает это охлаждение? Ему хочется, чтоб мы поняли, что мы суть часть общей, единой и неделимой Любви. Вот это и есть окончательная благодать, которую Господь дарит человеку. Первое, что мы должны сделать, когда наша вера охладевает, – забыть себя, свои чувства. Мы должны моментально «отрезать» помыслы о том, что мы чувствуем… Старец Силуан Афонский так и говорил, что любой помысел, даже хороший, надо моментально отсекать. Как ребенок хватается за маму и просит спасти его, так нам надо «хвататься» за Христа, лишь Ему верить, только тогда мы будем в душе иметь мир.

Есть такой стереотип, будто молитва – это обязательно душевная радость. Я утверждаю, что сотни подвижников стали жертвой этого стереотипа. Ища эту радость, они забывают про любовь, всю жизнь посвящают поискам этой мнимой радости. Подвижник, когда-то почувствовавший эту радость, в стремлении вновь пережить ее становится «спортсменом» в перебирании четок, «молится» дни напролет, чтобы испытать радостное чувство снова. А ведь он может достичь этой радости в любое время, нужно всего-навсего в полной самоотдаче сделать один добрый поступок для своего родного или для чужого брата. Самоотверженность и посвящение всего себя любви – это основа для духовной радости.

– Как достичь покаяния на исповеди?

– Мы – рабы стереотипов. Как в обыденной жизни присутствуют стереотипы, так и в духовной жизни. Существует такой стереотип, что покаяние – это перечисление своих грехов. Конечно, перечислять тоже нужно, но это формальная исповедь, но не покаяние. Покаяние – это постоянное ощущение и сожаление о том, что в тебе нет любви. Вот это и есть покаяние. Когда постоянно думаем о недостатке любви в нас, тогда и плач приходит. Мы произносим проповеди о любви, читаем про любовь, но при первой же возможности не можем доказать делом эту любовь, и в день таких случаев у нас – сотни, и именно об этом надо плакать и в этом надо каяться. Нужно перечислять свои грехи, но еще обязательно нужно наблюдать, в каком состоянии находится наше сердце.

– Как бороться с сонливостью, если она приходит во время молитвы?

– Это чисто технический вопрос духовности. Молитва – это особое состояние. Если это состояние достигнуто, вас не будет беспокоить сонливость. Любое действие, исходящее из любви – мысленное, или физическое – есть молитва. К примеру, ребенку с любовью прочитал сказку на ночь – это уже молитва. Да, это не высочайшая форма молитвы, но уже мы молимся, мы уже в Боге. Мы сделали с любовью, а не ради зарплаты, больному перевязку – мы уже молимся. Если мы это сделали с самоотверженной и преданной любовью – это уже молитва. Вот когда так старается человек, он и входит, шаг за шагом, в состояние молитвы.

– Отче, подскажите, как можно укрепить силу воли?

– Например, я вам скажу, что если вы пройдете от одного здания к другому, я дам вам 5 миллионов долларов. Что вы будете делать? Вы будете всю силу воли концентрировать на этой задаче. Вы уже не будете спрашивать монаха Ермолая, как вам сконцентрироваться. Причина не в наличии силы воли, а в уважении цели. Если дело касается денег, то мы собираем всю силу воли, ночами не спим, добиваемся цели. Если же дело касается духовных вещей – храма и молитвы, мы ослабеваем.

Братья и сестры, мы один раз живем. Мы должны определиться, чему хотим служить – Богу или мамоне. Если мы выбираем службу Богу, то мы всё должны этой службе подчинить, всю волю, всю энергию, все свои внутренние силы, тогда и будет результат. А мы относимся к Богу потребительски, чтоб Он только исполнил наши желания. Формально ходим в храм, для того только, чтоб Он видел. Это не вера, это самообман. Мы от этого ничего не получим. Господь не переносит формальное исполнение ритуала. Он ждет от нас самоотверженности, преданности, полной отдачи.

– Святые говорят, что нужно благодарить Господа за всё, в том числе за скорби и болезни. А как быть человеку, который пережил тяжкое насилие? Как искренне научиться благодарить Бога за то, что было, и принять это?

– Да, травмы бывают разные. Жизнь очень тяжелая, но у нас в жизни нет выбора: или мы должны найти силы перебороть себя, или мы отдадимся ненависти, и дьявол нас заведет туда, откуда уже не выбраться. Я сочувствую всем, кто болеет, кто переживает насилие. Поверьте, у меня кровью обливается сердце, когда я вижу, к примеру, больных детей. Мы должны научиться сострадать, прощать и любить. Другого пути просто нет. Один святой отец говорил, что зло – это потерявшая цель любовь. Человек не понимает, что он творит, он сбился с пути. Он не видит – что свято и что истинно, что есть любовь в реальности.

– Как правильно говорить с тяжело болящими людьми о Боге?

– Я вам посоветую никогда не говорить с ними о Боге. Им надо показать, что вы есть чадо Божие. Он сам должен вас спросить, кто же ваш Бог, если вы такой хороший. А если вы будете приставать с разговорами про Бога, это будет раздражать больного, будет вызывать только отторжение. Страдающий человек имеет совсем иную психику. Он страдает, чувствует себя удрученным, обделенным, уничтоженным. И рассказов о Боге любви он не поймет. Болящему человеку не нужен любящий отец, который его бросил (как ему самому кажется). Но если он видит в вас любовь, искренность, преданность и, к тому же, увидит, что вы его, больного, считаете своей частью, у него сразу возникнет вопрос, почему вы себя так ведете. Значит, есть Бог. Он обязательно придет к такому заключению.

– Отец Ермолай, сейчас для нас очень сложное время. В Украине люди страдают, люди в унынии. Как бы Вы посоветовали им пережить тяжелые времена?

Записали беседу Сергей Шумило и Наталья Горошкова

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал «Православие и мир», но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

В ходе обсуждения в проект был внесен ряд поправок

И почему ему не хватает духовника

Что будет, если вы скажете себе: «Я человек мирской, мне можно немножко»

Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847

может не совпадать с позицией редакции.

(книгах, прессе) возможна только с письменного

Искусство должно учить любить добродетель.

Поскольку данное высказывание принадлежит человеку, который является не только писателем, драматургом, но и философом-просветителем, следовательно, и сие высказывание есть размышление философское и относящееся к этой науке.

Я считаю, что этой фразой Дидро хотел донести до людей следующую мысль: искусство всегда должно содержать в себе всё самое положительное, одухотворённое, воспевать человеческие ценности, истину, чтобы люди, познавая искусство, насыщались всеми этими качествами и определяли для себя цели в жизни, развивались духовно, развивались творчески, самоутверждались.

Толковый словарь даёт следующее определение слова искусство — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Как известно, наука и религия — это взаимодополняющие способы постижения мира человеком. Исследуя разные аспекты, вместе они служат идее Добра и Блага для человека. Всё это является подтверждением всего вышеперечисленного.

Итак, все, что нас не убивает, даёт нам опыт, урок. А искусство никак не сможет уничтожить человека, а наоборот возродит. Как известно, существует такая фраза: некоторые едят, чтобы жить, а некоторые живут, чтобы есть. Очень важно потреблять и духовную пищу, и в этом случае, выражение «жить, чтобы «есть» будет уместно.

Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок

Большую роль в жизни индивида играют интересы, на основании которых формируются жизненные цели, достижение которых происходит в процессе деятельности, которая и занимает значительную часть всейжизни человека.

Я согласна с мнением В.Г.Белинского. Ведь человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации, который невозможен без занятия какой-либо деятельностью.

Практически во всемдеятельность – отношение человека к миру, способность изменить его и подчинить своим установкам – зависит от целей – образов результата, на достижение которых направлены действия человека. Цель же в своевремя зависит от интереса – целенаправленного отношения человека к объекту его потребности.

Говоря на данную тему, можно вспомнить многие заслуги М.В.Ломоносова, которые получили публичное признаниеблагодаря «плодотворной» деятельности ученого и его заинтересованности во многих отраслях науки. Также можно привести в качестве аргумента эпизод из известного романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», когдаП.Безухов и А.Болконский говорят: «Завтра мы выиграем это сражение»; все так и получается, возможно, потому, что они были заинтересованы в ожидаемых результатах сражения.

Таким образом, можно сделать вывод, чтоинтересы, цели и деятельность – это «ветви одного дерева», от которых и зависит судьба человека.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

«Искусство должно учить любить добродетель и нен

Искусство должно учить любить добродетель и нена

. Истинное ИСКУССТВО — делает человека лучше и чище, потому что воспевает общечеловеческие.

. УЧИТЕСЬ ЛЮБИТЬ Без любви не обойтись ВСЕ люди, независимо от.

. ?«Экономические» добродетели и пороки, их роль в культуре личности и общества.

Расскажи своим однокурсникам об этом материале и вообще о СкачатьРеферат

Источники:
27 цитат “Искусство любить”(Эрих Фромм)
В прошлом году, когда я обмолвилась, что выделяю понравившиеся цитаты в книгах, кто-то попросил ими поделиться. Тогда я не осмелилась, но в этом году я позволяю себе все. Может быть это станет для в…
http://medium.com/non-fiction-in-short/27-ea481b73ada9
В духовной жизни всё начинается с любви
Единственный источник послушания – это любовь.
http://www.pravmir.ru/v-duhovnoy-zhizni-vsyo-nachinaetsya-s-lyubvi/
Искусство должно учить любить добродетель
Искусство должно учить любить добродетель. Поскольку данное высказывание принадлежит человеку, который является не только писателем, драматургом, но и философом-просветителем, следовательно, и
http://www.proza.ru/2011/12/09/120
Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок
Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок Большую роль в жизни индивида играют интересы, на основании которых формируются жизненные цели, достижение которых происходит в
http://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%A3%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%B8/359355.html

(Visited 68 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Стрижки для мальчиков Прически для мальчиков 2017 Принято считать, что выбор причесок для мальчиков не велик. Но это… (2)

Если мужчина признается в любви пьяный Если мужчина пьян и признаётся в любви, стоит ли верить?Если мужчина пьян и признаётся в… (2)

Как правильно вести себя с «токсичными» людьми Токсины — это яды биологического соединения, которые могут нанести вред нашему организму. Так же, как… (2)

Комплимент любимой девушке смс Комплименты девушкеТы самый прекрасный и самый красивый цветок на свете! Я без ума от тебя!… (2)

Мужчина рыбы разлюбил как узнать Изменяет ли Мужчина Рыбы Мужчине-Рыбам нужен человек, более рациональный и трезвый в поступках, чем он… (2)

COMMENTS