Индивидуальные свойства личности

Индивидные свойства личности

В понятии "индивид" содержится указание на подобие человека всем другим людям, его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo Sapiens, которая хранится в наследственной программе. С момента рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Индивидные свойства человека интересуют психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б. Г. Ананьевым.

1. Первичный уровень проявления индивидных свойств. Класс возрастно-половых свойств:

— возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида;

— половой диморфизм — фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм — это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида представляет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека — одно из проявлений его социализации.

Индивидуально-типические свойства индивида:

— конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;

— нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

2. Вторичный уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей.

3. Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки.

Основная форма развития этих свойств — онтогенетическая эволюция, осуществляемая по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида, являющиеся их генетическими источниками.

Темперамент — одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:

— общая активность — определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т.д.;

— особенности моторной сферы — их можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений и т.д.;

— эмоциональность — впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

Родоначальниками учения о темпераментах были Гиппократ и Гален. Они создали гуморальные (отлат. humor- влага, сок) теории темперамента. Само слово "темперамент" означает "надлежащее соотношение частей". Древнегреческий врач Гиппократ полагал, что у одних людей в теле преобладает желчь (choie), у других — больше всего крови (sanguinis), у третьих — особенно много слизи (phlegma) и, наконец, у четвертых — наибольшее количество черной желчи (metanos choie).

Гален выделил четыре типа темперамента, которые в наше время рассматриваются как основные: холерик (бурный, порывистый, горячий и резкий), сангвиник (живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый), флегматик (спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый) и меланхолик (грустный, подавленный, робкий и нерешительный).

Попытка установить связь между строением тела индивида и его темпераментом была предпринята немецким психиатром Э. Кречмером (1888-1964). В работе "Строение тела и характер" он утверждал, что определенной конституции соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между выделенными им типами телосложения и типами характера. Э. Кречмер выделял три основных типа телосложения и соответствующие им типы темпераментов:

— астенический тип конституции характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному темпераменту — шизотимики. Это аутичные люди, т.е. погруженные в себя, замкнутые, проявляют склонность к чрезмерной абстракции и плохо приспосабливаются к окружению;

— пикнический тип конституции (греч. толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей и соответствует циклоидному (циклотимическому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично смотрят на мир и склонны к перепадам настроения: от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального — у депрессивных;

— атлетический тип конституции (греч. — борьба, схватка) отличается развитой мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами и соответствует эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды характеризуются сдержанной мимикой и жестами, они внешне спокойны и невозмутимы, но временами подвержены неадекватным вспышкам гнева и ярости. Отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны и трудно приспосабливаются к перемене обстановки.

К конституциональным теориям относится также концепция американского психолога У. Шелдона (1898-1977), который выделяет три основных типа соматической конституции: эндоморфный (преобладающее развитие внутренних органов, слабое мешковатое телосложение с избытком жировой ткани), мезоморфный (развитость мышечной ткани, сильное крепкое тело) и эктоморфный (хрупкое телосложение, слабая мускулатура, длинные руки и ноги). Им соответствуют три типа темперамента, которым он дал наименования: висцеротония, соматотония и церебротония.

Конституциональные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона критиковались за стремление напрямую связать тип телосложения человека, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом, т.е. с психологическим складом личности.

Тем не менее нельзя отрицать связь типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать в качестве органических предпосылок, влияющих на становление психических особенностей. Их реальное влияние проявляется в системе межличностных отношений носителей телесных качеств.

Например, в исследованиях было выявлено, что три соматотипа У. Шелдона (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный) обладают в глазах подростков неодинаковой привлекательностью. Наиболее привлекателен мезоморфный, а наименее — эндоморфный тип. Со стройным, мускулистым телом подростки ассоциируют лидерские качества, спортивность, активность. Напротив, полный и упитанный подросток служит предметом насмешек. Такие подростки редко занимают ведущее положение среди сверстников, имеют меньше возможностей выбора друзей и чаще испытывают потребность в поддержке.

И. П. Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения (сила — слабость, подвижность — инертность, уравновешенность — неуравновешенность), Павлов установил, что из большого числа возможных их сочетаний в природе имеются четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, из которых три сильных (безудержный, живой, спокойный) и один слабый. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — флегматика; сильный, неуравновешенный — холерика; слабый — меланхолика.

О силе нервной системы человека говорит его высокая работоспособность, достаточная степень сдержанности в выражении чувств, умение ждать и выслушивать других, инициатива и настойчивость в достижении цели. О слабости нервной системы свидетельствуют противоположные свойства: повышенная утомляемость, недостаточная инициативность, внушаемость, плаксивость, боязливость.

Об уравновешенности нервных процессов свидетельствует отсутствие склонности к раздражительности, колебаниям настроения и аффективным вспышкам. О неуравновешенности — неспособность к ожиданию и нарушения сна.

Подвижность нервных процессов определяется быстротой привыкания к новой обстановке, мыслительной подвижностью, подвижностью моторики и речевой артикуляции, быстротой засыпания и пробуждения.

Отечественные психологи (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин, В. С. Мерлин и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И. П. Павлова заключается в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. Однако современные исследования показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента намного сложнее, чем представлялось ранее, а число комбинаций этих свойств гораздо больше, чем предлагал И. П. Павлов.

Современные представления о темпераменте позволяют определить его как формально-динамическую характеристику поведения человека, проявляющуюся в общей активности его взаимодействия с окружающим миром и эмоциональном отношении к себе, миру и результатам своей деятельности. В. М. Русалов выделяет семь критериев темперамента:

1) не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е. отражает их формальный аспект (является независимым от смысла, мотива, цели и т.д.);

2) характеризует меру динамического напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

3) универсален и проявляется во всех сферах деятельности;

4) рано проявляется в детстве;

5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;

6) высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

7) является наследуемым.

Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует, что нет "хороших" и "плохих" темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как достоинства, так и недостатки.

Темперамент, являя собой индивидные свойства личности, оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека. Это динамическая сторона характера, его физиологическая основа.

Источник:
Индивидные свойства личности
В понятии "индивид" содержится указание на подобие человека всем другим людям, его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo
http://studme.org/177012095150/psihologiya/individnye_svoystva_lichnosti#705

Индивидуальные и личностные характеристики, влияющие на личность человека

Индивидуальные и личностные характеристики, влияющие на личность человека

«Социология и психология управления» как самостоятельное научное направление оформилось сравнительно недавно – во второй половине 70-х гг. XX в. Отличительная особенность социологии и психологии управления состоит в том, что объектом ее исследований является организованная совместная деятельность. Это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или нравственными ценностями. Это деятельность людей, объединенных в одной организации, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, техническими и организационными требованиями.

Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые управленческие отношения между людьми, которые существуют только в организациях и специфичны для них.

В условиях организации участники не только связаны друг с другом отношениями взаимной зависимости и взаимной ответственности, но и несут ответственность перед общими для всех законом, гарантом которого является государство.

Специфика социологии и психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, состоит в том, что индивид соотносится не только с обществом, но и с государством как формой организации общественной жизни, через государственные образования, какими являются предприятия, учреждения и организации. Частные предприятия не составляют исключения в той мере, в какой они следуют законом и нормам, принятым в обществе и обеспечиваемым государством.

Изучение личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру коллектива и обратного влияния коллектива на организацию, руководство сотрудниками в различных организациях – таковы главные вопросы курса «Социология и психология управления».

Личность работника. Характеристики личности: индивидуальные и социальные

В социологии и психологии управления личность – это каждый человек во всем разнообразии свойств, присущих ему, отличающих его от одних людей и объединяющих с другими. Следовательно, для социологии и психологии управления свойственно понимание каждого человека как личности. В таком случае снимается вопрос: является ли личностью тот или иной человек, и если да то в какой степени? Основным становится вопрос: в чем своеобразие личности данного человека, в чем отличие данного человека как личности от других людей?

Для социологии и психологии управления невозможен вопрос: является ли этот человек личностью или является ли личностью ребенок? – именно потому, что для нее каждый человек в любом его состоянии — это личность, в ее проявлении или на определенной стадии развития.

Человек делает личностью сам факт его рождения в человеческом обществе, дающий ему возможность проявлять себя, предъявлять требования к миру, своим существованием влиять на течение событий.

Всякая личность представляет собой, прежде всего физическое тело, вернее, организм, и как организм обладает органическими свойствами. Далее, всякая личность является носителем психических свойств, позволяющих человеку ориентироваться и действовать в окружающем мире и в себе самом.

Всякая личность является социальным существом, продуктом общественных отношений. В этом качестве она выступает носителем социальных свойств, определяемых местом и ролью, которую играет личность в системе общественных отношений. Социальные свойства личности являются ее существенными свойствами. Поэтому социальные свойства личности образуют уровень собственно личности.

Можно выделить в множестве свойств личности три основные группы свойств, образующих три уровня рассмотрения личности:

1) уровень организма (органические свойства);

2) уровень индивида (психические свойства);

3) уровень личности (социальные свойства).

Физические свойства личности

Среди органических свойств следует, по-видимому, сразу же выделить внешние, физические свойства личности как организма и внутренние, физиологические ее свойства.

Каждый человек обладает некоторыми физическими характеристиками, некоторыми признаками, которые, прежде всего, бросаются в глаза при знакомстве с ним: рост, вес, телосложение, манеры поведения, особенности походки, черты лица, особенности речи (заикание, шепелявость) и т.п. – и которые могут, являются характерными особенностями его личности.

Убеждение в том, что физические особенности существенным образом определяют личность, находит свое отражение в различного рода стереотипах восприятия. Людям низкого роста предписывается высокая социальная активность и стремление к власти, широкие плечи связываются с физической силой, тяжелый подбородок – с решительностью и волей, плотные губы – с чувственностью, высокий лоб – с высоким интеллектом и т.п. Известны попытки по строению черепа судить о способностях личности, а по рисунку складок на ладони судить не только о характере человека, но и о судьбе.

Одна и та же физическая особенность у разных людей с разным психическим складом, занимающих различное социальное положение, находит совершенно разное, подчас противоположное отражение в их поведении и самосознании.

Личность как организм представляет собой своего рода систему систем, т.е. соединение системы пищеварения, кровообращения, дыхания, двигательной и гормональной систем и т.д. Каждая из названных и неназванных систем решает определенную задачу по жизнеобеспечению организма, выполняет определенную функцию и потому называется функциональной.

В исследовании свойств нервной системы огромный вклад был внесен И.П. Павловым и его научной школой. Выявленные свойства нервной системы позволили Павлову по-новому объяснить понятие темперамента, известное со времен Гиппократа и развитое в работах Галена.

Схема типов темперамента по И.П. Павлову может быть представлена следующим образом. Все люди делятся на две группы по свойству силы нервной системы, далее группа сильных вновь делится на две группы по свойству уравновешенности, и, наконец, группа уравновешенных вновь делится по свойству подвижности, окончания этой схемы дихотомического деления образуют типы темперамента.

Физиологические (индивидуальные) свойства личности в отношениях к работе, к другим людям и к себе

Рассмотрим последовательно, как проявляются свойства нервной системы в каждом из типов темперамента. При рассмотрении будем рассматривать проявление свойств нервной системы в трех аспектах: в отношениях личности к работе, к другим людям и к себе самой.

Источник:
Индивидуальные и личностные характеристики, влияющие на личность человека
Индивидуальные и личностные характеристики, влияющие на личность человека «Социология и психология управления» как самостоятельное научное направление оформилось сравнительно недавно – во второй
http://www.refmanagement.ru/ritem-4815-1.html

Индивидуальные свойства личности

Ли?чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности [1] . Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona ) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas ) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы [2] .

  • Языковая личность — совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определённой целевой направленностью [3] . При этом языковая личность рассматривается не как часть многогранного понимания личности, а как «вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психический, и социальный, и этический, и другие компоненты, но преломлённые через её язык, её дискурс [3] .
  • Речевая личность — личность, реализующая себя в коммуникации, выбирающая и осуществляющая ту или иную стратегию и тактику общения, выбирающая и использующая тот или иной репертуар средств (как собственно лингвистических, так и экстралингвистических) [4] . Если языковая личность — это парадигма речевых личностей, то, наоборот, речевая личность — это языковая личность в парадигме реального общения [5] .
  • Коммуникативная личность — совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида, его «коммуникативный паспорт», «визитная карточка». Коммуникативная личность — содержание, центр и единство коммуникативных актов, которые направлены на другие коммуникативные личности, — коммуникативный деятель [6] .
  • В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире[7] .
  • В средневековой философии личность понималась как сущность Бога
  • В новоевропейской философии личность понималась как гражданин
  • В философии романтизма личность понималась как герой.

Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетённое в сложную сеть общественных отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества.

Эта отметка установлена 12 ноября 2013 года.

Эта отметка установлена 12 ноября 2013 года.

Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум четыре широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности [8] :

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Эта отметка установлена 12 ноября 2013 года.

  • Индивид-отдельно взятый человек, представитель человеческого рода .
  • Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причём специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

Эта отметка установлена 12 ноября 2013 года.

Эта отметка установлена 24 января 2013 года.

Каждый человек непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется [10] . Все люди (как и все ангелы) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие [11] .

Личность может быть способной и гениальной, а может быть бездарной и серой (невыразительной), притягательной и отвратительной, самоотверженной, героической и эгоистичной и мнительной, добродушной, любящей, честной и преступной, злобной, маниакальной, хитрой.

Что касается домашних животных и диких зверей (а, тем более, растений), то они не считаются личностями, но только особями, не имеющими (в отличие от людей) универсального самосознания, абстрактного (беспристрастного) суждения, стремления к познанию сути вещей, бесконечному самосовершенствованию — богоуподоблению, различному раскрытию своей личности и творчеству. Именно поэтому христианство категорически запрещает аборты (убийство зародившихся детей), но очень терпимо относится к убийству животных и вкушению их мяса [12] .

Буддисты считали слово «личность» равнозначным слову «душа» (санскр. атман) и для обозначения личности использовали слово «пудгала» [13] . Согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование атмана, души, «я» [14] и личности [15] . Учение буддизма условно определяет личность как упорядоченную совокупность пяти групп элементов (скандх дхарм) [14] . В состав пяти групп входит физическая группа (тело и материальное, обозначаемые как рупа) и четыре «душевные» группы: 1) чувство приятного, неприятного и нейтрального (ведана), 2) способность проводить различия и образовывать понятия (санджня), 3) воля и деятельность, ведущие к образованию кармы (санскара) и 4) сознание (виджняна) [16] [14] . Данные группы элементов не являются доказательством существования личности как чего-то самостоятельного, а показывают условность личности [17] , являющейся, исходя из «высшей реальности», нереальной [18] .

Первая истина из Четырёх благородных истин буддизма утверждает, что пять скандх, из которых образовывается личность, прямо связаны со страданием, яркими формами которого являются рождение, смерть, разлука с приятным и столкновение с неприятным [19] . Остальные благородные истины указывают причину страдания, способ его прекращения и путь, ведущий к полному прекращению страдания [20] . Вера в личность в буддизме порождает ошибочное состояние сознания, связанное с заблуждением и невежеством [21] .

Существуют религии (индуизм), где категорически запрещается убивать любых живых существ, так как они являются потенциальными личностями и в одной из своих следующих жизней могут стать человеком, то есть индивидом. К тому же каждая личность может стать единой с Богом (уйти в нирвану, раствориться в абстрактной божественной природе, перестать страдать).

Источник:
Индивидуальные свойства личности
Ли?чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Индивидуальные свойства личности

10.3. Индивидные свойства личности

В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Индивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г. Ананьевым.

Первичный уровень проявления индивидных свойств:

1. Класс возрастно-половых свойств:

– возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида,

– половой диморфизм – фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека – одно из проявлений его социализации;

2. Индивидуально-типические свойства индивида:

– конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность,

нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

Вторичные уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических и т. д.) и структуру органических потребностей;

Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки.

Основная форма развития этих свойств – онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.

Темперамент – одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:

общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т. д.

особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота ритм и общее количество движений и т. д.

эмоциональность: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

Родоначальниками учения о темпераментах были врачи Н. Гиппократ и К. Гален. Они создали, в сущности, гуморальную (от лат. humor – влага, сок) теорию темперамента. Само слово «темперамент» означает «надлежащее соотношение частей». Древнегреческий врач Гиппократ полагал, что у одних людей в теле преобладает желчь (chole), у других – больше всего крови (sanguinis), у третьих – особенно много слизи (phlegma) и, наконец у четвертых – наибольшее количество черной желчи (melanos chole).

К. Гален выделил четыре типа темперамента, которые в наше время рассматриваются как основные: холерик (бурный, порывистый, горячий и резкий), сангвиник (живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый), флегматик (спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый) и меланхолик (грустный, подавленный, робкий и нерешительный).

Попытка установить связь между строением тела индивида и его темпераментом была предпринята немецким психиатром Э. Кречмером. В своей работе «Строение тела и характер» он утверждал, что каждой конституции соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между типами телосложения и типами характера. Э. Кречмер выделял три основных типа телосложения и три соответствующих им типа темпераментов.

1. Астенический тип конституции характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному темпераменту. Шизотимики – это аутичные люди, т. е. погруженные в себя, замкнутые, проявляющие склонность к чрезмерной абстракции и плохо приспосабливающиеся к окружению.

2. Пикнический тип конституции (греч. pyknos – толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей и соответствует циклоидному (циклотимическому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично смотрят на мир и склонны к перепадам настроения от постоянно повышенного, веселого состояния духа у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального – у депрессивных.

3. Атлетический тип конституции (греч. athlon – борьба, схватка) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами и соответствует эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды выражают эмоции сдержанной мимикой и жестами, внешне спокойны и невозмутимы, но временами бывают подвержены неадекватным поводу вспышкам гнева и ярости. Они отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны и трудно приспосабливаются к перемене обстановки.

К конституциональным теориям относится также концепция американского психолога У. Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции: эндоморфный (с преобладающим развитием внутренних органов, слабым мешковатым телосложением и избытком жировой ткани), мезоморфный (с развитой мышечной тканью, сильным крепким телом) и эктоморфный (с хрупким телосложением слабой мускулатурой, длинными руками и ногами), которым соответствуют три типа темперамента: висцеротония, соматотония и церебротония.

Конституциональные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона и предпринимаемые в них попытки связать тип телосложения с психологическими особенностями индивида критиковались за стремление напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т. е. с психологическим складом личности.

Нельзя отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать как органические предпосылки, влияющие на становление психических особенностей, и реально проявляют свое влияние в системе межличностных отношений носителей телесных качеств.

Например, в исследованиях было выявлено, что три соматотипа У. Шелдона (эндоморфный, мезоморфный, экто-морфный) обладают в глазах подростков неодинаковой привлекательностью. Наиболее привлекателен мезоморфный, а наименее – эндоморфный тип. Со стройным, мускулистым телом подростки ассоциируют качества вожака, спортивность, активность. Полный подросток, напротив, является предметом их насмешек. Такие подростки редко занимают ведущее положение среди сверстников, имеют меньше возможностей выбора друзей и чаще испытывают потребность в поддержке.

И.П. Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения (сила – слабость, уравновешенность – неуравновешенность, подвижность – инертность) и большое число их возможных сочетаний в природе, он установил четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, три из которых – сильные (безудержный, живой, спокойный) и один – слабый. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный – темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный – темперамент холерика; слабый – темперамент меланхолика.

О силе нервной системы у человека говорят его высокая работоспособность, достаточная степень сдержанности в выражении чувств, умение ждать и выслушивать других, инициатива и настойчивость в достижении цели. О слабости нервной системы свидетельствуют противоположные свойства, т. е. повышенная утомляемость, недостаточная инициативность, внушаемость, плаксивость, боязливость.

Уравновешенность нервных процессов проявляется в отсутствии наклонности к раздражительности, колебаний настроения и аффективных вспышек. Неуравновешенность – в неспособности к ожиданию и нарушениях сна.

Подвижность нервных процессов определяется быстротой привыкания к новой обстановке, мыслительной подвижностью, живостью моторики и речевой артикуляции, быстротой засыпания и пробуждения.

Отечественные психологи ( Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И.П. Павлова заключается в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. Однако современные исследования показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, а число комбинаций этих свойств значительно больше, чем это предлагалось И.П. Павловым.

Современные представления о темпераменте позволяют определить его как формально-динамическую характеристику поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам.

В.М. Русалов выделяет семь критериев темперамента:

1) зависимость от содержания деятельности и поведения, т. е. отражение их формального аспекта (независимость от смысла, мотива, цели и т. д.);

2) характеристика мера динамического напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

3) универсальность и проявление во всех сферах деятельности;

4) раннее проявление в детстве;

5) устойчивость в течение длительного периода жизни человека;

6) высокий уровень корреляции со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т. д.);

Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует, что нет «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Темперамент, являя собой индивидные свойства личности, оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека. Темперамент является динамической стороной характера, его физиологической основой.

Источник:
Индивидуальные свойства личности
Автор: Макарова И, 10.3. Индивидные свойства личности — Психология: конспект лекций, Жанр: философия
http://www.e-reading.club/chapter.php/97640/71/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.html

(Visited 28 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Почему мужчина рак пропадает Если твой парень Рак - как себя вестиЕсли с такими мужчинами общаться дружелюбно, то они,… (1)

Как разлюбить одноклассника Как забыть парня Все способы забыть парня которого очень любишь Говорят, что взаимная любовь живет… (1)

Глаза василькового цвета Васильковый цвет в одежде – с чем сочетать?Всем известно, что подходящий цвет в одежде способен… (1)

Какие слова говорить мужчине чтобы влюбить его в себя 5 слов, чтобы влюбить в себя мужчину Если женщина не знает, какие качества нравятся мужчине,… (1)

С добрым утром милый проза Красивые любовные смс пожелания с добрым утром в прозеКрасивые любовные смс пожелания с добрым утром… (1)

COMMENTS