Индивидуальность личности

Индивидуальность личности

Индивидуальность человека, ее сущность, начала, особенности, формирование, направления, характеристики и необходимость изучения. Самооценка и ее влияние на поведение человека. Комплексность осознания явлений как характеристика индивидуальности человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Изучение индивидуальности человека, устойчивого набора черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Факторы, формирующие индивидуальность. Стабильность в поведении человека. Взаимодействие человека и группы. Общая характеристика группы.

История изучения индивидуальности в зарубежной и отечественной психологии. Усиление субъектного подхода к анализу психики. Многообразие подходов к определению и изучению индивидуальности. Типология и проблемы изучения индивидуальности в психологии.

Два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Понимание индивидуальности как целостности и принципиально нового уровня рассмотрения личности человека. Истинный смысл и содержание индивидуальной неповторимости и самобытности.

Причины актуализации проблемы индивидуальности в современном обществе. Определяющая роль этнических стереотипов в поведении человека как представителя данной социальной общности. Индивидуальность как проявление мотивационно-смысловой сферы личности.

Развитие и проявление индивидуальности человека. Социальная активность личности, расширение социальных и межличностных отношений с другими людьми. Интеграция субъектных свойств. Потенциалы и способности как ресурсы психического развития человека.

Неповторимость и своеобразие конкретного человека, его индивидуальность. Системная целостность личности, ее психологический склад. Стремление к совершенствованию жизни. Основные типы личности человека. Потребительская и разрушительная направленность.

Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивидуальность», «индивид», «личность». Основные характеристики направленности: интересы, потребности, мировоззрение, убеждения, склонности, идеалы. Формирование и развитие человека.

Общие представления, понятия о личности. Идея целостности, системный подход в изучении человека. Культурно-исторические аспекты и психоанализ в XX веке. История изучения личности. Индивидуальные особенности мышления и интеллектуальный потенциал личности.

Происхождения и развитие личностных особенностей человека. Выделение физической, социальной, духовной личности. Индивидуальность и ее проявление. Особенности морфологических и психологических свойств индивида. Сущность личности, критерии ее формирования.

Характеристика личности как предмета психологического исследования в отечественной психологии. Идея целостности и системный подход в изучении человека. Изучение периодизации развития индивида, личности и индивидуальности. Социогенез и структура личности.

Источник:
Индивидуальность личности
Индивидуальность человека, ее сущность, начала, особенности, формирование, направления, характеристики и необходимость изучения. Самооценка и ее влияние на поведение человека. Комплексность осознания явлений как характеристика индивидуальности человека. Психология, доклад
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00021341.html

Индивидуальность личности

Индивидуальность — это обладание набором определенных характеристик, которые помогают выделить индивидуума среди других и установить его уникальность. Индивидуальность включает совокупность качеств, помогающих отличить человека среди представителей его вида, а также феноменологию способов их взаимосвязи. Развивается эта совокупность качеств и формируется окружающими людьми, социумом, семьей, накопленным детским опытом. Однако важным является, насколько личность будет самостоятельно формировать себя, и идти выбранным индивидуальным путем.

Индивидуальность это в психологии совокупность темперамента, интеллекта, характера, качеств перцептивных процессов, интересов. Различают выраженную и скрытую формы. При выраженной индивидуальности проявляются внешние отличительные особенности — открытое проявление способностей; при внутренней предполагается, что заложенные природой уникальные способности не находят места применения или условий для проявления. Каждый из этапов развития, от заимствованной и общепринятой манеры поведения до своей собственной жизненной уникальности имеет свою версию, свой индивидуальный узор. Человек призван развивать свою уникальность.

Понятие индивидуальности вошло в несколько научных областей и строится на разных составляющих определения соответственно. В биологическом ракурсе в это понятие вкладывается уникальность и оригинальность каждой особи внутри вида, и самого вида среди остальных живых существ. К биологическим признакам индивидуальности относят генетически передающиеся параметры, такие как внешний вид, продолжительность жизни, возрастные изменения, внутривидовые и феминно-маскулинные особенности проявления.

Однако, касательно человеческого существа, стоит рассматривать индивидуальность, как особую уникальную форму пребывания в обществе, это позволяет отойти от исключительно биологического рассмотрения данного понятия, где все изначально закладывается природой. Так как невозможно считать индивидуальностью лишь уникальность сетчатки глаза или отпечатков пальцев, необходимо брать во внимание и общественные качества, психологический аспект; уникальность складывается из неповторимых сочетаний биологического и общественного.

Остановимся на психологических особенностях. Индивидуальность человека предстает набором таких психологических категорий: темперамент, интеллект, характер, привычки и увлечения, общение и выбор деятельности, особенности перцептивных процессов. Однако, просто наличия неповторимых качеств для понимания индивидуальности недостаточно, является очень существенным обращать внимание на тип уникальных взаимосвязей между этими качествами.

В психологии индивидуальность это анализ (качественный и количественный) уникальных характеристик человека. Проявляться индивидуальность может в одной или нескольких сферах одновременно. Различие в степени развития и преобладания каких-либо характеристик и качеств вместе с различными способами использовать заложенные данные и порождает неповторимость каждого.

Человек не изолированное, отдельное существо, а член коллектива. Индивидуум индивидуален, когда предпочитает не ограничиваться коллективными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня сознания.

Сейчас все чаще поднимается вопрос о стирании индивидуальности при помощи средств массовой информации, где реакции стандартизируются, способность к активному мышлению и анализу ослабевает, вариативность поведенческих реакций уменьшается, так все подается в готовом виде, с расставленными приоритетами и подсказками к необходимому выводу. Для людей, у которых не сформирована индивидуальность (дети, подростки) это может привести к стандартизации мышления и действий, отсутствию критики и остановке в формировании собственной личности. При навязывании обществом стандартов поведения и реагирования ставит под вопрос становление личности, как таковое. Происходит омассовление сознания, исчезновение индивидуальности, личной ответственности, собственных решений.

Человек со сформированной индивидуальностью являет собой зрелую личность, которая достаточно самостоятельна, полагается в решениях на собственное мнение, не зависящее от большинства, у которой развита мотивационная сфера.

Понятия человек, индивидуальность, личность в рамках рассмотрения психологии не тождественны, хотя в течение определенного времени употреблялись как взаимозаменяемые. Человек, индивидуальность, личность однопорядковые понятия, хотя резкое разделение их ошибочно, т.к. характеризуют один объект. Человеку присуща бинарность — он может руководствоваться как инстинктами, так и социальностью.

Понятие человек отражает вид млекопитающего – биосоциального существа, которое наделено сознанием, мышлением, обладает речью, логикой, отличается прямохождением, и имеет высокоразвитый мозг и социальность. Из многих фактов известно, что дети, которые выросли за пределами человеческого общества остаются на уровне развития животных группы, которая была близка, даже при последующем обучении (сказка про Маугли является мифом). Человек рождается в мире, где до него уже другими людьми были сформированы условия и правила жизни, соответственно и приобретает адаптивные и подходящие под стандарты данного мира способности и навыки.

Индивидуальность в психологии это отраженная самобытность индивида, взятого отдельно из вида, его биологические свойства (такое описание понятия можно применять как для человека, так и животного). Заложенные изначально физиологические уникальные особенности человека вследствие социализации и развития получают огромную вариативность личностного проявления. Личность же напрямую связана с мировоззренческой позицией человека, общественной обусловленностью, развитием собственной уникальности.

Понятия человек, индивидуальность, личность взаимосвязаны, являются перетекающими и обуславливающими друг друга отдельными элементами. Личность немыслима без индивидуальности, поскольку подчиняясь социальному влиянию, человек выбирает индивидуальные пути самопроявления.

Индивидуальность рассматривается не совместно и синонимично личности, а обособленно, как самостоятельное ее свойство. Формирование личности подчинено индивидуальности; реакции человека определяются нестандартностью его сознания, присущими особенностями.

Индивидуальность, как часть или характеристика феноменологичности личности – это собственный, неповторимый способ человека проживать свою жизнь, предстает, как способ выражения собственного уникального мира и пути, который определяется сочетанием влияния собственных усмотрений человека и социальных предрасположенностей. На этом пути становления уникальности и реализации всего индивидуально заложенного потенциала начинает формироваться личность.

Понятие личности появилось для отображения субъектной активности человека, отражении жизнетворческой направленности и общественных составляющих.

Развитие любых форм личности по вектору своей направленности отличается от вектора развития индивидуальности. Формирование личности предопределено социализацией, освоением общих норм поведения для всех. Индивидуальность же проявляется в выделении человека из общества, в его обособлении, непохожести, умении себя проявить, выделить.

Личность — человеческая сущность, поступки и мотивы которой имеют социальное определение, носят общественную направленность, отвечают духовным, идейным и нравственным социальным нормам; постоянны и интериоризированны. К феноменологии личностных качеств не относятся биологические качества и те способности, которые социально не обусловлены. Личность человека динамична, является системой, способной к гибкости и изменениям, сохраняющей при этом устойчивость.

Развитие личности приходит со способностью корректировать отношение к себе, своему мировоззрению, переоценивать и пересматривать полученный опыт вследствие изменения информации, условий и знаний. Сама личность сравнима с набором социальных масок, (начальника, отца, любовника и пр.). Взаимодействие не на уровне масок-ролей внеличностно. Изменения личности наступают при кардинальных изменениях жизненных ситуаций, когда меняется социальная роль человека и требуется пересмотреть свое поведение, умения, самовосприятие.

Соединение и дуалистическое противопоставление индивидуальности и личности прослеживается в данной структуре соотношения биологического и социального при развитии человека:

— низший – биологические факторы, передающиеся генетически (внешний вид, возрастные и видовые особенности);

— социальный опыт человека;

— высший – направленность личности (характер, взгляды на мир, общественные идеи).

В детские годы преобладают больше биологические факторы, определяющие уникальность, со временем подключаются, а потом берут ведущую роль социальные аспекты определения особенностей личности. Изменения случаются благодаря самой личности и ее социализации, в процессе которой, должно произойти сознательное усвоение общественных принципов.

Черты личности, ее качества являют стабильные характеристики, которые остаются ярко проявляющимися даже при смене внешних обстоятельств жизни субъекта. В одинаковых условиях развиваются абсолютно разные личности, или остаются такие же разные индивидуальности. Как все сложится и во что преобразуется, зависит от полученных изначально индивидом качеств, направленности и стремлении его индивидуальности, степени развития личности и построении уникального творческого жизненного пути. Внутренний мир, личностное проявление зависит не от внешнего внедрения фактов, но от внутренней работы по переработке входящей информации.

Индивидуальностью быть проще, личностью сложнее, это требует осознанности, ответственности, постоянного развития. Но столь привлекательная идея, чтобы все в обществе имели максимально развитый уровень индивидуальности, для социальной системы представляет опасность в виде угрозы ее стабильности.

Источник:
Индивидуальность личности
Индивидуальность — это обладание набором определенных характеристик, которые помогают выделить индивидуума среди других и установить его уникальность.
http://psihomed.com/individualnost/

Индивидуальность личности

Личность и индивидуальность

Соотношение понятий «индивидуальность» и «личность»

В трудах многих ученых часто говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под личностью имеют в виду индивидуальность человека. Но еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что «индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность». Чем же личность отличается от индивидуальности?

Человек, живя в обществе, настолько подчиняется культуре, обычаям, традициям, настолько социализируется, настолько бездумным становится иной раз его поведение, что, будучи личностью, он зачастую теряет свой человеческий облик — теряет индивидуальность. Индивидуальность и личность не одно и то же — это две стороны человека.

Французский философ Люсьен Сэв утверждает: личность есть живая система общественных отношений, но которые всегда связаны с человеческим поведением и выступают как поведение. Личность определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность — это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д., а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Личность есть сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности — это развитие своих способностей.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность — это то, что отличает человека от животного и социального мира.

Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе. Такого индивида К. Роджерс назвал «полноценно функционирующим человеком» для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга.

В какой мере и как педагоги имеют право на деформацию индивидуальности? Этот вопрос, как отмечают ученые (Б.И. Додонов, В.Д. Шадриков), в нашей этике, психологии и педагогике практически не обсуждался.

Деформация индивидуальности может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие всех сфер в интересах ребенка; во-вторых, — развитие этих сфер в интересах общества и ребенка; в-третьих, — изменение их в интересах только общества (или государства), но не ребенка; наконец, в-четвертых, — их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей развития природных задатков в различных сферах человека, а второе — предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое решает задачи развития индивидуальности, второе — воспитания личности.

Рассмотрение соотношения индивидуальности и личности позволяет конкретизировать связь человека и общества (коллектива и личности). Если человек и коллектив гармонируют между собой, то можно сказать, что личностные качества человека отвечают целям данного коллектива. Человек в этом случае является личностью. Но в другом обществе (коллективе) этот же человек может и не являться личностью, так как его взгляды могут не отвечать целям другого общества. Следовательно, в зависимости от социальных ценностей, составляющих мораль и культуру общества, и соответствия этим ценностям мировоззрения и поступков человека он может быть личностью, но может ею и не быть, то есть личность является относительной характеристикой человека.

В то же время индивидуальность человека во многом не зависит от того, в каком обществе (коллективе) находится человек. Его опыт, интеллект, сформировавшиеся сферы в данный конкретный момент не зависят уже от обстоятельств, поэтому индивидуальность во многом носит черты постоянства, в какой-то мере абсолютности. Поэтому когда говорят о подчинении личных (а точнее, индивидуальных) интересов общественным, то это не выдерживает испытания жизнью. Происходит разрушение и индивидуальности (оглупление и разрушение определенных сфер), и личности (конформизм). В целом, происходит дробление и того и другого: лицемерие, двуличие, двойная мораль, расхождение слова и дела. А такие следствия не нужны ни обществу, ни индивиду.

Соотношение личности и индивидуальности помогает понять связь воспитания и развития.

Воспитание в специальном педагогическом смысле есть процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Процесс воспитания осуществляется на всех возрастных этапах развития человека, а не только в детском возрасте.

Развитие же предполагает совершенствование психических качеств, основных сфер (эмоциональной, волевой, мотивационной) человека — его индивидуальности.

Индивидуальностью человек не рождается, а становится ею в ходе своей жизни, в результате воспитания и самовоспитания. Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности. А это требует как понимания самого себя и активного отношения к своей жизни, так и предоставление обществом возможностей для самостоятельного выбора целей и средств жизнедеятельности.

Чем же отличается личность от индивидуальности? Рассмотрим этот вопрос.

Цели развития индивидуальности.

И. Кант сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма: человек может быть для другого только целью, но не средством. Поэтому посмотрим на ребенка не как на средство укрепления нашего государства (вспомним наши штампы: подготовка к жизни на благо общества, подготовка к защите Родины и т.п.), а как на цель развития в нем «человеческого» (В.Г. Белинский). «Усовершенствуй себя, — советовал Л.Н. Толстой, — и только так усовершенствуешь мир».

Основная задача учителя — помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна быть направлена на развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сил школьника. К ним относятся следующие сферы: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека. От их развития зависит его социальная активность. Они же определяют его образ жизнедеятельности, его счастье и самочувствие среди людей.

Сфера саморегуляции характеризуется свободой выбора целей и средств их достижения; осознанностью их выбора; совестливостью, самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, рефлексией, оптимистичностью; умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне. Для развития и совершенствования сферы саморегуляции необходимо формирование навыков психических и физических саморегуляций; развитие у ребенка необходимых навыков анализа жизненных ситуаций; обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей; формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям.

Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении. Здесь нужно исходить из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Нельзя ограничиваться вопросами: «кем быть?», «каким стать?», необходимо решать «как жить?». Ибо цель жизни — жизнь, то есть сам процесс жизни. Отсюда следует, что ребенку необходимо помочь научиться жить: своими поступками он должен выразить свое отношение к миру, природе, самому себе, другим людям.

Экзистенциальная сфера характеризуется гармонией чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения, которые выражаются в жизненной позиции человека по отношению к себе и другим. Сегодня особенно актуально звучат мысли П.Ф. Лесгафта о целях развития этой сферы: выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям, ограничить произвол их и развить в нем стремление к совершенствованию; заботиться как о красоте тела, так и о красоте речи и самостоятельности в проявлении мысли; сформировать умение владеть своими потребностями, управлять собой.

Гуманизм заключается в том, чтобы уважать неприкосновенность другого человека, уметь признавать его индивидуальность и личность и быть справедливым в отношении к нему. Подводя итог рассмотрению основных сфер индивидуальности как педагогических целей (подробнее они представлены ниже), отметим, что реальная цель школы — дать каждому школьнику общее образование и предоставить условия для гармонического развития и совершенствования всех сторон индивидуальности. Эта цель, в отличие от глобальной общей идеи всестороннего развития личности, конкретна, достижима и реальна, психологически обоснована, так как соответствует природе развития ребенка. И в этом видится ее гуманизм.

По сути, развитая целостная индивидуальность сама обеспечивает гармонию личного и общественного. В этом случае человек действительно может реализовать себя, сам выбрать ту или иную идеологию или религию, осуществить свою человеческую природу. Развитие личностных качеств совершается в процессе воспитания на основе формирования индивидуальных качеств.

Источник:
Индивидуальность личности
Личность и индивидуальность
http://psychologov.net/view_post.php?id=363

Индивидуальность личности

2. Индивидные свойства человека как предпосылка развития личности 2

3. Совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений 5

4. Социализация и индивидуализация как формы развития личности 6

5. Саморазвитие и самореализация личности 8

6. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные действия 9

7. Смысл действия и борьба мотивов 10

8. Поиск смысла и принятие волевого решения о его реализации 11

9. Свобода и ответственность личности 13

10. Сравнительный анализ взглядов Олпорта, Кеттелла и Айзенка на понятие черта личности 14

11. Преимущества и слабые стороны теории личностных конструктов Дж. Келли 16

1. Индивидуальность личности и ее жизненный путь

Личность — человек, взятый в системе таких его психологических ха-рактеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нрав-ственные поступки человека, имеющие существенное значение для него са-мого и окружающих.

Индивидуальность личности — совокупность смысловых отношений и установок чело¬века в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии цен¬ностей и овладение поведением в ситуации борьбы мо¬тивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существо-вания образа жизни, являющего¬ся ценностью для данного человека.

Асмолов выделяет два плана анализа индивидуальности проявлений личности как субъекта деятельности: продуктивный и ин¬струментальный.

Продуктивные проявления личности — те процессы активности лично-сти, в которых личности приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, отыскивать, а иногда и создавать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать различные защит-ные механизмы и средства для разрешения и перестройки приводящих к от-клонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций.

Инструментальные проявления личности как субъекта деятельности включают характер и способно¬сти.

2. Индивидные свойства человека как предпосылка развития лич-ности

Индивид — то, в чем данный человек подобен остальным. Индивидом рождаются, а личностью становятся (Леонтьев, Рубинштейн). Биологические особенности человека состоят в том, что у него нет унаследованных инстинк-тивных форм деятельности и поведения. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как "элемента" в развивающейся системе общества к со-хранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции.

Индивидные особенности делятся на возрастно-половые и индивиду-ально-типические свойства. Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки. Роль индивидных свойств:

1. они характеризуют формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов;

2. определяют диапазон возможностей выбора деятельности;

3. они приобретают особое значение, если становятся осознаваемыми, т.е. приобретают символ, означивание.

Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчи-няются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности. Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей деятельности.

Отдельные индивидные свойства и их роль:

Возраст — с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация. Сенситивные периоды — периоды повышенной восприимчивости, чувствительности индивида в данном возрас-те к определенного рода воздействиям. Критические периоды — наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость").

Потребности — если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза.

Пол — предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

3. Совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений

Изучая детерминацию развития личности в системе общественных от-ношений, Асмолов отмечал роль совместной деятельности. Социально-исторический образ жизни — источник развития личности в системе общест-венных отношений, который в ходе жизни личности превращается в ее ре-зультат. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному «сценарию», выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность заявляет о себе как об индивидуальности, стано-вится все более активным творцом общественного процесса.

Идея опосредованности всех общественных отношений личности дея-тельностью принадлежит А.Н. Леонтьеву. Однако центром личности являют-ся не столько сами по себе "узлы" многообразных деятельностей человека или иерархия деятельностей, а то, что порождается в процессе этих деятель-ностей, то, ради чего и как субъект использует в своей деятельности соци-альные нормы, ценности, идеалы и в том числе индивидные свойства.

4. Социализация и индивидуализация как формы развития лично-сти

Понятия личности и индивидуальности отно¬сятся к духовным измере-ниям человеческой реальности. Вместе с тем, личность и индивидуальность — два способа бытия че¬ловека, два его различных определения.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-ис¬торических обстоятельствах жизни че-ловека. Становление лич¬ности связано с принятием индивидом выработан-ных в обще¬стве социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с дру¬гими. Сфор-мированная личность есть субъект свободного, са¬мостоятельного и ответст-венного поведения в социальных со¬обществах.

Индивидуальность — целостное психическое образование человека, возникшее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый, уникальный способ функциони-рования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным, единственным в своём роде, а не ещё одним человеком среди множества других людей. Становление индивидуальности есть процесс ин-дивидуали¬зации субъективной реальности. Индивидуализация — это само¬определенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и не¬повторимости. Таким об-разом, под индивидуализацией понимается процесс формирования индиви-дуальности, понимаемой как целостность.

Личность формируется во многом благодаря воспитанию. Постепенно процесс воспитания интериоризуется и человек сам начинает творить свою личность и содержание своей психики. Именно процесс самовоспитания и саморазвития, причём процесс во многом осознанный, т.е. деятельность по самовоспитанию и саморазвитию, приводит сначала к зарождению индиви-дуальности, а затем к её дальнейшему усложнению и развитию.

Понятия «личность» и «индивидуальность» фиксируют раз¬ные сторо-ны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия схватывает наш язык. Со словом «личность» мы употребляем такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее дея-тельную представленность в глазах других людей. Об индивидуальности мы говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», как о качествах са¬мостоятельной сущности.

Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой ре¬альности. Б.Г.Ананьев писал: «Если личность — «вер¬шина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуаль¬ность — это «глубина» личности и субъекта деятельности».

Понятие личности фиксирует соци¬ально значимые качества человека, описывает включенность ин¬дивида в систему социальных связей и отноше-ний в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение об¬щественных отношений.

Индивидуальность — это не только и не столько включен¬ность индиви-да в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значи-мых, сколько его выделенность из этих отно¬шений. Понятие индивидуально-сти указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупно¬сти связей и отношений с другими выделяет свое, собст-венное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.

Про одни социальные нормы и ценности он может сказать: «Это мое, я их внутренне разделяю и принимаю, следую им, и буду отстаивать вплоть до смерти». Эти нормы и ценности вхо¬дят во внутреннюю сущность конкретно-го человека, становятся его неотъемлемым достоянием. Про другие социаль-ные реально¬сти индивид может сказать, что это не его, что он допускает их существование, но внутренне их не разделяет. Без определенного ограниче-ния социальных связей и отно¬шений, сферы своей деятельности невозможно индивидуальное самоопределение. Только выражая себя в ин¬дивидуальной форме, гений может создать истинно художественное творение (Гегель).

5. Саморазвитие и самореализация личности

Социализация может рассматриваться как процесс саморазвития и са-мореализации личности, в ходе которого происходит актуализация усвоен-ной системы социальных связей и опыта и создание новых, в том числе лич-ного, индивидуального опыта.

Саморазвитие личности — это процесс, направленный на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социаль-ной гармонии, это изменение себя в сторону совершенствования, улучшения.

Самореализация выступает как проявление внутренней свободы, обу-словленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных условиях. Само-реализация — это реализация себя. Стремление к самореализации — это, по большому счету, стремление к реализации разного рода потребностей, вле-чений, инстинктов и других мотивационных сил, т.е. всего того в человеке, что требует реализации. Иными словами, человек реализует себя через реа-лизацию своих потребностей, целей, ценностей и т.д.

6. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Про-извольные и непроизвольные действия

7. Смысл действия и борьба мотивов

Волевая регуляция поведения связана с сознанием, способна усиливать или ослаблять первоначальную мотивацию человека. Это изменение мотива-ции происходит за счет изменения личностного смысла выполняемого дейст-вия. Формирование нового смысла действия связано с преданием ему более высокой ценности и цели. По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается борьбой мотивов.

Борьбой мотивов называют психическое состояние, которое характери-зуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побу-ждений к деятельности. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. За-ключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, за-ключающегося в выборе цели и способа действия.

По мнению Иванникова, главной психологической функцией воли яв-ляется усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознатель-ной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительно-го побуждения к действию является сознательное изменение смысла дейст-вия выполняющим его человеком.

Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при оп-ределенных, преднамеренных умственных усилиях. Волевой акт связан с преодолением препятствия на пути осуществления мотивированной деятель-ности. Предварительно, однако, необходимо осознать суть возникшей про-блемы. Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознатель-ное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внут-ренних препятствий с помощью волевых усилий.

8. Поиск смысла и принятие волевого решения о его реализации

Смысл деятельности, по Леонтьеву, состоит в отношении мотива к це-ли. Формирование и развитие побуждения к действию возможно не только благодаря восполнению дефицита побуждения (с помощью подключения до-полнительных эмоциональных переживаний), но и благодаря изменению смысла деятельности. Намеренное изменение смысла действий возможно в силу того, что потребность жестко не связана с мотивом, а мотив не одно-значно связан с целями действия. Можно вспомнить эксперименты Аниты Карстен на пресыщение: испытуемые продолжали выполнять задание, не имея инструкции, когда его можно закончить, просто потому, что они изме-нили смысл деятельности, переформулировали задачу. Работа со смыслами была предметом логотерапии Франкла. Поиск такого смысла либо его пере-формулировка давали возможность, по его наблюдениям, узникам концлаге-рей справиться с нечеловеческими трудностями и выжить.

Изменение смысла деятельности обычно происходит: 1) путем пере-оценки значимости мотива; 2) через изменение роли, позиции человека (вме-сто подчиненного стать лидером, вместо берущего дарующим, вместо отча-явшегося отчаянным); 3) с помощью переформулировки и реализации смыс-ла в области фантазии, воображения.

Волевая регуляция в своих наиболее развитых формах означает под-ключение незначимого или малозначимого, но обязательного для исполнения действия, к смысловой сфере личности. Волевое действие означает превра-щение прагматического действия в поступок вследствие его присоединения к моральным мотивам и ценностям.

9. Свобода и ответственность личности

10. Сравнительный анализ взглядов Г. Олпорта, Р. Кеттелла и Г.Айзенка на понятие «черта личности»

В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи: 1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности), т.е. люди демонстрируют определенное постоянство в своих по-ступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жиз-ненного опыта; 2) нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Теоретики факторного анализа Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк исполь-зовали сложную статистическую процедуру для выявления черт, лежащих в основе структуры личности. Факторный анализ представляет собой инстру-мент для определения степени ковариации среди большого ряда переменных, измеренных у большого числа людей, и включает последовательный ряд дей-ствий: сбор показателей переменных на большой выборке, создание таблиц взаимодействий между измеренными переменными, определение нагрузок на каждый фактор и присвоение названий получаемым факторам.

Кеттел рассматривает личность как то, что позволяет нам предсказать действия какого-либо человека в данной ситуации. По мнению Кеттела, чер-ты личности представляют собой гипотетические конструкции, предраспола-гающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различ-ных обстоятельствах. Структуру личности он описывает состоящей из при-мерно 16 факторов — исходных черт. Они делятся на конституциональные и сформированные окружающей средой, общие и уникальные черты.

Теория типов личности Айзенка также основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, чер-ты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представ-ляют собой континуумы, на которых между двумя крайними полюсами рас-полагаются характеристики индивидов. Айзенк подчеркивает, что типы лич-ности не являются дискретными и что большинство людей не подпадает под крайние категории.

В отличие от Кеттела, Айзенк видит лишь два главных типа (суперчер-ты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия-экстраверсия и ста-бильность-нейротизм. Рассмотрены явные особенности поведения, являю-щиеся результатом комбинаций этих двух типов. Например, люди, являю-щиеся одновременно интровертами и стабильными, склонны контролировать свои поступки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия по этим двум суперчертам, так же, как и третий фактор, называе-мый психотизм — сила Сверх-Я, тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма. Айзенк придает генетическому фундаменту черт личности гораздо большее значение, чем Кеттел.

11. Преимущества и слабые стороны теории личностных конструк-тов Дж. Келли

Теория Келли сформулирована в одном основном постулате и 11 выте-кающих из него выводах. Постулат утверждает, что личностные процессы имеют психологически проложенные русла, в которых люди прогнозируют события, а выводы объясняют, как функционирует конструктная система, как она изменяется и влияет на социальные взаимодействия. Келли рассматривал конструкты как биполярные и организованные в иерархическую систему, в которой какие-то конструкты являются подчиняющими, а какие-то — подчи-ненными по отношению к другим частям системы. Эта организация не закре-плена жестко, так же как не постоянны и сами конструкты. Были рассмотре-ны другие многочисленные аспекты и приложения личностных конструктов.

Теория личностных конструктов отражает:

— сильную приверженность положениям рациональности, изменяемо-сти, субъективности, непознаваемости;

— умеренную приверженность положению холизма-инвайроментализма;

— промежуточную позицию по положению свобода-детерминизм;

— положения проактивности-реактивности и гомеостаза-гетеростаза не-применимы к теории Келли, т.к. он мотивацию рассматривал как излишний конструкт.

Хотя теоретические концепции Келли мало разрабатывались другими исследователями, он изобрел инструмент оценки личности — Реп-тест, кото-рый широко применялся в разнообразных исследованиях. Реп-тест оценивает личностные конструкты, которые люди используют в интерпретации роле-вых отношений и других аспектов своего опыта.

Теория личностного конструкта Келли применима к областям, далеким от тех, которые традиционно определяют как когнитивные. Его теорию при-меняют к нуждам клинических психологов — эмоциональные состояния, пси-хологическое здоровье и расстройства и психотерапия.

Источник:
Индивидуальность личности
Индивидуальность личности и ее жизненный путь
http://litirus.ru/psihologiya/individualnost-lichnosti-i-ee-zhiznennyiy-put.html

(Visited 52 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Что чувствует девушка когда хочет парня Безусловно, самый лучший способ понять, что женщина хочет секса - это когда она подходит и… (7)

Если мужчина признается в любви пьяный Если мужчина пьян и признаётся в любви, стоит ли верить?Если мужчина пьян и признаётся в… (6)

1000 причин почему я тебя люблю Шаблон - 101 причина почему я тебя люблю - парню: Оформление своими руками Шаблон "101… (6)

Если мужчина рак обиделся Если мужчина рак обиделся Раки сами по себе очень чувствительные с резко переменчивым настроением. Они… (6)

Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (6)

COMMENTS