Характеристики человека как личности

Как составить психологический портрет человека

Составление психологического портрета это один из самых сложных и важных вариантов. Все люди умеют адаптироваться, приспосабливаться к определенным ситуации, но все делают это по разному. Одни ориентируются в конкретный момент и легко приспосабливаются к данной обстановке, такие люди как правило лучше работают при принятии решения. Другие – ориентируются на прошлое, способны действовать в рамках жесткой структуры с четкими рамками разрешения и запрета, правами и обязанностями – они способны работать при реализации в рамках определенных структур. Третьи – ориентируются на будущее с не одекватными ситуациями поведения – чаще выступают генераторами идей.

Каждому руководителю важно научится вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для чего им нужно научится в первую очередь познать себя и других, выявить темперамент, характер, направленность личности и т.д.

Благодаря этим компонентам можно составить психологический портрет:

1 — Темперамент – благодаря темпераменту, присущему людям от рождения одни – быстры, подвижны, склонны к эмоциональным реакциям, другие – медлительны и спокойны. Темперамент – это фундамент нашей личности, основанный на нервной системе и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента не поддаются изменению, так как они чаще всего передаются по наследству. Нужно в первую очередь понять его особенности, чтобы определится с родом деятельности человека.

К каждому типу темперамента нужно найти свой подход:

Сангвиники – обладают сильной нервной системой, уравновешенны и подвижны, хотя возбуждение у них легко сменяется торможением и наоборот. Такие люди всегда обещают, что сделают, но не всегда исполняют обещанное, поэтому их нужно постоянно проверять и контролировать. Его плюсы — отзывчивость, общительность, жизнерадостность, минусы — легкомыслие, поверхностность, ненадежность.

Холерик – обладает неуравновешенной нервной системой, где преобладает чувство возбуждения над чувствами торможения. Они всё время должны быть заняты делом, потому что он свою активность направить на коллектив и разложит его из нутри. Его плюсы – энергетичность , целеустремленность, продвижность , минусы – вспыльчивость, агрессивность, конфликтность.

Флегматик – с сильным, уравновешенным, но инертным , неподвижным типом нервной системы. Он не может работать на скорость и быстроту, их главное не подгонять, он рассчитывает свои силы и время и сдаст свое дело в любом случает. Его плюсы – устойчивость, постоянство , надежность, терпеливость, активность, минусы – медлительность, безразличие, порой даже сухость.

Меланхолик – со слабым, неуравновешенным типом нервной системы. На таких людей нельзя кричать, давить, давать резкие указания, так как они очень чувствительны и ранимы. Их плюсы – доброжелательность, сочувствие, мягкость, человечность, минусы – мнительность, ранимость, замкнутость и очень низкая работоспособность.

В работе холерику легче с сангвиником, сангвинику с меланхоликом , меланхолику с флегматиком.

2 – Характер – в характере человека выражаются его существенные особенности. Черты характера – это свойства личность, устойчивые особенности поведение человека.

Структуру характера делят на 4 группы, которые выражают отношение личности к определенной деятельности:

К труду – трудолюбие, добросовестность, настойчивость, ответственность, инициативность, противоположность этому – лень, безответственность, пассивность, склонность к рутиной работе;

К коллективу и к обществу в целом – общительность, отзывчивость, уважение, противоположность – замкнутость, призрение, грубость, бездушие.

К самому себе – самокритичность , гордость, чувство собственного достоинства и в чем то скромность , противоположное этому – сомнение, эгоизм, заносчивость, обидчивость.

К вещам – аккуратность, бережливость, щедрость, противоположное – скупость.

Формируется характер благодаря морально волевым качествам личности, на данном этапе выделяют 4 типа характера:

Демонстративный личности очень сильно выражают свои эмоции и переживают их. Они могут лгать, не понимая этого, хотя не способны притворятся и пытаются постоянно убедить окружающих. Они очень артистичные натуры, которые умеют играть своими чувствами на публике. Благодаря своей артистичности имеют положительные черты – очень хорошо понимают другого человека, они могут стать писателями, актерами и социальными работниками. Принимают свои решения стремительно и импульсивно, ничего не обдумывая.

Педантичный характер – противоположность демонстративному типу. Их негативные черты – нерешительность и постоянное чувство страха за свою жизнь, могут выразить положительные качества такие как, пунктуальность, аккуратность, ответственность, рассудительность. Долго колеблются при принятии решения и тщательно обдумывают свои действия.

Застревающий тип – долго задерживают свои чувства гнев, ярость, страх и так же долго и ярко переживают свои достижения. Отличаются обидчивостью и злопамятностью. Они могут простить обиду, но никогда не забудут её.

Возбудимый тип – постоянно недовольны, раздражительны . Не умеют управлять собой, что часто приводит к конфликтам.

Способности – измеряются путем решения определенных задач. Они подразделяются на два вида:

Общие формируются развитием интеллекта . К ним относятся трудолюбие и работоспособность., внимательность, собранность, гибкость ума адаптация и умение ориентироваться в трудных жизненных ситуациях.

Специальные способности – это развитие к определенному типу деятельности.

Направленность – это куда именно направлена деятельность человека, бывает направленность на себя, на задачу и на общению. Тут важно определить потребности в определенной направленности мотивов человека.

Интеллектуальность – это ядро интеллекта – обеспечивающий реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решения в соответствии со своим поведением. Структура интеллекта зависит от возраста, образования и индивидуальных особенностей.

Эмоциональность – делятся на ум, волю и эмоции. Ум и воля подчиняются нам, а эмоции возникают помимо нашей воли и желаний. Мы можем скрывать эмоции и выплескивать их на ружу , но благодаря этому они не ослабевают. Управлять эмоциями необходимо, они делятся на:

Аффект – возникающий в результате сильного потрясения, захватывает человека целиком и управляет его мыслями и действиями.

Собственно эмоции – возникает на свершившееся, предполагаемые и вспоминаемые события, отражаются в субъективной оценки.

Чувства – устойчивое эмоциональное состояние, отношение к конкретным событием и людям.

Настроение – длительное эмоциональное состояние, отражает установку принятие или непринятие мира, связанно с темпераментом.

Стресс- реакция организма на неожидаемую, напряженную обстановку. Может возникнуть на холод, боль, унижение.

Умение общаться – это прежде всего процесс взаимодействия людей. Общение может быть вербальным – в разных формах и невербальным – мимикой, жестами .

Делятся на виды — диалог, массовое, групповое, анонимное; каналы – зрительный, слуховой, при помощи прикосновений – тактильный и с помощью ощущения своего тела – соматосенсорный .

Самооценка – человек оценивает свои способности, поступки и возможности. Она может быть заниженной , завышенной либо адекватной, что бывает достаточно редко.

Источник:
Как составить психологический портрет человека
ВУЗы в Воронеже — высшее образование, заочное и дистанционное обучение, описание университетов и институтов Воронежа — Ze Student Journal, www.zsj.ru
http://zsj.ru/kak-sostavit-psihologicheskiy-portret-cheloveka-2.html

Энциклопедия маркетинга

Кафедра маркетинга и управления проектами СПбГИЭУ

Человек создал вокруг себя мир искусственных систем. Социально-экономические подсистемы представляют собой особый класс кибернетических систем, поведение которых определяется человеческими потребностями и интересами Человек — главное лицо, оживляющее все искусственные системы, созданные им. Он их ядро.

Рис. В.1. Описание Человека четырехмерной динамической семантической матрицей (ЧДСМ)

Наряду с маркетингом услуг имеет право на существование и маркетинг личности (отдельных лиц). Маркетинг личности в литературе известен чаще всего с другими именами: Self marketing или маркетинг самого себя, эго-маркетинг, маркетинг рабочей силы и т.д. Автор рассматривает маркетинг личности как способ самореализации человека в социуме, когда личность, при наличии конкуренции, определяет свое положение на рынке труда и в обществе для максимальной мобилизации энергии и инициативы, своих природных дарований, приобретенных знаний и умений, личной предприимчивости и активной жизненной позиции.

Маркетинг личности — это деятельность, направленная на выявление совокупности правил, предпринимаемых человеком для создания, поддержания или изменения мнения и/или поведения конкретного лица, чтобы обеспечить наиболее рациональное удовлетворение его потребностей и анализа его возможностей.

Маркетинг личности — это система, включающая в себя:

1. процессные явления: временное управление карьерой — реализация своей предрешенности;

2. морфологию и топологию личности — ее предрасположенность к тому или иному виду деятельности;

3. информативность личности — ее образование, уровень культуры — предначертание;

4. энергичность — предназначение личности в социуме.

Для осуществления выгодной сделки личности на рынке труда надо представлять его специфику, где выступает данный товар (личность).

Таким образом, вырисовывается программа, которая должна создать максимально благоприятные условия для реализации главного товара общества — человека, включающего его красоту, знания, умения, талант, творчество, профессионализм, степень активности и т.д.

На сегодняшний день наибольшее распространение получили следующие формы этой деятельности: маркетинг знаменитостей, маркетинг политических кандидатов и самомаркетинг.

Для решения этих задач необходимо рассматривать человека во всем многообразии его проявлений. Следует помнить, что поведение человека определяется двумя группами факторов: с одной стороны, всем его личным опытом (памятью, возможностями), с другой — сигналами, поступающими к нему из внешней среды.

Курс «Маркетинг личности» предназначен для того, чтобы дать студентам необходимый комплекс начальных знаний об особенностях управления человеком, протекающих при этом процессах, умении организовать межличностную коммуникацию. По завершении курса студенты должны представлять, как, обращаясь к человеку (клиенту) с каким-либо предложением, избрать такую последовательность действий, которая позволит получить максимально возможную готовность человека взаимодействовать с ним.

Задача маркетолога состоит в том, чтобы выбирать такие свои проявления, которые бы:

  • в наибольшей степени соответствовали оптимальному набору проявлений, неизвестных в начальный момент для маркетолога (это положение выдвинуто в качестве идеальной цели);
  • в наибольшей степени соответствовали опыту потенциального клиента;
  • изменяли бы опыт потенциального клиента в нужном для маркетолога направлении.

До момента выбора проявлений задача маркетолога заключается в расширении своих возможностей. Подходы к решению этих задач содержатся в данном курсе.

В нем собраны буквально по крупицам важнейшие положения и рекомендации по эффективному общению, взятые из оказавшейся доступной автору широко и не очень широко издававшейся научной и популярной литературы и других источников. Эти положения систематизированы отчасти исходя из психологической традиции, отчасти из важности определенных моментов для предмета курса, отчасти отражая современные направления психологии маркетинга.

Системные и структурированные знания в любой области позволяют лучше ориентироваться в ней, чем бессистемные, и еще лучше, чем никакие. Профессионализм невозможен без системного подхода потому, что природа также системна. В данном же случае многозначность человека и общения становится более понятной, а кажущаяся их простота — не такой простой.

Приведенные здесь рекомендации позволяют достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в широком спектре бытового, социального и делового общения. При этом некоторые приемы универсальны, сфера применения других ограничена; некоторые приемы дают большую вероятность, некоторые — меньшую; на одного человека действуют одни способы, на другого — другие. Идеальные схемы могут быть наполнены конкретикой любым образом, и творческий поиск способствует этому. Каждая из составляющих коммуникативного поведения несет смысловую нагрузку и играет свою роль, иногда незаметную, но решающую. Влияние и заключается в осознанном, комплексном применении этих, зачастую проходящих мимо внимания мелочей, из которых и состоит общение.

Цель курса — дать знания, необходимые для управления личностью за счет системы взаимосогласованных акций психологического воздействия, направленных на клиентов, потенциальных клиентов, партнеров и властей, способствующие компетентному подходу к человеку и общению, а также лучшему пониманию себя и других людей.

Объект изучения дисциплины — одна из моделей маркетинга, стратегия и тактика управления личностью с ориентацией на рынок, разновидность модели — маркетинга услуг.

Предмет изучения дисциплины — межличностные коммуникации.

Освоение студентами дисциплины «Маркетинг личности» означает:

  • наличие представлений об основных понятиях маркетинга личности;
  • знание методов их реализации и взаимосвязи;
  • умение решать практические задачи и проблемы в области маркетинга личности.

Маркетинг личности в России представляет собой сложную труднопонимаемую проблему, сформулировать которую не так просто. Почти все методы исследования исходят из четко сформулированной заранее проблемы. Системный подход и системный анализ решает вопросы, как правильно ставить проблемы, какие методы использовать при их решении. Главное в системном анализе — как сложное превратить в простое, как не только трудноразрешимую, но и труднопонимаемую проблему превратить в четкую серию задач, имеющую метод решения. Сила системного метода в анализе именно сложных проблем заключается в том, что он позволяет, с одной стороны, разложить очень сложную для решения проблему на ее составляющие вплоть до постановки конкретных, имеющих отработанные методы решения задач, а с другой стороны — удерживать их вместе в качестве единого целого.

Применение курса «Маркетинга личности» означает, что закладываются совершенно иные принципы управления своей деятельностью и стремление сбалансировать управленческую деятельность за счет знания внешней среды, знания механизмов межличностного взаимодействия. Специалист должен обладать необходимыми знаниями в области экономики, менеджмента, психологии. Он должен знать критерии конкурентоспособности представления личности, изучаемого потенциального рынка, стратегию и намерения партнеров, с которыми намечаются коммуникации.

1. Место маркетинга личности в классе Социально-экономических систем

1.1. Место маркетинга личности в классе социально-экономических систем и их роль в обществе

Человек и созданные им искусственные подсистемы экономики представляют собой особый класс кибернетических систем, поведение которых базируется на основе человеческих потребностей и интересов. Человек реализует свои интересы индивидуально, через социальные группы, предприятия, национальную и мировую экономику, рис. 1.1.

Рис. 1.1. Реализация интересов человека через экономические системы

Потребности человека трансформируются и интегрируются самым сложным образом при переходе от «простой системы» (человека) к более сложным. Причем, каждая последующая система является внешней средой для предыдущей системы.

Первичным элементом социально-экономических систем является распорядительный центр (РЦ), в котором человек играет ключевую роль распорядителя. Именно в соответствие с его хозяйственными интересами связано его поведение и появление социально-экономических систем более высокого уровня. Потребности являются факторами, определяющими интересы и модели поведения человека как потребителя в окружающей среде. Экономическая теория принимает индивидуума за исходную смысловую единицу и предполагает, что действия человека рациональны и основываются на калькуляции затрат и выгод.

По сути, маркетинг — это прикладная экономическая дисциплина, исследующая и объясняющая, как именно следует принимать решения на всех этапах создания и продажи товара (или услуги), чтобы учесть то, что конечный успех на рынке обеспечивает результативность всей деятельности.

Другими словами, маркетинг — это совокупность правил выявления потребностей общества и анализа возможностей их рационального удовлетворения. Везде, где возникают взаимоотношения людей, должны соблюдаться определенные правила поведения. В условиях рыночной экономики, как для производителей, так и для потребителей справедливы четыре фундаментальных принципа:

1. Свобода. Первый принцип рыночной экономики гласит, что каждый гражданин может свободно получить образование, выбрать для себя профессию и рабочее место. Каждое предприятие, независимо от влияния государства, определяет, какой продукт и в каком количестве производить.

2. Конкуренция. Свободная конкуренция обеспечивает то, что определенный продукт может быть предложен не одним предприятием; несколько производителей могут принять решение о производстве того же продукта. Благодаря этому каждое предприятие может добиться наилучших успехов, чтобы не потерять своей доли на рынке, которая может перейти к конкуренту.

3. Свободные цены. Каждый предприниматель в торговле может самостоятельно установить цены на товары. При этом ему необходимо учитывать, что покупатель будет делать покупки там, где за свои деньги он получит лучшее. Существует также зависимость, что при росте цены может продаваться меньше товара, в то время как при снижающихся ценах спрос покупателей на этот товар возрастает.

4. Принцип оплаты по труду. Шанс на получение высокой заработной платы и дохода является движущей силой рыночной экономики. Для рабочего или служащего это означает возможность благодаря дополнительным усилиям и квалификации повысить ценность его работы. Предприниматель стремится по возможности быстро и хорошо выполнить пожелания своих клиентов, чтобы привлечь их к себе и получить преимущества на рынке по сравнению с конкурентами. Это стремление в конечном итоге оборачивается для них большими прибылями.

Эти четыре принципа являются «правилами игры» в рыночной экономике. Действия по этим «правилам игры» дают многообразие шансов и возможностей для каждой личности в отдельности повысить свое благосостояние и позаботиться о своем будущем. Это требует от предпринимателей внимательного наблюдения за другими участниками рынка и приспособления своего образа действий к постоянно изменяющимся условиям рынка.

Государственное регулирование, последовательно развиваемое с 30-х гг. 20 века, — не единственное, что дополняет рынок и в известной степени противостоит ему. Вместе с рынком развивались правоохранительная система, средства массовой информации, профсоюзы, общественные организации.

«Предприятие» — инструмент предпринимательства. Понятие «предприятие» тесно связано с производными от него понятиями: предпринимательство и предприниматель.

Предприниматель — это человек, способный понять структуру потребностей и сочетать это свое понимание со знаниями в области управления производством в целях создания благ. Предприниматель способен творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагает капиталом, энергией и несет расходы, необходимые для организации дела (бизнеса).

Цель предприятия — осуществление главной экономической функции — изготовление качественного продукта таким образом, что доходы превышают издержки производства. В ходе развития предпринимательства внешняя среда предприятия становится более сложной, изменчивой и неопределенной, поэтому главная экономическая функция предприятия становится зависимой переменной величиной от ряда аргументов — факторов внешней среды: экономических, политических, технологических, экологических и т.п. Предприятие вынуждено приспосабливаться, адаптироваться к условиям внешней среды за счет усложнения своих элементов и функций управления предприятием.

Если идеей, лежащей в основе товарного маркетинга, является идея человеческих нужд, то идеей, лежащей в основе маркетинга личности, является идея социальных нужд человека, таких как: потребность свободы, потребности в творчестве, творческом труде, потребность в информации, стремление к познанию.

Тогда идея маркетинга личности — это способность продать себя как работника предпринимателю как можно дороже.

Рис. 1.2. Структура социума

В реалистическом рассмотрении исходят из органической связи отдельного человека и социума. При этом одновременно учитывают как зависимости отдельного человека от социальных институтов, так и обратные зависимости нормального функционирования и развития общества от свободы отдельного человека.

Уже в этом простейшем анализе отчетливо видна двойственность (или вообще многообразие) форм существования «человека». В системе производства он выступает фактически как «место», функции которого целиком и полностью определяются требованиями системы. Связи и взаимоотношения «людей-мест» внутри такой системы должны быть одними и теми же независимо от того, каким будет их наполнение. «Человек-место» в системе производства целиком определяется наложенными на него связями структуры и протекающими в ней процессами (рис. 1.3). В системе клуба, наоборот, не существует структуры, подчиняющейся своим строгим законам функционирования. В ней нет «мест» в точном смысле этого слова, детерминированных структурой, а каждый человек выступает как изолированная целостность, как «индивид».

Рис. 1.3. Система производственных требований к специалисту

Поведение этого «индивида», так же как и связи, в которые он будет вступать с другими «индивидами», определяются его «внутренними» качествами. Естественно, что это будут принципиально иные связи и отношения, нежели связи и отношения, существующие у «мест» как элементов сложного производства.

Таким образом, «человек», рассматриваемый как элемент системы производства, будет принципиально отличаться от «человека» из сферы клуба. В реальности производство и клуб, как в пространстве, так и во времени наложены друг на друга, и поэтому «человек» выступает как единство «места» и «индивида», соединяя функции первого и качества второго таким образом, что результирующая никогда, в принципе, не может быть объяснена как их сумма (рис.1.4). В итоге мы получим знание о «человеке» в контексте управленческо-маркетинговой деятельности.

Рис. 1.4. Единство места и человека в производственной структуре

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга личности, является идея социальных общественных нужд, которые кем-то должны быть реализованы. Нужды социума многообразны и сложны. У общества существует нужда в управлении, безопасности, здравоохранении, образовании, культуре и т.п. Эти нужды являются исходными составляющими природы социума. Личность функционирует в интересах всего общества на основе бюджетного финансирования, т.е. в совокупном предприятии «национальная экономика» некоммерческие организации являются центрами затрат. Коммерческая часть общества — предприятия, ориентированные на получение прибыли — являются центрами прибыли.

Как у отдельного рационального человека существует баланс доходов и расходов (надо уметь не только заработать средства, но и рационально их затратить), как на отдельном предприятии существуют наряду с центрами прибыли центры затрат (аппарат управления и необходимые вспомогательные службы, не дающие непосредственно прибыли), так и в государстве существуют две взаимодополняющие сферы: коммерческая (производственная), дающая реальные доходы общества, и непроизводственная, употребляющая часть доходов реального сектора экономики на нужды человека и государства в масштабах всего общества. Сама организация государства требует определенных расходов в интересах всей национальной экономики. Маркетинговая деятельность отдельно взятой личности заслуживает отдельного анализа по следующим причинам.

Примеры организаций, людей, территорий и идей

Источник:
Энциклопедия маркетинга
Кафедра маркетинга и управления проектами СПбГИЭУ Человек создал вокруг себя мир искусственных систем. Социально-экономические подсистемы представляют собой особый класс кибернетических систем,
http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/personality.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

COMMENTS