Функции межличностных отношений

Виды и функции межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя

1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоении. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функция— стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функция — функция объединения людей;

4) функция социализации — общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5) координационная функция — согласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция понимания—адекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативиая ( интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным. Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения—слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя. Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь — речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова

Невербальные средства общения — знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55-65% информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства—это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно- регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза — расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрещенные руки, ноги и т.д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте); 6) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т.п.);

3) тактильные — связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

В психологической науке выполняется очень много исследований, в которых тот или иной более простой или более сложный феномен освещается сам по себе, не в связи с другими явлениями, а это всегда обедняет значение получаемых результатов, потому что по-настоящему понять сущность любого явления можно, лишь постигая его во взаимодействии с другими явлениями.

Сказанное полностью приложимо к состоянию изучения такого сложного психологического феномена, каким является общение, а также такого личностного образования, как отношение.

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Под отношением же, как известно, понимается психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграции всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него.

Самой важной психической составляющей отношения оказывается мотивационно- эмоциональный компонент, который сигнализирует о валентности отношения — положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной.

Когда один человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. И внешний облик, и состояние, и поведение, и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какое-то отношение, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала.

Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения. Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику.

Формой выражения отношения могут стать и действие, и поступок.

Межличностное общение отличается от общения межролевого, что участники такого общения стараются, решая свои задачи, делать поправку при выборе поведения, передающего отношение, на индивидуально неповторимые особенности друг друга. Уместно добавить, что умение психологически искусно инструментовать форму выражения своих отношений крайне необходимо лицам, основной деятельностью которых является воспитание и детей, и молодежи, и взрослых.

Рассматривая межличностные отношения можно сделать вывод, что межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. при этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и объективно существующих связей индивида с другими людьми. В группах разного уровня развития.

Межличностные отношения различаются не только количественно, но и качественно. Так, в коллективе они составляют сложную иерархическую структуру, которая развивается по мере включения его в общественно значимую деятельность. Экспериментальное исследование межличностных отношений осуществляется социальной психологией с помощью специальных методик: Социометрия, Референтометрический метод, Методы исследования личности. Чаще всего в практике используется Социометрической метод Дж. Морено.

Общение можно охарактеризовать как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Соответственно в общении различаются три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия.

Самой важной психической составляющей отношения оказывается мотивационно- эмоциональный компонент, который сигнализирует о валентности отношения – положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной.

Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения; так же влияет социальное значение и система ценностей.

1 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2002.

2 Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузо. М.: 2000.

3 Аскевис-Леерпе, Ф. Психология: краткий курс/Ф. Аскевис-Леерпе, К. Барух, А.Картрон; пер. с франц. М.Л. Карачун. — М.: АСТ: Астрель, 2006.

4 Бодалев А.А. психология межличностного общения. Рязань, 1994.

5 Вердербер, Р., Вердербер, К. Психология общения. — СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003.

8 Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. — М.: Мир, 1992. — 376 с.

10 Горянина В.А. Психология общения: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2002.

Источник:
Виды и функции межличностных отношений
Автор работы: Пользователь скрыл имя 1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает
http://turboreferat.ru/sociology/vidy-i-funkcii-mezhlichnostnyh-otnoshenij/120875-620984-page2.html

Скачать работу

1) производственные отношения — складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали — между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали — отношения м ежду сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали — отношения меж ду руководителями одного производственного подраз деления с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения — складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения — нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения — взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства — первый этап — возникновение вза имного контакта, взаимного восприятия и о ценки людьми друг друга, что во многом обусловлива ет и характер взаимоотнош ений между ними;

2) этап приятельских отноше ний — возникновение межли чностных отношений, форми рование внутреннего отношени я людей друг к другу на р ациональном (осознание взаимодействую щими людьми достоинств и недостатков друг дру га) и эмоциональном уровн ях (возникновение соответствующих пере живаний, эмоционального отклика и т.д.);

3) товарищеские отношения — сближение взглядов и оказание поддержки друг другу; характеризуются доверием.

Межличностное общение выступает необхо димым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических фу нкций, процессов и свойств чело века, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психич еского феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической наук и.

Сущность межлично стного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.

Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют свою потребность в общении дру г с другом, в обмене информацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими конфликт ной ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или общение при знакомст ве молодых людей друг с другом.

В подавляющем большинстве случаев межличностно е общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения.

Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее дальнейшего формирования , в первую очередь на такие блоки свойств, в которых выражается отношение человека к другим людям и к себе. В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением развертывающегося об щения, воздействуют в той или иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и личной собственности, к труду.

В структуре общения различ ают:

2) интерактивную сторону;

3) перцептивную сторону.

Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:

1) происходит не только пер едача информации, но и ее формирование, уточнение и развитие;

2) обмен информацией сочета ется с отношением людей д руг к другу;

3) происходит взаимное влия ние и воздействие людей д руг на друга;

4) коммуникативное влияние людей друг на друга возмо жно только при совпадении систем кодификации у коммун икатора (отправителя) и р еципиента (принимающего);

5) возможно возникновение специфических коммун икативных барьеров социального и психол огического характера. Стр уктурные компоненты общения как коммуник ативной деятельности:

1) субъект общения — коммуникатор;

2) объект общения — реципие нт;

3) предмет общения — содержательная часть отправляемой информации;

4) действия общения—единицы коммуникативной акти вности;

5) средства общения — опера ции, с помощью которых осуществляются дейст вия общения;

6) продукт общения — образо вание материального и дух овного характера как итог о бщения.

Интерактивная сторона общения проявляе тся во взаимодействии людей друг с другом, т.е. обмене информацией, побуждениями, действиями. Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений. Типы взаимодействия:

1) положительные—взаимодейс твия, направленные на организа цию совместной деятельности: кооперация; согласие; приспособление; ассоциация;

2) отрицательные — взаимодействия, направленные на нарушени е совместной деятельно сти, создание для нее препятс твий: конкуренция; конфликт; оппозиция; диссоциация. Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

1) степень единства подходо в к решению проблем;

2) понимание обязанностей и прав;

3) способы решения возникаю щих проблем и др.

Перцептивная стор она общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

Структурные элементы социальной перцепции:

1) субъект межличностного восприятия — тот, кт о воспринимает (изучает) в процессе общ ения;

2) объект восприятия — тот, кого воспринимают (познают) в процессе общ ения;

3) процесс познания — включ ает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

1)особенности суб ъекта: половые различия (женщины точнее идентифи цируют эмоциональные состоя ния, достоинства и недостатки личности, мужчины—уровень интеллект а); возраст, темперамент ( экстраверты точнее в оспринимают, интроверты — оценивают); социальный интеллект (че м выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при во сприятии); психическое состояние; с остояние здоровья; установки—предшествующая оценка объектов восприяти я; ценностные ориентации; уровень социально- психологической комп етентности и т.д.

2) особенности объекта: физический облик (ан тропологические — рост, телосложение, цвет кожи и т.д., физиологические — дыхани е, кровообращение, функциональные — осанка, поза и походка и паралингвистические — мимика, жесты и телодвижения); социальный облик: социал ьная роль, внешний облик, проксемиче ские особенности общения ( расстояние и располо жение общающихся), речевые и экстралингвист ические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особеннос ти;

3) отношения между субъекто м и объектом восприятия;

4) ситуация, в которой происходит пер цепция.

Функции общения — это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

1) информационно-коммуникат ивная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоении. Для осуществления информационно-коммуникат ивной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функция— стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функция — функция объединения людей;

4) функция социализации — общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5) координационная функция — согласование действий при осуществлении совместной деятельности; и т.д.

Источник:
Скачать работу
На бирже курсовых и дипломных проектов можно получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, диссертаций, рефератов, а также самостоятельно и бесплатно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-60051

Функции межличностных отношений

22. Межличностные отношения: виды, функции, ключевые феномены межличностных отношений.

22. Межличностные отношения: виды, функции, ключевые феномены межличностных отношений.

Межличностные отношения – система установок, ориентаций, стереотипов, ожиданий, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются эмоциями, переживаниями человека, выражают его внутренний мир.

Делятся на следующие виды:

  1. Официальные (формальные) – отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, указами, законами.
  2. Неофициальные (неформальные) – складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.
  3. Деловые – возникают в связи совместной работы людей. Ими могут быть взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, рабочего коллектива.
  4. Личные – отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. В основе лежат личные чувства и эмоции человека, независимо от каких-либо регламентов, уставов и т.п. Здесь также выделяют:

Ø знакомство — это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними.

Ø товарищество – это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях.

Ø дружба –это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов.

Ø интимные отношения – это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное; эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

  1. Рациональные – это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений.Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.
  2. Субординационные — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетныеотношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Виды межличностных отношений. Часть 2.

1) По модальности: позитивные (положительные), негативные (отрицательные), амбивалентные (двойственные, нейтральные).

2) По целям: деловые, личные.

3) По направленности: вертикальные (различные иерархические уровни), горизонтальные (один уровень).

И структура межличностных отношений:

1) Когнитивный компонент – предполагает осознание того, что нравится, а что не нравится в межличностных отношениях.

2) Поведенческий компонент – реализуется в конкретных действиях. Если человек нравится, поведение будет доброжелательным.

3) Эмоциональный компонент – переживание, оценка другого человека, обусловленные социокультурными нормами групп.

Функции межличностных отношений:

1) Помогают адаптироваться в новой среде.

2) Познавательная функция (социальное познание, познание другого человека).

3) Удовлетворяют потребности человека в контакте с другими людьми.

Основные феномены межличностных отношений:

4) Симпатия — избирательная привлекательность. Вызывает когнитивный, эмоциональный, поведенческий отклик, эмоциональную привлекательность.

5) Аттракция — привлечение, притяжение одного человека к другому, процесс предпочтения, взаимного притяжения, взаимной симпатии.

6) Антипатия – думаю, все тут понятно.

7) Эмпатия – сопереживание, отклик одной личности на переживание другой. Несколько уровней:

Ø когнитивная эмпатия – проявляется в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния;

Ø эмоциональная эмпатия – эмпатия в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему;

Ø когнитивная, эмоциональная и, главное, поведенческая – предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной.

8) Совместимость (оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их совместной деятельности) – несовместимость.

9) Сработанность (удовлетворение от общения; согласованность действий).

Дата добавления: 2015-08-29 ; просмотров: 453 | Нарушение авторских прав

Источник:
Функции межличностных отношений
22. Межличностные отношения: виды, функции, ключевые феномены межличностных отношений. 22. Межличностные отношения: виды, функции, ключевые феномены межличностных отношений. Межличностные
http://mybiblioteka.su/tom3/2-74291.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Что делать если бросила лучшая подруга Подруга предала: что делатьПрирода наделила женщин различными качествами, среди которых немаловажное место занимает эмоциональность. В… (4)

Можно ли забеременеть Можно ли забеременеть во время месячных Для многих женщин беременность – это долгожданное событие. Иногда… (3)

Если мужчина признается в любви пьяный Если мужчина пьян и признаётся в любви, стоит ли верить?Если мужчина пьян и признаётся в… (3)

Как ведет себя девушка после расставания Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (3)

Мужчина стрелец игнорирует Мужчина стрелец - как понять что он влюблен? Когда избранником женщины становятся стрелец, она может… (3)

COMMENTS