Формирование стрессоустойчивости

Формирование стрессоустойчивости

Управление стрессами в профессиональной деятельности может осуществляться различными способами. Традиционно выделяются три направления: организационное, медицинское, психологическое.

Организационная парадигма. В данной парадигме мероприятия направлены на максимально возможное снижение стрессогенности рабочей среды и организационной культуры, оптимизацию рабочих нагрузок, внедрение новых, более совершенных технологий работы.

Медицинская парадигма. В рамках данного подхода стресс рассматривается как личная проблема, поэтому помощь адресована конкретному человеку. Для оказания помощи используется широкий спектр терапевтических и профилактических методов

Психологическая парадигма. По своему содержанию данная парадигма подразделяется на два основных подхода:

1. Психопрофилактика стресса (консультативная поддержка), которая направлена на снижение индивидуальной уязвимости к стрессу и повышение устойчивости к стрессу у работников.

2. Собственно психологическая помощь, направленная на преодоление уже приобретенных стресс–синдромов, личностных деформаций или заболеваний стрессогенного происхождения.

В общепсихологическом плане проблема стрессоустойчивости представлена в рамках теорий личности (G. Allport, H. Eysenk, R. Cattel, C. Rogers и др.); теории мотивации достижения (D. McClelland и др.); теории гомеостаза (U. Kennon) и стресса (Г. Селье); теории темперамента и свойств нервной системы (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, и др.); теории установок (Д.Н. Узнадзе); теории надежности деятельности (Б.Ф. Ломов и др.) концепции профессионального самосознания (Л.М. Митина).

Двойственная природа проявляется при рассмотрении стрессоустойчивости как свойства, влияющие на результат деятельности (успешность – неуспешность) и как характеристики, обеспечивающей гомеостаз личности, а также системы, позволяющей рассматривать стрессоустойчивость как показатель деятельностный и личностный. Иными словами, стрессоустойчивость – способность человека переносить существенные интеллектуальные и эмоциональные перегрузки без особого ущерба для собственного здоровья и для качества выполняемой работы.

Многие исследователи (А.А. Реан, А.А. Баранов) стрессоустойчивость связывают с результирующей стороной деятельности – продуктивностью, которая напрямую связана с профессиональным мастерством, определяющимся уровнем развития знаний, умений и навыков.

Стрессоустойчивость – способность человека переносить существенные интеллектуальные и эмоциональные перегрузки без особого ущерба для собственного здоровья и для качества выполняемой работы.

Для этого используются различные формы психокоррекции и обучения. Данные подходы дополняют друг друга, но каждый из них имеет свою специфику. Профилактика стресса ориентирована, прежде всего, на устранение потенциальных источников стресса – не только во внешнем, но и во внутреннем мире человека. Особое значение здесь имеет обучение навыкам психической саморегуляции, которые при комплексном и грамотном применении позволяют повысить общий уровень работоспособности человека и эффективно восстановить затраченные ресурсы в ситуациях повышенного напряжения.

Проблема противодействия стрессу получила отражение в понятии «копинг» как психологическое преодоление или совладание, включающее комплекс способов и приемов преодоления дезадаптации и стрессовых состояний. «Копинг»-стратегия включает в себя многообразные формы активности человека, оно охватывает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера, с трудностями, которые необходимо разрешить, избежать, взять под контроль или смягчить.

Копинг – это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние. Стресс — это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами.

Согласно теории преодоления стресса процесс реакции на стрессовую ситуацию состоит из двух этапов:

1.Первичная оценка позволяет индивиду сделать вывод о том, что ему сулит стрессор – угрозу или благоденствие.

2.Вторичная когнитивная оценка считается основной, оцениваются собственные ресурсы и личностные факторы, такие как:

— психологическая выносливость – это убеждения человека, их стойкая система;

— умение ставить цель, умение видеть смысл в том, что делаешь;

— используемый тип психологической защиты;

— состояние, в котором находится в момент стресса;

— предрасположенность к состоянию страха и гнева.

Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Результатом соотношения первичной и вторичной оценки является решение о приоритетном для организма типе реакции на стресс, выработка копинг-стратегий.

Психологическая защита это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний. Ограждение происходит путем вытеснения информации противоречащей Я — концепции. Принцип психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения, путем искажения существующей действительности или приводя организм к следующим изменениям: психическим перестройкам, телесным нарушениям (дисфункциям), проявляющимся в виде хронических психосоматических симптомов, изменениям способов поведения.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятию стрессоустойчивость.

2. Назовите причины возникновения стрессов в профессиональной деятельности.

3. Основные стратегии преодоления стрессов.

4. В чем суть психологических защит для организма?

5. В терминологическом словаре необходимо раскрыть содержание понятий: стресс, стрессоусойчивость, копинг, копинг-стратегия, психологическая защита, профилактика стресса.

Источник:
Формирование стрессоустойчивости
Управление стрессами в профессиональной деятельности может осуществляться различными способами. Традиционно выделяются три направления: организационное, медицинское, психологическое.
http://studopedia.ru/9_174053_formirovanie-stressoustoychivosti.html

Формирование стрессоустойчивости

Народная мудрость гласит, что все болезни — от нервов. Кроме тех, которые от любви.

Стресс — вот самая деструктивная сила, которая разрушает нас, являясь пусковым механизмом для огромного числа болезней. Формирование стрессоустойчивости, означающее умение не впускать в себя стресс, блокировать его — является краеугольным камнем в фундаменте крепкого здоровья и активного долголетия!

То, что вы воспринимаете спокойно — не может управлять вами. Все наши эмоции порождаются только нами самими. Неприятные жизненные ситуации не более, чем только повод для переживаний. Переживания запускаются не жизненными событиями, а нами же.

Ничто не является хорошим или плохим само по себе. Все зависит от нашей эмоциональной оценки происходящего. Так одна и та же ситуация может восприниматься разными людьми по разному. Оценка тройка для отличника — катастрофа! А для того, что не учил вообще, но получил тройку — высшее благо! Оценка одна — отношение разное. Кто-то от дождя прячется, а кто-то идет купаться под дождем. Ситуация одна и та же, отношение различное.

Естественно ли переживать и расстраиваться, когда в жизни происходят неприятности? Ну конечно же, так общепринято. Поступать же противоположно, когда дела идут плохо — не естественно. Человек, радующийся неприятностям, мягко говоря, вызовет недоумение окружающих. Общество не одобряет такого поведения. Мы находимся в плену стереотипов. Потеряли кошелек с большой суммой денег. Переживаете. В глазах общественной морали это будет выглядеть одобрительно — молодец, переживает, значит бережно относится к деньгам.

А если вам дать средство, которое может мгновенно освободить вас от этих негативных эмоций, вы воспользуетесь им? Если нет — то это ваш выбор! Если вы переживаете, отчаиваетесь или раздражены, то только потому, что разрешаете себе это делать! Вы не хозяин своим эмоциям! Чтобы научиться управлять собой, требуются большие усилия. Потребуются воля и самоконтроль. Потребуется взять на себя ответственность за свое эмоциональное благополучие.

Задумайтесь, много практической пользы в ваших переживаниях? Потерянных денег этим не вернете, а себя разрушите.

Мы привыкли действовать механически, стандартно, по шаблону. Нас обидели — мы обиделись, нас обрадовали — мы обрадовались. У низкоорганизованных людей с низким интеллектом, практически отсутствует временной промежуток между раздражителем и реакцией на него. Они действуют автоматически, на уровне рефлекса. Человек высокоорганизованный, с высоким интеллектом управляет своими чувствами и эмоциями сам.

Я выделяю 4 уровня мастерства владения своими эмоциями:

Первый уровень. Самый низкий. Раздражитель — и мгновенная реакция на него.

Второй уровень. Начальные навыки владения собой. Кипя внутри себя, человек сдерживает эмоции от выплеска их наружу.

Третий уровень. Хорошо сформиированные навыки стрессоустойчивости. При воздействии раздражителя человек иногда немного возбуждается, но умеет справиться с ситуацией и погасить гнев.

Четвёртый наивысший уровень. Гуру. Человек не реагирует на внешний раздражитель. Настоящий хозяин не тот, кто может навести порядок, а тот, кто может не допустить беспорядка!

Может показаться на первый взгляд, что человек, достигший такого уровня мастерства владения своими эмоциями будет вести себя как бессердечный робот, как черствый сухарь. Ситуации в жизни случаются самые разные. Заболел ребенок, умер близкий человек. и т.д. Но это не более, чем стереотипы. Ваши переживания больному ребенку не помогут, а умершему человеку и подавно. Проку от этого никакого нет, только себя разрушите. Разве такой результат мы хотим получить? Возьмите под контроль свои чувства! Не запускайте механизм разрушения! Покажите ребенка врачу, или займитесь организацией похорон родственника. Ваше рабочее состояние будет гораздо более уместным в данных ситуациях. Я не призываю радоваться в аналогичных случаях, я призываю держать свои эмоции в узде и уметь ими руководить.

Это человек первого уровня рефлекторно действует как автомат, а последний — действительно свободный человек, хозяин своей жизни. Он чувствует и переживает только то, что хочет чувствовать и переживать.

Всему этому можно научиться! Формирование стрессоустойчивости требует постоянных тренировок, чтобы не реагировать на раздражающие факторы. Для этого потребуется постоянно держать включенной осознанность. Сознательно регулировать свое поведение. Постепенно навык закрепится.

Следует сознательно формировать у себя позитивное мышление — искать положительные моменты в каждом негативном эпизоде, усилием воли гоня прочь мысли о плохом. Но, легче запомнить то, что нужно запомнить, чем забыть то, что нужно забыть! Забыть по заказу невозможно. Как правило, мы полностью погружаемся в происшедшее, переживая его снова и снова. Необходимо как можно реже вспоминать, заставляя себя вообще не возвращаться мыслями к случившемуся эпизоду, не обсуждать его внутри себя. Нужно просто блокировать мысли на эту тему, отодвигать их в сторону, заменяя на хорошие и выискивая положительные моменты в происшедшем. Не можешь изменить ситуацию — примирись с ней!

Дали деньги в долг и вам их не вернули — значит купили опыт по такой цене! Дороговато, зато действенно! Извлекаем урок, делаем выводы. Больше давать не будете. Любая ситуация, с которой мы сталкиваемся в жизни дает нам жизненный опыт. Извлекая урок — мы меняем свое отношение к происходящему. Ищем положительные моменты. Некоторые из за потери денег застрелились-повесились-утопились. А вы живы — здоровы! Руки — ноги есть, голова на месте. Солнышко светит, птички поют, жизнь прекрасна! Деньги заработаются! Отсутствие денег — не повод, чтобы не радоваться жизни. У вас нет денег на туфли — а у кого то нет ног. Кому из вас хуже? И так далее в том же духе! Время лечит. Пройдет несколько дней и даже не вспомните об утрате.

Меняя свое отношение к миру, мы меняем отношение мира к нам. Главным источником неприятностей — является недовольство окружающим миром. Недовольство приводит человека к конфликту с жизнью. Мир от этого не меняется, а человек разрушается. Следует принимать окружающий мир таким, какой он есть, не судить мир и не пытаться переделать его в соответствии со своими взглядами. Вы имеете право быть собой, а другие имеют право быть другими. Нужно позволить им это делать, то есть иметь право не соответствовать вашим ожиданиям. Но мы имеем также и право выбирать. Выбирайте себе комфортное окружение и вам не придется никого переделывать.

Лучший способ победить в конфликте — не участвовать в нем. В споре не рождается истина. Она там умирает. Обычно спорящие не слышат друг друга, каждый пытается доказать свою правоту. Критика всегда вредна, т.к. заставляет человека обороняться и настраивает его против вас. Не участвуйте в спорах! Раздувая огонь ссоры, вы тем самым как бы раскачиваете маятник конфликта, придаете ему все большую амплитуду колебания. И чем она больше, тем сложнее будет путь выхода из конфликта, тем более разрушительное воздействие это окажет на вас и ваши взаимоотношения. Все споры можно решать в уравновешенном состоянии с помощью мирных переговоров, путем диалога.

Лично у меня правило в жизни такое — кто предъявил претензию, тот и виноват. Кто обиделся — тот и виноват!

Претензии . Никогда не предъявляйте претензии! Претензия — это ваше стремление переделать человека в соответствии с вашими убеждениями. Люди не обязаны им соответствовать. Они такие, какие есть. А вы имеете право выбора. Не нравится как сделал другой — сделай сам. Не по нраву сам человек — можно сделать другой выбор. Если жена пересолила суп, то это не повод для претензии! Она готовила вам обед! Все вполне регулируется мирным путем. Не нравится — можно поесть что-то другое. Или приготовить самому. В крайнем случае можно пересмотреть кандидатуру жены. Никаких претензий быть не должно! Только так можно сохранить хорошие отношения и доброжелательный эмоциональный климат. Никто не имеет права осуждать, но каждый имеет право выбора!

Обида . Что касается обид и оскорблений. Пытаться оскорбить и обидеть может только слабый человек, который больше ни на что не способен. При этом оскорбляет, обижает и унижает он только самого себя. Почему я искренне верю в то, что — кто обиделся — тот и виноват. Самодостаточные люди на оскорбления не реагируют. Они не зависят от мнения окружающих, они руководствуются своим мнением о себе. С кандидатурой обидчика мы уже разобрались. Если такое низкоранговое существо вас пытается обидеть и вы обижаетесь — то грош вам цена! В таком случае вы ничем не лучше его, раз его мнение для вас авторитетно. А если человек и мысли не имел вас обидеть, но вы восприняли это как обиду — то, извините, это уже ваши проблемы. Как мы уже говорили — ничто не является плохим само по себе. Все зависит от вашего восприятия, от вашей эмоциональной оценки. Меняйте себя.

Гордыня (непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм) несет с собой постоянные обиды и конфликты и является признаком эгоцентризма, который не дает человеку развиваться. Это ваши принципы и убеждения, которые мешают вам в нужный момент осознать и признать то, чего признавать не хочется. Человек, убежденный в своей исключительности в каком либо вопросе, столкнувшись с отрицательным результатом, испытывает приступ гордыни. Он считает себя правым, а другого (других) не правым(и). Это он (они) должен(ны) понимать и принимать его взгляды и им соответствовать, а не ему самому следует поменять свои установки.

Многие женщины убеждены, что знают каким должен быть мужчина и как он должен себя вести по отношению к ним. При этом считая, что женщина никому ничего не должна, и ей достаточно просто иметь половую принадлежность.

Перестаньте переживать по любому поводу, искорените такую привычку. Прошлого изменить невозможно! Но можно изменить будущее! А для того, чтобы менять свое будущее, прежде всего должны качественно перемениться вы сами! Всякий раз, когда вы злитесь или расстраиваетесь, это означает, что вам ещё есть чему поучиться. Только переделав себя, свое мышление, выработав новые привычки и позитивное мышление, вы сможете изменить свое отношение к тому, что с вами происходит, перестать беспокоиться и начать жить полноценной жизнью. Формирование стрессоустойчивости — дело не простое! Но ему необходимо уделить достаточно времени, чтобы обрести душевный комфорт на всю жизнь.

Источник:
Формирование стрессоустойчивости
Для того, чтобы не разрушать себя, необходимо научиться не впускать стресс внутрь. Как настроить себя на позитив.
http://dolgo-jv.ru/formorovanie_stressoustoitchivosti.html

Формирование стрессоустойчивости

В психологической литературе активно обсуждаются понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости, так как именно они во многом определяют, возникнет ли у человека дистресс в ответ на определенное событие.

Стрессоустойчивость человека — умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт. [19]

Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Стрессодоступность — личностные качества, препятствующие преодолению эмоциональных нагрузок [10; 41]. Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой.

Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей, дистимиков и гипотимиков. При этом обнаруживается связь депрессивности и стрессоустойчивости. [17] Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.

Дети подвержены стрессу сильнее, чем взрослые. На них оказывают в раннем возрасте более сильное воздействие физические и природные стрессоры, а в подростковом — стрессоры оценок. Можно говорить о пониженной стрессоустойчивости у детей, особенно если она сопровождается дистимной акцентуацией характера, вегетативными или физическими нарушениями.

Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проносится через дни учебы в школе безо всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого соперничество в школе кажется настолько пугающим, что у него начинаются спазмы в животе и головные боли даже при виде школьного автобуса, подъезжающего к остановке. [20]

Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному. Некоторые маленькие дети могут вернуться к младенческому поведению, такому как держать во рту большой палец или мочиться в постели. Дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. А другие проявляют стресс в трудном поведении — приступах раздражения или вспышках ярости, которые показывают, что они теряют контроль над собой. [10]

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. Человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные — замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства [13, 83].

Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.

Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги — это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства». Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него [14,12].

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «. можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [2, 24].

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [5, 20].

Таким образом, стрессоустойчивость — это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

О самом понятии стрессоустойчивости человека говорилось довольно много. Основная трактовка такова: «Стрессоустойчивость — это совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.» Б.Х. Варданян писал: «. Можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [17].

П.Б. Зильберман же в свою очередь имел взгляды и совсем с другой стороны на этот вопрос, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней». Интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке». [10]

Как можно почерпнуть из приведенных определений понятия стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (или успешность) деятельности. Пребывая в постоянном активном социальном положении, менеджер обязан иметь иммунную реакцию на все факторы, способные вывести его душевное и психологическое равновесие из строя. Для этого необходимо иметь «хорошую стрессоустойчивую форму» [1]

Многими специалистами доказана взаимосвязь между физическим и психологическим здоровьем, а из этого следует, что не только физическое здоровье страдает от несостоятельной «психологической формы» человека, но и психологическая состояние напрямую зависит от физической подготовки. Физические упражнения, закаливание, здоровое питание — всё это является крепкими составляющими в таком щите от стрессов, как стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. [10]

В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

А) психофизиологического (тип, свойства нервной системы),

Б) мотивационного (сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),

В) Эмоционального компонента — эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,

Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,

Д) информационного компонента — профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач,

Е) интеллектуального компонента — оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий. [9]

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. Более высокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которых преобладают так называемые духовные ценности. Напротив, доминирование ценностей материального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и формированию своеобразной стрессозависимости. Последняя выражается в появлении особого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемое свойство жизни вообще.

Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.

Стрессотренируемые люди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. [6;8;13]

Если же стрессы постоянно сопровождают такого человека, то он теряется. Стрессоустойчивость — качество непостоянное, и следовательно его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду. Выделяют три основных фактора, влияющих на стрессовые состояния: физиологический, поведенческий и субъективный. Л.А.

Китаев-Смык добавляет к этому перечню социально-психологический фактор, в первую очередь изменения в общении, а также психологический фактор стресса. Выделяют следующие этапы в процессе развития стрессоустойчивости.

1) Интерпретация и оценка ситуации.

Интерпретируются и оцениваются:

А) требования ситуации, величина нагрузки, степень угрозы (благополучию, здоровью, авторитету и др.),

Б) возможности организма и личности,

В) соотношение требований ситуации и возможностей человека. Кроме некоторых физиологических стрессоров, все другие не действуют на человека напрямую, непосредственно воздействует образ стрессора, интерпретация стрессора, ситуации.

2) Оценка (анализ) стрессовых изменений в своем организме. Часто «мишенью» стрессорного воздействия является какая-либо отдельная система организма или сфера личности. [36]

Начальные стрессовые сдвиги могут быть вызваны расстройством или травмой одного органа, повышеной нагрузкой на 1 сферу личности (напр. Информацационная перегрузка), потерей или изменением 1 личностно значимой связи, значимого соц. Качества. Затем разворачиваются множественные реакции, наступают разнообразные последствия.

3) Наиболее важным этапом является адаптационный процесс.

В нем может доминировать одно из трех направлений:

В) уход от стрессорного воздействия.

Рис. 5 Этапы в развитии стрессоустойчивости

Направленность адаптационной активности определяется, с одной стороны, природой стрессорного воздействия, спецификой ситуации, а с другой — особенностями личности, резервами организма. Возможность реализовать тот или иной вид адаптации к стрессовой ситуации зависит не только от мотивов и целей, свойств личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек и т.д. Личность имеет возможность выбора в реагировании, деятельности, поведении, но степень свободы выбора ограничена особенностями стрессовой ситуации. [18]

Психотравмы (стрессогенные факторы) можно классифицировать:

1) по силе: шоковые (внезапные), подострые (кратковременные, но эмоц. Значимые), хронические (длительные).

2) по значимости для личности (значимые и незначимые)

3) по направленности информации (привносящие или лишающие ее)

4) по разрешимости

5) по длительности

Неблагоприятные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека. Умеренный эмоциональный стресс активизирует резервные возможности человека. [10]

За последние десятилетия сделан ряд попыток выделить основные стрессогенные ситуации. Но определить степень трудности, стрессогенности различных ситуаций оказалось очень сложно.

Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным. Т.е. Один и тот же раздражитель воздействует на разных людей неодинаково. В современных трудах ряд авторов связывают исследование стрессоустойчивости личности с преобладанием тех или иных «стратегий совладания».[15]

Успешное переживание трудной жизненной ситуации разнообразно по своей фабуле, и, соответственно, различными являются стратегии совладания человека с трудностями. Стратегия самоконтроля, поиска соц. Поддержки, принятия ответственности, стратегия избегания, позитивной переоценки и др. В современных исследованиях проблемы стрессоустойчивости личности большое внимание уделяется психологических, личностных детерминант, определяющих реагирование человека в условиях стресса. Интенсивность стрессового состояния зависит не только от условий воздействия стрессоров, но и от мотивационных и социальных характеристик человека, которые являются существенной детерминантой поведения его в стрессе. [10]

Установлены возрастные и половые особенности в проявлении стрессоустойчивости и стратегий совладания. По сравнению с молодыми людьми пожилые люди используют менее энергичные формы совладания.

Таким образом, обобщая сказанное выше можно сделать следующие выводы:

· Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности. Стрессоустойчивость — это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

· Стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

· Выделяют следующие этапы в процессе развития стрессоустойчивости.

1. Интерпретация и оценка ситуации.

А) требования ситуации, величина нагрузки, степень угрозы (благополучию, здоровью, авторитету и др.),

Б) возможности организма и личности,

В) соотношение требований ситуации и возможностей человека.

2. Оценка (анализ) стрессовых изменений в своем организме.

3. Наиболее важным этапом является адаптационный процесс.

В нем может доминировать одно из трех направлений:

В) уход от стрессорного воздействия.

· Стрессоустойчивость — качество непостоянное, и следовательно его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду.

Источник:
Формирование стрессоустойчивости
В психологической литературе активно обсуждаются понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости, так как именно они во многом определяют, возникнет ли у человека дистресс в ответ на
http://studbooks.net/1297916/psihologiya/ponyatie_funktsii_struktura_stressoustoychivosti

Формирование стрессоустойчивости

Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья и непременным условием социальной стабильности. Нарастающие учебные нагрузки влияют на нервную систему и психику подростков, приводят к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формирование стрессоустойчивости. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.

Исходя из этого, актуальность данной темы определяется следующими обстоятельствами:

1. В условиях заведения, круглосуточного пребывания у воспитанников в после каникулярный период снижаются адаптационные возможности, общий энергетический уровень, и как следствие мотивация к обучению.

2. Отсутствием системы социально-психологических технологий формирования стрессоустойчивости у учащихся в образовательном учреждении круглосуточного пребывания.

3. Отсутствием психопрофилактических мероприятий, основанных на современных методах психологической коррекции стресса у подростков.

Автор: Тарабрина Вера Викторовна

Источник:
Формирование стрессоустойчивости
Формирование стрессоустойчивости (Психология). Учебное пособие для учителей.
http://pedportal.net/starshie-klassy/psihologiya/formirovanie-stressoustoychivosti-251645

(Visited 11 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Наращивание ресниц: как отличить хорошего мастера от плохого Наращивание ресниц — простой и эффективный способ придать взгляду выразительности. Но как решиться на процедуру?… (2)

Необычные приглашения на свадьбу Наши услуги / Приглашения. Полиграфия В данном разделе представлено подробное описание наших свадебных приглашений. Для… (2)

Муж не звонит из командировки Долгие командировки мужаА Вы ждали бы своего мужа из долгих командировок? У моей золовки муж… (2)

Как заставить близнеца бегать за тобой 11 советов психологов, как заставить мужчину за тобой бегать11 советов психологов, как заставить мужчину за… (2)

Какие серьги в моде Модные женские серьги 2017 дополнят образ, добавляя ему каплю утонченного шика, эпатажа или романтизма. Мода… (2)

COMMENTS