Фильм о насилии его причинах и морали

Киноафиша статьи про кино

Многие ученые мира обеспокоены сегодня негативным влиянием на молодежную и детскую аудиторию сцен насилия, содержащихся в медиатекстах. Этой теме посвящено, например, широкомасштабное исследование, проведенное в 1990-х годах сотрудниками четырех американских университетов (Калифорнийского, Университета Северной Каролины, Техасского и Висконсинского). В ходе исследования было проанализировано содержание телепередач и фильмов, демонстрируемых на основных каналах США, определено время, когда программы со сценами насилия чаще всего выходят в эфир, выявлены типы отношений детей и подростков к сценам насилия на телевидении, разработаны практические рекомендации для руководителей телеиндустрии и родителей.

Выводы авторов могут показаться достаточно тривиальными, однако если бы они учитывались теми, кто ответственен за выпуск и показ подобной продукции, острота проблемы, безусловно, уменьшилась бы. Речь, в частности, идет о том, что насилие на телеэкране формирует у подростков агрессивное поведение, страх стать жертвой насильственных действий, что оно имеет меньший отрицательный эффект, если его совершают положительные герои во имя справедливости; что использование юмора в таких сценах ослабляет отрицательное психологическое воздействие, но вызывает привыкание, равнодушие к насилию.

При этом, по данным исследования, большинство американских подростков (52% из 2023 опрошенных) сталкивались с проявлениями насилия в окружающей жизни. Примерно 5% подростков имели опыт жестоких драк и применения оружия, 12% — были свидетелями таких ситуаций1.

Проблемы медиакультуры и медиаобразования становились предметом обсуждения на международных конференциях ЮНЕСКО (Париж, 1997, Вена, 1999), научных конференциях и саммитах в Сан-Паулу (1998), Салониках (1999, 2001), Торонто (2000), Женеве (2000), Лондоне (2002), Монреале (2003), в слушаниях Совета Европы (Страсбург, 2002). У большинства зарубежных ученых по сути дела нет разногласий по поводу негативного влияния неконтролируемого потока сцен насилия на детскую и молодежную аудиторию и необходимости создания продуманной государственной политики в этой области.

В условиях России проблема аудиовизуального насилия имеет свою специфику, которая определяется иным, во многом отличным от Запада, социокультурным контекстом (низкий уровень жизни основной массы населения, крайне слабый контроль за прокатом, продажей, показом медиапродукции, процветающее аудиовизуальное пиратство, несоблюдение системы возрастных рейтингов по отношению к медиа, принятой Министерством культуры РФ в марте 2001 г., и т.д.). Однако долгое время эта тема была выведена за рамки исследований отечественных ученых. Тому были определенные причины.

Во-вторых, демонстрация «революционного», «пролетарского», военного и т.п. «оправданного» насилия не только не запрещалась, но и поощрялась. Между тем, как отмечают критики уже в наши дни, «более жестокого и натуралистичного кинематографа, чем советский, в 20-е годы в мире, действительно, просто не было — «буржуазная цензура» не пропустила бы на экраны и сотой доли тех зверств, которые живописали отечественные ленты о революции».

Резкое изменение социокультурной ситуации на рубеже 90-х годов прошлого века обнаружило столько «белых пятен» в гуманитарных науках, что проблема прав ребенка по отношению к аудиовизуальной информации поначалу также выпала из поля зрения российской науки. Лишь в последние годы стали появляться публикации результатов исследований российских ученых (М.И.Жабского, В.С.Собкина, К.А.Тарасова и др.), пытающихся в той или иной степени исследовать феномен воздействия экранного насилия на подрастающее поколение.

Усиление внимания к проблеме нельзя назвать случайным — в настоящее время у нас один из самых высоких в мире уровней преступности. Так, ежегодное количество убийств (на 100 тыс. населения) в России — 20,5 человек, в США — 6,3, в Чехии — 2,8, в Польше — 2 человека. По этому показателю наша страна, увы, делит первое место с Колумбией. В 2001 г. в России было совершено 33,6 тыс. убийств и покушений на убийство, 55,7 тыс. случаев причинения тяжкого вреда здоровью, 148,8 тыс. грабежей, 44,8 тыс. разбойных нападений5. При этом подростковая преступность приобретает масштабы национального бедствия, и среди прочих важных социальных причин многие юристы в качестве ее катализатора называют низкопробные боевики.

Противники эскалации показа сцен насилия на экране теоретически могут опираться на подписанную Россией Конвенцию ООН по правам ребенка (1991), где, в частности, декларируются принципы создания благоприятных условий контакта несовершеннолетней аудитории с медиа. Согласно конвенции, государства-участники признают важную роль СМИ и обязуются обеспечить ребенку доступ к такой информации из различных национальных и международных источников, которые направлены на содействие его социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию, и поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от материалов, наносящих ему вред.

В отличие от многих западных государств, где действует государственный контроль за медийным изображением насилия, существуют программы защиты детей от экранной агрессии, соблюдения прав ребенка на получение гуманной, не наносящей психического урона информации, в России, к сожалению, многие положения данной Конвенции до сих пор остаются благими пожеланиями.

Не лучше обстоит дело и с соблюдением некоторых положений российских законов. Например, в Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» сказано: «Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (…), а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость». Однако, как верно отмечает один из ведущих отечественных медиа-социологов А.В.Шариков, «законодательных актов, где были бы четко прописаны санкции, накладываемые на тех, кто насыщает эфир насилием, Россия не имеет, так же, как не имеет и специального органа, который контролировал бы данную позицию. И поэтому закон «Об основных гарантиях прав ребенка» носит чисто декларативный характер».

Несмотря на подписанную еще в 1999 г. основными российскими телеканалами так называемую «Хартию телевещателей», их репертуар, на наш взгляд, по-прежнему лишен эффективного корпоративного контроля по части демонстрации сцен насилия. Более того, поддерживая коммерческие интересы крупнейших телекорпораций, Государственная дума РФ в ноябре 2003 г. отклонила проект поправок к действующему Закону «О средствах массовой информации», которые предусматривали введение ограничений на показ сцен насилия на экране (предполагалось, что подобные сцены будут демонстрироваться по телевидению только в позднее время суток — после десяти часов вечера).

* осуществить мониторинг нарушений российским экраном прав ребенка на получение гуманной аудиовизуальной информации, в том числе анализ типологии изображения насилия — убийств, драк, жертв преступлений, а также контент-анализ (на предмет изображения насилия) содержания фильмов и телепередач, демонстрирующихся в утренние, дневные и ранние вечерние часы, доступные для просмотра детской аудитории;

* выяснить степень популярности у российской детской аудитории экранных произведений, содержащих сцены насилия;

* выявить факторы в сценах насилия на экране, привлекающие и отталкивающие подростков;

* выяснить мнения несовершеннолетней аудитории относительно причин насилия и агрессии в обществе, влияния соответствующих сцен на увеличение преступности и т.п.

* сравнить существующие правовые подходы (в России и в других странах) к защите прав ребенка в аудиовизуальной сфере, в том числе — в системе возрастных рейтингов, ограничений экранного времени для показа сцен насилия и т.д.;

* разработать примерные возрастные рейтинги применительно к показу аудиовизуальной продукции (более расширенные и детализированные, чем те, что определены Показом Министерства культуры РФ от 5.03.2001), четкую повременную регламентацию телевизионной демонстрации сцен насилия;

* подготовить практические рекомендации для общественности (родителей, педагогов и др.) и государственных структур по поводу соблюдения прав ребенка на получение гуманной аудиовизуальной информации.

Исторически сложилось так, что российское общество, включая государственную цензуру, относилось к насилию на экране гораздо терпимее, чем, к примеру, к эротике, а тем более — порнографии. Начиная с 1920-х годов основными «носителями» экранного насилия стали военные и так называемые «историко-революционные» драмы и приключенческие ленты. Мистические истории вместе с фильмами ужасов были полностью изъяты из репертуара, детективы и вестерны оттеснены на задний план.

Такой жанровый баланс с теми или иными небольшими модификациями сохранялся вплоть до середины 80-х годов. С началом «перестроечных» времен российская цензура постепенно теряла былую мощь. Кинематографисты обратились к запретным прежде жанрам и темам. Количество фильмов, содержащих сцены насилия, неуклонно возрастало, впрочем, как и степень натурализма в его изображении. В эпоху «киночернухи» на сцены насилия делалась основная ставка российских триллеров, криминальных драм, фильмов ужасов и детективов. К слову сказать, под сленговым словом «чернуха» понимается тематический пласт натуралистических медиатекстов о «гнойниках» жизни — с маргинальными прежде персонажами, с непричесанной лексикой, физиологией и мрачным визуальным рядом8.

Обратимся к осуществленному мною контент-анализу российских фильмов, выпущенных с 1990 по 2002 г., на предмет присутствия в них сцен насилия — драк, избиений, убийств, казней, изнасилований, изображения человеческой смерти в результате войн, катастроф и стихийных бедствий и т.д.(в скобках приведено количество соответственно полнометражных игровых видеофильмов и телесериалов).

Изображение насилия в российских фильмах(годы; количество полнометражных фильмов; доля фильмов со сценами насилия, %)

Источник:
Киноафиша статьи про кино
Справочник онлайн: кино, фильм, актёр, история, кинопрокат, кинематограф, кинематография, кинопрокат, киноиндустрия
http://www.100films.ru/enckino/71363.html

Насилие в семье

1.1. Корни насилия

1.2. Рожденный, но не принятый

2.1. Формы агрессии

2.2. Причины агрессии

3. МАНЬЯКАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

Насилие в семье в его различных формах приобрело в России такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности. 30 – 40 процентов всех тяжких преступлений совершается в семье. 38 процентов от общего числа убитых на почве семейно-бытовых конфликтов составляют дети, инвалиды, женщины, неспособные себя защитить. Подлинным национальным бедствием стали убийства с целью избавится от больных и немощных членов семьи, завладеть их имуществом. Объектом данной курсовой работы является семья. По данным официальной статистики, в каждой четвертой российской семье совершается насилие, а процесс криминализации семьи не только не ослабевает, а наоборот, с каждым годом усиливается.

В конечном счете, главные жертвы насилия в семье – дети. По данным МВД РФ, родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от насилия, более пятидесяти тысяч детей бегут из дома, а 25 тысяч из них находится в розыске. И поскольку не существует закона, эффективно защищающего от бытового насилия в семье, появилась новая беда – самосуды – расправы с семейными тиранами как форма вынужденной самозащиты.

Разумеется, что насилие в семье – явление не специфически российское, а универсальное, всеобщее. В различных формах и проявлениях оно существует во всех без исключения странах, независимо от их общественного и государственного строя.

Каждый из нас когда-нибудь слышал крики из окон домов или встречал взгляд заплаканных глаз якобы благополучной соседки – что было там, за стенами ее дома, ее крепости? Насилие – это не только рукоприкладство или поножовщина. Специалисты определяют его так: умышленное использование силы одного члена семьи против другого с целью установления над ним власти и контроля. Задачи курсовой работы оценить Российскую ситуацию насилия в семье и предложить пути выхода из сложившейся ситуации.

О голову десятилетней девочки родители разбили фарфоровый сервиз и окровавленную, в легком платьице заперли на балкон. Стояла глубокая осень.

Шестилетней Настеньке бабушка жгла ладони раскаленным утюгом, чтобы внучка не просила есть. [1, Стр.39]

Факты страшные. И, что самое прискорбное, не единичные. Мир, под которым рухнули нравственные опоры ожесточился. Многие считают, что все это из жизни так называемых неблагополучных, пьющих семей. Но нельзя же быть настолько субъективными. Мы еще не знаем всех масштабов трагедии.

Разве вы никогда небыли свидетелем таких, например, городских сцен? В универсаме солидный мужчина прилюдно оскорбляет жену за то, что та купила не кефир, а ряженку. На автобусной остановке щеголиха-мать со злостью в голосе отчитывает дочь: малышка ступила в грязь новенькими туфлями. Мать снимает обнову и ведет ребенка через лужи босиком. На крик сердобольных старушек отвечает: «Моя дочь – что хочу, то и делаю. В следующий раз будет думать». Семья перестает быть гарантом для стариков, женщин и детей, она превращается в опасную зону преступлений против личности. [4, стр.18]

Никто не застрахован от возможности возникновения насилия в семье. Жертвой семейного насилия могут оказаться и женщины и мужчины, независимо от возраста, и богатые, и бедные, и социально защищенные, и незащищенные, политически влиятельные и не обладающие никакой политической властью.

Большинство особенностей нашего поведения, развивается путем подражания. Значительное влияние на формирование агрессивности оказывает детство человека. Так, наблюдаемые даже в младенческом возрасте сцены насилия над матерью могут приводить как к формированию склонности к алкоголизму и наркомании, так и агрессивного поведения во взрослом состоянии. Насилие в семьях часто ведет к насилию в дальнейшей жизни человека. Если воспитатели будут получать наказание за свою агрессивность, то это уменьшит проявление агрессивности у ребенка. Агрессивность развивается или уменьшается, либо просто не поддерживается в результате наблюдения сцен агрессии и анализа видимых последствий для человека действовавшего агрессивно.

Американский психолог Эрон провел обширное исследование личностных особенностей детей, пользующихся репутацией жестоких, а также их родителей и условий проживания. Таких детей, как правило, не любят. Они не интересуются школьными делами, но очень любят фильмы со сценами насилия, героям которых они подражают. Их родители, сами как правило, очень агрессивны, часто применяют к детям телесные наказания и постоянно выражают недовольство по поводу их поведения. Они также любят жестокие фильмы и высмеивают в своих детях сострадание к жертвам насилия. [5,стр.11]

Негативно сказывается на человеке лишение матери, будь то физическая смерть матери, отрыв ребенка от нее и воспитание в детских учреждениях или нежелание матери заботиться о своем ребенке (материнская депривация). Материнская депривация приводит к тому, что у ребенка возникает, прежде всего, ощущение отторгнутости и заброшенности. Это приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми. Усиливается негативное отношение к другим людям и к себе самому, формируется заниженная самооценка.

Но даже при отсутствии матери и ее любви из ребенка может выйти полноценный член общества, способного к полноценному развитию и не отличающемуся высокой агрессивностью. Для этого с ребенком должен находится хотя бы один взрослый человек близкий ребенку, любящий и безоговорочно принимающий.

Реальное поведение родителей оказывает огромное влияние на ребенка. Их неагрессивное поведение, выяснение отношений в случае необходимости не в присутствии детей, являются очень значимыми в формировании будущего стиля поведения ребенка. Родители должны заранее оценивать содержание телевизионных программ, чтобы пытаться оградить своих детей от просмотра жестоких сцен по телевидению. Если ребенок все же видит фильм или телепередачу, в которых встречаются акты насилия, то родителям следует прокомментировать их, чтобы дети понимали, что реальная жизнь отличается от того, что они видят, и чтобы они не остались равнодушными к злу и страданию.

В различных формах и проявлениях насилие существует во всех без исключения странах, независимо от их общественного и государственного строя. Но в США, Англии, Австралии даже на Багамских островах приняты соответствующие законы. Необходимость такого законодательства признана в платформе действий по улучшению положения жизни, принятой на Всемирной женской конференции в Пекине в 1995 году. Она рекомендовала правительствам всех стран «принять и привести в жизнь законодательство, направленное против лиц, совершающих насилие в отношении женщин и девочек».

Почему же он не принят? Путь к истине всегда долог и сложен. Особенно когда речь идет о законе федерального государства, обладающих бесчисленным количеством национальных, этических, социальных, правовых и иных особенностей. Но в данном случае слишком уж затянулся процесс принятия законопроекта. А необходимость в нем возросла многократно, тем более, что проект уже подготовлен.

Российский законопроект не имеет аналогов в международно-правовой практике. Прежде всего по объекту защиты: он защищает от насилия в семье всех ее членов, независимо от пола, возраста, социального положения, уровня материальной обеспеченности, владения имуществом и так далее. Также учитывалось одно существенное отличие российской семьи от западной. Дело в том, что наша семья – большая, в ней сплошь и рядом совместно живут представители трех поколений: отцы и матери; дети и внуки; бабушки и дедушки. Тем самым объект защиты расширяется и усложняется. В такой многоукладной семье, где несколько поколений, неизбежно возникает категория «зависимых членов». Новаторский дух закона проявляется и в том, что он направлен не против какой-либо одной, а против всех форм насилия: физического, психического, сексуального.

Была проделана огромная работа, 40-ая версия законопроекта «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» еще не прошла даже первого чтения в Государственной Думе. Главные противники закона – те организации, которые казалось бы, должны быть в нем в наибольшей мере заинтересованы: Генеральная прокуратура и Верховный Суд РФ. Почему? Чиновники не хотят и боятся новой ответственности, нового сложного и непривычного для них дела. Кроме этого в самой Думе многие депутаты в том числе и некоторые женщины, стоят на патриархально-боярских позициях: «Не следует вмешиваться в дела семьи. Она во всем разберется сама». Беда к тому же и в том, что зачастую общественность разделяет такую точку зрения.

В последнее время на передний план противники законопроекта выдвинули аргументы финансового порядка. Изощренные чиновные головы подсчитали, что расходы по реализации нового закона составят в год фантастическую цифру.

Но можно опираться и на ту базу которой мы располагаем. И при ограниченных материальных возможностях новый закон может быть принят и реализован. Тем более что этим будут заниматься субъекты Российской Федерации, регионы. А им виднее, что, как и когда они в состоянии сделать. [7, стр.19-21]

Агрессивность – поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, которые которая направлена на причинение ущерба (физического, морального, психического) другим индивидам. При этом причинение ущерба не является самоцелью. Источников неблагополучия в семье очень много начиная от шума и заканчивая потерей работы. Свое раздражение родители вымещают на детях, тем самым лишь усугубляя и без того тяжелую обстановку в семье.

Всем хорошо известна анекдотичная ситуация, когда отец семейства, на которого накричал начальник, приходя домой, срывает зло на жене. Жена шлепает попавшегося под горячую руку сына. Сын пинает пробегающего мимо пса, который кусает отца. В этой ситуации у отца хоть и происходит выплеск отрицательных эмоций, но уровень агрессивности не снижается, так как реально он может упасть при нанесении ответного действия лишь самому обидчику, в данном случае – начальнику, к тому же добавляются неприятные ощущения от укушенной ноги.

Но самом деле ситуация больше плачевная, чем смешная. Дело в том, что в последнее время агрессия просто захлестывает нас всех. Из-за какого-то пустяка мы готовы выплеснуть на человека такой поток отрицательных эмоций, как будто он наш злейший враг. Откуда в нас столько агрессии, жестокости, нетерпимости?

Различают несколько видов агрессии:

Реактивная агрессия возникает в ответ на предшествующую провокацию.

Проактивная агрессия возникает при отсутствии провокации.

Сверхактивная агрессия (особый вид реактивной агрессии) – тенденция реагировать мощной агрессией даже на самую слабую провокацию.

Физическая агрессия – это использование физической силы в акте агрессии против другого живого существа.

Вербальная агрессия – нападение осуществляется либо в словесной форме (ругательство, проклятие, угрозы), либо негативные чувства выражаются агрессором в виде криков, визгов или иной подобной форме.

Враждебная агрессия – намеренное причинение вреда другому живому существу.

Инструментальная – использование агрессивного поведения в качестве инструмента для достижения позитивной цели. Примером проявления данного вида агрессии является поведение ребенка, кричащего и топающего ногами, который хочет, чтобы родители купили ему игрушку. Если родители неоднократно идут у него на поводу, то подобное поведение закрепляется, ребенок часто использует такие действия для получения желаемого.

Аутоагрессия – агрессия направленная на самого себя и проявляющаяся в самообвинении, в самоунижении, нанесение себе телесных повреждений, (крайняя форма – самоубийство). Более подробно формы агрессии описаны Бассом [Прил. Д табл.№4] Наглядно представлены в [Прил Е, Рис.№1]

Что не является основной причиной возникновения и проявления этого феномена: индивидуально-типологические особенности, биологические факторы, наследственность, воспитание или негативные средовые воздействия.

На агрессию влияет ряд факторов [прил.В, табл.№2]

1. Индивидуальные детерминанты агрессии. Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем тревожности проявляют меньший уровень агрессии, чем индивиды с низким уровнем тревожности, так как первые имеют тенденцию ожидать неодобрения со стороны других людей и негативный исход ситуации.

2. Личностная характеристика (предвзятая атрибуция агрессии). Она представляет собой тенденцию приписывать другим людям враждебные намерения, даже когда таковые отсутствуют.

3. Темперамент – проявляется в самом раннем детстве и обычно не меняется в течении жизни.

4. Авторитаризм – более авторитарные люди более агрессивны.

5. Чувство стыда. Существует следующая закономерность, чем чаще человек испытывает чувство стыда в процессе взаимодействия с другими людьми, тем выше его склонность к гневу и агрессивному поведению.

6. Половые различия. Мужчины и женщины отличаются, прежде всего, своими установками относительно агрессивного поведения. Мужчины относятся к агрессии как к средству достижения поставленной цели и склонны прибегать к прямой агрессии. Женщины относятся к агрессии как средству выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии и склонны прибегать не к прямой, а к косвенной агрессии, нанося вред противнику чаще всего окольными путями. Половые различия в агрессии порождаются тем, что в большинстве культур считается, что мужчины во многих ситуациях должны вести себя более агрессивно, чем женщины.

7. Национальная принадлежность оказывает определенное влияние на формирование агрессивного поведения, так как существуют культуры, в которых присутствует положительное отношение к проявлению агрессивности.

Также, у людей агрессивность усиливает боль, причем как физическую, так и душевную. Особо сильным возбудителем является атакующее поведение другого человека. В жаркую погоду все становятся раздражительными и возбужденными. Теснота, вторжение в индивидуальное пространство человека, также являются факторами, вызывающими стресс. Теснота, повышенная влажность, шум, загрязненный воздух, занятие спортом или наблюдение за спортивными соревнованиями усиливают возбуждение человека, которое в сочетании с враждебными мыслями или чувствами может облегчить агрессивное поведение.

8. Телевидение. Зрители не только иллюстрируют экранные модели насилия, но и при постоянном наблюдении за подобными сценами человек становится более безразличным к чужой боли, искажается их представление о реальности. Просмотр насилия по телевидению изменяет восприятие действительности, люди начинают воспринимать мир более опасным, что приводит к увеличению страхов и тревоги.

9. Наследственность – влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии.

10. Химический состав крови человека оказывает значительное влияние на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии.

11. Алкоголь – усиливает агрессивность, стирает индивидуальность и растормаживает, снижая уровень вменяемости личности и способность человека учитывать последствия совершаемых действий.

Всегда следует иметь в виду, что биологически процессы протекают в социальном контексте. Поэтому следует признать, что на агрессию действуют разные типы факторов, а биологические факторы среды оказывают решающее влияние.

Маньяками не рождаются, ими становятся при определенных обстоятельствах. Условия воспитания, детство, родители маньяков имеют множество схожих черт. Существует даже научный термин «матери Чикатило». Это жестокие, деспотичные женщины с властным характером и с ярко выраженной ролью «семейного лидера» часто одинокие или постоянно унижающие своих тихих, забитых мужей, запрещающие своим детям контакты со сверстниками.

Еще одна примета: в семьях будущих маньяков очень часто живут по «двойной морали». Например, отец требующий от сына честности, не раз арестовывался милицией за воровство, а «высокоморальная» мать, как только отец серьезно занемог, стала водить к себе домой любовников, сношаясь с ними буквально на глазах у маленького сына, в то время как умирающий отец лежал за стеной, в соседней комнате…(Фрагмент из жизни Юрия Цюмана – серийного убийцы) [8, стр.8]

Может быть, из-за этой «вывернутой морали» у мальчиков совершенно нарушается шкала этических ценностей, очень часто белое кажется им черным, они совершенно не могут понять человека, разобраться в мотивах его поступков. Учеными доказано, что слабым местом маньяка, из-за которого у него во многом и «едет крыша», является полная неспособность к общению с другими людьми, потому что детские годы, когда общение со сверстниками, жизненно необходимое для формирования будущей личности и манеры поведения, проходят под строжайшим родительским запретом на «внеслужебные» контакты с соседями или товарищами по школе.

Творческий дефицит общения со сверстниками, родительской любви и ласки, постоянное отсутствие положительных эмоций, неумение понять и выразить самого себя производят необратимые изменения в личности.

Маньяки не способны любить. А убивают не людей, а их тела. В их сознании люди – лишь дополнения к половым органам. Происходит чудовищная деперсонализация, человек для них – не личность, не судьба, даже не пол с именем Вася или Вика. Человек для них просто это.

«Черноколготочник» Юрий Цюман, насиловавший, убивавший женщин в черных колготках, в детстве был в семье «козлом отпущения». Родители избивали его и наказывали за каждую провинность, требуя дисциплины, послушания, и полной откровенности. Наказания были связанны с постоянным унижением. Однажды на глазах у всей улицы мать избила мальчика только за то, что тот закапризничал, когда она отказалась купить ему мороженое, а потом посадила сына «для острастки на 2 недели под домашний арест».

Существует несколько стадий, которые неизбежно проходит в своем заболевании маньяк. Первая – так называемый импринтинг – отпечаток в понятии полового возбуждающего воспоминания. Чаще всего это воспоминание из детства: зверские драки между родителями, издевательства родителей над младшими или старшими домочадцами, иногда животными. Далее начинаются фантазии на тему воспоминания, которые неизбежно усложняются до настоящих сценариев в которых маньяк воображает конкретных знакомых людей.

Главная проблема, как выяснили ученые–психиатры, в том, что маньяк, как и наркоман, просто не может остановится. Тяга к преступлению перевешивает в нем все: разум, страх, инстинкт самосохранения.

…Наверное, нет ничего ужаснее обнаружить однажды, что ты являешься матерью маньяка. Что твой единственный самый лучший и любимый на свете мальчик способен на самые страшные кровавые злодеяния.

Мною проведено исследование мнения супружеских пар о насилии в семье (опрошено 30 человек, соответственно 15 пар).

Цель исследования – выявить закономерность проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов, образа жизни; перспективы развития насилия в российских семьях.

Я опросила 5 супружеских пар со средним общим образованием, 5 пар со средним специальным образованием и 5 пар с высшим образованием.

Неоднозначно восприятие и оценка респондентами конфликтных ситуаций. Наиболее часто они относят к семейному насилию побои (21 человек, 70%) . Около половины опрошенных (16 человек, 53.3%) полагают, что пьянство, наркомания и угрозы применения физического воздействия являются своего рода насильственными поползновениями. Несколько реже оценивают как насилие физические наказания детей (11 человек, 37%) и систематическая нецензурная брань (7 человек, 23.3%). Постоянные выяснения отношений без нецензурной брани, запрет или отказ заниматься тем или иным дело большинство не считает семейным насилием. Согласно полученным ответам, восприятие респондентами таких нефизических действий (или бездействий) родственников как провокация скандалов, брань, положение каких-либо ограничений на их жизнь в качестве проявлений насилия тем отчетливее, чем выше уровень образования у опрошенных.

Главными факторами вызывающими семейное насилие респонденты называют, в первую очередь, следующее: пьянство и алкоголизм, тяжелая социально-экономическая ситуация в стране, наркомания.

Не случайно практически каждый третий опрошенный исходит из того, что причины бытовых конфликтов подпитываются самой семьей.

Многие указали на возникновение таковых вследствие низкого уровня культуры семейных отношений, неумение решать проблемы мирным путем.

25 человек (83%) отмечают воздействие прессы, радио и телевидения на проявление актов агрессии и насилия в семье. При этом следует заметить, что передаваемые через СМИ сцены насилия в художественных произведениях, по мнению опрошенных, оказывают на семью более отрицательное влияние нежели сообщения о фактах насилия и преступлениях в реальной действительности. 15 человек (50%) из числа подвергшихся насилию в семье обращались за помощью. Преимущественно респонденты прибегали к помощи других родственников и милиции – соответственно 10 человек (33%) и 5 человек (16%).

Надо отметить, около 1 /3 человек (33%) ответивших смотрят на перспективы снижения уровня насилия в семье пессимистически, считая что никто не в состоянии реально повлиять на этот процесс.

Но 1 /5 респондентов (20%) убеждена в действенности усилий, прилагаемых в этом направлении специальными психологическими службами и милицией.

Результаты исследования вынуждают сделать не очень утешительный прогноз развития ситуации на ближайшее будущее. В связи с ухудшением социально-экономической обстановки в стране практически неизбежен рост числа семейно-бытовых конфликтов и как следствие их – проявлений насилия в семье, и физического, и психического. Причем значительная часть правонарушений, связанных с насилием и направленных на членов семьи, будет носить скрытый характер.

Сегодня женщины все чаще сталкиваются с такими кризисными ситуациями, выход из которых требует помощи компетентных специалистов – социальных работников, психологов, педагогов, способных не только разобраться в этих ситуациях, выявить причины их возникновения и возможные последствия, но и подобрать наиболее рациональный путь выхода из кризиса.

В настоящее время жертвы семейного насилия могут обратится за помощью практически в любой их государственных центров социального обслуживания семьи и детей. Кроме того, в последние годы получило развитие еще одно направление – организация органами исполнительной власти субъектов Р.Ф. кризисных центров помощи женщинам. [прил. Ж]

Необходимость создания кризисных центров для женщин обусловлена возрастанием числа таких проблем, как изнасилование, насилие в семье и прочие.

Для предотвращения самого факта семейного насилия надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попирание прав, в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом.

И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации. Нужны программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта. Нужны публикации не просто осуждающие факты семейного насилия, а предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов. Нужны новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в семье. Проблему удастся решить только совместными усилиями и только если будет принят соответствующий закон. А нам надо уменьшить: побои, оскорбление, угрозы, принудительные сексуальные отношения не становятся безобидными лишь оттого, что совершаются не на улицах, а в стенах наших собственных квартир.

1. Существует ли в вашей семье такая проблема как насилие?

2. Что принимается Вами, из предложенных вариантов поступков как проявление насилия?

3. Как часто в своей семье Вы сталкиваетесь с насилием?

4. Присутствуют ли домашние при выяснении отношений между Вами?

5. Считаете ли вы главными факторами, вызывающими семейное насилие, алкоголизм и наркоманию?

6. Влияет ли уровень образования на внутрисемейные отношения?

7. Как вы относитесь к сценам насилия, агрессии передаваемых СМИ?

8. Представляете ли Вы воспитательный процесс своих детей без физических наказаний?

9. Какой выход из сложившейся острой конфликтной ситуации Вы приемлете:

1. Обратиться за помощью к соседям

2. Обратиться за помощью в правоохранительные органы.

Источник:
Насилие в семье
Насилие в семье. 1.1.Корни насилия 1.2.Рожденный, но не принятый 2. АГРЕССИЯ. 2.1. Формы агрессии. 2.2.Причины агрессии. 3.МАНЬЯКАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ. Насилие в семье в его различных формах приобрело в России такие
http://www.prioslav.ru/refb40

Насилие и жестокость

Проблема насилия в морали. Почему нравственные требования обычно имеют форму запретов. Что такое насилие и ненасилие. Может ли насилие быть благом. Легитимное насилие. Причины жестокости в семье. Значение родительского вклада в воспитание детей.

Этика ненасилия: основные положения, специфика, область применения, ее абстрактность, элитарность и идеалистический характер. Ситуация информационного сокрытия фактов повседневного насилия от сознания большинства людей, коррумпированность производства.

Имеют ли вопросы, такие как: «Почему я должен быть моральным» и «Почему я не должен быть эгоистом» однозначные ответы? Делает ли однозначный ответ в такого рода вопросах их более важными или менее важными?

Сущность и структура морали. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. О единой морали и нравственности. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Единство мышления, морали и нравственности.

Этика, мораль и нравственность. Моральное измерение личности и общества. Особенности функционирования морали. Ненасилие как категорический моральный запрет. Единство морали и многообразие нравов. Парадокс моральной оценки и морального поведения.

Учение Аристотеля об этике, его понятие добродетели и свободе выбора человеком своего назначения и соответствующих поступков. Нравственный идеал и высшее благо в жизни человека. Основные функции морали в обществе. Может ли быть эгоизм полезным и разумным.

Проблема развития и становление морали в истории этики. Условия формирования зачатков морали в первобытном обществе. Формирование и развитие сословно-классовой морали. «Золотое правило» нравственности. Проблемы нравственного становления в обществе.

История этикета и его значение в обществе. Методы воспитания этикета, культуры поведения и дисциплинированности у детей с учетом возрастных особенностей. Наиболее важные нравственные качества: вежливость, деликатность, предупредительность, скромность.

Взаимоотношение политики и морали как одна из вечных проблем. Рассмотрение особенностей раскрытия специфики взаимоотношения политики и морали. Знакомство с различиями между моральным и политическим сознанием. Анализ сферы нравственных отношений.

Эвтаназия, как вид насилия. Понятие эвтаназии, нравственные аспекты ее проблем. Нравственная форма жизни и жизнь физическая. Автономия личности — практическое признание безусловной ценности личности. Анализ этических аргументов «за» и «против» эвтаназии.

Право как норма поведения, регулируемая государством. Существование правовой нормы, благодаря нравственному содержанию. Конфликт правового и нравственного в эпохи тоталитарного насилия. Общность и различия морали и права. Этическое содержание норм права.

Источник:
Насилие и жестокость
Проблема насилия в морали. Почему нравственные требования обычно имеют форму запретов. Что такое насилие и ненасилие. Может ли насилие быть благом. Легитимное насилие. Причины жестокости в семье. Значение родительского вклада в воспитание детей. Этика и эстетика, русский язык
http://allbest.ru/k-2c0a65625a2bc68a4c43b88521316d27.html

Фильм о насилии его причинах и морали

Глава 1. Моральный выбор и долг

Понятие морали и ее особенности.

Глава 1. Моральный выбор и долг

Во-вторых, мораль не замкнута на какую-то особую сферу или особый аспект человеческой и общественной жизни — скажем, на трудовые отношения, на сексуальные отношения, на пограничные жизненные ситуации и т.д. Она охватывает все многообразие человеческого бытия. Мораль вездесуща, повсюду — имеет право голоса везде и всюду, где человек действует как человек, как свободное разумное существо.

В-третьих, будучи предельным основанием человеческого бытия, мораль существует не как состояние, а как вектор сознательной жизни. Она обретает реальность как долженствование. Долженствование нельзя противопоставлять бытию. Оно есть особая — сугубо человеческая — форма бытия. В долженствовании фиксируется не тот момент, что мораль никогда не может осуществиться. В нем фиксируется непрерывность усилий по ее осуществлению. Долженствование и есть специфический способ существования морали. Оно означает необходимость постоянного морального бодрствования. Иначе говоря, мораль потому существует в форме долженствования, что ни в какой другой форме не может обрести реальность та цель, на которую нацелена мораль.

Категорический моральный запрет

Так как моральные требования претендуют на абсолютность, безусловную обязательность, то единственно возможное позитивное моральное требование есть требование быть моральным. Что это значит? Мы определили, что с морали начинаются человек и человеческие (общественные) отношения, что мораль задает внутреннюю смысловую границу собственно человеческого способа существования и в этом значении она тождественна человечности. Отсюда следует, что быть моральным означает признать безусловную Ценность, святость человека.

Человеческая личность — больше того, что она делает. Она исходно самоценна. Собственно, определяя человеческую личность как нравственно ответственное существо, мы определяем ее как существо, имеющее самоценное значение и достойное уважения. Ничем не обусловленное уважительное отношение к человеку, т.е. такое отношение, в ходе которого данная конкретная личность утверждается до и независимо от каких бы то ни было ее конкретных качеств и действий, есть исходное и основополагающее отношение, открывающее пространство собственно человеческого существования.

Идея, согласно которой безусловная обязательность требовании морали обнаруживается в требовании, утверждающем самоценность человеческой личности, в истории культуры расшифровывалась по-разному: как любовь к ближнему, братство людей, человеческая солидарность, благоговение перед жизнью и т.д. Однако наиболее строгой и адекватной ее формой является категорический запрет на насилие, проходе всего и главным образом на убийство человека.

Насилие есть узурпация свободной воли, такое отношение между людьми, в ходе которого одни силой, внешним принуждением навязывают свою волю другим. Человек совершает насилие тогда, когда он лишает другого возможности действовать по собственной воле, уничтожая его или низводя до положения раба. Под насилие не попадают такие формы принуждения, когда одна воля господствует над другой с ее согласия,’ как, например, в отношениях: учитель — ученики, законодатели — граждане и т.п.

Моральный выбор и долг

·Поступки людей, их взаимоотношения, как уже подчеркивалось, всегда конкретны, имеют свое частное, особенное содержание, за ними стоят определенные и вполне достаточные для совершения данных поступков эмпирические мотивы. Труднейший и наиважнейший вопрос человеческой практики есть вопрос о том, как предметно многообразное, исторически изменчивое, ‘ каждый раз конкретное, причинно обусловленное содержание человеческих поступков соединяется с их нравственной оценкой.

Что касается конкретных норм, добродетелей в рамках той или иной морали, то они также формируются по схожей схеме. В определенной предметной сфере, будь то индивидуальное повеление или совокупная совместная деятельность многих людей, выделялись такие типовые поступки и фигуры человеческих отношений, которые являются наиболее продуктивными с точки зрения способов функционирования и целей данной сферы. И они рассматривались как нравственно предпочтительные; более того, чаще всего им придавался нравственно абсолютный смысл. К детерминировавшим их прагматическим мотивам присовокуплялся еще, к тому же в качестве основного, нравственный мотив. Поясним данную мысль на двух примерах.

Споры о том, какие идеи могут считаться высшим благом и имеют абсолютный ценностный приоритет, какие качества человеческого характера являются добродетелями, какие нравы, обычаи, общественные привычки, нормы поведения нравственно оправданны, а какие нет, борьба против устоявшихся моральных святынь, на место которых возводились другие, неустанные поиски совершенных форм человеческих взаимоотношений, сопровождавшиеся время от времени кризисами ценностей, — все это составляет основную линию и внутренний нерв нравственной жизни в ее историческом развитии.

Функционирование морали в реальном опыте общественной жизни порождает специфические трудности, связанные с тем, что мораль утверждает самоценность личности, а в ходе практической деятельности люди становятся в иерархические отношения, при которых одни управляют другими. Эти трудности находят выражение в ряде парадоксов, наиболее типичными и распространенными из которых являются парадоксы нравственной оценки и нравственного поведения. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме.//Проблема человека в западной философии. -М., 1988, с. 315

Парадокс моральной оценки

«Не судите других» означает единство субъекта и объекта моральной оценки как условия ее нормального функционирования в обществе. Это условие является особенно жестким и непререкаемым, когда речь идет о моральном осуждении других.

Парадокс морального поведения в его классической формулировке обычно возводят к Овидию:

«Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь» Человеку свойственно стремиться к тому, что лучше, благо предпочитать злу, он не может быть врагом самому себе* В овидиевой ситуации (и в этом ее парадоксальность) все происходит наоборот: человек выбирает худшее, дурное, вредит себе. Получается: человек знает, что есть благо (добро), но не следует ему; оно не имеет для него обязывающего смысла. Можно ли в этом случае считать, что он действительно видит и одобряет лучшее, обладает знанием, на которое претендует?

В случае моральных, как и любых иных, утверждений следует проводить различие между тем, что человек на самом деле знает, и тем, по поводу чего он думает, будто знает. Критерием такого разведения истинных и ложных утверждений является экспериментальная проверка, практика. Таким экспериментом в морали, как уже подчеркивалось, является мера обязательности моральных суждений для того, кто их высказывает, у нас нет иного критерия проверить, действительно ли человек видит лучшее, кроме его усилий, направленных на осуществление того, что он считает лучшим. В морали знать и выбрать есть одно и то же, истинность морали проверяется готовностью испытать на себе ее благотворную силу. По плодам их узнаете их — это евангельское правило можно считать ответом на анализируемую ситуацию, в которой человек лишь полагает, делает вид, будто он видит и одобряет лучшее, благое. **

Без бытийного (замкнутого на поступки) прочтения морали не * было бы критерия для определения различной меры добродетельности различных индивидов. Получилось бы, что все одинаково и высоко добродетельны.

Моральное самообольщение — не всегда обман и лицемерие. Чаще всего оно является самообманом, «честным» заблуждением.

Вспомним, как Раскольников — главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание», проходе чем совершить свое преступление, прилагает огромные интеллектуальные и духовные усилия для того, чтобы оправдать его: де и убивает он никому не нужную, даже всем вредную старуху; и делает он это, чтобы получить возможность совершить много-много добрых дел.

Раскольников хочет обмануть себя и свое зло (планируемое преступление), в своих же собственных глазах изобразить как добро. Еще более показателен в этом отношении другой герой того же романа, беспробудный пьяница Мармеладов. Тот как будто бы сознает и уж во всяком случае открыто говорит о своей безнадежной порочности, в силу которой его иначе и назвать нельзя, кроме как свиньей. Но странным образом, именно в признании глубины своего падения и сознательном стремлении к страданиям, в самой жажде «скорби и слез» находит он оправдание, смысл существования, полагая, что «тот, кто всех пожалел», пожалеет также и его, простит и призовет к себе как раз за то, что он, Мармеладов, «сам не считал себя достойным сего». Гусейнов А., Апресян Р. Этика. -М., 1998, с. 39

Дробницкий О. Понятие морали: историко — критический очерк. -М., 1974.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме.//Проблема человека в западной философии. -М., 198.

Источник:
Фильм о насилии его причинах и морали
Мораль
http://www.0ve.ru/etika_i_estetika/moral.html

COMMENTS