Эвритмия для детей

Искусство современного художественного движения Эвритмия

Искусство современного художественного движения Эвритмия

Эвритмия — искусство особого гармоничного движения, название которого восходит к древнегреческому искусству танца.

В переводе с греческого языка eurythmia — стройность, благозвучие, равномерность ритма в музыке, танцах и речи. Ритм понимается как качество живого организма, необходимая составляющая жизни человека. Эвритмия появляется в 1912 в Европе (в Швейцарии, Германии). Это один из способов выражения музыкального и поэтического в движении и пространстве, основы которого были разработаны Рудольфом Штейнером, философом и мыслителем, положившим начало духовной науке “антропософия”. Отмечая пограничное положение эвритмического движения между пантомимой и танцем, Р. Штейнер указывал на дидактический, эстетический и гигиенический аспекты.

Говоря о дидактическом аспекте, он подчеркивает, что душа человека раскрывается в движениях в силу своей связанности с телом. Эстетический элемент выражает художественность движения. Терапевтическое воздействие эвритмии заключено в оздоровлении психосоматической организации человека: «Поскольку физическое тело приведено в соответствие с миром движения и здоровая подвижность обращена на дидактику, становится возможным оздоровляющее воздействие на физический организм и на душевную организацию человека».

Так в современной эвритмии определилось три направления:

Педагогическая (для детей и взрослых)

Терапевтическая (гигиеническая и лечебная)

Вы, вероятно, все знаете, что русский язык, как ни один другой язык в мире, обладает удивительной способностью играть с согласными. Почти каждый из них изменчив настолько, что может приобретать либо ярко выраженную мягкость, либо твёрдость. Лишь два согласных русского алфавита всегда мягкие (Ч, Щ) и три – всегда твёрдые (Ж, Ш, Ц).

Почему я так подробно на этом останавливаюсь? Дело в том, что во время получения эвритмического образования (1996 – 2000 годах) наряду с немецкой и английской нам давалась и русская эвритмия, в отличие от немецких или английских звуков, формирующихся симметрично обеими руками, тут нужно быть всегда начеку, дабы не ошибиться в выборе правого или левого пространства. В русской эвритмии мягкие согласные делались только левой рукой, а твёрдые – только правой. На первый взгляд здесь нет ничего сложного. Но на самом деле выполнить это необычайно трудно. На сцене порой можно видеть, как твёрдые звуки эвритмист вдруг делает не справа, а слева, и наоборот, или вообще по привычке делает их по-немецки. (Гласные я сегодня не затрагиваю. С ними всё-таки легче, поскольку здесь обе стороны тела достаточно равноправно участвуют в формообразовании звуков).

Эвритмия была включена в программу вальдорфских школ, когда они появились в 1919 году, прежде всего как художественный элемент, как новое искусство, которое пришло из жизни и, следовательно, должно присутствовать и в школе. А также как противовес внешним движениям, которые присутствуют в гимнастике. С помощью внешних гимнастических упражнений учащийся вводится в пространство, а посредством эвритмии ему предоставляется возможность внешним образом выполнять соответствующие его природе движения так, как этого требует сам организм.

Таким образом, сущностью эвритмии является внутреннее выражение себя во внешнем движении, а гимнастики – заполнение собой внешнего и связывание себя с внешним миром.Задача эвритмии в школе и в детском саду заключается в том, чтобы помочь нормальному развитию ребенка в соответствии с его жизненными и возрастными этапами.

Эвритмия охватывает тело ребенка через одушевленное движение и, таким образом, включает духовное начало в гармоническое отношение с физическим. Р.Штейнер разработал специальные педагогические формы и упражнения, в том числе с медными палочками и медными или деревянными шариками и дал рекомендации, как эти упражнения определенным образом благотворно действуют на детей и молодых людей. Им были даны советы учителям о том, как должен быть оформлен эвритмический класс. В отличие от спортивного зала, где должны быть представлены мотивы, связанные с чувством равновесия и отношением движений человека к миру, эвритмический класс должен быть украшен живописными изображениями душевной динамики человека, выраженной художественно.

В дальнейшем, в результате развития вальдорфских школ, педагогическая эвритмия разрабатывалась эвритмистами-педагогами, работающими в этих школах. И, хотя в этих разработках и в работах Р.Штейнера есть очень определенные указания по проведению урока и подбору художественного материала в зависимости от возраста детей и программы школы, все же, основную роль в построении урока эвритмии играет личность педагога, его творческая фантазия и интуиция, основанные на глубоко прочувствованном понимании сущности эвритмии, знании этапов развития ребенка и обостренном чувстве особенностей конкретных детей, стоящих перед ним.

В практике современного педагогического исследования широко применяется метод наблюдения. Внимательно и сердечно наблюдая за детьми, педагог может действовать правильным образом, чтобы помочь в обучении и разработать индивидуальный подход в рамках личностно–ориентированного образования. Такая комплексная педагогическая задача требует ясного представления о каждом ребенке и его особенностях. В основе ее решения лежит создание верного и объективного образа ребенка, который создается педагогом на основе наблюдения.

Все в мире претерпевает метаморфозу. Медленно меняют структуру минералы. Рост растения можно пронаблюдать, терпеливо фиксируя изменения, которые особенно ярко проявляются весной. День ото дня происходит рост животных. Меняется и ребенок. Если внешние изменения в облике растущего ребенка поддаются наблюдению, то душевная жизнь со всем ее богатством и мимолетностью впечатлений более сложна и скрыта. Вместе с тем именно в этой области лежат основы успешности обучения. Здесь находится и сфера интересов ребенка, и волевые усилия, которые он совершает, чтобы достигнуть желаемого.

От наблюдения внешнего облика (одежда, телосложение, лицо, цвет волос и глаз, кожа, пропорции кисти рук и т.д.) перейдем к наблюдению за движением ребенка. Мы учимся описывать характер движений и походки, особенности перемещения ребенка в пространстве класса и в жизни в целом. В каждом движении, в каждом жесте лежит ключ к пониманию существа ребенка.

Искусство движения – эвритмия – оказывает помощь ребенку в самовыражении. Посредством искусства на основе художественного образа дети учатся проявлять собственную индивидуальность, понимают, что каждый человек неповторим. На помощь ребенку приходит язык эвритмии – это язык жестов, ритмов, которые живут в музыкальном и поэтическом произведении. Жест в эвритмическом движении имеет творческую основу, но одновременно выражает закономерности речи или музыки. Поясним это на примере слов «да» и «нет».

Когда мы соглашаемся, душа как бы раскрывается навстречу человеку или событию. Когда мы произносим «нет», то душевно выстраиваем невидимую стену перед собой, защищаясь от нежелательного воздействия. Это невидимое душевное действие можно сделать зримым благодаря жесту рук – в «а» мы чувствуем себя слитно с миром и распахиваем руки как лучи, идущие от сердца; в «е» мы выстраиваем преграду перед собой, скрещивая руки между собой. Вы помните как играли в «догонялки» в детстве? Когда мы чувствовали, что нас вот-вот запятнают, мы останавливались, быстро скрещивали руки на груди и кричали радостно: «Я в домике!». И весь облик выражал: «Нет! Нельзя пятнать!». В эвритмии физическое движение всегда имеет душевную окраску. Поэтому оно всегда упражнение для души, она трудится, чтобы понять саму себя и душевное существо других людей.

В жизни нужно оба состояния: открытости и закрытости, умение сказать «да» и «нет», душевное переживание гласных «А» и «Э». Необычайно важно для учителя осознавать, что выражает его собственный жест, с которым он предстает перед детьми на уроке.

Другой важный способ понимания другого человека средствами художественного движения – это совместное движение в пространстве. Это могут быть импровизации под музыку или стихи, создание картин природы, например движение листьев на ветру осенью. Разный характер движения поможет ребенку осознать собственный темперамент, его сильные стороны. Для этого возможно создать в совместном движении картины таких явлений как огонь, воздух, вода, минералы.

Для понимания друг друга посредством движения в пространстве в эвритмии существует язык пространственных форм, в основе которых лежат прямые линии и дуги. Так, для царства минералов более подойдут короткие прямые. Царство воды имеет волнообразные формы, непрекращающееся движение лемнискаты. Подвижный воздух выражается посредством множества петель. Огонь можно представить через движение полуволны, с изменением направления и разной динамикой движения.

Кроме этого существует множество специальных пространственных форм для особых педагогических и художественных задач, для группового и индивидуального движения. Однако, в их основе лежат самые простые и одновременно загадочные явления – прямая и кривая линии. Что переживают дети в эвритмическом движении? Свободу, радость движения, удовлетворение от совместного действия, воодушевление и радость творчества, счастье быть понятым и принятым другими.

Источник:
Искусство современного художественного движения Эвритмия
Искусство современного художественного движения Эвритмия Эвритмия — искусство особого гармоничного движения, название которого восходит к древнегреческому искусству танца. В
http://www.mirwomne.ru/deti-starsche-3/articles/razvitie/evritmiya/

Книжные новинки по лечебной (терапевтической) эвритмии Товарищества научных изданий КМК

Книжные новинки по лечебной (терапевтической) эвритмии Товарищества научных изданий КМК

Элизабет Бауман. Из опыта работы в лечебной эвритмии. М., 2013. (Пер. с нем., 144 с., серия «Проблемы духовн. знания»; Вып. 5.)

Опираясь на многолетний опыт работы в первой вальдорфской школе в Германии, Э. Бауман (1895—1947) рассматривает роль эвритмии в педагогическом процессе, ее значение для целостного развития ребенка начиная с первых лет жизни, показывает возможности терапевтической эвритмии при лечении детей с нарушениями в развитии. Большую ценность представляет детальный комментарий к курсу по лечебной эвритмии, проведенному Р. Штейнером при участии Э. Бауман. Воспоминания автора рассказывают о зарождении эвритмии и ранней истории антропософского движения. Книга выдержала три издания.

Представляет интерес для эвритмистов, лечащих педагогов, дефектологов, врачей, изучающих и практикующих антропософскую медицину, специалистов в области терапевтического движения и арт-терапии, психологов, преподавателей вальдорфских школ, воспитателей детских садов, родителей.

На русском языке издается впервые.

Ханс Бродер фон Лауэ, Эльке Элизабет фон Лауэ. Материалы к физиологии лечебной эвритмии: Звук — жест — терапия. С приложением лекции Р. Штейнера «Незримый человек в нас». М., 2012. (Пер. с нем., 254 с., серия «Проблемы духовн. знания»; Вып. 4.)

Книга врача и ученого-медика Х. Б. фон Лауэ и эвритмистки Э. Э. фон Лауэ (Германия) посвящена систематизации показаний для лечебноэвритмических упражнений. Предложенные методы анализа показывают, что средства терапевтической эвритмии (звуки и соответствующие им жесты) и показания к их применению складываются в цельную, систематическую картину, расширяющую наши представления о данном виде терапии. Большое внимание уделено постановке и уточнению задачи разработки физиологии лечебной эвритмии с точки зрения антропософской антропологии и медицины. Работа является первым опытом в данной области и носит дискуссионный характер.

Русское издание дополнено лекцией автора метода терапевтической эвритмии Р. Штейнера о принципах анализа четырех уровней организации человека (духовного, душевного, жизненного, телесного).

Книга представляет интерес для эвритмистов, лечащих педагогов, дефектологов, врачей, изучающих и практикующих антропософскую медицину, специалистов в области терапевтического движения и арт-терапии, психологов, преподавателей вальдорфских школ, лиц, интересующихся антропософcкой антропологией.

На русском языке издается впервые.

ТАКЖЕ ИМЕЮТСЯ В ПРОДАЖЕ КНИГИ ПРЕДЫДУЩИХ ЛЕТ (СЕРИЯ «ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗНАНИЯ»):

Юлия Борт. Эвритмия в лечебной педагогике. М., 2011. (Пер. с нем., 304 с., серия «Проблемы духовн. знания»; Вып. 3.)

Швейцарский врач и лечащая эвритмистка Юлия Борт (1896—1955) стояла у истоков антропософской лечебной педагогики. В сборник включены статьи разных лет, посвященные использованию методов лечебной эвритмии при лечении детей с нарушениями в развитии. Большое внимание уделено концептуальному анализу случаев заболеваний с точки зрения антропософской антропологии и медицины и методам художественных терапий (музыка, рисование, лепка, ритмическое движение). Книга выдержала 3 издания и является основополагающей работой в данной области.

Представляет интерес для эвритмистов, лечащих педагогов, дефектологов, врачей, изучающих и практикующих антропософскую медицину, специалистов в области терапевтического движения и арт-терапии, психологов, преподавателей вальдорфских школ, лиц, интересующихся антропософcкой антропологией.

На русском языке издается впервые.

Маргарита Кирхнер-Бокхольт. Начала лечебной эвритмии. М., 2010. (Пер. с нем., 286 с., серия «Проблемы духовн. знания»; Вып. 2.)

Книга швейцарского врача и лечащей эвритмистки М. Кирхнер-Бокхольт (1894—1973) охватывает все разделы лечебной эвритмии, применяемой в целях профилактики и в качестве дополнительной терапии при лечении различных групп заболеваний.

Монография является итогом многолетней практики автора, включает дидактичеcкие рекомендации и обзор назначений Р. Штейнера, разработавшего новый метод двигательной терапии. Книга выдержала 4 издания, переведена на несколько европейских языков, является учебником в данной области.

Представляет интерес для эвритмистов, врачей, изучающих и практикующих антропософскую медицину, специалистов в области терапевтического движения, гомеопатов, психологов, преподавателей вальдорфских школ, лиц, интересующихся антропософcкой антропологией.

На русском языке издается впервые.

Подробную информацию о наличии книг в магазинах Санкт-Петербурга и других регионов можно получить у менеджера по продажам Н. Н. Кузьменко:

e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Источник:
Книжные новинки по лечебной (терапевтической) эвритмии Товарищества научных изданий КМК
Терапевтикум Санкт-Петербург, гомеопатия, антропософская медицина, фитотерапия
http://www.terapeuticum.ru/component/content/article/42

Эвритмия для детей

Эвритмия (др.-греч. ???????? — уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность) — искусство художественного движения, появившееся в начале XX века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.

Эвритмия как художественный принцип и педагогическая методика была разработана Рудольфом Штейнером и достаточно быстро получила широкое распространение в мире. [1] Она используется как в вальдорфской педагогике, так и в традиционном образовании как дополнительная возможность самовыражения для детей и взрослых.

У истоков этого искусства движения стояли известные личности, такие как Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Маргарита Волошина (Сабашникова), Ася Тургенева. Одной из первых русских, получивших указания об исполнении русской эвритмии от Рудольфа Штейнера, была эвритмистка Татьяна Киселёва, автор биографической книги.

По назначению различают эвритмию педагогическую, сценическую, гигиеническую и лечебную. Эвритмическое образование длится 4-5 лет, как в России, так и в других странах. Отдельно изучается сценическая, педагогическая, гигиеническая и лечебная эвритмия. Преподавать эвритмию имеет право только дипломированный специалист.

Источник:
Эвритмия для детей
Эвритмия (др.-греч. ???????? — уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность) — искусство художественного движения, появившееся в начале XX века в Европе. Это
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B2%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%B8%D1%8F

Эвритмия для детей

Основные направления эвритмического искусства

О преподавании эвритмии в школе

Эвритмия — звук, выраженный в движении.

Первые принципы и формы эвритмии, нового пластического искусства, начали складываться в начале прошлого века (1912 г.), поэтому среди других искусств эвритмию можно назвать младшим искусством.

Сегодня существует три основных направления эвритмии: педагогическая эвритмия (о которой и пойдет прежде всего речь), художественная эвритмия, лечебная эвритмия. Не так давно появилось четвёртое направление – социальная эвритмия. В вальдорфской педагогике этому предмету отводится важная роль, т. к. он имеет не только общеразвивающее, но и терапевтическое значение (осанка, снятие зажимов, пластичность), а также позволяет решать многие социальные задачи, ведь на занятиях каждому участнику важно понимать и чувствовать действия других людей.

Психотерапевты всего мира отмечают слабое развитие эмоциональной сферы современного человека, частое отсутствие эмпатии у детей, их душевную вялость, безразличие к окружающему миру и, в частности, к людям. Новое искусство очень демократично, поэтому его рождение оказалось весьма кстати.

Как было сказано выше, эвритмия — это звук, выраженный в движении. Различают два типа звуков, используемых в движении: музыкальные («тонэвритмия») и речевые («лаутэвритмия»).

В связи с этим на уроках, как правило, применяется поэтический материал и различные, в основном фольклёрные и классические, музыкальные произведения. Очевидно, что эта работа способствует более глубокому проникновению детей в такие предметы, как родная речь, литература, музыка, а также способствует расширению их кругозора и развитию музыкального слуха. В произведениях многих мыслителей (литераторов, философов) можно встретить рассуждения, точно выраженные в стихотворных строчках Ф. Сологуба:

Вновь соединить сферу мышления человека с его природой, помочь от состояния хотения и мечтания перейти к действию позволяет именно это молодое искусство, которое помогает преодолеть состояние, описанное А. К. Толстым:

В нашей школе эвритмические уроки появились с приходом в неё двух эвритмисток Севастьяник М. В. и Черепановой Э. Э в 1999 г. В настоящее время эвритмия ведётся с 1-го по 8-ой классы. В конце каждой учебной четверти, как правило, проводятся открытые уроки эвритмии для родителей и гостей.

В 2003, 2004 в Санкт-Петербурге проводились эвритмические школьные фестивали, на которых представляли свои успехи ученики как нашей школы, так и других вальдорфских школ и инициатив города.

Источник:
Эвритмия для детей
Основные направления эвритмического искусства О преподавании эвритмии в школе Эвритмия — звук, выраженный в движении. Первые принципы и формы эвритмии, нового пластического
http://www.waldorfschule.ru/subjects/euritmia/

(Visited 13 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Описание чувств любви к девушке Описание чувств любви к девушкеТы её любишь и вот наступил момент, когда нужно сказать важные… (5)

Как пережить расставание с любовником Долгое расставание с чужим мужем Мы познакомились два года назад. С самой первой нашей встречи… (5)

Если мужчина козерог не звонит Если мужчина козерог не звонитЧеловек, которого я люблю - козерог. Между нами много что было.… (5)

1000 причин почему я тебя люблю Шаблон - 101 причина почему я тебя люблю - парню: Оформление своими руками Шаблон "101… (4)

Цвет глаз евреев ВИА Мидгард-ИНФО Уникальный, научный труд, от выдающегося немецкого расолога Ганса Гюнтера. «Расология Еврейского Народа» описывает… (4)

COMMENTS