Духовность личности

Духовность личности

Духо?вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

В современном западном религиоведении духовность в наиболее общих чертах характеризуют как «жизнь, проживаемую в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы» и другие значимые для человека образы. Как отмечает Айлин Баркер, духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека [1] .

Проблема духовности в психологии впервые стала рассматриваться в конце XIX – начале XX века в рамках понимающей психологии, представители которой (Вильгельм Дильтей, Эдуард Шпрангер) делали акцент на изучении человеческой психики в связи с духовными видами деятельности (культура, искусство, этика и др.), а не с естественными науками. В дальнейшем духовность стала предметом изучения аналитической психологии Карла Густава Юнга, в которой духовная культура Запада и Востока анализировалась с использованием концепций коллективного бессознательного и архетипов. Юнг заложил основы психологического анализа религии и алхимии [2] .

Следующим этапом психологического изучения духовности стало её рассмотрение в рамках гуманистической, трансперсональной и экзистенциальной психологии. В психосинтезе Роберто Ассаджоли духовность связана с высшим бессознательным, которое служит источником творческого вдохновения. Абрахам Маслоу рассматривает духовность в связи с пиковыми переживаниями, которые возникают в процессе самоактуализации. Станислав Гроф рассматривает духовность в связи с трансперсональными переживаниями и духовными кризисами. В современных работах по трансперсональной психологии большое внимание уделяется описанию и анализу практик духовного целительства, используемых в шаманизме и других традиционных культурах. Виктор Франкл считает духовность высшим антропологическим измерением личности, которое он помещает над телесным и психическим измерениями. Альтернативным подходом к проблеме духовности в экзистенциальной психологии является концепция Адриана Ван Каама [en] , который связал духовность с трансцендентностью [2] .

В христианской психологии духовность рассматривается в связи с высшими силами божественной либо демонической природы, которые проявляются в человеческих поступках. При этом существование каких-либо других видов духовности христианская психология отрицает [2] .

В подавляющем большинстве подходов к духовности она рассматривается как явление, выходящее за рамки индивидуальности и связанное со сверхличностными, божественными или космическими силами. Духовность является признаком зрелости личности, вышедшей за пределы своих узких интересов и преходящих ценностей [2] .

Источник:
Духовность личности
Духо?вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества,
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Духовный мир личности: понятие и составляющие

Такое понятие, как духовный мир личности, постоянно на слуху. И вроде бы все интуитивно понимают, что эта составляющая нашей жизни очень важна и ее следует развивать. Но мало кто может дать четкое определение данному понятию. Нет такого человека, который однажды не задумывался о своей духовности, о своем развитии и смысле своего бытия. Именно духовная составляющая отличает нас от животных.

Разбираемся в понятии

По сути, духовный мир личности может быть определен как ядро всей психики человека. Что формирует этот аспект нашей личности? Несомненно, это неразрывная связь человека с обществом, культурой. В процессе социализации, становления индивидуума как части социума субъект приобретает определенные убеждения, идеалы, духовные ценности. На вопрос, что такое духовный мир человека, философия дает вполне определенный ответ. Это микрокосм личности, ее внутренний мир. Особенный мир человека отражает, с одной стороны, его неповторимые, уникальные черты, а с другой стороны — некие моменты, объединяющие личность и общество.

Когда философами изучается духовный мир личности, в первую очередь имеют в виду понятие души. В античной философии она рассматривалась как основа для возникновения воли, мыслей, чувств, поскольку физическое тело не могло быть их причиной. Позднее душа стала центром сознания человека, превратилась в его внутренний мир. Понятие «дух» рассматривалось как разум субъекта, а «духовный мир людей» — как усвоение старых и созидание новых творческих идеалов человека. Духовность обязательно предполагает наличие нравственности, причем воля и разум индивидуума сами являются нравственно направленными.

Мировоззрение как основа духовной жизни человека

Вера, знания, мировоззрение, чувства, способности, потребности, направленность и стремления в совокупности представляют духовный мир личности. Мировоззрение здесь занимает особое положение, поскольку включает в себя сложную систему взглядов индивида на мир. Оно в первую очередь закладывается в процессе социального становления личности и включает в себя взгляды, разделяемые страной, поколением, религиозной общиной, социальным классом субъекта. Мировоззрение — это не только усвоенные ценности и нормы, не только заложенные эталоны поведения. Это еще и оценка окружающей действительности. Человек смотрит на мир через призму своих убеждений, составляет свое мнение и строит поведение в соответствии с этими ценностями и нормами. Таким образом, мировоззрение составляет основу духовного мира человека.

Итак, духовный мир личности представляется нам в виде неразрывной взаимосвязи индивидуального и коллективного, общественного и личного в человеке. Его основу составляет мировоззрение как сложная совокупность усвоенных в процессе социализации убеждений, идеалов и норм поведения. Мировоззрение включает индивидуальные предпочтения и групповые нормы. Духовный мир человека определяется нравственной направленностью чувств, мыслей и воли субъекта.

Источник:
Духовный мир личности: понятие и составляющие
Каждый человек однажды задумывался о смысле своего существования. Духовный мир личности делает человека непохожим на животных. Основу духовного мира составляет мировоззрение как совокупность индивидуальных и общественных норм, ценностей, идеалов.
http://fb.ru/article/105366/duhovnyiy-mir-lichnosti-ponyatie-i-sostavlyayuschie

Реферат: Духовность человека

Тип: реферат Добавлен 06:43:58 28 ноября 2002 Похожие работы

Просмотров: 3822 Комментариев: 4 Оценило: 2 человек Средний балл: 4.5 Оценка: неизвестно Скачать

1. Понятие духовности человека

В данном реферате, давая определение духовности человека, мы не можем обойти вниманием церковного ( в данном случае православного) трактования столь важного, ключевого понятия.

2. Зависимость духовности индивида от реализации его задатков

Еще Гегель отмечал, что образование стремления индивида к самовоспитанию, личному совершенствованию является столь же неизбежным, как и развитие в нем способности стоять, ходить, говорить. «. Способность постигать свое собственное «я» есть в высшей степени важный момент в духовном развитии ребенка; с этого момента он. делается способным к рефлексии над самим собой. Но самым главным является здесь просыпающееся в них (детях) чувство, что они еще не есть то, чем они должны быть, и живое желание стать такими же, как и взрослые, среди которых они живут. Это собственное стремление детей к воспитанию есть имманентный момент всякого воспитания» .

Процесс самовоспитания, самосовершенствования в индивидуальном развитии личности неизбежно, закономерно начинается в период подросткового возраста Именно в этом возрасте у человека обостряется внимание к своему духовному миру, возникает стремление и активизируются поиски возможностей к самовыражению и самоутверждению, проявляется особый интерес к самопознанию, самоиспытанию. Собственно, начинается бурный процесс самовоспитания, который охватывает все стороны духовной жизни личности. Это накладывает печать на отношения подростка к другим людям и к себе самому. Учеба, чтение, труд, дружба, самообразование, отношение к родителям, учителям, сверстникам — все протекает под влиянием этого процесса. Процесс самоутверждения, самовоспитания «должен стать для подростка самой сутью его жизни» ,- пишет В. А. Сухомлинский.

Начавшись в подростковом периоде развития личности, процесс самовоспитания, по-видимому, не у каждого человека достигает уровня высокого развития, становится систематическим. У некоторых он остается на всю жизнь на стадии, по терминологии психологов, «ситуативного самовоспитания». Но так или иначе, возникнув, самовоспитание в той или иной форме сопровождает личность в течение всей ее жизни. Факты, когда индивид ведет бездумную жизнь, пускает на произвол случая свое личное развитие, не противоречат этому, а говорят лишь о том, что в формировании личности возможны явления патологии, дремучего невежества и даже порочного самовоспитания.

В романе А. Ананьева «Годы без войны» художественно убедительно показано, в какой трагический тупик может завести личность порочное воспитание. Галина воспитывала своего сына Юрия так же безалаберно, стихийно, импульсивно, как жила сама. Все дурное, проявляющееся в сыне и других «трудных» подростках, она приписывала влиянию времени, общества, улицы. «Галина с чувством правоты, как это делали все другие родители, похожие на нее, с легкостью снимала с себя вину и перекладывала ее на школу и улицу. «Одно хулиганье, -говорила она, -да где же тут вырасти порядочному человеку? Куда смотрят школа, государство? Ведь должен же быть какой-то порядок?!» Она делала то, что в народе имеет определенное название,- перекладывала с больной головы на здоровую, тогда как вся трудность ее заключалась в ней самой и в том образе жизни, который она вела».

Диалектические аспекты и проблемы духовности человека

Печально, когда человек, существо сознательное, общественное, жизнь вокруг которого все больше проникается светом разумности и добра, ведет образ жизни, простительный разве что для существа, не обладающего человеческим разумом.

Воспитание другого человека -в то же время и ответственность за самовоспитание. Эта простая мысль совершенно недоступна людям типа Галины из романа А. Ананьева. Стремление человека к самовоспитанию порождается общественной жизнью, воспитанием, собственной деятельностью индивида, а не какими-либо сверхъестественными силами. Но сформировавшись в обществе, оно, независимо от того, как его происхождение понимают и объясняют люди, становится атрибутом сознательного отношения человека к самому себе.

Важная сторона самовоспитания — самообразование. Неправильно было бы понимать его только как простое продолжение образования, познания внешнего мира. В процессе самообразования человек познает и себя, развивает свои интеллектуальные способности, волю, самодисциплину, самообладание, образует себя в соответствии с идеальным образом Человека. В письме к сыну В. А. Сухомлинский замечает: «Самое сложное и самое трудное в жизни молодого человека — увидеть себя как бы со стороны, увидеть в свете идеального, героического. Советую тебе: читай побольше о людях, достигших вершины человеческой красоты. В свете возвышенного и героического ты в конце концов поставишь себе вопрос: — Кто я такой? Во имя чего я живу на свете? Способен ли я на подвиг?» .

Самообразование является средством удовлетворения одной из главных потребностей современного человека — постоянно расширять свой кругозор, повышать общую и политическую культуру, удовлетворять интеллектуальные запросы, поддерживать умственную работоспособность. Без этого вообще немыслима духовно богатая, насыщенная высокими запросами, творческая жизнь личности.

В условиях современной научно-технической революции самообразование приобретает все большее значение. Во-первых, в связи с необходимостью всю жизнь учиться, самостоятельно пополнять свои знания, получать новую информацию. Во-вторых, в связи с необходимостью противостоять интеллектуальному иждивенчеству. На последнем стоит остановиться подробнее.

Особенно опасно интеллектуальное иждивенчество тем, что оно порождает «духовную лень», притупляет интерес к постоянному поиску нового, насаждает духовную всеядность, безразличие к важнейшим идейным запросам времени. Бывает, что это сопровождается погоней за модными мнениями, навеянными подчас нам «голосами» из чужого мира, по существу враждебными личности, развращающими и разрушающими ее внутренний мир.

Интеллектуальное иждивенчество распространяется чаще всего на область общей культуры личности. Особый урон самовоспитанию оно наносит тогда, когда «заражает» такие сферы, как литературно-художественные запросы, эстетические вкусы, общение в сфере досуга. Это опустошает личяость, ведет к примитивизму в освоении ценностей жизни и культуры. Интеллектуальное иждивенчество в этой сфере порождает «знатоков» и восторженных почитателей кумиров, всплывающих в пене буржуазной массовой культуры. И очень важно, чтобы каждый человек глубоко осознал необходимость прилагать собственные усилия для воспитания себя в духе цивилизованности.

Эстетическая сторона самоотношения. «Ни в одной области,-пишет Гегель,-нельзя быть духовно развитым. не обладая эстетическим чувством». Эстетическое отношение человека к миру универсально. Не только свои отношения с действительностью, но и отношения с самим собой человек «строит также и по законам красоты» ". Разумеется, этот принцип отношения человека к миру преломляется в самоотношении не в любовании собой: «Какое я совершенство!» Хотя случается и подобное. Подлинно эстетическое начало в самоотношении проявляется в стремлении индивида стать лучше, совершеннее, избавиться от тех привычек, черт характера, которые не удовлетворяют его представлениям о прекрасном в человеке, в его внутреннем мире, в отношении к другим людям.

В стремлении человека стать лучше сливаются воедино этическое и эстетическое. Как точно заметил К. Либкнехт, «требование эстетического совершенства неизменно влечет за собой и требование совершенства этического». Понятие «внутренняя духовная красота личности» в равной мере относится к миру этических и эстетических ценностей. Внутренний мир человека духовно богат постольку, поскольку он прекрасен, и прекрасен постольку, поскольку он богат. Образованность, богатство интеллекта, хорошие манеры и вкус утрачивают ценность, превращаются в свою противоположность, как только обнаруживают свою безнравственность. Нравственный порок безобразен, каким бы ни был его носитель, образованным или невежественным, внешне красивым или непривлекательным. Он все равно вызывает отвращение у нравственно здорового человека.

Писательница О. Чайковская в очерке «Кто же они такие?» убедительно показала, как безнравственное и безобразное взаимно проникают и усиливают друг друга. Гнусность нравственного порока нередко прикрывается внешней красотой и благопристойностью. Но эта внешняя оболочка лопается, как мыльный пузырь, как только люди, считающие себя интеллигентами и формально принадлежащие к категории интеллигенции, начинают обнаруживать духовную убогость и пошлость своего внутреннего облика. Надругавшись над человеческим достоинством в другом, они растоптали его прежде всего в себе самих. Для кого не существует ничего нравственно-благородного и прекрасного в отношении к людям, к обществу, к другому человеку, для того не существует этого и в отношении к себе самому.

Единство отношения человека к внешнему миру и его самоотношения глубоко проявляется в эстетическом плане. Стремление к прекрасному в мире, если только оно по-настоящему деятельно, пробуждает в нем и стремление к внутреннему совершенству, отвращает его от безобразного в помыслах, поступках, поведении. «Нравственное оччщение» внутреннего мира логически есть в то же время неприятие и искоренение не только аморального как такового, но и эстетически некрасивого, отвратительного, пошлого, грязного.

Прекрасное обладает притягательной силой. Оно увеличивает побуждение к нравственной чистоте, усиливает стремление к нравственно-возвышенному и благородному, помогает человеку мобилизовать внутреннюю энергию для преодоления в себе порочных наклонностей. Ф. М. Достоевский показал это на примере своих героев, погрязших в пороках, но стремящихся к нравственному самоочищению. Митя Карамазов, разъясняет писатель существо этой проблемы, «принимает душой наказание не за то, что он сделал, а за то, что он был так безобразен, что мог и хотел сделать преступление. » .

Именно осознание и глубокое переживание своего безобразия становится часто начальным импульсом самоперевоспитания личности. И его-то не хватает тем, кто, однажды встав на путь нравственного порока, все ниже и ниже опускается в своем падении. Как бывает необходим в таких случаях взгляд человека на себя как раз в момент наиполнейшего унижения своего достоинства! И взгляд именно под углом оценки и переживания низости и пошлости своего поступка, чтобы проснулось в нем и содрогнулось нравственное самосознание, породив чувство отвращения к себе самому, которое послужит мощным стимулом самоисправления.

4. Следует выделить и еще одну важную сторону самоотношения — этическую. Во всех сферах своего отношения к действительности, обществу, коллективу, людям (близким и дальним») ччловек руководствуется нравственными принципами, нормами, идеалами, оценками. Это помогает ему выработать определенный модус отношения к миру, максиму для поступков в разных жизненных ситуациях, обрести прочные ориентиры в оценке своих действий и общестяенных явлений с точки зрения добра и зла, нравственного и безнравственного, добродетели и порока.

Для полноценной нравственной жизни личности недостаточно одного только ориентирования морального сознания во вне. Необходим взгляд на себя, оценка и изменение себя самого в соответствии с определенными нравственными требованиями, в обществе — в соответствии с принципами и нормами демократической морали. Иными словами, необходимо этическое отношение к себе самому. По своему содержанию оно в известной мере , совпадает с этическим отношением человека к миру, совпадает в главном, в тенденции, поскольку это применение тех же общественных этических ценностных ориентиров, подход к себе самому с теми же «мерками», с которыми общество подходит к оценке других людей и данной личности в том числе.

Однако способ применения этих общих этических оценок, «мерок» — другой. Человек направляет требования, оценки и нравственные санкции на себя самого. И в этом случае он может выступать в отношении себя более требовательным или более снисходительным, чем в отношении к другим. Уже здесь заключается возможность внутреннего разлада, раздвоения нравственного сознания личности. Объективно самого себя оценить и судить труднее, чем других. И если такой разлад проявляется в нравственном сознании личности (мы не касаемся здесь тех случаев, когда он запрограммирован самой объективной обстановкой или содержанием социально-этической концепции), его роль более пагубна, чем просто лицемерия, ибо нарушается целостность мироотношения человека.

Особенно пагубна для духовного развития человека, для самовоспитания снисходительность в требованиях к себе самому. Склонность к самопрощению, постоянное ослабление «внутренней узды, потакание своим слабостям, оправдание склонности к внутренней тени, бездумному времяпрепровождению, расслабленности, безволию в конце концов ведет к разрушению нравственного самосознанияя деградации личности. И все это может находить оправдание в софизмах типа: «и другие не лучше», «самоанализ — моральное самоедство» и т. п.

Отношение к миру предполагает органическое единство мироотношения и самоотношения. В этическом плане это выражается в единстве требований, предъявляемых человеком к другим людям и к себе самому в соответствии с задачами строительства нового общества. И, пожалуй, в первую очередь к себе самому. Если проявление снисходительности, терпимости по отношению к другим людям в тех случаях, когда это не касается вопросов общественно важных, идейно и нравственно принципиальных, не наносит ущерба моральному росту человека, а, напротив, свидетельствует о его гуманности и благородстве, то попустительство своим слабостям рано или поздно приводит к утрате принципиальности и в конечном счете может обернуться деградацией духовного облика личности.

Как видим, самосовершенствование не есть просто «сторона», «часть», «продолжение», «дополнение» воспитания. Оно прежде всего является существенным моментом воззрения человека на мир и на себяясамого как на субъекта активной преобразовательной деятельности. Миропонимание и мироотношение как грани мировоззрения включают в себя и самопонимание и самоотношение человека. Миропонимание неполно, ущербно без самопонимания, потому что в нем отсутствует один из опорных пунктов — воззрение человека на себя самого. Точно так же обстоит дело и с мироотношением.

Поэтому проблема самовоспитания, самосовершенствования личности — не узко педагогическая. Это мировоззренческая проблема, проблема социально-этическая, философская. Новое воззрение на мир включает в себя взгляды на человека, на его развитие и совершенствование.

1. Дубинин Н. П. Наследование биологическое и социальное.-Коммунист, 1989, № II, с. 67, 68.

2. Павлов И. П. Избр. произв. М.,1951, с. 395. 56.

3. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1977, т. 3, с. 85.

4. Ковалев А. Г. Самовоспитание школьников. М., 1967, с. 25.

5. Рувинский Л. И. Воспитание и самовоспитание школьников. М., 1969, с. 34.

6. Сухомлинский В. А. Избр. произв. В 5-ти т., т. 3.

7. Зощенко М. Повесть о разуме. М„ 1976, с. 109.

8. Ананьев А. А. Годы без войны.- Роман-газета, 1980, № 2, с. 35.

9. Сухомлинский В. А. Избранные произведения. В 5-гп т., т. 3, с. 658.

10. Гегель. Работы разных лет. В 2-х т. М., 1970, т. 1, с. 212.

11. Либкнехт К. Мысли об искусстве. М„ 1971, с. 146.

12. Чайковская О. Кто же они такие? -Литературная газета, 1973,22 августа.

13. Достоевский Ф. М. Об искусстве. М., 1973, с. 441.

Источник:
Реферат: Духовность человека
Понятие духовности человека. Зависимость духовности индивида от реализации его задатков.
http://www.bestreferat.ru/referat-23045.html

С чего начинается духовность?

Приветствую вас, дорогие читатели блога wpoiskahsebya.ru!

В сегодняшней статье я хочу затронуть тему духовности личности, а именно с чего она начинается.

Есть люди (в том числе и в моем окружении), которые глубоко интересуются вопросами духовного развития, часами медитируют, читают соответствующую литературу, размышляют на разные философские темы. При этом все выше перечисленное для них и есть духовность и саморазвитие.

Но в то же время некоторые из них говорят: «Как жаль, что у меня нет времени на то, чтобы еще больше медитировать и читать книги по саморазвитию…Семья, работа мешают развиваться».

А может быть таким людям стоит как раз таки больше времени посвящать семье? Ведь мы развиваемся через отношения с близкими, через трудности, проблемы. Какое может быть развитие, если человек уходит от земных трудностей в медитации и пытается жить в параллельной реальности, далекой от его земного окружения. Не зря мы живем на Земле. Мы должны развиваться через земное.

Если человек медитирует часами, а в личной жизни, работе и других сферах мягко говоря не все гладко – какой толк от его медитаций.

Можно ходить в церковь по воскресениям. Но какой от этого толк, если в понедельник ты срываешься на своем близком из-за какой-то мелочи.

У меня раньше было так: сижу читаю очередную книгу про саморазвитие. Моим близким хочется от меня внимания, пообщаться, сходить куда-нибудь. А я в ответ: мне некогда, еще столько дел.

И только потом я поняла, что для моего саморазвития большую, чем прочтение книг, роль играют взаимоотношения с моими близкими.

А многие так и не понимают, что работа, семья – это и есть отработка своих духовных навыков. Не надо далеко ходить. Будни – вот ваш духовный учитель. Мы ведь пришли на Землю не для того, чтобы уходить потом от задач и проблем, которые подкидывает нам наша жизнь. Мы пришли на Землю, чтобы расти духовно, приобретая опыт при решении различных ситуаций.

Медитации и духовные книги – это конечно хорошо. Но не тогда, когда они являются средством ухода от реальности и средством для того, чтобы иметь оправдание: «ну я же медитирую, я же читаю умные книги, а значит я развиваюсь, значит я духовный».

Все как всегда проще, чем надумал себе человек. Чтобы учиться и расти, стоит лишь оглянуться, уделить больше внимания своим проблемам и неразрешенным ситуациям.

Мерилом духовности личности является не количество часов, проведенных в медитациях и не количество прочитанных книг, а наша способность любить ближнего своего.

Источник:
С чего начинается духовность?
Мерилом духовности личности является не количество часов, проведенных в медитациях и не количество прочитанных книг, а наша способность любить ближнего своего.
http://wpoiskahsebya.ru/samorazvitie/s-chego-nachinaetsya-duxovnost/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (6)

Возвращаются ли парни близнецы Возвращаются ли парни близнецы Овен 21.03 - 20.04 Телец 21.04 - 21.05 Близнецы 22.05 -… (6)

Если мужчина козерог не звонит Если мужчина козерог не звонитЧеловек, которого я люблю - козерог. Между нами много что было.… (6)

Психология почему человек не обращается по имени Почему мужчина не называет женщину по имени?Имя – это идентификация человека. Считается, что оно определяет… (5)

Фарматекс свечи после полового акта Свечи от нежелательной беременности после акта Защита от нежелательной беременности — важный и ответственный вопрос,… (4)

COMMENTS