Духовная свобода

Библиотека Гумер

РАЗДЕЛ 8. ДУХОВНАЯ СВОБОДА

Все сказанное выше подводит нас к одному существенному заключению. Человеку, чтобы стать личностью нравственно высокой и сильной, необходимо прежде всего определиться в своей вере. Потому что именно поиск и

обретение веры есть путь духовного самоопределения личности. Что же для

этого необходимо? Прежде всего человек должен быть свободен в выборе своей веры. Имеется в виду внешняя свобода человеческой личности. Не свобода делать все, что кому захочется, но свобода веры, воззрений и убеждений, в которую другие люди не имели бы права вторгаться с насильственным предписаниями и запрещениями; иными словами — свобода от недуховного и противодуховного давления, от принуждения и запрета, от грубой силы, угрозы и преследования.

Время, в которое мы живем сегодня, позволяет нам свободно, без прямого давления извне искать свой путь в духовном мире. В нашем обществе гласно и негласно проповедуется и насаждается лояльность, всеобщая терпимость и духовно-нравственная толерантность. Каждый человек волен выбирать все, что он хочет и при этом другой не в праве его в этом ограничивать. Таким образом несмотря на многие соблазны, материальные лишения и экономические принуждения, каждый человек остается нравственно и духовно свободен для того, чтобы сделать свой жизненный выбор. Это касается не только профессионального и социального самоопределения. Это особенно важно в поисках духовного самоопределения, в поисках веры и смысла жизни.

Отсутствие внешних, исходящих «сверху» государственных предписаний и запретов, регулирующих социальное поведение личности в нравственной сфере и крайнее ослабление действия традиций и моральных норм привело к нравственной деградации общество.

На такое давление, происходящее «извне» и «сверху», внутреннее ядро человека отвечает обычно сопротивлением и возмущением или, еще хуже -ожесточением, упрямством и ненавистью. Тогда подавленный человек вместо того, чтобы пользоваться своею свободой из глубины и по существу и строить по-своему свой духовный опыт, начинает взывать к формальной свободе, ссылаясь на свое неотъемлемое право и вступает в борьбу за него; и если бы даже налагаемые на него приказы и запреты содержали самую единую и единственную религиозную истину, то и в этом случае они не только не открыли бы его душу для приятия ее, но замкнули бы его душу в слепоте и глухоте.

Запрет и принуждение, угроза и страх могут вынудить у человека только лицемерную «любовь» и лицемерную «веру»; а эти вынужденные, показные, неискренние проявления скрывают за собою или прямое лукавство, или же испуганное, мертвеющее сердце; и все усилия и нажимы власти достигают только того, что истинная любовь и истинная вера гибнут или совсем не возникают в человеческой душе: в ней все становится искусственным, натянутым, раздвоенным, фальшивым и потому — бессильным и, в сущности говоря, кощунственным.

В этом ничего не меняется и в том случае, если человек, поставленный под угрозу и принуждение, принимает внутреннее решение — принудить самого себя усилием воли к «любви» и «вере», т.е. заставить себя насильственно разлюбить любимое и полюбить нелюбимое или разувериться в том, во что он верит, и поверить в то, во что ему не верится. Это не удается ему. Ибо на самом деле в органически здоровой душе — воля не может породить любовь и веру, напротив, она сама получает свое горение и освящение из священного огня невынужденной любви и свободной веры.

Несомненно, воля может жить, господствовать и вести человека и без любви. Но тогда она оказывается холодной и сухой, формальной и безжалостной. Воля может обходиться и без веры, но тогда она оказывается оторванной от духа к святыни, безпринципной и безнравственной, чем-то вроде испорченного автомата или зверя, вырвавшегося из клетки.

Есть закон, который надо продумать и усвоить раз навсегда: внешнее давление, со всеми его угрозами, насилиями и муками, и духовный огонь, во всей его непроизвольности и священной властности, — чужеродны друг другу («гетерогенны»); они суть проявления различных сил с сфер, причем высшая сила (дух) — властная над низшею, она может вызвать ее к жизни и остановить ее изнутри; но низшая сфера не властна над высшей: внешней силе подчинено только внешнее. Вот почему прав Шопенгауэр, когда говорит: «Вера подобна любви, ее нельзя вынудить. И потому это рискованная затея -пытаться ввести ее при помощи государственных мероприятий». И прав был русский поэт, сказавший о духовном творчестве:

Она, в душе рожденная свободно,

В оковах не умрет!

/А.К.Толстой, Иоанн Дамаскин VII/

Без этой свободы человеческая жизнь не имеет ни смысла, ни достоинства, и это самое главное. Смысл жизни в том, чтобы любить, творить и молиться. И вот без свободы нельзя ни молиться, ни творить, ни любить.

1. Веровать и молиться можно только самому, по доброй воле, искренно, из глубины. Отсюда — свобода верования, исповедания и любви.

2. Любить можно только самому, искренно, по доброй воле, из глубины. Отсюда — свобода духовной любви и убеждений.

3. Творить можно только по вдохновению, из глубины, свободно.

Нельзя творить по приказу и не творить по запрету.

И так во всем. Как подавить ищущую мысль разума? Можно ли вынудить живой и полноценный, нравственно-творческий поступок? Что стоит жизнь без творчества, творчество без вдохновения, вдохновение без свободы? Отсюда -свобода духовного творчества.

Непризнающий такой свободы и такой свободы как основы жизни и как духовной необходимости — приравнивает человека животному, умаляет человеческое достоинство /11, С. 88 — 94/.

Ошибочно понимать «внешнюю свободу» человеческого духа как формальную и безмерную, т.к. она дается человеку именно для внутреннего освобождения. Если внешняя свобода устраняет насильственное вмешательство других людей в духовную жизнь человека, то внутреннюю свобода обращает свои требования не к другим людям, а к самому человеку. Свобода по своему существу есть духовная свобода, т.е. свобода духа, а не тела и не души.

Тело человека не свободно, оно находится в пространстве и во времени. Среди множества других тел и вещей и всегда подчиняется всем законам вещественной природы. Эти законы человек может комбинировать или себе на пользу, или себе на вред, но создавать и нарушать их он не может. Он может не знать о них или забыть об их действии, но освободиться от них он не может никогда.

Несвободна и душа человека. Прежде всего она связана таинственным образом с телом и обусловлена его здоровой жизнью. Далее, она связана законами времени и последовательности (длительность жизни и отдельных переживаний — наследственность, память и т.д.). Наконец, она связана своим внутренним устройством, которого она сама не создает и нарушить не может: законами сознания и бессознательного, силою инстинкта и влечений, законами мышления, воображения, чувства и воли. Душа имеет свою природу; природа

эта имеет свои законы; душа не творит сама этих законов, а подчиняется им и не может изменить их по своему произволению.

Этот процесс добывания своей внутренней свободы может поставить человека в конфликт с потребностями тела. Возникнет внутренняя духовная борьба. Найти в себе силу для такой борьбы — значит заложить основу своего духовного характера. Утвердиться в этой силе и внутренне освободить себя -значит воспитать в себе духовный характер. Это значит добыть себе внутреннюю свободу, духовно самоопределиться, приобрести власть над собой, над своим телом и душой, воспитать в себе самообладание.

Освободить себя — не значит стать независимым от других людей, но значит стать господином своих страстей, духовно облагородить и преобразовать их. Свобода от страстей состоит не в том, что человек задушил их в себе, а сам предался бесстрастному равнодушию, но в том, что страсти человека сами, добровольно и целостно, служат духу и несут его к цели, подобно «серому волку», преданно везущему на себе «Ивана Царевича» в тридесятое царство.

Свобода не есть произвол, свобода царит над произволом, она свободна от него, т.к. человек преобразовал его в духовное, предметно обоснованное произволение.

Государство обеспечивает людям права свободы, но ни одному человеку не может быть предоставлено право на преступление . Истолковывать свободу как право на злодейство могут только совсем наивные люди или преступники.

Духовная свобода не сводится к отрицанию чужой опытности и мудрости, но состоит в том, чтобы внутренне освободить себя для духовной жизни без внешнего насилия, принуждения и запугивания.

Источник:
Библиотека Гумер
РАЗДЕЛ 8. ДУХОВНАЯ СВОБОДА Все сказанное выше подводит нас к одному существенному заключению. Человеку, чтобы стать личностью нравственно высокой и сильной, необходимо прежде всего определиться в
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/trofimova/29.php

ДУХОВНАЯ СВОБОДА

В. Хлебников Разобраться в понятии «духовная свобода?» непросто: у всех на слуху понятие свободы «как осознанной необходимости».

В двух книгах «Государство» и «Политика» Платон дает диалектику четырех фактических форм государственного устройства, но именно диалектику, а не просто историю. Обрисовав свое идеальное государство, он полагает, что из фактических форм государственного устройства ближе всего к этому государству спартанско-критское -вначале аристократическое (понимая под аристократией господство лучших людей, ближе всего осуществляющих «политическое» умение управлять людьми), о котором идет речь в «Политике». Но Платон прекрасно понимает временность всякой фактической формы правления.

Если аристократия обеспечивала господство лучших во всех отношениях, то это лучшее очень легко может превратиться просто в денежное превосходство, когда люди ценятся по их имущественному цензу, когда такие люди — их он называет тимократами — стоят во главе государства.

Но и этот принцип богатства не остается в покое. Богатыми хотят быть все, а это невозможно. Таким образом, богатейшими людьми становятся только немногие, которых Платон и называет теперь уже не тимократами, а олигархами. Значит, между олигархами и тимократами, по Платону, разница несущественная, но только в олигархии принцип имущественного ценза проводится более прямолинейно.

Однако и такое сосредоточение богатства в немногих руках тоже не может претендовать на какое-нибудь длительное существование. На этот раз люди начинают понимать, что от олигархического накопления богатств в одних руках уже невозможно вернуться к прежним аристократическим или даже умеренно тимократическим идеалам. Не лучше ли все государственное богатство разделить поровну между всеми — всех сделать одинаковыми, всех сделать свободными, всякому разрешить беспредельное проявление его индивидуальности? Так олигархический строп переходит в демократию, где нет ни бедных, ни богатых, а все делится совершенно поровну. Платону принадлежит блестящая характеристика демократической формы правления.

Но неумолимая судьба не может остановиться и на этом. Как от своеволия немногих в олигархии люди пришли к своеволию всех — в демократию, — так теперь доведенный до предела принцип своеволия заставляет людей переходить от демократии к тирании, когда своеволие, достигшее своего предела, естественно, начинает принадлежать только одному, а все остальные оказываются лишь его рабами. Впрочем и сам тиран, по Платону, тоже является рабом, но на этот раз — рабом своих собственных вожделений [52].

Итак, череда аристократии, тимократии, олигархии, демократии и тирании есть просто смена социальных клеток, т.

Понимание свободы, конечно, зависит от меры внутренней культуры людей, от степени их духовности. Так, эгоцентрик, помышляя о свободе, имеет в виду свободу вседозволенности: в принципе это и есть суть нацизма.

Духовная же свобода — это нечто другое. Для меня духовная свобода есть свобода от ЭГО, свобода от самости, свобода от установок и привязанностей к миру вещей. В принципе, реализация духовной свободы есть не такая уж недостижимая вещь: Шри Ауробиндо практикой своей интегральной йоги подсказал пути такой реализации.

Но бесконечно уважая личность Шри Ауробиндо, я оставляю за всеми право остаться свободным и от этих, может быть, очень хороших установок. Мне представляется состояние духовной свободы равносильно СЛИЯНИЮ СО своим естеством. Вот что о свободе говорил Н. Бердяев: «Свободу нельзя из ничего вывести, в ней нужно изначально пребывать» [8]. Блестящая формула свободы!

Мне представляется также, что свобода для человека высокой культуры заключается в свободе творческого своего проявления, в свободе от проблем, связанных с едой, одеждой и т. п. Недаром на Руси было золотое правило есть и пить то, «что Бог послал». Сейчас же, в наш просвещенный век, появилась масса апологетов, утверждающих необходимость отказа от мяса, вареной пищи, соли, сахара. Такими рекомендациями пестрят официальные и неофициальные книги и лекции.

Критикуя сегодняшнюю ситуацию, плохие, с их точки зрения, установки, они навязывают другие, «хорошие» установки. И человек из одной клетки, скажем, железной, попадает в другую, пусть даже золотую.

Но человек явлен в этот мир для духовной свободы; поэтому я и предлагаю лишь одну установку — не иметь установок. Это непосредственно связано с прекращением блужданий разума, приходом к смирению и недеянию и неминуемо приведет вас. на светлый жизненный путь, где исчезает проблема добра и зла. И если принять мою модель вертикального мира, то окажется, что в. пределах светлой полосы и присутствует то, что мы называем бытием. Вне света — небытие: именно там прячется мировое зло. Если принять эту мысль, то станет понятию, в каком небытии находится нынешний мир, насколько инверсно видение этого мира и собственных путей громадным большинством людей.

Как больно видеть это. Но сильна моя вера в то, что эволюция человечества как вида будет идти к духовной свободе, по пути своей творческой реализации. Именно в этом спасение и бессмертие мира. Процесс не только мирового, но и личностного спасения совершается историей, так как судьба личности зависит от судьбы мира. Спасение не есть дело уединенное, оторванное от Вселенной, оно не может быть результатом личного самопогружения.

Спасающейся личности предназначено жить в божественном Космосе, в приобретенном мире и надежда на спасение есть надежда не всеобщее воскресение — воскресение мировой ПЛОТИ.

«Прогресс совершается для всех людей, поколений прошлых, настоящих и будущих, для каждой былинки бытия. Дело спасения есть дело вселенское и путь спасения есть путь вселенской истории.

Спасение есть победа над первоисточником мировой испорченности, вырывание корней зла; спасение есть полное преобразование всего бытия, рождение новой жизни самой материи мира» [8].

Источник:
ДУХОВНАЯ СВОБОДА
ДУХОВНАЯ СВОБОДА: Мы живем, как во сне неразгаданном, На одной из знакомых планет: Много есть — то, чего и не надо нам, — А того, что нам надо бы — нет. В. Хлебников Разобраться в понятии духовная свобода? непросто: у всех на слуху понятие свободы как осознанной … — —
http://knigi.link/parapsihologiya/duhovnaya-svoboda-6427.html

Духовная свобода личности

Существует закон: следовать за большинством на материальном уровне и следовать за личностью на уровне духовном. Допустим, я вступаю в группу.

Представляет ли она для меня большинство? Обязан ли я слушать товарищей? Я вижу перед собой триста мужчин – это уже сила.

Если они предъявляют мне требования на материальном уровне – это одно, но что если они диктуют мне условия на духовном уровне? Понимают ли они больше меня? Умнее ли они все вместе? И как мне вести себя с ними?

Вправе ли я оказывать на группу воздействие? Ведь если считать ее большинством, я должен склонить голову и принять мнение товарищей.

А с другой стороны, речь идет о духовной жизни, а значит, нужно следовать не за большинством, а за личностью. И эта личность – я?

Непростые вопросы. И касаются они любой группы.

В материальном смысле, с большинством всё более-менее ясно. Хотя и здесь есть множество фракций и течений, партии, правительства, мафия… У мира нет единого мнения.

Однако на самом деле для нас это просто. Я устанавливаю себе границу между материальной и духовной жизнью – и тогда материальное существование сводится для меня к насущно необходимым вещам.

Я довольствуюсь ими, обеспечивая себе нормальную жизнь: дом, работа, семья, магазины, банк, национальное страхование, больничная касса, отпуск, пенсия… Здесь я, по сути, слушаюсь большинства, поступаю как принято – на уровне нормальной необходимости. И на этом мои обязанности по отношению к обществу заканчиваются. В нашем мире я устроен.

Тем самым я проявляю понятие «следования за большинством» – речь идет о выполнении обязательных общепринятых условий.

А помимо этого, всё мое внимание, все силы обращены на духовное развитие. В духовной жизни я работаю с группой, перед которой, как пишет Рабаш, человек обязан склонить себя полностью. Иными словами, я склоняюсь перед духовным обществом, как перед большинством.

Где же тогда моя свобода? Ведь в духовной жизни я должен следовать собственному мнению.

В действительности, именно так я и поступаю: я сам определяю для себя меру моего включения в группу. Этого у меня никто не отбирает. Вот что означает закон следования за личностью: каждый из нас – личность, и он принимает свободное решение быть частью группы. В этом над ним не довлеют никакие законы, и никто не оказывает на него нажим.

По тому же принципу мы распространяем науку каббала: кто хочет – пожалуйста, кто не хочет – свободен.

Итак, твоя свобода состоит в том, что ты без всякого нажима склоняешь себя перед окружением. В материальном мире окружение принуждает тебя к этому, а в духовном тебя никто ни к чему не обязывает, в том числе и Творец. Ты сам должен созреть и прийти к решению.

Источник:
Духовная свобода личности
Существует закон: следовать за большинством на материальном уровне и следовать за личностью на уровне духовном. Допустим, я вступаю в группу. Представляет ли она для меня большинство? Обязан ли я слушать товарищей? Я вижу перед собой триста мужчин – это уже сила. Если они предъявляют мне требования на материальном
http://www.laitman.ru/group/37809.html

Открытый христианский форум

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

# 10707

Иисус есть Христос, пришедший во плоти

# 10717

duhovnaya svoboda eto odno.

Dlya prosto spasennogo i dovolnogo etim

hristianina duh. svoboda drugoe

Dlya neverushego i plotskogo tretye

Dlya neverushego duhovnogo = chetvertoe .

Buvaet chem boleshe ya ne

dayu svobodu ploti tem bolshe svoboda duha —

vnutrennii chelovek vozrastaet osvobojdaetsa

ot negativnogo, ot pustoti mira.

Ochen chasto ya prosto kak budto otdaus polnostu,

doveryaus duhu kotorii deistvuet vo mne

I eto dlya menya NAIVISHII KAIF v obshenii s Bogom

kotorii est vechnii Duh.

V Eti momenti plot uhodit na zadnii plan

YA i ON stanovimsa odno i togda prihodit i vse chto

jelaet dusha (MIR, RADOST, SAMOVIRAJENIE,

PLOD i RESULTAT V Jisn Vokrug MENA.

IISUS MAYAK v slojnom duhovnom mire

«Oni perehodyat iz sili v silu

yavlyautsa pred Bogom na Sione»

Sila Boga — OSOBENNAYA sila,

***** OCHEN OCHEN OCHEN OSOBENNAYA *****

LUBLUUUUUUUUUUUUU BOGA . LUBLU EGO .

pochemu mi lubim.

dumau chto NET PRICHIN prosto kogda mi lubim

Источник:
Открытый христианский форум
Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru . Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа. # 10707
http://jesuschrist.ru/forum/10707,,all.php

COMMENTS