Популярные записи:

Мужчина долго не звонил а потом объявился Мечты сбываются! Да не надо смотреть в телефон, не надо просить оправданий. Речь идёт про… (5)Как убрать темные круги под глазами в домашних условиях Как убрать тёмные круги вокруг глаз в домашних условиях Когда появляются темные круги под глазами,… (4)500 причин почему я тебя люблю парню 100 причин, почему я люблю тебя 1. Счастье-это быть с тобой 2. С тобой никогда… (4)пенка для укладки вьющихся волос Вьющиеся волосы: уложить за 60 секунд!Вьющиеся волосы – это настоящий подарок природы. Однако их обладательницы… (4)Как вернуть бывшего парня советы психолога Как вернуть бывшего парня После расставания с любимым человеком, многие девушки приходят к выводу, что… (3)

Диагностика личности

Диагностика личности

Учебное пособие является наиболее комплексным и систематичным изложением социально-психологических методов диагностики развития личности и малых групп. Особое отличие инструментов исследования — их апробированность в российской психологической науке и надежность в использовании.

Издательство: Издательство Института психотерапии, 2005 г.

Твердый переплет, 496 стр.

Глава I. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ МАЛОЙ ГРУППЫ

РАЗДЕЛ 1. Диагностика социально-психологических особенностей личности

1.1.1. Основы социально-психологической диагностики личности и групповой композиции

1.1.2. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

1.1.3. Диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности личности (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд)

1.1.4. Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э. Берну)

1.1.5. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева)

1.1.6. Диагностика социальной эмпатии

1.1.7. Диагностика личностной установки "альтруизм-эгоизм"

1.1.8. Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон)

1.1.9. Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман)

1.1.10. Диагностика реальной структуры ценностных ориентации личности (С. С. Бубнова)

1.1.11. Диагностика личностного эгоцентризма

1.1.12. Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова)

РАЗДЕЛ 2. Диагностика групповой композиции

1.2.1. Экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности

1.2.2. Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Н. Айзенк в модификации Т, В. Машиной)

1.2.3. Диагностика психодинамических свойств личности (Б. Н. Смирнов>

1.2.4. Психологическая типология личности (К. Юнг)

1.2.5. Вербальная диагностика самооценки личности

1.2.6. Психогеометрическая самооценка личности (С. Делингер в адаптации А. А. Алексеева, Л. А. Громовой)

1.2.7. Интегральная самооценка личности "Кто я есть в этом мире"

1.2.8. Экспресс-диагностика уровня самооценки

1.2.9. Диагностика волевого потенциала личности

1.2.10. Диагностика уровня личностной готовности к риску ("PSK" Шуберта)

1.2.11. Диагностика "эмоционального интеллекта" (Н. Холл)

1.2.12. Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник)

1.2.13. Определение социальной креативности личности

1.2.14. Самооценка творческого потенциала личности

1.2.15. Оценка уровня творческого потенциала личности

1.2.16. Диагностика уровня невербальной креативности

РАЗДЕЛ 1. Диагностика интегративных мотивационных образований личности и группы

2.1.1. О специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы

2.1.2. Диагностика личностных и групповых базовых потребностей

2.1.3. Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман)

2.1.4. Диагностика эмоциональной направленности личности

2.1.5. Диагностика интерактивной направленности личности (Н. Е. Щиркова в модификации Н. П. Фетискина)

2.1.6. Диагностика пол и мотивационных тенденций в "Я-концепции" личности (С. М. Петрова)

РАЗДЕЛ 2. Диагностика парциальной мотивации личности и группы

2.2.1. Оценка мотивации организационного поведения

2.2.2. Диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов)

2.2.3. Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева)

2.2.4. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности

2.2.5. Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан

2.2.6. Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)

2.2.7. Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи

РАЗДЕЛ 3. Диагностика мотивации учебно-профессиональной деятельности

2.3.1. Исследование деятельностной мотивационной структуры (К. Замфир)

2.3.2. Диагностика структуры учебной мотивации школьника

2.3.3. Типология мотивов учения (А. И. Божович, И. К. Маркова)

2.3.4. Самооценка профессионально-педагогической мотивации

2.3.5. Самооценка мотивационных состояний школьника (0. С. Гребенюк)

2.3.6. Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов

2.3.7. Диагностика мотивацией но-педагогических предпочтений (П. Торранс)

2.3.8. Изучение познавательных затруднении

2.3.9. Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности

2.3.10. Диагностика парциальной направленности личности учителя

Глава III, ПСИХОДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

РАЗДЕЛ 1. Диагностика коммуникативных потенциалов личности и группы

3.1.1. Психологическая сущность коммуникативной компетентности и методики ее диагностики

3.1.2. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)

3.1.3. Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л. И. Уманский.И. А. Френкель, А. Н. Лутошкин,А. С. Чернышев и др.)

3.1.4. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т. Лири)

3.1.5. Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. А. Лосенков)

3.1.6. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В. В. Бойко)

3.1.7. Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов (Л. А. Рабинович в модификации Т. Г. Сырицо)

3.1.8. Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В. В. Бойко)

РАЗДЕЛ 2. Диагностика феноменов коммуникативной компетентности

3.2.1. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)

3.2.2. Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)

3.2.3. Диагностика уровня поликоммуникативнсй эмпатии

3.2.4. Диагностика принятия других (по шкале Фейя)

3.2.5. Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)

3.2.6. Экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга)

3.2.7. Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева)

3.2.8. Определение уровня конфликтоустойчивости

3.2.9. Методика "шкала совестливости" (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский)

3.2.10. Изучение способности к самоуправлению в общении

3.2.11. Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В. В. Бойко)

3.2.12. Диагностика межличностных отношений (А. А. Рукавишников)

3.2.13. Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях (М.В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л. Г. Лаптев)

Глава IV. ПСИХОДИАГНОСТИКА ГРУППОВЫХ И МЕЖГРУППОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

РАЗДЕЛ 1. Диагностика интегральных характеристик малой группы

4.1.1. Социально-психологические характеристики групповых особенностей и явлений

4.1.2. Самооценка эмоционально-мотивационных ориентации в межгрупповом взаимодействии (модифицированный вариант Н. П. Фетискина)

4.1.3. Определение индекса групповой сплоченности Сишора

4.1.4. Изучение сплоченности группы

4.1.5. Экспертная оценка сплоченности учебной группы

4.1.6. Определение опосредованной групповой сплоченности (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

4.1.7. Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)(В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

4.1.8. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А. С. Чернышев, С. В. Сарычев)

4.1.9. Экспертная диагностика интерактивной согласованности в малых группах (А. С. Чернышев, С. В. Сарычев)

РАЗДЕЛ 2. Диагностика психологического климата в малых группах

4.2.1. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф.Фидлеру)

4.2.2. Оценка микроклимата студенческой группы (В. М. Завьялова)

4.2.3. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)

4.2.4. Изучение психологического климата в учебной группе

4.2.5. Психологический климат классного коллектива (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

4.2.6. Диагностика психологического климата в малой производственной группе (В. В. Шпалинский, Э. Г Шелест)

4.2.7. Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

РАЗДЕЛ 3. Диагностика конфликта в малых группах

4.3.1. Диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя (С. И. Ерина)

4.3.2. Экспресс-оценка глубины конфликта (А. М. Бандурка, С. И. Бочарова, Е В. Земянская)

4.3.3. Доминирующие стратегии конфликтного поведения (метафорический вариант)

4.3.4. Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации

4.3.5. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам

4.3.6. Самооценка рационального поведения в конфликте

4.3.7. Самооценка конструктивного поведения в конфликте

4.3.8. Диагностика личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин, П, А. Ковалев)

РАЗДЕЛ 4. Диагностика развития малых групп

4.4.1. Интегральная самооценка уровня развития группы как коллектива (Л. Г. Почебут)

4.4.2. Диагностика уровня развития малой группы

4.4.3. Диагностика психолого-педагогической характеристики малой учебной группы

4.4.4. Методика "Климат" (модифицированный вариант методики Б. Д. Парыгина)

Глава V. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПЕРЦЕПТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ

РАЗДЕЛ 1. Диагностика содержательно-стилевых перцептивных особенностей личности и малой группы

5.1.1. О специфике социально-перцептивной диагностики

5.1.2. Социально-перцептивная дифференциация малых групп

5.1.3. Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н. П. Фетискина)

5.1.4. Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцева)

5.1.5. Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности (Л. Е. Бачина, А. Е. Ольшанникова)

5.1.6. Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А. М. Кузнецова)

5.1.7. Самооценка уровня онтогенетической рефлексии

5.1.8. Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (Г. Я. Розен)

РАЗДЕЛ 2. Диагностика перцептивно-стилевых особенностей личности и малой группы

5.2.1. Социально-перцептивная оценка личностно-деятельностных особенностей тренера (Ю. Ханин, А. Стамбулов)

5.2.2. Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости

5.2.3. Перцептивно-образная самооценка (В. В. Бойко)

5.2.4. Определение стиля информационного усвоения

5.2.5. Исследование стереотипов восприятия успешного ученика

5.2.6. Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А. 0. Прохоров)

Глава VI. ПСИХОДИАГНОСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ И СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

РАЗДЕЛ 1. Диагностика личностно-деятельностных потенциалов руководителя

6.1.1. Основные подходы к исследованию управленческих способностей и стилей руководства

6.1.2. Диагностика ситуативно-личностных ориентации руководителя

6.1.3. Экспресс-оценка управленческого потенциала руководителя

6.1.4. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)

6.1.5. Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышев, Н. П. Фетискин)

6.1.6. Диагностика управленческих ориентации (Т. Санталайнен)

6.1.7. Экспресс-диагностика организаторских способностей

6.1.8. Диагностика стилей педагогического общения

6.1.9. Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта)

РАЗДЕЛ 2. Диагностика интегративных стилей управления и руководства персоналом

6.2.1. Оценка служебно- рационалистического стиля руководства

6.2.2. Оценка стилей принятия управленческих решений

6.2.3. Стиль работы руководителя с документацией (И. В. Липсиц)

6.2.4. Определение когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка)

6.2.5. Определение стиля межличностного взаимодействия (С. В. Максимов, Ю, А. Лобейко)

6.2.6. Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения

6.2.7. Определение административного стиля управления (адаптированный вариант Е. Е. Туник)

6.2.8. Экспертная оценка стиля организаторской деятельности (модифицированный вариант А. Н. Лутошкина символической оценки стиля или почерка организаторской деятельности в версии Н. П. Фетискина)

6.2.9. Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде

6.2.10. Экспертная диагностика стилей руководства

6.2.11. Диагностика стилей руководства (А. Л. Журавлев)

6.2.12. Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е. П. Ильин)

РАЗДЕЛ 3. Диагностика лидерства в малых группах

6.3.1. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

6.3.2. Диагностика деятельностных особенностей руководства и лидерства (А. Л. Журавлев, В. П. Захаров)

6.3.3. Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки

6.3.4. Определение уровня лидерского потенциала

6.3.5. Самооценка лидерства

6.3.6. Диагностика функционального лидерства в малых группах

РАЗДЕЛ 4. Диагностика управленческих барьеров и деятельностной эффективности руководителя

6.4.1. Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева)

6.4.2. Самооценка биполярной эффективности руководства

6.4.3. Самооценка управленческих ограничений руководителя

6.4.4. Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя

6.4.5. Экспресс-диагностика барьеров в управленческой деятельности

6.4.6. Экспресс-диагностика профессионально-деятельностных ограничений руководителя (М. Вудюк, Д. Френсис)

6.4.7. Диагностика уровня консервативности стиля организационного управления

6.4.8. Диагностика комплекса угрожаемого авторитета (КУА) у руководителей

Глава VII. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

7.1. Типологии диагностики личностных деформаций

7.3. Диагностика профессионального "выгорания" (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)

7.4. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел)

7.5. Определение личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгард)

7.6. Диагностика личностных расстройств с помощью многофакторного опросника ММР1 ("Мини-мульт")

7.7. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)

7.8. Диагностика комплекса неполноценности

7.9. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В. В. Бойко).

7.10. Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса — Дарки)

7.11. Диагностика враждебности [по шкале Кука — Медлей)

7.12. Определение уровня депрессии (Т. И. Балашова)

7.13. Экспресс-диагностика личностной склонности к сниженному настроению (В. В. Бойко)

7.14. Экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности (В. Бойко)

7.15. Экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению (В. В. Бойко)

7.16. Экспресс-диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости (В. В. Бойко)

7.17. Диагностика эмоционального "выгорания" личности (В. В. Бойко)

7.18. Диагностика уровня личностной невротизации <В. В. Бойко)

7.19. Экспертная диагностика-социально-педагогической запущенности детей (Р. В. Овчарова)

7.20. Диагностика уровня алекситимии

Глава VIII. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

8.1. О самозктуализации личности и способах ее изучения

8.2. Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л. Н. Бережнова)

8.3. Стратегии самоутверждения личности (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова)

8.4. Диагностика реализации потребностей в саморазвитии

8.5. Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию

8.6. Самооценка реализации жизненных целей личности (Н. Р. Молочников)

8.7. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина)

Глава IX. ПСИХОДИАГНОСТИКА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

9.1. Общая характеристика совладающего поведения и его диагностика

9.2. Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях

9.3. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант А. Крюковой)

9.4. Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, 0. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.)

9.5. Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях

Глава X. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

10.1. Концептуальные подходы к определению личностной и групповой эффективности

10.2. Диагностика стратегий достижения цели

10.3. Самооценка психологической адаптивности

10.4. Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности

10.5. Шкала субъективного благополучия

10.6. Интегральная удовлетворенность трудом

10.7. Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой

10.8. Диагностика профессиональной компетентности и эффективности у руководителей разного уровня

10.9. Диагностика привлекательности труда (В. М. Снетков)

10.10. Определение деятельностной эффективности организации (В. Зигерт, Л. Ланг)

10.11. Экспертная оценка деятельностной успешности курсантов военных учебных заведений

10.12. Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя (Н. П. Фетискин)

Источник:
Диагностика личности
Учебное пособие является наиболее комплексным и систематичным изложением социально-психологических методов диагностики развития личности и малых групп. Особое отличие инструментов исследования — их
http://www.zipsites.ru/psy/psylib/info.php?p=2669

Методы исследования психологических свойств и состояний личности

Методы исследования психологических свойств и состояний личности

Значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности обладают проекционные методики.

  1. «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) . Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.

  • «Агрессивность» . тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и агрессивным не спровоцированным действиям.

  • Акцентуации характера (опросник Шмишека) . Существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств.

  • Воспринимаемый индекс вины (Perceived Guilt Index, PGI) . Состоит из двух шкал, которые измеряют эмоциональное переживание чувства вины как состояния и как генерализованной Я-концепции (черты). Данная методика особенно полезна в ситуациях, в которых необходимо отслеживать реакцию вины клиента в ответ на специфические события или ситуации, и могут случаться в семейной терапии или в работе с несовершеннолетний делинквентами.

  • Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) . Аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью данного теста, который прошел многократную проверку на практике. Результаты также дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка (алкоголь, наркотики, несчастная любовь, противоправные действия, деньги и проблемы с ними, семейные неурядицы, потеря смысла жизни, чувство неполноценности, ущербности, уродливости, школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути, отношения с окружающими)

  • Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей) . С помощью предлагаемой методики кроме уровня враждебности можно определить уровень по шкале цинизма и агрессивности.

  • Диагностика личностного эгоцентризма . С помощью методики можно получить индекс эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.

  • Диагностика самоактуализации личности (методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина, САМОАЛ) . Методика включает в себя диагностику по следующим шкалам: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность (стремление к творчеству), автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении.

  • Диагностика самооценки мотивации одобрения (шкала Д.Марлоу, Д.Крауна) Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Одним из таких вариантов является шкала, разработанная Д.Марлоу и Д.Крауном. Этот тест целесообразно проводить для определения степени искренности ответов группы. А также данный тест позволяет оценить ваше желание получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков. Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой потребности в общении и наоборот.

  • Диагностика состояния стресса (А.О. Прохоров) Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

  • Индивидуально-типологический опросник (Л.Н. Собчик, ИТО) . В первую очередь, с помощью ИТО легко определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. Кроме того, она способствует выявлению спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован.

  • «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана Тест-опросник позволяет определить уровень развития волевой саморегуляции. В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

  • Исследование стереотипов восприятия успешного ученика С помощью методики можно выявить следующие инструментальные типы успешного ученика: субъективно-творческий, общетрудовой, владеющий учебными умениями, обладающий хорошими познавательными способностями, мотивационно-волевой, приспособительный и комбинированный, вбирающий в себя разнотипные качества.

  • Исследование уровня эмпатийных тенденций Предлагаемая методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

  • «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) Методика используется в психолого-педагогической практике для определения выраженности коммуникативных и организаторских способностей подростков.

  • «Круг» . Цель методики — изучить проявления сострадания в поведении детей и их причины.

  • «Q-сортировка» Тестовая методика предназначена для изучения представлений о себе. Она разработана Б. Стефансоном. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

  • «Лесенка» (для детей 4-6 лет, младших школьников). Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

  • «Личностный дифференциал» (модификация Д.А. Богдановой, С.Т. Посоховой) . Методика предназначена для выявления расхождений между представлениями о себе, о себе идеальном и о себе в прошлом. Методика допускает индивидуальное и групповое обследование. Длительность выполнения задания — 15-20 минут.

  • Личностный опросник Г.Айзенка . Данный опросник определяет соответствие одному из четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Также после обработки данных можно определить круг профессий наиболее подходящих определенному типу темперамента.

  • Личностный опросник «ОТКЛЭ» (Н.И. Рейнвальд) . Предлагаемый опросник позволяет исследовать пять основных свойств личности, наиболее компактно выражающих структуру личности с точки зрения, ее общественной сущности и главных индивидуально- психологических особенностей: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие.

  • Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера . Позволяет определить тип акцентуаций характера личности — меланхолический, гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, неврастенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, паранойяльный, эпилептоидный, истерический, неустойчивый, конформный.

  • Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Васермана (модификация В.В. Бойко) . Данный опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни.

  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассела и М. Фергюсона) . При помощи данной методики можно выявить уровень одиночества: высокий, средний, низкий.

  • Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора) Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).

  • Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева) направлена на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

  • Методика изучения эмоциональной напряженности . Применяется с 11-12 летнего возраста. Анкета состоит из 30 вопросов. В результате обработки выясняется уровень: низкий, средний либо высокий.

  • Методика исследования самоотношения (Пантелеев С.Р., МИС) предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.

  • Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси . Методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Можно определить связь между ранговыми оценками качеств личности входящих в представления «Я идеальное» и «Я реальное».

  • Методика «ТиД» позволяет выявить состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов.

  • Методика экспресс-диагностики невроза (К. Хека и Х. Хесса) позволяет диагностировать вероятность невроза у испытуемого.

  • «Нервный человек» (В. Коулман) ответив на вопросы («да» или «нет») можно узнать являетесь ли вы человеком робким, нервным, склонным к беспокойству или же наоборот.

  • «Одиночество» (опросник С.Г. Корчагиной) . Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества.

  • Определение направленности личности (Б. Басса) С помощью методики выявляются следующие направленности: направленность на себя, направленность на общение и направленность на дело.

  • Определение типа темперамента (по методике Н.Н. Обозова) . Методика использующая 15 эмпирических характеристик проявлений темперамента, позволяет определить тип темперамента человека, в том числе и без его участия.

  • «Определение эмоциональности» (В.В. Суворова) Методика предназначена для выявления интегрального показателя эмоциональности личности. Знание данного показателя является необходимым для всех сфер человеческой деятельности, т.к. позволяет выбирать соответствующие стратегии и тактики общения с конкретным субъектом.

  • Опросник Басса-Дарки . Для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.

  • Опросник С.Бэм направлен на выявление степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, определение типа личности: маскулинного, фемининного, андрогинного.

  • Опросник Гекса для определения характерологических особенностей (Сигналетический опросник) . Данная методика направлена на изучение характерологических особенностей личности. С помощью данной методики можно изучить ряд типов личности и определить преимущественный тип обследуемого (страстно-эмоциональный, щедро-холерический, сентиментально-чувственный, нервный, флегматический, сангвинический/реалистический, апатический, аморфный).

  • Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн) Эмпатия — способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям.

  • Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова . Импульсивность – это черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показателя импульсивности «Пи», тем больше импульсивности. Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий.

  • Опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина) . Тест направлен на определение и глубины переживания одиночества, и его вида (диффузное, отчуждающее, диссоциированное).

  • Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности (Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, ИСАС) направлен на определение интенсивности страхов, а также наличие (или отсутствие) фобий.

  • Опросник на выгорание (MBI, адаптирован Н.Е. Водопьяновой) . Опросник позволяет диагностировать различные стороны профессионального выгорания: Эмоциональное истощение, Деперсонализацию, Редукцию личных достижений.

  • Опросник Плутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index, LSI) C помощью опросника можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит (вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация), изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит.

  • Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) . Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия (силы, здоровья, утомления), активности (подвижности, скорости и темпа протекания функций) и настроения (характеристик эмоционального состояния).

  • Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова . Исследование свойств темперамента, проявляющихся в предметной и социальной сферах жизненной деятельности человека. Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

  • Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) Метод экспрессдиагностики суицидального риска, выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.

  • Опросник Юнга . Данная методика предназначена для выявления типологических особенностей личности: экстраверсии, интроверсии и амбаверсии.

  • «Оценка настроения» . Тест-опросник позволяет довольно быстро получить мнение о том, какое настроение преобладает в момент диагностики — обычное, эйфорическое или негативное (астеническое).

  • «Паровозик» . Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

  • «Правое — левое» . Тест определяет ведущее полушарие головного мозга. Так что Вы можете проделать несколько упражнений и узнать, какие типы реакции преобладают у Вас (1 задание позволяет судить об общем характере Вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным, 2 задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность, 3 — указывать на склонность к простодушию или кокетству, 4 — на решительность или нерешительность характера).

  • «Предпочитаемые переживания» (методика Додонова, Шкала оценки значимости эмоций) Методика выявляет путем ранжирования предпочтение каких-либо переживаний, что означает доминирование каких-либо потребностей (социальных, познавательных или биологических)

  • «Размышляем о жизненном опыте» (тест Н.Е. Щурковой) для выявления нравственной воспитанности учащихся.

  • Самооценка психических состояний (по Айзенку) Данная методика включает в себя определение уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

  • «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс) Методика применяется для самооценки эмоциональных состояний и степени бодрствования. Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени. Простота выполнения задания делают ее весьма оперативным инструментом.

  • Самооценка психических состояний (по Айзенку) Данная методика включает в себя определение уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

  • Склонность к воспроизводству неотреагированных переживаний . Позволяет диагностировать немотивированную тревожность, которая проявляется в непроизвольном переживании по поводу личностно значимых маловероятных событий.

  • «Способность педагога к эмпатии» (И.М. Юсупов) Методика предназначена для исcледования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога.

  • Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях) . Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами,и легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

  • Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут) . Методика диагностирует агрессивное поведение. Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется автором на 5 шкал: вербальная агрессия, физическая, предметная, эмоциональная и самоагрессия.

  • Тест Д.Голланда по определению типа личности . Голланд разработал данную методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив 6 типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический.

  • Тест Кеттелла 16 PF (Форма А) предназначен для измерения 16 факторов личности – личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Выявляются эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе.

  • Тест школьной тревожности Филипса . Эта методика поможет вам определить уровень и характер тре­вожности у детей младшего и среднего школьного возраста. Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

  • «Три Я» Методика предназначена для исследования эго-состояний, каждое из трех эго-состояний (ребенок, родитель, взрослый) может проявляться у одного и того же человека. Но многие люди имеют предпочтительный тип реагирования. Данный тест служит для определения того, какую из позиций чаще всего занимает испытуемый.

  • «Уровень субъективного контроля» (УСК) С помощью этой методики можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус).

  • «Формула темперамента» (А. Белов) позволяет определить выраженность одного из 4-х типов темперамента: холерический, сангвинический, флегматичный, меланхолический.

  • Характерологический опросник Леонгарда . Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий — патологических расстройств личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (возбудимость, педантизм, тревожность, демонстративность, неуравновешенность, утомляемость и т.д.).

  • «Ценностные ориентации» (ЦО) М. Рокича . Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич разливает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности — цели и ценности — средства.

  • «Черты характера и темперамента» (ЧХТ) . Опросник разработан на основе многопрофильного опросника ММРI, оценивает показатели эмоциональной реактивности, невротичности уровня притязаний, типологические особенности личности.

  • Шкала депрессии (адаптирована Т.И. Балашовой) Для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

  • Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности — полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

  • Шкала Р.Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков (адаптированная В.А. Калягиным и Л.Н. Мацько) позволяет описывать симптоматологию психического компонента расстройства речи и голоса. Для оценки коммуникативных возможностей заикающихся на основании представлений о том, что их основные проблемы лежат в диапазоне межличностных реакций и отношений.

    Источник:
    Методы исследования психологических свойств и состояний личности
    Методы исследования психологических свойств и состояний личности Значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности обладают проекционные методики. «Агрессивное поведение»
    http://testoteka.narod.ru/lichn/0.html

    Психологическая диагностика

    СПб.: Питер, 2005 — 304 с.

    Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Психологическая диагностика» в высших учебных заведениях. Книга знакомит читателя с понятийным аппаратом, основными теоретическими проблемами психологической диагностики, а также с ее специфическим инструментарием.

    Пособие может быть использовано при подготовке студентов и аспирантов дневного и заочного отделений, повышении квалификации и переподготовке преподавателей и других специалистов, в работе которых необходимы знания по психологической диагностике

    Скачать / Download файл

    Скачать / Download файл

    Часть I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

    Глава 1. История психологической диагностики 20

    § 2. Возникновение тестирования 23

    § 3. Другие виды диагностических методик 30

    § 4. Отечественные работы в области психологической диагностики 33

    Вопросы и задания 39

    Рекомендуемая литература 40

    Глава 2. Классификация психодиагностических методик 41

    § 2. Формализованные методики 43

    Проективная техника 49

    Психофизиологические методики 50

    § 3. Малоформализованные методики 51

    Метод наблюдения 51

    Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) 59

    Вопросы и задания 62

    Рекомендуемая литература . 62

    Глава 3. Психометрические требования к построению и проверке методик 64

    § 2. Надежность и валидность 72

    Вопросы и задания 85

    Рекомендуемая литература 85

    Часть II ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ

    Глава 1. Диагностика интеллекта и умственного развития

    § 2. Представления о структуре интеллекта 96

    § 3. Интеллект и интеллектуальные тесты 105

    § 4. Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии на современном этапе 0

    § 5. Невербальные тесты интеллекта 113

    § 6. Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера 118

    § 7. Групповые тесты интеллекта, применяемые в отечественной практике 121

    § 8. Проблемы отечественной диагностики интеллектуального (умственного) развития 124

    Вопросы и задания 134

    Рекомендуемая литература 134

    Глава 2. Креативность и ее диагностика 136

    § 2. Тесты креативности 141

    Вопросы и задания 146

    Рекомендуемая литература 146

    Глава 3. Возможности тестов в диагностике способностей 147

    § 2. Тестовые показатели и измерение способностей 154

    § 3. Тестирование специальных способностей в нашей стране и за рубежом 158

    Вопросы и задания 161

    Рекомендуемая литература 161

    Часть III ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

    Глава 1. Опросники личностные 164

    § 2. Опросники черт личности 177

    § 3. Личностные опросники мотивации 182

    § 4. Личностные опросники интересов 185

    § 5. Опросники личностных ценностей 187

    § 6. Личностные опросники установок 189

    § 7. Психосемантические методы диагностики личности 193

    § 8. Методологические вопросы разработки и применения личностных опросников 199

    Вопросы и задания 205

    Рекомендуемая литература 206

    Глава 2. Проективные методики 207

    § 2. Проективные методики интерпретации 211

    § 3. Проективные методики экспрессии 216

    Вопросы и задания 219

    Рекомендуемая литература 219

    Часть IV. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

    Глава 1. Прогностичность результатов личностных методик 222

    § 2. Идиографический подход в диагностике и индивидуальный прогноз поведения 230

    Вопросы и задания 233

    Рекомендуемая литература 234

    Глава 2. Социокультурные аспекты психодиагностики 235

    § 2. Диагностическая процедура и влияние культуры 241

    § 3. Содержание методик как фактор, опосредующий влияние культуры 244

    Вопросы и задания 253

    Рекомендуемая литература 253

    Глава 3. Морально-этические проблемы в работе психодиагноста 255

    § 2. Этические проблемы, связанные с обеспечением прав индивидов, подвергаемых диагностированию 261

    Обеспечение тайны личности 261

    Сообщение результатов обследования 266

    § 3. О социально-психологических основаниях этического кодекса психолога-диагноста 268

    Вопросы и задания 269

    Рекомендуемая литература 270

    Глава 4. Перспективы развития психологической диагностики 271

    § 2. Перспективы, связанные с определением интеллекта 276

    § 3. Перспективы, связанные с анализом содержания решаемых задач 277

    Источник:
    Психологическая диагностика
    Скачать: Психологическая диагностика. Под ред. Акимовой М.К. (doc; pdf)
    http://www.alleng.ru/d/psy/psy082.htm

    (Visited 4 times, 1 visits today)
  • Популярные записи:

    Моральные качества КАЧЕСТВА МОРАЛЬНЫЕ Словарь по этике. — М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .… (3)уход за волосами после кератинового выпрямления Как правильно ухаживать за волосами после креатинового выпрямленияКак правильно ухаживать за волосами после креатинового выпрямления… (3)Если пьяный мужчина говорит что любит Пьяный говорит, что любит, а трезвый не говоритСпрашивает: Татьяна Категория вопроса: Отношения Ответов на сайте:… (3)

    COMMENTS