Декоративный поделочный камень

Dragkamen.ru

и ювелирных украшениях!

Разнообразие цветов и оттенков и игра света на гранях — вот, что делает драгоценные камни привлекательными на протяжении тысячелетий. В природе можно без труда найти камень, подходящий к вашему цвету глаз, оттенку кожи, праздничному наряду.

Практически каждый природный камень обладает определенным оптическим эффектом, который обусловлен особенностями преломления световых лучей при прохождении сквозь поверхность минерала.

Ювелирные камни могут иметь различный вид, цвет и стоимость, именно поэтому такие минералы нуждаются в строгой классификации. Современные методы разделения драгоценных камней существенно отличаются от тех, которые были предложены веком или двумя ранее.

Драгоценные камни обладают набором определенных свойств, индивидуальных для каждого вида камней. Именно эти свойства становятся объектом анализа геммолога при определении подлинности того или иного минерала.

камни

  • камни

  • происхождения

  • камни

  • Камни и минералы

    Малахит издревле использовался в качестве поделочного и ювелирного камня. Его необычный цвет и текстура завораживают всякого, но в виде украшения он подойдет далеко не всем.

    Свойства малахита

    Малахит — ювелирно-поделочный камень, представляющий собой основной карбонат меди. Твердость по шкале Мооса — 3,5 — 4,0, она позволяет легкую обработку. Блеск — стеклянный у необработанного камня и шелковистый — у обработанного. Малахит очень чувствителен к нагреванию, уже при 200°C он превращается в черный порошок. Малахит легко растворяется в кислотах, аммиаке и даже в горячей воде.

    Малахит представляет собой непрозрачный камень от светло-зеленого до темно-зеленого цвета с темными и светлыми прожилками бирюзового, синего, изумрудного. На срезах малахита видны красивые узоры — ленточные, концентрические и лучисто-звездчатые.

    Добыча малахита

    В природе малахит в виде кристаллов находят редко, обычно он имеет почковидную форму, или встречается в виде гроздьев, корки или налета.

    Самый красивый и дорогой малахит добывали на Урале (Гумешевское и Меднорудянское месторождения). В настоящее время запасы истощены и не имеют промышленного значения. Лидером по добыче малахита является республика Конго. Также есть месторождения в США, Австралии и Африке.

    Сейчас широко используют синтетический малахит (США, Канада), но он сильно уступает природному материалу и вполне легко распознается.

    Малахит широко используется как поделочный материал. Из него изготавливают предметы интерьера — вазы, подсвечники, шкатулки, печати. Инкрустируют стены, камины, колонны, столешницы.

    Эффектно выглядят ювелирные изделия с малахитовыми вставками — запонки, броши, серьги, перстни, кулоны, колье. Малахиту придают форму кабошона. Малахит хорошо смотрится обрамленным в желтый и белый металл (в зависимости от оттенка). Особенно высоко ценится камень с тонкими концентрическими кольцами, называемый «павлиний глаз». Эффектно выглядят украшения из малахита без оправы: бусы, браслеты. Особенность малахита в том, что в отличие от других камней, ценится не только цвет, но и узор камня. Поэтому украшения из малахита, как правило, массивные, выглядят они очень солидно, подходят далеко не всем. Чаще украшения из малахита выбирают женщины с крупными формами, занимающиеся интеллектуальным трудом.

    Самую богатую коллекцию из уральского малахита можно увидеть во дворцах и музеях Санкт-Петербурга.

    Серебряные серьги с малахитом и стразами

    • Цена: 25 евро

    Советуем к прочтению

    Автор: Екатерина Макаренкова

    Дата обновления: 30.06.2014

    Перепечатка без активной ссылки запрещена

    Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

    Как проверить подлинность

    Подлинность драгоценного камня – это главная проблема, стоящая перед каждым покупателем. А между тем решается она очень просто – консультация опытного геммолога или ювелира, а лучше экспертная оценка на профессиональном оборудовании с выдачей заключения.

    Разнообразие цветов и оттенков и игра света на гранях — вот, что делает драгоценные камни привлекательными на протяжении тысячелетий. В природе можно без труда найти камень, подходящий к вашему цвету глаз, оттенку кожи, праздничному наряду.

    В последнее время Интернет пестрит объявлениями о продаже ювелирных украшений, уже нет счета различным магазинам, предлагающим выбрать и приобрести украшение online. Дельцы зазывают невероятными скидками, сезонными распродажами, бонусами.

    Драгоценные и поделочные камни

    Драгоценные камни отличаются прозрачностью, красивой окраской, иногда радужной цветовой игрой, ярким блеском и другими оптическими эффектами. Особо ценятся долговечность (твердость 6-7 и более по шкале Мооса и химическая инертность) камня и редкость нахождения его в природе. Поделочные камни обычно представлены моно- и полиминеральными агрегатами с красивым цветом или рисунком, непрозрачными или просвечивающими в тонких сколах. Они хорошо полируются благодаря достаточно однородной мелкозернистой, тонковолокнистой или скрытокристаллической структуре. Характерные особенности драгоценных и поделочных камней как полезных ископаемых — разнообразие представляющих их минеральных видов и разновидностей, непостоянная конъюнктура спроса, зависящая от моды, а также сравнительно небольшое количество крупных месторождений.

    По особенностям применения и относительной стоимости различают: ювелирные (собственно драгоценные) камни I порядка — рубин, изумруд, алмаз, сапфир синий, II порядка — александрит, сапфир зелёный, оранжевый и фиолетовый, благородный опал чёрный, благородный жадеит, III порядка — демантоид, шпинель, благородный опал белый и огненный, аквамарин, топаз, турмалин, IV порядка — хризолит, циркон, кунцит, берилл жёлтый, зелёный и розовый, пироп, альмандин, бирюза, аметист, цитрин, хризопраз; ювелирно-поделочные I порядка — лазурит, янтарь, жадеит, нефрит, малахит, чароит, горный хрусталь бесцветный и дымчатый, II порядка — агат, амазонит, родонит, гематит-кровавик, эпидот-гранатовые и везувиановые породы; поделочные — яшма, мраморный оникс, обсидиан, гагат, кремень рисунчатый, графический пегматит, флюорит, лиственит, змеевик, кварцит цветной и авантюриновый, селенит, цветной мрамор и др. К драгоценным камням I порядка относят также органоминеральное образование — жемчуг.

    Ювелирные камни применяются в дорогостоящих изделиях в оправе из благородных металлов. Цена их с учётом индивидуальных особенностей камня зависит от веса в каратах; для жемчуга за единицу расценки принят гран (0,25 карат). Мировые розничные цены на огранённые ювелирные камни высшего качества колеблются от 25 тысяч (I порядок) до 5-50 (IV порядок) американских долларов за 1 карат. Драгоценные камни I порядка входят в активы Госбанка СССР. Ювелирно-поделочные камни используются в относительно недорогих ювелирно-галантерейных изделиях, а также для производства камнерезных художественных поделок — ваз, чаш, пепельниц, шкатулок, столешниц, скульптурных фигурок и т.д. Из поделочных камней изготавливают более дешёвые изделия. На мировом рынке ювелирно-поделочные камни в сырье или полуфабрикатах (опиленных блоках) оцениваются от 30-150 американских долларов и более (I порядок) до 5-15, поделочные — от 0,1 до 1,5 американских долларов за 1 кг.

    Обработка драгоценных и поделочных камней включает распиловку, шлифовку и полировку при помощи алмазной крошки, ультразвуковой и лазерной технологий (см. Огранка). Прозрачным ювелирным камням чаще всего придаётся многогранная форма (фасеточная огранка бриллиантового, ступенчатого и комбинированного типов), а полупрозрачным, непрозрачным и содержащим минеральные включения, создающие эффект многолучевой звезды или «тигрового глаза», — сфероидальная (кабошонирование). Полированные камни произвольной формы получают с помощью искусственного окатывания (голтования).

    Требования к качеству сырья в СССР утверждены Министерством геологии СССР, Министерством приборостроения СССР и некоторыми другими министерствами. Регламентируются допускаемые дефекты, влияющие на сортность камней (неравномерная и бледная окраска, мелкие или единичные включения, редкие трещины и т.п.), а также минимальные размеры в зависимости от вида камня (мм): ювелирных от 1,5 до 4, ювелирно-поделочных от 5 до 150, поделочных от 100 до 150. Качество ряда драгоценных и поделочных камней может быть улучшено искусственно, например, путём тепловой обработки и облучения усиливается или изменяется окраска берилла, топаза, циркона, аметиста, лазурита и др. Блёклые агаты, бирюза и другие микропористые минеральные агрегаты окрашиваются пропитыванием различными пигментами. Мелкая крошка янтаря и бирюзы поддаётся укрупнению прессованием или цементацией.

    Разработана технология синтеза драгоценных камней: в промышленных масштабах выпускаются прозрачные корунды (в том числе имитирующие александриты), алюмомагниевая шпинель, изумруд, аметист, а также имитирующие алмаз кристаллы иттрий-алюминиевого и гадолиний-галлиевого гранатов (ИАГ, ГГГ, гранатит), титаната стронция (фабулит), кубические окиси циркония (фианит) и др. Цены мирового рынка на синтетические камни в десятки и даже тысячи раз ниже, чем на их природные аналоги, которые полностью сохранили своё главенствующее значение. Большая разница в ценах на природные и синтетические камни повысила значение точной диагностики их природы, для чего используются различия в составе и количестве примесей-хромофоров, оптических константах, микротвёрдости, люминесценции, газово-жидких и твёрдых включениях и т.д.

    Выделяют следующие геолого-генетические типы месторождений драгоценных и поделочных камней. Эндогенная группа месторождений включает: магматические — кимберлиты с алмазом, пиропом и хризолитом, эффузивы основного состава с сапфиром, цирконом, хризолитом, эффузивы кислого состава с обсидианом и яшмовидными фельзитами, габбро-анортозиты с иризирующим лабрадором, пегматит с топазом, бериллом, турмалином, кунцитом, морионом, розовым кварцем, амазонитом, иризирующими полевыми шпатами, графическим пегматитом; гидротермально- метасоматические — грейзены с бериллом, магнезиальные скарны с рубином, шпинелью, гроссуляром, лазуритом, нефритом, метасоматиты с изумрудом, александритом, рубином, жадеитом, нефритом, хризолитом, хромдиопсидом, демантоидом; гидротермальные — с изумрудом, горным хрусталём (в том числе с аметистом), агатом, опалом, мраморным ониксом, гематитом-кровавиком; метаморфогенные — с рубином, сапфиром, альмандином, родонитом, яшмой. К экзогенной группе относят диагенетические месторождения с янтарём и гагатом, кор выветривания с благородным опалом, бирюзой, хризопразом, малахитом, россыпные (аллювиально-делювиальные, делювиально-аллювиальные, аллювиальные, прибрежно-морские), древних конгломератов со всеми устойчивыми к выветриванию драгоценных и поделочных камней.

    Большинство месторождений драгоценных и поделочных камней имеет сложное геологическое строение с неравномерным распределением и невысоким содержанием полезного компонента, в связи, с чем наиболее ответственной операцией геологоразведочного процесса является опробование, проводящееся главным образом крупнообъёмным валовым способом. На основании геологоразведочных работ выделяются 3 группы месторождений: с гнездовым, резко неравномерным распределением драгоценных и поделочных камней в отдельных полостях; с вкрапленным, неравномерным, с участками концентрации; со сплошным прерывистым и непрерывистым. Разведочные и эксплуатационные горные выработки на месторождениях проходят с ограниченным применением взрывчатых веществ во избежание измельчения ценных минералов.

    В СССР создана современная ювелирная и камнерезная промышленность, использующая в основном собственное минеральное сырьё, в том числе алмаз, изумруд, топаз, бирюзу, янтарь, лазурит, нефрит, чароит, родонит, а также синтетические камни (корунд, ИАГ, фианит, аметист). Сырьевые ресурсы драгоценных и поделочных камней рассредоточены по многим странам мира (карта).

    Суммарный объём добычи и международной торговли драгоценными и поделочными камнями за рубежом не поддаётся учёту в связи с широко развитой контрабандой, наличием «чёрного» рынка, поглощающего лучшие камни, реэкспортом, несопоставимостью цен на сырьё и обработанный камень. Общее представление о масштабах коммерческих операций можно составить по официальным статистическим данным по США, являющимся крупнейшим в мире потребителем драгоценных и поделочных камней. Импорт в США этих камней, главным образом ювелирного алмаза и жемчуга, а также изумруда, рубина, сапфира в 1978 составил 2141 млн. долларов при экспорте 708 млн. долларов. Центрами обработки драгоценных и поделочных камней за рубежом являются Антверпен, Амстердам, Париж, Тель-Авив, Нью-Йорк, Идар-Оберштайн (ФРГ), Сянган, Джайпур (Индия), Таиланд, Шри-Ланка и Бразилия. В СССР ограночные и камнерезные предприятия находятся в Москве, Ленинграде, Свердловске, Иркутске.

    Более подробная информация об отделке драгоценных камней помещена в статьях Алмаз, Изумруд, Бирюза и др. Е. Я. Киевленко.

    Драгоценные и поделочные камни в декоративно-прикладном искусстве. Драгоценные и поделочные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров, ювелирных украшений, предметов культа, парадного оружия и символов власти. В поселениях позднего палеолита встречаются скребки и наконечники копий из яшмы и горного хрусталя. Для неолита характерно широкое использование кварца, яшм, нефрита, обсидиана, халцедона, оникса и янтаря. Эти камни служили украшениями, из них вырезали амулеты-обереги, фигурки богов. В эпоху бронзы камень стали помещать в металлическую оправу.

    В начале 2-го тысячелетия до н.э., с захватом территории Нубии, увеличивается приток драгоценных и поделочных камней. Высокого совершенства достигла обработка горного хрусталя и цветных камней, освоены техника огранки кабошонов и «холодной эмали», при которой маленькие кусочки цветного камня и цветных стеклянных паст помещали между золотыми перегородками узора. Уравновешенность и ритм композиций, гармония цвета, присущие для искусства Древнего Египта, привлекают в нагрудных украшениях из поделочных камней (лазурит, бирюза, карнеол) из гробниц фараонов Сенусерта II, Сенусерта III и Аменемхета II (конец 20-19 вв. до н. э.). Особой утончённостью отделки и высоким техническим совершенством использования отличаются изделия мастеров Нового Царства (16-11 вв. до н.э.). Сокровища гробницы фараона Тутанхамона (14 век до н.э.) известны прекрасными украшениями из обсидиана, горного хрусталя, голубой и зелёной бирюзы, лазурита, сердолика, амазонита и коралла в сочетании с золотом и многоцветными пастами. Достигла совершенства обработка драгоценных камней. Например, несмотря на высокую твёрдость изумруда (известен в Древнем Египте с 19 века до н.э.), египтяне могли гравировать его, используя резные камни для перстней.

    В Китае искусство резьбы по камню известно со 2-го тысячелетия до н.э. Широко использовались нефрит, издавна почитаемый на востоке, и разновидности кварца (аметист, раухтопаз, цитрин, морион, «волосатик» и празем). Из нефрита предгорий Куньлуня выточено церемониальное оружие с гравированным узором (ножи, топорики) времени династии Инь (16-11 века до н.э.). Камнерезное искусство 3-2 века до н.э. представлено коллекцией нефритовых изделий из погребений знати династии Хань. Для них характерны условность форм и стилизованный геометрический орнамент. Вплоть до 11 века в ювелирном искусстве Китая сильное влияние индийских и иранских мотивов. Средневековые резчики Китая в изысканных формах скульптурных композиций 16-17 века передавали тончайшие цветовые нюансы природной окрашенности розового кварца, аметиста (из месторождений Центрального Китая), нефрита и бирюзы. Особое внимание уделялось выявлению декоративных возможностей фактуры камня (рис.).

    В ювелирных изделиях более позднего времени драгоценные и поделочные камни — бирюза, кораллы, нефрит, жемчуг, малахит, а затем и шпинель вплетены в сложные, тщательно проработанные орнаментальные мотивы (сквозной прорезной или тканый узор в виде облаков, ветвей и цветов с фигурками мифологических существ — драконов и фениксов).

    В эпоху эллинизма (конец 4-1 вв. до н.э.) произошли большие изменения в обработке камня. Высокого совершенства достигло искусство резьбы и гравировки на аметистах и гранатах, из которых изготавливались инталии (геммы с углублённым изображением) для печатей и камеи (геммы с выпуклым изображением), которые ценились греками как драгоценность. В 4-3 вв. до н.э. центром их изготовления становится одна из столиц эллинистической культуры — Александрия. В работах её мастеров сплетаются классические традиции греческой скульптуры и древнеегипетского искусства. В эпоху эллинизма в искусство античного мира были привнесены характерные черты работ восточных ювелиров — полихромия и живописность. Поверхность золотых изделий изобиловала драгоценными и поделочными камнями, вставками из цветного стекла и эмалей.

    Широкое применение драгоценных и поделочных камней в искусстве Древнего Рима относится к 3 веку н.э. (ювелирные украшения, драгоценные сосуды, выточенные из камня, и т.п.). В изделиях сочетаются цветные драгоценные камни и другие материалы, размер металлической оправы сводится до минимума. Широкий спрос на изделия из драгоценных и поделочных камней привёл к развитию ювелирного искусства, впервые начинается специализация мастеров, работавших с драгоценными и поделочными камнями (шлифование, полировка, резьба и моделирование ювелирных изделий), к этому времени относится и создание первых имитаций драгоценных камней.

    В Сасанидском Иране (3-7 в.) искусство резьбы по камню достигло высокого совершенства, большое распространение получили печати-геммы из драгоценных и поделочных камней. Разнообразны по тематике изображения и надписи на камне (портреты царей и чиновников, мифические существа иранского пантеона богов). Замечательным памятником является хранящаяся в Эрмитаже камея на тёмно-лиловом аметисте с изображением царицы Денак — супруги основателя династии Сасанидов. В 16-17 вв. в Иране (в Казвине, а затем Исфахане) выполнялись изделия, изобилующие бирюзой, турмалинами, топазами и жемчугом. Камни вплетаются в стилизованный узор трав и цветов, который сплошь покрывает образцы шахского оружия и предметы конского убранства, троны (рис.).

    В ювелирном искусстве Турции 15-18 века воплотился многовековой опыт, накопленный мастерами народов Балканского полуострова и Малой Азии. В мастерских Стамбула создавались особенно роскошные изделия, украшенные алмазами, рубинами, изумрудами. Драгоценные камни часто помещали в заранее подготовленные оправы в виде плода граната или цветка гвоздики. Такие фигурные запоны служили украшением парадного оружия, одежды и ювелирных изделий. Драгоценные камни и золото использовались и для инкрустации сосудов из поделочных камней.

    Часто для усиления яркости цвета в каст (гнездо) под камень подкладывали цветную фольгу или атлас. Среди излюбленных типов ювелирных изделий эпохи Возрождения — драгоценные нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для них служили кабошон драгоценные камни причудливой формы или необычная жемчужина — barocca (причудливая, необычная). Светотеневые эффекты на шероховатой, с наплывами поверхности жемчужины будто усиливали природную перламутровую «игру». Камеи, выполненные итальянскими резчиками во 2-й половине 16 в., свидетельствуют о высоком уровне их мастерства. В эпоху правления Медичи расцветает искусство флорентийской мозаики (инкрустации чёрного мрамора цветными поделочными камнями). Ювелирные и камнерезные изделия эпохи Возрождения отмечены завершённостью композиций, фантазией, а их отделка тщательностью проработки. К созданию ювелирных изделий конца 15 — начала 17 вв. обращались великие мастера Д. Гирландайо (1449-94), А. Дюрер (1471-1528), Х. Хольбейн Младший (1497-1543), Б. Челлини (1500-1571). Увеличение притока самоцветов из Цейлона, Индии, Сиама и Бирмы, алмазов из Индии и Бразилии, изумрудов из Колумбии, совершенствование бриллиантовой огранки предопределили последующее преобладание огранённого драгоценного камня, особенно бриллианта, в ювелирном искусстве середины 17 — конца 18 века. Пышные ювелирные украшения барокко и изысканно утончённые, прихотливые композиции рококо отмечены явным преобладанием драгоценных камней над металлом оправы. Он в изобилии украшает ожерелья и браслеты, кольца и серьги, эгреты (украшения для высоких причёсок и шляп), разнообразные броши, пуговицы и петли для кафтанов и камзолов, эфесы парадных шпаг и ставшие особенно модными табакерки. Зачастую заказывались украшения комплектами — парюрами, в которые входили предметы, сходные по подбору камней и декору. Для каждодневных украшений предпочитали коралл, особенно любимый в искусстве европейского барокко, агат и бирюзу. Для декоративных украшений интерьера наряду с драгоценными камнями и металлами использовали необычные материалы — перламутровые раковины, скорлупу кокосового ореха и страусового яйца.

    Со 2-й половины 17 века повсеместно в Европе возрождается интерес к прибалтийскому янтарю, из которого наряду с украшениями стали выполнять декоративные кубки, вазы, коробочки и тому подобное (иногда с резьбой). В 1701-65 из янтаря создаётся шедевр мозаичного искусства — Янтарная комната. В эпоху классицизма, стилистику которого определяло античное искусство, яшмы, порфиры, светлые лазуриты, переливчатые флюориты стали использовать для украшения каминов, дворцовых ваз. В середине 18 в. наступает время расцвета западноевропейской глиптики и повсеместного увлечения изысканной красотой и уникальным характером камей. Одной из богатейших глиптотек мира обладала русская императрица Екатерина II, эта коллекция легла в о

    Теперь энциклопедия доступна на вашем смартфоне

    Поделочные камни

    К «поделочным камням» относятся полупросвечивающие, часто непрозрачные минеральные агрегаты, горные породы и другие минеральные тела с цветными включениями или рисунком, используемые для изготовления либо для крупных художественно-декоративных поделок (столешницы, вазы, стенные панно, флорентинская мозаика и прочее), либо для недорогих мелких вставок, кабошонов, орнамента, а также для технических целей (например, — яшма, нефрит, малахит, агаты, флюорит и др.). По физико-механическим свойствам поделочные камни делятся на твёрдые (5 и выше по шкале Мооса, например нефрит, яшма, агат и др.) и мягкие (твёрдость 4 и ниже, например малахит, мраморный оникс, тальк-стеатит, флюорит и др.). Ценность поделочных камней определяется редкостью их нахождения, индивидуальными свойствами (красота цвета, рисунок), а также трудом, затрачиваемым на их обработку.

    Согласно классификации А. Е. Ферсмана и М. Бауэра, поделочные камни, аналогично драгоценным, подразделяются на порядки или классы (I, II, III) в зависимости от относительной ценности объединяемых в них камней. Поделочные камни I порядка: нефрит, жадеит, лазурит, чароит, содалит, главколит (разновидность скаполита), амазонит, лабрадор, родонит (орлец), малахит, авантюрин, белоречит (разновидность кварцита), кварц дымчатый и розовый, халцедон (сердолик, кварц-халцедоновый оникс(«сардоникс»), «перелифт», празем, агаты, яшмы, везувиан (калифорнит), письменный гранит (пегматит). Поделочные камни II порядка: серпентин (змеевик), агальматолит, тальк-стеатит, гипс- селенит, ангидрит, обсидиан, мраморный оникс («восточный оникс»), флюорит, «морская пенка». Поделочные камни III порядка: разновидности гипса (селенит, алебастр), мрамор, порфиры, брекчии, кварцит и другие горные породы. Они уже относятся больше к так называемым облицовочным материалам (декоративным камням), употребляемым в архитектурно-художественном деле. Для придания более яркого цвета поделочные камни иногда окрашивают различными химическими красителями (например, красные, чёрные и синие агаты, сердолик не природной окраски и др.).

    В Китае искусство резьбы по камню известно со II тысячелетия до н. э. Широко использовался нефрит, издавна почитавшийся на Востоке, и разновидности кварца (аметист, дымчатый кварц, морион). Из нефрита, найденного в предгорьях Куньлуня, выточено церемониальное оружие (ножи, топорики) с гравированным узором, относящееся ко времени династии Инь (XVI-XI вв. до н. э.). Для камнерезных украшений III-II вв. до н. э. характерны условность форм и стилизованный орнамент. Средневековые резчики Китая в изысканных формах скульптурных композиций XVI-XVII вв. передавали тончайшие ньюансы природной окраски розового кварца, аметиста, нефрита. В ювелирных украшениях более позднего времени бирюза, коралл, нефрит, малахит, шпинель и жемчуг вплетены в сложные орнаментальные мотивы (эмалевый, сквозной прорезной, сканый узоры) в виде облаков, ветвей и цветов с фигурами мифологических существ.

    Культура обработки драгоценных и поделочных камней в России имеет многовековую историю. В славянских захоронениях встречаются ожерелья и серьги из сердоликов, горного хрусталя, коралла и янтаря. В изделиях мастеров домонгольской Руси (X-XIII вв.) встречаются местные и привозные (Византия, Средняя Азия, Китай) самоцветы в виде подшлифованных кабошонов неправильной формы. Тонко разработан колорит украшений, в роскошных вариантах сочетающий цветные камни и жемчуг с перегородчатыми эмалями и сканью (например, сокровища Старорязанского клада XII — нач. XIII вв.).

    В последние годы далёкими от науки недалёкими фантазёрами всё чаще описываются фантастические магические и целебные свойства всех драгоценных и поделочных камней, бездумно принимаемые многими людьми на веру невзирая на отсутствие каких бы то ни было объективных научно проверяемых доказательств. При ознакомлении с такого рода сведениями следует иметь в виду, что они носят шарлатанский характер и не имеют никакого отношения ни к минералогии, ни к медицине, ни к серьёзной астрологии.

    Яйцо из клинохлора

    Резная фигурка из белого нефрита. Китай, 960-1127 гг.

    Источники:
    Декоративный поделочный камень
    dragkamen.ru и ювелирных украшениях! Разнообразие цветов и оттенков и игра света на гранях — вот, что делает драгоценные камни привлекательными на протяжении тысячелетий. В природе можно без
    http://www.dragkamen.ru/malahit.html
    Драгоценные и поделочные камни
    Драгоценные и поделочные камни: отличительные черты, классификация по особенностям применения и относительной стоимости, обработка камней, технология синтеза драгоценных камней, типы месторождений драгоценных и поделочных камней, основные поставщики, историческая справка, применение.
    http://www.mining-enc.ru/d/dragocennye-i-podelochnye-kamni/
    Поделочные камни
    Поделочные камни К «поделочным камням» относятся полупросвечивающие, часто непрозрачные минеральные агрегаты, горные породы и другие минеральные тела с цветными включениями
    http://wiki.web.ru/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%B8

  • COMMENTS