Цвет глаз наследование

Биология и медицина

Упражнение 1. Какой цвет глаз будет в F2 у дрозофил из описанного выше скрещивания? (Проверьте свое решение по рис. 110 ).

Упражнение 2. В лаборатории Моргана белоглазые мутантные самцы дрозофил, несущие мутантный ген W, скрещивались с красноглазыми самками дикого типа, имеющими ген W+. Какой цвет глаз будет в F1 и F2 у дрозофил после этого скрещивания? Проверьте свой ответ по рис. 111 ).

Обратите внимание, что в двух рассмотренных случаях скрещиваний их результат зависел от того, самцы или самки несли мутантный ген. Вспомните, что ботаники, работающие до Менделя, и сам Мендель пришли к заключению, что характер наследования не зависит от того, какой пол является носителем признака. Чем же объяснить это противоречие? Дело в том, что вывод Менделя и других ученых справедлив применительно к генам, которые находятся в аутосомах . Если же признак сцеплен с полом, он наследуется иначе. Скрещивания, рассмотренные выше, изучались в лаборатории Моргана. Их результаты были предсказаны и, как говорилось, это стало одним из сильных аргументов в поддержку хромосомной теории наследственности.

Рассмотрим еще один интересный пример наследования признака, сцепленного с полом. Это окраска кошек . В Х-хромосомах кошек имеется ген, один аллель которого (В) обуславливает черную окраску, а другой (b) — рыжую. Гетерозиготы по этому гену имеют трехцветную окраску — рыже- черную с белыми пятнами. Дело в том, что в клетках самок млекопитающих активна только одна из Х-хромосом, вторая Х-хромосома в некоторый момент развития выключается, инактивируется. Та или иная Х-хромосома инактивируется в данной клетке случайным образом. Если в клетке инактивируется Х-хромосома с аллелем В, а сохраняет активность Х-хромосома с аллелем B, потомки этой клетки дадут пятно с рыжей окраской. А если активна Х-хромосома с аллелем В, такие клетки дадут черное пятно. Легко сообразить, что трехцветную окраску могут иметь только кошки и никогда коты, так как коты не могут быть гетерозиготами по аллелю, сцепленному с Х-хромосомой.

Упражнение 3. У черной кошки родился один трехцветный котенок и три черных. Какую окраску имел отец этих котят?

Упражнение 4. Очень редко, но все же обнаруживаются трехцветные коты (обычно бесплодные). Как это можно объяснить? Заметим, что кроме признаков, сцепленных с полом, существуют и такие признаки, гены которых расположены в аутосомах, но проявление которых зависит от пола. Примером такого признака является раннее облысение . У мужчин аллель этого признака, лежащий в аутосоме, является доминантным, а у женщин — рецессивным. У женщин он проявляется лишь у гомозигот по этому аллелю. См. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ, СЦЕПЛЕННЫЕ С ПОЛОМ

Источник:
Биология и медицина
Упражнение 1. Какой цвет глаз будет в F2 у дрозофил из описанного выше скрещивания? (Проверьте свое решение по рис. 110 ). Упражнение 2. В лаборатории Моргана белоглазые мутантные самцы дрозофил,
http://medbiol.ru/medbiol/genetic_sk/000424d1.htm

Введение в генетику человека, или То, что я еще не знаю, но должен знать

Введение в генетику человека, или
То, что я еще не знаю, но должен знать

Слайды (слайд-альбом «Цитология и генетика») и печатный материал на пленках по теме урока; слайд-проектор и кодоскоп.

Распечатки (ксерокопии) тестовых вопросов и бланки для ответов на них (см. приложение).

Таблицы, предназначенные для заполнения в ходе урока (см. ниже), должны быть заранее расчерчены в тетрадях учащихся.

Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща.

Наследственность и изменчивость – всеобщие свойства живых организмов. Основные закономерности генетики имеют универсальное значение и в полной мере применимы к человеку. Однако человек как объект генетических исследований имеет свои специфические особенности. Отметим некоторые из них.

1. Невозможность отбора особей и проведения направленного скрещивания.
2. Малочисленность потомства.
3. Позднее половое созревание и редкая (25–30 лет) смена поколений.
4. Невозможность обеспечения одинаковых и контролируемых условий развития потомства.
5. На фенотип человека серьезно влияют не только биологические, но и социальные условия среды.

Формулируется вывод: изучение наследственности человека требует использования специальных методов исследования.

Предлагается быстро вспомнить значение следующих терминов, которые прозвучат на уроке: генетика; наследственность; хромосомы; ген; генотип; фенотип; кариотип; мутации; аутосомы; половые хромосомы; гетерогаметный пол; гомогаметный пол; аутосомно-доминантное наследование; аутосомно-рецессивное наследование; сцепленное с полом наследование.

Наследственность и изменчивость, которые изучает генетика, являются свойствами всего живого на Земле, в том числе и человека. Медицинская генетика как часть генетики человека имеет большое значение для практического здравоохранения, так как 4–5% людей в каждом поколении имеют генетически обусловленные отклонения в развитии. У человека известно около 2000 наследственных аномалий. Прогноз здоровья будущих детей волнует каждую молодую семью.

Родителей, обращающихся за советом в медико-генетическую консультацию, можно разделить на три основные группы: наиболее многочисленную образуют здоровые родители, уже имеющие детей с каким-либо дефектом развития или наследственным заболеванием, этих родителей интересует вероятность повторения наследственных болезней у последующих детей. Вторую, меньшую по численности, группу составляют родители, один из которых болен. К третьей группе относятся здоровые родители, имеющие родственников с дефектом развития или страдающих наследственным заболеванием. С вопросами о медико-генетическом прогнозе могут обращаться лица, состоящие в кровно-родственном браке, супруги, имеющие несоответствие по резус-фактору, и т.д.

Вспомним, что главные закономерности наследования признаков открыты с помощью гибридологического метода, разработанного Менделем. Этот метод легко применим к организмам, которые хорошо скрещиваются в искусственных условиях, дают многочисленное потомство, быстро достигают половой зрелости, имеют небольшое число групп сцепления, характеризуются незначительным модифицированием признаков под влиянием условий среды.

Но человек не отвечает практически ни одному из этих требований, а гибридологический метод для изучения его генетических особенностей по очевидным причинам использовать невозможно. Поэтому в генетике человека используются свои, отражающие специфику этой науки, методы –генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический.

(Учащиеся зачитывают сообщения, подготовленные заранее. Доклады сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Изучение родословных – важный метод исследования закономерностей наследования признаков у человека. Он основан на анализе родословных людей, в семьях которых имеются наследственные заболевания. Этот метод дает возможность определить тип наследования, а именно аутосомный (доминантный или рецессивный) или сцепленный с полом.

Классические примеры доминантного наследования – способность свертывать язык в трубочку и «свисающая» (свободная) мочка уха. Альтернативой последнему признаку является срощенная мочка – признак рецессивный. Еще одна наследственная аномалия у человека, обусловленная аутосомно-доминантным геном, – многопалость, или полидактилия. Она известна с глубокой древности. На картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна» слева от Марии – папа римский Сикст II, на левой руке у него 5 пальцев, а на правой – 6. Отсюда и его имя: сикст это шесть.

Еще один подобный признак, обусловленный доминантными генами, – «габсбургская губа». Люди с этим признаком имеют выпяченную нижнюю губу и узкую выступающую нижнюю челюсть, их рот все время остается полуоткрытым. Название признака связано с тем, что он часто встречался у представителей династии Габсбургов.

У человека описано очень много не сцепленных с полом признаков, которые наследуются как рецессивные. Например, голубой цвет глаз проявляется у людей, гомозиготных по соответствующему аллелю. Рождение голубоглазого ребенка у родителей с карими глазами повторяет ситуацию анализирующего скрещивания – в этом случае ясно, что они гетерозиготны, т.е. несут оба аллеля, из которых внешне проявляется только доминантный. Признак рыжих волос, определяющий еще и характер пигментации кожи, также является рецессивным по отношению к нерыжим волосам и проявляется только в гомозиготном состоянии.

Признаки, гены которых расположены в Х-хромосоме, также могут быть доминантными или рецессивными. Однако гетерозиготность по таким признакам возможна только у женщин. Если какой-либо рецессивный признак присутствует у женщины только в одной из двух X-хромосом, то его проявление будет подавлено действием доминантного аллеля второй. У мужчин же, в клетках которых присутствует только одна X-хромосома, все связанные с ней признаки проявятся неизбежно.

Известным заболеванием, сцепленным с Х-хромосомой является гемофилия (несвертываемость крови). Ген гемофилии рецессивен по отношению к нормальному гену, поэтому это заболевание (гомозиготность по данному признаку) встречается у них крайне редко. У мужчин же, получивших ген гемофилии от здоровой матери-носительницы, развивается заболевание.

Первоначальной носительницей мутантного гена считается английская королева Виктория. Она сама и ее муж были здоровы. Никто из предков королевы Виктории не страдал гемофилией. Вероятно, мутация возникла в гамете одного из ее родителей.

Впоследствии ген гемофилии передавался из поколения в поколение по женской линии, распространяясь в первую очередь в узком «монаршьем» кругу, члены которого неизбежно должны были заключать браки между собой. В XIX в. гемофилию называли даже царской болезнью или болезнью королей, так часто она встречалась в царских семьях Европы. От нее умерли три испанских короля. Ею страдали ганноверские князья и царевич Алексей, сын последнего русского царя Николая II.

Цитогенетическим методом в генетике человека обычно называют анализ кариотипа (т.е. набора хромосом в клетках) в норме и патологии. В норме кариотип человека представлен 22 парами аутосом и парой половых хоромосом. Длина, форма и расположение центромеры хромосом каждой пары были в свое время описаны, и каждая пара получила свой номер. Графическое изображение набора хромосом называется идиограмма.

Для получения идиограмм клеток человека, обратившегося за консультацией, цитогенетики используют методы выращивания клеточной культуры и окраски хромосом. Сравнение такой идиограммы с нормальной позволяет точно выявлять аномалии хромосом. А число половых хромосом у человека можно установить, исследуя клетки в состоянии интерфазы.

В настоящее время в медицине применяют метод амниоцентеза – исследования клеток околоплодной жидкости, который позволяет обнаружить аномалии в числе и строении хромосом у плода уже на 16-й неделе беременности. Для этого берут пробу околоплодной жидкости путем пункции плодного пузыря.

Наиболее распространенными из таких аномалий являются различные проявления анеуплоидии (т.е. уменьшения или увеличения числа хромосом), а также появление хромосом с необычной структурой вследствие нарушений в процессе мейоза. Анеуплоидия и хромосомные перестройки являются цитогенетическими признаками многих болезней человека.

К таким болезням относятся, в частности, синдром Клайнфельтера, который встречается у одного из 400–600 новорожденных мальчиков. При этом заболевании половые хромосомы представлены набором ХХY. Синдром Клайнфельтера проявляется в недоразвитии первичных и вторичных половых признаков и искажении пропорций тела (высокий рост и непропорционально длинные конечности).

Другая аномалия – синдром Тернера, встречающийся у новорожденных девочек с частотой примерно 1:5000. У таких больных в клетках присутствует 45 хромосом, поскольку в их кариотипе половые хромосомы представлены не двумя, а только одной Х-хромосомой. Для таких больных также характерны многочисленные аномалии строения организма. Обе эти болезни – синдром Клайнфельтера и синдром Тернера – являются следствием нерасхождения половых хромосом при образовании гамет у родителей.

Хромосомные болезни могут быть вызваны и нерасхождением аутосом. Впервые связь между изменением хромосомного набора и резкими отклонениями от нормального развития была обнаружена при изучении синдрома Дауна (врожденной идиотии). Люди, страдающие этим заболеванием, имеют характерный разрез глаз, низкий рост, короткие и короткопалые руки и ноги, аномалии многих внутренних органов, специфическое выражение лица, для них характерна умственная отсталость. Изучение кариотипа таких больных показало наличие дополнительной, т.е. третьей, хромосомы в 21-й паре (так называемая трисомия). Причина трисомии связана с нерасхождением хромосом в ходе мейоза у женщин.

Дети с синдромом Дауна рождаются довольно часто – один на 500–600 новорожденных. Важно отметить, что существует четкая зависимость между частотой рождения детей с синдромом Дауна и возрастом матери – после 35–40 лет частота рождения больных детей повышается.

Дети с трисомией по другим хромосомам рождаются очень редко, так как такие аномалии вызывают гибель эмбрионов на ранних этапах развития. Доказано, что 60% самопроизвольных абортов связаны с хромосомными нарушениями у плода.

Причиной наследственных заболеваний могут стать и другие виды хромосомных перестроек – транслокации, делеции и т.д. Их возникновение может быть связано с воздействием ионизирующих излучений, некоторых химических веществ и других мутагенных факторов.

На упаковках с жевательной резинкой часто пишут о наличии фенилаланина. Для чего это делается? Данное предупреждение адресовано больным фенилкетонурией. Это тяжелый наследственный недуг, при котором больной не переносит аминокислоту фенилаланин, поскольку у него отсутствует фермент, превращающий ее в другую аминокислоту – тирозин. В результате этого в организме накапливается избыток фенилаланина, содержание которого иногда в 50–100 раз превышает норму. В таких количествах эта аминокислота вредна для детского мозга и быстро приводит к тяжелому слабоумию. К счастью, это редкое заболевание – в течение года в Москве рождается около 10 детей с этой болезнью. Больные фенилкетонурией должны строго соблюдать диету и не употреблять продукты, содержащие фенилаланин или вещества, из которых он может образоваться в организме.

Близнецы составляют около 2% всех новорожденных. Близнецы бывают двух типов. Дизиготные, или разнояйцевые, развиваются из двух разных яйцеклеток, оплодотворенных разными сперматозоидами. Такие близнецы могут быть как одного, так и разного пола. Разнояйцевые близнецы генетически сходны не больше, чем обычные братья и сестры. Частота рождения разнояйцевых близнецов зависит от возраста матери, ее генотипа и факторов внешней среды.

Но иногда единственная оплодотворенная клетка (зигота) после первого деления распадается на две отдельные клетки. Каждая из них начинает дробиться самостоятельно, и в итоге развиваются два идентичных организма, имеющих одинаковый генотип, – монозиготные, или однояйцевые, близнецы. Сходство таких близнецов очень велико, так как они имеют один и тот же генотип. Разумеется, однояйцевые близнецы всегда одного пола.

Близнецовый метод заключается в исследовании проявления признаков у однояйцевых близнецов, а также определения влияния среды на формирование их фенотипов. Проявление изучаемого признака у обоих близнецов называется конкордантностью, проявление признака только у одного из них – дискордантностью. Для получения точной оценки степени конкордантности необходимо изучить многие сотни пар близнецов.

Близнецовый метод подтверждает, что такие признаки, как группа крови, цвет глаз и волос, почти полностью определяются генетически, а среда практически не влияет на степень их проявления. В то же время оказывается, что роль наследственных факторов велика и в таких аспектах, как развитие у детей туберкулеза и рахита. А вот в возникновении косолапости доля наследственности, напротив, очень невелика.

В браках резус-отрицательных женщин (генотип rh– rh–) с резус-положительными гомозиготными мужчинами (генотип Rh+ Rh+) вследствие доминирования резус-положительности плод (генотип Rh+ rh–) является резус-положительным и выделяет резус-фактор, против которого в организме матери вырабатываются антитела, в свою очередь разрушающие кроветворную систему плода. В результате во время беременности страдает как организм матери, так и организм плода.

Аналогичная ситуация может возникнуть и в браке резус-отрицательной женщины с резус-положительным мужчиной, гетерозиготным по этому признаку (генотип Rh+ rh–). Однако в этом случае вероятность резус-конфликта снижается вдвое, т.к. плод может оказаться резус-отрицательным (генотип rh– rh–), и тогда конфликт с организмом матери не возникает.

Помимо вероятности возникновения самой ситуации резус-конфликта, определяемой исключительно генотипами родителей, важное значение имеет и степень тяжести развивающейся реакции. В некоторых случаях резус-конфликт протекает почти незаметно, в других может стать причиной гибели ребенка. Обычно более тяжелые последствия наблюдаются при второй и последующих беременностях.

В настоящее время для лечения желтухи новорожденных, вызванной резус-конфликтом, после рождения ребенку проводят полное переливание крови.

Этот метод применяют для изучения генетической структуры популяций человека или отдельных семей. Он позволяет определить частоту отдельных генов в популяциях.

Подавляющее большинство рецессивных аллелей присутствует в популяции в скрытом гетерозиготном состоянии. Так, альбиносы рождаются с частотой 1:20 000, но один из каждых 70 жителей европейских стран гетерозиготен по данному аллелю.

Если ген находится в половой хромосоме, то наблюдается иная картина: у мужчин частота гомозиготных рецессивов довольно высока. Так, в популяции москвичей в 1930-е гг. присутствовало 7% мужчин-дальтоников и 0,5% (гомозиготные рецессивы) женщин-дальтоников.

В популяциях человека проведены очень интересные исследования групп крови. Есть предположение, что на их распределение в различных районах земного шара оказали влияние эпидемии чумы и оспы. Наименее устойчивыми к чуме оказались люди I группы крови (00); наоборот, вирус оспы чаще всего поражает носителей II группы (АА, А0). Чума особенно свирепствовала в таких странах, как Индия, Монголия, Китай, Египет, и поэтому там происходила «выбраковка» аллеля 0 в результате повышенной смертности от чумы людей с I группой крови. Эпидемии оспы охватывали главным образом Индию, Аравию, тропическую Африку, а после прихода европейцев – и Америку.

В странах распространения малярии, как вы уже знаете, (Средиземноморье, Африка), наблюдается высокая частота гена, вызывающего серповидноклеточную анемию.

Имеются данные о том, что отрицательный резус реже встречается в популяциях, живущих в условиях сильного распространения различных инфекционных заболеваний, в том числе малярии. А в популяциях, живущих в высокогорных и других районах, где инфекции – редкое явление, наблюдается повышенный процент резус-отрицательных людей.

Популяционный метод дает возможность изучить генетическую структуру популяций человека, выявить связь между отдельными популяциями, а также проливает свет на историю распространения человека по планете.

В исследованиях, проводимых в рамках популяционно-статистического метода, ученые опираются на сформулированный в 1908 г. математиком Харди и врачом Вайнбергом закон генетической стабильности популяции. Этот закон гласит, что при отсутствии сильных мутагенных факторов и направленного действия отбора соотношение аллелей каждого гена в генофонде замкнутой популяции не меняется в ряду поколений. Если же это соотношение меняется, скорее всего, имели место миграционные процессы и «вливание» в популяцию новых членов.

(По ходу урока учащиеся заполняют в тетради таблицу.)

1. Основными трудностями в изучении наследственности человека являются:

а) неприменимость генетических законов к человеку;
б) позднее половое созревание;
в) невозможность направленных скрещиваний;
г) малочисленное потомство.

2. Основным путем предотвращения наследственных заболеваний является:

а) реабилитация;
б) лечение;
в) установление причин;
г) медико-генетическое консультирование.

3. Установить доминантность или рецессивность признака, сцепленность его с другими признаками или с полом, позволяет метод:

а) цитогенетический;
б) генеалогический;
в) биохимический;
г) близнецовый.

4. Цитогенетический метод позволяет:

а) установить характер наследования разных генов;
б) изучить наследственно обусловленные нарушения обмена веществ;
в) диагностировать наследственные заболевания, обусловленные хромосомными мутациями;
г) выявить фенотипическое проявление признаков, обусловленное условиями среды.

5. Метод, используемый для изучения роли среды в формировании у человека различных психических и физических качеств:

а) цитогенетический;
б) генеалогический;
в) биохимический;
г) близнецовый.

6. При вступлении в брак резус-отрицательной женщины и резус-положительного мужчины резус-конфликт вызывается тем, что:

а) организм матери вырабатывает антитела;
б) плод наследует резус-отрицательную кровь;
в) плод выделяет антигены;
г) плод наследует резус-положительную кровь.

7. При популяционно-статистическом методе изучения наследственности человека исследуют:

а) родословную семьи;
б) распространение признака в большой популяции людей;
в) хромосомный набор и отдельные хромосомы;
г) развитие признаков у близнецов.

1. К методам изучения наследственности человека не относятся:

а) близнецовый;
б) популяционно-статистический;
в) прямой эксперимент;
г) генеалогический метод.

2. Основным путем предотвращения наследственных заболеваний является:

а) прием витаминов;
б) медико-генетическое консультирование;
в) хирургическая операция;
г) профилактика инфекций.

3. Некоторые заболевания человека выявляют по наличию в крови избытка или недостатка определенных веществ.

Этот метод генетики называют:

а) генеалогическим;
б) близнецовым;
в) биохимическим;
г) цитогенетическим.

4. Признак, который не сцеплен с полом, – это:

а) дальтонизм;
б) гемофилия;
в) цвет волос.

5. Цитогенетический метод основан на изучении:

а) количества и структуры хромосом;
б) родословных;
в) особенностей обмена веществ.

6. При вступлении в брак резус-отрицательной женщины и резус-положительного мужчины возникает резус-конфликт. Укажите последовательность происходящих при этом событий:

а) плод выделяет в кровеносную систему матери антигены;
б) плод наследует резус-положительную кровь;
в) материнские антитела разрушают эритроциты
плода;
г) в организме матери вырабатываются антитела.

7. Наследственные с генетической точки зрения заболевания человека – это:

а) модификационные изменения;
б) изменения фенотипа, не связанные с изменениями генотипа;
в) мутации;
г) реакции на изменение среды обитания, не зависящие от генотипа.

1. Можно ли утверждать, что основными трудностями в изучении наследственности человека являются:

а) неприменимость генетических законов к человеку;
б) невозможность проведения прямых экспериментов;
в) сложность контроля за развитием потомков от разных браков;
г) сравнительно большое число хромосом.

2. С помощью цитогенетического метода изучения наследственности человека исследуют:

а) родословную семьи;
б) распространение признака в большой популяции людей;
в) хромосомный набор и отдельные хромосомы;
г) развитие признаков у близнецов.

3. Метод окрашивания и изучения под микроскопом хромосом называется:

а) цитогенетический;
б) генеалогический;
в) близнецовый;
г) биохимический.

4. Совокупность всех генов организма – это:

а) фенотип;
б) генотип;
в) кариотип.

5. В результате изменения последовательности расположения нуклеотидов в молекуле ДНК возникают:

а) генные мутации;
б) хромосомные мутации;
в) соматические мутации;
г) различные модификации.

6. Гемофилия, ген которой расположен в половых хромосомах, чаще проявляется у мужчин, так как этот ген находится в:

а) Y-хромосоме, а гемофилия – это рецессивный признак;
б) Х-хромосоме, а гемофилия – это рецессивный признак;
в) Y-хромосоме, а гемофилия – это доминантный признак;
г) Х-хромосоме, а гемофилия – это доминантный признак.

7. Причинами врожденных аномалий могут быть:

а) алкоголизм;
б) прием лекарств во время беременности;
в) высокий радиационный фон;
г) наркомания.

1. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1994.
2. Рувинский А.О. Общая биология. – М.: Просвещение, 1993.
3. Беляев Д.К. Общая биология. – М.: Просвещение, 1999.
4. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.
5. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по общей биологии. – М.: Лист, 1999.
6. Никитин Ю.П. и др. Клинико-генеалогический метод в медицинской генетике. – М.: Наука, 1993.
7. Давиденкова Е.Ф. Клиническая генетика. – М.: Медицина, 1990.
8. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. – М.: Просвещение, 1981.

Источник:
Введение в генетику человека, или То, что я еще не знаю, но должен знать
Введение в генетику человека, или То, что я еще не знаю, но должен знать Слайды (слайд-альбом «Цитология и генетика») и печатный материал на пленках по теме урока; слайд-проектор и кодоскоп.
http://bio.1september.ru/article.php?ID=200101102

Сцепленное с полом наследование

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Как говорилось ранее, следует хорошо различать такие понятия как просто «сцепленное наследование» и «сцепленное с полом наследование». «Мухи — отдельно, котлеты — отдельно!».

Понятием «сцепленное наследование» мы характеризуем наследование признак ОВ как минимум сразу двух , находящихся в любой одной хромосоме (аутосоме или половой хромосоме). То есть при образовании гамет при мейозе они окажутся вместе, так как сцеплены друг с другом .

Если же изучаемый признак (не обязательно два или более, да хоть один) локализован в единственной «паре» половых хромосом (ХХ или ХY) то его наследование, в зависимости от того в отцовском или материнском организме он находится, будет происходить по разному . При этом и количество разнополых потомков, оказавшихся обладателями данного признака, будет различным .

Поэтому должно быть совершенно понятно: а) когда в задаче на дигибридное скрещивание вовсе ничего не говорится о разном количественном наследовании изучаемых признаков у рожденных особей мужского и женского пола, значит эта задача может быть или на независимое наследование (по Менделю), или на сцепленное наследование (по Моргану); б) когда в задаче (не обязательно на дигибридное скрещивание, может быть и на моногибридное) сказано, что количество рожденных особей мужского и женского пола по изучаемому признаку различается, то эта задача является именно примером наследования, сцепленного с полом .

* Почему так происходит?

* Как легко научиться понимать задачи на наследование, сцепленное с полом?

* Примеры задач с подробным объяснением вы найдете в моей книге «Как научиться решать задачи по генетике»

Задача 1. Про наследование дальтонизма у человека

Составьте схему, иллюстрирующую текст, приведенный ниже, показав генотипы и характер наследования дальтонизма.

Если женщина, страдающая цветовой слепотой, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, то у их детей наблюдается очень своеобразная картина перекрестного наследования: все дочери от такого брака получат признак отца, то есть они имеют нормальное зрение, а все сыновья, получая признак матери, страдают цветовой слепотой (d — дальтонизм, сцепленный с Х-хромосомой). В том же случае, когда наоборот, отец является дальтоником, а мать имеет нормальное зрение, все дети оказываются нормальными. В отдельных браках, где мать и отец обладают нормальным зрением половина сыновей может оказаться пораженными цветовой слепотой. В основном наличие цветовой слепоты чаще встречается у мужчин.

Задача 2. Если рахитом страдает мужчина, то здоровыми могут быть только мальчики

У человека недостаток фосфора в крови, вызывающий специфическую форму рахита, зависит от доминантного гена (А), сцепленного с полом, а близорукость — от доминантного аутосомного гена (В). Здоровая женщина, гетерозиготная по гену близорукости, вступает в брак с мужчиной, который страдает рахитом, но имеет нормальное зрение. Оцените вероятность рождения ребенка без этих недостатков.

Задача 3. Как получить «золотую» курицу

Серебристую курицу из породы виандот скрестили с золотистым (коричневым) петухом породы леггорн. Определите численное соотношение расщепления гибридов по генотипу и фенотипу (по полу и окраске птиц). Ген серебристой окраски доминирует над геном золотистой окраски и находится в Х-хромосоме. Генетическая формула определения пола у птиц иная, чем у млекопитающих: у курицы — ХУ, у петуха ХХ.

Задача 4. Как по оперению цыплят можно заранее знать их пол

у кур гены, влияющие на окраску оперения, локализованы в Х-хромосоме. У одной из пород кур ген серебристого оперения (А) доминирует над геном золотистого оперения (а). С каким генотипом следует подбирать кур и петухов, чтобы определять пол цыплят по оперению?

Задача 5. Снова про кур с геном, вызывающим гибель эмбрионов

У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (Х a ), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. При скрещивании гетерозиготного по этому признаку самца с самкой появилось потомство (у птиц гетерогаметный пол — женский). Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей, возможного потомства и соотношение по полу выживших цыплят.

Задача 6. Курочка Ряба — совсем не просто

При скрещивании рябых петухов с не рябыми курами все петушки и курочки первого поколения оказались рябыми, а в обратном реципрокном скрещивании в первом поколении петушки были рябые, а курочки – не рябые. Во втором поколении от этого скрещивания было получено 29 рябых и 31 не рябой цыпленок обоего пола. Объясните полученные результаты, если ген рябой окраски у кур является доминантным и находится в Х хромосоме, а гомогаметным у птиц являются особи мужского пола. Определите генотипы исходных птиц.

Задача 7. Наследование гемофилии и дальтонизма (с кроссинговером)

Известно, что гены гемофилии и дальтонизма – рецессивные и локализованы в Х-хромосоме на расстоянии 9,8 морганиды. Здоровая девушка, мать которой – дальтоник, а отец – гемофилик, выходит замуж за здорового мужчину. Определите, какова вероятность (%) появления в этой семье среди сыновей ребенка, страдающего двумя заболеваниями одновременно?

Задача 8. Про мух (с кроссинговером)

У дрозофилы рецессивный ген белоглазия w (white) находится в Х-хромосоме, в локусе 1.5, а доминантный ген измененной формы брюшка A (Abnormal) – в локусе 4.5 той же хромосомы. Определите типы и соотношение гамет у гетерозиготной самки дрозофилы (гены w и A сцеплены в одной Х хромосоме) и белоглазого самца с нормальным брюшком.

Задача 9. Про черепаховую окраску у кошек

у кошек длинные ноги доминируют на короткими и признак локализован в аутосоме. Окрас сцеплен с Х хромосомой.при этом черный цвет доминирует над рыжим. Длинноногая гетерозиготная черепаховая кошка была скрещена с рыжим котом, который имеет гетерозиготные длинные ноги. а)Какова вероятность появления коротконогих черепаховых кошечек? б)Какова вероятность появления длинноногих рыжих котят? (Как видите, и такие «не стыковки» случаются в условиях задач: на самом деле рыжая окраска шерсти у кошек доминирует над черной)

Задача 10. Про бабочек красивых и не очень

Известно, что у бабочек гетерогаметным полом являются самки. Определите какой процент короткоусых однотонно окрашенных особей среди самок можно ожидать от скрещивания дигетерозиготного длинноусого самца однотонной окраски с гетерозиготной длинноусой самкой однотонной окраски, если признак наличия пятен сцеплен с Х хромосомой.

Задача 11. Как определить по линии отца или матери мальчик унаследовал ген гемофилии

Женщина со второй группой крови и нормальной свертываемостью вышла замуж за здорового мужчину с третьей группой. От этого брака было 3 ребенка : 1 — здоровая девочка, вторая группа крови; 2 — здоровый мальчик, первая группа крови; 3 — гемофилик мальчик, вторая группу крови. Известно, что родители мужа и жены были здоровы. Объясните, от кого из них один из мальчиков мог унаследовать ген гемофилии? Определите генотипы всех членов семьи.

Решения этих задач подробно разбираются в моей платной книге «Как научиться решать задачи по генетике«.

У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, обращайтесь в комментарии. У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Источник:
Сцепленное с полом наследование
В статье дается разъяснение: как различать такие понятия как "сцепленное наследование" и "наследование, сцепленное с полом ".
https://www.biorepet-ufa.ru/reshenie-geneticheskix-zadach/sceplennoe-s-polom-nasledovanie.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Если мужчина лев не звонит Как ведет себя мужчина-Лев, если он влюблен?Иногда женщине сложно разгадать поведение понравившегося ей мужчины. Разобраться… (4)

Как сделать так чтобы бывшая девушка сама захотела вернуться Как сделать, чтобы бывшая вернулась?Как вернуть любимую девушку, от которой ушел - способы, советы, психология… (4)

Романтические письма любимым Красивые эротические письма любимому мужчине - интимные посланияКрасивые эротические письма любимому мужчине - интимные послания… (4)

Если мужчина козерог игнорирует Если мужчина игнорирует женщину, не отвечает на смс, она ему безразлична?Если мужчина игнорирует женщину, не… (4)

Что чувствует мужчина когда он внутри женщины Что чувствует мужчина когда входит в женщину? Космическое блаженство и радость обладания. Вкус добычи и… (3)

COMMENTS