Честолюбие и тщеславие разница

Гордость, тщеславие и самолюбие

В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и должно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и тщеславие бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

21 марта 2013 г.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Из наставлений старца Арсения (Папачока)

Гордость – безобразная и нечистая страсть! Бог и слышать не хочет о гордом человеке! Он оставляет его, и тот превращается в великую мерзость; отнимает у него чувство прекрасного, оставляет его блуждать в хаосе по всяческой грязи закоулков мира. Нет у него уже образа, нет подобия, ни здравого рассудка. Правду говорят святые отцы: «Где случилось падение, там прежде поработала гордость». Искушения, находящие на гордых Искушения, находящие на гордых

Архимандрит Клеопа (Илие)

Искушений, которым попускает Бог, брат Иоанн, найти на гордых, намного больше, и они намного тяжелее, чем искушения, находящие на смиренных. Потому мы должны непрестанно молить Благого Бога, да удостоит Он и нас дара смирения, чтобы нам до последнего дыхания идти путем смиренномудрых. Что такое гордость и из чего она рождается Что такое гордость и из чего она рождается

Архимандрит Клеопа (Илие)

Гордость имеет обыкновение зарождаться в уме человека главным образом на следующих основаниях: самолюбии, тщеславии, самомнении, незнании себя, неразумном и неумеренном посте, обособленности жизни, то есть самочинии, когда человек живет своим умом и не просит совета у других. Восемь смертных грехов и борьба с ними» src=»http://pravoslavie.ru/sas/image/100213/21356.x.jpg» /> Ч. 12. Гордыня

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров Восемь смертных грехов и борьба с ними» src=»http://pravoslavie.ru/sas/image/100213/21356.x.jpg» /> Часть 12. Гордыня

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Священник Павел Гумеров

Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Восемь смертных грехов и борьба с ними» src=»http://pravoslavie.ru/sas/image/100212/21298.x.jpg» /> Ч. 11. Тщеславие

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров Восемь смертных грехов и борьба с ними» src=»http://pravoslavie.ru/sas/image/100212/21298.x.jpg» /> Часть 11. Тщеславие

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Священник Павел Гумеров

Начинается тщеславие с мелочей: кому-то похвастались добрым делом, где-то с радостью приняли похвалу и лесть. А там уже недалеко до того, чтобы страсть поселилась в нашей душе. Чтобы этого не произошло, будем гасить тщеславие в самом начале, относиться к своей персоне критично и почаще произносить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему». О смирении и гордости О смирении и гордости

Преподобный Ефрем Сирин

Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи — смирение. Оружие лукавого — гордость, ею умертвил он отца нашего Адама; ею умерщвляет и всех чад его. А оружие Господа нашего — смирение, это оружие уготовил Он на лукавого, им низверг сатану с высоты самоуправного владычества. Как отличать тщеславие от гордости, уныние от грусти и скорби? Как отличать тщеславие от гордости, уныние от грусти и скорби?

священник Афанасий Гумеров

Как отличать тщеславие от гордости, уныние от грусти и скорби?

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Тщеславие, гордыня и унижение

Тщеславие ничтожества

Тщеславие – это способ обмануть себя, получив удовлетворение от иллюзии собственного величия. На запущенных стадиях тщеславие перерастает в звездную болезнь и далее в манию величия – самодовольную паранойю, с которой человеку на пустом месте мерещится собственное могущество, красота и гениальность. Все это – обратная сторона унижения. Тщеславие – это возвеличенная низость.

Порой, когда мы просим о помощи, или когда нам эту помощь предлагают без нашей просьбы, мы можем переживать унижение, потому что в наших головах сидит штамп, что помощь требуется слабым, беспомощным, или неполноценным членам общества. Иной гордец не попросит о помощи, даже если от этого зависит чья-то жизнь.

Нас унижают не столько «короли», сколько люди равные нам, но в своем тщеславии, возомнившие себя королями. И если так происходит, значит, наше положение – ниже среднего, в нашу сторону можно плевать и выливать помои, пока мы это позволяем. В определенном смысле желание быть «выше» других – это и есть низость, которая пытается возвыситься за чужой счет.

Тщеславное ничтожество радуется чужой боли, становится «энергетическим» вампиром, который питается чужим страданием. Ничтожество выискивает больные места людей, чтобы почувствовать власть над ними. Отсюда растут ноги в том числе: у эгоизма, снобизма, честолюбия, гордыни, звездной болезни и чувства собственной важности. Надевая все эти напыщенные маски, мы бравируем перед собственным унижением внутри себя. Возвеличиваем себя до небес, втаптывая в грязь собственное подавленное ничтожество. Так мы создаем и поддерживаем внутренний психический раскол, в котором наше величие является обратной стороной нашей ничтожности.

Когда человек переживает унижение длительное время, он теряет самоуважение, а самооценка становится заниженной. Он закрывается от окружающих, прячет свою боль, защищаясь маской ложной личности, которая искусственно сконструирована, чтобы спрятать психическую травму. По мере нарастания внутреннего раскола, психика становится все менее устойчивой, и человек пребывает в непрерывном напряжении, потому что не может быть собой, не может раскрыть ни другим, ни даже самому себе свое нутро, изуродованное кровоточащей раной унижения.

С такой раной в душе человек болезненно воспринимает любую критику, случайно услышанный посторонний смех принимает на свой счет, как насмешку, и даже невинное замечание ему напоминает о подавленном унижении.

Сторонний критик при этом иногда воспринимается так, словно он раскусил униженного, выявил его тайну о психической ране в душе, залез под кожу, и, узнав слабое место, уколол в самый его эпицентр.

Все это – персональные галлюцинации раненой души. Именно поэтому психотерапевт, выслушивая клиента, в какой-то подходящий момент может задать вопрос о сходных случаях из прошлого. Быть может, в далеком детстве, когда ребенок был не в силах переварить унижение, это переживание было вытеснено в его бессознательное. А в бессознательном душевные раны не заживают, а продолжают кровоточить. Чтобы исцелиться, необходимо терпеливо раскрываться, устраняя все ложные личины, смотреть в лицо собственным страхам.

Неудивительно, что даже невинная критика может вызывать в раненой душе ненависть. Униженный и тщеславный человек падок на лесть, и крайне зависим от мнения окружающих, чем окружающие иногда сознательно, или бессознательно пользуются. Некогда униженный человек часто перестраховывается, защищаясь даже там, где нападением и не пахло, от чего кажется безосновательно резким и агрессивным.

Чем более запущенная «ситуация», тем сильней человек напряжен, тем сложней ему общаться с другими людьми, тем более одиноким, порой, человек себя чувствует. В такой ситуации роль психолога может оказаться незаменимой. Страдающему человеку необходимо, чтобы его просто выслушали, позволили быть собой, приняли без всяких оценок, чутко и с уважением к его сущности.

Влюбленность с такой раной в душе может стать крайне болезненным опытом, наполненным каскадом труднопреодолимых иллюзий. Болезненное самолюбие проецирует на возлюбленного радость возможного приятия израненной души. На расставание, или невозможность быть в обществе возлюбленного проецируется душевная рана. Иными словами человек, живущий с раной подавленного унижения, склонен приписывать боль от этой раны разлуке с объектом своей «любви». По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «привязанность».

На противоположном полюсе болезненной психике удобно приписывать внутреннее самовозвеличивание «победам» на любовном фронте. Такой человек в отношениях не столько строит отношения, сколько самоутверждается, пытается доказать себе очередной победой, что он – не жалкое ничтожество. И если этому самоутверждению сопротивляются, «любовь» внезапно обращается в ненависть.

За что мы ненавидим возлюбленного? Он не стал тешить наше самолюбие, не стал возвеличивать нашу персону, показал, что мы недостойны такого отношения, и поэтому наше тщеславное величество впадает в другую крайность – унижение. К любви примешивается ненависть, потому что отказ во взаимности растаптывает гордыню, которая на деле была всего лишь прикрытием для собственного внутреннего ничтожества.

И кстати, чем сильней возлюбленный втоптал нашу гордыню в грязь, тем сильней мы его «любим»! Помните? Одна крайность поддерживает и укрепляет другую. Такая разновидность болезненной «любви» идет рука об руку с тщеславием, ненавистью и унижением.

Напомню, что речь идет вовсе не о какой-то реальной ничтожности, а всего лишь о его противоречивых чувствах и догадках на свой собственный счет. Все это мы делаем сами с собою. Так работают психические механизмы двойственности. Мы сами втаптываем себя в грязь, чтобы затем возвеличиться. От таких душевных «ран» в разной степени страдает большинство из нас.

Вся наша цивилизация держится на самоутверждении собственной никчемности. Вспомните свое детство. Нам всегда нравились герои, которые тешили свое самолюбие особенно искусно. Чем круче герой, тем виртуознее он возвеличивает свое эго: нерушимый терминатор, или могущественный Нео, побеждающий невротика Смита, Золушка, пробившаяся из низов общества прямиком к принцу, Барби, рожденная в богатстве и роскоши розового гламура.

Чего стоит одна сказка Пушкина о волшебном зеркале! Гордой царице лукавое зеркало внушило, что она «на свете всех милей». И вот, вокруг заниженной самооценки царицы завязалась целая заварушка! «Жестокую» правду о том, что молодая царевна красивее, болезненная психика царицы не смогла воспринять разумно, и чтобы удержать свой имидж на высоте, царица была готова пуститься «во все тяжкие». Перечислять можно бесконечно. В каждой истории найдется подходящий пример.

А величайшими мастерами в этом нелегком деле тщеславного самовозвеличивания мы становимся на духовном пути, когда, отрекаясь от гордыни, мы тешим именно ее – гордыню на все более изощренных и утонченных уровнях. Полагаю, и к этому стоит относиться со спокойным пониманием.

Продолжительный опыт унижения не означает, что на личности можно поставить крест. Наоборот, преодолевая дисбаланс, мы обретаем мудрость и становимся сильней, чем могли стать без этого закаляющего опыта. Все психические «болезни» преодолимы. Наши слабости – просто те психические «мышцы», над которыми необходимо поработать в первую очередь, обращая слабость в силу.

Часто, когда мы видим, как критикуют других, то можем легко распознать субъективность критика. Но если критикуют нашу персону, то начинаем принимать критику всерьез. Происходит своеобразная «сцепка», когда галлюцинации критика как бы совпадают с галлюцинациями унижающегося.

Например, доминирующий босс отчитывает подчиненного, доходя до самодурства, возвышается над человеком, который от него зависит. А подчиненный, активно участвуя в «игре» не на равных, унижается, утверждаясь в позиции слабого менеджера младшего звена. Подчиненный воспринимает это как «объективную» реальность, «общее» пространство, в котором происходит этот единый процесс унижения и возвышения между двумя субъектами. Все это ощущается настолько реалистично, словно действительно является объективной реальностью. И ответная ненависть к боссу, также, кажется оправданной и уместной.

Однако вся эта ситуация происходит в голове подчиненного. Нет никакой «объективной» реальности, где босс в роли альфа-самца унижает подчиненного. Все это – субъективное восприятие, двойственные игры разума, которые большинство людей проигрывают ежедневно в своих головах.

Что реально происходит в голове босса – не имеет значения. Субъективные переживания босса не выходят за пределы его головы. Если босс прилюдно мастурбирует тешит свое самолюбие – это его «национальная» проблема. Подчиненный лишь слышит тембр голоса, видит мимику, и характеризует все это сообразно своему жизненному опыту. И если в его опыте есть психотравма унижения, она закономерно проецируется в новой сходной ситуации.

В психологии существует термин «классическое обусловливание», которым обозначают процесс выработки условного рефлекса. Возможно, Вы слышали анекдот про лабораторных обезьян?

Беседуют две обезьяны в клетке:

– Подруга, а что такое условный рефлекс?

– Ну, как бы это тебе объяснить… Вот видишь этот рычаг? Как только я его нажимаю, так вот этот человек в белом халате сразу подходит и дает мне кусочек сахара!

Условные рефлексы проявляются, когда, например, мы реагируем на нейтральную ситуацию эмоционально, потому что в нашей голове она ассоциируется с другой ситуацией из прошлого, где мы уже проявляли именно эти эмоции.

То есть, когда подчиненный ненавидит Босса, возможно, на самом деле он ненавидит своего отца, или хулигана-одноклассника, который в прошлом подчинял нашего подчиненного, подавляя его психику. Возможно, замечания босса были невинными, но какие-то неуловимо схожие оттенки его действий пробудили подавленные чувства в подчиненном, и вызвали неадекватную реакцию.

Именно поэтому целесообразно поддерживать здоровую самооценку у ребенка, потому что детское сознание еще не в силах осознавать в полной мере иллюзорность психической двойственности. Травмы, нанесенные в раннем детстве подавляются в бессознательное, и могут преследовать личность всю жизнь. Ведь именно в детстве вырабатываются наши базовые представления о мире и обществе. Поменять их в зрелом возрасте крайне сложно.

Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам.

Гордыня — эхо былого унижения.

Не унижайся ни перед кем: не смотри ни на кого свысока!

Если ты не унизил себя сам, ничто не в силах тебя унизить.

Иногда унижение выбирают сознательно по разным причинам. Для некоторых унижение – это своего рода психологический экстрим, который дает освобождающее ощущение раскованности, преодоления границ и свободы от страха.

Что-то схожее, с характерным приливом адреналина ощущают любители экстремальных видов спорта, например, во время прыжков с парашютом. Раскованность чувств дает ощущение, когда «море по колено».

В иных случаях некоторым людям нравится чувствовать себя подчиненной вещью, с которой хозяин сделает все, что захочет. Это, я полагаю, является искаженной потребностью в приятии и доверии, в чем-то аналогичного доверию ребенка по отношению к родителям.

Выше я уже говорил, что унижение является обратной стороной тщеславия. Возможно, люди, наделенные большой властью над другими (начальники, боссы и пр.), чтобы сгладить самооценку и разрядить напряжение, могут сознательно выбирать унижение.

В нашем обществе даже существует отдельная психосексуальная субкультура «БДСМ», которая основывается на унижении и господстве в сексуальных отношениях. Последователи «БДСМ» возбуждаются и разряжают эмоциональную напряженность, нарушая в своих ролевых играх социальные условности и табу.

Иногда унижаются, чтобы манипулировать тщеславием другого человека, которого своим унижением возвышают. Например, унижаясь, человек в роли слабого просто стремится снять с себя ответственность, чтобы оставить все сложные дела для «сильной» личности, падкой к лести и тщеславию. Унижающийся при этом, может считать себя умней, коль ему удалось своими «хитрыми» манипуляциями добиться желаемого. Или унижающийся просто хочет жалости, и жаждет вечно оставаться в зоне комфорта, где ему удобно быть беспомощным и слабым.

Нищие и попрошайки, также, играют на жалости к их унизительному положению. Говорят, некоторые из этих «нищих» зарабатывают унижением куда приличней своих благодетелей.

Иногда люди приходят к сознательному унижению, чтобы избежать наказания от господствующего авторитета. Если авторитет ведется на «игру», он также, в своей психике увеличивает раскол, раскачивая маятник тщеславия и унижения.

Еще один, достаточно редкий вариант сознательного унижения – с духовной целью усмирения гордыни и тщеславия. Но с такой целью человек не столько унижается, сколько учится проявлять смирение. И такое смирение, я считаю, не следует смешивать с унижением. Обыденное унижение – это всегда определенного рода самообман и неприятие происходящей ситуации. Смирение на духовном пути, напротив, связано с приятием происходящей жизни. Унижение отличается от смирения – так же, как невроз от святости.

Понимание того, как действует наша психика, как мы привязываемся к маятнику унижения и тщеславия, помогает привлечь внимание к этим психическим механизмам. Но даже их сознательное понимание еще не гарантирует полного освобождения от этих переживаний. Могу судить по своему опыту.

Инерция – словно один из ключевых законов ума. Ум без привычек – это ум Будды. А если человек утверждает, что у него нет гордыни и чувства собственной важности, скорей всего, это значит, что гордыня у него развита столь сильно, что мешает человеку признать ее же наличие.

Выход из этой болезненной двойственности – самопознание, усердная систематическая осознанность, чуткость и внимательность к проявлениям собственной психики. Чтобы не включаться в эту игру, будьте честны с собою. Так ли важно, что руководит другими людьми? Что руководит Вами?

Если вы не играете в тщеславие и унижение, вас становится скучно унижать. Не получая желаемого результата, мелкий тиран перестает доставать своим болезненным самолюбием.

Если вы умеете смеяться над собой, никто не сможет посмеяться над вами. Человек унижается не когда кланяется, а когда ощущает унижение. Само переживание унижения – признак внутреннего раскола.

Сильный – не тот, кто возвышается, а тот, у кого в этом более нет потребности. Вполне можно быть успешным и преуспевающим человеком, не становясь при этом тщеславным идиотом. Такие импульсы в себе стоит внимательно исследовать, чтобы те гасли на корню. Тщеславие – это лишь игра в силу и реальный внутренний раскол. Истинная сила – это наша здоровая психика, созидательная воля, наработанные способности и таланты.

Статья “Тщеславие, гордыня и унижение” написана специально для progressman.ru

При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Адрес документа на сайте: progressman.ru/ humiliation /

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке .

>а порой и единственная мотивация для саморазвития

Думаете на таком топливе далеко уедешь,Игорь?

>Стараться быть лучше других, играя по правилам

А статья класс,и анекдот прикольный:-)

Если тебя унижают, важно помнить: достойный и уверенный в себе человек никогда не будет этого делать — не надо реагировать на того, кто вымещает на тебе свои проблемы, неудачи и комплексы.

\Влюбленность с такой раной в душе может стать крайне болезненным опытом, наполненным каскадом труднопреодолимых иллюзий. Болезненное самолюбие проецирует на возлюбленного радость возможного приятия израненной души.\

И что первично: восприятие или основания тому? Как правило, «израненные души» почему-то сами тяготеют к тому, что их не окрыляет, а ранит (в их собственном понимании): ревнивый (ая), как правило выбирает дерзкую (го) и красивую (го), неуверенная (ый) в себе — недоступного (ую) и т.д.

P.S.: Хорошая и полезная статья

Супер!)) Чем нравятся ваши статьи, что в них вообще нет воды, все четко, сжато и главное понятно. Я внимательно прочитала, пытаясь через себя пропустить и сопоставить эту двойственность, которая выражается почти во всех событиях жизни, во всех реакциях на мир и людей. Вот это прям зацепило:

Получается, что все, что происходит, пропускается через призму наших значений и мы интерпретируем происходящее сами,впадая потом то в одно состояние, то в другое, и даже не отслеживаем порой, а что мы вообще делаем с собой? Научиться бы вообще никак ничего не оценивать, это было бы наверное клёва))))

Спасибо за ваши раскладывания всего по полочкам, Игорь, и за понятную простоту изложения, без всяких притязаний и умствований )) Чем больше читаю ваши статьи, тем сильнее сдвигается восприятие вещей в другие плоскости, что вызывает порой гомерический хохот по поводу того, как всё устроено))))))

Почему-то цитата испарилась)) ну там, где пример про босса и подчиненного))думаю, поймете, какой кусочек я имела в виду..

Ужас, какие же мы, люди — бедные 🙁

>>а порой и единственная мотивация для саморазвития

>Думаете на таком топливе далеко уедешь,Игорь?

До третьего этапа: progressman.ru/2009/08/levelup/

>>Стараться быть лучше других, играя по правилам

Ну, скажем, едут два велосипедиста к финишу. И если рассчитывают на силу ног, побеждает — сильнейший. А если один другому палки в колеса вставляет, может победить подлость. В жизни обычно все немного сложней.)

Frina, спасибо за отзыв. Про пример, — понял.)

>И что первично: восприятие или основания тому?

Что первично, дерево (которое, сталкиваясь с нашими лбами, своей твердостью «доказывает» реальность), или наше восприятие дерева деревом, лба лбом, ситуации как проблемы, или, например, как приключения?

Виктор А, progressman.ru/2009/03/o-tebe/

7000-й комментарий в блоге 🙂

Нет, все-таки удивительное состояние возникает,когда находишься на вашем сайте, Игорь))какой-то покой и одновременно тихая радость бытия. Может потому, что через пару минут приходит некая простота восприятия всего, что окружает, и смутные тревоги просто созерцаешь, как нечто, приходящее в виде сигналов. И считывание их целиком зависит от того, с какого угла зрения я на это смотрю в каждый момент времени, в какую форму облекаю. Насколько я зацеплена за это вот сейчас. Постепенно, по мере чтения статьи (любой причем), погружаешься в тот слой, в котором ты ничего не делаешь, а просто смотришь на игру теней, на появляющиеся из ниоткуда волны и вибрации, которые проходят сквозь меня, и стоит только сделать один шаг в сторону создания рамок и определений и вот..игра началась)вот тебе персонажи и декорации, цвета и отклики звуков, и ты плавно смещаешься из наблюдателя в сам процесс)

Чёт захотелось написать про это))

Frina, просто у вас такой этап. А сайт — лишь подходящая декорация.)

Frina вы прекрасный и замечательный человек, и я искренне завидую вашему внутреннему миру. А лично вас помимо дружеского рукопожатия, искренне вас обнимаю, да вы великолепны.

На этой странице вы можете ознакомиться с условиями, на которых я провожу консультации по скайпу.

Честолюбие и тщеславие разница

Тщеславие – одна из восьми главных страстей, стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе.

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, в чём заключается страсть тщеславия и какие грехи рождаются от неё:

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Мф. 6, 16-18)

«Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10).

«Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» ( Пс. 113, 9)

«От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор». (Иез. 28, 17)

Тщеславие – это наиболее многоликая, тонкая, коварная, скрытая от человека страсть, которая искушает человека не только с плотской, но и с духовной стороны и уловляет его, приражаясь не только к его грехам, но даже и к его добродетелям.

4. Проявления тщеславия. Как распознать в себе эту страсть?

Когда страсть тщеславия начинает развиваться, человек делает добрые дела не ради Бога, не самоотверженно, а ради удовлетворения своего самолюбия, втайне красуясь перед собой своей «добротой» и своими «подвигами», или для того, чтобы получить похвалу от окружающих. В результате всё его устроение получает ложное направление.

5. Губительность тщеславия. Источники и порождения страсти

Тщеславие возникает и крепнет в душе от непонимания глубины грехопадения человека, от неведения того, что всё благое имеет источником Бога , и только Его одного, что человек сам своими силами не может сделать ничего доброго , как говорит и Сам Иисус Христос:

Тщеславие лишает человека всех плодов его трудов, превращая их в ничто, о чём пишут святые отцы:

Св. Феофан Затворник пишет о том, какой духовный вред приносит человеку похвала:

Часто спрашивают, что плохого в том, чтобы немножечко похвалить себя за какое-либо неплохо сделанное дело, поддержать, утешить себя такой похвалой, особенно в трудную минуту. Тут важно знать, что это «утешение» таит в себе противоположное — семя страстей, скорбь, лишает нас единого истинного Утешителя. По святоотеческому учению, любая похвала самого себя ведёт к потере благодати, к самообольщению, к прелести, к искушению и падению в том, в чём мы сами себя хвалили. Правильно будет хвалить не себя, а воздать славу Богу за то, что мы сделали доброго, себя же укорить в том, что мы могли бы сделать это и лучше, но не сумели из-за своей повреждённости грехом. Славословие Бога привлекает к нам Божию благодать, просвещающую и укрепляющую душу, и содействует всему доброму в нас.

Как мы уже читали у святых отцов, тщеславие ослепляет ум человека . В его кривом зеркале он видит себя исполненным всяких заслуг и добродетелей, праведником, не нуждающемся во враче, не нуждающемся в Спасителе, — он не в состоянии увидеть своих грехов, а значит и покаяться в них и покаянием получить исцеление от Бога. И таким образом он остаётся рабом страстей, думая, что уже спасён своими мнимыми добродетелями.

Противостоит страсти тщеславия и побеждает её добродетель смирения, говорят святые отцы.

Преп. Варсануфий и Иоанн учат рассуждению в борьбе с тщеславием:

Преп. Иоанн Лествичник:

13. Борьба со тщеславием не прекращается до самой смерти

Схииг. Иоанн (Алексеев):

Смирение — добродетель, противоположная тщеславию, оно побеждает все страсти, побеждает оно и тщеславие.

Преп. Варсануфий и Иоанн учат о добродетели смирения, побеждающей тщеславие:

Симфония по творениям преп. Варсануфия и Иоанна:

Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях. — Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию, собеседования отцов, пребывавших в скитской пустыне

Старец Паисий Святогорец.Слова. Том V. «Страсти и добродетели»:

Евагрий Понтийский. О помыслах:

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Честолюбие и тщеславие – тонкая грань

Честолюбие — это стремление человека действовать лучше других и получать лучшие результаты. Честолюбие в оптимальном количестве необходимо каждому человеку, кто активно действует в жизни. Причем, у хорошо воспитанного человека честолюбие внешне может не быть заметно. Человек выглядит скромным и застенчивым, но он действует под руководством честолюбия и тщеславия.

Под тщеславием понимается стремление к успеху и славе, жажда признания и вознаграждения, а также любовь к красивой жизни. В принципе, в той или иной мере это качество свойственно всем людям, ибо все мы больше всего любим СЕБЯ и боимся показаться хуже, чем думаем о себе. Положительное тщеславие – источник движущей силы, оно стимулирует на большие дела и достижения успеха. Оно способно изменять человека, его мотивы и даже характер. Именно тщеславие заставляет встать с дивана и начать что-то делать. Вот эта сторона тщеславия и называется честолюбием.

Такое тщеславие – одна из движущих сил успешных людей. И в то же время в религии оно считается одним из основных пороков. Давайте и мы поближе рассмотрим это качество, и познакомимся с тем, что надо делать, чтобы тщеславие светило для вас своей лучшей стороной и не предоставляло лишних хлопот.

Тщеславие имеет очень тонкую грань. И оборотная сторона его – пустая показуха. Тщеславный человек старается казаться, а не быть, потому что завидует тем, у кого что-то есть, чего нет у него. А у него всегда есть причины для оправдания. И еще такой человек очень любит лесть. Он считает себя неповторимым.

Такое тщеславие отпугивает людей и они стараются быть подальше от него. Ибо с таким человеком тяжело общаться. Ведь его интересует только его собственная персона. Его речь пестрит словами “я”, “у меня”, “мне”. И все это вызывает раздражение и отчуждение. О таком человеке часто говорят, что он зазвездился, т.е. заболел “звездной болезнью”.

Особенно “звездная болезнь” проявляется в мире искусства, шоу-бизнеса и большого спорта. Очень часто на алтарь успеха кладутся лучшие годы жизни, здоровье и семья. Например, известный оперный певец прямо говорит, что ради карьеры он принесет в жертву семью, пение и музыка — вот что главное в его жизни. Профессиональные спортсмены отдают свое детство, молодость и здоровье ради кружка на грудь. А сколько интриг крутится ради тщеславия! Часто даже специально создают скандалы, чтобы продержаться хотя бы немного на вершине звездного олимпа. Тщеславие для них как наркотик.

Можно выделить два основных вида тщеславия — интеллектуальное и духовное.

Интеллектуальное тщеславие — это уверенность, что только ты все знаешь и только ты прав. Человек не выносит, когда другие говорят свое мнение, он постоянно прерывает их, ведь прав он. Ведя беседу, он делает все возможное, чтобы овладеть вниманием окружающих. И еще он очень любит говорить: “Я так и знал!”. Как сказал Поуп,

в каждом человеке столько тщеславия, сколько ему недостает ума.

Духовное тщеславие можно заметить у тех, кто только-только встал на путь духовного развития. Они считают, что нашли “верный путь”, поэтому стоят выше тех, кто еще не с ними. “Ты еще не просветлел, как я” – вот типичная их мысль. Но раскрытие сознание вовсе не означает, что ценность человека возросла. Абсурдно утверждать, что слон – более ценен, чем мышь: и слон, и мышь – разные проявления Природы.

Один музыкант в 20 лет без тени сомнения восклицал: “Только я!”. В 25 он стал говорить более осторожно: “Я… и Моцарт”. В 30 стал осмотрительнее: “Моцарт… и я!”. А с годами к нему пришла мудрость: “Только Моцарт!”.

А.Адлер считал, тщеславие принимает тысячу разнообразных форм. Оно сквозит в саморекламе человека, его желании завоевать авторитет, манере одеваться, говорить, вести себя с другими людьми. Тщеславный человек наполнен собою до такой степени, что в нем не остается места для другого. Д. Джером сравнивал тщеславного человека с петухом, что воображает, будто солнце каждое утро встает только для того, чтобы услышать, как он поет.

Подвержены люди тщеславия зуду,

Попасть в центр внимания прытко спешат,

Те лица, что часто мелькают повсюду,

Обычно бездарностям принадлежат.

чтобы не подхватить

Почему религия так много внимания уделяет тщеславию? Опасность его в том, что оно подкрадывается незаметно. Грань между светлой и темной стороной столь тонка, что ее легко переступить. Надо использовать силу тщеславия в конструктивных целях, для блага себя и других людей. И в тоже время надо быть настороже, чтобы не стать пленником тщеславия.

С тщеславием не надо бороться, но надо помнить, что начинается оно с мелочей. И стараться отслеживать проявление тесной стороны тщеславия в самом начале.

А. Будьте предельно осторожны и вовремя ловите скользкие моменты. Особое внимание следует уделять тем ситуациям,

  1. Когда помогая другим людям, ты ожидаешь похвалы.
  2. Когда появляется обида на критику.

Б. Научитесь вовремя гасить обиду. Если возникает обида на критику, задумайтесь, может, со стороны виднее. Мы всегда представляем себя лучше, чем есть на самом деле. Мы прощаем себе многое, даже то, чего не терпим в других. При обиде всегда надо думать, ведь обида является стимулом личностного роста. Критика понуждает что-то в себе исправлять. Если обиды не собирать, а изменять свое отношение к критике, обиды скоро не будет.

В. Тайно делайте добро . С этой точки зрения очень хочется привести вот эту интересную историю.

В одном из монастырей Греции за трудную работу монахам давали немного денег. Все монахи старались больше трудиться, чтобы иметь возможность отдавать деньги беднякам. Так делали все, за исключением одного монаха. Никто никогда не видел, чтобы он дал кому-нибудь хотя бы копейку. За это его прозвали Жадиной.

Так проходили годы, пока Жадина не ушел в мир иной. И вот тогда, чтобы попрощаться с ним, в монастырь пришли все жители окрестных сел. Монахи были удивлены: что же такого сделал Жадина, что его все так оплакивают. Оказывается, он деньги собирал, а потом покупал самым бедным крестьянам волов, чтобы те могли вспахать землю и вырастить урожай, чтобы их дети не голодали. Он спасал их от нищеты и голода.

Г. Регулярно проверяйте себя.

Время от времени, практикуя три страницы, выполняйте небольшое упражнение:

  1. Переберите в памяти события трех последних дней и составьте список лиц, с которыми вы встречались, говорили, и о которых думали в это время.
  2. Рассмотрите каждый случай отдельно, возникало ли при этом у вас чувство “Я лучше знаю” или “Я лучше”?
  3. Обсудите каждый случай с тем, кого это касается. Если нужно, попросите прощения. Признайтесь, что вы работаете над собой и попросите человека набраться терпения.

Помните о тонкой грани тщеславия и старайтесь ее не переступить. Если у будущего врача будет тщеславное желание: “Я хочу стать отличным врачом”, – то от этого мир только выиграет. Если будущая мать хочет стать прекрасной матерью для своего дитя, от такого тщеславия ее ребенку будет лучше. Если честолюбие учителя не позволяет ему плохо преподавать, то от этого только польза его ученикам. Надо стремиться к высоким достижениям. Но помните слова дьявола из фильма “Адвокат дьявола”: “ Все-таки тщеславие – мой любимый порок! ”.

Это первый пост по данной теме

14 комментариев

ДА у тщеславия много лиц, есть над чем задуматься. Спасибо за статью.

Очень интересная статья, думаю каждый из нас легко найдет знакомых подверженных звездной болезни

Да, испытание «медными трубами» пройти тяжело

Без честолюбия сложно чего-нибудь в жизни добиться, это один из двигателей прогресса. Главное, трезво оценивать себя и не превращать двигатель — честолюбие в тормоз — тщеславие.

Самое трудное — увидеть меру.

Рядом с тщеславием и честолюбием идет еще и гордыня. Она то их и питает, и подталкивает на все новые свершения

Да, но я не ставила цель. описывать все состояния. Материал выкладывается с определенной целью. Скоро вам будет ясно — с какой.

Очень интересная статья, главное уловить эту тонкую грань между положительным тщеславием и его тёмной стороной и стараться никогда её не переступать.

Статья мудрая и содержательная, без всякого сомнения. Хотелось бы добавить лишь, что в основе темной стороны тщеславия лежит зависть,самое отвратительное, что может быть в человеке.

P.S. В предложении:»А сколько интриг крутиться ради тщеславия!», следует писать, на мой взгляд, «крутится».

Не думаю, что зависть порождает тщеславие. В его истоках как раз лежит непомерно раздутое самолюбие, зависимость от мнения других. Зависть же толкает человека на какие-то неблагоприятные поступки, от навета и клеветы до нанесения реального вреда. Хотя и это чувство имеет две стороны. Есть зависть «хорошая», конструктивная, которая толкает на то, что человек превосходит себя, растет, учится.

Благодарю за то, что внимательно читаете. Конечно же, здесь ошибка. Я ее исправила.

Вы пишете, что в истоках тщеславия лежит, в том числе, зависимость от мнения других. Добавил бы, что эта зависимость переплетается самым тесным образом с зависимостью от собственного мнения о других. И еще. Между «белой» завистью и «черной» нет четкой «железобетонной» стены, граница размыта. И вот на этой «серой» почве зависти и прорастает тщеславие. Наконец, прошу обратить внимание на то, как созвучны «зависть» и «зависимость».

Тут не поспоришь. Ибо все, что мы видим, есть отражение того, что есть у нас.

Точно также спору нет о том, что где-то существует четкая граница между понятиями («железобетонная стена»). Аналогично можно спросить :»Два — это куча или нет?». Не люблю я четкого деления: белый, черный, серый. Если кому-то это облегчает восприятие, то на здоровье.

Созвучность слов не всегда истина. Мы сами часто сталкиваемся с этим при изучении иностранных слов.

К сожалению, я не обладаю достаточными знаниями для полного анализа значения слов. Для этого надо знать несколько древних языков, чтобы можно было как-то проводить параллель.

Литература на эту тему тоже найти нелегко. Очень полезна с этой точки зрения книга Цветкова. Но, к сожалению, даже не знаю, закончил ли он свое исследование и опубликовал ли что-то более полное.

Слово «зависть» означает «смотреть», «видеть вдали». «Зависеть» — «висеть», т.е. быть ограниченным в своих действиях.

Тот же Цветков Зависть, как и Благодарность, относит к первичным мотивам, что обуславливают поведение человека. А Зависимость — это уже характеристика состояния.

Источники:
Гордость, тщеславие и самолюбие
Гордость, тщеславие и самолюбие В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам
http://www.pravoslavie.ru/60226.html
Тщеславие, гордыня и унижение
Тщеславие, гордыня и унижение Тщеславие ничтожества Тщеславие – это способ обмануть себя, получив удовлетворение от иллюзии собственного величия. На запущенных стадиях тщеславие перерастает в
http://progressman.ru/2011/08/vanity/
Честолюбие и тщеславие разница
Вера православная
http://www.verapravoslavnaya.ru/?Tsheslavie_-alfavit
Честолюбие и тщеславие – тонкая грань
Честолюбие — стремление делать лучше, добиваться большего. Честолюбие в оптимальном количестве необходимо каждому человеку. Две стороны честолюбия и тщеславия
http://siellon.com/chestolyubie-i-tshheslavie-tonkaya-gran/

(Visited 16 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Что чувствует девушка когда хочет парня Безусловно, самый лучший способ понять, что женщина хочет секса - это когда она подходит и… (3)

Что нельзя говорить мужчине близнецу Чего нельзя говорить мужчинам – как сохранить уважение и любовьЧего нельзя говорить мужчинам – как… (3)

Хорошие слова про жизнь Самые красивые цитаты о жизни Если вы считаете, что Ваши прошлые годы не удались, и… (3)

Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (3)

Большие серьги с камнями Серьги Интернет-магазин ювелирных изделий DA-Jewellery предлагает купить серьги из драгоценных металлов в Екатеринбурге с доставкой… (2)

COMMENTS