Человеческое достоинство

Понятие человеческое достоинство

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ленинградский Государственный университет имени А. С. Пушкина

Кафедра Психофизиологии и клинической психологии

«Понятие человеческое достоинство»

Выполнила: Студентка 4 курса

761 группы Шевчук С.В.

Проверила: Канд. пс. н.

Глава 1. История становления понятия «человеческое достоинство» в трудах различных философов

Истоки формирования проблематики

1.2 Что же такое человеческое достоинство

Глава 2. Области распространения понятия «человеческое достоинство»

2.1 Психологический аспект

Если отдельно рассматривать понятие «достоинство» необходимо обязательно конкретизировать, что именно мы имеем ввиду. Данное понятие употребляется в контексте различных наук и направлений (психологии, философии, этики, юрисдикции, религии и мн. др.), в каждой из которых, оно рассматривается с различных точек зрения в течение уже многих лет.

Данной проблемой занимались такие ученые как: И. Кант , А. Маслоу, Дж. Мид, И.С. Кон, К. Роджерс, Э. Эриксон, Т. Шибутани , Б.Паскаль, Л. Фейербах, Д. Юм , А.Н. Леонтьев , Л.С. Выготский , Б.Г. Ананьев , С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, О. Вейнингер, А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, Г.Л. Тульчинский , Е.Н. Трубецкой, Г.Д. Банзеладзе, В.И. Слободчиков , Ю.М. Орлов, А.Е. Попов, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и многие другие.

Актуальностью данной темы является большой интерес к проблеме «человеческого достоинства», множество споров среди ученых разных отраслей знаний и вследствие этого ее недостаточная изученность.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия «человеческого достоинства» с позиций различных наук и областей знания.

Мы ставим перед собой такие задачи:

изучить имеющийся теоретический материал по данному вопросу;

сравнить на разных исторических этапах определение данного понятия;

изучить понятие «человеческое достоинство» в различных областях знания.

Предметом в данной работе является определение понятия человеческого достоинства. А объект исследования — человек с ценностным отношением к самому себе и другим людям.

Глава 1. История становления понятия «человеческое достоинство» в трудах различных философов

1.1 Истоки формирования проблематики

Корни понятия «человеческого достоинства» уходят глубоко в древность, только рассматриваются в контексте других понятий. Когда Аристотель или Спиноза говорят о завершении природы человека в его личной жизни, мы можем предположить, что в развитии духовных способностей должно осуществляться завершение природы человека. Для каждой исторической эпохи характерен свой тип личности, со своим качественно своеобразным уровнем развития чувства собственного достоинства, определяемым господствующими в обществе производственными отношениями.

Представления о человеческом достоинстве менялись в ходе времен. В Древней Греции, чья культура служит истоком интеллектуального развития Европы, человеческое достоинство понимается как возвышение личности над обстоятельствами. Достоинство для жителя древнегреческого полиса — это прерогатива свободного гражданина.

Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церковные и сословные ограничения человека, делает тему достоинства центральной в гуманистической мысли того времени. Она связывает человеческое достоинство с универсальностью наших способностей, с тем, что каждая личность — микрокосм, в котором находит отражение и выражение макрокосм.

Идея человеческого достоинства как высшей ценности и высокого назначения человека была выдвинута и разработана гуманистами XIV-XVIII вв. в связи с новым пониманием человека (Петрарка, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И. Фихте). Буржуазные гуманисты этого периода провозглашали высокую ценность человека, независимо от социального происхождения. «Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека, лишь бы он заслужил его своей жизнью» (А.К. Дживелегов).

Достоинство человека понимается, как способность подняться над детерминацией природными условиями, как способность возвыситься над игрой бессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить себе. Она развивалась у просветителей XVIII в., которые связывали достоинство человека с обеспечением его естественных прав и рассматривали свободу как необходимое условие сохранения и развития человеческого достоинства (Ж.Ж.Руссо).

В философии XVIII века проблема чести и достоинства личности с наибольшей остротой встала у И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант выступает с требованием уважения к достоинству человека, но в основу достоинства он кладет абстрактное понятие моральности и не указывает тех конкретных деловых, духовных, моральных качеств человека, которые определяют его действительное общественное значение. [ 11, 15]

Он утверждал, что человек, как разумное существо, никогда не может быть средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Из разумности человека возникает, по И. Канту, его достоинство — особая ценность и значимость людей как личностей. Согласно И. Канту, человеческие существа реализуют свою прирожденную способность к автономии в ноуменальном мире. Именно это придает человечеству достоинство. [12]

Но обо всем по порядку. Если попробовать найти первое упоминание о человеческом достоинстве, нельзя не упомянуть китайского философа Конфуция, который переосмысливал концепцию "благородного мужа". Вероятно, это была одна из первых в истории человечества попыток выявить атрибуты благородства человека, которые в свою очередь неразрывно перекликаются с достоинством.

В греческой античности проблема благородства также не была обделена вниманием. Знатные греки нередко называли сына с употреблением корня "аристо" — благородство. Само понятие "аристократия" на древнегреческом языке буквально означает "власть благородных" и является одной из оппозиций демократии, как власти всего свободного народа.

Хотя само понятие "благородство" употребляется уже не первое столетие весьма широко, но предметом специального междисциплинарного рассмотрения оно становилось крайне редко. Представляется целесообразным предположить, что адекватная интерпретация этого понятия возможна в связи с осмыслением проблемы синтеза отдельных человеческих достоинств. Поэтому стоит рассмотреть немного подробнее само понятие человеческого достоинства сквозь призму истории культуры и литературы.

Человеческое достоинство как ключевая категория гуманизма исследуется столетиями. Так, Томазо Кампанелла в "Городе Солнца" описал прямую зависимость знатности и общественного положения граждан от количества освоенных наук, ремёсел и искусств. Таким образом, ещё среди концепций эпохи Возрождения встречаются трактовки знатности, как результата синтеза отдельных достоинств. Зависимость социального статуса от богатства человеческих достоинств не была разумеющейся для современников. Проект Кампанеллы общественного одобрения получить не мог. Эту тему впервые в истории человечества на суд широкой общественности вынесли уже в следующую эпоху — публицисты французского Просвещения.

Социальный резонанс был обусловлен двумя обстоятельствами: беспрецедентной ролью прессы во Франции середины и конца XVIII века и научным выяснением возможностей самовоспитания у той прослойки населения, которая оспаривала у аристократов лидерские позиции в обществе. Буржуазный индивидуализм, как детище эпохи Возрождения, привнёс много нового в смысл древнего понятия.

Титанизм эпохи Возрождения вызвал к жизни не только великие претензии, амбиции, но и великие потребности. Одной из таких великих потребностей элиты европейской цивилизации была потребность в аристократизме. Именно эпоха Возрождения несколько столетий формирует то сословие, которое впоследствии будет именоваться аристократией европейских цивилизаций в современном смысле этого слова.

Третье сословие Франции, говоря по существу, сделало науке своего времени специфический социальный заказ — найти убедительные доводы в пользу того представления, что благородство личности не зависит от родословной. Аристократам эта точка зрения чаще всего была неприемлема. Благородство чаще считалось врожденной характеристикой. Моралистика XVIII века стремилась показать, что высокие человеческие достоинства могут быть не только у аристократов по рождению, но и у просвещённых господ из т. н. "простого народа". На этом не останавливались. В работе Вольтера «Простодушный» американский индеец изображен как цельный и нравственно чистый человек, тогда как европейцы – рабы условностей. Таков был, в частности, вклад буржуазии XVIII века в познание человеческого благородства.

Источник:
Понятие человеческое достоинство
Тема: Понятие человеческое достоинство. Тип: Курсовая. Источники: 7 шт. 1976-2009гг. В работе есть: содержание, введение Язык: русский. Разместил (а): Светлана. Размер: 47 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Изучение истории становления и определения понятия человеческое достоинство — морально-этической категории в основе которой лежит ценностное отношение к себе и к другому человеку. Характеристика психологического религиозного и юридического аспекта.’
http://coolreferat.com/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Статья за унижение достоинства человека

Нередко результатом разрешения конфликтных ситуаций является унижение чести и достоинства другого лица. Причем, не только при личном общении, но и распускание нелицеприятных слухов за спиной одного из спорщиков. Это называется клевета. Под понятие оскорбления личности по закону попадают нецензурные грубые слова, сказанные в адрес потерпевшего. При этом задевается его самолюбие в первую очередь в его глазах, а также принижается статус и престиж в глазах окружающих его людей. В общем, репутации человека наносится непоправимый ущерб.

Никто не имеет права унижать другого, даже если слова в его адрес оправданные (то есть информация достоверна). Высказать, то, что думаешь о другом человеке, можно без употребления обидной нецензурной брани.

За подобное действие в отношении личности закон предусматривает наказание. На защите чести и достоинства человека стоят статьи не только гражданского кодекса и УК РФ, но и конституция РФ. Данные нормы закона четко прописывают права и свободы людей, и ставит достоинство личности под защиту государства без всяких исключений.

По статье 282 УК РФ можно попасть под ответственность за агитацию к межнациональным конфликтам, религиозным войнам и принижении достоинства даже не одного человека, а всей нации. Наказание за это может быть вплоть до лишения свободы на определенный срок или привлечение к различным видам работ на определенный срок в обязательном порядке. Также УК РФ предполагает уголовную ответственность за оскорбление должностных лиц в процессе выполнения общественного долга. А военным гражданам нашей страны за подобное деяние придется отправиться в штрафной батальон по решению суда. При условии, что обе стороны конфликта являются военнообязанными в любом звании. Прежде чем определять наказание за унижение достоинства и чести личности по КоАП или УК РФ необходимо разобраться, что же представляет собой человеческое достоинство в понимании закона.

Опытные специалисты, работающие на нашем ресурсе (сайте) помогут разобраться вам в затруднительной конфликтной ситуации, написать иск в суд или прокуратуру, написать встречный иск при необходимости, снизить негативные впечатления от судебных разбирательств до минимума.

Ну, или вообще решить все, не доводя дело до компетентных органов в досудебном порядке бесплатно.

Под человеческим достоинством понимается его самосознание в обществе, отношение к нему сторонних людей из его ближайшего или отдаленного окружения. Мнение сторонних людей о личности. Наличие у человека определенных нравственных, моральных и индивидуальных навыков и качеств, за которые его ценят друзья, родственники, коллеги и т.д. Не имеет значения уровень социальной ценности достоинства личности любого общественного статуса. Честь человека нуждается в защите закона даже если он сам не очень хороший по своей сути. Малейшие умаление уважения или клевета при наличии достаточной доказательной базы будут подвержены наказанию со стороны закона. Как мы уже говорили, за оскорбление наказание будет назначено, даже если оскорбительные слова по своей сути были правдивы. Тут главное, чтобы присутствовали следующие факты:

  • публичность;
  • нецензурная грубая речь;
  • нарушение общепринятых норм поведения.

Тогда как клевета имеет немного другую подоплеку. Понятие клеветы определяет передачу заведомо неправдоподобных слухов о личности от одного человека к другому. При этом также принижается социальный уровень личности в глазах других людей. Данное противоправное деяние уже будет наказываться по статье УК РФ (№ 129). То есть деяния как бы похожи, но все-таки имеют небольшое отличие, поэтому по закону меры защиты человеческого достоинства отличаются. Хотя результат в обоих случаях один – оскорбление личного достоинства, унижение, лишение человека чести.

Чтобы разобраться в различиях в понятиях публичное оскорбление достоинства и клевета, понять за какой поступок, что грозит в РФ, какая статья стоит на защите человеческих прав в каждом случае, обращайтесь к опытным юристам через форму обратной связи на нашем сайте.

Уголовной ответственности за нанесение оскорблений личности в данный момент в России нет. За исключением участия в конфликте должностных лиц при исполнении или военнообязанных. Об этом мы уже писали выше. Наказание за подобный поступок определяет Кодекс об административных правонарушениях.

В соответствии с ним накладываются штрафные санкции в следующем порядке:

Как видите, закон достаточно строго стоит на защите прав и свобод своих граждан. Чтобы наказать обидчика по полной программе, или снять с себя ложные обвинения в оскорблении другого человека и распространении клеветы обращайтесь к компетентным специалистам через наш сайт. Вам будет оказана квалифицированная юридическая помощь на всех этапах вашей тяжбы с другими людьми. Защита чести и достоинства каждого человека это наша прямая обязанность. Консультирование проводится в доступной форме и бесплатно.

Источник:
Статья за унижение достоинства человека
Поможем привлечь к ответственности за унижение человеческого достоинства по статье УК РФ, КоАП, ГК РФ. Решение конфликтов через суд и на досудебном этапе путем заключения мировых соглашений.
http://pravpotrebitel.ru/sud/unizhenie-chelovecheskogo-dostoinstva-statya.html

Что для Вас значит человеческое достоинство?

Человеческое достоинство — что оно для меня? Это прежде всего самоуважение и уверенность в себе. И относится оно, достоинство, к одной из величайших ценностей человеческой жизни. Нужно уметь доказать другим, что оно у вас есть. И всегда нужно помнить, что каждый человек заслуживает благополучия и счастья не меньше, чем остальные люди. Не нужно позволять другим людям относится к вам плохо. Человеческое достоинство включает в себя внутреннюю свободу, свободу выбора, искренность и ответственность, целеустремленность и доброжелательность. Именно на эти черты обращает внимание окружение, именно за это начинает уважать человека.

Человек является достойным, когда он ведет себя подобающим образом. Да даже, если он уступит место в транспорте девушке, не говоря уже о пожилых и беременны, то это покажет, что у мужчины, есть не только хорошее воспитание, но и его собственное чувство достоинства. Это когда ты делаешь кому-то полезные вещи и получаешь от этого дико положительные заряды эмоций. Что ты не требуешь оплату деньгами или еще какую-то пахвалу, а просто сам внутри себя осознаешь, что ты все сделал добровольно и хорошо. Нельзя купить себе достоинство или придумать. Нужно просто жить и стараться делать что-то такое что бы люди вокруг сказали, да а вот это действительно достойный человек и его можно ставить в пример детям.

Источник:
Что для Вас значит человеческое достоинство?
Человеческое достоинство — что оно для меня? Это прежде всего самоуважение и уверенность в себе. И относится оно, достоинство, к одной из величайших ценностей человеческой жизни. Нужно уметь доказать
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1345137-chto-dlja-vas-znachit-chelovecheskoe-dostoinstvo.html

Что же такое человеческое достоинство

Проведенный этимологический и семантический анализ позволяет рассматривать «достоинство» как морально-этическую категорию, в основе которой лежит ценностное отношение к себе и к другому человеку как к ценности и регуляция поведения в соответствии с этим отношением.

Понятие «Достоинство» — универсально. Это надидеологическое, надгосударственное, наднациональное понятие. Это сама суть, стержень ценностей человека. И, хотя бы по этому, он должен уважать человеческое достоинство — свое собственное и других людей.

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Неотъемлемое, врождённое достоинство человека, независимо от его религиозного и философского обоснования — фундамент, на котором держатся одни и те же своды прав и свобод.

Достоинство — это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления агрессии.

Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это с тем, что существует два вида достоинства: Личное и Человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость.

Достоинство — ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях.

Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Неверно, что достоинство преступника не может приравниваться к достоинству настоящего человека, потому, что всё, что вошло в свод основных гражданских прав и свобод возникает из основополагающего — Достоинства. Только благодаря Достоинству, которое присуще каждому человеку, в 1948 году была создана «Декларация прав человека» в Преамбуле которой записано: — «Все люди равны в своём достоинстве, Достоинство присуще всем членам человеческой семьи». Что же касается имени или положения в Обществе, каждый зарабатывает их сам.

Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого Достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями, с тем же опытом. Человек, который не может предъявить свои притязания (стремление получить что-либо, предъявление своих прав на что-либо) в некотором смысле, лишён достоинства.

Все политические системы, которые гарантируют в Конституции права, но не гарантируют механизмов и возможностей предъявления притязаний, требований и предъявления своих прав, лишают нас возможности проявить человеческое достоинство, толкая на недостойное поведение, ущемляя как наше достоинство, так и достоинство других людей.

Что такое личное достоинство?

Итак, личное достоинство – это абсолютная ценность не только нашего физического естества, требующего внешней свободы от любого рода физического насилия (это само собой разумеется), но и святыня нашего уникального внутреннего естества, требующего свободы внутренней, от любого рода насилия морального.

Среда обитания личности – другие личности; учитывать интересы других составляет и собственный интерес, и долг каждой из них; в этой-то среде и на этих условиях личность обнаруживает, определяет естественные границы и отстаивает святыню своего независимого, неподконтрольного и непросматриваемого внутреннего мира. И вход, и взгляд в него без приглашения – вторжение, насилие; между прочим, даже близкие люди – это те, кого личность сама посвящает в этот свой мир.

Что такое чувство собственного достоинства?

Читатель наверняка уже ощутил необходимость этой категории. Отличая собственно личное достоинство от вообще человеческого, «физического», невозможно не наткнуться на следующее: оно появляется будто бы лишь тогда. когда его начинают чувствовать!

Нет, – спешу оговориться, – конечно же, святыня человека, как святыня, абсолютна в каждом, и остается такой вполне независимо даже от того, как распорядится ей сам человек, ощущает ее он сам или не ощущает. Если чья-то душа спит или даже усыплена им искусственно, это не значит, что ее нет вовсе; а стало быть, есть и ее достоинство. Пусть достоинство некоего человека молчит в нем самом – скажем, он поступается им ради каких-то выгод – все равно, если только мы сами имеем представление о личном достоинстве каждого, оно в нем существует, и свято, и нисколько не умалено для нас. Это уже не его – а наше дело, дело нашего достоинства. Так, преступника можно лишить свободы (по сути, лишает свободы он себя сам), – но не бить и даже не обращаться к нему на ты; как о женском достоинстве проститутки можно сожалеть, но не пользоваться тем, что она сама его в себе предала – не прибегать к ее услугам.

Короче говоря, человеческое достоинство включает в себя и личное – хотя бы как его святую возможность, которая и должна быть уважаема, или как право (4), которое остается при личности даже тогда, когда сама личность им не пользуется; но реализовавшееся личное достоинство заявляет о себе в человеке именно тем, что он им дорожит. Дорожит своей миссией неповторимой личности в универсуме, свободой оставаться собою.

Итак. Чувство собственного достоинства – это моральная добродетель, состоящая в том, что личное достоинство человека доросло в нем до самоосознания, а с тем и сознания права и обязанности его отстаивать. Когда человек чувствует, скажем, что закон может определять лишь правила его совместной с другими жизни, но не цели его жизни и не то, во что ему надлежит верить – это он чувствует собственное личное достоинство.

Что общего между чувством собственного достоинства и гордостью?

Ничего. Точнее, чувство собственного достоинства ей в принципе противоположно. Оно должно быть, и точка; ведь это твой долг перед собою, а долг – не заслуга. Вообще говоря, гордиться можно (и то не нужно) лишь тем, что тебя от других выгодно отличает – достоинство же неотъемлемо в каждом. Но даже, если большинство на твоих глазах свое достоинство предаст, а тебе ценой страшных усилий удастся его сберечь, и это тебя будто и выделит – достойному человеку ни малейшего удовольствия этот факт не доставит и гордыне никак не послужит.

Впрочем, те, кто воображает, что достоинство относительно – измеряется положением – безусловно воспримут в каждом, кого сочтут ниже себя, любые проявления собственного достоинства настоящей гордыней. Но это, как говорится, уже их проблема.

Источник:
Что же такое человеческое достоинство
Проведенный этимологический и семантический анализ позволяет рассматривать «достоинство» как морально-этическую категорию, в основе которой лежит ценностное отношение к себе и к другому человеку как
http://sdamzavas.net/3-88634.html

(Visited 9 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Признаки не любящего мужчины Любит-не любит? 14 признаков не влюбленного мужчины «Что думает петух, когда бежит за курицей? Если… (4)

Рецепты счастливых отношений Рецепт счастливых отношений «Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет свечи, сердечный друг вот-вот… (4)

Как записать лучшего друга в телефоне Как в телефонной книге записать любимого человека Как в телефонной книге записать любимого человека/мужа? У… (4)

7 месяцев отношений поздравления 7 месяцев отношений поздравленияПоздравления с годовщиной отношений, знакомства в стихах и Как хорошо с тобой… (4)

Как вести себя после ссоры с любовником Как вернуть любовника« Я счастливая, потому что я – женщина! ». Это слова Мэрилин Монро,… (4)

COMMENTS