Борьба со страстями

Борьба со страстями

01:00 Документальный фильм «Записки из глубинки. Село Покровское»

«Царство Небесное силою берется», — эти евангельские строки святой праведный Иоанн Кронштадтский часто повторяет в своих дневниковых записях. И поясняет, что Царство Небесное — это христианские добродетели, и прежде всего — вера, надежда, любовь, милосердие, кротость. Но почему силою? — Потому что человек внутренний всю свою жизнь борется с собою, со своими страстями, со злом, которое нудит его ко греху, и в конечном счете, — борется с диаволом — как источником всякого зла. Теме борьбы человека со страстями посвящены дневниковые записи святого праведного Иоанна Кронштадтского. Извлечения из дневниковых тетрадей за 1856-1866 годы собраны сегодня в книге, которая так и называется «О борьбе человека со страстями». Об этой книге далее в нашей программе. ***

Итак, эта книга содержит извлечения из дневниковых записей святого праведного Иоанна Кронштадтского, посвященные теме борьбы человека со страстями. Обращаясь к читателям книги, ее издатели отмечают: «Трудной и обширной теме — борьбе человека со страстями — посвящены, кажется, наиболее значительные строки дневниковых записей отца Иоанна Кронштадтского, сделанных в 60 годы 19 столетия. Познавая себя, ведя непрестанную, ежечасную, ежеминутную (как он сам об этом писал) борьбу со своим ветхим человеком, отражая бесчисленные козни бесовские, отец Иоанн извлекал из этой борьбы драгоценнейший опыт, который и оставил в духовное наследие нам. По словам издателей, в развитии этой темы в записях Кронштадтского пастыря есть некоторые особенности.

Вот что святой Иоанн об этом пишет: «Будем учиться искусству из искусств — воевать с грехом, с самым лукавым и сильным врагом нашим. Но наперед говорю: никто не надейся на свою силу или разум, чтобы победить этого врага: нет, он сильнее всех нас! На силу Божию будем надеяться, на силу Христа Спасителя нашего, победившего за нас врага нашего диавола и даровавшего нам имя Свое, Крест Свой, благодать и силу Свою для победы над врагом. Он научает руки наши на ополчение и персты наши на брань. Будем вместе учиться. Тебя борют грехи, страсти различные? — И меня борют. Тебя соблазняет враг? — И меня также. Ты падаешь? — И я падаю. Но я падаю и всегда встаю. Борют и побеждают меня страсти, — например: гнев, гордость, зависть, вожделения. Но я немедленно каюсь, молюсь, плачу, напрягаю веру, надежду на Господа, молюсь горячо о помиловании. И побеждаю страсти мои и врагов моих невидимых, борющих меня, и восстаю.

Здесь собраны извлечения из дневниковых записей отца Иоанна, в которых он дает определение страстей и, в общем, рассматривает действие их в человеке. Вот, например, святой отец пишет: «Страсти — это адский огонь, разрушающий тело и убивающий душу». Или «Страсти задерживают свободу мысли, воли, омрачают сердце: они враги духовного преспеяния наше­го, духовной жизни нашей. Какие это страсти? Чревоугодие, жадность к пище и питию, пресыщение и многопитие, блуд, честолюбие, гордость, злость, зависть, скупость, малодушие, уныние. Это — псы домашние, немилосердо нас кусающие». Вторая часть книги называется — «Плоть распяша со страстьми и похотьми». Она имеет подзаголовок, выбранный из дневников отца Иоанна: борьба человека против плоти, мира и диавола.

Здесь собраны его размышления о противопоставлении ветхого, плотского человека — новому, евангельскому, о начале борьбы человека с грехом, со страстями, борьбы против плоти. «Надо всегда помнить всякому, — пишет отец Иоанн, — что льстивый, опаснейший враг наш, ищущий постоянно нашей погибели, — плоть наша – всегда с нами. И неотложно надо воевать на нее – не угождать ей, особенно в посту. Ибо угождаемая плоть сильнейшую творит брань духу плотскими страстями». В дневниковых записях, составляющих третью часть — «Отложить ветхого человека», включающую два подзаголовка: «Страсти плотские» и «Страсти душевные», — более внимательно рассматривается действие каждой отдельной страсти в человеке. Отец Иоанн анализирует проявление страсти, подмечает все оттенки ее действия и часто дает рекомендательные советы, «взятые с собственного опыта», — как противостоять при находе той или иной страсти.

Четвертая часть книги, которая называется — «Царство Небесное силою берется» — включает в себя точные, конкретные, практические советы человеку, подвизающемуся в борьбе со страстями. Здесь отец Иоанн делает акцент на необходимости борьбы человека с диаволом — как источником, виновником всякого зла, как насадителем всякой страсти в человеке. Последняя часть книги — «Несть наша брань к крови и плоти. » — предлагает читателю отрывок из книги епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского) «Отец Иоанн Кронштадтский»: глава «Отец Иоанн о зле». Здесь владыка Александр очень тонко и максимально точно исследует тему борьбы человека со злом, со страстями — по творениям святого праведного отца Иоанна Кронштадтского.

*** В этой книге, которая может стать одной из настольных в дни начавшегося рождественского поста, собраны извлечения из дневниковых записей святого праведного Иоанна Кронштадтского, которые посвящены теме борьбы человека со страстями. Поставив себе за правило ежедневно записывать все, что происходит в его духовной жизни, отец Иоанн непрестанно следил за малейшим движением своего внутреннего человека, все более и более познавая себя, что позволило ему, с Божией помощью, научиться величайшему «искусству из искусств — воевать с грехом». Этот драгоценнейший опыт борьбы с духами злобы, противящимися спасению бессмертной человеческой души, Всероссийский пастырь оставил в духовное наследие нам, призывая напрячь все силы нашего сердца «для спасения от греха и для преуспеяния в вере и добродетели».

Поздравляем всех наших зрителей началом Рождественского поста!

Источник:
Борьба со страстями
01:00 Документальный фильм «Записки из глубинки. Село Покровское» «Царство Небесное силою берется», — эти евангельские строки святой праведный Иоанн Кронштадтский часто повторяет в своих
http://m.tv-soyuz.ru/peredachi/kniga-o-borbe-cheloveka-so-strastyami

Борьба со страстями

Страсть — сильное, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи [1] .

Чаще всего слово «страсть» используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к партнёру. Зачастую, страсть как короткоживущее, преходящее чувство, отождествляют с влюблённостью, противопоставляя её любви [2] .

Также слово «страсть» используется в качестве синонима слов «эмоция», «аффект», «чувство» — то есть эмоциональных процессов вообще [3] [4] .

По определению Зенона, страсть означает импульс души, беспорядочный и излишний. Страсть есть импульс, который, когда-то будучи естественным, стал неконтролируемым, непослушным разуму и, следовательно, противным природе. Для Цицерона, речь идёт о болезни, но он добавляет, что не все страсти могут быть рассматриваемы таким образом [5] «Все страсти являются болезнями, и (…) их жертвы страдают умственными недугами»; они составляют «патологические расстройства личности» [6] . То есть, мудрый человек стремится к апатии, к уничтожению страстей.

Для Платона страсть скорее негативное, но неизбежное явление. В «Тимее» он исключает страсти из наиболее возвышенной части души, logistikon (Тимей, 69 cd). В «Республике» он указывает, что каждая часть души имеет свою собственную ей присущую страсть.

С точки зрения Аристотеля, выраженной в «Никомаховой этике», страсти включают не только вожделение и гнев, но также дружбу, мужество и радость, т.е сами по себе они ни благи, ни злы. Они нейтральны, и их надлежит умеренно и разумно использовать [7] .

В восточно-византийском богословии под страстью чаще всего понимаются греховные стремления души, заключающиеся в её увлечении чем-либо вместо Бога, и ставшие привычкой. Например, преподобный Нил Сорский «Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество её. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми» [8] .

Страсть рассматривается как ошибочное, искажённое грехом проявления чувств. Согласно православному учению о борьбе с грехом в себе, аскетике, страсть считается извращённой (искажённой) добродетелью. Например, гнев может быть как праведным, так и греховным. В связи с этим утверждается, что страсть как проявление зла, не имеет собственной онтологической сущности, а паразитирует на изначально добром устроении Божественного творения (человека).

Обычно выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие (алчность), гнев, блуд, чревоугодие, уныние (лень), печаль. Их разделяют на телесные (чревоугодие, блуд) и душевные. Им противоположны восемь добродетелей: любовь, смирение, нестяжание, кротость, целомудрие, воздержание, трезвение, блаженный плач (радость).

Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своём временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться деньги (страсть сребролюбия), еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий (уныние, печаль).

Основанием страстей является самолюбие, противоположное любви к Богу и ближнему. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие.

В аскетике различают следующие ступени постепенного развития страсти.

Основой борьбы со страстями является борьба с помыслами.

Борьба со страстями — одна из главных задач христианина [9] .

Наряду с греховными страстями различают так называемые неукоризненные страсти такие как голод, жажда, страх, усталость и т. п., являющиеся последствиями первородного греха.

В латинской богословской традиции понятие «страсть» является синонимом понятий эмоция, чувство и само по себе рассматривается как нравственно нейтральное. Катехизис католической церкви поясняет: «Чувства или страсти означают эмоции или движения чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое (1763). Страсти сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку только в той мере, в какой они фактически зависимы от разума и воли. Страсти называются добровольными «либо потому, что воля диктует их, либо потому, что она им не препятствует (1767)».

Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

В религиозно-философской традиции индуизма страсть — раджас — является одним из трёх «основных состояний» (гун), в котором может пребывать человеческий разум. Качественно страсть располагается ниже благости, но выше невежества.

Источник:
Борьба со страстями
Страсть — сильное, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_(%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)

Зависть — проповедь Амвросия Оптинского

Зависть
(проповедь Амвросия Оптинского произнесенная в 1881 г.)

Христос воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Поздравляю вас с светлым праздником Воскресения Христова и сердечно желаю всем вам встретить и провести всерадостное сие христианское торжество в мире и радовании и утешении духовном, если кому не помешает несвойственная немощь. Вы спросите, какая же это немощь.

Уныние или бес полуденный

Уныние, в отличие от печали, более связано с леностью, духовным и телесным расслаблением. Уныние не зря святые отцы называют «бесом полуденным», борющим подвижника в середине дня, склоняющим монаха ко сну после обеда и отвлекающим его от молитвы. Следует помнить, что для монаха (особенно в древности) 12 часов дня – это действительно половина, середина дня, ведь встают монашествующие рано, и, по монашескому обычаю, трапеза совершается дважды в день: в обед и ужин.

Святитель Феофан Затворник пишет, что уныние есть скучание за всяким делом, как житейским, бытовым, так и молитвенным, желание бросить делание: «Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять». «Воздрема душа моя от уныния» (Пс. 118:28), – приводит святитель слова псалмопевца Давида.

Уныние, скука, тягота духа и тела придут иногда, может быть, надолго – предупреждает святитель Феофан. И не следует думать, что на душе всегда будет покой и радость от молитвы, бывают периоды спада, лености, охлаждения и маловерия. Охлаждение в духовной жизни, ее кризис – это один из признаков уныния. Но тут нужно применить волю и самопонуждение. В любом деле мы только тогда достигнем результата, когда будем постоянно принуждать себя к нему, поднимать себя за волосы, как известный барон Мюнхаузен, и тянуть из болота лености, расслабления, тоски и уныния.

Помыслы

Помысел на языке православной аскетики означает занимающую ум «мысль». Когда святые отцы говорят о помыслах, они имеют в виду не просто мысли, но образы и представления, за которыми каждый раз следуют соответствующие им мысли. Образы в сочетании с мыслями и называются помыслами. Помысел может быть от Бога, от падшего духа и от собственного человеческого естества.

Под борьбой с помыслами в православной аскетической литературе принято понимать молитвенное усилие христианского подвижника по противостоянию греховным мыслям (помыслам, образам, мечтаниям).

Следуя свв. Отцам, греховные помыслы приходят в душу или от падших духов, или берут повод от внешних чувственных предметов. Все греховные помыслы несут в себе образы явлений и предметов чувственно воспринимаемого мира и предложение греховного наслаждения. Они стремятся подчинить себе ум, но в то же время воздействуют на человеческое сердце, испорченное страстями.

Святые отцы учат, что мысленная брань или борьба, сопровождаемая победой или поражением, происходит в нас различно: сперва возникает представление помысла или предмета – прилог; потом принятие его – сочетание; далее согласие с ним – сложение; за ним порабощение от него – пленение; и, наконец – страсть.

Источник:
Зависть — проповедь Амвросия Оптинского
Зависть (проповедь Амвросия Оптинского произнесенная в 1881 г.) Христос воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Поздравляю вас с светлым праздником Воскресения Христова и сердечно
http://dishupravoslaviem.ru/topics/borba-so-strastmi/page/2/

Материалы по: борьба со страстями

О главной причине и пути исцеления

Внутренняя гордость намного хуже внешней.

Поясняет преподобный Паисий Святогорец.

Советует афонский старец Иосиф Ватопедский.

Наставления архим. Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.

Беседа духовника Киевских духовных школ перед исповедью студентов.

Духовные наставления преподобного Иоанна Дамаскина, актуальные не только для монашествующих.

Не надо оправдывать свои страсти.

Совет преподобного аввы Дорофея.

О концентрате величайшего лукавства и злобы.

Беседа на апостольское чтение 29-й Недели по Пятидесятнице.

Борьба – это труд, постоянный, ежедневный, кропотливый. Удач здесь крайне мало, но они случаются. Как говорили старые монахи: «Плохое входит пудами, а выходит золотниками». Почему на этом пути будет весело и нескучно, в очередном письме читателям «Правмира» рассказывает архимандрит Савва (Мажуко).

Что важно успеть сделать до Великого поста, советует архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

Слово «добродетель» сегодня непопулярно. И дело не только в том, что оно выглядит старомодно, почти как «ланиты» или «лепота». Также, кстати, как и слово «грех». У этой старомодности должны быть исходные причины, не имеющие прямого отношения к лингвистике.

Источник:
Материалы по: борьба со страстями
Статьи с тегом "борьба со страстями"
http://pravlife.org/uk/taxonomy/term/4874

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Муж вернулся в семью как себя вести Вернулся муж в семью: простить или отпустить? Для женщин измена становится крахом надежд и трагедией,… (1)

Почему имя принцессы Дианы было запрещено во время… Мир остановился на следующее утро после роковой автомобильной аварии принцессы Дианы в августе 1997 года.… (1)

Доброе утро котенок Доброе утро котенокКрасивые и прикольные смс, смс признания, смс пожелания, смс поздравления 333 красивых смс… (1)

Свадебный дизайн нарощенных ногтей На сегодняшний день актуальным остаётся французский маникюр классический. Это тот, где белый кончик ногтя оставляется… (1)

Если мужчина весы не звонит Если мужчина весы не звонитВлюбленный мужчина весы -какой он? Любовь для Весов искусство. Он не… (1)

COMMENTS