Борьба с гневом

Борьба с гневом

Гнев – страсть, потеря душевного равновесия, желание зла огорчившему; является четвёртой из восьми главных страстей.

По своей природе гнев безразличен: он может служить к совершению добрых дел, но также может вести и к худым целям. Господь запрещал не всякий гнев, но – «напрасный» гнев ( Мф.5:22 ). И апостол говорит: «гневаясь не согрешайте» ( Еф.4:26 ), – указывая таким образом на то, что гнев может быть и не грешным.

Гнев как грех – извращенное проявление «раздражительной части» души. Разумный гнев дан человеку Богом как оружие, как сила души для противостояния злу. В результате грехопадения эта сила души извратилась и стала, у большинства людей, наихудшим пороком.

По согласному мнению Святых отцов, выражения Священного Писания о гневе Божием имеют переносный, антропоморфный смысл.

…Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:43-45 ).

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю ( 2Тим.2:23-26 ).

блаженный Диадох Фотикийский: иногда гнев приносит величайшую пользу… когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены.

св. Иоанн Дамаскин: Существует три вида гнева: раздражение, злоба и мстительность. Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения.

прп. авва Дорофей: Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит его, и не сочтёт себя высшим его.

священник Александр Ельчанинов:
Когда тебя охватит чувство злобы к кому-либо, то представь себе, что и ты и он должны умереть, – и как перед этим станет ничтожна его вина и как не права твоя злоба, как бы она ни была права формально.

Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.

Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.

Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.

Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми.

Гнев, соединенный с унынием, порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства.

Гнев, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность. Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос.

Гнев, соединенный с гордыней порождает ненависть к человечеству, фанатизм и беспощадность. Эти две страсти звучат в пафосе трибунов революций. Когда такие люди захватывают власть, то они становятся перманентными убийцами и маниакальными некроманами, особенно, если к этому еще прибавляется параноический страх за содеянные преступления. По преданию, таким страхом был обуреваем Каин после убийства Авеля. Он дрожал как лист и постоянно переходил с места на место, словно преследуемый невидимыми мстителями, как призраком убитого брата: то он прятался за стенами построенного им города, то блуждал в горах и скрывался в чащах лесов, пока не был убит случайной стрелой Ламеха, принявшего его за зверя.

Римский император Калигула – садист и параноик на троне римских цезарей – говорил, что жалеет о том, что у человечества нет единой шеи, чтобы отрубить ему голову одним ударом меча.

Ярость представляет собой высший накал гнева. Ярый означает «огненный». В состояние ярости у человека проявляется демонический импульс разрушения, более страшный, чем инстинкт зверя, почувствовавшего кровь. В этом состоянии он не жалеет ни своей, ни чужой жизни. Александр Македонский, названный Великим, за свою жизнь не проиграл ни одной битвы, но часто терпел поражения от собственного гнева. Однажды, в состоянии внезапной ярости, он убил своего лучшего друга, с которым был неразлучен как Ахилл с Патроклом, а затем сам ужаснулся своему поступку и горько оплакивал убитого.

Из других порождений гнева упомянем следующие страсти:

Злопамятство – окаменевший гнев; он таится в глубинах сердца и в любое время может вспыхнуть, как тлеющие под пеплом угли, если на них бросить хворост.

Мстительность – постоянное желание причинить зло своему обидчику. Подверженный этой страсти похож на ночного убийцу, который, спрятав нож в складках одежды, выслеживает жертву. Если в состоянии ярости человек бросается на врага, не таясь и не прячась, а лицом к лицу, то мститель обычно наносит удар в спину.

Зависть – это скорбь о чужой радости и радость о чужой скорби.

Ревность – следствие безумной привязанности к человеку и страх потерять предмет своей страстной любви. Это змея, живущая в сердце и постоянно кусающая его. Для ревнивого смерть лучше потери своего кумира.

Есть еще один вид гнева – холодное равнодушие, это огонь, превратившийся в лед. Христианам заповедано забывать обиды, а в этом случае человек старается забыть не обиду, а обидчика, изгнать его из своего сердца, вычеркнуть имя его из памяти. Это безразличие похоже на холод клинка, а не на христианское прощение, когда враг становится другом; оно скорее напоминает буддийское равнодушие и презрение стоиков, для которых мстить это унизить себя: мудрецу сравняться с невеждой, аристократу духа – с вонючим плебеем.

К греху гнева принадлежит также жестокое отношение к животным: желание мучить и причинять боль беззащитным существам. Например, ребенок отрывает голову у куклы, затем мучает кошку, бросает камнями в собаку, отрывает крылья у бабочек. Он начинает испытывать наслаждения, причиняя боль другим. Из таких людей часто вырастают маньяки и садисты, которые не только убивают, но подвергают пыткам свои жертвы.

Иногда жестокость и глухая ненависть к людям могут сочетаться, как ни странно, с сентиментальностью. Некоторые нацистские палачи, которые заживо сжигали людей в газовых камерах, возвращаясь домой после своей страшной работы, развлекались, играя на скрипке, и нежно ласкали своих детей.

Но, к сожалению, сочетание сентиментальности и жестокости характерно не только для этих профессиональных убийц. Всмотритесь в портрет Александра Блока. Его взгляд, отрешенный от мира, устремлен куда-то вдаль. В нем отражена не лазурь неба, о котором он так проникновенно писал, а метафизическая пустота. На его лице как неизгладимая печать – жестокая складка губ. Тогда начинаешь понимать, откуда обаяние его демонической лирики. Это странное сочетание: потухшие глаза умирающего голубя и губы Мефистофеля.

Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Источник:
Борьба с гневом
Страсть, потеря душевного равновесия, желание зла огорчившему; четвёртая из восьми главных страстей. Гнев может служить к совершению добрых дел, но также вести и к худым целям.
http://azbyka.ru/gnev

Как бороться с гневом: 5 шагов

Представьте ситуацию: двое водителей стоят в пробке, каждый в своем автомобиле. Мимо по обочине в обход очереди проезжает еще один автомобиль, а потом пытается влезть в самое начало, прямо перед нашими героями. Реакция у водителей разная: первый сильно разозлился, громко ругался в окно и не давал пролезть. Завязалась перепалка. Второй водитель пожал плечами и отвернулся. Почему так произошло? Почему на одну и ту же ситуацию случилась совершенно разная реакция?

Ответ действительно прост: каждый из водителей оценил ситуацию по-разному. Если предположить, что именно они подумали, то скорее всего первый водитель подумал что-то вроде «Каков наглец! Почему я должен стоять, а он — не должен? Он должен стоять и ждать, как и все! Это несправедливо! Сейчас я ему покажу, как надо себя вести!». Второй водитель, вероятно, подумал что-нибудь вроде «Пусть лезет, мне неважно».

В основе злости, гнева, ярости и раздражения лежат ожидания. Мы ожидаем, что остальные водители будут вести себя по-честному и по правилам. Рассчитываем, что начальство справедливо по отношению к нам. Требуем от себя заниматься спортом два раза в неделю. Когда этого не происходит — водители ездят не по правилам, начальство несправедливо критикует, мы в очередной раз не пошли в спортзал — мы сердимся, раздражаемся и злимся. Можно сказать, что у нас есть некие правила относительно «долга»: кто-то должен делать что-то. Когда такое правило нарушается, у нас возникает гнев в той или иной степени. Чем важнее для нас было это правило, чем больше оно связано с чем-то индивидуально ценным, тем сильнее может быть приступ гнева. Легче всего заметить подобные «долженствования» в отношении других людей: «Он не имеет права так поступать!» или «Дети должны вести себя нормально!».

Стоит отметить, что люди по-разному относятся к гневу и его проявлению. На отношение влияют:

  • воспитание;
  • культурная среда, где человек вырос;
  • жизненный опыт;
  • в конце концов, прочитанные в детстве книжки и многое другое.

Например, мы можем усвоить, что гнев испытывать нехорошо и неправильно, и его следует подавлять. Если мы представим гнев в виде плотно закрытого чайника с кипящей водой, то легко понять, как получается так, что гнев в какой-то момент прорывается в виде интенсивных, захватывающих, сильных чувств. Ведь когда чайник стоит на плите и греется, греется, греется, вода потихоньку закипает, но пара пока немного, и он пока ещё накапливается внутри. Вода продолжает греться и в конце-концов закипает. Пара становится очень много, он ищет выход — и обязательно найдет его. Если закрыть совсем плотно, то пар способен сломать крышку и даже взорвать весь чайник. Так же и с гневом. Если не давать ему выходить — рано или поздно он взорвет чайник. Со стороны для других людей это будет выглядеть как неожиданная, яростная вспышка эмоций «на пустом месте».

Бывает, люди убеждены, что сердиться можно, если твои чувства справедливо задеты — кроме того, позволительно и наказать обидчика, если ты в силах это сделать. Подобные убеждения в сочетании с кипящей внутри эмоцией толкают к деструктивному поведению — агрессии. Под агрессией понимается не только физическое нападение, но и словесное: ругаться, обзываться, повышать голос. Есть и скрытые виды агрессии, например, намеренная пассивность или саркастические комментарии.

Гнев, как и любая другая эмоция, позитивная или негативная, не является плохим или хорошим. Он просто возникает в ответ на то, как мы оцениваем ситуацию. Проблемы с гневом появляются тогда, когда он возникает слишком часто, слишком интенсивно и нарушает повседневную жизнь и отношения. Мы кипятим воду в кастрюле или в чайнике несколько раз в день, давая пару выход и контролируя отключение тепла, и это абсолютно нормальная ситуация. Но если бы чайник закипал неожиданно, сам по себе, да так сильно, что сразу взрывался бы — вот это была бы проблема. Или если бы кипящий чайник набрасывался на присутствующих, так и норовя облить всех кипятком.

Если вы замечаете за собой регулярные или интенсивные вспышки гнева и хотите с ними справиться, то вполне вероятно, вам пригодится нижеследующее упражнение. Обратите внимание, что может не получиться выполнить его во время самого приступа злости, потому что сильная эмоция блокирует мышление. Нужно выбрать время, когда вы более-менее спокойны, никто вас не будет отвлекать. В следующей критической ситуации вы вспомните самое важное из этого упражнения. Особенно если потренируетесь несколько раз. Подобные упражнения — как игра на гитаре: если только думать об игре на гитаре, никогда не научишься это делать. Чтобы играть, нужно на самом деле взять в руки инструмент и начать перебирать струны.

Гнев подталкивает к агрессии. Мы не всегда контролируем эмоцию, но что мы делаем при этом — мы контролируем. Обдумайте, какие будут последствия от агрессии? Хотите ли вы таких последствий на самом деле? Ведут ли они вас в нужном направлении? Сделают ли ваши отношения с человеком лучше? Если не агрессия, то как вести себя тогда иначе, чтобы защитить свои интересы?

Обнаружьте правило «долженствования», которое нарушилось. Такие слова как «должен, обязан, нужно, необходимо, следует» помогут вам его обнаружить. Что именно пошло не так? Кто ведет себя не так, как должен, в вашем представлении? Что вы требуете — от себя, от другого человека, от мира? Назовем обнаруженное «горячие мысли».

Ответьте на горячие мысли, спровоцированные гневом, которые вы нашли в предыдущем шаге, в более взвешенной, здравой, холодной манере. Например:

  • Горячая мысль: Как онсмеет мне такое говорить! Оннеимеет права так сомной обращаться!
  • Более взвешенная мысль: Возможно, онсчитает, что так будет лучше. Может быть, онсовершает ошибку, онтоже человек, анеробот.

Задумайтесь, что именно превращает мысли в агрессивное поведение. Ищите объяснения, которые разрешают вам проявлять агрессию или оправдывают ее. К примеру: «Он это заслужил» или «Иначе она никогда не поймёт», или «Мне уже всё равно, я в бешенстве». Такие мысли похожи на мошенников, которые обманом склоняют нас что-то сделать, о чем мы потом, возможно, будем жалеть. Они не действуют в наших интересах, напротив, они подталкивают нас отбросить моральные принципы — и устроить спектакль из угроз, обвинений, криков или даже физического нападения. Напомните себе, какова будет ваша расплата, если вы будете идти на поводу у этих мошенников. Это то, чего вы хотите на самом деле?

Научитесь успокаивать физиологию. Гнев заставляет наше сердце биться, мышцы напрягаться, давление растет, дыхание учащается. Это древний автоматический механизм, который помогает подготовить тело к бою или бегству. Чтобы успокоиться, нужно подать противоположную «команду»: намеренно расслабить группы мышц, которые напряглись, или замедлить дыхание. Через несколько минут всё постепенно пройдет.

А у нас есть канал в Я ндекс.Дзен

Подписывайтесь, чтобы получать свежие материалы в момент их публикации!

Источник:
Как бороться с гневом: 5 шагов
Гнев возникает из-за нарушенных ожиданий. Чтобы справиться с ним, нужно разобраться не с самим чувством, а с причинами, которые его вызвали. Как же бороться с гневом? Предлагаю методику 5 простых шагов.
http://1000sovetov.ru/article_kak-borotsya-s-gnevom-5-shagov

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как бороться с гневом и раздражительностью — православие

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день, нас уже больше 60 000 человек. Еще одно, что бы не происходило в вашей жизни: беда, болезнь, унынье, злоба, гнев, неблагоприятные обстоятельства, ПОМНИТЕ, вы не одиноки, с вами Бог и он вас любит такими, какие вы есть! Молитесь Богу. Господь все устроит. Ангела Хранителя Вам!

Задаваясь вопросом, почему люди так часто гневаются и пребывают в состоянии раздражения, многие скажут, что от болезней, расшатанных нервов и пр, и это является справедливо. В нашей статье вы сможете более подробно узнать, о том являются ли такие суждения верными, что представляют собой эти состояния в христианской религии, какие есть молитвы от гнева раздражительности для уравновешенности, что об этом говорят священнослужители и как избавиться от этих страстей.

Такое понятие, как гнев является пагубным пристрастием, утрата баланса души, возжелание зла, тому кто огорчил. По своей же природе это тяготение считается безразличным, то бишь оно может послужить для свершения добрых деяний, но в тоже время оно может привести к наиболее худшим действиям. Стоит отметить, что Всевышний давал запрет не на всякое исступление, а лишь напрасное.

Раздражение же является составной частью гневения, которое подпитывает самолюбие.

Как же бороться с этими страшными недугами? В первую очередь следует сохранять молчание. Если ощущается что озлобленность уже подбирается к вашему горлу, то необходимо остановить ее, запереть в сосуде как пойманного скорпиона и ни в коем случае в этот период не вступать в диалоги, как бы трудного это не было (к примеру, как не взвизгнуть при получении ожога). Пребывая в искушенном состоянии не следует ни говорить, ни совершать ничего добродетельного, лишь помимо одного – своего успокоения.

Благочестивые отцы проповедуют борьбу с гневным пристрастием, для которой единовременно применять во благо мощи немилости, помещенную в человеческую сущность Небесным Отцом. Озлобленность сбивает верующего с пути Божиего, как и грех уныния в православии, и другие пристрастия.

Вот, о том, как бороться с гневом и раздражительностью отзывались благоверцы.

Святитель Иоанн Домаскин: Всего имеется три вариации исступления:

  • злоба – представляет собой более длительное возмущение или же мстительность;
  • раздражение – являет собою недовольство, начинающееся и воспламеняющее;
  • злопамятство, которое олицетворяет исступление, выжидающее наиболее подходящее время для совершения мести.

Священнослужитель Ельчаников Александр: когда православным человеком завладевает чувство озлобленности к кому-либо, то следует представить, что оба должны скончаться и вообразив это приходит осознание того насколько является ничтожна провинность и как не верна исходящая озлобленность, какой бы она формально не считалась правильной.

Святой Фотийский Диадох: порой свирепость способна породить значительную пользу. В этот период человек бесстрастно использует ее наперекор неправедным или же каким бы то ни было способом цинично действующих, дабы они устыдились или получили спасение.

Святитель Великий Василий: возмущенность является самозабвением душа, также оно способно лишить спокойствия душу, подобно вину.

Затворник Вышенский – священнослужитель Феофан: исступление и раздраженность приходят от эгоистичности, по которой человек признает себя немало стоящим; посему, когда кто-то позволит себе не воздать должного ближнему своему, наступает ярость и приходят злые помыслы об отмщении. Дабы разорить самоцен, необходимо постараться держать себя в руках, причем нельзя ни на минуту терять свое самообладание. Следуйте законам:

Святитель Иоанн Златоуст: яко человеческий желудок не смог бы принимать твердой и здоровой еды, когда он ослабленный, таковой и является и душа, она импульсивна и высокомерна, делается расслабленной и обессиленной, не способной воспринимать духовное красноречие. Искрення молитва святителю Иоанну Златоусту поможет укрепить веру и избавиться от греховных помыслов, вразумит и успокоит.

Преподобный авва Дорофей: Немыслимо кому-либо проявлять озлобленность по отношению к ближнему своему, если сначала его душа не превлзгесется над ним и, если он не уничтожит ее, и не посчитает себя выше всего этого.

«Боже милосердый и человеколюбивый! По неизреченной твоей благости сотворивый нас из ничего, для наслаждения Твоими благами, и кровию Единородного Сына Твоего, спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей! Приди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети возмущению сердец наших, чтобы Ты не лишился в один час нас обоих, чад Своих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: «коя польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во истление», и: «аминь глаголю вам, не вем вас», потому что светильники наши погасли от недостатка елея. Аминь».

Источник:
Православные иконы и молитвы
Что означает гнев в православии. Как избавиться от раздражительности и гнева. Мнение священнослужителей и как бороться. Молитва для успокоения.
http://ikona-i-molitva.info/kak-borotsya-s-gnevom-i-razdrazhitelnostyu-pravoslavie/

Упражнения для борьбы с гневом, агрессией, раздражением

Упражнения для борьбы с гневом, агрессией, раздражением

Тактики борьбы против гнева.


Разные народы по-разному относятся к гневу. Южане, как правило, выбрасывают гнев наружу, превращая его в шумные раздраженные слова или угрожающие жесты, а северяне предпочитают сдерживать себя, загоняя неприятную эмоцию в подвалы подсознания.

Кстати, популярные психологические методы борьбы с гневом опираются на эти две тактики – «северную» и «южную». Одни специалисты говорят о том, что отрицательные эмоции, и гнев в том числе, лучше сдерживать, не давая им воли, и тогда постепенно можно взять себя в руки. Другие советуют выпускать гнев на поверхность, как только он появляется в душе даже в небольших количествах. Если нет возможности выплеснуть раздражение на обидчика, тогда, как рекомендуют западные психологи, можно сбросить напряжение, поколотив подушку или собственный диван.

Если серьезно, то ни путь тотального сдерживания гнева, ни путь выброса этой эмоции вовне лично мне не кажутся убедительными и помогающими решить проблему. Как ни подавляй негативное чувство, оно все равно будет рваться на поверхность и рано или поздно вырвется, подобно джинну из бутылки, проявляясь в виде новой вспышки ярости. Ведь, внешне сдерживаясь, человек продолжает внутри клокотать. К тому же этот психический яд работает против его здоровья. Стратегия должна быть совершенно другая. «Выпускание паров» – другая ошибочная тенденция. Гнев невозможно ослабить, «разрядив» его на какой-нибудь неодушевленный предмет – разбив чашку или зашвырнув в угол подушку. В действительности такой поступок лишь обостряет раздражение и ярость. Малоэффективны оба пути, предлагаемые современной психологией. Правильнее вести стратегию удаления от гнева.

Стратегия удаления от гнева.

Вредно давить в себе гнев и вредно выпускать его бесконтрольно. Буддийская традиция предлагает подойти к проблеме освобождения от гнева не тактически (тогда неизбежно его быстрое возвращение), а стратегически, с помощью глубокого осознания бессмысленности реакции гнева.

• На внешнем уровне лучше не выбрасывать гнев, а превращать его в вежливые сигналы – «мне не нравится, как ты себя ведешь».

• На внутреннем уровне наблюдать, как этот вулкан клокочет, отделяться от него и постепенно гасить. Наблюдать, понимать, осознавать бессмысленность гнева, относиться к нему как к постороннему существу внутри себя. А раз это посторонний, который занимает территорию внутри нас и периодически начинает диктовать нам свои условия, то нужно ограничить его влияние и по возможности победить полностью. Для этого нужно перестать его «кормить». Как это делается?

Главное – научиться предотвращать конфликт на ранней стадии. Поэтому нужно заметить гнев на ранней стадии у себя и у партнера, который вас провоцирует. Предвидеть надвигающееся раздражение, как приближающуюся черную тучу, и мысленно говорить примерно в таком духе: «Это не я! Это внешняя темная сила. Я не пускаю ее в себя! Я не отождествляюсь с ней. Я спокоен, тверд, силен, уверен, я не хочу раздражаться. Я хочу сохранить чувство мира. Пойди прочь!». Можете сократить слова, повторяя десятки раз: «Мир и спокойствие» или просто: «Спокойнее, спокойнее».
Надо не просто гасить в себе, а наблюдать эмоцию гнева в упор, не давая раздражению ни капли энергии. Если вы пристально в упор отслеживаете какую-то эмоцию, она растворяется. Так как ваша внутренняя энергия не попадает в эту эмоцию, и она остается без подпитки.

2. Расслабление с помощью слова
Расслабление можете сопровождать мысленным представлением, повторяя формулу: «Тело расслабляется, лицо расслабляется, шея расслабляется, туловище расслабляется, ноги расслабляются». Внимательно фиксируйте: как размягчаются и теплеют мышцы лица и шеи, груди и спины, поясницы и живота, бедер и икр. Если обнаружите зажимы – остановитесь. Затем мягко, но настойчиво продолжите повторение формулы.

3. Расслабляющие образы
В дальнейшем, когда расслабление станет более легким, можно поменять образ теплой воздушной волны на любые другие: тепло солнечного луча, поток воды, теплое испарение от земли, теплую энергию. Добивайтесь полной расслабленности и внимательно фиксируйте всевозможные ощущения. Постепенно усложняйте образы сюжетами, подразумевающими участие: вы на пляже, у горного источника, на лесной поляне.

4. Изучите свой эмоциональный тонус
Более внимательно, чем раньше, всмотритесь внутренним зрением в собственное настроение. Спросите: что вы чувствуете в данный момент? Есть ли отрицательные эмоции? Чем они вызваны? Сильнее или слабее, нежели положительные? Какие люди и обстоятельства больше всего повлияли? Задавайте вопросы, позволяя эмоциям течь свободно и легко, не тормозя их проявления. В какой-то момент остановите эмоциональный поток, применив метод мысленной фотографии. С помощью внутреннего наблюдателя старательно рассмотрите фотографию, чтобы лучше понять сущность эмоциональной сферы и определить, что в ней необходимо изменить и от чего следует отказаться.

5. «Стирание» эмоции гнева
Выявив эмоцию гнева, уловите наиболее характерные мышечные зажимы, связанные с ней. Попытайтесь «растворить» их, направив туда внимание и сделав несколько микроскопических движений данной группой мышц. «Стирая» мышечный рисунок негативных чувств, вы ослабляете их эмоциональную силу, извлекаете из них подавленную энергию, что помогает избавиться от гнева.

6. Положительная эмоциональная память
Выберите какое-либо положительное чувство – радость, любовь, восторг, восхищение. Вспомните любую ситуацию прошлого, во время которой переживали это чувство особенно ярко. Представьте ее как можно более четко во всех деталях и образах и мысленно перенеситесь в нее. Затем постарайтесь проникнуть в психологическую атмосферу ситуации, пронизанную энергией выбранного чувства. Попробуйте оторвать его от контекста прошлой ситуации и пропустить сквозь свою душу в чистом виде.
Для большей остроты и переживания можете представить чувство в виде какого-либо привлекательного образа или цветной субстанции, которая пронизывает каждую клетку вашего сознания. Затем, доведя переживание до вершины, задержите на этом уровне, попробуйте сделать постоянным эмоциональным фоном, самоощущением, свойством души.

«Будь искусен в гневе. Коль возможно, пусть трезвое размышление предотвратит грубую вспышку – для благоразумного это нетрудно. Первый шаг овладения гневом – заметить, что поддаешься ему, тем самым взять верх над возбуждением, определяя, до какой точки – и не дальше – должен дойти гнев; думая об этом, ты, охваченный гневом, уже остываешь. Умей пристойно и вовремя остановиться – трудней всего остановить коня на всем скаку. Подлинное испытание здравомыслия – даже в приступах безумия сохранять рассудок. Избыток страсти всегда отклоняет от верного пути: памятуя об этом, ты никогда не нарушишь справедливости, не преступишь границ благоразумия. Только обуздывая страсть, сохранишь над нею власть, и тогда ты будешь первым «благоразумным на коне», если не единственным!»
Грасиан-и-Моралес

Источник:
Упражнения для борьбы с гневом, агрессией, раздражением
Тактики борьбы с гневом
http://zalclub.com/otnosheniya-muzhchiny-i-zhenshhiny/uprazhneniya-dlya-borby-s-gnevom-agressiej-razdrazheniem.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Путь к счастью Путь к счастьюДата публикации 30 мая 2013 . Опубликовано в Состояние Счастье для каждого человека… (1)

Ждут ли мужчины звонка от женщины Ждут ли мужчины звонка от женщиныСогласно недавно проведенным опросам специалистов Центра независимых социологических исследований Санкт-Петербурга… (1)

100 причин почему я тебя люблю сестре Идеи подарков на 8 марта для сестры или подруги 100 причин любви к сестре (подруге)Идеи… (1)

Бритые гениталии 10 самых несексуальных вещей по версии мужчин Часто дамы стараются произвести незабываемое впечатление на мужчину,… (1)

Если парень называет ласково по имени Если мужчина называет женщину по имени, о чем это может говорить?Если мужчина называет женщину по… (1)

COMMENTS