Без гаджетов или мир был бы лучше

10 главных итогов цивилизации

Когда мы говорим о конце света, то имеем в виду не очередной астероид, летящий к Земле, или какой-нибудь еще голливудский ужастик. Наш конец света — это мысленный эксперимент, позволяющий больше понять о человеке и человечестве. Среди возможностей, которые дает такой эксперимент, — подведение итогов нашей цивилизации. С помощью массового опроса мы выделили десять предметов и понятий, которые можно считать главными достижениями человека

«Представьте себе ситуацию: человечес­тво эвакуируется на другую планету. Тот самый конец света. Климат и природа, как на Земле. Но нет ни домов, ни книг, и мозги переселенцев девственно чисты — ни идей, ни убеждений, ни представлений. Перед отправкой разрешается взять 10 элементов, связанных с цивилизацией. Что бы вы взяли с собой. »

Отвечая на этот вопрос, наши читатели назвали почти сто различных идей и предметов — от христианской морали и шоколада до электричества и марихуаны. По нашей просьбе агентство SuperJob дополнительно опросило более чем тысячу респондентов, что позволило выделить 10 главных достижений цивилизации.

На первом месте оказались книги: 41% голосов. На десятом — огнестрельное оружие: 17%. Странным образом в рейтинг не попало колесо — за него проголосовали только 2% респондентов, еще столько же — за презервативы. В общем, человечество после перезагрузки будет умным, хорошо вооруженным, сохранит этикет и моду, обустроит быт и восстановит информационно-технологический уровень. Люди как люди.

В III тысячелетии до нашей эры.

Большинство опрошенных в первую очередь взяли бы с собой знания в виде текстов. То есть все понимают, что можно обойтись без компьютеров, топоров, еды и прочего, если есть письменная инструкция, как все это сделать. Знания — это главное, что накапливает цивилизация.

Первые учебники появились еще в «домах табличек» в Междуречье и домах писцов в Древнем Египте — первых школах для детей. Образование ценилось и служило даже не социальным лифтом, а социальной катапультой: сын раба мог выучиться на писаря и стать богатым чиновником. На широкую ногу поставили обучение и изготовление книг древние китайцы, придумавшие бумагу и наборную печать на четыре столетия раньше Гутенберга. Там уже были вполне классические учебники — например, по математике. Ну а в информационный век, понятное дело, и бумага уже стала казаться слишком громоздкой — пришло время планшетников и интернета.

Книга как хранилище знаний — удобный, но, пожалуй, не единственный способ передать опыт человечества. Можно представить себе, что вся сумма знаний хранится в голове у отдельных людей, которые транслируют их устно. Такая ситуация описана, например, в романе Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту»: в обществе, где книги запрещены, особые люди хранят их дословно в своей памяти.

Самый компактный и одновременно надежный способ — лазерные диски, но для их прочтения требуется надежный компьютер. Также можно захватить серверы Википедии из Флориды, Амстердама и Сеула. На новой планете могут возникнуть проблемы с подключением, поэтому самый простой способ, не требующий специального интерфейса, — бумага. Больше всего таковой в Британской библиотеке и Библиотеке Конгресса США — 14 и 30 млн книг соответственно, а также сотни миллионов других единиц хранения.

02. Спички (огниво, зажигалка, линза и прочие приспособления для добычи огня)

Точную дату, когда огонь стал управляем, археологи назвать не могут, но известно, что наши древние предки старались поддерживать его непрерывно: высекать искру или добывать ее с помощью трения двух сухих веток — занятие трудоемкое. Позднее активно использовали различные вариации огнива — прообраз современной зажигалки. Другие способы добычи огня — с помощью линзы или зеркал — массовыми не стали, но, говорят, Архимед поджег зеркалами вражеский флот.

Спичка же вошла в обиход человека сравнительно недавно: в 1805 году появились первые «маканки» — лучинки с головками, смазанными бертолетовой солью, которые зажигались после обмакивания их в раст­воре концентрированной серной кислоты. «Сухие» спички придумал английский химик и аптекарь Джон Уокер в 1827 году — это были деревянные палочки с головкой из смеси сульфида сурьмы, бертолетовой соли и гуммиарабика. Они легко воспламенялись, но плохо пахли.

По сути, человек стал человеком только «приручив» огонь: зажарить мясо, обжечь глиняный горшок, обогреть жилище, выплавить металл, поджечь вражеский танк, изготовить стекло, закидать файерами противников на митинге, закурить сигарету — все это и многое другое делает возможным управляемый огонь.

Скорее всего, не было бы цивилизации как таковой, а возможно, и человечества — выжил бы какой-нибудь морозоустойчивый вид и выковыривал бы останки наших прародителей из вечной мерзлоты вместе с бивнями мамонта.

Мы пользуемся хозяйственными спичками. Но они бывают разных видов — для моряков и охотников, к примеру, изобрели специальные спички, которые не гаснут в дождь и ветер. Вот их бы и взять с собой! Еще имеются спички сигнальные, пускающие пламя разных цветов: красного, синего и зеленого — тоже могут сгодиться в условиях катаклизма.

Первые инструменты появились тогда, когда человек начал строить себе жилище: остатки самого древнего дома, изготовленного миллион семьсот пятьдесят тысяч лет назад, нашел английский археолог Луис Лики в Африке.

От каменного топора до аккумуляторного шуруповерта как от хижины до небоскреба. Сначала, конечно, строительный инструмент не был особо «строительным»: палка, острый камень, тяжелый камень — вот и весь арсенал первобытного труженика. Но чем сложнее становилось жилище человека, тем функциональнее делался инструмент. Например, пила — в Древнем Египте, а позже в Риме медная пила с алмазными зубцами использовалась при строительстве храмов. В наших краях она получила широкое распространение во времена Киевской Руси.

О каждом инструменте рассказывать можно отдельно и помногу, бесспорно одно: приспособления для строительства позволили человечеству создать и такие чудеса инженерной мысли, как египетские пирамиды, и развитую инфраструктуру.

Мы бы жили в пещерах и гротах, и «квартирный вопрос» испортил бы человечество гораздо больше и раньше: пещер на всех точно бы не хватило.

Целым набором — от молотка и штукатурного валика до гвоздей и пилы. Прежде чем паковать электродрель или шуруповерт, стоит подумать, будет ли на новой планете электричество.

Около 2,5 млн лет назад.

Нож люди изобрели тогда, когда ничего другого сконструировать еще не успели. Он входил в состав универсального первобытного орудия чоппер, придуманного каким-то титаном инженерной мысли — выходцем то ли из ранних людей вида Homo habilis, то ли вообще из обезьян австралопитеков, на этот счет у антропологов нет единого мнения.

Чоппер сделать просто: берем булыжник и бьем по нему булыжником побольше. Получаем расколотый надвое камень с острой кромкой. Если вы эстет, можете повторить операцию, чтобы выровнять кромку — древним умельцам для этого требовалось от двух до десяти ударов.

Знаменитый исследователь Луис Лики, первым обнаруживший чопперы, собрал однажды свидетелей в своем лагере в Олдувайском ущелье, пригласил фотокорреспондента, за двадцать минут изготовил чоппер, убил им барана, снял шкуру и разделал мясо. Пару миллионов лет каменные ножики совершенствовались, а примерно 5 тысяч лет назад люди перешли к меди, потом к бронзе, и уже Тутанхамон пользовался железными кинжалами.

Нож — орудие универсальное, но не единственное. Допустим, мясо без ножа разрезать трудно, поэтому на заре цивилизации животных пришлось бы поедать целиком, используя лишь собственный ресурс — зубы. Землю пахать пришлось бы боронами, поскольку плуг — тот же нож. Кухня была бы совершенно другой, но все равно что-то режуще-рубящее понадобилось бы — например, топор. Никакой хирургии, ведь скальпель — тоже нож, но как расцвела бы терапия! А японцам при совершении хара­кири пришлось бы обойтись без ритуальных клинков кусунгобу и отправлять себя на тот свет каким-то другим, подозреваем, менее эстетичным способом.

Зависит от предпочтений. Наиболее распространены в быту универсальные швейцарские и американские армейские ножи с набором инструментов. Если же вы хотите нож как он есть, с которым и поохотиться, и колбаски нарезать, да еще чтоб не портился, то лучше всего брать нож без складного механизма из булата ручной ковки — например, в Златоусте.

Самая старая обувь, которую удалось откопать ученым, — плетенные из стеблей полыни сандалии жителей пещеры Форт-Рок (Орегон, США). В 1938 году их обнаружил американский археолог Лютер Крессман, возраст находки — 10 тыс. лет. Но есть предположения, что люди носили обувь еще в эпоху среднего палеолита (300–30 тыс. лет назад). Поверим ученым на слово: сандалики и тапочки неандертальцев до наших дней, увы, не дошли.

Самая затейливая и древняя обувь была найдена в 2008 году в пещере Арени в Армении. Это пара, скажем так, кожаных носков, набитых травой для утепления. «Носкам» примерно 5,5 тыс. лет, но сдается нам, что и в момент создания они выглядели так же непрезентабельно.

Греки придумали обувную пару: левый ботинок и правый ботинок. До них обувь делали в прямом смысле слова одинаковой. Египтяне придумали каблук, о котором общество потом забыло чуть ли не до XV века.

Что же касается одежды — ученые предполагают, что потребность укрывать свое тело от жары, холода и дождя испытывали еще неандертальцы в эпоху нижнего палеолита. Гардеробы племен, проживавших в разных климатических условиях, естественно, различались.

Обувь или то, что отдаленно ее напоминало, помогла человеку преодолеть большие расстояния, а также пережить ледниковый период, не получив обморожения ног. Если же говорить об одежде — мы перестали ходить голыми, приобщились к творческому труду, получили возможность посредством одежды выделяться на фоне себе подобных, создали огромную индустрию моды.

Человечество смогло бы выжить только в зонах с теплым климатом, где удалось бы обходиться одними бусами и макияжем. Общество было бы более открытым, представления о стыде и телесности — другими. Эротические сайты не были бы так популярны.

Туфли на каблуках и платформах, и любимые хипстерами «дезерт бутс», и невообразимые архитектурные сооружения от Александра Маккуина, в которых выступает Леди Гага, тоже для чего-нибудь да пригодятся. Зачем себя ограничивать? Возьмем побольше красивой и не очень обуви — чтобы было из чего выбирать. С одеждой идеальный вариант — эвакуировать небольшую фабрику из Гуанчжоу с парой сотней китайских тружеников. Если эта опция будет недоступна, чемоданами вывозить свой гардероб, пока есть силы. Если и такая возможность не представится, то абсолютный must have в новом мире — ткацкий станок, книга Франсуа Буше «20 000 лет истории моды» и портниха.

Даже с таким привычным и не самым древним предметом не все так очевидно. Мы не будем забираться в дебри и пускаться в спорные рассуждения, а примем за точку отсчета 1977 год — время, когда появился компьютер, самый близкий родственник того, что теперь стоит в доме у каждого второго или третьего человека на планете. А стало это возможно только с появлением микропроцессора, который позволил пустить в массы это прекрасное изобретение.

С одной стороны, он подарил человеку поистине безграничную свободу, с другой — «поработил».

Уже выросло целое поколение, которому этот вопрос может показаться просто абсурдным. И все же, если бы компьютера не было, наш мир сейчас был бы совершенно иным — без гаджетов, соцсетей, интернета, Википедии, без которой было бы сложно написать эту заметку. Ведь нам пришлось бы идти в библиотеку, заказывать книги, ждать, пока сотрудник принесет их, и потом сидеть, скрупулезно выписывая нужную информацию, а затем на печатной машинке набирать текст статьи. В общем, искреннее спасибо всем, кто приложил руку к изобретению этого прекрасного предмета!

Идеально было бы придумать технологию, которая позволила бы отсканировать всю память Билла Гейтса и еще десятка титанов Силиконовой долины, затем закачать все это в лэптоп или скинуть на флешку или айпад и в новом мире заново совершить технологическую революцию. Или вовсе не брать компьютер с собой и посмотреть, как будет развиваться человечество без этой технологии — вдруг придумают что получше?

Не менее 6–7 тыс. лет назад

Посуда проделала длинный путь от корявых глиняных горшков до хрусталя и тефлона. Самые первые емкости для еды появились, по всей видимости, в эпоху неолита почти случайно: оставив рядом с костром обмазанную глиной корзинку, люди заметили, что обожженная глина годится для «сервиза». А до того как во Франции — почти 600 лет назад — изобрели знакомые всем тарелки, люди накладывали еду на плоские хлебные лепешки. Идея индивидуальной посуды, зародившаяся довольно поздно, своего апогея достигла в ХХ веке с изобретением одноразовых тарелок, стаканов и приборов, когда студент из Канзаса Хью Мур опубликовал статью о негигиеничности жестяных кружек железнодорожных инженеров и придумал первую «безопасную чашку» — скрученный конусом лист картона.

Мир без посуды — общество вынужденных сыроедов. В большинстве своем люди потребляли бы термически необработанную пищу, что вредно для здоровья. Сварить кашку или запечь жульен — да что там, банальное заливное было бы нам недоступно… А отсутствие эстетической составляющей превратило бы обед и ужин в простое удовлетворение биологической потребности.

Из всех видов посуды для транспортировки на другую планету лучше всего подходит нержавейка, которая не окисляется, не бьется и легче чугуна. Стоит запастись и одноразовой посудой — в немалых объемах.

105 год нашей эры. Цай Лунь, служитель императорского гарема, «сделал бумагу из древесной коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес ее императору» — зафиксировано в ханьских хрониках. До этого в Китае писали на дорогом шелке, и бумага быстро заменила «шелковые записи». Писчую бумагу делали из коры тутового дерева и водорослей, а для бытовых нужд — например, обои и туалетную бумагу — из риса или пшеничной муки.

Китайцы были не единственными изобретателями бумаги. Египтяне, к примеру, обходились папирусом, изготовленным из тростника, а в древнем Пергаме во II веке до н. э. для письма использовали обработанные специальным образом шкуры телят и кроликов — пергаменты.

Где первая бумага, там и ручка: рядом с папирусами и пергаментами археологи находят срезанные наискосок тростинки — прообраз перьевой ручки. Довольно древней оказалась и шариковая ручка: армянские ученые по рисунку, датированному 1166 годом, восстановили ручку из двух половинок бамбука с пустотелым шариком внутри, заполненным чернилами. Изобретение было утрачено, и уже в наше время шариковую ручку придумывали не один раз.

Фиксация и распространение знаний, сохранение опыта, описание исторических событий, развитие самосознания человечества.

Все пришлось бы запоминать и передавать устно. Скорее всего, мы имели бы сильно искаженное представление о многих вещах: мало того что человеческая память избирательна и изменчива, рассказчик вполне мог бы и приврать. Конечно, наврать можно и письменно, но у историков по крайней мере есть возможность со­поставить различные документы. Книги, справки, доносы, любовные записки и личные дневники — всего этого не было бы, если бы не китайцы с египтянами.

Несмотря на то что сейчас информацию хранят в цифровом формате, старая добрая ручка с блокнотиком попали в топ предметов, необходимых для перезапуска цивилизации. И не случайно: писать от руки — оно как-то надежнее. Взять с собой стоит, конечно, шариковую ручку и бумагу разных видов — для письма и хозяйственных нужд.

10–11 тыс. лет назад во время неолитической революции.

Человечество не может существовать без культурных растений. Практически все виды современных растений одомашнили неизвестные селекционеры в течение последних двух тысяч лет. Процесс шел на всех континентах, но больше всего постарались в Азии. Наша любимая пшеница, например, появилась в Турции.

Мы бы собирали дикие плоды и семена. Поскольку человек — отличный уничтожитель природы, то мы бы периодически попадали в голодные кризисы и час­тично вымирали. Потом, вероятно, научились бы жить, не выедая все подряд. В результате нас было бы на планете очень сильно меньше — раз в тысячу, чем сейчас.

Централизованно. Об этом мы уже позаботились: на планете существует около 1400 коллекций семян, включающих и культурные виды. Самый крупный семенной фонд — более полумиллиона образцов — собран в так называемом хранилище Судного дня на острове Шпицберген. Это полностью автоматизированное сооружение врыто в скалу и изолировано от внешнего мира герметичными шлюзами. Рабочая температура там –18 °С, и даже если отключить холодильники, потребуется несколько недель, чтобы она поднялась до нуля. Фонд постоянно обновляется, так как даже в этих усло­виях семена портятся: некоторые теряют всхожесть через 30 лет, некоторые — через несколько сотен.

Можно захватить и наши российские коллекции — около 400 тыс. семян хранит Всероссийский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова, — если, конечно, к моменту нашего перелета застройщики не уничтожат коллекцию Павловской опытной станции под Санкт-Петербургом, а разруха — Кубанский генетический банк семян.

Саженцы переселенцы смогут получить там же, на опытных станциях.

Появление огнестрельного оружия связано с изобретением пороха в Китае и Древней Индии около 2500 лет назад. В древности китайцы применяли «пику неистового огня»: из бамбуковых стволов сила пороха выталкивала струю дыма и пламени. Против войск Александра Македонского индусы применяли устройства, извергающие «громы и молнии». В Европе огнестрельное оружие впервые появилось в конце XIII века.

Европа, которая всегда верила в свою цивилизованность, никогда раньше не могла представить себе оружия такой разрушительной силы и столь массового механистического процесса истребления людей. В этом смысле выражение «Бог создал людей сильными и слабыми, а полковник Кольт уравнял их шансы» потеряло актуальность. Существующие сегодня арсеналы могут лишить шансов все человечество.

Огнестрельное оружие быстро победило в конкуренции с луками и арбалетами благодаря простоте в обращении, а также возможности дальнейшего технического совершенствования. Если в XVIII–XIX веках украшенные резьбой и инкрустацией пистолеты были в том числе атрибутами стиля, то сейчас они лишь средство защиты или нападения.

В отсутствие огнестрельного оружия обязательно придумали бы какой-нибудь другой эффективный способ убийства. Значительно усовершенствовались бы метательные орудия, широко распространились бы ядовитые газы. Войны преимущест­венно были бы контактными, армии многочисленными. А вот потерь среди мирного населения было бы, скорее всего, меньше.

А стоит ли? Хочется надеяться, что на новой планете людям не придется стрелять друг в друга. А то планет не напасешься.

Фото: Константин Миленин, Руслан Кудрин, Юрий Соловьев, Анна Владимировна Зеленская, Иван Гусев, Геннадий Кравецкий, Григорий Степанов, Руслан Керимов/ Фотобанк Лори, Марина Володько, Юрий Плющев, Александр Княжецкий, Александр Малышев, Ольга Демчишина, Антон Стариков, Александр Блинов/ Фотобанк Лори

Курс рубля берет новые рубежи: «доллар отдыхает»

Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия

Годфри Спенсер: «Мир был бы идеальным, если бы родители плакали со своими детьми и в радостные, и в грустные моменты»

Инсайты из выступления международного медиатора и специалиста по ненасильственной коммуникации в Киеве

Годфри Спенсер, медиатор и член правления Международного центра ненасильственной коммуникации, уже более 20 лет занимается урегулированием международных и корпоративных конфликтов, но, как ответственный отец пяти детей и дедушка 14 внуков, переложил свои знания в область родительства. На днях он выступил в Киеве на встрече, организованной усилиями команды Empatia и DEC life school, и дал несколько советов родителям, как наладить отношения с детьми.

«Самому взрослому ребенку, с которым я взаимодействовал, было 65 лет. Эта очень маленькая девочка имела проблемы со своей матерью — 93-летним тираном, постоянно ее запугивающим и ограждающим», — так начал свое выступление Годфри Спенсер. Проблемы в отношениях могут быть как с трехмесячным, так и с семнадцатилетним или даже пятидесятилетним ребенком. И суть этих проблем обычно не зависит от возраста.

Часто, будучи родителями, мы считаем, что являемся теми, кто принимает решения за ребенка: не только что ему кушать, в какой сад ходить, но и какие у него должны быть привычки, чувства, что для него в жизни абсолютная необходимость, а что — абсолютная ненужность. Принимая решения за своих детей, мы наносим много вреда. Ребенок, лишенный возможности выбора, не чувствует себя взрослым, обрастает множеством зависимостей и ненужных ему ритуалов. Все, что вы должны делать, — это давать своим детям максимальную автономию, коррелирующую с их безопасностью.

Зачастую отношение к детям как к собственности проявляется на вербальном уровне, в словах «Мой ребенок». Ведь под этими словами мы не имеем в виду «ребенок с моими генами», а подразумеваем нечто другое. Это «нечто» связано со взятой на себя сверхответственностью и превышением родительских полномочий. Говоря фразу «Мой ребенок», мы словно сообщаем ему: «Ты мой. Ты будешь делать все, что я скажу», что по сути значит «Ты ниже меня». Попробуйте представить своего ребенка по-другому. Например, что ваш ребенок — не ваш, не ваша собственность, а отдельная личность. Изменится не только риторика, но и сама коммуникация с ребенком.

Иногда градус отношений с детьми накаляется, и нужно научиться вовремя абстрагироваться, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны. Увидеть не только себя со своими эмоциями (позиция «Я»), но и поставить себя на место ребенка, попробовать угадать его чувства (позиция «Ты»), и самое главное — увидеть ситуацию глазами объективного стороннего наблюдателя (позиция «Мы»). Это основной шаг на пути к большей терпеливости.

Изобретено прекрасное определение, что означает быть в бешенстве. Это повторять одно и то же действие несколько раз, но ожидать иной реакции. Другими словами, если вы говорите ребенку «Собери свои игрушки» больше чем два раза, не получая результат, который вы хотите, вы уже пребываете в бешенстве. Если вы можете сказать «Мой маленький мальчик только что нажал кнопку, которая называется «Нетерпением», это значит, что кто-то имеет контроль над тем, как вы себя чувствуете. А это слабая позиция, которая дает вам ощущение беспомощности. В такой ситуации вы отдаете свою силу. Выдохните и скажите себе: «Ни одно человеческое существо не может вывести меня из равновесия. Я полностью ответственный за то, что чувствую и что делаю». Именно такая позиция — позиция силы.

Часто взрослые, пребывая в состоянии бешенства, переходят к насилию. Убийственный взгляд, напряженные движения, зашкаливающая скорость передачи информации, когда вас слышно за километр, а детям от этого крика больно в ушах. Через каждое наше слово, невербальную коммуникацию дети получают блоки смыслов. Но это не всегда те смыслы, которые мы хотим донести. В данном случае дети считывают признаки насилия. И первое, о чем они думают, попав в такую ситуацию, — не то, что вы говорите. Они думают о том, будут ли они живы через 5 секунд.

Чтобы гнев не переходил в насилие, заставляя лопаться барабанные перепонки ребенка, а ваши слова были услышаны, следует изменить отношение к самому чувству гнева. Проявляя гнев, мы как бы говорим ребенку: «Я хочу, чтобы ты изменился». Но мы не можем никого изменить, даже собственных детей. Когда мы отказываемся от иллюзии, что можем кого-то заставить что-то поменять в себе через страх, наш гнев не превращается в насилие и ребенок может его воспринять. Это не значит, что вы должны подавлять гнев, у вас должна быть другая цель его проявления — показать свои чувства.

Показывать здоровую реакцию важнее, чем кажется поначалу. Родители часто жалуются, что дети специально пытаются вызвать их гнев: ребенок может шуметь, нарочито громко разговаривать, капризничать. Особенно часто такие ситуации случаются со взрослыми, которые подавляют негодование и проявляют мнимое спокойствие. Но это не только попытка ребенка обратить на себя внимание, как может показаться поначалу, это также вызов «Покажи мне свои истинные эмоции». Только увидев вашу настоящую реакцию, ребенок понимает, что услышан.

Часто взрослые притворяются перед детьми, что у них нет чувств, прикрывают свою боль и эмоции. Не плачут, не меняют свой голос, когда внутри чувствуют себя очень расстроенными: «Я не хочу перекладывать свои эмоции на ребенка». Но ваш ребенок знает о вашем состоянии, он его чувствует, но не может проанализировать. Он понимает, что что-то не так с коммуникацией, но не понимает, как с этим справиться. Лучше быть правдивым с ним и коммуницировать с абсолютной прозрачностью и честностью. Расскажите, почему вы расстроены, почему вы сегодня не так веселы, как обычно. Это его успокоит.

Объясняясь с детьми, родители часто используют «детский» язык. Не делайте этого. Используйте язык, который наиболее естественен для вас. Даже ваш двухлетний ребенок вас поймет. Он должен всего лишь чувствовать, что вы пытаетесь установить с ним связь. Для этого не нужно знать смысл слов, ребенок считывает интонации. Особенно это касается интонаций мамы. Он слышал ее голос даже в утробе и знает его вибрации и их значение наизусть. Поэтому, когда вы что-то говорите ребенку, он знает, соответствует ли сказанное вашему внутреннему состоянию или нет, правда это или ложь. Удивительно, но дети являются хорошими детекторами лжи своих родителей.

Когда родители много времени проводят на работе, дети обижаются. А что мы делаем, когда кто-то расстраивается? Балуем, дарим подарки. Мы как бы говорим этим: «Я сделаю все, что ты захочешь, я дам тебе все, что попросишь. Только, пожалуйста, люби меня». Но это не помогает. Дети продолжают обижаться, капризничать. Потому что ребенку просто нравится быть с вами, а не проводить время с тем, кто решает его проблемы и удовлетворяет прихоти. Самое правильное, что мама могла бы сделать, когда ребенок просит чашку другого цвета, потому что не хочет пить с зеленой, — не удовлетворить каприз, а предположить, почему ребенок так себя ведет и попробовать наладить диалог с ним через вопрос о том, что он при этом чувствует: «Почему ты просишь другую чашку? Ты обижен? Ты хочешь больше внимания?». Если вы услышали в ответ, что вы плохая мама, что для вас важнее работа, чем он, таким образом ребенок дает вам возможность выразить то, что вы чувствуете. Расскажите, что вы очень скучаете по нему, когда не дома, что для вас важно быть ценной для него и грустно слышать такие слова. Ни в коем случае не нужно злиться на ребенка за его капризы: сложно поверить, но эти маленькие человеческие существа делают все возможное, чтобы удовлетворить свои потребности в любви. И вы ее можете дать, но не через подарки или потакание прихотям.

Мир был бы идеальным, если бы родители плакали со своими детьми и в радостные, и в грустные моменты, и от того, что злятся. Дети должны получать понимание и сочувствие. Не важно, какую реакцию вы получите в ответ, важно то, что они получили от вас самый огромный подарок — сопереживание. Попробуйте угадать чувства ребенка, осторожно спрашивайте о них, строя предположения. В таких вопросах всегда должно быть сомнение: вы не можете быть уверенным в том, что он чувствует, это всего лишь ваши догадки.

Если вы считаете, что ваш ребенок упрямый, надоедливый, непослушный — скорее всего, это именно то, что вы получите в результате. От этого видения зависит ваш план действий, и чаще всего он неправильный. Наказания («если еще раз так сделаешь — останешься без мультиков на весь день»), манипуляции («если сам не оденешься — будешь сидеть дома»), пристыживания — эти действия возымеют обратный эффект и усугубят ситуацию.

Необходимость постоянно быть правым — одна из самых типичных зависимостей взрослых. Она является существенным препятствием для хороших отношений: когда мы хотим быть правыми, мы перестаем слышать. Если вы что-то советуете своему ребенку, а он говорит «Нет, спасибо, не нужно», не спешите отвечать, что он глупец, потому что отказывается от вашей точки зрения. Услышьте его позицию. В конце концов, он сам решает, по какому пути ему идти.

Текст и интерпретация: Алена Могилевец, журналист

Можно ли прожить 7 дней без гаджетов? Эксперимент АиФ.ru

Корреспондент АиФ.ru на одну неделю отказался от смартфона, планшета и социальных сетей.

Несколько лет назад социологи объявили, что в мире появилось заболевание XXI века — гаджет-зависимость. Как выяснилось, большинство людей не могут провести ни одного дня без проверки сообщений на сайте «ВКонтакте», просмотра и оценки кадров друзей в Instagram, просмотра смешных видео на телефоне или скачивания нового приложения для обработки фото. Современный человек чувствует себя без гаджетов как без рук — особенно это касается молодёжи. По мнению экспертов, новым поколениям будет гораздо сложнее социализироваться, поскольку всё общение и живые эмоции человеку заменят смартфон или планшет. Так, в рамках эксперимента, проведённого петербургским психологом, подростки смогли продержаться без электронных устройств только восемь часов.

Корреспондент АиФ.ru решил прожить без современных электронных устройств и соцсетей одну неделю.

Всего-то семь дней без гаджетов: что может быть проще? Так я думала перед началом своего эксперимента по отказу от электронных устройств. Чтобы эксперимент был чистым, начать решила с понедельника, чтобы провести без гаджетов как рабочие, так и выходные дни. Для себя я установила жёсткие правила: в течение одной недели я не буду пользоваться смартфоном, планшетом, социальными сетями и плеером, а компьютер и интернет буду использовать исключительно для работы — для написания и отправки материала редактору. Чтобы неповадно было, всю свою технику я сложила в коробку и убрала её на шкаф, а из нижнего ящика стола достала телефон, которым пользовалась лет десять назад, но уже тогда он считался устаревшим. Да, с него нельзя зайти в интернет или опубликовать пост на Facebook, зато он компактный и громко звонит.

Первый день без гаджетов оказался самым сложным. Когда я проснулась утром в понедельник и ещё даже не открыла глаза, рука машинально потянулась к журнальному столику у кровати — за телефоном: обычно перед тем, как встать с кровати, я проверяю свою почту и сообщения в соцсетях. Когда вместо привычного смартфона размером с мою ладонь я нащупала небольшой мобильник, сразу вспомнила: ну конечно, я же провожу эксперимент. За завтраком я всегда уже сижу за компьютером — читаю новости и материалы на сайте АиФ.ru и материалы других изданий. В рамках эксперимента от этого тоже пришлось отказаться, и впервые за долгое время завтрак в будний день я провела на кухне.

В результате утренний приём пищи завершился на полчаса раньше, ведь от еды меня ничего не отвлекало. Я включила компьютер и, не заходя в интернет, открыла Word: мне нужно писать материал об открытии выставки на тему маскарада в Российской национальной библиотеке — я ходила туда в конце прошлой недели и собрала всю необходимую информацию. Когда я уже заканчивала работу, оказалось, что я не знаю, как долго продлится выставка. Как это выяснить? Первой мыслью было зайти в интернет и «загуглить», но мне такой вариант не подходит. Вторая мысль — посмотреть информацию в пресс-релизе, но он тоже находится в приложении к письму в моей электронной почте. Я уже было собралась сделать исключение и нарушить правила эксперимента, но внезапно меня осенило: можно ведь просто позвонить в библиотеку. Почему это сразу не пришло мне в голову? Телефон библиотеки записан в моём ежедневнике. Уже через минуту я знала дату окончания выставки и закончила работу над материалом.

Чем заняться во время перерыва в работе? Обычно я просматриваю ленты новостей в соцсетях и просматриваю понравившиеся материалы. Поскольку сейчас этого делать нельзя, возьму книгу Фолкнера. Обычно рабочий день проходит в такой спешке, что я успеваю читать только в метро. Из-за этого чтение продвигается небыстро, и за неделю я смогла прочитать чуть больше ста страниц романа «Шум и ярость».

Вечером следующего дня я договорилась встретиться с подругой в кафе. Мы не виделись довольно долго, и нам будет что обсудить. Я пришла в кафе первой, села за столик. Через 10 минут со своего доисторического телефона звоню подруге: «Ты где?». «Я задержусь на полчаса, я же тебе написала в WhatsApp, — отвечает она. Чтобы скоротать время ожидания, я пролистала бесплатную газету с новостями, а потом снова достала книгу. Большинство посетителей кафе не выпускает смартфонов из рук, периодически посматривая на экран — причём даже те люди, которые сидят в компании и общаются с собеседниками.

Когда подруга наконец пришла, мы заказали по чашке капучино. Нам принесли очень красивый кофе: на одном из них бариста сделал рисунок в виде цветка, а на другом — лебедя. Так и хочется это сфотографировать и выложить в Instagram, что подруга тут же и сделала. Пока она выбирала фильтр для фото, мне оставалось только пить свой кофе.

В четверг мне предстояла поездка за город, в приют для птиц, о котором я планировала написать. Загвоздка заключалась в том, что я страдаю топографическим кретинизмом и способна заблудиться даже в центре Петербурга, который я за свою жизнь исходила вдоль и поперёк. Однажды, когда аккумулятор в телефоне сел, я больше двух часов добиралась домой из Мариинского театра, потому что не могла найти остановку общественного транспорта, а спросить было не у кого. Добавлю, что, когда я ехала в Мариинку, я выходила именно на этой остановке. По этой причине пешеходный навигатор в телефоне — мой лучший друг и соратник на каждый день, но теперь придётся обойтись без него. Узнав адрес приюта, я достала толстый справочник «Жёлтые страницы», открыла карты и долго изучала свой маршрут. Мне предстоит приехать на метро на другой конец города, найти там нужную мне остановку, сесть на маршрутку, сойти на правильной остановке и пройти ещё где-то пять минут.

Провести выходные без гаджетов оказалось гораздо легче, чем будние дни: я встречалась с друзьями, гуляла по городу, читала и ходила в кино. Информацию о расписании сеансов я узнала, позвонив в кинотеатр: его номер оказался на невыброшенном из сумки билете с прошлого похода в кино. Когда в воскресенье вечером я стала подводить итоги недели без электронных устройств, оказалось, что я провела эти семь дней очень продуктивно. Я поняла, что каждое использование гаджетов отвлекало меня от ежедневных дел. Например, собираясь прочитать одну статью в интернете во время завтрака, я продолжала переходить по бесконечным ссылкам и смотреть новые материалы, содержание половины которых тут же забывала. Желая проверить наличие новых сообщений в соцсетях, я бесцельно прокручивала новостную ленту, получая огромное количество бесполезной информации. Подобные действия я повторяла несколько раз в день: вдруг появилось что-то важное, а я пропущу? В результате время, проведённое в электронных устройствах, складывалось в целые часы, украденные у самой себя.

За неделю без гаджетов я завела новые полезные знакомства, прочитала всю книгу Фолкнера с двумя романами и обнаружила в своём ежедневнике множество интересных телефонов, о существовании которых я забыла. Оставшегося времени мне вполне хватило на то, чтобы три раза в день питаться домашней едой, а не делать перекусы на бегу, позвонить всем друзьям, с которыми давно не общалась, и разобрать вещи в своём шкафу: сделать это я собиралась уже целый месяц, но не могла найти времени.

Тем не менее, я с радостью достала коробку со своими гаджетами и включила смартфон. Мне было интересно, много ли важной информации я пропустила. Оказалось, что ничего стоящего внимания от меня не ускользнуло: новости я узнавала из газет и от коллег, а всем друзьям, которые отправили мне сообщения в соцсетях, я и так позвонила. Наконец, у меня просто исчезла потребность регулярно проверять данные в телефоне.

С понедельника я вернулась к своей обычной жизни с электронными устройствами. Правда, теперь я читаю новости в интернете и проверяю сообщения в соцсетях только после завтрака, а свободное время стараюсь проводить без гаджетов: не хочется отбирать драгоценное время у самой себя.

Источники:
10 главных итогов цивилизации
Последние новости. 10 главных итогов цивилизации. Прогнозы экспертов. Мнение аналитиков. Рейтинги. Отзывы.
http://expert.ru/russian_reporter/2011/51/10-glavnyih-itogov-tsivilizatsii/
Годфри Спенсер «Мир был бы идеальным, если бы родители плакали со своими детьми и в радостные, и в г
Инсайты из выступления международного медиатора и специалиста по ненасильственной коммуникации в Киеве
http://womo.ua/godfri-spenser-rebenok-ne-vasha-sobstvennost/
Можно ли прожить 7 дней без гаджетов Эксперимент
Корреспондент АиФ.ru на одну неделю отказался от смартфона, планшета и социальных сетей.
http://www.aif.ru/techno/gadgets/mozhno_li_prozhit_7_dney_bez_gadzhetov_eksperiment_aif_ru

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (4)

Что делать, если муж охладел — Психология Автор ряда книг по сексуальному мастерству, директор женского тренингового центра Екатерина Федорова как поступать, когда… (4)

Если мужчина телец пропадает Если мужчина пропал без объяснений Сегодня статью «Почему исчезают мужчины?» прокомментировал мужчина, причем очень подробно… (4)

Как стать счастливым книга Как стать счастливым Как стать счастливым Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе… (4)

Если мужчина лев пропал Какие признаки указывают на то, что мужчина-Лев влюблен?Какие признаки указывают на то, что мужчина-Лев влюблен?… (4)

COMMENTS